В низшем и высшем грамматических классах Николай Клементьевский обучался по два года и в 1801 переведён был в «поэзию». В это время, по случаю посещения Лавры блаженной памяти Государем Императором Александром I-м, Клементьевский, как один из лучших учеников, удостоился, вместе с Константином Богословским и Матфеем Богдановым, произносить пред Императором в семинарской зале составленный на этот случай разговор в стихах и в награду за то получил от монарших щедрот 20 рублей 1 . Через год после того он переведён был в класс «риторики», в котором оставался три года. В «философии» пробыл два года, а в «богословии» один, уделяя в продолжении этих курсов, по собственному желанию и усердию, время занятию русскою историею и языками греческим и еврейским – с таким успехом, что по-гречески мог говорить и сочинять, а с еврейского языка делать переводы. Значительные успехи в изучении языков греческого и еврейского, при добром и кротком поведении, обратили на Клементьевского внимание начальников семинарии и, в особенности, митрополита Платона. По его назначению, Клементьевский, по окончании курса, определён был 1809 г. 8 января учителем греческого и еврейского языков в Троицкую семинарию. В 1811 году, оставаясь учителем еврейского языка, он перемещён был на должность учителя в высшем грамматическом классе. В 1812 лаврское семинарское правление ходатайствовало пред Митрополитом Платоном об определении Клементьевского в должность учителя высшего красноречия и риторики «и по особенной наклонности к монашеству, и по отличным дарованиям, и по практическому знанию языков и словесности испытанного и надёжного к высшим должностям». 10 января того года состоялась резолюция преосвященного митрополита: «риторика Клементьевскому» – написанная дрожащею рукою изнемогавшего старца-Святителя 2 . Здесь мы прощаемся с именем Николая Клементьевского и встречаем новое имя – Никанора, сорок три года носимое почившим архипастырем. Новоопределённый учитель высшего красноречия и риторики, вероятно, тотчас же по определении своём на новую должность, на 25 году возраста изъявил давно питавшееся и уже примечаемое со стороны желание вступить в иноческий сан. От 4-го февраля 1812 года преосвященный Платон ходатайствовал пред Святейшим Синодом о разрешении постричь учителя Клементьевского в монашество. Указ последовал от 6-го марта. 9-го апреля последовало пострижение. 21-го числа того же месяца совершено было преосвященным митрополитом Платоном рукоположение новопостриженного во иеродиакона, – последнее рукоположение, совершённое знаменитым митрополитом 3 . Во иеромонаха

