Итак, а почему Иисус Христос – священник не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека? Потому что в Писании сказано: «С переменою священства необходимо быть перемене и закона» ( Евр. 7:12 ). То есть совершенно неожиданная личность, но столько символов! Мелхиседек благословляет Аврама: теперь и Аврам становится тоже служителем Бога, он может в полном объеме совершать служение, но Аврам признает преимущество Мелхиседека перед собою. « и благословил его (то есть Мелхиседек Аврама, – О. С.) , и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего » ( Быт 14:19–20 ). Аврам платит десятину – десятую часть всего, что имел, этим самым признавая, что Сим – царь Салима, царь Иерусалима, он же – и Мелхиседек, царь праведности грядущий Миссия-Христос. И эта десятина была отделена от всех богатств Авраама, а не от военной добычи, о которой сказано нише, что он ее не взял! « И сказал царь Содомский (который наблюдал всю эту картину и тоже захотел отблагодарить Аврама, – О. С.) Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама » ( Быт 14:21–23 ). Аврам охотно дает Мелхиседеку десятину, охотно принимает хлеб и вино – эти евхаристические дары. Причем, что интересно, Августин Блаженный настаивает на том, что была совершена именно Евхаристия, Первая Литургия! Литургия, которая каким-то таинственным образом появилась в Ветхом Завете! И когда мы видим священнослужителя, даже если нам кажется, что какие-то его качества не соответствуют нашим представлениям об идеале, мы должны знать, что по учению Церкви и Библии благодать действует и через недостойного священнослужителя. Сказано было Сыном Божиим: «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» ( Мф. 10:41 ). И если ты принимаешь священника во имя благодати священства, ты получишь великую милость, даже если видишь его первый раз, и не знаешь, кто он и откуда!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

К какому совершенству? К «учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» ( Евр. 6:2 ). Вот какое серьезное значение имеет таинство Рукоположения. Апостол ставит его наряду с таинством крещения, а сектанты легкомысленно отрицают его. Таких людей, которые отрицают священство, не считают его Богоустановленным таинством, апостол называет распинателями Христа. В этой же главе он говорит, что кто не принимает науки о крещении, о «возложении рук» и т. д., тот отступник от Христа и распинает Его в себе: «И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются» ( Евр. 6:6 ). Поэтому то он и дает строгие наставления епископу Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). Как не оправдывают сектантов те места Священного Писания, которые они приводят для подтверждения своего учения об общем священстве, так точно не оправдывают их и другие тексты, которые они приводят для защиты своего лжеучения о священстве. 6. Священник у нас только Один – это Господь Наш Иисус Христос. «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» ( Евр. 8:9, 4:14 ). «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесенный выше небес. Который не имеет нужды приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи Народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» ( Евр. 7:26–27 ). 6) Эти тексты говорят лишь о том, что христиане имеют Первосвященником Самого Иисуса Христа. Причем ап. Павел, сравнивая Первосвященника Господа Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником, безусловно ставил Христа несравненно выше еврейских первосвященников. Но у нас речь идет не о сравнении, а о том, что в основанной Господом Иисусом Церкви (МФ. 16:16) должны быть пастыри, которые получают преемственную благодать священства от Христа Спасителя через Его святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Как вы помните, главным содержимым ковчега были скрижали завета ( Исх.25:21 ), и в небесном храме Сидящий на престоле имел в деснице Своей книгу, запечатанную семью печатями, которые снял Агнец закланный ( Апок. 5 ). Надлежало, чтобы и в земном святилище было нечто подобное. — И вот на трапезе вы видите лежащее Евангелие Иисуса Христа — новые скрижали завета и раскрытая Книга судеб Божиих. Кроме этих священных предметов пред ковчегом завета лежал Жезл Ааронов процветший “в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Бога, и они не умирали” ( Числ.17:10 ). У нас же на престоле лежит несравненно более великое знамение Сына Человеческого ( Мф.24:30 ), Животворящий Крест, на котором Сам Бог установил