58 . Герасим Вологодский, основатель упраздненного Кайсаровского Троицкого монастыря, который находился в городе Вологде, скончавшийся (как принимается) 4-го Марта 1178-го года. Из сказанного нами выше о преп. Галактионе Вологодском, – 53, видно, что местное празднование (если только оно действительно есть) установлено когда-то после 1691-го года. 59 . Кирилл, епископ Туровский , знаменитый проповедник, живший во второй половине XII века и скончавшийся неизвестно в каком году. Есть проложное сказание о нем, написанное во второй половине XIII – в XIV веке, в котором делается молитвенное обращение к нему как уже к признанному святому. 1459 Память 28-го Апреля. XIII века: 60 . Евпраксия, в мipe Евфросиния, княгиня Псковская, супруга князя Ярослава Владимировича, скончавшаяся 8-го Мая 1243-го года. 1460 Можно думать, что местное почитание ее как мученицы (она была убита своим пасынком) началось более или менее рано, ибо на 10-й день после ее кончины было знамение от иконы, стоявшей над ее гробом. 1461 —221— 61 . Великий князь Георгий Всеволодович, убитый Татарами на Сити 4-го Марта 1238-го года. Празднование ему началось не позднее первой половины XVII века, ибо оно есть в Уставе Московского Успенского собора этой первой половины XVII века. 1462 62 . Василько Константинович, князь Ростовский, взятый Татарами в плен в битве на Сити и потом убитый ими. Местное празднование памяти в Ростове началось, вероятно, не позднее празднования памяти Георгия Всеволодовича. 1463 63 . Меркурий, мученик Смоленский, скончавшийся (как принимается) 24-го Ноября 1238-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 64 и 65. Князья Ярославские Василий Всеволодович, скончавшийся 8-го Февраля 1249-го года, и брат его Константин, скончавшийся неизвестно, когда. 1464 Местное празднование памяти установлено более или менее вскоре после 1501-го года, когда обретены их мощи. 1465 66 . Харитина Новгородская, жившая неизвестно, когда, вероятно – во второй половине XIII века, и подвизавшаяся в Петропавловском монастыре на Синичьей горе. Чтится местно (5-го Октября), неизвестно – с какого времени, в Петропавловской кладбищенской церкви Новгорода, остающейся от прежнего монастыря. 1466

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прокопий и Иоанн, юродивые Устюжские (дни памяти в указе не обозначены, первый – 8-го Июля, второй – 29-го Мая), – «пети и праздновати на Устюге». В числе 23-х, канонизованных собором, святых, – принимая наибольшее число 14-ти канонизованных к общецерковному празднованию, святых новых, которым прежде не существовало местного празднования, настоящего или в смысле записанного в месяцесловах почитания, и которые канонизованы собором совсем в первый раз, находится пятеро. Они суть: Никита, епископ Новгородский, «кончавшийся 30-го Января 1108-го года, установление празднования которому митр. Макарием, в случае, если достоверны наши сведения, о чем говорили мы выше (стр. 54), должно понимать, как восстановление древнего, когда-то давно пришедшего в забвение, празднования; Савва Сторожевский, основатель Сторожевского монастыря, который находится в Московской губернии, близь города Звенигорода, скончавшийся 3-го Декабря 1406-го года; Михаил Клопский, юродивый Новгородский, подвизавшийся в Клопском монастыре, который находится в 15-ти верстах к юго-западу от Новгорода, скончавшийся около 1456-го года 177 ; Иоанн, юродивый Устюжский, скончавшийся 29-го Мая 1494-го или 1512-го года 178 , и Александр Свирский , основатель Троицкого, Александро-Свирского монастыря, который находится в Олонецкой губернии, в 36-ти верстах к югу от города Олонца, скончавшийся 30-го Августа 