Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме святого храма. Канон: воскресный на 4, Богородице из Октоиха на 2 и храма на 8. Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос воскресные, седален храма (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос храма. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен храма; «И ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Стихиры на «Хвалите...»: стихиры Октоиха – 4; стихиры храма на 4, причем последние два припева – не воскресные, а со стиховни великой вечерни храмового святого; «Слава»: стихира храма; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием только святого храма. По отпусте «Слава, и ныне»: евангельская стихира. На часах На 1-м и 6-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь храма, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак воскресный. На 3-м и 9-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь храма, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак храма. Литургия «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и 3-я песнь канона храма на 4. По входе: тропарь воскресный, тропарь храма, кондак воскресный; «Слава»: кондак храма, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и храма. Апостол и Евангелие – рядовые и храма. Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием только храмового святого. §4. Полиелейные праздники §4.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в неделю (кроме периода пред- или попразднства) Устав такой службы изложен в 4-й главе Типикона, которая почти полностью дублирует 3-ю главу. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого (если в службе святого в Минее нет отдельных стихир для малой вечерни, то можно петь стихиры великой вечерни); «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Пс. 21 и 142, 8 и д. (Слышану сотвори мне заутра милость Твою). Слава. Поучение. Молитва . – 6-й час: Молитва к Богу отцу. Пс. 50 . Поучение, молитва. 8-й отдел Псалтири. Пс. 40. 1–4 «Блажен разумеваяй на нища и убога». Господи, кто обитает. Поучение. Молитва . – 9-й час: Молитва к Сыну Б. Пс. 50 . Поучение, молитва, псалмы: Возлюбих, Веровах, Хвалите господа вси языцы. Песнь, Поучение. – После 9-го часа совершается литургия. После нее, а если ее нет, то после 9 часа особая прибавочная служба (без имени): Псалом сообразно дню. Похвальное словов святому дня. Трисвятое, 8-й отдел Псалтири. молитва, поучение. Несколько стихов из псалмов. Большой чтение из пророков или Апостола (так что прочитывается целое послание). Аллилуиа дважды. 3 стиха из псалмов. Аллилуиа 1. Евангелие. Верую. Поучение, молитва. – Вечерня: Аз К Богу воззвах и Господь спасет мя. Вечер и утро и полудне повем и возвещу и услышит глас мой – и стихи собст. составления. Пс.: Приклони Господи. Слава. Слава тебе Господи. Пс. 139–141 . в воскресение ектения из 33 прошений с ответом «Господу помолимся». Молитва. Трисвятое. Пс.: Возведох очи мои в горы. Песнь. Поучение. Молитва. Пс.: Господи кто обитает, К тебе возведох очи мои. Боже во имя твое спаси мя. Поучние. Молитва. – Повечерие: Господи Боже спасения моего во дни воззвах и внощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Слава. Пс.: Внегда призвати, Господи до не яростию, Доколе Господи, Сохрани мя Господи, Услыши Господи правду мою. Им же образом желает елень, Боже в помощь мою. Два посл. стиха 85 пс. Слава. Длинная пень, испрашивающая у Бога благоприятной ночи. Поучение. Молитва. Господь просвещение мое. В посты – особый гимн. Поучение. Молитва. – Служба пред сном: Пс. 42, 3–5 (Посли свет твой и истину твою...) Слава с несколькими стихами. Из 118 псалма несколько его отделов. Пс. 35, 1–4 (Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет...). Из песни Аввакума 3, 18–19 (Аз же (с. 335) о Господе возрадуюся...) Псалмы: Гсподи, кто обитает, К тебе возведох очи мои, Боже во имя твое спаси мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Вслед за этой молитвой поется прокимен и читаются Апостол и Евангелие, если положено по Уставу (например, 24 февраля, 9 марта и в день храмового праздника) 138 . Если же нет Апостола в Евангелия, то диакон выходит на солью и произносит сугубую ектению: «Рцем вси...». В это время убирается на Горнее место Престола Евангелие и развертывается Антиминс, как и на обычной литургии. В это время царские врата закрываются (см. Служебник и А. Неаполитанский. Цит. соч., с. 63). Но на практике сугубая ектения произносится при открытых царских вратах. Затем следует ектения об оглашенных и возглас: «По Дару Христа...». На пении: «Ныне силы небесные...» открываются царские врата. Молящиеся становятся на колени. Диакон кадит только святой