Частицы мощей святой Екатерины содержались в двух реликвариях из Благовещенского собора Московского Кремля: наперсном крестемощевике 70-х годов XV века и в резной иконескладне «Похвала Богоматери» с избранными святыми на обороте – 3-й четверти XV века. Появление частиц мощей и распространение почитания святой Екатерины в Москве в это время исследователи связывают с приездом на Русь Софии Палеолог. Иконография великомученицы Екатерины Образ великомученицы Екатерины в византийском, поствизантийском и русском искусстве Первые сохранившиеся изображения великомученицы Екатерины относятся к VIII–IX векам, если допустить наиболее раннюю датировку живописи катакомб святого Себастьяна в Риме (VIII–XI bb.) и священномученика Ианнуария в Неаполе (VIII–XII bb.). В X–XI веках образ святой известен в рукописи Минология Василия II и во фресках каппадокийских храмов в Гереме, Чанлы-Килисе в Акхисаре (кон. XI b.) и других. Изображения великомученицы Екатерины в этих памятниках свидетельствуют о том, что иконографическая традиция изображения великомученицы уже сложилась к этому времени. Великомученица Екатерина представлена в богато орнаментированном царском одеянии, с широким изукрашенным оплечьем, с лором и «торакием», на непокрытых волосах – венец, в правой руке, как правило, – крест. В Каппадокии, где великомученица Екатерина была весьма почитаема, в том числе, как целительница, она нередко изображается в восточной части храма или в нартексе. В лондонской, так называемой Феодоровской, Псалтири представлен диспут святой Екатерины с александрийскими философами. С XI века образы святой Екатерины получают широкое распространение; с каждым столетием их число многократно увеличивалось, что во многом было связано с почитанием ее мощей, обретенных на Синае, и возрастающей известностью Синайского монастыря. В монастыре великомученицы Екатерины на Синае хранится целый ряд икон с образом святой Екатерины, на некоторых она представлена с великомученицей Мариной (иконы XI, XIII bb.). Вероятно, совместные изображения этих святых объясняются, прежде всего, их почитанием как целительниц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

 По своей национальности Екатерина принадлежала к Александрийским грекам. Об этом можно догадываться по древнейшим спискам ее жития; да и самое имя великомученицы греческое (всегда чистая). Екатерина — уже несколько видоизмененное наименование.  Диодор Сицилийский — известный языческий писатель, историк и философ, отличавшийся своим беспристрастием и глубокою наблюдательностью.  Плутарх Херонейский — знаменитый греческий историк. Херонея — город в Средней Греции.   Гермес (Ермий) или Меркурий считался вестником богов, покровителем торговли и ораторов и был одним из популярнейших языческих богов. Так, невежественное народонаселение городов Листры и Ликаонии было настолько поражено чудесами Апостолов Павла и Варнавы, что назвало Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. (Деян.14:12). Богини, считавшиеся покровительницами наук и искусств. Платон — известный греческий философ IV века до Р. Хр., современник и учитель известного греческого философа — Аристотеля. Платон — ученик знаменитого и славного философа Сократа. Замечательно то, что в своих философских воззрениях Платон, особенно в учении о Боге, творении мира в загробной жизни, близко подходит к христианскому учению. Здесь разумеются Гомер, Виргилий и другие поэты. Вообще, сказания о своих богах язычники, главным образом, почерпали из поэтических произведений. Гомер — один из ученейших и славнейших поэтов греческих, живший задолго до Р. Хр. Написал знаменитые поэмы: «Илиаду» и «Одиссею». Зевс (или Юпитер) — греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей. Орфей — легендарная личность, которая пользовалась особым уважением у язычников. Аполлон или Феб, — сын Зевса и Латоны, один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Почитался богом солнца и умственного просвещения, а также благополучия общественного и порядка, охранителем закона, божеством предсказания будущего. Особенно дико казалось язычникам, что христиане покланялись Распятому, так как казнь на кресте считалась позорною. Посему то и Апостол Павел говорит, что проповедь о распятом Христе есть для Еллинов (т. е. язычников) — безумие (1 Кор.1:23).