1538-го года или всего за 14-ть лет до собора 1547-го года. Один из новых святых списка признается сомнительным, это – Никита епископ Новгородский 179 . И как будто действительно он канонизован был не на нашем соборе и даже не на соборе 1549-ю года, а спустя некоторое время после этого второго собора. Если бы он был канонизован на котором-нибудь соборе, то вслед за канонизацией было бы написано и его житие. Между тем, самое старшее по времени из четырех существующих житий его написано в конце 1557 – начале 1558-го года 180 , пред открытием мощей его, которое имело место 30-го Апреля последнего года. Таким образом, как будто вероятнее думать, что он канонизован вслед за открытием или одновременно с открытием мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Святые, предназначенные собором к местному празднованию во всех трех списках одни и те же 9-ть, именно: 13 Августа Максим, юродивый Московский, относительно празднова- . —190— ния которому говорится: «пети и праздновати на Москве»; 21 Мая князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские, – «пети и праздновати в Муроме»; 25 Июня князь Петр и княгиня Феврония Муромские, – «пети и праздновати в Муроме ж»; 2 Марта Арсений епископ Тверской, – «пети и праздновати в Твери»; Прокопий и Иоанн, юродивые Устюжские (дни памяти в указе не обозначены; первого – 8 Июля, второго – 29 Мая), – «пети и праздновати на Устюге». В числе 23-х, канонизованных собором, святых, – принимая наибольшее число 14-ти канонизованных к общецерковному празднованию, святых новых, которым прежде не существовало местного празднования и которые канонизованы собором совсем в первый раз, находится четверо. Они суть: Никита, епископ Новгородский, скончавшийся 30-го Января 1108-года, на установление празднования которому митр. Макарием, в случае, если достоверны наши сведения, о чем говорили мы выше 4), должно смотреть, как на восстановление древнего празднования; Савва Сторожевский, основатель Сторожевского монастыря, который находится в Московской губернии, близ города Звенигорода, скончавшийся 3-го Декабря 1406-го года; Иоанн, юродивый Устюжский, скончавшийся 29-го Мая 1494-го года, и Александр Свирский , основатель Троицкого, Александро-Свирского монастыря, который находится в Олонецкой губернии, в 36-ти верстах от города Олонца, скончавшийся 30-го Августа 1533-го года или и всего за 14-ть лет до собора 1547-го года. Один из новых святых списка признается сомнительным, это – Никита, епископ Новгородский. И как будто действительно он канонизован был не на нашем соборе и даже не на соборе 1549-го года, а спустя некоторое время после этого второго собора. Если бы он был канонизован на котором-нибудь соборе, то вслед за канонизацией было бы написано и его житие. Между тем, самое старшее по времени из четырех существующих житий его написано в конце 1557-начале 1558-го года 1380 , —191— пред открытием мощей его, которое имело место 30-го Апреля последнего года. Таким образом, как будто вероятнее думать, что он канонизован вслед за открытием или одновременно с открытием мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