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

1) Иеромонах Рувим упоминается под 1701 годом. 2) Иеромонах Боголеп Сухачев из дворян: он построил в пустыньке в 1703 году «своим коштом» первый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в трапезе во имя Св. Иоанна Предтечи и каменной шатровой колокольней. Храм этот сломан лишь в 1852 году. 3) Иеромонах Карион упоминается под 1703 и 1714 годом в подписи на Евангелии напрестольном. 4) Иеромонах Софроний упоминается под 1722 годом. В) Настоятели третьего периода (1764 – 1862) Строители 31 30 1) Игумен Гавриил поступил в 1764 году; за разные проступки в 1765 году лишен по суду игуменского сана и назначен на жительство в Сумской монастырь. 2) С августа месяца 1764 года управлял Коренной Пустынью в звании «Начальника обители» Курского Знаменского монастыря иеромонах Иоиль Фалькевич. 3) Игумен Исайя, по прозванию Илляшевич, родом из Харькова, сын священника Михайло-Архангельской церкви, что в слободе Борисовке ( Хотмыжского уезда); пострижен в монашество в Белгородском Архиерейском доме преосвященным Иоасафом Горленко; проходил в том же доме порядки и послушания: житейного, ключника, ризничего и казначея, а в 1758 году посвящен в Игумена в Карповскую Троицкую Пустынь, по упразднении коей (в 1764 году) указом от 8 апреля 1765 года назначен Настоятелем Коренной Пустыни, а в 1770 году 13-го сентября месяца, по указу Преосвященного Самуила Епископа Белградского перемещен Настоятелем же в Белгородский Николаевский монастырь. 4) Строитель иеромонах Стефан из Белоградского Николаевского монастыря, определён в сию должность по указу Преосвященного Самуила Епископа Белоградского от 10 сентября 1770 года; 15 октября того же года был назначен временно управлять Курским Знаменским монастырём, по случаю избрания и посвящения настоятеля оного, Архимандрита Иова в сан Епископа Переяславского. Был присутствующим в Белгородской Духовной консистории (вероятно по званию эконома Белоградского Архиерейского дома). 5) Игумен Афанасий Илляшевич упоминается с октября 1772 года, по октябрь 1774 года. Родитель о. Игумена Исаии, последний из Настоятелей упразднённого Коренного Никольского ратского монастыря (в Белгородском уезде).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1920-м году церковь 44-го Сибирского стрелкового полка стала приходской. Военные, на чьей территории находилась церковь, активно боролись за ее ликвидацию. Храм был передан в пользование верующим по договору 19 ноября 1921 года. В деле «Устав Омской Покровской церкви религиозного общества (православного), списки учреждений, духовных лиц церкви и чинов совета религиозного общества. История возникновения церкви», начатом 1 ноября 1923 г., оконченном 11 февраля 1928 г. представлен обширный материал о названной общине и ее храме. Устав общества был утвержден Омским губернским отделом управления по реестру 240 – 12 ноября 1923 года. Еще 12 мая 1922г. из церкви, священником которой тогда был Богоносов, дьяконом Сухих, были изъяты: чаша серебряная, дискос, звездица, лжица, 2 тарелки, ковш, евангелие, подставки и др. предметы, всего – 10 фунтов, 53 золотника. Службы в храме осуществлялись ежедневно утром и вечером, хотя из духовных лиц было два человека – священник Михаил Иванович Сороколетов и псаломщик Иван Васильевич Обогрелов. 15 января 1923 года Покровская община обратилась с заявлением о неправомочности обнесения оградой церкви. На что помощник военкома по квартирной части ответил письмом 5116 от 23 декабря, что здание принадлежит военведу. Органы управления предупредили военных, чтобы они не чинили препятствий к устройству входа в церковь, так как чинимые препятствия нарушают декрет ВЦИК. В праздники храм посещало от 100 до 500 чел. 24 июля 1924 года диаконом был принят Леонид Лебедев-Анк, а 12 августа, вследствие смерти о. Михаила (так написано в архивном деле – но, вероятно, он был просто болен), священником приняли о. Амфилофия Кузьмича Горизонтова. С приходом о. Амфилофия Покровская церковь превратилась в религиозно-просветительский центр. С 8 марта по 26 апреля 1925 г. в храме проводился цикл бесед о богопознании. Их темы: «Нужен ли Закон Божий? Условия Богопознания, Есть ли Бог (космологическое доказательство бытия Божия), Есть ли Бог (телеологическое доказательство бытия Божия), Есть Бог! (психологическое доказательство бытия Божия), Бог есть!! (нравственное доказательство бытия Божия), Исполнение пророчеств Христа (историческое доказательство), Воскрес ли Христос?! – Воистину воскрес!!!». Через год беседы о богопознании повторились, так в марте они были совмещены с выступлением любительского хора.

