С нач. 1862 г. утвердился обычай брать икону из пустыни в Шацк ежегодно, преимущественно весной. Обычай этот существовал до 1891 г., когда указом Синода для пребывания в Шацке К. В. и. был установлен определенный срок, «а именно, с 20 апреля по 1 мая, с тем, впрочем, что если на указанное время падет страстная седмица или св. Пасха, то икону не должны выносить из Пустыни до окончания святой седмицы». С 1871 г. разрешение на ежегодное пребывание у них К. В. и. в сент. и окт. получили жители городов Козлова и Борисоглебска. C 1891 г. такое же разрешение было дано жителям Тамбова и Кирсанова. В память избавления города от холеры ежегодно 15 мая К. В. и. торжественно носили многодневными крестными ходами при громадном стечении богомольцев в Тамбов, а 10 июня ее переносили в Кирсанов и близлежащие города и села. Жители, не имевшие возможности побывать в мон-ре, но желавшие помолиться перед иконой, с разрешения настоятеля брали образ домой. В кон. XIX в. икону в течение 8 месяцев носили по городам и селам Тамбовской губ.: святыня посетила 6 городов, 3 мон-ря, ок. 100 сел и неск. владельческих имений, пребывая в местах остановок от неск. часов до месяца. Но и возвратившись из путешествия, образ не оставался надолго в обители: частные лица брали его домой по благословению настоятеля архим. Аркадия. Т. к. большую часть года К. В. и. носили по Тамбовской епархии крестными ходами (с 1862, по разрешению Синода от 2 мая до 25 июля ежегодно с посещением домов всех без исключения православных), в мон-ре ее замещали точной копией такого же размера в серебряной позолоченной ризе с крестом. Усердие почитателей иконы привлекло в пустынь значительные средства, давшие возможность украсить икону золотой ризой с драгоценными камнями и соорудить для нее весьма ценный киот из чистого серебра. После освящения в мон-ре каменного теплого собора в честь Рождества Христова (30 сент. 1890) за его клиросами были поставлены специальные аналои для особо почитаемых святынь: зимой справа на одном из них помещалась К. В. и. В описании этого периода она упоминается как врезная - в середине большой иконы с изображениями обстоятельств обретения этого образа, а не иконы «Коронование Божией Матери». В ноябрьском номере 1886 г. «Тамбовских епархиальных ведомостей» подробно рассказывалось о том, что с 12 по 15 сент. 1886 г. вел. кнг. Елисавета Феодоровна с супругом вел. кн. Сергеем Александровичем и его братом Павлом Александровичем гостили в имении Е. Д. Нарышкина на Быковой Горе и дважды посетили Вышенскую пуст.: накануне и в день праздника Воздвижения Честного Креста Господня. К. В. и. в то время отсутствовала в обители - она пребывала в Моршанском у. Тамбовской губ. Высокие гости, покинув имение князей Нарышкиных, продолжили путешествие, направившись в имение гр. Воронцова-Дашкова в с. Старотомникове. Икона, к-рую несли из Моршанска в пустынь, 15 сент. была возвращена из шацкого Свято-Никольского Чернеева мон-ря в с. Старотомниково, чтобы ей могли поклоняться вел. князья.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Н. Муравьёв (1890), Н. В. Чарыков (1893) и др. Деятельностью братства между проводимыми раз в году Общими собраниями руководил совет, избираемый на 3 года. Делами братства фактически управлял М., занимавший формально должность сначала казначея, с 1908 г.- секретаря. М. был единогласно избран управляющим делами братства. Среди членов и почетных членов братства, к-рых к янв. 1891 г. насчитывалось 388 чел., были свт. Феофан Затворник (Говоров) , св. прав. Иоанн Кронштадтский , с которым М. состоял в переписке, равноап. Николай (Касаткин) , сщмч. митр. Владимир (Богоявленский) , прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна , вел. князья Михаил Александрович, Алексей Александрович, Сергей Александрович, Павел Александрович, Георгий Михайлович, Михаил Михайлович, вел. кнг. Екатерина Михайловна, принц Максимилиан Баденский, кор. Вюртембергская Ольга Николаевна, принцесса Альтенбургская и герцогиня Мекленбургская Елена Георгиевна, кн. В. П. Палей, гр. Муравьёв-Виленский, гр. А. А. Голенищев-Кутузов, ген.-адъютант И. Л. Татищев, контр-адмирал Ф. В. Дубасов, К. К. Грот, В. А. Дашков. Композитор и дирижер А. Г. Рубинштейн передал в дар братству в пользу бедных 2 тыс. марок из суммы, собранной на концерте в Берлине. В задачи братства входила «помощь терпящим нужду русским гражданам всех христианских конфессий и верующим греко-православной конфессии всех национальностей». В дальнейшем братство помогало пострадавшим от неурожая (1891-1892) в Центр. России, а также инвалидам и сиротам, отправляло посылки рус. военнопленным в Японии, передало в дар икону для г. Петропавловска-Камчатского. Особенно важной была помощь русским, завербованным недобросовестными агентствами для работы в Германии на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве и оставшимся на чужбине без средств переселенцам-крестьянам, к-рые через Германию направлялись в Бразилию. После открытия возбудителя туберкулеза проф. Р. Кохом (1882) в Германию из России стали приезжать больные, надеясь получить исцеление с помощью новых препаратов; их также окормляло братство.

