В этот самый момент Ей явился Архангел Гавриил и, сказав обычное тогда приветствие: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.“ прибавил загадочные для Марии слова: «благословенна Ты в женах». Не столько испугалась Мария явление Ангела, сколько смутилась его словами, значение которых для Нее было непонятно. «Не бойся, Мария, продолжал Архангел, «Ты обрела благодать у Бога. Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сыном Вышнего наречется и дастъ Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковлем во веки и царству Его не будетъ конца». Слыша эти необычайные слова, Мария указывает благовестнику на свой обет всегдашнего девства. Архангел, продолжая благовестие, показывает, что обет Ее не нарушится, и Она исполнит волю Божию, пребывая девой: «Дух Снятый найдет на Тебя и сила Вышняго осенит Тебя, темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий.» Мария ничего более не сказала кроме слов смиренной покорности воле Божией: «Я раба Господня; буди Мне по слову твоему». Архангел отошел от Нее. Открытие тайны Благовещения Елисавете, жене Захарии, и Иосифу. (Лк. 1:39–56). Находясь под впечатлением необычайного благовестия Архангела, Дева Мария чувствовала потребность поделиться мыслями с какимъ-либо близким человеком. Таким человеком для Нее была Ее родственница Елисавета, жена Захарии, сама недавно получившая благодаь от Господа. Не взирая на дальность расстояния, Мария отправилась к ней из Назарета в Горнюю страну, к югу от Иерусалима. Встреча Марии и Елисаветы вызвала сильное волнение в обоих. Лишь только Елисавета услышала приветствие Марии, как исполнилась Святаго Духа и воздала Ей честь, как Матери Господа, воскликнув: «благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда мне сие, что приходит Матерь Господа моего ко мне?» На восторженные слова Елисаветы Мария ответила еще более восторженным гимном, слова которого взяты Ею из священных книг: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне ублажат Меня все роды».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Далее, проходя по городам и селениям, уча и направляя путь в Иерусалим ( Лк. 13:22 ), Иисус говорит: а впрочем, мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! ( Лк. 13:33–34 ). На пути к святому городу Иисус обращается к ученикам: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом ( Лк. 18:31 ). Гора Елеонская и Гефсиманский сад. Фото. 1890–1900 гг. Пересказывая притчу Христа о десяти минах, Лука подчеркивает: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие ( Лк. 19:11 ). Далее еще одна характерная ремарка евангелиста: Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим ( Лк. 19:28 ). Чуть ниже Лука говорит о том, что Иисус приблизился к спуску с горы Елеонской... ( Лк. 19:37 ): по мере приближения к Иерусалиму географические детали становятся все более точными. Стоя на спуске с горы, Иисус заплакал об Иерусалиме ( Лк. 19:41 ): Лука – единственный из евангелистов, кто упоминает об этом событии, показывающем, какое значение Иерусалим имел для Иисуса. Наконец Иисус входит в храм Иерусалимский ( Лк. 19:45 ), после чего и начинаются последние события Его земной жизни. Исцеление расслабленного. Фреска. XVI в. Евангелие от Луки пронизано атмосферой хвалы, благодарения и прославления Бога. Начинается оно рассказами о благовещении Деве Марии и рождении Иоанна Предтечи. Из описания явствует, что и Захария, и Елисавета, и Мария живут в атмосфере хвалы Богу и молитвенного благодарения. Так, благодарность Марии выражена в песни Величит душа Моя Господа... ( Лк. 1:46–55 ). В той же главе (1:68–79) содержится благодарственная хвалебная песнь Захарии. Говоря о рождении Иисуса Христа, Лука приводит хвалебную песнь ангелов: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:14 ), а затем повествует о том, как пастухи, узнав о рождении Иисуса, возвратились, славя и хваля Бога (2:20). Рассказывая о сретении Младенца Иисуса в храме, Лука приводит благодарственную песнь Симеона: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко... ( Лк. 2:29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю 27 ( Лк.1:80 ). 6 Ирод, прозванный великим, имел только титул царя и правил Иудейскою страною на правах римского наместника. Иудеи тогда находились под властью римлян. 7 Ветхозаветные священники разделялись на 24 чреды, или группы, которые понедельно совершали служение в храме. Свое название чреды получили от потомков сыновей Аарона, призванных к священнослужению. 8 Храмом называется здесь собственно святилище с примыкавшим к нему Святое-Святых. В святилище входили священники для каждения пред Богом и возжжения светильников. Народ же стоял вне храма, т.е. во дворе. 9 Этими словами указывается, что Иоанн будет назорей. Сикер – хмельный напиток, получавшийся из разных злаков (хлеба, ячменя, и проч.). 11 Между тем Захарии нужно было произнести установленную молитву и преподать благословение народу. 12 В Ветхом Завете считалось поношением, или позором, не иметь детей, так как евреи надеялись видеть в своем потомстве Мессию. 17 и проч. – по-русски: «Он будет Велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца». – Домом Иакова здесь называется еврейский народ, происшедший от патриарха Иакова, а равно все уверовавшие в Бога, как из евреев, так и из других народов. 23 и проч. – по-русски: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных. Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века». – Эта песнь Богородицы в Православной Церкви ежедневно поется за утренним богослужением. 24 У евреев, как и у других народов, был обычай давать новорожденным имена в честь отца, матери или близких родственников. 26 В этих словах Захария выражает веру, что родившийся Иоанн будет Предтечей Господа, Который избавит людей от греха и смерти. Читать далее Источник: Священная история Нового завета, изложенная по евангельскому тексту : С объяснением и ил./Сост. законоучитель гимназии А.В. Адольфа свящ. А. Левитский. - Москва : тип. Сытина, 1914. - 215 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

