Часть VI. Священство Епископ Бобруйский и Быховский Серафим. Таинство священства: богословские аспекты 496 Определения и предварительные замечания Таинство Священства занимает особое место среди таинств Церкви по нескольким причинам: во-первых, его совершает только епископ (в случае рукоположения самого епископа – несколько епископов); во-вторых, в таинстве Священства есть несколько ступеней – епископа, священника и диакона, и рукоположение в каждую из степеней совершается не так, как в две другие; в–третьих, все прочие таинства (за исключением, и то лишь в особых случаях, Крещения) могут быть совершены только рукоположенными, то есть принявшими таинство Священства, епископами и священниками. В «Пространном Катехизисе» свт. Филарета (Дроздова) этому таинству дается следующее определение: Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного [кандидата], чрез рукоположение святительское [т. е. епископское] поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово 497 . Сразу после этого определения в «Пространном Катихизисе» приведены ссылки на Священное Писание : «Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор.4:1 ); «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» ( Деян 20:28 ). Митр. Макарий (Булгаков) определяет это таинство так: Под именем Священства как таинства разумеется такое священнодействие, в котором, через молитвенное возложение рук архиерейских на главу избранного лица, низводится на это лицо Божественная благодать, освящающая и поставляющая его на известную степень церковной иерархии и потом содействующая ему в прохождении его иерархических обязанностей 498 . Священство в Ветхом Завете Священное служение с древнейших времен было связано прежде всего с принесением жертвы Богу на особо устроенных местах – алтарях. Согласно Библии , жертву Богу приносили уже сыны Адама Авель и КаИн.Далее Писание упоминает совершение жертвоприношений главами ветхозаветной общины – Ноем 499 , Авраамом 500 , Исааком 501 , Иаковом 502 , Моисеем 503 – и царями (по имени названы князь–священник Иофор 504 и царь–священник Мелхиседек 505 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

XXVI. О богоучреждённости церковной иерархии или священства Слово Божие о первоначальном установлении священства на земле нам говорит: «и возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых, И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия»: Исх.28:1–2 . «А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство. И Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне»: Исх.29:29:44 . «Аарону (же) и сынам его поручи (скинию откровения), чтобы они наблюдали священническую должность свою (и всё, что при жертвеннике и за завесой); а если приступит кто посторонний, предан будет смерти»: Чис.3:10 . Из того же Слова Божия видим, как поставлялись ветхозаветные священники: Исх.40:12–15:30:25–30 . Таким образом, иерархическому служению в Церкви положено начало Самим Богом, призвавшим Аарона и сынов его для священнодействования в скинии; и установившим особые священнодействия для освящения и поставления избранных на священническое служение. О том, на какое время Бог установил на земле священство из людей, читаем: «и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу во веки»: Исх.29:9 . «И помазание их посвятит их в вечное священство в роды их»: Исх.40:15 . Ветхозаветный закон, со всеми его постановлениями служа прообразом и тенью грядущих благ, с пришествием Мессии, утратив свою силу, уступил место превосходнейшему закону новозаветному с его божественными учреждениями. В частности, священство ветхозаветное, как несовершенное, заменено совершеннейшим священством Христовым: Евр.4:14–15 . Превосходство священства Христова пред священством ветхозаветным, по учению Слова Божия, состоит в том, что ветхозаветное священство, как учреждённое на время, не было утверждено клятвой – «те были священниками без клятвы»; а священство Христово, как неотменяемое – вечное, укреплено клятвой Бога – «Сей с клятвой, потому что о Нём сказано: клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мелхиседека»» ( Евр.7:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» Откуда взялись священники Во все времена, во всех религиях были люди, которых в советских учебниках именовали «служителями культа». На самом деле называться они могли по-разному, но главное было то, что эти люди играли роль посредников между человеком и духовными силами, которым он поклонялся. «Служители культа» обращались с молитвой к этим силам и приносили им жертвы. Несмотря на то что священство существовало (и существует) в большинстве религиозных систем, духовные силы, с которыми они имеют дело, – разные. Поэтому очень важно знать, кому приносится жертва, кому именно поклоняется тот или иной народ. В этом отношении православное духовенство не имеет никакой связи с языческими жрецами, шаманами и т. д. Оно признает свое родство со священством ветхозаветного Израиля, потому что священники, которые вместе с пророком Моисеем вели иудеев в землю Обетованную, поклонялись Тому же Богу , Которому поклоняются и христиане – Богу Библии. Священство Ветхого Завета появилось почти за 1500 лет до Р. Х., когда евреи выходили из египетского рабства в землю Обетованную. Тогда, на горе Синай, Бог дал Моисею знаменитые Десять заповедей и еще много других законов, определявших религиозную и гражданскую жизнь Израиля. Отдельная глава касалась места, где израильтяне должны были приносить жертвы Богу, а также людей, которые имели право это делать. Так сначала появилась скиния – походный храм, где хранились скрижали Завета (две каменные доски, на которых Богом были высечены Десять заповедей), и служители скинии. Позже, по образцу этой скинии, царь Соломон построил в Иерусалиме огромный храм. Участвовали в богослужении все израильтяне, но совершать его могли только священники. Причем так же, как и священство новозаветное, ветхозаветное священство было устроено иерархично, однако имело и существенное отличие – оно было наследственным. Для православных христиан связь со священством Ветхого Завета – живая и непосредственная. В православных храмах можно увидеть иконы ветхозаветных первосвященников и священников. Например, с именем ветхозаветного священника Захарии (отца Иоанна Предтечи) и сейчас крестят детей.