http://pravenc.ru/text/2561766.html

Поименный список собора святых Санкт-Петербургской митрополии мая 2023 На  заседании  Священного Синода 16 мая 2023 года ( журнал 31 ) были утверждены  поименные списки местных соборов святых, почитаемых в самоуправляемых Церквах, экзархатах, митрополичьих округах, митрополиях и епархиях. Поименные списки местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (3-я Неделя по Пятидесятнице) Александр Волков, иерей, сщмч. (1918); Александр Невский, в схиме Алексий, блгв. вел. кн. (1263); Александр Саульский, иерей, сщмч. (1938); Александр Свирский, прп. (1533); Александра Феодоровна, императрица Российская, страст. (1918); Алексий Николаевич, царевич, страст. (1918); Алексий Ставровский, прот., сщмч. (1918); Анастасия Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Андроник (Никольский), архиеп. Пермский. сщмч. (1918); Анна Лыкошина, мц. (1925); Антоний Дымский, прп. (ок. 1224); Арефа (Митренин), иером., исп. (1932); Арсений (Дмитриев), игумен, прмч. (1937); Арсений Коневский, прп. (1447); Борис Орнатский, мч. (1918); Василий Канделябров, иерей, сщмч. (1937); Василиск Сибирский, прп. (1824); Вениамин (Казанский), митр. Петроградский, сщмч. (1922); Викторин Добронравов, иерей, сщмч. (1937); Владимир Лозина-Лозинский, прот., сщмч. (1937); Владимир Пищулин, иерей, сщмч. (1938); Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский, сщмч. (1937); Григорий Поспелов, прот., сщмч. (1921); Григорий Сербаринов, прот., сщмч. (1938); Димитрий Чистосердов, прот., сщмч. (1919); Екатерина Арская, мц. (1937); Елисавета Феодоровна, великая кн., прмц. (1918); Емилиан Панасевич, иерей, сщмч. (1937); Зосима (Верховский), прп. (1833); Иаков Омучский, прп. (ок. 1412); Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский, свт. (1867); Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий,  Островские, Новгородские, прпп. (XVI); Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский, сщмч. (1929); Иоанн Ковшаров, мч. (1922);

http://mitropolia.spb.ru/docs/poimennyy-...

