«Слава» – стихира святого; «И ныне» – воскресный догматик по гласу стихиры «Славы» (кроме субботы). Входа нет. Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен стиховный из первого приложения по гласу славной стихиры. По «Ныне отпущаеши...» тропарь святого; «Слава, и ныне» – воскресный богородичен по гласу тропаря святого (кроме субботы). Малое повечерие Канон: Богородице Октоиха по Уставу. По Трисвятом: кондак святого (затем «Господи, помилуй» 40 раз и окончание повечерия по чину). Полунощница Совершается по уставу без особенностей. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святому – дважды; «Слава, и ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря (кроме субботы). Кафизмы: по Уставу; если славословие совершается в период зимнего расписания, то третья кафизма переносится на вечерню грядущего дня 330 . Седальны по кафизмам: седален святого – дважды; «Слава, и ныне» – богородичен Минеи (см. 23 сентября). Полиелея нет, сразу же после 50-го псалма поется канон. Канон (кроме субботы) Читаются три канона: 1-й канон Октоиха на 4, 2-й канон Октоиха на 4; канон святого на 6. Катавасия – рядовая по Уставу, поется по каждой песни. По 3-й песни: седален святого – дважды; «Слава, и ныне» – богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого – дважды; «Слава, и ныне» – богородичен Минеи. Стихиры на «Хвалите»: стихиры святого на 4; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен стиховный по гласу стихиры «Славы» из первого приложения Минеи. По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря (кроме субботы). На часах Тропарь и кондак святого. Литургия Блаженны: на 8, из 3-й и 6-й песни канона святого. Тропари и кондаки по входе: В Господском или Богородичном храме: тропарь храма; тропарь святого; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. В храме святого: тропарь храма, тропарь святого; кондак храма; «Слава» – кондак святого; " И ныне» – «Предстательство христиан...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Горько священнику, когда нет достодолжного пения в храме, хотя и есть псаломщик – помощник. Матушка же и в этом отношении окажет помощь и послужит делу миссии. Так «в приходе села Истомина, Калужской губ., если бы не труды матушки, священник ничего бы не мог сделать в противовес хлыстам, которые завлекают на свои радения, между прочим, женским пением. Дело подсказывало самому священнику обучение пению девиц старшего возраста, коих завербовывают в свои ряды сектанты». Но положим, он обучил их петь, и они под руководством священника поют литургию. А под чьим руководством они будут петь во время совершения священником литургии, когда псаломщик не может с ними петь? Не могла бездействовать и равнодушно смотреть на это нестроение матушка, оправдывающая свое название. И она стала учить петь. Но далее, как в совершенстве можно обучить девиц пению? Естественно, потребовалась школа пения с большим миссионерским влиянием на все село и приход. Приход нужно учить, но всегда ли это под силу одному священнику. Нужны чтения: священник не может ручаться, что он не будет занят в назначенный час. Нужны воскресные уроки для взрослых, но для женщин необходима учительница-женщина. И значение матушки здесь безгранично. В указанном выше Истомине, благодаря именно матушке, священник и его жена все воскресенье отдавали службе Богу, и село не отказывалось идти за ними. Обедня, коротенький отдых, воскресная школа, вечерня и внебогослужебная беседа, спевка – вот программа святого дня, которая, конечно, не могла быть выполнена без матушки. Жизнь ставит перед матушкой и ряд иных задач: ведь она – иногда единственная в селе женская интеллигентная сила. Конечно, странно было бы считать матушку сельским фельдшером: для этого нужны специальные знания, но было бы большой ее заслугой, если бы она могла оказать хотя бы примитивную помощь в таких случаях, где ее участие не налагало бы на нее медицинской ответственности, таких случаев бесконечно много. Если бы она только умела, смела и хотела обмыть и перевязать рану, уже и это окружило бы дом священника ореолом дома милосердия и сделало бы его Вифездой с шестью притворами. Мы знаем матушек, которые обслуживают целую округу. Нехорошо, когда матушка без нужды конкурирует с сельской медициной, но помощь в случаях нужды, более гигиеническая, чем лечебная, могла бы иметь значение огромное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