новое священство по чину Мелхиседекову, превзошедшему Аароново священство ( Евр. 7 ). Сам наш жертвенник освящен преемником апостолов чрез помазание святым Миром так же, как это было и в Ветхом Завете. “И освяти их, и будет святыня великая; все прикасающееся к ним осветится” ( Исх.30:22-29 ). — А что это за стол слева? Зачем он нужен и вообще почему у вас в православии все так сложно? — Стол этот называется столом предложения, созданный подобно его Ветхозаветному прообразу ( Исх. 25:23-30 ). На нем постоянно предлагаются Господу хлебы предложения “в память, в жертву Господу… Это великая святыня” ( Лев.24:5-9 ). В нашей Церкви они называются просфорами, которые приносятся в напоминание Богу о живых и умерших христианах. Чрез них Господь совершил многие чудеса над верными. Но главным предназначением этого стола является приготовление хлеба и вина, используемых для Литургической жертвы. А Православие так сложно потому, что оно создано Богом для того, чтобы ответить па бесчисленные вопросы израненного и безмерно глубокого сердца человеческого, ведомого только Богу ( 1Ин. 3:20 ). В нашей жизни встречаются две бездны — море сердца людского и непостижимость Ума Божия. Мы не сами выдумали Православие. Оно дано нам Тем, о Ком Давид пел: “Путь Твой в море, и стези Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Миропомазание есть то самое таинство, которое обещал Церкви Своей Спаситель, когда говорил: кто верует в Меня, у того.... из чрева потекут реки воды живой, так как, по свидетельству Евангелиста, Он сказал это о Духе, которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:38–39 ). Апостолы первые получили дары Духа в день пятидесятницы, а потом сами, через особенные действия, сообщали духовные дарования всем крестившимся. Действия эти состояли или в возложении рук, или в помазании. О первом, ясно говорится в Деяниях Апостольских (8:14–17; 19:2–6); о втором, свидетельствуют те места Писания, в которых сообщение даров Духа Святого называется помазанием, как например: вы имеете помазанье от Святого ( 1Ин. 2:20 . Ср. 2Кор. 1:21 ). Последнее действие еще при Апостолах сделалось исключителным знаком настоящего таинства, потому оно и стало называться миропомазанием. Видимая сторона его есть помазание крестившегося освященным миром, с произношением слов: печать дара Духа Святаго. Слово о покаянии было первым словом евангельской проповеди : покайтесь и веруйте в евангелие ( Мк.1:15 ). Требуя от всех покаяния, Господь вместе с тем даровал Апостолам, а в лице их и всем преемникам апостольского служения, власть разрешать или связывать согрешающих, смотря по их нравственному состоянию: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф. 18:18 ; Ин.20:23 ). Так учреждено таинство покаяния, видимым знаком которого служит разрешение грехов кающемуся, под условиям искреннего их исповедания и твердого намерения исправления. Таинство причащения впервые совершил сам Иисус Христос, благословив на вечере своей с учениками хлеб и вино и под видом их преподав Апостолам плоть и кровь Свою. Тоже заповедал Он творить в Церкви Своей во все времена ( Лук. 22:19 ; ср. 1Кор.24:26 ). С тех пор, действительно, в Церкви совершается непрерывно и неизменно, таинство причащения тела и крови Христа Спасителя. Священство, существовавшее и в ветхозаветной Церкви, в новом завете представителем своим имеет самого Иисуса Христа, который есть великий Первосвященник, прошедший небеса, и имеет священство непреходящее ( Евр. 4:14; 7:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

На наш взгляд, выявленная идейная программа может быть объяснсна в контексте богословской мысли эпохи, к середине XI в. сосредоточенной вокруг полемики с латинянами в связи с событиями схизмы 1054 г. Как известно, непосредственным поводом к богословной полемике и ее центральным сюжетом стал вопрос об опресноках – использовании квасного или пресного хлеба в Евхаристии, ни раньше, ни позже не приобретавший такого исключительно важного значения 72 . Чрезвычайная актуальность проблемы и необходимость новой аргументации заставили как латинских, так и византийских богословов еще раз осмыслить евангельские рассказы о Тайной Вечере и многочисленные тексты святоотеческих толкований, всестсфонне объясняя момент установления важнейшего христианского таинства. Рассматривались время свершения Тайной Вечери – Новой Пасхи по отношению к Пасхе иудейской, различие слов artos (хлеб) и azyma (опреснок), символика элементов, составляющих