находился в Хотунской вол. Серпуховского у. Московской губ., в 7 верстах от монастыря. В апр. 1890 г. жители 3 деревень, расположенных на другом берегу Оки, обратились к игум. Тихоне с просьбой организовать для местных детей школу, Оптинский старец Иосиф (Литовкин) благословил это начинание. В 1891 г. школа грамоты была открыта на монастырских землях (приобретены 27 окт. 1858 мон. Фомаидой) рядом с бывш. Соколовой муж. пуст. (упразднена в 1764). Вскоре здесь началось строительство церкви. По преданию, митр. Московский Сергий (Ляпидевский) сказал: «Я согласен разрешить постройку храма, мы поделяемся монастырю Каширскому теплом (т. е. дровами.- Д. К.), пусть он нам поделяется светом (т. е. просвещением края.- Д. К.)»,- и передал список с Иверской иконы Божией Матери в строящуюся скитскую церковь. Иоанно-Предтеченский храм, возведенный на средства серпуховского купца В. И. Каштанова, 19 окт. 1895 г. освятил настоятель Давидовой в честь Вознесения Господня пуст. архим. Валентин. После кончины Каштанова его дочь Л. В. Сомова положила в обеспечение храма доходный билет в 6 тыс. р. К XX в. при Иоанно-Предтеченской ц. был образован одноименный скит монастыря с 5 корпусами, амбаром, сараем, ледником, колодцем. За оградой располагались здание школы, дом священника, гостиница с террасой и мезонином, пасека с кельей, каменный скотный двор ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 94-97). Здесь постоянно проживали от 20 до 30 сестер с начальницами Еликонидой († 1908) и Анатолией, которые кроме послушаний, связанных с обучением крестьянских детей, трудились на огороде и пасеке. Со временем скит стал известен не только в близлежащих Кашире и Серпухове, но и в Москве. 10 авг. 1899 г. в скиту побывал вел. кн. Сергей Александрович. Сестры подарили ему монастырские рукоделия, а для вел. кнг. Елисаветы Феодоровны передали скатерть, вышитую крестом, и пелену (31/2 аршина), «шитую по бархату узорами из золота с шелками и синелью» (отмечена Гран-при выставки 1900). В благодарность великая княгиня пожаловала обители свой фотографический портрет. 1919-2013 гг.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Россия в XIX в. - нач. XX. Персоналии АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель ГЕРЬЕ Владимир Иванович (1837 - 1919), историк, политический деятель, чл.-кор. имп. С.-Петербургской АН (1902) ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824) ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ЕВГЕНИЙ Боткин Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1777 - 1861), российский гос. и военный деятель, ген. от инфантерии (1818), ген. от артиллерии (1837), почетный член С.-Петербургской АН (1818) КЕДРОВ Константин Васильевич (1827-1903), педагог, директор С.-Петербургского историко-филологического ин-та КОКОВЦОВ Владимир Николаевич (1853 – 1943), российский государственный деятель, граф (с 1914), действительный тайный советник, член Государственного Совета (с 1905). ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович (1855 - 1935), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/134134.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В БОЕВСКОЙ БОГАДЕЛЬНЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Церковь Николая Чудотворца в богадельне им. Боевых, ок. 1900 года. Фото из книги " Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования и капиталы " Московский храм Николая Чудотворца в богадельне им. Боевых, домовой храм московского научно-практического центра борьбы с туберкулезом (Воскресенское благочиние Московской епархии ) Богадельня с домовым храмом свт. Николая были построены на средства одного из крупнейших московских благотворителей своего времени, предпринимателя Николая Ивановича Боева (+ 1896), который пожертвовал Московскому городскому общественному управлению на благотворительные нужды около 1,2 млн. рублей. Из этих средств 750 тыс. рублей он выделил (1890) на устройство и содержание " Дома призрения престарелых и неспособных к труду инвалидов " имени братьев Боевых, на 300 человек. Участок бесплатно отвела Городская дума. Кроме богадельни (ныне улица Стромынка, 10) были построены два двухэтажных дома бесплатных квартир на 130 семей (впоследствии надстроены ещё 3 этажа; ныне жилые дома - улица Стромынка, дома 8 и 12), архитектор А. Л. Обер. Благотворительное заведение дало название 1-й и 2-й Боевским улицам, 1-му и 2-му Боевским переулкам. В 1893 году Боев пожертвовал 130 тыс. рублей на устройство и содержание начального училища (открыто в 1895; названо его именем) при Доме призрения имени братьев Боевых. Церковь Николая Чудотворца в московском научно-практическом центре борьбы с туберкулезом Домовая церковь св. Николая Чудотворца с приделами св. Петра и св. Елисаветы (во имя небесных покровителей членов семьи Боевых) была освящена летом 1894 года митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским) , в присутствии московского генерал-губернатора вел. кн. Сергея Александровича и вел. кн. Елизаветы Феодоровны . 2 марта 1926 года Боевская богадельня перепрофилирована в туберкулёзное отделение на 248 коек при больнице имени профессора А. А. Остроумова. В этом же году на месте данного отделения был открыт Институт Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом профилактики и терапии туберкулёза им. А.И. Рыкова. С 1932 по 1955 учреждение называлось Московский городской научно-исследовательский туберкулезный институт. 16 декабря 1955 года институт реорганизован в Московскую городскую центральную клиническую туберкулёзную больницу 1 июля 1997 года на этой базе организован Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулёзом, ныне ГКУЗ «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулёзом Департамента здравоохранения города Москвы», клиника .