9-м часом, на котором по обычаю читается тропарь праздника святого и кондак праздника. Богослужение вечерни начинается обычным порядком. Мы остановимся на порядке пения стихир на «Господи, воззвах». Если святой не имеет какого-нибудь праздничного знака, они поются на 6. Первые три стихиры – стихиры праздника, они всегда имеются в Минее; вторые три стихиры – рядового святого из Минеи. На «Славу», если есть, стихира святого, на «И ныне» – всегда стихира праздника. Затем богослужение идет обычным порядком: «Свете тихий», прокимен дне, «Сподоби, Господи», просительная ектения. Стихиры на стиховне праздника, на «Славу», если есть, поются песнопения рядовому святому, на «И ныне» – праздника. По «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» тропари поются следующим образом: поется тропарь святого (если есть тропарь; правда, сейчас фраза Типикона «аще святый имать тропарь» y нас вызывает недоумение, потому что сейчас все святые имеют тропари. Но если вам случалось петь на клиросе по старым Минеям, то вы знаете, что там есть святые, не имеющие тропаря – в этом случае иногда, если это указано Типиконом, следует петь общий тропарь, а иногда тропаря не следует петь совсем), «Слава, и ныне» – тропарь праздника. Если святой не имеет тропаря, то поется один тропарь праздника. Заканчивается вечерня обычным образом: сугубая ектения, заключительные молитвословия, отпуст. О литии в притворе конкретных указаний не иеется, по-видимому, она совершается как обычно. Прежде чем переходить к последованию утрени, сделаю некоторые замечания, отражающие характер богослужения попразднства. Само по себе богослужение попразднства имеет более праздничный, торжественный характер, и служба длится дольше, потому что стихиры праздника поются большим знаменным распевом. Сейчас, правда, нет разницы между большим и малым знаменными распевами и гласы поются одинаково что в праздники, что в будни. Поэтому богослужение немного сокращено. Мы впервые встречаем в этом богослужении, что канон поется на 12. Подобного примера мы не находим за весь богослужебный год: канон всегда поется на 14. И только в этом случае Типикон дает указание петь канон сокращенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Какое же время с древности назначено для молитвы? Утро, третий, шестой, девятый часы (имеются в виду соответствующие часы по восходе солнца), вечер и ночь или полночь. Надо сказать, что эти указания о времени молитвы развивались и уточнялись, но в принципе до нашего времени остались теми же. Как же осмыслялись эти часы, указанные для молитвы? Например, св. Киприан Карфагенский говорит о том, что на утреннем богослужении мы должны вспоминать Воскресение Христово: как люди узнали утром о Воскресении Христовом, так и мы каждое утро должны об этом вспоминать. В других памятниках говорится о том, что утром мы должны вспоминать о просвещении Божием. Солнце освещает землю, а Господь просвещает наши сердца, душу, ум. Третий, шестой, девятый часы с древнейших времен соотносились с событиями из жизни Христа и апостолов: третий час – это час ниспослания Св. Духа Апостолам, в шестой час Господь был пригвожден ко Кресту, девятый – время крестной смерти Спасителя. Вечер традиционно был временем молитвы. Вспомним, что центр нашего богослужения был установлен на Тайной Вечере. Уже упоминавшийся св. Киприан Карфагенский говорит о том, что вечером мы должны вспоминать, что Христос заменяет нам солнце. Зашло солнце, и сейчас наступит тьма, но для христиан нет тьмы, Христос заменяет солнце. И такое поэтическое осмысление этого времени молитвы мы можем чувствовать и в наше время. Например, в песнопении Свете тихий Господь называется Светом славы Небесного Отца. Назовем службы, входящие в состав суточного круга. Дневной круг организован достаточно сложно, надо почувствовать логику этой организации и вникнуть в нее. Назовем, службы одного дня, объединенные одной литургической (богослужебной) темой: в порядке их следования вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой, девятый часы. Мы не упомянули литургию, но так просто поставить ее в ряд мы не сможем. Место Евхаристии в богослужебном дне требует особых пояснений, так что пока удовлетворимся этим перечнем. Прежде всего укажем на темы тех богослужений, о которых мы еще не говорили.