http://sobory.ru/article/?object=45423

Известна судьба служившего здесь в то время священника Андрея Капустина. Он был родом из дубовских крестьян. Его арестовали 14 марта 1941 года и приговорили судебной коллегией по уголовным делам Сталинградского облсуда (решение от 30 июня 1941 года) к высшей мере наказания за контрреволюционную деятельность. Приговор приведён в исполнение 16 августа 1941 года. Вероятно, на место павшего заступил другой священник, так как на Пасху 1942 года во дворе храма святят куличи и пасхи. Во время боёв 1943 года службы прекращаются, но с 14 декабря 1945 года созданная и зарегистрированная ещё 11 апреля Успенская община арендует большой частный дом, где настоятельствует протоиерей Василий Суров. Церковь тогда находится в аварийном состоянии (рушатся плетнёвые потолки), и с 1946 года ставится на ремонт. В ней устраивается новый трёхъярусный иконостас. В отчёте за 1951 год благочинного 1-го округа протоиерея Петра Прокофьева говорится, что вместимость здания — 500 человек, верующих всего — до 7-8 тысяч взрослых и 3 тысяч детей, говеют — до 6,5 тысяч. Посещаемость — по воскресным дням — от 400 до 600 человек, великим праздникам — от 2 до 4 тысяч. Часто приходят старообрядцы. Причт — священник и псаломщик, содержится платный хор из 12 певчих (регент — псаломщик Владимир Александрович Лукьяненко). За 1951 год было произнесено 68 проповедей, что было для тех времён достаточно рискованно. На Рождество 1952 года в храм приходило 700 человек: 150 мужчин, 500 женщин, 50 детей. В августе 1954 года настоятель протоиерей Соколов, староста В.И. Баев, его помощник Кузьмин и казначей А.Н. Рындина подписывают акт о приёмке отремонтированного храма. В мае 1955 года приход покупает автомобиль «Победа». В июне 1957 года протоиерей Михаил Попов просит у властей разрешения на постройку новой сторожки, на что даётся согласие. В 1959—1960 годах совершается ежегодно примерно около 1000 крещений и более 200 погребений. Исповедываются более 4 тысяч человек. На август 1959 года здесь уже другой настоятель — отец А. Жукова. В целом с 1945 и по 1961 год сменилось 22 настоятеля.