квасной хлеб. Однако при всем многообразии и специфичности конкретных доказательств выявлястся основная концепция православных богословов, достаточно последовательно воплощенная в трактатах разных авторов середины XI в. Византийские полемисты усматривали в латинском причащении опресноками порочное следование иудейскому обраду, а Новая Пасха, по их мнению, требует изменения древнего закона. Свою защиту квасного хлеба они строили на краеугольном тезисе об особом новозаветном священстве Христа, превышающем и отрицающем священство ветхозаветное. При этом в качестве основополагающего богословского текста использовалась 7-я глава «Послания к евреям» апостола Павла, трактующая тему истинного священства Христа. Уже в первом, открывшем полемику, послании мысль об особом священстве выражена предельно ясно: «Вот почему и божественный апостол говорит, что если бы совершенство зависело от священства левитского, то Христос не назывался бы священником по чину Мельхиседекову ( Ebp. VII, 11 ) и что если переменно священство, то становится необходимою и перемена закона ( Ebp. VII, 12 ). Итак, согласно апостолу, при прекращении закона необходимо прекращаются и опресноки. Тот же самый великий апостол в Первом послании к коринфянам, рассуждая об этом в том зачале, которое читается в Святой и Великий четверг, говорит: «братие, я от самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, взяв хлеб и возблагодарив, преломил и сказал: «Примите, едите, сие есть Тело мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также сказал относительно чаши: «Сия чаша есть новый завет в моей Крови, сие творите в Мое воспоминание, ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1Kop.11:23–26). Но опресноки и воспоминания о Господе не дают и не возвещают о его смерти, так как они установления моисейские и установлены за 1600 лет. Поэтому в Новом Завете, в Евангелии они лишены всякого значения и оставлены» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

На первых страницах Библии Бог представляется ходящим в раю; Он говорит с людьми лицом к лицу. Затем несчастные обстоятельства заставили Адама и жену его скрыться от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3, 8); между Богом и людьми поставлен был Херувим и пламенный меч обращающийся (Быт. 3, 24). Далее, Сам Бог говорит, что человек необходимо должен умереть, если увидит лице Божие; наконец, евреи избегают употреблять имя Божие, которым Бог Сам назвал Себя Моисею при Хориве, — создается искусственная тетраграмма: иод+ге+вав+ге, которую неизвестно как читали и под которой навеки погребается подлинное имя Божие: наше чтение «Иегова» или западное «Ягве» — ведь только догадки. Позднее даже и тетраграмма изображается символически, тремя буквами «иод», расположенными треугольником, и подобное. Так Бог удалялся от человека! Хотя и весь народ еврейский, как народ избранный, как собственность Иеговы, был народом священническим, святым — kodecsch в смысле выделенности (см.: Исх. 19, 5, 6; Чис. 16, 3 и под.), — но в действительности он не соответствовал своему назначению быть народом Божиим. Избранный народ всей своей историей разве только доказывал, что сила Божия в немощи совершается. Весь народ был недостоин непосредственнаго общения с Богом (см.: Исх. 19, 21–25). Поэтому из племен еврейских было выбрано племя Левиино, которое и было в религиозном отношении поставлено впереди всего народа. Библия, говоря об учреждении левитского священства, ясно отмечает, что священники должны предстоять пред Богом, и предстоять именно от лица народа. Господь говорил Моисею: возьми... Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне (Исх. 28, 1) — именно из среды народа. Священники — заместители народа, его представители в религиозном взаимоотношении Бога и людей. Аарона избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял пред Господом Богом твоим, служил и благословлял имя Господа Бога, сам и сыны его во все дни (Втор. 18, 5). В религиозном отношении левитское священство стояло впереди народа и облегчало ему сношения с Богом (см.: Исх. 28, 38; Лев. 10, 17; 21, 8; Чис. 1, 53; 8, 19; 16, 5; 17, 5; 18, 23). Священство — для благоволения Господа к народу еврейскому (см.: Исх. 28, 38); левиты и священники отправляли службы за сынов Израилевых... чтобы не постигло сынов Израилевых поражение, когда бы сыны Израилевы приступили ко святилищу (Чис. 8, 19). От лица Божия священники преподают народу благословение (см.: Лев. 9, 22–24; Чис. 6, 22–27 и под.).