http://drevo-info.ru/articles/13673771.h...

В период Смутного времени , очевидно в 1610 г., Д. м. был разорен формированиями гетмана Сапеги. Богослужения в монастыре возобновились после освящения собора 31 дек. 1620 г. Грамотой от 9 марта 1652 г. Д. м. с вотчинами был пожалован царем Алексеем Михайловичем Новгородскому митр. Никону (впосл. патриарх) и приписан к новгородскому Софийскому дому в качестве подмосковной резиденции. В 1664 г. по челобитной братии, вкладчиков, посадских и дворян царю Алексею Михайловичу обители была возвращена самостоятельность в управлении и подчиненность в церковных делах Патриарху Московскому и всея Руси. В 1724-1726 гг. Д. м. был вновь приписан к Новгородскому архиерейскому дому. Указом царя Феодора Алексеевича 1682 г. Д. м. предполагалось приписать к Заиконоспасскому московскому муж. мон-рю для материальной поддержки основанной Славяно-греко-латинской академии . Однако вплоть до кончины царя 27 апр. 1682 г. указ не был подписан и скреплен печатью, а следов., утратил законную силу. После ликвидации Синодальной области Д. м. с 1744 г. находился на территории Переславской епархии, а с мая 1788 г.- Дмитровского викариатства Московской епархии. По штатам 1764 г. Д. м. был причислен к третьеклассным. 5 июля 1891 г. Д. м. посетил московский ген.-губернатор вел. кн. Сергей Александрович с супругой прмц. вел. кн. Елисаветой Феодоровной . В нач. XX в. при Д. м. существовала церковноприходская школа. Архитектура 1-й каменной постройкой в Д. м. стал собор во имя св. Бориса и Глеба. По надписи на плите на фасаде собор иногда датировали 1537 или до 1537 г. (Памятники архитектуры Московской обл. 1999. С. 124). До кон. XIX в. эта надгробная плита не упоминается и скорее всего была найдена и вделана в стену собора при его реставрации под надзором И. П. Машкова в 1901-1902 гг. С. А. Гаврилов датировал памятник в пределах 1-й пол. XVI в. ( Гаврилов. 1984. С. 53), А. В. Яганов - сер. XVI в. ( Яганов. 2003. С. 143), но в последнее время склоняется к более широкой датировке, от 20-х до 50-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/178614.html

