Титул Патриарха – Московский и всея России – был установлен и утвержден соборным определением от (Российская Православная Церковь . Определения Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 1. M., 1918 (репринт: 1994). С. 4). Титул изменен без изложения мотивации и без обсуждения при реставрации Патриаршества в 1943 г. – Московский и всея Руси. 26.01.1589 10.06.1605 (30.06.1605 17.05.1606 03.06.1606 20.03.1611 03.1611 08.1611 Игнатий Грек, паки 08.1611 26.12.1613 24.06.1619 24.06.1619 01.10.1633 06.02.1634 28.11.1640 28.11.1640 27.03.1642 27.03.1642 15.04.1652 25.07.1652 10.07.1658 10.07.1658 06.08.1664 06.08.1664 20.12.1664 27.12.1664 02.1667 10.02.1667 17.02.1672 07.07.1672 19.04.1673 26.07.1674 17.03.1690 24.08.1690 15.10.1700 16.10.1700 16.12.1701 16.12.1701 14.02.1721 21.11.1917 25.03(07.04)1925 30.04(13.05)1922 12(25)06.1923 30.03(12.04)1925 27.11(10.12)1925/27.09(10.10)1937 01(14)12.1925 25.11(08.12)1926 25.11(08.12)1926 16(29)12.1926 16(29)12.1926 14(27.03)1927 30.03(12.04)1927 30.08(12.09)1943 30.08(12.09)1943 02(15)05.1944 02(15)05.1944 22.01(04.02)1945 22.01(04.02)1945 04(17)04.1970 05(18)04.1970 21.05(03.06)1971 21.05(03.06)1971 20.04(03.05)1990 20.04(03.05)1990 25.05(07.06)1990 25.05(07.06)1990 28.05(10.06)1990 28.05(10.06)1990 Алексий II Ридигер Второе викариатство ленинградской епархии, обн. (см. Ладожская, обн.) 1012 «...Алексий архиепископ, прислан в Русь в 865 г., Св. Фотием, Патриархом Константинопольским . Он крестил в Киеве, в мае 866 г. (подруг. 867 г.) русских князей Аскольда и Дира (во крещении Николая и Илию) и народ...» (Н.Д. Девятисотлетие... С. 99, со ссылкой на статью епископа Порфирия (Успенского) – Труды Киевской духовной академии. 1877. Кн. 10). Ныне более вероятной датой «Аскольдова крещения представляется 862 г. (или около этого года). По мнению Н. Д. Дурново, епископы происходили «…большей частью из Македонских славян» (Н. Д. Девятисотлетие... С. 101). 1013 Неизвестный по имени архиепископ, поставленный на кафедру россов от Патриарха Св. Игнатия и императора Василия Македонянина, согласно свидетельству императора Константина Порфирогенета. С этого времени начинается автономия Русской Церкви. Богослужения совершаются на славянском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодарив же Творца моего, и Пречистую его Матерь, и святых его угодников, яко сподобихся и я, всех последнийший, святый его град Иерусалим видети и поклонитись живоприемному его Гробу, и протчим святым, плотию и кровию Христовою освященным, и паки во свое отечество благополучно возвратихся; Ему же от мене, непотребнаго и грешнаго раба, монаха Серапиона, о всех и за всех да будет величие, честь и слава, благодарение и поклонение, ныне и в будущие нескончаемые веки веков. Аминь. 1 Если 1704 год (декабря 3-го дня) означает начало пути наших паломников, то все путешествие их продолжалось 2 года, 5 месяцев и 6 дней, а именно: от 3-го декабря 1704 года по 9 мая 1707 года. 1705 г. они провели в пути до Иерусалима, куда прибыли 30 сентября сего года и пробыли здесь до половины сентября 1706 года, а вернулися домой 9-го мая 1707 года. 8 Тут в подлинной рукописи небольшой пропуск, смысл которого, впрочем, очевиден: если бы мы с своими деньгами (небольшими) пошли без фирмана, то их бы недостало. 10 Если путешествие, как означено в заглавии, началось в 1704 году, то наши путники, иеромонахи Макарий и Сильвестр, были в пути до Иерусалима с 3 декабря 1704 по 30 сентября 1705 года, в Иерусалиме пробыли до сентября 1706 года, а вернулись домой в мае 1707 года. 11 Вероятно к сему месту в подлинной рукописи было пояснительное изображение, котораго в противне (о. Пахомия) не находится. 