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Великий четверг Литургия совершается по чину св. Василия, а вечером на утрени — служба Страстей Христовых, когда читают из Евангелий 12 отрывков, которые охватывают события от Тайной Вечери до Погребения Спасителя. Молящиеся стоят с зажженными красными свечами, хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи», «Слава долготерпению Твоему, Господи». ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА В этот день Литургию не служат. Сам Божественный Агнец приносит Себя в жертву. Содрогаются небо и земля. Солнце скрыло свой лик. Тьма надвигается на Голгофу. В одиночестве, с высоты Креста, встречает Он мрак. Внизу люди, глумящиеся и встревоженные, равнодушные и плачущие. Он один. «Изъязвлен за беззакония наши и мучим За грехи наши». Он умирает, умирает вместе со всеми пережившими муки и смерть, делит с миром последний ужас конца… После полудня в храмах служится вечерня, и в конце ее под пение стихиры: «Тебе, одеющегося светом, яко ризою…» — выносится Плащаница. На ней изображен Христос, лежащий во гробе. Ее полагают посреди храма на особом возвышении, которое обычно украшают цветами, и молящиеся, подходя к ней, с благоговением прикладываются к изображению. Поздно вечером (или ночью) совершается утреня, и священники, стоя перед плащаницей, читают погребальные стихи. В конце утрени процессия, символизируя погребение Господа, несет плащаницу вокруг храма. Этот момент запечатлен в известном стихотворении Бориса Пастернака «На Страстной». Еще кругом ночная мгла, Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтири. Еще кругом ночная мгла: Такая рань на свете, Что площадь вечностью легла От перекрестка до угла, И до рассвета и тепла Еще тысячелетье. Еще земля голым–гола И ей ночами не в чем Раскачивать колокола И вторить с воли певчим И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых. А в городе, на небольшом

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Тропарь 1-го часа, гласа 6-ый: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Тропарь 3-го часа, глас 6-ый: Господи, Иже пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящихтися. Тропарь 6-го часа, глас 2-ый: Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь 9-го часа, глас 8-ый: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Между пениями этих тропарей иерей произносит еще по два особых стиха, а по третьем пении иерей произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а чтец продолжает: «И ныне, и присно…» и читает дальше богородичен часа. По Трисвятом и " Отче наш« читается не кондак праздника или святого, как бывает обычно, а особые тропари, помещенные наряду в каждом часе и имеющие отношение, по своему содержанию, к воспоминаниям каждого часа. На 1-ом часе имеется еще та особенность, что вторая половина богородична: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» поется на 6-ый глас, каждый стих по дважды, а «Да исполнятся уста моя хваления твоего, Господи…» трижды. Великопостные Изобразительные Они всегда следуют непосредственно за прочтением заключительной молитвы 9-го часа, причем сами изобразительные псалмы опускаются, а последование начинается пением на 6-ый глас Заповедей блаженства, причем к каждой заповеди припевается: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В заключение поется троекратное: «Помяни нас, Господи…» «Помяни нас, Владыко…» и «Помяни нас, Святый…» особенно умилительным протяжным напевом с земными поклонами. После «Честнейшую херувим» и возгласа иерея: «Боже, ущедри ны…» произносится великопостная молитва: «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ью поклонами, после чего сразу, без возгласа начинается великопостная вечерня чтением: «Приидите поклонимся» и предначинательного псалма. Так бывает в тех случаях, когда нет литургии Преждеосвященных Даров. Если же служится литургия Преждеосвященных Даров, то после молитвы и поклонов читается: «Всесвятая Троице, единосущная держава…» Иерей: – Премудрость: поется «Достойно есть», возглас иерея: «Пресвятая Богородице, спаси нас», – Честнейшую: »Слава Тебе, Христе Боже…» и полный великий отпуст. Литургия Преждеосвященных Даров

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

