Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей архимандрит Таврион (Батозский) Слово на всенощной в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title=""/> архимандрит Таврион (Батозский) Слово на всенощной в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы В Избранное Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Слушая сегодня благоговейное пение, мы переносимся в то время, когда совершалось великое таинство Благовещения Пречистой Богоматери. Как, с каким чувством люди приходили в церковь? А что в церкви пели? Вот мы сейчас будем петь то, что всегда пели в церкви Божьей: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Вот видите, мы пропели священную песнь, с таким чувством человек приходит в церковь, где и теперь благоговейно поют о том, как природа славит Бога. Мы с вами остановимся на радости и великом таинстве Воплощения Сына Божия. С чего начинается радость нашего спасения? Является архангел и, приветствуя Пречистую Деву, говорит: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Начинается Евангелие, начинается спасение человечества, начинается мое спасение. Смотрите, что Святая Дева говорит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». Обратите внимание: какая взаимность! Ангел говорит: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». А вот Ее слова «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». Это святая святых. Даже природа становится богоподобна, как бессмертная душа человеческая. Только в этой красоте, в этой полноте и святости человек находит смысл своего бытия. В приветствии Архангела мы видим, как Господь почтил человека. Посмотрите, насколько достоин, насколько велик, насколько прекрасен человек! А в чем же человек находит свою радость? В том, «что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды». Смиренная жизнь Пречистой Девы сделала Ее достойной стать Матерью Господа. Вникните в содержание слов: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем».

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-vsen...