782), св. Макрины (там же, с. 952), свв. Исидора и Евстафия (там же, с. 1015), св. Евфимия (там же, с. 997), св. м. Василиска (январь, т. II, с. 221), св. патриарха Фавиана (ibid., 252), св. Викентия (ibid., 293), св. Дионисия Севастийского (февраль, т. II, с. 158), св. Марка Афинского (март, III, 778) и св. Евтихия (май, V, 249), но зато в Четиих-Минеях есть и такие взятые из Acta SS. памяти и жития, которых в списке нет. 127 Внесены: в Сентябре: 3-го – св.м. Фива из «мученикословия Римского» (Четии-Минеи, 2 изд. под 3 сентября, ср. Martyrol. Roman., с. 374); 5-го – свв.мм. Иувентин и Максим, «в Антиохии от Юлиана апостата пострадавших. Страдание их св. Иоанн Златоуст написа. t 3, f. 40. Vide Acta SS. iannuarii, t. 1, 612 et Skarga februar 8, f. 120 et Niciphor, l.X, c. 12, Theodolit 1.III, c. 14, а в наших месяцесловах и Прологах нигде же обретается». (Пролог, ч. I, л. 15; память их есть в месяцеслове ими. Василия и в Martyrol. Roman., 25 января); 10-го – три жены в пустынной горе обретенные (вероятно, из Киевских месяцесловов, где они есть под тем же числом); в Октябре: 5-го – свв. Дамиан целебник, Иеремия прозорливый и Матвей прозорливый (из Печерского Патерика); 14-го – преп. Никола святоша (оттуда же, есть и в Львовском месяцеслове 1648 г., но под 16 октября); 15-го – преп. Евфимии новой (из служебной Минеи, есть в месяцеслове при Острожской Библии); 24-го – преп. Арефа Печерский (из Патерика); 26-го – преп. Афанасий Медикийский (из жития преп. Никиты, память которого 3 апреля); 27-го – преп. Нестор летописец (из Патерика); 31-го – свв. апостолы Апеллий и Аристовул, они прибавлены к именам других апостолов на основании службы в Минее, и преп. Спиридон и Никифор Печерские (из Патерика, есть и в Львовском месяцеслове 1648 г.); в Ноябре: 7-го – преп. Лазарь Галасийский (на основании службы в Минее, есть и в Макарьевских Минеях под тем же числом); 10-го – св. ап. Тертий, прибавлен к именам других апостолов на основании службы, (есть и в Макарьевских Четиих-Минеях, но назван Терентием); 11-го – блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Димитрий Святославич, князь Юрьевский, скончавшийся, по принятии схимы, в 1269-м году и погребенный в Юрьевском (Владимирской губернии) соборе (Карамз. IV, 70; гр. Толстой в Книге глаголемой, 392). Диодор Юрьегорский, основатель упраздненного Юрьегорского Троицкого монастыря, который находился в Онежском уезде Архангельской губернии, скончавшийся 27-го Ноября 1633-го года. (Ист. Uep. VI, 829 ; в III кн. Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1878 г. статья: Христианство в пределах Архангельской епархии, стр. 16). Дионисий Островский. См. Афанасий. Дионисий, схимонах и затворник 591 Переяславский, возобновивший после разорения Поляками Переяславский Николаевский, что на болоте, монастырь, в городе Переяславле Владимирской губернии, скончавшийся 15-го Апреля 1645-го года (Ист. Uep. V, 199 ). Домнушка Сибирская, см. ниже сл. Разумовский граф. Дорофей или Досифей Верхне-Островский или Псковский, основатель упраздненного Верхне-Островского Петро-Павловского монастыря, который находился на Псковском озере в Псковской губернии, скончавшийся 8-го Октября 1482-го года (История княжества Псковского, III, 78; Ист. Uep. III, 528  fin.). Дорофей Югский, основатель Дорофеевой Югской или Южской пустыни, которая находится в Рыбинском уезде Ярославской губернии, в 15-ти верстах от города Рыбинска, скончавшийся в 1622-м году. В первом издании книги мы поставили его в числе святых; но гораздо вероятнее, что он есть лишь почитаемый усопший. Евдокия, в монашестве Евфросиния, супруга вел. князя Димитрия Ивановича Донского (f 22-ro Мая 1889-го года), строительница Московского Вознесенского монастыря, скончавшаяся 7-го Июля 1407-го года. В первом издании книги мы поставили ее в числе святых; во теперь мы имеем в руках книжку: «Великая княгиня Евдокия, во иночестве преподобная Евфросиния», напечатанную в 1857-м году, из которой узнаем, что память ее празднуется панихидами по ней, и следовательно – что она не есть канонизованная святая, а только почитаемая усопшая. Евдокия, юродивая Суздальская, скончавшаяся 22-го Декабря 1776-го года и погребенная в Васильевском монастыре, который находится в городе Суздале (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 22-го Декабря, 1-го изд. вып. II, стр. 48 fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