http://azbyka.ru/svyashhenniki-kto-oni-o...

I. ЦАРСТВЕННОЕ СВЯЩЕНСТВО 1 . Прямые свидетельства Писания о священническом служений членов Церкви немногочисленны, но настолько определенны, что не требуют особых толкований. В своем послании ап. Петр обращается ко всем христианам: «И сами, как живые камни, устрояйте ( οικοδομειςθε ) 5 из себя дом духовный, священство святое ( εις ιερατευμα αγιον ), чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом... Вы род избранный, царственное священство ( βασιλειον ιερατευμα ), народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» (I Пе. 2,5,9,10). В Апокалипсисе мы читаем: «Соделавшему нас царями и священниками ( βασιλεις και ιερεις ) 6 Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков» (1,6); «И соделал нас царями и священниками ( βασιλεις και ιερεις ) Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» 7 (5,10), и «они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет» (20,6). Иудеи были избранным народом Божьим: «Ты народ святой у Господа, Бога Твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Второзак. 14,2). Этот избранный ветхозаветный народ Бог образовал для Себя: «Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Исайя, 43,20–21). Бог дал обещание Своему народу: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете уделом Моим из всех народов: ибо Моя вся земля. А вы будете у меня царством священников (у 70 βασιλειον ιερατευμα ») и народом святым» ( Исх. 19, 5–6 ). В Новом Завете таким родом и народом γενος εκλεκτον , εθνος αγιον – избранным и образованным Господом для Себя стали христиане, которые раньше вообще не были народом, а в Церкви сделались народом Божьим λαοςΘεου . Церковь есть народ Божий, и каждый верный в ней принадлежит к этому народу. Он – λαικος , лаик 8 . Этнический принцип, по которому был бран ветхий Израиль, заменен принципом принадлежности к Церкви, в которой этот этнический принцип оказался превзойденным: «Нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужского пола, ни женского: ибо вы одно (» εις « – один) во Христе Иисусе ( Гал 3. 28 ). «Дары и призвание Божье непреложно» ( Рим. 11,29 ), и потому нельзя быть в Церкви и не быть лаиком, членом народа Божьего. Каждый, кто в Церкви, лаик, а все вместе – народ Божий, и каждый призван, как священник Богу, приносить Ему Иисусом Христом духовные жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Миряне в истории церкви Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 23 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 1 Мне выпала задача дать краткий очерк истории мирян в Православной Церкви. Для начала я хотел бы напомнить, какими терминами пользуется Библия, чтобы выразить идею священнослужения. Мы встречаем там два слова. Во-первых, — слово, которое по-гречески обозначает и иудейское ветхозаветное священство, и священство языческое. Священство, назначение которого — жертвоприношение на престоле. И есть слово presbЪmeroj, употребляемое Новым Заветом; оно обозначает должностных лиц, поставленных управлять местными церковными общинами. Христос упразднил как отдельную касту. Все христиане, все члены Тела Христова стали Все были помазаны и составляют всеобщее царское священство. Но эти выделяют из своей среды старейшин (presbЪmeroi), которые позднее, через возложение рук, станут епископами и священниками в общинах. Сразу уточним: presbЪmeroj — не просто выборное лицо; полномочия, доверенные ему общиной должны сочетаться с объективным посвящением свыше, благодаря которому епископы являются носителями апостольской благодати. Здесь присутствует и внутренний призыв от Бога. Через нисхождение на них Святого Духа епископы (и священники) облечены властью Самого Христа. Исходя из этого основного принципа, я хотел бы представить пять положений. Речь идет не о жестких догматических формулах, а именно о положениях. Я предложу несколько тезисов, которые могут стать темой нашего собеседования. Вот мое первое положение: Миряне всегда несли служение по защите и распространению веры, ибо решающая роль в области вероучительного предания принадлежит всему Телу Христову. Понятие о мирянине-защитнике веры было четко сформулировано в “Послании восточных патриархов” 1848 года в ответ на энциклику папы Пия IX. Слово защитник передано в греческом языке очень сильным словом: оно указывает на человека, вооруженного щитом. Следует отметить, что “Послание восточных патриархов” не называет мирян судьями (krite‹j) в вопросах веры, но ее защитниками. Суждение принадлежит собору епископов как полномочных представителей мирян и (одновременно) носителей апостольской благодати.

http://pravmir.ru/miryane-v-istorii-tser...