Особо выделяю 4 главные позиции, характеризующие княгиню, как женщину: 1. «... девам российским образ целомудреннаго жития...»; 2. «... матерем наставнице законного супружества и добраго чад воспитания...»; 3. «... вдовицам правило спасения...» (вдовственную чистоту сохранила); 4. бабушкам - пример воспитания внуков (Владимир, Олег, Ярополк). Великая княгиня Ольга, ставшая равной апостолам, горячо молилась Богу о народе своем, о потомках, о нас с вами: «...Якоже и от мене древле учуженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род и в роды, и вовеки. Аминь». Княгиня Ольга положила начало женской святости на Руси, а также церковно-государственным отношениям, начала создавать условия для спасения людей, указала путь в Царствие Божие, то есть смысл человеческой жизни. Зарождалась и воплощалась идея симфонии властей - государства и Церкви, которая к нам пришла из Византии, где приняла святое Крещение княгиня Ольга. Величие духовного подвига и святость жизни семьи рождает добрый плод - святость потомков. Добрый плод святой княгини Ольги - внук, святой великий князь Владимир, Креститель Руси. Его младшие сыновья - святые князья Борис и Глеб, правнуки святой княгини. Идеологией народа и государства стала святость, стремление к ней, народ воздвигал храмы и монастыри. За это Русь и получила звание Святой Руси. Из жестоких язычников воспитывались сильные духом и благородные люди, горячие патриоты. Ярко расцвели русская культура, литература, архитектура, живопись, музыка. Это - заслуга православных монастырей, в которых концентрировались все интеллектуальные силы государства Российского. Россия за тысячу лет дала миру столько святых, как ни одно государство в мире! Сильный пример всем нам! Основание всему этому заложила самодержавная правительница - богомудрая великая княгиня Ольга. Вот малый перечень имен святых ее потомков: великий князь Александр Невский, Даниил Московский, великий князь Дмитрий Донской и великая княгиня Евфросиния Московская, Евфросиния Полоцкая (Беларусь, прапраправнучка св. кн. Ольги), Феврония Муромская, великий князь Михаил Тверской и Анна Кашинская, мчч. Государыня императрица Александра Феодоровна и вел. кн. Елисавета Феодоровна, новомученицы и исповедницы российские ХХ века, и ещё многие, и многие великие люди России.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Наиболее почитаемыми из старцев были иеросхимонахи Лев, Макарий, Амвросий, Иларион (Пономарёв) , Анатолий (Копьёв (Зерцалов)) , Иосиф (Литовкин) , схиархим. Варсонофий (Плиханков), иеросхимонахи Анатолий (Потапов) , Нектарий (Тихонов) и иером. Никон (Беляев). Монашествующие регулярно открывали старцам свои помыслы и получали от них духовные наставления. Старцы принимали и окормляли не только братию, но и всех желающих: монахов и монахинь из др. мон-рей, мирян, вели с ними переписку. По благословению старцев во 2-й пол. XIX в. основаны мн. жен. общины в Калужской и других епархиях, напр. в 1884 г.- Шамординская в 12 км от О. п., получившая в 1901 г. статус мон-ря (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь ). Старцы духовно окормляли сестер. О. п. получила огромную известность и стала одним из признанных духовных центров России именно благодаря старцам. Среди их многочисленных посетителей были архиереи (митр. свт. Иоанникий (Руднев) , архиеп. Никон (Рождественский) , митр. свт. Макарий (Невский) , мн. Калужские епископы и др.), члены имп. фамилии (вел. кн. Константин Константинович с детьми, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна ), обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой , главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал от артиллерии Н. И. Иванов, ученые, философы, писатели, поэты (Н. В. Гоголь , братья И. В. Киреевский и П. В. Киреевский , К. С. Аксаков и И. С. Аксаков , С. П. Шевырёв, М. А. Максимович, А. Н. Муравьёв , Ф. М. Достоевский , К. Н. Леонтьев , Вл. С. Соловьёв , гр. Л. Н. Толстой , С. А. Нилус , П. А. Флоренский , Е. Н. Погожев , С. Н. Дурылин и др.) и др. Особенно тесными связи с О. п. были у Леонтьева и Нилуса, к-рые часть своей жизни провели при мон-ре: первый - в 1887-1891 гг. (в 1891 принял тайный постриг), а второй - в 1907-1912 гг. Оба находились под руководством оптинских старцев и способствовали распространению известности обители, рассказывая о ней в лит. работах. По словам Нилуса, О. п. «стала едва ли не важнейшим центром православно-русского духа: совершающееся в ней как в центре неминуемо должно отозваться так или иначе, как на периферии, и на всем организме русского, а с ним и вселенского православия» ( Нилус. 2000-2002. Т. 4. С. 22). Свящ. П. Флоренский писал: «Если начать прослеживать мысленно самые разнообразные течения русской жизни в области духа, то непосредственно или посредственно мы всегда приводимся к Оптиной, как духовному фокусу, от соприкосновения с которым возжигается дух… Оптина, выдаваясь не столько отдельными исключительными лицами, сколько гармоническим сочетанием и взаимодействием духовных сил, всегда была и есть… как целое, могучий коллективный возбудитель духовного опыта, я осмелюсь сказать, единственный в России, по крайней мере в таком роде и в такой силе» ( Флоренский П. А., свящ. Соч.: В 4 т. М., 1999. Т. 2. С. 412).