отрок схимонах Боголеп, Черноярский, Астраханский Священномученик Иосиф, архиепископ Астраханский Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский и Каневский Феодор Алексеевич (1676 – 1682) Мученик Павел Русский Цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи (1682 – 1689) Мученик младенец Гавриил Белостокский Царь Петр I Алексеевич (1689 – 1721) Император Петр I Алексеевич (1721 – 1725) Преподобный Корнилий Переяславский Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский Святитель Питирим, епископ Тамбовский XVIII век Святитель Митрофан, епископ Воронежский Царь Петр I Алексеевич (1689 – 1721) Император Петр I Алексеевич (1721 – 1725) Святитель «Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский Преподобный Иов Анзерский Преподобномученик Пахомий Анна Иоанновна (1730 – 1740) Праведный Иоанн Русский, исповедник Святитель Иннокентий, епископ Иркутский Святитель Иоасаф, епископ Белгородский Елисавета Петровна (1742 – 1762) Святитель Павел, митрополит Тобольский и Сибирский Екатерина II (1762 – 1796) Святитель Софроний, епископ Иркутский Блаженная Ксения Петербургская XIX век Николай I Павлович (1835 – 1855) Преподобный Герман Аляскинский Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский Александр II Николаевич (1855 – 1881) Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский Александр III Александрович (1881 – 1894) Святитель Феофан, затворник Вышенский Николай II Александрович (1894 – 1917) Священномученик Иоанн Кочуров, протоиерей Царскосельский В. И. Ленин (1917 – 1924) Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Царственные мученики Преподобномученица вел. кн. Елисавета Феодоровна Преподобномученица инокиня Варвара Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский Священномученик архимандрит Сергий Мученик Иоанн Ковшаров И. В. Сталин (1924 – 1953) Мученик

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

В. м. пожертвована икона Божией Матери Иверская (список московской чудотворной иконы), к-рая была облачена в древние драгоценные ризы с чудотворного образа и прислана в обитель. Икона была помещена в киот и поставлена слева от зап. портала придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1861 г. московский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Г. Г. Солодовников пожертвовал в обитель небольшую частицу камня от Гроба Господня, привезенную им из Иерусалима. Святыня была вложена в сосуд под стеклом и вставлена в верхнюю доску подобия Гроба Господня в Воскресенском соборе. По инициативе архим. Леонида (Кавелина) в 1874 г. в Н. В. м. был открыт Музей патриарха Никона - один из первых в России церковных музеев. К тому времени в залах северной и южной трапезных располагалось собрание портретов и памятных вещей, размещенное здесь еще Амвросием (Зертис-Каменским). Основу музея составили личные вещи патриарха Никона и реликвии его времени: 3 прижизненных его портрета, комплект облачений, клобук, посох, кресло-стасидия и др. Нек-рые предметы были представлены в копиях. Так, для музея были изготовлены железные вериги, повторявшие те, что висели над гробницей Никона в соборе, а также копия 8-гранного стола, находившегося в скиту. В 1889 г. трудившимся в обители боровицким мещанином И. Воронковым была выполнена модель Н. В. м. с позолоченными куполами, ценная своей «кропотливой работой». Музей сделал монастырские древности доступными для всех паломников. 17 окт. 1889 г. в Н. В. м. были доставлены палестинские святыни, привезенные со Св. земли вел. кн. Сергеем Александровичем и присланные им в обитель для молитвенного воспоминания о нем и его супруге вел. кнг. Елисавете Феодоровне , в т. ч. частицы камней от Гроба Господня, с места рождения Спасителя, от Гроба Пресв. Богородицы и часть масличной ветки из Гефсиманского сада. Священные предметы были «утверждены» архим. Вениамином в небольшой деревянной шкатулке. После закрытия Н. В. м. коллекция Музея патриарха Никона и др.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

