Авось удастся. Ждите до 19-го Апр. Если не получите, пишите аминь или анафему над моим Иудою. Придется Вам ограничиться какою-нибудь статейкой. А потом в дополнение к следующему тому приложите и мою статью» 1211 . 22 апреля 1906 г. Муретов извещает, что «Иуду» закончит к августу, но затем откладывает вновь и вновь. Меж тем печатание VII тома, начавшееся 24 июня 1906 г., было приостановлено 16 сентября из-за отсутствия статьи Муретова, обещавшего ее вот-вот закончить. В конце сентября печатание тома было продолжено, статью Муретова предполагалось поместить не по алфавиту, а в конце тома. Спустя три месяца, 7 января 1907 г., Муретов пишет: «Набор Иуды подержите еще, скоро вышлю окончание» 1212 . Однако статья Муретова об Иуде в ПБЭ так и не появилась. Либо он не успел закончить ее, либо (что вероятнее) в последний момент она все-таки была отклонена из-за своего содержания. В VII томе в стб. 517 (где должна быть помещена статья), указано: «Иуда предатель см. «Энц.» VIII». А в VIII томе (в разделе «дополнения») помещена статья «Иуда-предатель» Д. И. Богдашевского. Статья была срочно заказана ему, по-видимому, в первых числах сентября 1907 г. 7 сентября он писал Глубоковскому: «С заметкою об Иуде поспешу» 1213 . Спустя два дня, 9 сентября, сообщал, что статья закончена, а 13 сентября выслал ее Глубоковскому: «Посылаю Вам заметку об Иуде предателе, окружающем нас со всех сторон, но не желающем удавиться. Простите, если не написал так, как следует. Кажется, все главное и существенное сказал» 1214 . Из С.-Петербургской академической корпорации в числе наиболее активных сотрудников Энциклопедии состояли А. А. Бронзов (45), С. М. Зарин (27+21 н/о), И. И. Соколов (93+7 н/о), помощник библиотекаря А. П. Кротков (6+45 н/о), библиотекарь А. С. Родосский (15+26 н/о), И. С. Пальмов (20+2 н/о), А. И. Пономарев (свыше 200), П. С. Смирнов (16), Г. В. Прохоров (4+45 н/о); от случая к случаю писали: о. В. М. Верюжский (5), А. П. Дьяконов (8), Ф. Г. Елеонский (2), П. Н. Жукович (3), И. А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

52 л.; тоже переп. на бело, последней редакции, 5 л.» 7 . Опись Синод. Ризничего заканчивается собственноручными расписками от 5 Апреля 1880 г.: Павлова – в принятии связок под 1–4 с систематич. указателем из связки 10-й и Ключевского – связ. 5–10 8 . Сент. 12-го 1880 г. Павлов и Ключевский вошли к м. Макарию с докладной запиской (сделанной собственноручно первым), где говорят, что рассмотрели бумаги, оставшиеся после ГН., и находят следующее: 1) «все вообще упомянутые бумаги (за исключением разве указателей к напечатанным томам Описания) носят характер подготовительных черновых работ, которыми мы можем воспользоваться только как сырым материалом в облегчение механического труда лишней переписки; это нужно сказать и о той весьма незначительной части Описания, которая была уже приготовлена к печати и процензирована: многочисленные напольные заметки, помарки, и поправки в самом тексте показывают, что покойный автор ( К. И. Невоструев ) не считал здесь своё дело оконченным. И действительно, вся эта часть Описания, обнимающая 51 рукопись богослужебного содержания (по принятому описателями каталогу 433–484), оставляет ещё не мало места для учёной работы. Многое, именно большая часть выписок из рукописей, не отличающихся ни древностью, ни важностью содержания, по нашему мнению, может быть опущена без всякого ущерба для учёного достоинства Описания. С другой стороны, при сравнении этих бумаг с самыми рукописями, по всей вероятности, откроется надобность в новых дополнительных примечаниях». 