После чудесной вести, ниспосланной Пресвятой Деве от Бога, во всем величии выказалось смирение Марии. Никому не говоря о Своей радости, Она не требует от остальных людей особенного Себе почтения, как будущей Матери Мессии; напротив того, Она предпринимает дальнее путешествие в нагорную местность, в Иудейский город Иутту, чтобы приветствовать родственницу Свою Елисавету, и послужить ей во время чревоношения ею того, кто должен был приготовить людей к принятию Спасителя, – Иоанна Предтечи. Елисавета, исполнившись Духа Святаго, при встрече с Ней воскликнула: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! И как это случилось, что Мать Бога моего пришла ко мне? И блаженна Ты, что уверовала, потому что исполнится все, что Тебе было сказано от Господа». Пресвятая Дева и тут представила нам Собой образец смирения. На приветствие Елисаветы Она не стала хвалить Себя и гордиться Своим новым званием – Матери Бога. Она отвечала Елисавете словами, которые неустанно повторяет церковь во время всенощного бдения: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем». Далее Она прославляет славу Божию, святость Его имени, могущество Его руки, предсказывает поражение Его врагов, унижение гордых, возвышение смиренных. О себе Она говорит со смирением; не говорит, что будущие поколения будут прославлять Ее добродетели, но что они назовут Ее счастливейшей из всех женщин за милость, посланную Ей от Бога. Дева Мария прожила у Елисаветы три месяца и незадолго до рождения Святого Иоанна, возвратилась в Назарет к Своему обручнику Иосифу. Благочестивый старец Иосиф, ничего не зная о Благовещении, сильно смутился, когда предсказание Ангела стало сбываться. Он уже хотел отпустить от себя Пречистую Деву; но ему явился во сне Ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Она родит Сына и назовет Его Иисусом или Спасителем, потому что Он спасет людей от грехов их. Чрез это сбудется пророчество Исаии, который за 600 лет сказал: «Дева зачнет во чреве и родит Сына, которого назовут Эммануил, что значит – с нами Бог». Пробудясь от сна, Иосиф исполнил все по приказанию Ангела и вместе с Марией стал ожидать чудесного рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Мы слышим предельное слово веры, которое говорит нам, что значит быть верующими людьми, быть чадами Авраама, принадлежать его роду. Что значит быть причастниками Креста Христова, что значит носить на себе Крест Христов. Апостол Павел пишет в Послании к Евреям: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11, 17—19). Вот значение этих слов «Бог усмотрит». И он получил его в предзнаменование, говорит апостол. То есть это было прообразом согласно святоотеческому учению Православной Церкви. Спасение Исаака прообразовало Крестные Страдания и Воскресение Христово. «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Мы не знаем, о чем в подробностях беседовал со Своими учениками Воскресший Христос, когда шел с ними по дороге в Эммаус. Но совершенно ясно, что Он упоминал и о жертве Исаака, потому что она относится непосредственно к нашему Господу. И когда апостол Петр говорит о Страданиях и славе Христовой как о наших страданиях и славе, мы понимаем, что в случае с Исааком речь идет и о нашей жизни. И когда апостол Павел пишет в Послании к Римлянам, что вера Авраама вменилась ему в праведность, он добавляет: «А, впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам». Вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего. Вот долгота, широта, высота и глубина Креста Христова, и наше участие в жертве Авраама верою. Господь наш Иисус Христос был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Но все в этих страшных, исполненных ужаса и мрака событиях начинается и кончается радостью. Сам Господь говорит об этом: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой. И увидел, и возрадовался». Святые отцы сравнивают это его «возрадовался» с радостью Пресвятой Девы Марии, когда Она встречает святую праведную Елисавету, с ее радостью от присутствия Божия: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем». И радостью апостола Петра, оттого что, как говорит он, обращаясь к нам: «Не видя Господа, вы любите Его».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/16/bo...

