4 . И в фобах и пещерах они лежат из-за снов 816 ; едят свиное мясо и идоложертвенное варево: все сосуды их осквернены. 5 . Они говорят: «Удались от меня, не прикасайся ко мне, ибо я чист». Но он – дым ярости Моей: огонь горит в нем всякий день. 6 . Вот что написано предо Мною: не умолкну, пока не воздам в недро им за грехи их и за грехи 817 отцов их, говорит Господь. 7 . Они воскуряли фимиам на горах и на холмах поносили Меня, воздам за дела их в недро им. 8 . Так говорит Господь: как нашедши ягоду на ветке виноградной, говорят: не повреди ее, ибо в ней благословение 818 , так Я поступлю ради служащего Мне, ради его не погублю всех. 9 . И произведу от Иакова и от Иуды семя, и наследует гору святую Мою, и наследуют избранники Мои и рабы Мои, и 819 поселятся там. 10 . И будут в роще загороди для стад, и долина Ахор – местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня. 11 . А вы, оставившие Меня, и забывающие гору святую Мою, и приготовляющие демону трапезу, и уготовляющие растворенное вино счастливой Судьбе 820 ! 12 . Я предам вас мечу, все падете от заклания, ибо Я звал вас, и вы не слушали, говорил, и вы не внимали, и делали злое предо Мною, и избрали то, чего Я не хотел. 13 . Посему так говорит Господь: вот служащие Мне будут есть, а вы будете алкать; вот служащие Мне будут пить, а вы будете жаждать. 14 . Вот служащие Мне возрадуются, а вы устыдитесь; вот служащие Мне возвеселятся от сердечной 821 радости, а вы возопиете от болезни сердца вашего и восплачете от сокрушения духа. 15 . Ибо оставите имя ваше в насыщение 822 избранным Моим, вас же избиет Господь 823 , а служащим Мне 824 будет наречено новое имя, 16 . Которое будет благословляемо на земле, ибо будут благословлять Бога истинного; и клянущиеся на земле будут клясться Богом истинным, ибо забудут прежнюю скорбь свою и она не войдет им на сердце. 17 . Ибо будут новое небо и новая земля 825 , и не вспомнят о прежних, и они не войдут на сердце их 826 . 18 . Но радость и веселие найдут на ней 827 . Ибо вот Я делаю Иерусалиму 828 веселие и народу 829 Моему радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

85. Господь Иисус Христос пред Страданиями Своими говорит: Аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещы Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний (50, 5–6). 86. Кто из вас боится Господа, да послушает гласа Отрока Его Иисуса. Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа Иисуса Христа и утверждается в Боге (50, 10). 87. И утешит Господь избранных Своих и пустыни их соделает, яко рай Христов, радость и веселие обретут в Нем, славословие и глас хваления (51, 3). 88. Послушайте Меня, народ Мой, – говорит Спаситель, – яко закон от Мене изыдет, и суд Мой поставлю во свет для язычников (51, 4). 89. Восходят правда Моя и спасение Мое, и на мышцу Божества Моего будут уповать язычники, и спасение Мое во век будет, и правда Моя не оскудеет (51, 5–6). 90. Закон Мой в сердцах людей будет. Восстани, воскресни, Иисусе Боже наш, не Ты ли еси победил гордаго диавола и расторгнул змиа древнего (51, 9). 91. Спасенные и избавленные Господом придут в Сион, Церковь Христову, с радостью и веселием вечным, над головами их веселие и хвала, и радость пребудет, отбеже болезнь и печаль и воздыхание (51, 11). 92. Облекись в силу твою, Сион, Церковь Бога жива, без серебра искуплены людие Мои, глаголет Господь, и вас ради присно имя Мое хулится во языцех (52, 5). 93. Сего ради народ Мой узнает имя Мое, поэтому узнает в тот день воплощения Сына Человеческого, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!» (52, 6). 94. Коль прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего блаженство, яко слышано сотворю спасение твое, глаголя, Сионе, воцарится Бог твой (52, 7). 95. Голос сторожей Твоих возвысился, и все они вместе возрадуются, ибо своими глазами увидят, егда помилует Господь Сиона – Церковь Новоза ветную (52, 8). 96. И открывает Господь мышцу Свою Святую пред всеми язычниками, и узрят вси концы земли спасение, еже от Бога нашего (52, 10). 97. Идите... верные, не касайтесь нечистого... очистите себя, носящие сосуды Господни! – искупленные души (52, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