2) «На ближайшей очереди описания стоят 150 рукописей богослужебного содержания (именно Служ. Минеи, Трефологии, Стихирари, Обиходы, Молитвенники и т.п.), которые, по плану покойных описателей, должны были составить 2-ю часть третьего (богослужебного) отдела. В виду сравнительной незначительности научного интереса, представляемого этими рукописями, мы, с своей стороны, находим возможным и желательным оставить описание их до другого времени, когда будет изготовлено и напечатано нами описание следующих, более важных отделов, канонического и исторического.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Si cui lubet, благоволит сравнить „парфянские числа“ 21 и 23 на монетах Bartholomaei, tab, XIX, 27. 29; XXIII, 30; XXIV, 32; XXIX, 24. 26; годы 11 и 13 на tab. XIX, 16. 19; XXIII, 18. 21; XXVIII, 14. 16; годы 31 и 33 на tab. XX, 40. 41. 45; XXIV, 40.43; XXX, 35. 37; годы 41 и 43 на tab. XXI, 58. 59. 61; XXV 52. 53. 55; тогда станет ясно, что «парфянское» ядж-вист, yag vîst [один-двадцать] не диво принять за си-вист, sî vîst [три-двадцать]. Для моего неопытного глаза это sî неразличимо от sig . И как „один“ ,,yâg“, так и „три“ „sî“ представляют нечто похожее на СП. – Я, конечно, предполагаю, что из персидского документа писатель мученичества взял „десятый год“ Яздегерда, отождествленный там с «221 годом царства персидского»; а затем по 10-му году Яздегерда совершенно правильно высчитал соответствующий 759 год ионийцев. Наоборот, составитель расширенного мученичества св. Шим’она бар-Сабба’е просто воспользовался формулою p588­s и сосчитал 117 персов538­655 селевкидов. 352 Нёльдеке (Gesch. d. Pers., 405, cf. 385. 397) справедливо считает след. доказательство решающим: Кавад II Шеройе царствовал только 8 месяцев (с 25 февр. 628, † вероятно, 15 сент. 628), однако, сохранились монеты от «второго» года (Bartholomaei, XXX, 1: «trên») его царствования. Этот argenteus чеканен в «Dâ,», т. е. (как полагает Mordtmanu) в Dârâbgerd (ср. Хр. Чт. 1899, I, 339. 340). «Второй год» Шеройе начался лишь 17 июня 628 (1-го фарвардин). По вавилонской системе Postdatirung время с 25 февр. по 16 июня считали бы за rêš šarrû-ti, за начало царствования Шеройе, а с 17 июня начался бы его первый [не «второй» «trêu»!] год. Ср. Хр. Чт. 1896, II, 329; след., Яздегерд III, по всей вероятности, воцарился только 10 июня 633 г. (ard-rôz-i- spendârmad h -mâh), и, однако, с 16 июня 633 г. начался «второй» год его царствования!!! 353 По Nöldeke, Aufsätze, 89, битва была 28 апр. 224 г.; считаю это предположение бесповоротно устраненным после аргументации ф.-Гутшмида (Gesch. Irans, 162) в пользу 28 апреля 227 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

20). Но вот вопрос: когда именно отправлена была Евгением рукопись Словаря в Москву? Не много погодя, мы услышим собственное свидетельство Евгения от 1828 г. об отсылке Словаря в 1813 г.; но оно не верно и исключается другим более ранним свидетельством самого же преосвященного: Словарь мой, сообщал он Анастасевичу 16-го января 1813 г., «весь уже кончен и еще в прошлом году отослан в подарок московскому «Обществу истории и древностей» на рассмотрении поправку. Я отправил туда два списка: один до буквы м со включением и живых писателей, а другой полный об одних умерших и сей последний просил теперь издать. Не знаю еще, что определит Общество, ныне расстроившееся». – И П. И. Кеппен заявляет в «Соревнователе» (V, стр. 232), что Словарь представлен автором в Общество в 1812 г. 24 апреля 1813 г. преосвященный спрашивал уже Хвостова: «Говорили ль, ваше Сиятельство, с П. И. (Кутузовым) о моем Словаре» (стр. 144). А 14 мая извещал его: Каченовский (один из главных членов Общества, издававший тогда в Москве «Вестник Европы») «теперь просматривает мой Словарь и уже сообщил мне некоторые свои исторические «дополнения» (стр. 145). 