http://sobory.ru/article/?object=50551

Питание у нас значительно ухудшилось. Давно уже нет молока и масла. Пища однообразная и по большей части безвкусная. С 5-го не стало сахара и не скоро будет. Будут его компенсировать чем-нибудь другим, но это нас совершенно не удовлетворяет. В отношении порядка и дисциплины у нас не все благополучно, и даже произошло событие весьма печальное. В конце апреля в лесу, по дороге в Зубово-Поляну, был обнаружен труп женщины. Следствие выявило, что убил ее Исмаил, которого арестовали 5/V. Женщина эта, легкого поведения, оказалась его сожительницей. На какой почве они поссорились, не знаю, но, вероятно, потому, что у него в последнее время не было заработков. Арестовали 7/V также Рахманова, который, по-видимому, также был замешан в какие-то темные дела. Его у нас не раз подозревали в кражах, но поймать с поличным не могли. В последнее время кражи у нас приняли систематический характер – почти ежедневно где-нибудь бывает кража. Надо полагать, что орудует кое-кто из вновь прибывших, потому что раньше было все-таки сравнительно спокойно. 7/V во время киносеанса была произведена кража в целом ряде палат 1 и 3 корпусов, причем в 1-м корпусе была украдена целая посылка. У нас кражи были в нескольких палатах на обоих этажах, в том числе у Курбана, у которого забрали сахар, а у Николая Ильича стакан. Не знаю, удастся ли что-либо сделать, чтобы изжить эти безобразия. Всем порядочным нашим жильцам эти дела крайне неприятны. Желаю Вам доброго здоровья и всего хорошего. Извиняюсь, что несколько растянуто написал. Уважающий Вас Т. Юнгус. Д. 7. Л. 40–41 об. Подлинник. Автограф. 2. 14 мая 1955 г. Многоуважаемый Владыка! Сердечный Вам привет. 8 с[его] м[есяца] я послал Вам письмо, а сегодня решил Вам написать несколько строк дополнительно по причине произошедшего недоразумения. Я сообщил Вам об аресте Исмаила и Рахманова. Как выяснилось, они преступлений, предъявленных им, не совершили, хотя у нас уверяли в обратном – якобы Исмаил признал себя виновным и прочее. Очень хорошо, что на наш дом не легло позорное пятно по такому преступлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Процарапка изображения Фото: Юлия Руденко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Перед последним обжигом Обожженные изделия покрывают декорирующим слоем и еще раз подвергают высоким температурам. Фото: Юлия Руденко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Печь Именно здесь изделия проходят заключительный обжиг. Фото: Юлия Руденко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Круглая печь В ней в несколько слоев помещаются одновременно до 300 изделий. Фото: Юлия Руденко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Мастер по росписи керамики Фото: Юлия Руденко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Итоговая продукция При кажущемся сходстве невозможно найти двух одинаково расписанных изделий. Фото: Юлия Руденко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Практически все росписи и рисунки на изделиях — авторские разработки мастеров. Фото: Юлия Руденко/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Стеллаж с готовыми керамическими изделиями В мастерской постоянно происходят обновления рисунков и дизайна продукции. Вполне может быть, что выпускаемые год назад варианты уже не встретишь сейчас в магазинах. Фото: Юлия Руденко/Православие.Ru Рейтинг: 9 Голосов: 71 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Тамара 27 июня 2022, 00:38 Очень красивая керамика!! А сколько в неё вложено тепла человеческих рук и труда?? Благодарим за ваш труд, дорогие наши мастера!!!!! Настасья 24 марта 2014, 22:30 Спасибо огромное за теплые слова. Монастырь устраивает провославные выставки в России, в контакте есть группа Провославный Фестиваль, и там сообщается где будут проводится выставки. Сейчас будет выставка в Москве на ВДНХ, с 7-го апреля. ... пав.69 навеное не помню.. .. и в Минске дату не знаю. ..Спасибо еще раз за теплые слова.. . Художник Настасья александр 26 февраля 2014, 21:53 Спаси Вас ГОСПОДИ.И в статье, и в фотографиях-везде ощущается Любовь.Любовь к людям,работе,творчеству.Как хочется чтобы монастырем стала вся Земля ,и все жили в Любви. Наталья 21 февраля 2014, 20:07 Покупала чашечку с ежиками в Иоанно-Предтеченском монастыре на Китай-Городе где-то год назад. Другие керамические изделия (но не очень много), вероятно, этой же мастерской там тоже были. Может быть, кому-то эта информация пригодится.

http://pravoslavie.ru/68574.html

А Вы вот не были в Почаевской Лавре, ни в Житомире, а если бы пожаловали, то были бы встречены с любовью. Говорят о моем вызове в Синод, хотя я вовсе не желаю служить духу праздности и уныния, в чем именно и заключается присутствование там. Но если придется ехать не с экстерностью (у меня в Новгородской епархии весьма больна мать 70 лет), то воспользуюсь Вашим братским приглашением. Сейчас пишу ночью, возвратившись с обеда – ужина у губернатора в честь министра Глазова. Видимо это хороший господин, но едва ли хороший руководитель школьного просвещения. Посылаю Вам номер «Китайского вестника» с замечательной и весьма симпатичною передовицей епископа Иннокентия [Фигуровского]. Прошу святительских молитв и остаюсь Вашего Преосвященства преданный во Христе собрат епископ Антоний 26 октября 1904 года 23 Друже и святителю! Выход Владимира Карловича [Саблера] из Духовного Ведомства и замена его Ширинским-Шихматовым есть факт. Крайне недружелюбное отношение Константина Петровича [Победоносцева], побудившего Владимира Карловича подать в отставку 7-го апреля. Меня и Никона [Рождественского] Константин Петрович вымарал из заготовленного по его же указанию наградного списка (архиепископа), — на что я бы с… хотел, — а вообще, почти никто из архиереев награды не получил, хотя черед был и трем митрополитам и Наследник родился и они его крестили. Вызываются (это секрет) Гурий [Охотин] Новгородский, Лаврентий [Некрасов] и Вениамин [Муратовский] Калужский — аховые ребята — два. Мы с киевскими святителем [Флавианом (Городецким)] поедем вероятно 22-го — раньше не пускают Никона 15, а Никон завтра — после общего съезда у митрополита Антония [Вадковского]. Здесь Преосвященный Димитрий (Абашидзе), Алексий [Баженов] Таврический, ожидается 6-го епископ Платон [Рождественский] ( барыши из Ялты). Преосвященный Алексий с Преосвященным Димитрием были за последние полгода в русско-японских отношениях. Саша М. был у меня: зубрит и тает от умиления. К великой радости моей на стороне патриаршества оказался и протопресвитер Янышев: Господь да будет милостив к нему. Ваш ректор новый получил орден 2-й степени, а отец Алексий — крест. Поздравляю их. Прошу Ваших святых молитв, благодарю за гостеприимство, ожидаю Вас в Почаевскую Лавру, где пробуду 24 мая — 8 июня и 13 августа — 26 сентября.