http://pravoslavie.ru/5840.html

Наши же собеседники, смотря на это преемство пастырей Антиохийской Поместной Церкви, почемуто хотят видеть здесь полное уничтожение пастырей не только Поместной, но и Вселенской Церкви. Удивительное ослепление! Поистине на них сбывается слово пророка: «...слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Деян.28:2627 ). Третье свидетельство Шарова – из письма Василия Великого монахам, скорбящим и сетующим об изгнанных православных епископах с их кафедр арианами, которые были заняты потом арианскими епископами. Где же здесь уничтожение епископов и возможность спастись без них? Изгнанные из своих городов епископы православные могли пасти свои словесные стада и из мест изгнания. В это время были великие святители: сам Василий Великий , Григорий Богослов , Мелетий Антиохийский , Афанасий Великий , – а святой Тарасий, председатель Седьмого Вселенского Собора, говорит, что во времена Василия Великого очень много было православных епископов. Вот и судите после этого, добрые люди, сколько честности и добросовестности в наших собеседниках, усматривающих уничтожение священства там, где его находится совершенная полнота. Спасение Лота в Содоме совершилось тогда, когда еще и ветхозаветного священства не было, когда люди руководились естественным законом и непосредственными явлениями Самого Бога им. Оно было чрезвычайное, чудесное. За Лотом и его семьею пришли два Ангела и вывели их сами из города, определенного Божественным Промыслом к уничтожению. Старообрядцы наши живут больше двухсот лет; заслужил ли хоть один из них прихода к нему Ангела, чтобы вывести его из пропасти раскола? Лот встретил двоих Ангелов в образе простых мужей, поклонился им до земли и сказал: «...государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой» ( Быт.19:2 ), – одним словом, Лот оказал самый любезный, приветливый, радушный прием гостям, напоил их и накормил. Наши же старообрядцы, и особенно беспоповцы, не могут оказать гостеприимства путешественникам не их веры. Они не терпят даже того, если странники, томимые нестерпимой жаждой, напьются в колодце старообрядцев воды, как раз в противовес и наперекор заповеди Господа: «...кто напоит одного их малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф.10:42 )· Вообще спасение Лота в Содоме – неподходящее дело к положению наших старообрядцев, живущих не по естественному, не по писаному ветхому, не по благодатному законам, живущих вне закона.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Неискусные в духовном истолковании Писания, видят в этих действиях Иакова чуть ли не магические действия. Но сказано: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор. 2:14–15 ). Предоставим место, искусному в аллегорическом истолковании 350 святителю Амвросия Медиоланскому : «Праведный Иаков приходит как поденщик, но он и хозяин, который, служа проповеди Евангелия, собрал стадо, сияющее светом многочисленных удивительных добродетелей. Когда его стадо приходило на водопой, он в корыта перед ними клал «прутья стираксовые, ореховые и как от платана» 351 ; и так те, кто чувствовал жажду таинств Пресвятой Троицы, прообразом которых были прутья, могли рождать потомство, вовсе не бывшее бесцветным, зачиная его в благочестивых помыслах. Крепкими были овцы, рождавшие потомство добрых дел и неслабеющей веры. «Стиракса» обозначает фимиам и вечернюю жертву, которая предлагается Богу Отцу в псалме ( Пс. 140:2 ); «орех же» обозначает дар священства, жалуемый Христом. Это – жезл Аарона, расцветший и пустивший почки ( Чис. 17:1–9 ), когда положен был пред Господом, и через него явлена благодать священства. «Платан» же означает обилие духовных плодов, потому что к этому дереву присоединяется виноградная лоза таким образом, что дерево может плодоносить вместе с лозой, давая обильное потомство. Благодать Духа всецело произвела дары страданий Господа и прощение всех грехов» 352 . Когда мы, с крапинами, пятнами, чернотой, всматриваемся в это светлое слово Божие, которое называется здесь водой, текущей в жизнь вечную, и, взирая в эти светлые воды Божественного Откровения, видим крест Христов, видим Христа, мы зачинаемся для новой жизни, мы переживаем то, что называется рождением свыше. Как мы можем установить из текста, что прутья лежали крестообразно? Описано два вида прутьев, с нарезками поперек и вдоль. И чтобы было видно и те, и другие, надо было класть их вперемешку (крестообразно). Итак, перед нами аллегорически раскрывается картина того, как Господь из козлов, из дефектных овец делает что-то новое, творит Свое новое человечество, новое свое стадо.