По инициативе А. Г. Головиной в усадьбе ее сына Г. П. Головина указом Синода 20 июля 1852 г. была открыта жен. Влахернская общежительная община, устроенная по уставу Зосимовой во имя Св. Троицы жен. пуст. Головина пожаловала общине 100 дес. земли, усадьбу, мельницу и дом на М. Дмитровке в Москве, Головин передал 8 дес. земли и обязался содержать священнослужителей. Деятельное участие в организации общины принимал Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) , с к-рым Головина состояла в переписке. В окт. 1853 г. святитель перевел из Дивеевского мон-ря во Влахернскую общину Е. А. Татаринову, назначив ее начальницей, 21 сент. 1858 г. митр. Филарет освятил Спасский собор. В усыпальнице под собором в 1856 г. была погребена Головина, перед кончиной постриженная в схиму с именем Иоанна. В сер. 50-х гг. в общине жили ок. 70 сестер. Указом Синода 13 нояб. 1861 г. Влахернская община была преобразована в общежительный мон-рь 3-го класса с 40 монахинями по штату. Татаринова в Троице-Сергиевой лавре была пострижена в монашество с именем Серафима, 23 сент. 1862 г. возведена в сан игумении. По ходатайству настоятельницы в мон-рь из с. Горбунова перевезли деревянный храм, освященный 14 нояб. 1864 г. прп. Антонием (Медведевым) во имя вмч. Димитрия Солунского. В 1884-1886 гг. по проекту архит. Н. В. Никитина перед Спасским собором была возведена колокольня. В 1888-1890 гг. собор был перестроен и расширен, между основным объемом и колокольней устроена трапезная, в 1910 г. часть храма была расписана по эскизам В. М. Васнецова . 5 июня 1891 г. В. м. посетили вел. кн. Сергей Александрович и вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Трапезная. Кон. XIX в. Фотография. 2004 г. Трапезная. Кон. XIX в. Фотография. 2004 г. Скончавшуюся в 1897 г. игум. Серафиму сменила игум. Леонида (Фризель), духовная дочь Оптинских старцев, состоявшая в переписке с преподобными Иларионом (Пономарёвым) , Амвросием (Гренковым) , Иосифом (Литовкиным) . (В фонде Оптиной пуст. (213) в ОР РГБ сохр. 43 письма прп. Илариона, 47 писем прп. Амвросия и 23 письма прп. Иосифа игум. Леониде.) При ней в обители по проекту А. А. Латкова была построена 2-этажная трапезная, больница, келейный корпус, устроена богадельня, проведен водопровод. После кончины игум. Леониды мон-рь возглавляли с 1904 г. игум. Евпраксия (Игнатьева), с 1917 г. игум. Аполлинария (Бучнева).

http://pravenc.ru/text/155033.html

Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 года обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной. Это прошение было удовлетворено, и в зимнюю сессию 1909/10 г. Синод разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный императором. 20 апреля 1910 года мощи преподобной Евфросинии Полоцкой были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер Киево-Печерской лавры в Успенскую церковь, 22 апреля после литургии крестным ходом были перенесены на пароход, на котором следовали по Днепру до Орши; от Орши до Полоцка верующие несли святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами прибыл в Полоцк, 22 мая св. мощи были принесены в Спасо-Евфросиниеву обитель и помещены в Спасской церкви в сооруженной на пожертвования верующих серебряной раке. В торжествах принимали участие вел. кн. Константин Константинович , вел. кнг. Елисавета Феодоровна , греч. кор. Ольга. В 1915 году, когда нем. войска приближались к Полоцку, мощи преподобной в числе других святынь были эвакуированы в Ростов и помещены в Авраамиевом ростовском Богоявленском монастыре . В апреле 1920 года мощи преподобной подверглись вскрытию , но вскоре насельницам обители удалось вернуть святыню в Полоцк . 13 мая 1922 года гробница преподобной была вскрыта в Спасо-Евфросиниевом монастыре , раку власти реквизировали, впоследствии она была утрачена. Мощи преподобной были отправлены на атеистическую выставку в Москву , оттуда - в краеведческий музей Витебска . В 1924 году Спасо-Евфросиниев монастырь был закрыт, его здания переданы военным. В 1941 году, во время нем. оккупации, верующие витебчане перенесли мощи преподобной в витебскую Покровскую церковь , 23 октября 1943 года они вернулись в полоцкую Спасо-Евфросиниеву обитель , в которой возобновилась монашеская жизнь. В 1960 году монастырь вновь закрыли, мощи преподобной Евфросинии находились на попечении приходской общины, созданной при монастырских храмах, до открытия обители в 1990 году. Серебряная рака для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Работа художника-ювелира Н. П. Кузьмича, 2007 Редакция текста от: 29.06.2021 01:18:44 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13673113.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЕСТИНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ОБЩЕСТВО Знак Императорского Православного Палестинского общества Знак Императорского Православного Палестинского общества (В 1889-1917 и с 1992 Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), в 1918-1992 Российское Палестинское об-во), одна из старейших в России научных и гуманитарных неправительственных общественных орг-ций. Уставные задачи П. П. о.- содействие паломничеству на Св. землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами стран библейского региона - тесно связаны с традиц. духовными ценностями России и приоритетами российской внешней политики на Востоке. Задуманное еп. Порфирием (Успенским) и архим. Антонином (Капустиным) и созданное 8 мая 1882 г. указом имп. Александра III Александровича , П. П. о. в дореволюционный период пользовалось непосредственным гос. вниманием и поддержкой. Во главе его стояли председатели вел. кн. Сергей Александрович (с момента основания об-ва и до дня своей гибели - 4 февр. 1905), а затем, до 1917 г., вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Государственные и имущественные интересы, связанные с наследием П. П. о. на Ближ. Востоке, позволили об-ву выжить в условиях революционного катаклизма, пережить советский период и активизировать свою деятельность в XXI в. В международных трактатах и конвенциях XVIII-XIX вв. тема св. мест приобрела международно-правовой характер, а церковно-дипломатическая проблематика сделалась неотъемлемой частью внешнеполитического дискурса. Тема ответственности за правосл. народы Османской империи выступала одним из факторов политической и военно-политической деятельности России в XVIII-XIX вв. Водоразделом в этом отношении стала эпоха Крымской войны (1853-1856), причина возникновения к-рой связана с традиционной для России попыткой защиты прав правосл. населения Османской империи. По окончании войны вопреки ее тяжелым для России результатам рус. дипломатии удалось осуществить прорыв именно на иерусалимском направлении - используя полузабытую, но активно возобновлявшуюся «стихию» правосл.