Мы слышим предельное слово веры, которое говорит нам, что значит быть верующими людьми, быть чадами Авраама, принадлежать его роду. Что значит быть причастниками Креста Христова, что значит носить на себе Крест Христов. Апостол Павел пишет в Послании к Евреям: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11, 17—19). Вот значение этих слов  «Бог усмотрит». И он получил его в предзнаменование, говорит апостол. То есть это было прообразом согласно святоотеческому учению Православной Церкви. Спасение Исаака прообразовало Крестные Страдания и Воскресение Христово. «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Мы не знаем, о чем в подробностях беседовал со Своими учениками Воскресший Христос, когда шел с ними по дороге в Эммаус. Но совершенно ясно, что Он упоминал и о жертве Исаака, потому что она относится непосредственно к нашему Господу. И когда апостол Петр говорит о Страданиях и Славе Христовой как о наших страданиях и славе, мы понимаем, что в случае с Исааком речь идет и о нашей жизни. И когда апостол Павел пишет в Послании к Римлянам, что вера Авраама вменилась ему в праведность, он добавляет: «А, впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам». Вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего. Вот долгота, широта, высота и глубина Креста Христова, и наше участие в жертве Авраама верою. Господь наш Иисус Христос был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Но все в этих страшных, исполненных ужаса и мрака событиях начинается и кончается радостью. Сам Господь говорит об этом: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой. И увидел, и возрадовался». Святые отцы сравнивают это его «возрадовался» с радостью Пресвятой Девы Марии, когда Она встречает святую праведную Елисавету, с ее радостью от присутствия Божия: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем». И радостью апостола Петра, оттого что, как говорит он, обращаясь к нам: «Не видя Господа, вы любите Его».

http://moral.ru/abraham/

И сделай стол из дерева ситтим, длиною в два локтя, шириною в локоть, и вышиною в полтора локтя. Медная умывальница – прообраз Богородицы, от Которой родился Спаситель, открывший всем доступ ко святому Крещению, в котором каждый верующий омывается от душевной нечистоты. И сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания. Жезл Ааронов – прообраз Богородицы, Которая произошла от бесплодных родителей подобно тому, как процвел сухой жезл. На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. Руно Гедеоново – образ приснодевства Богородицы. Дева, оставаясь Девой в Рождестве Господа, обильно увлажнила народ росою истинной веры. И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пророчество о Царе – Христе – и Царице – Богородице. Под Царицей многие святые отцы разумеют как Богородицу, так и Церковь. Стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего… ибо Он Господь Твой, и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом; в испещренной одежде ведется Она к Царю; за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки

http://azbyka.ru/shemy/vetkhozavetnye-pr...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Днесь радость благовещения,/девственное торжество,/нижняя с Вышними совокупляются./Адам обновляется,/и Ева первыя печали свобождается,/и сень нашего существа,/обожением приемшаго смешение,/Церковь Божия бысть./О, таинство! Образ истощания неведомь,/богатство благости несказанно:/Ангел служит чудеси,/Девича утроба Сына приемлет,/Дух Святый низпосылается,/Отец свыше благоволит,/и изменение общим творится советом,/в немже и имже спасшеся,/вкупе с Гавриилом к Деве возопиим:/радуйся, Обрадованная,/из Неяже спасение – Христос Бог наш,/еже по нам прием естество,/к Себе возведе.//Того моли спастися душам нашим. Тропарь Благовещения, глас 4 (трижды): Днесь спасения нашего главизна/и еже от века таинства явление:/Сын Божий Сын Девы бывает,/и Гавриил благодать благовествует./Темже и мы с ним Богородице возопиим:/радуйся, Благодатная,//Господь с Тобою. Тексты на Утрени Тропарь Благовещения, глас 4 (трижды): Днесь спасения нашего главизна/и еже от века таинства явление:/Сын Божий Сын Девы бывает,/и Гавриил благодать благовествует./Темже и мы с ним Богородице возопиим:/радуйся, Благодатная,//Господь с Тобою. Величание праздника: Архангельский глас/вопием Ти, Чистая:/радуйся Благодатная,//Господь с Тобою. Прокимен, глас 4: Благовестите день от дне/спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля. Всякое дыхание/да хвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его в утвержении силы Его. Евангелие  от Луки (гл. 1:39–49, 56) (перевод на русский язык) В те дни, Мария, встав, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