алтарь. Затем иерей, стоя с диаконом перед Престолом, воздевает руки горе и трижды молится: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится». Диакон доканчивает: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)». После этого все сразу прикладываются к Престолу, идут к жертвеннику и совершают три малых поклона со словами: «Боже, милостив буди ми грешному», затем священник кадит (три раза) Св. Дары, и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо большой воздух. Сам же берет правой рукой Дискос и поставляет его себе на главу, а в левой руке берет св. Чашу и переносит Св. Дары с жертвенника на св. Престол, через северные двери и царские врата. Диакон предшествует ему, держа в левой руке подсвечник со свечой, а в правой – кадило, и кадит им часто 139 . При прохождении иерея по солее все люди падают ниц. При входе в царские врата иерей произносит вполголоса: «Верою и любовию приступим...». Молящиеся поднимаются, хор поет: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)». По доставлении Св. Даров на Престоле иерей снимает покровцы с Дискоса и с Чаши, покрывая воздухом, перед этим окадив его 140 , и читает молитву: «Господи и Владыко живота моего...» с тремя поклонами. Закрываются царские врата, и задергивается завеса наполовину. (Это действие указывает, что литургия Преждеосвященных Даров неполная). Диакон выходит на солею и произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу...». В это время священник читает тайную молитву, в которой просит Бога очистить его от скверны и сподобить достойно принять Св. Дары. Эта молитва приписывается св. Афанасию Великому .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В том случае, если святому положено славословие, изменения в богослужении касаются лишь пения канона: здесь иное соотношение тропарей. Какое именно – зри Типикон. Но то, что святые, которым поется славословие, очень редки в Типиконе, говорит также и о том, что в Типиконе не имеется конкретных указаний о том, как следует петь канон славословному святому. По-видимому, указание остается прежним: сначала поется канон праздника, а потом – канон святого (видимо, на 6). Зато в славословной службе, естественно, катавасия поется по каждой песни. Катавасия эта, как правило, полагается по уставу празднику. Четкого правила, какую катавасию в данном случае петь, нет. Если мы возьмем Преображение Господне или Успение, то здесь самая разная практика. Бывает, что на катавасию поются не ирмосы праздника, а ирмосы последующего праздника, а бывает и наоборот. Устав о пении катавасий можно найти в Типиконе или в справочнике Розанова. Но как правило, поются ирмосы праздника на катавасиях, если святому положено славословие или полиелей. Богослужение кончается обычным образом. В стихирах на «Хвалитех» поются стихиры святому, покрываются они Богородичном праздника. Затем поется Великое славословие, тропари – таким же образом, как по «Ныне отпущаеши» (тропарь святого, «Слава, и ныне» праздника), обычная концовка. Изменений при чтении Часов не имеется. На Литургии, в зависимости от праздника, положено два прокимна; обычно прокимен праздника предваряет прокимен святого. Читаются два зачала – рядовое и святому. В случае, если попразднство совпадает с празднованием святому, которому положен полиелей (или всенощное бдение), устав будет следующим. Естественно, на малой вечерне на всенощном бдении поются стихиры святому рядовому, которому положено всенощное бдение, но покрывают эти стихиры песнопения праздника с малой вечерни (говоря о малой вечерне, я говорю о святом, которому положено всенощное бдение – святому, которому положен полиелей, малую вечерню не служат; служится сразу великая вечерня в конце 9-го Часа). Стихир на «Господи, воззвах» в данном случае поется обычно 8; предваряют стихиры праздника, а затем поются стихиры святому (первые три – праздника, остальные 5 – святому). Общее правило, которое следует запомнить: покрываются стихиры на «Господи, воззвах» всегда песнопением праздника. На стиховне чаще всего положены стихиры святому, которые покрываются Богородичном праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пс. 50. Поучение, молитва. 8-й отдел Псалтири. Пс. 40. 1–4 «Блажен разумеваяй на нища и убога». Господи, кто обитает. Поучение. Молитва. —  9-й час: Молитва к Сыну Божию. Пс. 50. Поучение, молитва, псалмы: Возлюбих, Веровах, Хвалите Господа вси языцы. Песнь, Поучение. — После 9-го часа совершается литургия. После нее, а если ее нет, то после 9 часа особая прибавочная служба (без имени): Псалом сообразно дню. Похвальное слово святому дня. Трисвятое. 