490 Сообщая последние Евгению чрез письма 491 в Вологду, он, без сомнения, указывал ему ошибки и пробелы в его работе при личном с ним свидании, которое состоялось в сентябре (2–8 чч.) 1813 г. во время проезда Евгения чрез Москву на епископскую калужскую кафедру («Маяк», 1843 г., т. 7, стр. 99. Ср. письма Евгения к Хвостову от 27 августа и 28 сентября 1813 г., стр. 152–153). В Москве же, надо полагать, Болховитинов виделся и с Калайдовичем 492 , просил его заняться просматриванием, и даже изданием Словаря, которое-де легко может состояться после поправок, сделанных им самим и Каченовским. По крайней мере на такое именно предположение наводит следующее письмо К. Ф. Калайдовича к H. Н. Бантыш-Каменскому (вероятно, от 2-й половины 1813 г.): «Сердечно благодарю Вас за деятельное участие, приемлемое Вами в совершении Словаря, сочиненного преосвященным Евгением, епископом калужским, который по благосклонности своей поручил мне издание оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Разделы портала «Азбука веры» 13 Окт 2022 На 104м году жизни скончался общественный деятель русской эмиграции, организатор скаутского движения, активист НТС, журналист и писатель Ростислав Полчанинов В Избранное Фото: pravoslavie.ru 8 октября в США скончался один из старейших русских скаутов и прихожан Русского православного зарубежья Ростислав Владимирович Полчанинов, не дожив несколько месяцев до своего 104-го дня рождения, сообщает «Православие.Ru» . Он пережил гражданскую и Вторую мировую войну, маленьким ребенком сидел на руках у барона Врангеля, работал в знаменитой Псковской православной миссии и был, вероятнее всего, последним из оставшихся в живых ее участников, перенес трудности жизни в лагере для перемещенных лиц в послевоенной Германии. Ростислав Владимирович Полчанинов родился 21 января 1919 года. Сын полковника Русской армии и участника Белого движения Владимира Павловича Полчанинова (1881–1939). В младенчестве вывезен родителями в эмиграцию, жил в Югославии, где стал участником эмигрантского скаутского движения. В 1931 г. вступил в Национальную организацию русских скаутов (НОРС), в 1934 г. — в общество «Русский сокол». Позднее был одним из руководителей НОРС в Европе. Учился на юридическом факультете Белградского университета. В 1936 г. вступил в Национально-Трудовой Союз Нового Поколения (НТСНП, впоследствии — НТС). Во время Второй Мировой войны направлен руководством НТС на оккупированную территорию в Псков, где работал в Псковской православной миссии и создал скаутский отряд из местной молодёжи. В 1943 г. в Пскове женился на Валентине Петровне Наумовой. Один из руководителей подпольной деятельности русских скаутов-разведчиков в Европе. 28 апреля 1945 г. провёл первый сбор дружины русских скаутов-разведчиков в Нидерзаксверфене (Германия). В 1945–1951 гг. — в Западной Германии. Участвовал в деятельности НТС, Организации российских юных разведчиков (ОРЮР), возглавлял Союз югославянских скаутов в изгнании. В США с 1951 г. Работал рабочим на фабрике в Нью-Йорке, затем, в 1967–1983 гг., на радиостанции «Свобода», где, в частности, вёл еженедельные передачи «Духовная музыка всех времён и народов».

http://azbyka.ru/news/na-104-m-godu-zhiz...