9–10. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего. (Да отрыгнут веселие вкупе пустыни Иерусалимские, яко помилова Господь людей Своих и избави Иерусалима: и открыет Господь мышцу Свою святую пред всеми языки, и узрят ecu концы земли спасение, еже от Бога нашего). Великой радости Израиля будет как бы сочувствовать и природа: вместе с народом отрыгнут веселие и пустыни Иерусалимские, – неожиданно появится и обильно процветет всякая растительность в окрестностях Иерусалима, которые после нашествия врагов остались совершенно опустошенными. – В спасении народа от сильнейших врагов и в возрождении страны открыет Господь мышцу Свою святую, – Свое могущество: оно будет для всех очевидно, как крепкий мускул обнаженной руки борца-исполина, оно будет очевидно именно в преодолении всякого могущества всех царей земных (ст.15). Но эта мышца Господня будет свята: руководясь совершеннейшей истиной, она не нарушит ни чьего права насилием, как то делали цари Египетские и Ассиро-Вавилонские, напротив, она сделает спасение для всех народов во всех пределах земли. 11–12. Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни! ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас. (Отступите, отступите, изыдите отсюду и нечистоте не прикасайтеся, изыдите от среды его, отлучитеся, носяшии сосуды Господни: яко не с мятежом изыдете, ниже убежанием пойдете: пойдет бо пред вами Господь, и собираяй вы Господь Бог Израилев). В сознании непреложных обетований Божьих и с глубоким сочувствием радости родного народа, Пророк убеждает пленных уходить из страны пленения. Изыдите отсюду – из Халдеи, из среды её народа; нечистоте не прикасайтеся – не принимайте и не усваивайте языческих понятий религиозных и обычаев житейских; отлучитеся, носящии сосуды Господни – уклонитесь от обольстительной роскошной бытовой обстановки Халдеев, по ревности к своей святыне, в особенности люди посвященные Богу, носящие сосуды Господни или служители храма, священники и левиты. – Вы пойдете, но не с мятежом, как удаляются иногда мятежные и беглые рабы, спасаясь от преследования своими владетелями; нет, вы пойдете смело, неторопливо, с сознанием своего права на свободу. А перед вами пойдет не вождь, как шел из Египта Моисей, а Сам Господь; Он и соберет вас, как собирает свое стадо страж – пастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   И Павел свидетельствует, говоря так: Бог, «Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас» (2 Кор. 1:10—11). И Петра избавила от темницы молитва: «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12:5). Если Петру помогла церковная молитва — как же ты не веришь в ее силу и какой ответ ты надеешься получить?    Церковь укрепилась паче небес, и скорее солнце угаснет, нежели Церковь исчезнет бесследно. славословят воинства ангельские, а долу в церкви — люди воспевают. серафимы вопиют трисвятую песнь, а долу ту же песнь множество людей воссылает. Общее торжество для небесных и земных, единое благодарение, единое радование, единое веселие! И соделало это неизглаголанное схождение Владычне! Дух Святой устроил это! По Отеческому благоволению устроилось такое молитвенное соединение, голоса уставились благочинно свыше, от Святой Троицы, словно неким инструментом направленные! Ибо ничто так не радует нас в жизни, как благолепие церковное. В церкви печальным веселие, в церкви труждающимся упокоение, в церкви притесняемым отдохновение. Церковь брани разрушила, сражения прекратила, бури утишила, бесов отогнала, болезни уврачевала, напасти отразила, грады колеблемые укрепила, небесные двери открыла, узы смертные разорвала, а раны, наносимые свыше, и наветы людские — все отвела и даровала покой. «Придите, — говорит она, — ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).    Что любезнее этого гласа? Что сладостнее этого призывания? Ведь оно понуждает к упокоению от трудов, дает ослабу от болезней, призывает к веселию от печалей.    