8-й отдел Псалтири. Молитва, поучение. Несколько стихов из псалмов. Большой чтение из пророков или Апостола (так что прочитывается целое послание). Аллилуиа дважды. 3 стиха из псалмов. Аллилуиа 1. Евангелие. Верую. Поучение, молитва. —  Вечерня: Аз К Богу воззвах и Господь спасет мя. Вечер и утро и полудне повем и возвещу и услышит глас мой — и стихи собственного составления. Пс.: Приклони Господи. Слава. Слава тебе Господи. Пс. 139–141. В воскресенье ектения из 33 прошений с ответом «Господу помолимся». Молитва. Трисвятое. Пс.: Возведох очи мои в горы. Песнь. Поучение. Молитва. Пс.: Господи кто обитает, К тебе возведох очи мои. Боже во имя Твое спаси мя. Поучение. Молитва. —  Повечерие: Господи Боже спасения моего во дни воззвах и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к моему. Слава. Пс.: Внегда призвати, Господи до не яростию, Доколе Господи, Сохрани мя Господи, Услыши Господи правду мою. Имже образом желает елень, Боже в помощь мою. Два последних стиха 85 пс. Слава. Длинная песнь, испрашивающая у Бога благоприятной ночи. Поучение. Молитва. Господь просвещение мое. В посты — особый гимн. Поучение. Молитва. —  Служба пред сном: Пс. 42, 3–5 (Посли свет Твой и истину Твою…) Слава с несколькими стихами. Из 118 псалма несколько его отделов. Пс. 35, 1–4 (Яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет…). Из песни Аввакума 3, 18–19 (Аз же о Господе возрадуюся…) Псалмы: Господи, кто обитает, К тебе возведох очи мои, Боже во имя Твое спаси мя. Начало песни 3 отроков до Благословите воды. Пс. 150.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Вначале читались иерейские молитвы, потом вечерня, потом утреня, часы, а, как уже писал, в праздники, субботы и воскресенье – Литургия. Я заметил, что во время церковных служб о. Василий словно перерождался, голос становился особенно четким, слова и фразы звучали ясно и понятно, и он словно уходил от всего окружающего и видел что-то мне неизвестное. Временами казалось, что не один он служит, а стоят с ним люди, знаемые им, и для них и для себя совершает он литургию, вечерню, утреню, читает акафист или служит молебен или панихиду. Конечно, все эти названия служб я узнал только к концу второго месяца своей жизни в подвале. Через месяц уже довольно бодро ковылял по подвалу, опираясь на костыли; ранение было сквозное, все время держалась высокая температура, в груди клокотала мокрота, смешанная с кровью, и при надрывном кашле выбрасывалась комками, с тяжелой болью. – Двигайтесь, двигайтесь, – говорил о. Василий, – иначе начнется отек легких. Тяжелое у тебя ранение, дыхательные пути забиты мокротой, плеврит и сквозная пулевая рана, да еще живешь в холодном подвале, но – живешь! Не травы, не уход мой, а Сам Господь и Матерь Божья охраняют тебя. Запомни это, Сергей. Говоря со мной, он звал меня то на «ты», то на «Вы». Лежу на топчане вымытый, накормленный, обложенный компрессами с травами и слушаю, как молится о. Василий. Горят перед иконами три лампадки: красная, белая и зеленая; беспрерывно почему-то мигает стоящий рядом со мной «моргасик», и вдруг тишину подвала раздвигает голос о. Василия: – Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Я знаю – это начало всенощной, а дальше ширятся куда-то ввысь и плывут слова – Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Читает, нет, не читает, а произносит по памяти всю службу – отчетливо, громко. Слово от слова словно отделены, но в то же время соединяются в одну слитную фразу. Первые дни ничего не понимал, но невольно вслушивался; с каждым днем слова и фразы вспоминались и складывались в памяти, приобретали смысл; я начал улавливать внутреннее значение услышанного. Наступило время, точно не помню когда, вдруг ощутил логическое построение служб, молитв и совершаемого о. Василием богослужения. Времени для размышлений было у меня более чем достаточно. Начал услышанное анализировать, продумывать, как бы раскладывать по одному мне известным «полочкам». Славянского языка, конечно, не знал, но логичное построение и ежедневное повторение служб позволили довольно скоро понять произносимые молитвы, кондаки, икосы, псалмы, читаемые в службе часов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Общественное богослужение в православной церкви предваряется и сопровождается церковным звоном. Для сего при церквах бывает несколько колоколов не одинаковой величины. Церковные колокола появились не тотчас по основании церкви; сначала вместо наших колоколов употреблялись доски деревянные или металлические, которые в церковном уставе называются – било, клепало, древо великое и проч. В них ударяли молотком или палкой, когда было нужно. Посему в уставе встречаются такие выражения: ударяет в било», «ударяет в великое древо», «клеплет в