«Господи! откуда это мне?» § 11 «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» ( Лк. 1, 45 ). Счастлива душа, поверившая Господу и отдавшаяся Ему! Ведь совершится все сказанное ей от Господа: совершится ее очищение, совершится ее освящение, и войдет она в благодатное Царство Господа своего как своя, как присная Богу! «Блаженна душа уверовавшая». § 12 «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей... что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его» ( Лк. 1, 46–50 ). Молитва благодарного хваления Господа душою обретшего Его. «Душа моя величает Господа! Дух мой возрадовался о Боге, Спасителе моем! Ведь милость Господа к боящимся и чтущим Его в роды родов. И на мне – милость Его!.. И когда я открыл путь Господу, устранив свою греховную самость, и смиренно подклонился Божией воле, Он призрел на смирение рабы Своей и пришел и возвел меня на высоту Своего сыновства. Сотворил мне величие, Сильный»... Восхвали же, душа моя, Господа, спасающего тебя! Да будет «свято имя Его»! § 13 «Величит душа Моя Господа, и возрадо­вался дух Мой о Боге, Спасителе Моем...» что явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низло­жил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем; восприял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» ( Лк. 1, 46, 47, 51–55 ). Та же молитва Господу. Господь оправдал обетование Свое и явил силу руки Своей! Смиренный, предоставивший себя воле Господа – спасен. Гордый, утверждающий жизнь на греховной самости – погибнет... Гордый обосновывается на своих мыслях, а Господь «рассеивает надменных помышлениями сёрдца их». Эгоистическое земное мудрование надменных порождает только неустройство, затемняет пути жизни и вместо объединения любви создает обособление эгоизмов, запутавшихся в само- измышленных целях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Называет Марию блаженной, как уверовавшую тому, что сказано Ей от Господа через Ангела. Ведь Елисавета предузнала и то, что было сказано, и то, что Дева поверила этому. Итак, хотя и рожали другие, будучи бесплодными, но еще никогда младенец не был удостоен пророческой благодати, будучи носим во чреве своей матери. (1, 46) И сказала Мария: величит душа Моя Господа. Величит душа Моя, то есть, славословит, прославляет. И это изречение – изречение верующей, будучи благодарственной. (1, 47) и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем. Под духом снова понимай душу. Возрадовалась, говорит Она, душа Моя о Боге, спасшем Меня, ведь Я уже спасена, будучи удостоена стать Матерью Божией. Далее Она называет и причину благодарения. (1, 48) что призрел Он на смирение Рабы Своей. На ничтожество. А именно, Она смиряет Себя, как недостойную столь великой чести. Или говорит это из-за низости человеческой природы в сравнении с высотой Божества. (1, 48) ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Очевидно, верующих. (1, 49) что сотворил Мне величие Сильный. Что сотворил во Мне великие и сверхъестественные чудеса Тот, Кто в силах творить такое. (1, 49) и свято имя Его. Исключительно, велико. (1, 50) и милость Его в роды родов к боящимся Его. «В род и род», «в роды родов» и подобные этому выражения у евреев означают «вечно». Итак, Она сообщает, что и милость Его вечно пребывает в боящихся Его, говоря нечто подобное Давиду, изрекшему: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» 49 . Далее Она перечисляет и другие достоинства Божии, что в обычае у тех, кто благодарит Его. (1, 51) сотворил державу 50 рукою Своею 51 . Сотворил величие, сотворил победу силой Своей. Ведь «рука» 52 здесь означает силу, поскольку у тех, кто борется, сила заключена в руке. (1, 51) рассеял гордых 53 помышлениями сердца их. Тех, которые гордятся в помышлении сердец их, которые гордятся сами в себе. (1, 52–53) низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Прокимен Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сделаю имя Твое памятным в род и род 233 . Стих: Отрыгну сердце мое слово благо. Излило сердце мое слово хорошее 234 . Евангелие Лк. 1:39–49, 56 (зачало 4) Во дни оны, воставши Мариам иде в горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея. И исполнися Ду " ха Свята Елисавет, и возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой. В те дни Мария с поспешностью пошла в нагорную страну 235 , в город Иудин 236 , и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл 237 младенец в чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна уверовавшая, потому что совершится 238 сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой 239 о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с ней около трех месяцев и возвратилась в дом Свой. Евангельский рассказ о посещении Пресв. Богородицей своей родственницы 240 прав. Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, читается на утрени всех Богородичных праздников. В этом повествовании рисуется дивный образ Богоматери. Как будущая Матерь Божия, Она преисполнена высокого сознания Своего величия; Ея душа ликует святой радостью, изливающейся во вдохновенной хвалебной песни Богу – Господу и Спасителю (подобной песни прор. Анны, 1Цар. 2:1–10). Но вместе с тем Она преисполнена чувством глубокого личного смирения и благодарности Всемогущему за благодеяния, оказываемые Ей и всему роду человеческому через рождение от Нея Сына.

http://predanie.ru/book/220853-rozhdestv...

И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И рече Мариамь: величит душа Моя Господа, И сказала Мария: величит душа Моя Господа, И возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, Яко призре на смирение рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев и возвратилась в дом свой. Псалом 50. Слава: Молитвами Богородицы: И ныне, тойже: Помилуй мя, Боже: По 50-м псалме стихира, глас 8: Срадуются с нами умная вся чиноначалия, духовно совокупльше чувственный лик, видяще Царицу и Владычицу всех, многоименне верными славиму, радуются же и дуси праведных, сущии зрителие видения, на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руце, просящи умирения миру, и царем державы и утверждения, и спасения душ наших. Канон Богородицы на 12: ирмос по дважды, глас 4. Песнь 1. Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса. С чинми святых ангел, и с соборы пророк и апостол, в славе велицей, яко Мати Божия днесь в церковь вшедши за христианы молишися, от напасти и печали избавляеши вся, покрывающи Твоею милостию. Скинию Тя Моисей, и жезл Ааронов именова: Ты бо животное древо Христа процвела еси, к Немуже дерзновение имущи, за ны чествующия Тя, Царице, помолися избавити нас от всякаго зла: да Твоего Покрова праздник славим. Не яко пред кивотом древле собрав Давид лики, играет: но паче ныне с чинми святых пред Тобою текуще в церковь, Тебе кланяющеся глаголют: моли за чествующия Тя люди, да Твой славяще Покров, честно празднуем. Поют Тя, Богородице, ангельстии чини, и славят патриарси со святители, пред лицем Ти текуще в церковь. С нимиже Тя тогда святый Андрей виде за ны грешныя к Богу молящуюся помиловати люди, славящия Твоего Покрова праздник.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