15 Матронинский Троицкий заштатный монастырь находится Киевской губернии в Чигиринском уезде, между местечками Жаботиным и Медведовкою, в лесу, именуемом Матронин, на возвышенном месте, окруженном с 4-х сторон земляным валом, разстоянием от Киева с 200, от Чигирина в 40 верстах. Когда и кем основан, не известно, но возобновлен он благословением Киевскаго митрополита Ионы Протасовича (1563 г.) и универсалами Гетманов, Петра Сагайдачнаго и Петра Дорошенка (1620, 1621 и 1671 г.). Хотя в 1678 г., по взятии турками Чигирина, монастырь Матронинский был ими разорен, однако в 1685 году уже построена в нем новая церковь , которая и освящена 1717 года, по универсалу князя Яна Станислава Яблонскаго, старосты Чигиринскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Тщательное изучение работ церковных писателей II и III веков, а в особенности целого ряда апокрифических деяний, посланий и апокалипсисов, оставляет сильное впечатление неизмеримого превосходства Нового Завета в чистоте и истинности, простоте и величии; и это превосходство свидетельствует об особой работе Духа Божьего, без которой эта Книга книг оставалась бы неизъяснимой тайной. § 23. Хронология эпохи апостолов См. сочинения, перечисленные в § 20, в особенности труды Визелера. См. также комментарий Хэкетта к Книге Деяний (3–е изд., с. 22–30). Хронология апостольской эпохи отчасти точна – по крайней мере, это касается определенного периода, – а отчасти носит гипотетический характер: точна в отношении основных событий, произошедших с 30 по 70 г. н. э., и гипотетична в отношении промежуточных моментов и последних тридцати лет I века. Эта хронология основывается на тексте Нового Завета (в особенности Деяний и посланий Павла), трудах Иосифа Флавия и римских историков. Сочинения Иосифа Флавия (37 – 103) особенно ценны, поскольку он составил историю еврейского народа вплоть до разрушения Иерусалима. Перечисленные ниже даты более–менее надежны и признаны большинством историков: 1 . Основание Христианской Церкви в день Пятидесятницы в мае 30 г. по P. X. Эта дата основывается на предположении, что Христос родился в 4–5 г. до Р.Х. и был распят в апреле 30 г. по P. X. в возрасте тридцати трех лет. 2 . Смерть царя Ирода Агриппы I, 44 г. по Р.Х. (по словам Иосифа Флавия). На этом основании можно определить дату мученической смерти Иакова, который был убит ранее, а также даты ареста и освобождения Петра ( Деян. 12:2,23 ). 3 . Апостольский собор в Иерусалиме, 50 г. по P. X. ( Деян. 15 ; Гал. 2:1–10 ). Эту дату можно проверить, сопоставив с более ранней датой обращения Павла и более поздней датой его тюремного заключения в Кесарии. Павел, вероятно, обратился в 37 лет, и с того момента до собора прошло «четырнадцать лет». Однако историки не единодушны в определении года обращения Павла и колеблются между 31–м и 40–м. 249 4 . Время написания посланий к галатам, коринфянам и римлянам – между 56 и 58 г. Дату написания Послания к римлянам можно установить с точностью почти до месяца на основании подсказок, которые есть в нем самом, и сведений из Книги Деяний. Это послание было написано прежде, чем апостол побывал в Риме, в тот момент, когда он закончил собирать в Македонии и Ахаии пожертвования для бедствующих братьев в Иудее 250 и намеревался посетить Иерусалим и Рим по пути в Испанию. 251 Павел передал его с Фивой, диакониссой из собрания в восточной гавани Коринфа, где он сам находился в тот момент. 252 Перечисленные обстоятельства указывают на весну 58 г., потому что в том году Павел был арестован в Иерусалиме и отправлен в Кесарию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Если это было бы точно в 1410 году, тогда вруцелетие держало В, и 2 марта было в воскресенье, а в субботу 2 марта именно было в 1409 году, тогда вруцелетие было A, а ключевая буква П; Евдокии 1 марта было в пятницу на 2 неделе великого поста. В Новогородской 4 летописи в Собрании русских летописей IV не сказано, что Арсений скончался весною 6916 года. Верно, в этой летописи новый год считался с марта, а не с сентября. (12) Илия. В обоих изданиях Истории Рос. Иерархии сказано, что Илия «хиротонисан 1437 г. митрополитом Герасимом из игуменов Желтиковских». Если точно посвящен от митрополита Герасима, то за несколько