http://pravenc.ru/text/2581451.html

3 авг. тело Л. было перенесено в Алексиевскую ц. Чудова мон-ря, где 4 авг. архиеп. Новгородский Феогност (Лебедев) в сослужении неск. епископов, архимандритов и белого духовенства совершил заупокойную литургию и отпевание. 5 авг. Л. был погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, рядом с могилой архиеп. Рязанского Моисея (надгробие в виде мраморной плиты воссоздано). На отпевании и погребении присутствовали вел. кн. Сергей Александрович с вел. кнг. св. Елисаветой Феодоровной , обер-прокурор Саблер. Л. являлся почетным членом СПбДА, МДА, КДА, Об-ва истории и древностей российских, Об-ва любителей духовного просвещения и др. учреждений. 2 дек. 1882 г. избран почетным членом ИППО. Был награжден орденами св. Анны 1-й степени (1866), св. Владимира 2-й степени большого креста (1869) и св. Александра Невского (1877), бриллиантовым крестом на клобуке (1882). Биографы отмечали у Л. яркий дар проповедника. Уже на одной из его семинарских проповедей наставник сделал помету: «Сочинитель подает лестныя о себе надежды... он со временем будет прекрасным проповедником, и первый опыт сей довольно зрел». Архипастырские назидания Л. считались простыми и задушевными, «свободными от диалектических тонкостей и извитий мысли» ( Корсунский. 1893. С. 406). По силе воздействия на слушателей их сравнивали с проповедническими трудами архиеп. Херсонского и Таврического свт. Иннокентия (Борисова) . Важнейшим источником сведений о жизни и служении Л. являются его автобиографические заметки, написанные в 1887 г. (Мои заметки и воспоминания. 1913-1914). Соч.: Слова, поучения и речи. СПб., 1867, 18762. 2 т.; 18883. 2 т.; Послание пастырям Херсоно-Одесской епархии. Од., 1875; Последнее слово к одесской пастве и прощание с ним паствы. Од., 1875; Слова и речи к Холмско-Варшавской пастве. Варшава, 1881; Письменное приветствие// Спасский П. Н., сост. 150-летие Новгородской ДС: Юбил. сб. Новг., 1891. С. 81-82; Слово, произнесенное в Варшавском кафедральном соборе… 1 дек. 1891 г. при прощании с Холмско-Варшавской паствой. Варшава, 1891; Слово при вступлении на Московскую кафедру. М., 1891; Из лекций по нравственному богословию. Серг. П., 1892; Слово, сказанное по случаю освящения храма в здании МДА, 20 сент. 1892 г.//БВ. 1892. Т. 4. 10. С. I-IV; Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа: Труд свт. Алексия, митр. Московского//ДЧ. 1893. Т. 1. 3. С. 133-139; Мои заметки и воспоминания//БВ. 1913. Т. 3. 9. С. 142-170; 10. С. 310-331; 11. С. 610-623; 12. С. 803-820; 1914. Т. 1. 1. С. 137-153; 2. С. 279-295; 3. С. 538-560 (отд. отт.: Серг. П., 1914).