70 О припевах на „Господи воззвах“ говорится в Синодальн. уставе 330–380, в статье о пении на вечерне (л. 260). По этому указанию „Господи воззвах“ поется с припевом: „услыши мя Господи“. Для следующего 141 псалма: „гласом моим ко Господу воззвах“ до „мене ждут“ – припев: „воззвах к тебе, услыши мя“. Для 129 псал. „из глубины воззвах“ – „Христе Спасе помилуй нас“. При пении стиха: „яко утвердися милость Его“, оба хора соединяются, точно также как и при пении стихир стиховных. Цитуемая нами глава составляет окончание целой статьи, где речь идет о способе и порядке пения на разных службах и припевах на утренних и вечерних псалмах. В рукописи нашей Академ. библиотеки 137 (из раскольн. отделения) записаны и положены на ноты те же припевы, согласно с синод. уставом 336–388. См. Опис. С. Б. III, стр. 320. Таким образом в настоящее время первые два стиха 140-го псалма мы поем по древнему способу с припевом, а избранные стихи из прочих вечерних – по новому с особыми, позднее составленными, песнями стихирными. Таким же способом, в сопровождении припевов, произносились и библейские песни, послужившие основанием канонов, 380 л. 259 указаны эти припевы, к которым и отсылаем желающих ближе ознакомиться с этим предметом и получить понятие о первичной структуре песненных канонов. 71 656. Здесь вечерня песненная состоит из 140 пс. с припевом, из входа, свете тихий… трех малых антифонов нет. 75 Берем это изложение службы из статьи Синодального (л. 33. См. Опис. С. Б. III. 247) и Типографского (л. 20) уставов о том как справляется литургия в Петров пост. В общем и там и здесь дело представляется одинаково, но с некоторыми особенностями, которые и отмечаем. 76 „ И обълкъся диако прскоумисать и все доспть“. Так в Типогр. уставе, в Синод. „ и проскоумисатъ диако“ (Опис. III 248). Несколько замечаний о праве диакона совершать проскомидию – в нашей статье: Чт. О. Л. Д. просв. 1871. 2. 77 Вот как описывается начало литургии и малый вход в „Ordinarium Cassinense“, или уставе известного Монте-Кассинского монастыря: Tertia (i. e. hora) finita sacerdos cum ministris vadat se sacris vestibus induere et cum inceperint clerici in choro gloriam post introitum, procedant antecedente eum diacono et subdiacono cum libro evangelii et ante subdiacono et acolytho cum thymiamate ante quem duo alii acolythi procedant cum incensis luminaribus et sic ordinate exeant e secretario (secretarion – тоже что sacristia σκευοφυλκιον, διακονικν) et ut pervenerint ante altare, incipit sacerdos antiphonam: introibo… (Martene de antiquis eccl ritibus. Append. ad. libr. IV p. 50.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Кроме того, события эти совершились как раз в этот период времени в дни Пятидесятницы. Последование недели разслабленнаго поется еще только в понедельник и вторник, ибо в среду празднуется особый праздник — Преполовение. Преполовение Пятидесятницы     В среду 4-ой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы. Это день, соединяющий собою два великих праздника — Пасху и Пятидесятницу. В этот день вспоминается, как Господь в преполовение иудейскаго праздника Кущей вошел в Иерусалимский храм (Иоан.:7). и раскрыл учение о Себе, как о Мессии, после чего воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет» (Ин.7:37). В песнопениях Преполовения то прославляются Воскресение Христово, то напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа. Под образом этой воды которую предлагает Господь пить всем жаждущим, и представляется именно благодать Святаго Духа, обильно напояющая и утоляющая духовную жажду тех, кто уверовал во Христа, как в Мессию и Искупителя мира. На день Преполовения совершается Великая вечерня с ветхозаветными чтениями — паремиями, но кафизма бывает рядовая, а не «Блажен муж». Поется тропарь: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет, источниче жизни нашея, Христе Боже, слава тебе.    