лет до 1437 года, в который сего священноначальника и в живых уже не было: Герасима держав 4 месяца в заключении князь Свидригайло сожег в Витебске 1435 года, в июле месяце. (Описание Киево-Софийского собора и Киевской Иерархии, стр. 105, Псков. лет. в Собр. летоп. IV. 209.) Вероятнее, что Илия хиротонисан в 1434 году: в этом году Герасим в мае хиротонисал в Новгород архиепископа Евфимия, или в первые три месяца 1435 года. 14 сентября 1437 года Илия в Твери встречал митрополита Исидора, когда сей священноначальник отправлялся в Италию на собор. В путешествии сего митрополита, напечатанном в VI томе Рос. Вивлиофики, стр. 27, несправедливо показан этому путешествию от сотворения мира год 6945, естественно, тогда начинавшийся уже с сентября. Это путешествие началось в лето 6946, а не в 6945. Докажем это пасхалиею: в 6946 году ключевая буква была X; в самом путешествии на странице 30 сказано, что из Риги в Балтийское море Исидор вступил 7 мая, в среду 4 недели, в праздник Преполовения; в то число этот праздник был в лето 6946, а не 6945. В 6945 году Преполовение было в 1 число мая. Илия 1440 года на соборе, осудившем латинствующего митрополита Исидора. не присутствовал неизвестно почему, равно не видно его подписи, когда российские архиереи соборно убеждали галичского князя Димитрия Шемяку к миролюбию; на избрание же митрополита всея России Ионы в декабре 1448 года прислал согласительную грамоту, что все не иначе можно, если только в эту пору святительствовал Илия, объяснить, как его нездоровьем. Жаль, что в летописях, описывающих этот собор, избравший рязанского епископа Иону в митрополита всея России, имени его, сколько мне ни случалось видеть об этом, не означено, а сказано: «Тверской же архиерей прислал де грамоту о согласии»; так не означено имени тверского архиерея и 1461 года при избрании митрополита Феодосия: «Тверской владыка присла посла с грамотою», – если только тогда архиерействовал не Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Акт. Археограф. Експед. Т. I. N. 80. 19 В записи на монастырь черейский, данной в октябре 1474 г., он называет себя просто владыкою смоленским. Но есть сомнение против сего показатя, индикт не сходится с показанием означенного в записи года. Акт. 3. Р. Т. III. N 101. Время вступления преемника Мисаилова на кафедре смоленской, Иоакима, также недовольно определенно (См. Акт. 3. Р. Т. I. N 70, и пр. 54.) 21 Соф. 2 лет. в Полн. Собр. Лет. Т. VI, стр. 233. В 1482 г. Спиридон присылал к В. К. Московскому с извещением о себе, равно как и о том, что привез для него из Царьграда много св. мощей; но В. К. Иоанн не нашел удобным облегчить его участь. 22 Живя в Ферапонтове монастыре, он занимался составлением жития пр. Зосимы и Савватия соловецких (в 1493 г.), где и упоминает о своем заточении. См. Библиогр. розыскания в Москвитян. 1846 г. Т. 6, стр. 184. 23 Захария в своей Палинодии говорит, что в подписи послания означен год 6989, индикт 14. Показание индикта соответствует году. Известно также, что Патриарху Максиму вопрос о телах умерших под клятвою был предлагаем самим Султаном. Tureograec. L. I. р. 27. 28 Предшественник Иосифов архимандрит Макарий, потом переведенный в киево-печерскую лавру, в мае 1492 г. еще был настоятелем слуцкого монастыря (Акт. 3. Росс. Т. 1. N 99.)- А Иосиф в начале 1494 г. уже сдавал слуцкий монастырь. Там же N 115. 29 Киев. Супрасл. летопись говорит: в лето 7006 месяца мая 30 д. индикта 1-го В. К. Александр литовский даде митрополию невскую и всея Руси Иосифу Епископу Смоленскому. 30 Рк. Требник Моск. Синод. Библ. N 310 л. 174 об. Этот требник, пис. в начале XVI в., принадлежал, по всей вероятности, смоленской кафедре, потому что в нем на литургии архиерейской воспоминаются не только имена почивших Митрополитов русских, но и Епископов смоленских. И ряд тех и других оканчивается именем Иосифа (Солтана), который был и Епископом смоленским и потом Митрополитом киевским (л. 226 об.). 