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Нигде Священное Писание не говорит нам, что сама община первых христиан избирала и самостоятельно рукополагала священников. Это всегда совершалось только с ведома Апостолов, обладавших епископской властью. Правда, сектанты обычно ссылаются на факт избрания Матфея и семи диаконов. Но при поставлении Матфея на Апостольское служение вовсе не было руковозложения, а был брошен жребий. К тому же избрали из тех, кого Господь ранее Сам поставил в число 70 Апостолов. Избрание семи диаконов тоже происходило при непосредственном участии 12 Апостолов, которые и предложили это сделать, вскоре «возложив на них руки» ( Деян. 6, 1 – 6 ). Так, апостол Павел пишет епископу Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе наказывал» ( Тит. 1, 5 ). Конечно, народ мог участвовать в избрании на должность священника или диакона, но последнее, решающее, слово всегда принадлежало епископу. «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах», – пишет святой Павел Тимофею ( 1Тим. 5, 22 ). « Церковь там, где епископ», – писал Игнатий Богоносец . То, что Сам Господь поставляет в Церкви на пастырское служение, ясно учит слово Божие: «Он поставил одних Апостолами, других пророками... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4, 11 – 12 ). " Потому что никто сам собою не приемлет этой чести, но будучи поставлен Богом, как и Аарон» ( Евр. 5, 4–5 ).Ветхий Завет был сенью грядущих благ, но уже в ветхозаветные времена существовала трехстепенная иерархия в лице первосвященников, священников и левитов. В этом был прообраз будущего, новозаветного благодатного священства. В книге Чисел написано: «Вам даю Я в Дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» ( Чис. 18, 1 ). Смертью был поражен Оза только за то, что прикоснулся к ковчегу Божию, на что имел право только священник ( 2Цар. 6, 6 – 7 ). Корей, Нафан и Авирон, поднявшие возмущение в народе против Моисея и Аарона, желавшие присвоить себе священническое служение, были наказаны Господом страшной карой. Их вместе с сообщниками в числе 250 поглотила земля ( Чис. 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Но дальше Апостол предлагает и самим Коринфянам рассудить, «прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головою? Не сама ли природа учит нас, – пишет он, – что если муж растит волосы, то это бесчестие для него; но если жена растит волосы, это для нее – честь: так как волосы даны ей вместо покрывала». Но – знал же Апостол о ветхозаветных назореях, для которых растить волосы было честью. А как выглядел всеми чтимый пророк Илия: «весь в волосах, и кожаным поясом препоясан по чреслам» ( 4Цар.1:8 ). И потом – как мог возникнуть в Церкви обычай для священнослужителей растить волосы и быть во время Богослужения с покрытой головой? Очевидно, когда Апостол говорит о чести, он говорит о чести для каждого чина. Для мирянина честь – в одном, для священника – в другом. В таинстве брака мужа и жену трижды обводят вокруг Креста и Евангелия, а в таинстве священства ставленника трижды обводят в Алтаре вокруг Престола. Его венчают с Церковью . И эти великие узы становятся сильнее брачных уз. По нашим обычаям, священник даже перестает носить обручальное кольцо, чтобы внешние знаки брака не оспаривали знаков священства. Даже одежда ему положена с застежками на левую сторону, как у женщины. И растить волосы – для него становится честью. Потому что знаки его власти над женой уступают знакам его подвластности Богу и Церкви. И если мужчина в миру чувствует какие-то твердые автономные обязанности, основанные на твердых законах природы, то, став священником, он уже должен острее чувствовать свою непосредственную зависимость от воли Бога. Так что для всякого честь – быть в своем, Богом установленном чине. А бесчестие, это – или позорно опускаться ниже, или же дерзко, вопреки своей природе, лезть наверх. Всему установлено свое почетное и единственное место. И только условно одно называется «первым», другое – «вторым», а иное – «третьим». В Господе же – «ни муж без жены, ни жена без мужа». «Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога». Суббота. Об отношении к власти Рим.13:1–10 Сегодня читаем об отношении христианина к власти. И первые же слова, казалось бы, исчерпывают суть дела: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Поэтому противящийся власти противится Божию установлению».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010