На утрени не положено полиелея, а только Великое славословие. Катавасия в самый день праздника и в день отдания не пасхальная, а «Море огустил еси». На утрени и литургии, вместо «Честнейшую» и «Достойно есть» поется ирмос: «Чужде матерем девство…» В самый праздник бывает крестный ход на источники и освящение воды малое. Преполовение празднуется 8 дней и отдается в среду на 5-ой седмице. В отдание тоже поется, вместо: «Достойно есть», «Чужде матерем девство…» Предпразднства нет. Неделя о Самаряныни     В неделю 5-ую по Пасхе — Самаряныни — вспоминается, как Господь, придя в самарийский город Сихар на источник Иаковль, в беседе с женой-самарянкой преподал ей «воду живую, изсушающую источники грехов», открыл, что Он есть Сердцеведец и ясно исповедал Себя Мессиею-Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию, всегда: ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. И абие полагается чтение. И тотчас полагается чтение. После него начинаем утреню с шестопсалмия. Ведомо же буди, яко благословенный хлеб есть помогательный от всяких зол, аще с верою приемлется. Да будет известно, что благословенный хлеб помогает от всяких зол, если с верою принимается. Увещание: И се тебе ведомо буди, о иерее! И блюди, да сохраниши: елей сей благословенный второе да не благословиши, ни вино, ни пшеницу, ниже хлебы на втором бдении, но аще вельми мало, новая не у благословенная представляй. Елеем же сим, егоже благословил еси, на целовании образа, люди знаменай. Можеши же и во брашнах снести: вино же испити со благоговением, обаче якоже благословеная. Хлебы же на раздаянии доры раздробив раздавай, или в дому честно на трапезе прежде общих брашен яждь. Пшеницу же или сей, или со иною измели, и с благодарением иждиви. Литургисати же сими хлебами или вином, да не дерзнеши, по правилу номоканонному о священнодействии. Во иныя же дни, аще несть празднества кому, творится на вечерни сице: В те дни, когда нет праздника, вечерня совершается так: По велицей ектении кафисма рядовая. И по кафисме ектения малая. И на Господи воззвах, стихиры. Свете тихий: и прокимен дне, или Аллилуиа. Таже, Сподоби, Господи, в вечер сей: И ектения: Исполним вечернюю молитву нашу: И на стиховне стихиры, и Ныне отпущаеши: Трисвятое. И тропари по уставу чина. И потом ектения: Помилуй нас, Боже: После великой ектении кафизма рядовая. Затем ектения малая. И на “Господи, воззвах:” стихиры. “Свет отрадный:” и прокимен дня или Аллилуиа. Затем “Сподоби, Господи в вечер сей:” и ектения: “Исполним вечернюю молитву нашу:”. И стихиры на стиховне, и “Ныне отпускаешь:”. Трисвятое. И тропари по уставу. И потом ектения: “Помилуй нас, Боже:” По возгласе же иерей глаголет: Премудрость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Обзор вечернего богослужения аввы Нила и вечернего иноческого правила псалмопения по орологиону лавры преп. Саввы Освященного по рукописи Син. библ. 863 показывает происхождение элементов чина православной вечерни: 103 псалма, кафизмы „Блажен муж”, „Свете тихий”, „Сподоби Господи” и „Ныне отпущаеши”. Они вошли в этот чин из палестинского иноческого правила. Нет в приведенных памятниках иноческого правила псалмопения 141-гопсалма. Судя потому, что состав псалмов древнеиноческих правил был вообще разнообразен 106 , можно полагать, что этот псалом также мог быть общим для иноческого правила и песненной вечерни, и только отсутствие памятника, подобного приведенным, не позволяет это подтвердить. Что же касается ектений, светильничных молитв и обряда входа, а также главопреклонной молитвы современной вечерни, то это, конечно, элементы собственно песненной вечерни, уцелевшие в процессе слияния двух различных видов богослужения – соборно-приходского и монастырского. Изучение процесса трансформации песненной вечерни и слияния ее с правилом псалмопения во всех деталях этого вопроса представляет собой проблему, которую трудно и, быть может, даже невозможно, разрешить за отсутствием нужных для этого источников. Вопрос усложняется еще благодаря тому, что самый процесс вытеснения песненных последований элементами иноческого богослужения протекал в разных центрах церковной жизни Православного Востока не одновременно. Блаж. Симеон совершал в Солуни песненные чинопоследования в средине XV века, в Константинополе же, как уже отмечалось выше, эти чинопоследования были оставлены в начале XIII века по причине взятия его крестоносцами (1204 г.) 107 . В Иерусалиме они, по-видимому, прекратили свое существование еще раньше, в связи с погромом, учиненным калифом Хакемом в 1009 г. 108 . В силу указанных причин остается возможным установление этого процесса лишь в общих чертах, без конкретизации времени возникновения тех или иных изменений в чине вечерни. Изменения в чине вечерни происходили в первую очередь во второй ее половине, т.е. в той части, которая совершалась после обряда входа. Это касалось малых антифонов, чтения молитв об оглашенных и верных и исхождения в скевофилакию и баптистерий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010