Вместе с тем такое совершенно бессмысленное и странное святотатственное сектантское проявление, как совершившееся в с. Павловках, Сум. у., Харьк губ., сделается впредь невозможным. Что касается до приходских священников, то очень вероятно, что на первых порах многие из них отнесутся не с особенно приятным чувством к учению прихожан вере и закону; но скоро они поймут и почувствуют, что усердным исполнением этой первейшей и необходимейшей должности пресвитерской они приносят великую духовно-нравственную пользу не только своим прихожанам, но прежде всего самим себе. Они приобретут любовь и полное доверие своих простых прихожан и духовно-нравственный авторитет среди помещиков и вообще среди более образованного местного общества. Священники явятся посредниками-примирителям в пререканиях помещиков с крестьянами, а вследствие чего как помещики, так и особенно благодарные крестьяне, не замедлят хорошо обеспечить жизненные нужды и вообще материальное положение своего пртодского священника и его семьи. Н. Вессель Жаров И., свящ. Беглый поп в беседе с „австрийскими“//Миссионерское обозрение. 1902 г. 5–8. С. 903–908 21 апреля прошедшего 1901 года в г., Боровске умер богатый купец старообрядец-беглопоповец П. М. П. Для отпевания покойника родственниками был привезён из Москвы беглый поп Александр. 24-го им и было совершено отпевание праха покойного в 4 часа пополудни, при большом стечении народа: здесь были раскольники всех толков и согласий – окружники, противо-окружники, беглопоповцы и беспоповцы; немало было здесь также и православных граждан. Вообще, такого наплыва народа, как это было при похоронах П-ва, нам не приходилось замечать ни при одном, когда-либо бывшем, ранее похоронном случае в Боровске. В данное время публику интересовало не богатство и пышность похорон, но торжественное, дотоле небывалое служение беглого попа. В Боровске привыкли видеть у беглопоповцев одну духовную „нужду“; привезут, бывало, беглого попа потаённо, да и служить-то заставят в полунощное время в потаённых местах, стараясь укрыться от наблюдения местной полиции и неподкупной Боровской миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Т. I. С. 245–247). Сказанное в Палее о выплёвывании глаз утопленников является апокрифическим дополнением к библейскому рассказу, разъясняющим слова Библии о том, что выпущенный Ноем ворон прилетал и отлетал ( Быт. 8:7 ), т. е. находил пищу в трупах и не давал знака о появлении суши. Происхождение подробности, согласно которой ворон клевал плавающие в воде трупы, Дж. Фрэзер относил к еврейским преданиям (см.: Фрэзер–1989. С. 87, 89). Впрочем, есть и положительные ветхозаветные характеристики ворона: эта птица приносила пророку Илие мясо и хлеб ( 3 Цар. 17:4–6 ) и выведена образцом красоты в Песни Песней (5:11). 420 Вероятно, наделение марта эпитетом презренного следует воспринимать в рамках сравнительной антитезы христианства (Нового Завета) и иудаизма (Ветхого Завета), в русле которой честь и достоинство святынь и прообразов Ветхого Завета переходит и исполняется в Новом. Многочисленные полемические примеры Палеи, «Слова о Законе и Благодати» митр. Илариона и других памятников с аналогичной тематикой построены в соответствии именно с этим приёмом. В таком случае знак месяца марта, сделавшийся символом отверженности иудеев, нужно трактовать следующим образом. Месяцу марту (точнее – второй половине марта и первой половине апреля) по солнечному календарю соответствует месяц авив (месяц колосьев, или первых плодов) лунного еврейского календаря, начинавший собой священный год (в гражданском году авив был седьмым месяцем); впоследствии евреи восприняли халдейское название этого месяца – нисан. В этом месяце совершались самые значительные иудейские торжества: в авиве Бог вывел евреев из Египта, 15-го нисана праздновалась ветхозаветная Пасха, соединявшаяся с праздником опресноков. Моисею и Аарону было заповедано чтить этот месяц как первый среди всех прочих месяцев года ( Исх. 12:2 ). Праздник Пасхи пользовался вниманием даже со стороны римской власти, отпускавшей на Пасху одного из узников по указанию народа ( Мф. 27:15 ). После распятия в этом месяце Иисуса Христа иудеи, призывавшие Его кровь на головы самих себя и своих потомков, осквернили честь месяца авива, в который богоубийством навлекли на себя проклятие и заслужили презрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