33 Выписываем слова упомянутого листа из книги Θρνος, изд. на польском языке Мелетием Смотрицким в 1610 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В глубине души он, наверное, все-таки чувствовал, что участвует в клоунском действе, поэтому 30 мая известил Фанар о полученной «награде» и испросил благословения Вселенского Патриарха на ее ношение. Константинопольский Синод рассмотрел этот вопрос и решил его положительно, о чем московскому представителю было сообщено письмом от 10 сентября 1925 г. с «теплыми поздравлениями по случаю получения им такового знака отличия» 254 . Фанар на клоунаду давал добро. Своим вниманием Димопуло не обделял и украинских раскольников-обновленцев. 30 марта 1925 г. он направил в редакцию журнала «Голос Православной Украины» письмо с приветствием и «Божьим благословением». «Интересуясь Вашим журналом, прошу Вас выслать мне по адресу, имеющемуся в прилагаемой карточке, выходящие номера с 1 января сего года, чем много меня обяжете, – так как из них я буду почерпать сведения для ознакомления с ними Вселенской Патриархии», – выразил свой интерес греческий архимандрит и подписался: «Готовый к услугам Представитель Вселенского Патриарха в СССР» 255 . Редакция харьковского обновленческого журнала поместила письмо «готового к услугам» грека на самом видном месте, отметив, что «для журнала в высшей степени ценно такое внимание к нему представителя матери всех православных церквей – Вселенской Константинопольской» 256 . (Интересно было бы узнать, с каких пор Константинополь стал «матерью всех православных церквей», но об этом так называемый «Голос Православной Украины» не писал.) Украинские раскольники не сомневались в том, что «оба представителя восточных патриархов (архимандриты Василий и Павел. – свящ. А.М.) будут присутствовать и на Поместном Всеукраинском Церковном Соборе» 257 . Указанный лжесобор состоялся в столице УССР Харькове в мае 1925 г., но, вопреки ожиданиям, греческие архимандриты на него не приехали. Вероятно, это было связано с провозглашением автокефалии украинскими обновленцами, причем акцентировалась их независимость не только от Москвы, но и от Константинополя. 20 мая «Всеукраинекий Собор» объявил «яко не бывшей» присягу митрополита Киевского Гедеона (Святополк-Четвертинского) Патриарху Московскому Иоакиму, принесенную в 1685 г., и одновременно постановил: «Акты же Константинопольской Церкви, коими Патриарх Дионисий отрекся в 1686 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыко, по словам Феодорова, изволил отозваться, что он «не полагает быть тому строению, а признает нужным обратить внимание общества на прочное исправление церкви, требующей во многих частях починки». Федоров объявил старосте волю Владыки, но об исполнении ее неизвестно, хотя построить часовню он и разрешил 8 июня того же года. Исправление же церкви произведено было, вероятно, около 1812 года, когда устроилась колокольня и новая церковная ограда. К концу тридцатых годов обе церкви были в незавидном положении: в церкви Тихфинской приходилось почти прекратить богослужение, крестовоздвиженская также требовала капитальной починки. Так как починка обеих церквей одновременно была неудобна и требовала больших расходов, то у прихожан явилась мысль построить одну, но такую, которая по своим размерам соответствовала бы количеству прихожан и чтобы в ней можно было служить во всякое время года. План и фасад предполагаемой церкви, сообразно со стилем колокольни, составил Архитектор Василий Морган. В мае 1839 г. прихожане, в общем собрании в церкви, решили – просить епарх. начальство о дозволении построить храм на сборную сумму. В самый день решения, общество и частные лица, подписали капитал в 68 т. 810 р. асс. В прошении, поданном владыке 25 мая 1840 г., описав состояние прежних храмов, причт и прихожане заявляют, что «почли за полезнейшее те церкви разобрать до основания, а вместо двух, построить одну – теплую, в большем объеме, с помещением на хорах двух приделов: Тихфинской Божией Матери и св. Иоанна Златоустог о»; но, дабы не прерывать Богослужения, они хотят разобрать прежде один храм, т. е. холодный, и тут строить новую церковь , теплую же оставить до окончания первой. Постройка храма требовала денег до 500 т. р. асс. Наличных денег было до 120 т. р. асс.; предварительная подписка дала 47,200 р.; заимообразно пожертвовано от общества 22,800 р., да от разбора церквей предполагалось выручить годного материала на 25 т. руб.; хотя не доставало и половины требуемой суммы, но план и фасад были отосланы в департамент главного управления путей сообщения и 30-го июня получен был оттуда ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

74 По словам П.С.Голощапова, Сергей Иванович принял сан после беседы с Патриархом Тихоном, с которым он был хорошо знаком по работе на заседаниях Поместного Собора. В феврале 1920 года он стал диаконом, в мае – иереем. Сначала же стажировался он какое-то время в храме Св. Троицы на Листах (П.С.Г.) 75 По показаниям на допросе. Это верно было наверно в отношении какого-нибудь одного места его работы. 77 Интересно, что этот период служения почему-то совсем не отражен в следственном деле, и о нем есть данные только в архивах этой церкви (по сообщению Галины Андреевны Главацких, просмотревшей также и домовые документы) и в рассказе его сына П.С. Голощапова, который сообщил, что здесь, в этом храме, а иногда рядом, у себя на дому, о. Сергий вел занятия со студентами МДА по своему предмету. Иногда они велись и в храме Покрова Божией Матери – по другую сторону Бакунинской улицы, где существовал женский монастырь. Жили Голощаповы в церковном двухэтажном кирпичном доме, который был отделен от храма большим садом. Проживали они в юго-западном углу этого дома на первом этаже в трехкомнатной квартире, а потом, после утеснения в начале 30-х годов, в двухкомнатной квартире на втором этаже в северо-западном углу дома. Утеснение продолжалось и последующие годы, вплоть до выселения их в сырую сторожку. Только в августе 1957 года его супруга, Ольга Борисовна, смогла переехать в нормальное жилище по Ирининской ул. Скончалась она в 1963 г. Сын же, в 1939 году призванный в армию, прослужил до сентября 1946 года; в 1952 году женившись, переехал в Мытищи. 78 Сведение о служении в этом храме содержалось лишь в заявлении его супруги, поданном в 1956 г. о пересмотре дела осужденного. По словам же П. С. Голощапова, о.Сергий служил в этом храме эпизодически, начиная с 1920 г., поскольку в нем служил его друг с академических лет еп. Никанор (Кудрявцев) , скончавшийся в 1923 году. Вероятно, после смерти Никанора о.Сергий и был приглашен приходом сюда на служение, но может быть и не сразу стал здесь служить, т.к. был серьезно болен, перенес две операции (грыжа и аппендицит).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Для базы данных, которую создавал отец Михаил, мы (а нас был не один десяток человек) подготавливали данные, записывая их на обычной каталожной карточке; вводили их в компьютер уже его штатные сотрудники. Мне в этом проекте достался «Алфавит Духовный» святителя Димитрия Ростовского , а цитаты мы все должны были брать только из Евангелия от Матфея. 6 Работа была не только душеполезной, но и материально выгодной: нам платили по 1.30 руб. за одну карточку, так что за месяц я мог заработать 100–130 р., что составляло существенную прибавку к жалованию в университете. Однако работа эта, которую отец Михаил хотел представить как свою магистерскую диссертацию, почему-то не нашла поддержки в Академии; сам он вскоре уехал в Германию (где и по сей день является настоятелем православного прихода во Фрайбурге), после чего проект этот был заброшен. Но хотя на сей раз мне не удалось закрепиться в Издательском отделе – вероятно, я и сам внутренне еще не был готов к этому, – но уже до некоторой степени приобщился к его духу, к интереснейшим разговорам за чаепитиями на чрезвычайно для меня важные темы. Еще через