великое, «знаменует в великое», или просто «клеплет», «ударяет» и пр. Всё сказанное в уставе о биле, клепали» и пр. нужно применять к колоколам. Упоминается в уставе и о колоколах, они именуются кампанами. Таким образом в руководство для совершения звона мы должны взять из устава указание о биле, клепале, кампане и пр. Сопоставляя эти данные, можно указать следующие руководственные правила для совершения звона. Пред началом богослужения совершается звон в один колокол, ударяют в него известное число раз. Этому звону усвоено наименование «благовест», – «о часе десятом нощи бывает благовест» (Тип. послед. вс. бдения на Рождество Христово); так называется этот звон потому, что им возвещается благая, радостная весть для христиан о начале богослужения. В продолжение дня богослужение совершается три раза – вечером, утром и днём; вечером совершается девятый час, вечерня и повечерие; утром полунощница, утреня и первый час; днём третий и шестый часы и литургия. Посему и звон в один колокол или благовест совершается в продолжение дня три раза, – к вечернему богослужению пред девятым часом, к утреннему пред полунощницей и дневному пред третьим часом. В типиконе говорится, что вечером и пред службою девятого часа кандиловжигатель «знаменует в кампан», во утрии пред полунощницей тоже «знаменует в малый кампан», (Тип. IX г.), пред службою третьего часа «ударяет в било довольно» (Тип. понед. 1-й седмицы Св. Четыредесятницы ). За благовестом в один колокол по окончании девятого часа вечером, полунощницы утром, третьего и шестого часа, днём пред следующими службами – вечерней, утреней и литургией, как более торжественными, совершается звон в несколько колоколов вместе – звон во вся. В типиконе говорится: по конце девятого часа знаменует в два или четыре кампана по уставу, «в два – в великом посте, в четыре в обычные дни»; по окончании полунощницы параекклессиарх клеплет в кампаны (тип. IX г.) Звон во вся совершается в три приёма и потому называется тризвоном или трезвоном (Тип. последование вс. бдения на Рожд. Хр.) На литургии бывает звон в один колокол «к достойно,» когда начинается петь «достойно и праведно есть», т.е., во время самой важной части литургии, звон непродолжительный. На юге России принято совершать звон в один колокол во время утрени на 8 песни канона, когда поётся «величит душе моя Господа». Указаний на последние два звона в уставе нет, они утвердились обычаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Естественно, человек, желающий причаститься, сохраняет пост, и таким образом эти дни года проходят в особенно строгом, совершенном посте. Если вспомнить, какие это дни, то очень легко можно понять, почему именно они выделяются из течения всего церковного года. Это два Сочельника – Рождественский и Крещенский, Великий Четверг и Великая Суббота, и дни Преждеосвященной литургии – будние дни Четыредесятницы, естественно, очень строгие и постные. Сейчас мы говорим о Великом Четверге; вспомним: в Среду совершалась вечерня с литургией Преждеосвященных даров, потом было повечерие, полунощница, утреня, первый час, о которых мы сейчас говорили, потом третий, шестой и девятый час. От вечерни до девятого часа прошел полный круг церковного дня, а литургии в нем не было. Почему? Потому что литургия в Великий Четверг должна быть на вечерне; церковный день прошел, все службы исчерпаны, а литургии не было. Тогда после девятого часа назначается чин изобразительных, чтобы круг церковного дня не прошел хотя бы без воспоминания о литургии. Литургия Великого Четверга – это совершенно уникальная служба. Это день установления таинства Евхаристии, поэтому назначен самый торжественный чин, который только может быть – литургия Василия Великого . Каков порядок этой службы? Естественно, начинается она возгласомБлагословенно Царство, но после него следует чтение 103 псалма, потому что сначала нам нужно отслужить вечерню; далее – великая ектенья. Кафизмы, естественно, нет, потому что рядовое чтение Псалтири отменено. И затем следуют воззвахи и стихиры на Господи, воззвах. Стихиры эти повторяют стихиры Великой Среды и снова говорят об Иуде. Надо сказать, что там есть одна-две стихиры о беззаконных иудеях, которые предали Господа на распятие и смерть. И вот один текст как бы объединяет эти две темы, и представляет Иуду достойным порождением «льстивого рода». Там говорится: «Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя: еще бо брашну сущу во устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии: и сей злочестивый, небесный хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела...» По тексту этой стихиры, Иуда все-таки причастился: здесь говорится, что у него в устах был «небесный хлеб». «О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! Питающаго продает, и егоже любляше Владыку, предайте на смерть: воистинну онех сын беззаконый, и с ними пагубу наследова. Но пощади, Господи, души наша от таковаго безчеловечества, Едине в долготерпении неизреченный» (стихира наГосподи, воззвах на Славу, и ныне).