От собора 1549-го года не дошло до нас никакого указа и о существовании его мы знаем из сообщений о нем царя Ивана Васильевича в речи к Стоглавому собору. Не имея прямых сведений о святых, канонизованных нашим собором, мы получаем эти сведения косвенным путем. Как не один раз упоминали мы выше, есть редакция жития митр. Ионы, в которой читается рассказ о соборах 1457-го и 1549-го годов. Редакция говорит собственно об одном соборе 1547-го года, но приводит такой список святых, канонизованных этим собором, в котором находятся не только те святые, которые известны нам по указу собора 1547-го года, как канонизованные сим последним собором, но и многие другие. Со всею вероятностью должно принимать, как и принимают, что многие другие святые суть святые, канонизованные собором 1549-го года, который автором редакции жития объединяется или соединяется в одно место с собором 1547-го года, а таким образом мы и находим святых, канонизованных собором 1549-го года. Получаемый сейчас указанным путем список святых, канонизованных собором 1549-го года, есть следующий: 1 . Нифонт, архиепископ Новгородский (при чем его имя читается только в одном из двух известных списков жития и не в самом тексте, а вместе с именем епископа Новгородского Никиты приписанным на поле), 2 . Евфимий, архиепископ Новгородский, 3 . Иона, архиепископ Новгородский, 4 . Иаков, епископ Ростовский, 5 . Стефан, епископ Пермский, 6 . Всеволод-Гавриил, князь Новгородско-Псковский, 7 . Михаил Ярославич вел. князь Владимирский, удельный князь Тверской, 8 . Аврамий Смоленский, 9–11. Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские или Литовские, 12 . Евфимий Суздальский, 13 . Григорий Пельшемский, 14 . Савва Вишерский, 15 . Евфросин Псковский, и 16 . Ефрем Перекомский. Относительно собора 1549-го года не имеем мы сведений, как он канонизовал святых, – всех ли к общецерковному празднованию или же, подобно собору 1547-го года, некоторых к празднованию местному. Признается более вероятным первое; но на самом деле столько же возможно и второе и вообще тут нет никакого основания склоняться с мнением в одну или другую сторону 181 . Из 16-ти канонизованных собором 1549-го года святых 12-т суть святые, которым уже прежде существовало местное празднование и 4 суть святые новые или канонизованные собором впервые. Эти последние святые суть: архиепископы Новгородские – Нифонт, скончавшийся 8-го Апреля 1156-го года, и Иона, скончавшийся 5-го Ноябри 1470-го года, Григорий Пельшемский, основатель Богородицкого Лопотова монастыря, который находится в Вологодской губернии, в 7-ми верстах от города Кадникова, скончавшийся 30-го Сентября 1441-го года, и Евфросин Псковский, основатель Спасо-Елизарова монастыря, который находится в 25-ти верстах от Пскова, скончавшийся 15-го Мая 1481-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

От собора 1549-го года не дошло до нас никакого указа и о существовали его мы знаем из сообщений о нем царя Ивана Васильевича в речи к Стоглавому собору. Не имея прямых сведений о святых, канонизованных нашим собором, мы получаем эти сведения косвенным путем. Как упоминали мы выше, есть редакция жития митр. Ионы, в которой читается рассказ о соборах 1547-го и 1549-го годов. Редакция говорит собственно об одном соборе 1547-го года, но приводит такой список святых, канонизованных этим собором, в котором находятся не только те святые, которые известны нам по указу собора 1547-го года, как канонизованные сим последним собором, но и многие другие. Со всею вероятностью должно принимать, как и принимают, что многие другие святые суть святые, канонизованные собором 1549-го года, который автором редакции жития объединяется или соединяется в одно место с собором 1547-го года, а таким образом мы и находим