http://pravenc.ru/text/2578717.html

XVII в. была преобразована в мон-рь, в 1819 упразднен в связи с размещением на его территории архиерейского дома, возобновлен в 1998), Введенский (женский, в Орле; основан в 1686, сгорел в 1843, возобновлен на новом месте в 1848, закрыт в 1923, возобновлен в 1995), во имя блж. Ксении Петербургской (женский, в с. Долбенкине Дмитровского р-на, бывш. имение вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и вел. кн. Сергея Александровича; основан в 2010 на месте действовавшего с 2002 подворья московской Марфо-Мариинской обители милосердия), во имя сщмч. Кукши (мужской, в дер. Фроловке Мценского р-на; основан в 2012). Упраздненные: Архангельско-Вознесенский (женский, в Мценске; основан в XVI в., разорен в Смутное время, возобновлен в 1661, сгорел в 1695, возобновлен к нач. XVIII в., снова сгорел в 1754, в том же году начато его восстановление, упразднен в 1764), Троицкая пуст. (мужская, в Кромах; основана в XVI в., разрушена в Смутное время, возобновлена в 1604-1612, упразднена после 1734), Христорождественский (женский, в Болхове; основан в XVI в., упразднен в 1764), Петропавловский (мужской, в Мценске; основан в XVI-XVII вв. на территории Малого острога Мценской крепости, в 1694 переведен на окраину Мценска, закрыт в 1923), Ильинский (женский, в Новосиле; основан в 1686-1687, закрыт в 1764), Всехсвятский (женский, в Болхове; основан в 1857 как жен. община, в 1875 община преобразована в мон-рь, к-рый был закрыт в 1923), Предтеченский Клюев (женский, в сельце Посошки Кромского у. (ныне с. Рыжково Сосковского р-на); основан как жен. община в 1879, в 1911 община преобразована в жен. мон-рь, закрыт после 1917). Архиереи еп. Аполлос (Байбаков; 5 июня 1788 - 26 окт. 1798), еп. Досифей (Ильин; 26 окт. 1798 - 4 июня 1817), еп. Иона (Павинский; 22 июля 1817 - 21 июля 1821), еп. Гавриил (Розанов; 18 сент. 1821 - 22 мая 1828), еп. Никодим (Быстрицкий; 15 июля 1828 - 30 дек. 1839), архиеп. Иннокентий (Сельнокринов; 28 янв.- 25 апр. 1840), еп. Евлампий (Пятницкий; 22 июня 1840 - 12 нояб. 1844), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010