Литургия Прокимен Песнь Богородицы, глас 3 Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе спасе моем. Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем. Стих Яко призре на смирение рабы своея; се бо отныне ублажат мя вси роди. Что призрел Он на смирение рабы своей; ибо отныне будут ублажать меня все роды. См. Р.Б. 101. Апостол В качестве апостольского чтения выбрано наиболее подробное в Н.З. описание скинии и особенно того святого святых, куда по преданию, Пресв. Дева была допускаема, наряду с первосвященником, почему чтение и заканчивается замечанием о таком допущении. Евр 9. 1–7 , зачало 320 Братие, имеяше первая скиния оправдания службы, святое же людское. Скиния бо сооружена бысть первая, в ней же светильник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая. По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых, злату имущи кадильницу, и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета. Превыше же его херувими славы, осеняющии олтарь, о них же несть ныне глаголати подробну. Сим же тако устроенным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе; во вторую же скинию единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе, и о людских невежествиих. Аллилуиарий Аллилуиа. Глас 8 Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое. Слыши, Дщерь, и смотри и приложи ухо твое. Стих Лицу твоему помолятся богатии людстии. Богатейшие из народа будут умолять лице Твое. См. Р.Б. 104–105. Евангелие Лук. 10, 38–42; 11, 27–28 . (Зачало 54) Во время оно вниде Иисус в весь некую, жена же некая именем Марфа прият его в дом свой; и сестра ей бе, нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово его. Марфа же молвяше о мнозе службе: ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити; рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус, рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе; едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отъимется от нея. Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече ему: блаженно чрево носившее тя, и сосца, яже еси ссал. Он же рече: тем же убо блажени слышащии слово Божие, и хранящии е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Да радуется 220 небо и да веселится 221 земля, ибо по обетованию родилось на земле Божие небо 222 , сия Богоневестная. Неплодная питает грудью 223 младенца 224 Марию и радуется (этому) рождеству Иоаким, говоря: у меня родился из корня Давидова жезл 225 , из которого произрос цвет Христос. Это, действительно, чудо необыкновенное 226 . Слава и ныне, глас тойже 227 Обновися Адаме, радуйся Ево, веселися Давиде, благодушествуй Анно: ибо Мати Зиждителя твоего раждается преславно, ликует обновльшися вся земля, и радуется одеяна во одежду. Всяк язык ликуя да вопиет Марии: блажен дом Давидов, яко питает Питательницу Жи " зни нашея. Обновись, Адам; радуйся, Ева; веселись, Давид; благодушествуй Анна 228 , ибо преславно рождается Мать Создателя твоего; ликует 229 , обновившись, земля и радуется облеченная в одежду 230 ; всякий народ 231 , ликуя, да восклицает Марии: блажен дом Давидов, что питает Питательницу Жизни нашей 232 . Евангелие Лк. 1:39–49, 56 (зачало 4) Во дни оны, воставши Мариам иде в горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея. И исполнися Ду " ха Свята Елисавет, и возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой. В те дни Мария с поспешностью пошла в нагорную страну 235 , в город Иудин 236 , и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл 237 младенец в чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна уверовавшая, потому что совершится 238 сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой 239 о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с ней около трех месяцев и возвратилась в дом Свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Затем следует пение и чтение канона. Канон состоит из девяти песней, из коих первые восемь песней воспоминают некоторые важнейшие события из ветхозаветной истории народа Еврейского, как например: переход через Чермное море и т. п. Девятая песнь содержит в себе прославление Пресвятой Богородицы. Девятой песне предшествует песнь Пресвятой Девы Марии, в которой Она выразила Свою радость при свидании с Елизаветою после благовещения Архангела Гавриила о рождении от нее Христа Спасителя: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. — Яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди. — Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящымся Его. — Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. — Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя: алчущыя исполни благ, и богатящыяся отпусти тщы. — Восприят Исраиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашым, Аврааму и семени его даже до века ( Лк.1:46-55 ). Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, — Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; — Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. — Явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их; — Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а тщеславящихся своим богатством отпустил ни с чем. — Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его, до века. По окончании канона, священнослужащий (диакон — где есть) приглашает предстоящих начать песни хваления и прославления Господа, возглашая: Свят Господь Бог наш! Хор поет избранные стихи из псалмов (148, 149 и 150) , в которых все творения призываются к хвалению Господа и которые поэтому называются хвалитными: Всякое дыхание да хвалит Господа! Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его: хвалите Его, вся силы Его. Тебе подобает песнь Богу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