Священнослужители и их священные одежды (облачения) По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые Апостолы установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства : епископов, пресвитеров (т. е. священников) и диаконов . Все они называются священнослужителями , потому что через таинство священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами. Епископы составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями , т. е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам. По степени священства все епископы между собою равны , но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами , столичные же епископы называются митрополитами , так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами . В период с 1721 года по 1917 год, Русская Православная Церковь управлялась Святейшим синодом. В 1917 году собравшимся в Москве Священным Собором был избран снова для управления Русской Православной Церковью «Святейший патриарх Московский и всея России». В помощь епископу иногда дается другой епископ, который, в таком случае, называется викарием , т. е. наместником. Священники , а по-гречески иереи или пресвитеры , составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста – Василий. – Они никогда не расставались между собой. – Намерение их обоих принять иночество. – Слезы и просьбы матери, отклонившие Иоанна от исполнения этого намерения. – Подвижническая жизнь друзей. – Слух о намерении посвятить их обоих в епископский сан. – Уклонение Златоуста и избрание Василия. – Жалобы Василия и оправдания Иоанна. Нравственное значение хитрости – в зависимости от намерения. – Польза её как в мире, так и на войне. – К ней прибегают как врачи тела, так и врачи души. – Исцеление больных таким способом. – Ею пользуется и апостол Павел, чтобы привлечь иудеев к Иисусу Христу. Слово второе. Священство есть наивысшее доказательство любви, какое только можно дать в отношении к Иисусу Христу. – Преимущества священства. – Кровь Иисуса Христа есть цена душ. – Любовь Иисуса Христа к Своей Церкви. – Обязанности священства более важны, чем всякого другого положения. – Мало достойных для него. – Ответственность священника. – Враги стада Христова. – Лечение душ труднее, чем лечение овец. – Трудность постижения самой причины боления душ. – Нет другого средства, кроме убеждения. – Священство требует превосходной души. – Насколько благоразумие необходимо священнику.Священство есть должность, исполненная затруднений и опасностей. – Необходимость вполне знать кандидата на священство. – Превосходные свойства человеколюбия. – Похвала Василию. – Его человеколюбие. – Почему Златоуст отказался от епископства. – Его отказ не только не послужил ко вреду избирателей, но избавил их от нареканий, которым они иначе подверглись бы. Слово третье. Златоуст продолжает свое оправдание. – Его отказ произошел не от гордости. – Обвинять других в неуважении к священству значит обнаруживать собственное невысокое мнение о нем. – Отказ его произошел не из тщеславия. – Любовь к славе напротив должна бы побудить его принять епископство. – Священство имеет небесный характер. – Величавая обстановка священства ветхозаветного и превосходство священства новозаветного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

II. ИСТОРИЯ ПАСТЫРСТВА Учение о пастырстве-священстве в Ветхом Завете Высоко, священно и ответственно служение пастыря Церкви Христовой, священника Бога Вышняго. Оно – единственное в своем роде служение, совершенно выделяющееся из ряда обыкновенных человеческих служений. Для того, чтобы глубже понять это высокое служение пастыря в Церкви Христовой, необходимо нам вернуться в седую древность, раскрыть историю возникновения ветхозаветного священства и рассмотреть его характерные черты. Данная тема будет рассматриваться по следующему плану: 1 . Время появления жертвоприношений и молитв. 2 . Жертвоприношения патриархов и идея, лежащая в их основе. 3 . История возникновения иерархического священства в ветхозаветной Церкви. 4 . Акт посвящения ветхозаветного священства. Основные обязанности священников. 5 . Внешние и внутренние качества ветхозаветных священников. 6 . Первосвященническое служение и его особенности. 7 . Основные черты пастырской деятельности ветхозаветных пророков и их функции. Время появления жертвоприношений и молитв Еще тогда, когда Церковь состояла из двух первых человеков, служение пастырское имело место и силу. О том, что Адам до грехопадения имел непосредственное общение с Богом, «ходящим в раю» ( Быт. 5, 8 ), четко говорится в Библии . Из этих слов можно заключить, что первоначально идею пастыря Сам Бог благоволил проявить в Себе Самом. «Хождение Бога в раю что другое означает, как не Его пастырское попечение о человеке. Создав человека по образу Своему, Он запечатлел в душе его и тот образ пастырства, который в высшей степени принадлежал Ему Самому» 21 , – считает митрополит Сергий (Ляпидевский) . Когда человек пал, то он этим самым лишил себя непосредственного общения с Богом. Вместо непосредственного, живого общения с Богом первый человек прибегнул к посредственному общению через жертвоприношения и молитву. Иначе высказывается по этому поводу блаж. Августин. Возникновение жертвоприношений он относит еще к райскому состоянию первых людей. По его мнению, это были жертвы хваления, поклонения, благодарения и прошения об исполнении заповеди Божией. Эти жертвоприношения носили характер преданности Господу, они сообщали людям благодатные силы, способствовавшие духовному развитию райского человека 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