и доходить до 3-го марта, т.е. до главы шестой, занимающей почти половину книжки без деления по числам, следовательно запись до 4-го числа собственно не доходит. Вторая (IA7/ β) исписана не вся: она начинается на обороте заглавного листка окончанием записи под 3-м марта (см. в чистовой л. 89) и оканчивается 24-м июня; а за этим следует: «Глава восьмая. Поездка в Константинополь. 25-е. Суббота. Смотри другую книжку», в которой, разумеется, делались путевые заметки; но такой книжки не сохранилось. После этого в книжке остаются почти семь листков неписанных. Что же касается текста, то он и в беловом, и в черновом один и тот же с весьма небольшими исправлениями в первом. Дневник 1850 г. заключается в трех книгах в лист: первая (IA 8 ) большого формата и разной бумаги, а две последние обыкновенного формата с пронумерованными листами. Первая книга или часть ее написана в разное время то чернилами, то карандашом рукой о. Порфирия; начало и конец ее написаны вскоре после описываемого года, по всей вероятности, в 1855 и 1856 г. Собственно эта книга заключает в себе записки о. Порфирия за весь год, т.е. описание пребывания его в Св. Земле, а потом в Египте, в Александрии, Каире и на Синае. Она разделяется на следующие главы: I. Возвращение в Иерусалим (с 1-го по конец января; – л. 1–9). II. Пребывание в Св. граде (до 18 марта; – л. 10–17). Здесь оканчивается переписанное раньше; на обороте последнего листа начиналась III-я глава: «Путешествие в Египет», т.е. начало 2-й книги или части, но потом вся страница зачеркнута карандашом и начинаются написанные старческой рукой вновь составленные главы. III. Мои занятия в Александрии и заметки о Ниле (до 11-го апреля; – л. 18–29). IV. Наши занятия в Каире (с 11-го апреля до 27-го и с 23-го мая по 1-е июня; – 28 б –52). V. Приготовления к отъезду в монастыри св. Антония Великого и преподобного Павла Фивейского. Наши художественные занятия там (до 3-го дня; – л. 52 б –55). VI. Наши художественные и ученые занятия на Синае (в июне и июле 1850 года; – с 55 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Диспут происходил, вероятно, зимою 532—533 г.; в связи с этим диспутом стоял указ императора Юстиниана о вере, от 15-го марта 533 г. (Codex Just. I, 1.6), к населению Константинополя и главных городов империи. 26-го марта того же года Юстиниан издал рескрипт с изложением вероучения на имя патриарха Епифания, в который было включено Выражение «τον σαρκωθεντα… και ενανθρωπησαντα και σταυρωθεντα να εναι της αγιας τριαδος». Извещая патриарха Епифания об издании вероопределения, император прибавляет, что он довел обо всем до сведения Римского папы, так как «он есть глава всех святейших Божьих священников» и всегда сдерживает авторитетом своего престола все ереси в восточных областях (Codex Just. I, 1, 7, 2 - I, 1, 6, 6 - I, 1, 8, 14). Формула Юстиниана стоит в связи с теопасхитскими спорами скифских монахов, к которым сначала Юстиниан относился отрицательно, а потом стал на их сторону. Папа после некоторых колебаний признал, как уже замечено, теопасхитскую формулу Юстиниана, по совету диакона Карфагенской Церкви Ферранда (Patrol, lat. LXVII, 889—908). Ответ папы императору послан 25-го марта 534 г. «Вера императора изложена у Mansi VIII, 803—806».    