Поэтому мы, о возлюбленные, поспешим пораньше прийти к прекрасному церковному пристанищу, как Петр и Иоанн ко Гробу Господню. Не станем дожидаться конца звона и начала пения, но лишь только запоют колокола, сразу отложим все свои дела и с великим усердием, с подобающим тщанием придем, чтобы получить оставление грехов, а не увеличивать их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А смирение, терпение, ревность и постоянство в добрых делах не ослабляют, но укрепляют надежду, а вместе и возвышают то успокоение в Боге, которое доставляет христианская на­дежда. Возлюбленнии, пишет возлюбленный ученик Христов, аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение има­мы к Богу: и Его же аще просим, приемлем от Него, яко заповеди Его соблюдаем, угодная пред Ним тво­рим. «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас: то мы имеем свободный доступ к Богу, и чего ни попросим, получим от Него: потому что соблюдаем заповеди Его, и делаем угодное пред Ним» ( 1Ин.3:21,22 ). Апостол Павел говорит: терпение соделывает искусство, искусство же упование ( Рим.5:4 ). От терпения происходит опытность в добрых делах, то есть постоянство и твердость в исполнении заповедей Божиих; а от этой опытности возвышается надежда, а с надеждою возрастает и успокоение в Боге. Поэтому премудрый сын Сирахов так изображает этот сыновний страх: Страх Господень слава и похвала, и веселие, и венец радости: страх Господень возвеселит сердце, и даст веселие и радость и долгоденствие. Боящемуся Господа благо будет на последок, и в день скончания своего обрящет благодать ( Сир.1:11–13 ). Окончу поучение словами апостола Павла, внушающими нам дух истинной христианской надежды: «Господь близко; ни о чем не заботьтесь, но всегда в молитве и прошении с благодарностью открывайте желания свои пред Богом; и мир Божий, превышающий всякий ум, утвердит сердца ваши и мысли ваши во Христе Иисусе. Впрочем, братия мои, что истинно, что честно, что любезно, что достославно, что составляет добродетель и похвалу, о том помышляйте. Чему вы учились, что приняли, и слы­шали, – сие исполняйте, и Бог мира будет с вами» ( Флм.4:6–8 ). Аминь. Поучение 4. 1) Признаки истинной христианской надежды. 2) Примеры Раскрыв в предыдущем поучении свойства христианской надежды, ныне покажу вам, по каким признакам, или по каким действиям можем узнавать, имеем ли мы истинную надежду; и предложу несколько примеров таких святых мужей, которые имели истинную надежду, и оставили нам в своей жизни примеры на­дежды, достойные подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Автор книги увещевает приобретать мудрость не посредством серебра, которое само по себе не дает мудрости, – а путем собственных усилий и призывания помощи Божией ( Сир 51, 26–30 ). Если сама по себе мудрость непокупаема за серебро и требует от стремящегося к ней собственных неусыпных усилий и помощи свыше, то удовлетворение житейских потребностей и покрытие требуемых расходов во время обучения мудрости не чуждо денежных расходов. И эти расходы не должны смущать ищущего плодов мудрости: «Приобретайте учение и за большое количество серебра, – и вы приобретете много золота» ( Сир 51, 36 ) – таким образом, достигнете благосостояния внутреннего и внешнего. 7.3. Учение о Премудрости «Всякая премудрость от Господа и с Ним пребывает вовек» ( Сир. 1,1 ). Такими словами начинается эта книга. Премудрость уподобляется морскому песку и каплям дождя, которые не поддаются исчислению. Она не может быть вполне изучена человеком. Вполне ее обладает только Бог . Она проявляется в вечных законах, управляющих миром. В книге Иисуса сына Сирахова развивается мысль, высказанная в книге Притчей: «Начало премудрости – страх Господень» ( Притч. 1, 7 ). «Страх Господень – слава и честь, и веселие и венец радости. Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие» ( Сир. 1, 11–12 ). «Страх Господень – дар от Господа, и поставляет на стезях любви» ( Сир. 1, 13 ). «Корень премудрости – бояться Господа, а ветви ее – долгоденствие» ( Сир. 1, 20 ). «Почтенны вельможа, судья и властелин, но нет из них больше боящегося Господа» ( Сир. 10, 27 ). «Как велик тот, кто нашел премудрость! Но он не выше того, кто боится Господа. Страх Господень все превосходит, и имеющий его с кем может быть сравнен?» ( Сир. 25, 13–14 ). Преподобный авва Дорофей обращает внимание на то, что в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова страх Божий именуется и началом ( Сир. 1, 15 ) и концом (венцом) Премудрости ( Сир. 1, 18 ). Авва Дорофей учит, что существует два вида Страха Божиего, «один первоначальный, а другой совершенный», «один свойственен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть страх святых совершенных, достигших в меру совершенной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Аминь (7:12). И присоединит свой хвалебный голос к этим гимнам и песням и всякое создание, находящееся на небе и на земле и под землей, и все, что в