http://pravoslavie.ru/5541.html

23 января 1900 г. император одобрил соответствующий доклад Главного штаба с резолюцией: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что я считаю делом в высокой степени важным» ¹¹ . Разработка образцового (типового) проекта церкви для воинских чинов была поручена гражданскому инженеру надворному советнику Ф. М. Вержбицкому ¹² . 11 августа 1891 г. он был определён техником комиссии по построению казарм при Военном совете ¹³ . Возможно, в разработке проекта принимал участие совещательный член комиссии по устройству казарм (с 1893 г.) известный столичный зодчий И. С. Китнер. 8 мая 1900 г. за труды в комиссии Вержбицкий получил монаршее благоволение. 13 апреля 1901 г. проект был утвержден императором Николаем II. За него Вержбицкий удостоился премии в 500 руб. Таким образом, комиссия «выработала особый тип военной церкви, образцовой не по роскоши и убранству, а по вместительности и экономичности сооружения» ¹ . Образцовый храм представлял собой однонефную базилику красного кирпича с высокой шатровой колокольней над притвором, увенчанную одной главой на большом световом барабане и обильно декорированную в духе «узорочья» XVII в. Вероятно, основную идею плана и объемно-пространственной композиции храма архитектор заимствовал из проекта Л. Н. Бенуа 1891 г. — Георгиевской церкви — базилики (правда, трехнефной) в Гусе-Хрустальном (1892–1903) ¹ . Особенностью этого типа базилик (в отличие от базилик Д. И. Гримма ¹ ) можно считать наличие шатровой колокольни с приделами, которые, в свою очередь уравновешивают боковые алтари восточной части. Этот архитектурный тип можно считать отчасти преемственным и по отношению к церкви во имя св. вмч. Димитрия Солунского в Березовке , спроектированной А. Н. Померанцевым практически одновременно с базиликой Бенуа, и Николо-Александровской Путиловской церкви в Санкт-Петербурге (постройки В.А. Косякова) ¹ . Проект храма (вместимостью до 900 человек) был впервые осуществлен при постройке церкви 148-го пехотного Каспийского полка близ ст.

http://sobory.ru/lib/6_voennye_hramy.htm...