После смерти патриарха Епифания, 5-го июля 535 г., кафедру занял Анфим, епископ Трапезунта. Почти одновременно произошла перемена и на римской кафедре: на место умершего папы Uoahha II, был поставлен 3 июля 535 г. папа Агапит. Юстиниан, немедля, отправил ему свое исповедание веры и получил его одобрение (Mansi. VIII, 845—848). Однако новый Константинопольский патриарх Анфим был в большом подозрении относительно своих верований. 20-го февраля 536 г., по распоряжению римского царя Феодагота, папа Агапит прибыл в Царьград для предотвращения надвигавшейся войны. Осведомленный относительно верований и полемики патриарха Анфима, он потребовал его низложения. Император уступил и предложил папе самому назначить патриарха. Папа поставил пресвитера Мину и посвятил его 3-го марта 536 г. Вскоре после этого, заболел сам папа Агапит и умер 22-го апреля 536 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

145 В Софийской 2-й летописи, VI, 280, 231, находится вторая редакция рассказа о походе на Угру, составленная во враждебном великому князю лагере. Но как официальный рассказ дошел до нас не в первоначальной чистоте вследствие вставок из враждебного летописца, так, в свою очередь, и этот последний сохранился не в полном виде: в нем недостает начала; рассказ начинается только с возвращения Иоанна в Москву, и передаются переговоры, веденные им по возвращении к Кременцу. 147 VIII, 179, под 6082 г. 18-го апреля, под 6984 г. 19-го апреля в неделю (стр. 182) и под 6992 г. 8-го апреля (стр. 215); последняя дата взята, вероятно, по ошибке, вместо правильной 18-го апреля. Указание на разнообразие источников мы видим и в том, что некоторые известия вставлены не на месте; так, под 6998 г., после известия о походе великого князя на Тверь, записано о рождении у него сына Ивана 18-го февраля, а затем рассказывается о делах крымских, о том, что случилось ранее похода на Тверь (VIII, 216); о смерти князя Михаила Верейского, умершего в третью неделю по Пасхе (стр. 217) о прибытии в Москву датского посла, о возвращении из Константинополя посла Голохвастова и о браке князя Василия Даниловича Холмского – все эти события случились в феврале 1500 г. – говорится после: известия об отпуске послов в Кафу, что случилось в марте того же года. 151 VIII, 230, 231, 237, 241, Ник., VI, 143–148, 121, 158, 166. О Ливонском походе в Ник. своде сокращено. 152 Не смотря на эту официальность, в рассматриваемом нами своде мы в княжение Uoahha III , замечаем новое, небывалое прежде в летописном деле, явление – иронию; так, под 7004 г., о нападении Шведов на Ивангород летописец рассказывает: «удалый же воевода и наместник Ивангородский, именем князь Юрий Бабич, напленився духа ратна и храбра нимала супротивится супостатом, ни граждан окрепив, но вскоре устрашився и поеже из града» (Воскр., VIII, 233; Ник. VI, 149). 154 Воскр., VIII, 253–258,262; Ник., VI, 196–203, 209–211. О причинах войны в летописи изложено так, как в приказной выписке из посольских книг, напечатанной в т. 35-м Сборника Русск. Истор. общества, ср. стр. 497, 498.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второй храм каменный, начат в 1818 г. в 30 саж. к югу от деревянной церкви, и окончен в 1826 году. Его строил Новоладожский купец Абрам Григорьев Волков. В 1858 году, под наблюдением инженера Гештова, храм сделан теплым, и в нем устроен новый иконостас, а деревянный храм покрыт железом. Вся работа произведена на 6,803 руб. 20 коп., в 1851 году сделана, во круг храма, каменная ограда, в окружности на 192 сажени, с деревянным полисадом и с двумя воротами. В 1881 г. в паперти устроено теплое помещение для ризницы и библиотеки; у западных врат сделан деревянный навес. Ограда стоила 2,755 руб. 64 коп. Каменный храм освящен во имя Смоленской Божией Матери, с приделами Покрова и Рождества Иоанна Предтечи. Антиминс главного престола освящен 8-го мая 1883 г. епископом Арсением и подписан митрополитом Исидором. Антиминсы Покровского и Предтеченского придела освящены митрополитом Серафимом 1824 г. сентября 21-го дня. Антиминс деревянного храма, во имя св. Николая, освящен митрополитом Никанором 1854 г. апреля 3-го. Из икон и предметов церковной утвари замечательны: 1)      Икона Спасителя, в иконостасе, в серебряной ризе, с позолоченным венцом; на ней надпись: «усердием Новоладожского купца Абрама Григорьева Волкова. 