святых, канонизованных собором 1549-го года. К сожалению, редакция жития пока известна и всего в одном списке и никак нельзя поручиться, чтобы список был совершенно исправен, не содержал пропусков или наоборот вставок. Находимый сейчас указанным путем список святых, канонизованных собором 1549-го года, есть следующий: архиепископы Новгородские: Нифонт, Евфимий и Иона, причем имя первого вместе с именем Никиты епископа Новгородского приписано на поле рукописи, Иаков епископ Ростовский, Стефан епископ —193— Пермский, Всеволод-Гавриил князь Новгородско-Псковский, вел. кн. Михаил Ярославич Тверской, Аврамий Смоленский, Антоний, Иоанн и Евстафий мученики Литовские, Евфимий Суздальский, Григорий Пельшемский, Савва Вишерский, Евфросин Псковский и Ефрем Перекомский. Относительно собора 1549-го года не имеем мы сведений, как он канонизовал святых, – всех ли к общецерковному празднованию или же, подобно собору 1547-го года, некоторых к празднованию местному. Признается более вероятным первое; но на самом деле столько же возможно и второе и вообще тут нет никакого основания склоняться с мнением в одну или другую сторону. 1381 Из 16-ти канонизованных собором 1549-го года святых 12-ть суть святые, которым уже прежде существовало местное празднование и 4 суть святые новые или канонизованные собором впервые. Эти последние святые суть: архиепископы Новгородские – Нифонт, скончавшийся 8-го Апреля 1156-го года, и Иона, скончавшийся 5-го Ноября 1470-го года, Григорий Пельшемский, основатель Богородицкого Лопотова монастыря, который находится в Вологодской губернии, в 7-ми верстах от города Кадникова, скончавшийся 30-го Сентября 1441-го года, и Евфросин Псковский, основатель Спасо-Елизарова монастыря, который находится в 25-ти верстах от Пскова, скончавшийся 15-го Мая 1481-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XIV века: 67 . Феоктист, архиепископ Новгородский, скончавшийся 23-го Декабря 1310-го года. Новгородская 1-я летопись в таких выражениях говорит о нем по поводу его смерти 1467 , что заставляет предполагать раннее установле- —222— ние его почитания. В 1667–1668-м году над его мощами в Благовещенском монастыре, в котором он был погребен, была устроена рака одним усердствовавшим к его памяти Московским боярином (князем Ромодановским). В 1786-м году мощи его перенесены были из Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь и в последнем монастыре в 1827-м году устроен был придел, посвященный его имени. 1468 68 . Моисей, архиепископ Новгородский, скончавшийся 25-го Января 1362-го года. Память его чтится местно с ΧV века. 1469 69 . Кирилл Челмский или Челмогорский, основатель упраздненной Покровской Челменской или Челмогорской пустыни, которая находилась в Олонецкой губернии, в Каргопольском уезде, в 43-х верстах к северо-западу от города Каргополя, скончавшийся 8-го Декабря 1367-го года. Начало местного празднования памяти, судя по тому, что у гроба преподобного вскоре после его кончины начались чудотворения, с вероятностью должно быть относимо к древнему времени. 1470 70 . Сильвестр Обнорский, основатель упраздненного Воскресенского Обнорского монастыря, который находился в Любимском уезде Ярославской губернии, скончавшийся 25-го Апреля 1379-го года. Местное празднование памяти началось не позднее второй половины XVI века. 1471 71 . Пахомий Нерехотский, основатель упраздненного Троицкого Сыпанова монастыря, который находился в Костромской губернии, близь города Нерехты, скончавшийся 23-го Марта 1384-го года. «Почитание» памяти с устроением гробницы над могилою и написанием иконы началось еще при жизни учеников преподобного. 1472 За " почи- —223— танием», вероятно, скоро последовало и местное празднование. 72 . Михей, ученик преп. Сергия Радонежского, скончавшийся 6-го Мая 1385-го года. О начале местного празднования ему в Троицкой Сергиевой Лавре ничего не может быть сказано. Судя по тому, что канон ему читается в Лаврской рукописи лишь исхода XVIII века 1473 , нельзя думать, чтобы установление празднования было очень давнее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010