И.Е. Розанов 1. В день Сретения Господня: о превосходстве новозаветного священства пред ветхозаветным (Евр. 7:7–13) Без всякого прекословия меньшее благословляется от большего ( Евр.7:7 ). Возлюбленные о Христе братие! Св. Церковь на всякой литургии предлагает в наше назидание чтения из св. Апостолов и из Евангелия. И в апостольских и евангельских чтениях заключатся словеса Божие, учение Самого Господа, – в них глубина богатства разума Божия, как говорит св. ап. Павел. Но как же слабому, осуетившемуся уму человека уразуметь сей разум Господень? Кто может изъяснить верно и неложно глаголы Господи? Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, поучает св. ап. Петр ( 2Пет.1:20 ). Собор же св. Отец, именуемый Трулльским, постановил, «что предстоятели церквей, поучая народ по вся дни, наипаче же во дни воскресные, словесами благочестия, должны изъяснять слово Писания не инако, разве как более удовлетворяться, нежели составлением собственных слов» (правило 19). Последующе сему соборному указанию, и мы, братья, будем вас отселе назидать на наших воскресных беседах на апостольские и евангельские чтения из творений св. Отцов. И помните, возлюбленные, что всякую мысль, каждое слово, которое мы возглаголем вам на сих беседах, не наше немощное слово будет, а поучение св. Отцов и вселенских учителей. Начнем же, благословясь. Братие, без всякаго прекословия меншее от большаго благословляется… и т. д. Святой вселенский учитель Иоанн Златоуст говорит, что «Апостол сказал это с тем, чтобы показать, что наше (новозаветное) священство гораздо важнее иудейского. И это превосходство открывается из самых образов вещей. Авраам, прародитель левитов и священников иудейских, пред Мелхиседеком, который был образом нашего священства, стал на месте мирянина и показал это двояким образом: тем, что дал ему десятину, ибо миряне давали священникам десятину; и тем, что получил от него благословение, ибо миряне же получают благословение от священников. Так смотри, сколь велико превосходство нашего священства, когда Авраам, патриарх иудеев, прародитель левитов, благословляется Мелхиседеком и дает ему десятину.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

монах Павел Эвергетинос О том, что велико служение священства и потому не нужно его добиваться, но напротив, если тебя к нему призывают, отказываться из благоговения, особенно, если ты был избран стараниями людей, а не по Божьему изволению, и то же самое относится к учительскому служению А. Из Палладия Лучший из мужей Аммоний, ученик преподобного Памвы, был очень образован. Поэтому в одном городе решили поставить его епископом. Знатные мужи города пришли к блаженному епископу Тимофею и стали просить его рукоположить Аммония в епископы. Тимофей сказал им: – Приведите его ко мне, и я рукоположу его. Они пошли за ним, взяв с собой подкрепление, чтобы его схватить, но он убежал и спрятался. Когда, наконец, его нашли и схватили, то беглец принялся умолять их не делать этого. Но они не хотели его слушать. Он же стал клятвенно уверять их, что никогда не станет епископом, потому что не может оставить пустыню. Но они не отпускали Аммония. Тогда он на глазах у всех схватил нож и отсек себе ухо до основания и сказал: – Теперь вы уже видите, что мне нельзя быть тем, кем вы меня принуждаете стать. Ведь закон запрещает возводить калек в степень священства. Они были вынуждены его отпустить, и он ушел в пустыню. Они пошли и рассказали епископу об этом. Тот сказал: – Такой закон был в употреблении в ветхозаветные времена. А по мне, даже если приведут человека с выдранными ноздрями, я его рукоположу, лишь бы он нравом был достоин. Тогда горожане пошли в пустыню и стали снова уговаривать авву Аммония, но даже слушать их не захотел, Тогда отцы города попытались силой привести его к епископу. Тот стал заклинать их: – Если вы меня поведете насильно, я откушу себе язык, – тогда они отпустили его и ушли. Б. Из жития святого Григория Чудотворца В то время предстоятелем Амасийской церкви был Федим, от Бога наделенный благодатью предвидения. Он прилагал все усилия, чтобы возвести Григория Великого на высокую степень священства. Он считал, что человек, стяжавший столь великое духовное благо, не должен проводить жизнь без пользы и содействия всей церкви. Григорий Великий угадал намерения епископа и удалился в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010