http://foma.ru/bogosluzhenie-blagoveshhe...

Пресвятая Дева, видя, что Елисавета, по наставлению от Бога, повторяет пред нею радостную весть Архангела, высказала вслух глубокую благодарность Господу: «Величит душа моя Господа», сказала Она, «и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды». Пресвятая Дева пробыла у Елисаветы три месяца и потом снова возвратилась в дом Иосифа. Господь открыл и Иосифу, что Мария будет Матерью Мессии. Ему явился во сне Ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же она Сына и наречешь ему имя: Иисус (Спаситель); Он спасет людей от грехов их». 6. Рождество Иоанна Предтечи ( Лк.1:57–80 ) Предсказание Архангела Захарии исполнилось: у Елисаветы родился сын. Много радости доставил он своим родителям, вместе с ними радовались соседи и родственники их. Захария все еще был нем. На восьмой день, по обычаю иудейскому, младенец был обрезан и вместе с тем ему нужно было дать имя. На этот праздник в дом Захарии собрались родственники и друзья его. Они хотели назвать младенца по имени отца, тем более, что имя Захария значит: Господь вспомнил. Но Елисавета настаивала, чтобы младенца назвали Иоанном. Родственники обратились к Захарии. Захария взял дощечку и написал на ней: «Иоаннъ имя ему». Родственники удивились этому. Но еще сильнее стало их изумление, когда Захария, не говоривший почти год, вдруг исполнился Духа Святого, стал громко прославлять Господа и пророчествовать о судьбе младенца: «Ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, потому что предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему». Теперь стало понятно присутствовавшим, почему родители младенца настаивали на имени: Иоанн – благодать. Все спрашивали друг друга: «Что будет из этого младенца?» Иоанн рос и укреплялся духом. С юных лет он потерял своих родителей и поселился в пустыне. Там он вел строгую уединенную жизнь до тех пор, пока не настало время проповеди его народу иудейскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Писание. «И сказала Мария: величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы своей; ибо отныне будут ублажать меня все роды»... Родственно радушный кров Захарии и Елизаветы удержал пресв. Деву в продолжение трех месяцев, по истечении которых она и возвратилась в Назарет. И вскоре по ее отшествии исполнилось обетование Захарии. Елизавета родила сына, и рождение его обрадовало не только самих праведных родителей, но и всех соседей и родственников, которые искренно сорадовались с ними. В восьмой день по закону совершалось обрезание и вместе давалось имя новорожденному. Мать, знавшая тайну своего мужа, хотела дать своему сыну имя Иоанн, но родственники воспротивились этому, потому что такого имени совер­шенно не было в родстве их, и настаивали на том, чтобы дать младенцу имя в честь отца. Тогда пришлось обратиться за разрешением спора к самому Захарии, и когда знаками спросили у него, как бы он хотел назвать своего сына, Захария потребовал дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Все удивились такому совпадению его желания с желанием Елиза­веты, но удивление это перешло почти в страх, когда вдруг после этого Захария опять заговорил и объяснил собравшимся о всем бывшем ему видении и обетовании в храме, где ангел Господень, возвещая ему о рождении сына, вместе с тем и преднарек его Иоанном, т. е. сыном благодати Божией. Рассказ этот глубоко запал в сердце всем слышавшим его и они невольно размышляли о будущей судьбе мла­денца, а «Захария исполнился св. Духа и пророчествовал, гово­ря: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой, и сотворил избавление ему... И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить путь Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги на­ши на путь мира». «Младенец же возрастал и укреплялся духом».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010