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Все предметы церковного обихода и облачения духовенства монастыря были выполнены в мастерских обители. Работы сестер передавались в дар в различные храмы и обители, в т. ч. в Троице-Сергиеву лавру, Киево-Печерскую лавру, Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь . Изделия монастырских мастериц посылались на Афон и Св. землю, в Сербию и Японию. Произведения, выполненные в монастырской мастерской, подносились в качестве подарков церковным иерархам, как русским, так и зарубежным. Работы мастерских М. А. м. были представлены и на художественных выставках. Изделия монахинь получили почетный отзыв и медаль на Всемирной Колумбовой выставке 1893 г. в Чикаго, диплом Всемирной выставки в Париже в 1900 г. Мастериц обители часто привлекали к выполнению гос. заказов. Так, в 1896 г. вышивки для церемонии коронации имп. Николая II были выполнены в т. ч. и монахинями М. А. м. (орлы для царского места в тронном зале, плафон коронационного балдахина). При участии М. А. м. по заказу вел. кнг. Елисаветы Феодоровны была выполнена пелена для гробницы вел. кн. Сергея Александровича по рисунку В. М. Васнецова . В 1913-1914 гг. мастерицами мон-ря во главе с игум. Сергией (Смирновой) были вышиты мантия и епитрахиль на мощи патриарха Московского и всея Руси сщмч. Ермогена . Неск. работ, выполненных в монастырской мастерской, хранятся в Музеях Московского Кремля. Высокий уровень духовной жизни сестер позволил М. А. м. стать школой буд. игумений. Среди них основательница виленского Марие-Магдалинского жен. мон-ря (см. Вильнюсский во имя равноапостольной Марии Магдалины женский монастырь ) игум. Флавиана (Попова) и ее преемница игум. Антония (Золотарёва), а также 1-я настоятельница Елеонского Вознесенского русского женского монастыря в Иерусалиме мон. Евпраксия (Миловидова). Родная сестра мон. Евпраксии - мон. Евтихия (А. В. Миловидова) - стала настоятельницей Александро-Невского Троицкого мон-ря в с. Акатове. Из М. А. м. вышли настоятельница московского Никитского мон-ря игум.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Высота здания от фундамента до креста центрального купола составляет 56 м, такова же высота колокольни, площадь храма с папертью - 1164 м2, максимальная вместимость - 3 тыс. чел. Церковный участок, на сев. стороне к-рого стоят дома богадельни и причта, в 1852 г. был окружен с 3 сторон оградой. Между 1774 и 1793 гг. для Богоявленского народного уч-ща было выстроено небольшое здание перед входом в храм, сохранившееся до наст. времени. Богоявленский храм в кон. XVII - кон. 30-х гг. XX в. В переписи дворов с. Елохова 1694 г. отмечены 5 дворов церковного причта, 14 загородных дворов москвичей-горожан и 69 зажиточных крестьянских дворов, обитатели к-рых содержали на свои средства церковный клир. В результате активной застройки этой местности в нач. XVIII в. в Елохове в 1717 г. существовало уже 83 крестьянских двора и 7 дворов церковного причта. В 1722 г. Петр I включил новые кварталы вокруг Немецкой (ныне ул. Баумана) и Покровской (ныне Бакунинская) улиц в территорию города, эти кварталы вошли в приход Богоявленской ц. В 1748 г. имп. Елизавета Петровна указала закрыть кладбище при храме Богоявления, могилы на церковном погосте заровнять, а надгробные камни «употреблять на церковное строение по потребности». После этого прихожан стали хоронить в основном на расположенном за Яузой Семёновском кладбище. В 80-х гг. XVIII в. в приходе числилось 48 дворов. 8 июня 1799 г. в метрической книге храма была сделана запись 73 о крещении самого знаменитого уроженца здешних мест - А. С. Пушкина . Восприемниками были гр. А. И. Воронцов и О. В. Пушкина, личность иерея, совершившего обряд, не установлена - в том году в ц. Богоявления служили священники Феодор Иоаннов и Феодор Стефанов. 26 мая 1899 г. в храме отмечалось 100-летие со дня рождения Пушкина. Панихиду совершил митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) в присутствии генерал-губернатора Москвы вел. кн. Сергея Александровича и вел. кнг. св. Елисаветы Феодоровны . В 1992 г. у входа в собор установлена мемориальная доска в память о крещении поэта.