52 л.; тоже переп. на бело, последней редакции, 5 л.» 7 . Опись Синод. Ризничего заканчивается собственноручными расписками от 5 Апреля 1880 г.: Павлова – в принятии связок под 1–4 с систематич. указателем из связки 10-й и Ключевского – связ. 5–10 8 . Сент. 12-го 1880 г. Павлов и Ключевский вошли к м. Макарию с докладной запиской (сделанной собственноручно первым), где говорят, что рассмотрели бумаги, оставшиеся после ГН., и находят следующее: 1) «все вообще упомянутые бумаги (за исключением разве указателей к напечатанным томам Описания) носят характер подготовительных черновых работ, которыми мы можем воспользоваться только как сырым материалом в облегчение механического труда лишней переписки; это нужно сказать и о той весьма незначительной части Описания, которая была уже приготовлена к печати и процензирована: многочисленные напольные заметки, помарки, и поправки в самом тексте показывают, что покойный автор ( К. И. Невоструев ) не считал здесь своё дело оконченным. И действительно, вся эта часть Описания, обнимающая 51 рукопись богослужебного содержания (по принятому описателями каталогу 433–484), оставляет ещё не мало места для учёной работы. Многое, именно большая часть выписок из рукописей, не отличающихся ни древностью, ни важностью содержания, по нашему мнению, может быть опущена без всякого ущерба для учёного достоинства Описания. С другой стороны, при сравнении этих бумаг с самыми рукописями, по всей вероятности, откроется надобность в новых дополнительных примечаниях». 2) «На ближайшей очереди описания стоят 150 рукописей богослужебного содержания (именно Служ. Минеи, Трефологии, Стихирари, Обиходы, Молитвенники и т.п.), которые, по плану покойных описателей, должны были составить 2-ю часть третьего (богослужебного) отдела. В виду сравнительной незначительности научного интереса, представляемого этими рукописями, мы, с своей стороны, находим возможным и желательным оставить описание их до другого времени, когда будет изготовлено и напечатано нами описание следующих, более важных отделов, канонического и исторического.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

И так заявление М. И. Погодина не выдерживает критики, С. М. Соловьев не определяет года точно, остается Н. М. Карамзин , но несостоятельность его взгляда достаточно доказана М. П. Погодиным. Можно ли в таком случае точно определить время написания Поучения? Мы думаем: можно, только идти к этому нужно иным путем, чем Н. М. Карамзин и М. П. Погодин, надо вникнуть в Поучение поглубже. Что прямо видно из Поучения относительно времени написания? Мономах писал на пути в Ростов, не в Ростове, на Волге; снег еще не сошел: он ехал на санях; в это время он был уже не молод: «похвалих Бога, Иже мя сих днев 3 грешнаго допровадп», «хвалю Бога... Иже мя грешного и худого, селико лет сблюд от тех час смертных, и не ленива мя был сотворил». Все это указания слишком неопределенные. Но как он говорит о пути в Ростов? – " Се ныне иду Ростову». – Где это он говорит? – Среди перечисления походов. – Почему не в конце? – Чтобы ответить на этот вопрос, очевидно, надо присмотреться к порядку, в каком походы перечисляются. Сделаем это и постараемся отыскать в летописи соответствующее каждому походу указание. Разделим для удобства страницу пополам, на левой будем писать указание на поход в Поучении, на правой указание на тот же поход в летописи, в третьем же столбце года событий на основании дальнейшего исследования. 1) Первое к Ростову идох, сквозе Вятиче, посла мя отец, а сам иде Курьску. 2) И пакы 2-е к Смолиньску со Ставком Скордятичем, той пакы, и отъиде к Берестию со Изяславомь, а мене посла Смолиньску; 3) то и-Смолиньска идох Володимерю тое же зимы. 4) То и посласта Берестию брата на головне, иде бяху пожгли, то и ту блюд(ох) город тих. В лето 6581. Вездвиже дьявол котору вбратьи сей Ярославичах... изиде Изяслав ис Киева... иде в Ляхы, (после 22 марта). 5) Та идох Переяславлю отцю, 6) а по Велице дни ис Переяславля та Володимерю, 20 апреля 1074 (5 апр. 1075). 7) на Сутейску мира творит с Ляхы; 8) оттуда пакы на лето Володимерю опять. 9) Та посла мя Святослав в Ляхы: ходив за Глоговы до Чешского леса, ходив в земли их 4 месяци; и в тоже лето и детя ся роди старейшее Новгородъское (17-го февр. 1076 г., вероятно, на пам. св. Феодора трона).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010