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По 6-й песни: кондак и икос святого (если два святых, то первого святого). По 9-й песни: светилен Минеи (если совершается память двух святых и каждый имеет свой светилен, то читаются оба светильна подряд); «Слава» – экзапостиларий Октоиха; «И ныне» – богородичен Октоиха. Если светилен в Минее отсутствует, то читается экзапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне» – богородичен Октоиха. «Всякое дыхание...» не поется. Хвалитные стихиры: поются только в случае празднования памяти шестеричного святого, имеющего стихиры на «Хвалите» (например, 6 сентября, 24 сентября, 7 октября и др.). В этих случаях поются хвалитные стихиры святого на 4; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен утренний из 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы» (самый последний среди богородичных данного гласа). Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха, находящиеся на «Хвалите» 344 , со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»); «Слава» 345 – стихира святого; «И ныне» – богородичен утренний из второго приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если в Минее нет «славной» стихиры святому, то на «Слава, и ныне» поется хвалитный богородичен Октоиха. По «Благо есть...»: Одному святому: тропарь святого; «Слава, и ныне» – богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». Двум святым: тропарь первого святого; «Слава» – тропарь второго святого; «И ныне» – богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря второму святому, обозначенный «в конец утрени». На часах: одному святому – тропарь и кондак святого; двум святым – тропари: тропарь первого святого; «Слава» – тропарь второго святого; «И ныне» – богородичен часа; кондаки попеременно (на 1-м и 6-м – кондак первому святому; на 3-м и 9-м – кондак второму святому). Литургия Антифоны: изобразительные (всегда). Блаженны: Если святому указаны Блаженны в Типиконе – читаются Блаженны из 3-й песни канона святого на 4 и Блаженны Октоиха на 4 (4 последних тропаря) 346 . Если святому Блаженны не указаны – читаются Блаженны Октоиха на 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По стихословиях седальнов Октоиха и ектений малых не бывает. Псалом 50-й. Канонов три: Октоиха 1-й – на 6 с ирмосом, ирмосы по одному разу, и святым два канона; тропари каждому – по 4. По 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях вместо катавасии поется ирмос от канона 2-му святому. По 3-й песни, если святым обоим есть кондаки и седальны, кондак и икос 2-му святому, седален 1-му святому, «Слава» – седален 2-му святому. «И ныне» – Богородичен его. По 6-й песни по ектении кондак и икос 1-му святому. По 8-й поем «Честнейшую» и каждение. По 9-й песни после ирмоса Минеи «Достойно есть». Ектения малая. Светилен Октоиха, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен его. «Хвалите Господа с небес». Если есть на «Хвалите» стихиры святому, то петь их с последними стихами 150-го псалма. (Если стихир на «Хвалите» нет, то читается «Тебе подобает».) «Слава в вышних Богу» читается. Ектения «Исполним утреннюю». На стиховне стихиры Октоиха, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен Октоиха по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи). «Благо есть» (один раз); по Трисвятом тропарь 1-му святому, «Слава» – тропарь 2-му святому; «И ныне» – Богородичен отпустительный от менших. Ектения «Помилуй нас, Боже». «Премудрость», «Сый благословен». «Утверди, Боже» и 1-й час. На 1-м часе тропарь 1-му святому, «Слава» – 2-му святому, «И ныне» – Богородичен часов, кондак 1-му святому. На прочих часах тропари так же, а кондаки переменяются. На литургии, если Блаженны положены обоим святым из канонов песни, читаются Блаженны им только – по 4 каждому, а Октоиха оставляются. По входе при пении тропарей соблюдается то же, что и во вседневное служение с малым святым, только тропарь и кондак 2-му святому следуют в ряду с тропарем и кондаком 1-му святому. Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен дню и святым, если есть. СЛУЖЕНИЕ СУББОТНЕЕ а) Служение с одним рядовым или двумя святыми малыми 9-й час исполняется так же. По обычаю начинается вечерня. После великой ектений стихословится кафизма 18-я, если не было в этот день бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010