http://pravenc.ru/text/149609.html

К торжествам было отпечатано множество жизнеописаний И., текстов его проповедей и молитв общим тиражом более 950 тыс. экз. Для мощей фирмой придворных поставщиков Хлебниковых по проекту архит. В. А. Покровского была изготовлена рака с сенью. Стоимость раки составляла 11 тыс. р., на нее израсходовано ок. 130 кг серебра. Общий вес всего сооружения из меди, латуни, золота и серебра составил более 2 т. Почитатели И. пожертвовали для украшения раки и сени 105 драгоценных лампад. 3 сент. 1911 г. мощи святителя торжественно переоблачили и поместили в новый кипарисовый гроб, к-рый был перенесен в Троицкий собор и поставлен в раку. Прежнее облачение архиерея поместили в особый застекленный шкаф, поставленный недалеко от раки. В торжественном богослужении 4 сент. принимали участие митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) , Харьковский архиеп. Арсений (Брянцев) , Полтавский архиеп. Назарий (Кириллов) , Рижский еп. Иоанн (Смирнов) , Орловский еп. Григорий (Вахнин) , Сухумский еп. Андрей (Ухтомский) , Белгородский еп. Иоанникий (Ефремов), сщмч. Никодим (Кононов) , еп. Рыльский, Гродненский еп. Елевферий (Богоявленский) , всего ок. 400 чел. духовенства. На торжествах присутствовали вел. кн. Константин Константинович , вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Осенью 1911 г. в Белгород прибыло более 200 тыс. паломников, для размещения которых в окрестностях города выстроили 6 деревянных бараков на 10 тыс. чел. каждый, разбили более 2 тыс. палаток. В дни торжеств было зафиксировано 30 исцелений. После канонизации поток паломников к мощам не иссякал. 17 дек. 1911 г. своим присутствием почтил память И. имп. мч. Николай II с семьей. Еще в 1881 г. еп. Курский и Белгородский Ефрем (Рязанов) учредил стипендию им. И. для поддержки одаренных воспитанников семинарии. В 1912 г. в С.-Петербурге было учреждено Всероссийское братство свт. Иоасафа под председательством адмирала Д. С. Арсеньева (затем его сменил генерал от инфантерии Л. К. Артамонов), товарищами председателя были Жевахов и прот. Александр Маляревский. На одном из собраний братство предложило отметить памятным знаком место, на к-ром И., уезжая в мае 1754 г. из Белгорода, по преданию, совершил последнюю остановку, осенив город архипастырским благословением. Почетный гражданин Белгорода Г. В. Булгаков и настоятель белгородского Успенско-Николаевского собора прот. Порфирий Амфитеатров приблизительно определили это место у подножия Харьковской (Тавровской) горы. При участии еп. Белгородского сщмч. Никодима (Кононова) 5 июля 1915 г. состоялось открытие памятника, к-рый представлял собой деревянный крест, установленный на кирпичном конусообразном постаменте. На лицевой стороне креста, обращенной к городу, находилось изображение распятия, под ним, на постаменте,- поясное изображение И. На противоположной стороне креста помещались образы свт. Николая (Николая Ратного), свт. Афанасия III Пателлария и И. В советское время памятник был уничтожен.

http://pravenc.ru/text/578038.html

Странствие прп. Евфросинии Полоцкой в Св. Землю. Клеймо житийной иконы. 2006 г. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) Со 2-й пол. XVII в. утвердилось мнение, что мощи Е. почивают в Дальних пещерах Киево-Печерского мон-ря, в нише Благовещенской ц. О времени и об обстоятельствах их перенесения из Палестины в Киев ничего не известно, о мощах Е. в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского . В литературе часто встречается мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 г. в связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде не подвергалась). В XIX - нач. XX в. жители Полоцка неоднократно обращались в Синод с ходатайствами о перенесении мощей Е. из Киева в Полоцк. В 1832 г. такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил (Городков) , в 1840 г.- Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский) , в 1858 г.- православные жители Полоцка, в 1864 г.- 13 волостей Полоцкого у., в 1867 г.- Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров) , к-рого поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов) . В 1870 г. по благословению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву монастырю (находилась в Спасской ц.). В 1893 г. вновь было подано прошение о перенесении мощей Е. в Полоцк, к-рое было отклонено с предписанием не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп. Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 г. обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей Е. Это прошение было удовлетворено, и в зимнюю сессию 1909/10 г. Синод разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный императором. 20 апр. 1910 г. мощи Е. были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер Киево-Печерской лавры в Успенскую ц., 22 апр. после литургии крестным ходом были перенесены на пароход, на котором следовали по Днепру до Орши; от Орши до Полоцка верующие несли святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами Е. прибыл в Полоцк, 22 мая св. мощи были принесены в Спасо-Евфросиниеву обитель и помещены в Спасской ц. в сооруженной на пожертвования верующих серебряной раке. В торжествах 1910 г. принимали участие вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , греч. кор. Ольга.

http://pravenc.ru/text/187879.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010