1829 г. декабря 18-го». 2)      Икона Смоленской Божией Матери, в серебряной ризе, с позолоченным венцом и с недорогими каменьями. Риза сделана 1822 г. января 16-го. Далее буквы. А. Г. В. (вероятно имена: Абрам Григорьев Волков). 3)      Иконы Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Богородицы всех Скорбящих, явления св. Троицы преподобному Александру Свирскому . Все они в серебряных ризах, с позолоченными венцами. 4)      Оловянная Дарохранительница и такое же блюдо для благословения хлебов, 5) большой, в 212 пуд. 1 фунт, колокол, с изображениями престольных праздников и с надписью: «вылит сей колокол к церкви Смоленския Божия Матери, усердием прихожан оной, при священнике Илии Смирнове и церковном старосте Александра Тиханове, в С.-Петербурге, на заводе купца Михаила Стуколкина февраля 23-го дня 1860 года. Весу 212 пудов 1 фунт И. Ильин ». Ценность колокола 1,890 руб. 12 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1378 Не знаем, присутствовал ли кроме царевен царевич Алексей, но это кажется нам весьма вероятным. 1398 Вероятно это были ученики академии, приведенные по случаю храмового праздника, послушать красноречивого проповедника. 1405 Соч. II, 585–587. Произнесено в Ростове 1708 г. Те же мысли находим и в старой русской литературе: в пчелах, в слове о Данииле Заточнике и т. д. 1410 Соч. II, 668. Вспомним и юмористические народные сказки об обирании слепых. Афанасьев. Нар. рус. сказки III, 320 218. 1420 Соч. II, 166. Рук. Казанс. Унив. 57 (1582) с пометой: 7 апреля 1706, должно быть 8 апреля. Выписки из него мы приводили уже выше. 1421 Полное заглавие перевода: «Метаморфосеон си есть преображении или перемен П. Овидием Насоном описанных с толкованиями 8 книг. Книга сия переплетена 1706 года апреля 16, а господин ея смиренный Дмитрий архиерей Ростовский. Сия книга не прочтена, не исправлена, описки преисполнена». Начало: «За еже в другой раз уже латинскаго книгописца на полской язык преложить держало...» В книге чертежи сфер на л. 3 и 7. Синод. рук. 809. Ср. Записки Моск. Унив. 1833, I, стр. 695. Любопытен и другой перевод Метаморфоз с издания 1709 г. – для художников, хранящийся в Ростовском музее. 1424 Слово это, впрочем и неважное, доселе не издано. Отчет Имп. Пуб. Библ. за 1858 стр. 89 14. Царевич Алексей Петрович, великий почитатель св. Димитрия Угличского, обыкновенно праздновал этот день, как видно из его писем, очень торжественно. Любопытно бы было знать, был ли святитель у царевича 14 мая 1706 г. Во всяком случае сближение их, благодаря Яворскому, уже начиналось. 1428 Соч. III, 97–110. О имени Одигитрия святитель писал Феологу впоследствии, в 1707 г. Я. Е. В. 1873, 34, стр. 268. 1429 Макарий. Древние рукописи и книги в Новгороде и его окрестностях (Ч. О. И. и Д. Р. 1861, кн. II, стр. 12). 1433 Зап. кн. л. 41. Вероятно, о. Иларий уехал в то время в Москву, по делам Монастырского приказа и там, видимо, и скончался. 1435 По Строеву (Рук. Царского стр. 815) 8-го апреля. Любопытно сравнить сродную грамоту Павла, митрополита Сарского и Подонского († 1685).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010