После восьмой песни канона торжественно, с каждением всего храма, поется песнь Пресвятой Богородицы: Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо, от ныне ублажат Мя вси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века (Лк 1:46–55). Дева Мария радостно и смиренно прославляет Господа за славу, которая Ее ожидает, за то, что Он помнит о самых простых и незаметных людях, восстанавливает справедливость внутри избранного народа, что Он верен Своим обещаниям.  Каждый стих песни поется с припевом «Честнейшую Херувим». Пением этой песни на Утрене мы прославляем Пресвятую Деву и исповедуем истинной Богородицей, Матерью Света, Которая выше всех ангелов. Молитва хвалы После канона поются последние псалмы Псалтири — 148-й «Хвалите Господа с небес», 149-й «Воспойте Господеви песнь нову» и 150-й «Хвалите Бога во святых Его». Все они призывают к прославлению Бога, поэтому называются «Хвалитны». Псалмы и следующие за ними радостные стихиры — это заключительная молитва хвалы, приносимая всем Творением своему Творцу. Великое славословие Возгласом «слава Тебе, показавшему нам свет!» начинается один из древнейших христианских гимнов IV–V вв. — Великое славословие. В древности эти слова произносились на рассвете, при появлении первых лучей солнца.

http://blog.predanie.ru/article/utrennee...

Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный; и свято имя Его... Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. ( Лк.1:46–55 ). Где-то между II и III столетиями, когда появится апокрифическое «Евангелие от Иакова», его автор, подражая Луке, расскажет о том, что в свое время мать Марии, Анна, родив будущую Богородицу, «составила песнь Господу». И в этом не было ничего необычного, ибо такова была традиция иудейского и раннехристианского мышления – петь хвалу Всевышнему за Его благодеяния. Поэтому приведенный гимн, прозвучавший из уст Марии, являлся естественным выражением чувств. Впоследствии этот текст распевался самыми разными христианскими певцами и композиторами Запада и Востока бесчисленное количество раз. Многие из распевов настолько прочно вошли в обиход христианской жизни, что стали олицетворением музыкального образа Пресвятой Богородицы. И это не случайно, так как монолог Марии очень хорошо «ложится» на музыку. Ведь он представляет собой мозаику фрагментов, певшихся в Древнем Израиле: парафразы из псалмов, поэтико-певческие выражения из книги пророка Исаии и т. д. Иначе говоря, этот текст создан «по образу и подобию» песен, распространенных во всем древнем мире. И у исследователей вполне естественно возникла убежденность в том, что «Величит душа Моя Господа» – песнопение, перенесенное из самой жизни на фолианты новозаветной рукописи. То же можно сказать и о другом отрывке из первой главы «Евангелия от Луки». Пророчество с музыкой После благополучных родов Елисаветы и наречения новорожденного младенца Иоанном, согласно волеизъявлению Всевышнего, долгое время молчавший Захария обретает дар речи и произносит монолог в честь Господа:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010