год я наконец-то впервые увидел Владыку (ибо в храмах, которые я обычно посещал, он никогда не служил). Это было в мае 1990 года, когда в возрасте 85 лет скончался мой духовный наставник протоиерей Николай Иванов . Его отпевал отец Борис Балашов, ныне митрофорный протоиерей, благочинный Клинского округа Московской епархии. Отпевание проходило в любимом храме отца Николая – Илии пророка в Обыденском переулке. Народу пришло очень много, поскольку почивший был по своему характеру и темпераменту подлинным миссионером, просветителем и катехизатором. И вдруг по церкви пролетело ветерком: митрополит, митрополит!.. Действительно, в боковую дверь вошел Владыка Питирим, стал там же и скромно простоял до конца службы, отдав, таким образом, последний долг своему многолетнему сотруднику и однокашнику по Академии. Хорошо помню, как была этим утешена вдова покойного Елена Павловна – ведь в то время Владыка был очень большим и очень занятым человеком!..

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Арест св. Апостола Павла. В Иерусалиме Апостол Павел был взят (в мае 56 г.) и перевезен в Кесарию, где заключение его, хотя нестрогое, продолжалось два года (24:27: διετ ας πληρωθε σης), когда Порций Фест заступил Феликса в средине 58 г. Фест, – не по примеру своего предшественника Феликса, – очень скоро назначил суд (25:1, 6, 13, 26), и поздним летом Апостол Павел, как потребовавший суда Кесарева, вместе с другими узниками, под начальством сотника, отправлен был в Рим. Но путешествие было очень замедлено противными ветрами, и они все еще кружились около Крита, когда уже прошел большой пост (тишри 10=около 15 сентября 58 г.), но как давно прошел, – у Ев. Луки не сказано (22:9). Даже если кораблекрушение случилось не раньше начала ноября, а три месяца на Мальте (28:11) считать полностью, то путешествие продолжалось в первых числах февраля, – прежде обычного начала навигации; но, без сомнения, чиновник по делу государственной службы скорее мог рискнуть плыть во время неблагоприятное, чем обыкновенные люди. Во всяком случае, можно думать, что когда-либо в первые месяцы 59 года Апостол Павел прибыл в Рим. «После двух целых лет» (28:30: διετ αν λην), т.е. весною 61 года, кончается книга Деяний и оставляет Апостола Павла все еще в заключении, хотя упоминание об определенном периоде предполагает, что в конце этого периода произошло изменение дел, причем последовало освобождение и путешествие в Испанию. (См. касательно остального времени жизни Апостола Павла выше стр. 107–109). Таким образом, вторая половина Деян. от начала 1-го путешествия Апостола Павла (13:2–28:31) обнимает период времени в 14 лет, во всяком случае, не менее и, по-видимому, не более; и если начальным пунктом был правильно указан 47-й год, то 14 лет исполнятся в 61 году. Б. Послания Апостола Павла. Из них послания пастырские оказываются вне периода книги Деяний и о них уже была речь (стр. 122). Два послания к Фессалоникийцам были написаны в сообществе с Силою и Тимофеем – первое не долго спустя после оставления Афин (1 Фессал. 1:1; 3:1, 2, 6; 2 Фессал. 1:1), т.е. во время долгого пребывания в Коринфе во 2-е путешествие, в 51 г. (50–52 гг.). Два послания к Коринфянам написаны – одно перед, другое скоро после отправления из Ефеса в Македо­нию, к концу 3-го путешествия, в 55 году (см. выше стр. 133). Послание к Римлянам относится к зимнему пребыванию в Коринфе, в 55–56 гг. ( Рим. 16:1; 15:23–26 = Деян. 19:21 ). Послания к Филип., Ефес., Колосс, и к Филимону относятся, по всей вероятности, ко времени римского заключения, 59–61 гг. Но одно из посланий, которое дает некоторое указание на хронологию жизни св. Апостола Павла ( Галат. 1:18; 2:1 ) и может служить связующим звеном 2-й половины Деяний с первою, – это послание, по отсутствию каких-либо указаний на одно­временные события, к сожалению, есть самое трудное из всех посланий для определения даты его написания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010