них: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава, во веки веков (5:13). И какая радость, какой восторг, какое веселие будет наполнять души и сердца праведников! Радость неизглаголанная, восторг премирный, веселие непрерывное и неистощимое! И такое велелепное торжество будет продолжаться всю вечность!.. Сей нареченный и святый день! Вот истинная Пасха! Вот настоящий день Пасхи Господней, вечный, день царствия Христова!.. По истине, велик и необычаен день св. Пасхи! По истине, это – день, его же сотвори Господь. Господь, Сам Господь сотворил его, исполнив от вечности предопределенную тайну творения и искупления человека и в кончину лета послав на землю Сына своего, Который пострадал на кресте за грехи людей, умер, силою своего Божества воскрес из мертвых и верующим в Него открыл двери рая и вечное блаженство. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, непорочному, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас (Петр.1:3.4)! О! какими высокими именами украшают праздник св. Пасхи богомудрые отцы и учители Христовой церкви! Св. Григорий Богослов называет день Пасхи царем дней, праздником праздников, столько же превосходящим все праздники, сколько солнце превосходить звезды (Слово 19 на погреб, отца; Слово 42 на Пасху). По словам св. Иоанна Златоуста , день Пасхи – день вожделенный и спасительный, основание мира, случай нашего примирения, прекращение вражды, разрушение смерти и победа над дьяволом (Бесед. 85 о Пасхе). Св. Иоанн Дамаскин называет его праздников праздником и торжеством всех христианских торжеств, нареченным и святым днем, нарочитым днем воскресения Христова (в Каноне на Пасху). Торжественна и весела, радостна и блистательна Пасха и в настоящей жизни! Сердце, переполненное благоговейными чувствованиями, проникнутое восторгом, не может изъяснить, не в силах выразить своей радости. Сколь же торжественнее и светлее, сколь радостнее и веселее Пасха в будущей жизни, в невечернем дни царствия Христова!... О! брат мой христианин, сонаследник небесного царства, соучастник будущего блаженства! Торжествуя Пасху Христову здесь на земле, устремляй очи ума и сердца твоего туда – к престолу Триипостного Божества, в горния селения славы Божией, туда, где ангелы и святые поют воскресение Христа Спасителя и хвалят вечную Пасху, всеми чувствами сердца, всеми силами и вожделениями воли порывайся удостоиться торжествовать Пасху в вечности. Со слезами радости и упования взывай к Спасителю: О Пасха велия и священнейшая Христе! подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородица плачет о распятом Сыне словами, которые переворачивают чувствительное русское сердце. Она называет Его незакатным Солнцем и причитывает: " Чадо любимое, сладкий мой Свет, мне без Тебя ничего в мире нет! Вздохи, сердечные скорби и боли ныне, увы мне, удел моей доли... " Называет Его " радость, веселие дней " (Ярославна так же поминает развеянное по ковылю веселие), просит сжалиться над матерней скорбью-тоскою Его, истерзанного, нагого мертвеца: " Как ныне терпишь Ты крест и мучение! " - восклицает Она. - " Если б с креста я Тебя заключила в руки, в которых младенцем носила, - горе мне! сердце напрасно лишь ждёт: этой отрады никто не даёт! " Её слова перезвучиваются по смыслу с первыми строками плача Ярославны: " ...Утру князю кровавые его раны на его тъле " . Параллели двух текстов не прямые, а эмоционально сопряжённые: для Ярославны плач Богородицы отмечен высоким градусом душевной скорби, он служит ей образцом выражения умиления. И вот в мире происходит какое-то решение, что-то изменилось и определилось. Ещё крутят в поле туманы, ещё длится сумрак, но уже " Игореви князю Богъ путь кажетъ " . " Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою " . " Избави меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное, и которых десница - десница лжи " 21 (142 псалом Давида). У Иеремии Господь каратель может обратить гнев в бесконечную милость: " Разве упавши не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? " , и " Если ты обратишься, то Я восставлю тебя... и если извлечёшь драгоценное из ничтожного... спасу тебя от руки злых " (Иер. 8,4; 15,19,21). И в 50-м покаянном псалме: " Научу беззаконныя путям Твоим и нечестивые к Тебе обратятся " 22 . " Игорь спитъ, Игорь бдитъ, Игорь мыслию поля " . Остановимся на этом очень важном для понимания духовного смысла поэмы месте. " И соколомъ подъ мьглами " " Слово о полку Игореве " мы читаем под особым " углом чтения " , если можно так выразиться. В него попадают не только библейские мотивы, сюжеты, тексты, но и их комментарии и толкования.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

«Будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. За посрамление вам будет вдвое» ( Ис.61:6, 7 ). Посмотрим, где исполняются эти слова и в какое время «вам будет вдвое». Они тогда (по возвращении из плена) владели вторично, но это не исполнилось. Пророк, однако, здесь говорит: «За посрамление вам будет вдвое». Ясно, что будет другой народ, который наследит землю вторицею. Это открывается из последующих слов: «потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них». Когда веселие вечное было у евреев в их земле? «Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; и будет известно между народами семя их, и потомство их – среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом» ( Ис.61:8, 9 ). Это совершилось на апостолах, с которыми он вступил в вечный союз; сыны их известны даже и среди языков. «Все видящие их познают». Какой народ не знает их? «Все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом. Радостью буду радоваться о Господе» ( Ис.61:9, 10 ), – вследствие множества учеников и будущих даров. 10–11. «Возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня». Не видишь ли ты, что здесь пророк сказал только о радости духовной? Здесь нет ничего вещественного, но все духовное, потому что он говорит: «возвеселится душа моя о Боге моем». Когда мы получаем какую-либо духовную благость, то мы радуемся о Господе. Всякий, кто радуется о своих благах и детях, хотя бы потом подвергался печали, однако, видя приятную жену или любимых сынов, затем не считает бедствий более бедствиями. Равным образом это случается и с тем, кто радуется о Господе, – особенно, когда он наверное знает, что Бог не прогневался на него; тогда он более не скорбит и не печалится, подобно тому, как апостолы всегда радовались о Боге и других увещевали к тому же, говоря: «Радуйтесь всегда в Господе» ( Флп.4:4 ). Эта радость непреходяща и бессмертна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В вине не мужайся, многих бо погубило вино. Полезно вино животу человека, аще пить его в меру. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Радование сердца и веселие души вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Умножает пьянство ярость безумного, на преткновение, умаляя крепость и причиняя раны. На пиру за вином не обличай ближнего, и не уничижи его в веселии его; не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями ( Сир.31:29–37 ). 1020. Когда и каким образом дал Господь Бог свои заповеди? Вопрос прихожанина. Когда и каким образом дал Господь Бог свои заповеди? Ответ Священника. Когда происшедший от Авраама народ еврейский чудесно освобожден был от рабства Египетского, тогда, на пути в обетованную ему землю, в пустыне, на горе Синае, Бог явил присутствие свое в огне и облаке, и дал десять заповедей чрез вождя израильтян Моисея. 1021. Если заповеди сии даны народу израильскому, то должно ли и нам поступать по ним? Вопрос прихожанина. Если заповеди сии даны народу израильскому, то должно ли и нам поступать по ним? Ответ Священника. Должно. Потому, что в сущности своей они суть тот же закон, который, по словам апостола Павла, написан в сердцах у всех человеков, дабы все поступали по оному. 1022. Почему в наше время нет чудес, какие совершали Апостолы, а я желал бы их видеть? Вопрос прихожанина. Почему в наше время нет чудес, какие совершали Апостолы, а я желал бы их видеть? Ответ Священника. Ты желал бы чудес? Одолевай грех, и твое желание исполнится: ибо это демон, гораздо опаснейший диавола. Изгнав его из твоего сердца, ты совершишь чудо, и притом важнейшее того, какое производят наши заклинатели, изгоняя из бесноватых бесов нечистых. Старайся о доброй жизни, полезной для тебя и для других, и ты будешь чудотворцем. Сделайся из скупого щедрым: ты исцелишь руку иссохшую и не могшую простираться для милостыни; отвращай взор от опасных приманок, влекущих его ко злу: ты возвратишь себе – слепому зрение; закрывай слух от мирских развратных песней, и пусть уста открываются только для святых песнопений: ты сделаешь то же, что отверзешь уста немому.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010