http://pravoslavie.ru/43178.html

Кош-Карагай. Церковь Екатерины. Екатерининская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Екатерины Александрийской Год постройки:Между 1904 и 1909. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тюменская область, Ишимский район, деревня Кош-Карагай Координаты: 56.118204, 69.818339 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ничего не осталось от небезызвестной Кош-Карагайской деревянной " школы-церкови " . Сейчас здесь обширная площадь, заросшая высокой травой. О сооружении Кош-Карагайской Екатерининской церкви, и о том, что ему предшествовало, поведал священник с. Боровского Ишимского уезда Федор Аделфин в своей заметке, опубликованной в «Омских епархиальных ведомостях» за 1909 г., в 24. " 23 ноября 1909 г. надолго останется памятным для крестьян деревень Кош-Карагая и Сажиной. В этот достопамятный день совершилось освящение вновь выстроенной церкви-школы в деревне Кош-Карагае Боровского прихода. По рассказам старожилов, деревню Кош-Карагай окружал вековой сосновый бор. В этом лесу на одном пне срубленного дерева будто бы явилась икона Великомученицы Екатерины. Кому и когда она явилась, неизвестно. Только икона эта переносима была, по народному сказанию, в приходскую Боровскую церковь. И снова оказывалась на прежнем месте своего явления. На месте пня воздвигнута была некогда малая часовня, в которой и поставлена чтимая икона Св. Великомученицы Екатерины. Впоследствии часовня была перенесена на левый берег протекающей близ самой деревни Кош-Карагая реки Ишима, где уже на часовне, с течением времени, были повешены колокола. Но уже в 1904 году произошел достойный внимания случай. Один из жителей деревни Сажиной, именуемый юродивым, в полночь забрался на колокольню и, " откуда взялась у него сила " - поразломал решетки, разбил колокола, грозно высказывая собравшемуся народу деревни Кош-Карагая, что не тут место иконе Св. Великомученицы Екатерины, а на месте первой часовни. Этот случай послужил поводом к постройке новой деревянной часовни на месте первой. По инициативе моего предместника, священника о. Н. Покровского, пристроен был алтарь, с целью основать церковь-школу, каковая и была открыта в 1905 г. До сего времени эта часовня иждивением крестьян двух деревень - Кош-Карагая и Сажиной ежегодно по возможности пополнялась необходимой утварью.

http://sobory.ru/article/?object=56750

В Екатеринбурге прошли торжества по случаю дня памяти небесной покровительницы уральской столицы Екатеринбург, 11 декабря 2018 г.      7 декабря 2018 года в Екатеринбурге прошли торжества по случаю дня памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской — небесной покровительницы уральской столицы, сообщает Патриархия.ru . Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений, епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий, сонм духовенства Екатеринбургской митрополии. За Литургией архипастыри, духовенство и миряне возносили молитвы перед чтимым образом великомученицы Екатерины, написанным афонскими монахами и освященным у гробницы Пресвятой Богородицы и в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Икона была передана в дар Екатеринбургской епархии в 1998 году. По завершении богослужения был совершен традиционный общегородской крестный ход от Свято-Троицкого кафедрального собора к часовне святой Екатерины, возведенной на месте первого храма, построенного при основании города. Шествие с чтимой иконой великомученицы Екатерины и частицами мощей святой возглавили митрополит Екатеринбургский Кирилл, епископ Каменский Мефодий, епископ Нижнетагильский Евгений и епископ Серовский Алексий. В крестном ходе приняли участие многочисленные представители духовенства Екатеринбургской митрополии, прихожане храмов, казаки Оренбургского казачьего войска, учащиеся Свято-Симеоновской православной гимназии и воскресных школ епархии, семинаристы, студенты Миссионерского института, воспитанники военно-патриотических клубов и объединений, представители молодежного движения Екатеринбургской епархии, православных братств и сестричеств милосердия — всего около 3 500 человек. У часовни святой Екатерины митрополит Кирилл возглавил молебен небесной покровительнице уральской столицы. По окончании богослужения глава Екатеринбургской митрополии поздравил собравшихся с праздником и преподал архипастырское благословение. Владыка Кирилл также передал в дар уральцам тысячу Библий — подарок епископа Единецкого и БричанскогоНикодима.

http://pravoslavie.ru/117804.html

Храм св. Екатерины примыкает к северо-восточному углу монастырского здания. Четыре арки, поддерживающие купол, опираясь на четыре выступа храма, сообщают ему форму равностороннего креста. Внутри церковь украшена, по рисункам Растрелли, колоннами и пилястрами коринфского ордена, херувимами, гирляндами и розетами. Храм освещают 6 окон больших и 10 круглых в верхнем этаже. До 1859 г. лепные украшения были вызолочены по синему фону. Купол закрывался крутым горизонтальным потолком, расписанным кессонами и розетами. Внутри его находился механизм башенных часов с 2 колоколами: часовым и получасовым и 4 циферблатами. Циферблаты стоят и доныне. Иконостас в 3 яруса, устроенный по рисунку Растрелли. Над престолом была находившаяся над гробом Марии Федоровны деревянная, вызолоченная, о 12 колоннах сень, с навесами из золотой и серебряной парчи, переданная сюда в 1829 г. У юго-западного угла было царское место, обитое алым сукном и обложенное позументом. В 1859 г. усердием старосты, почетного гражданина Родимцева, сделаны в храме следующие работы: в куполе, по снятии часового механизма, исправлены лепные украшения; для сохранения тепла 4 окна больших и 4 малых заделаны наглухо и заменены иконами; солея поднята на три ступени; иконостас выкрашен белою масляною, под лак, краскою, резьба его вновь вызолочена; иконы поновлены; печи переделаны, устроены хоры на 150 человек, позолота лепных украшений заменена краской; сняты царское место и сень над престолом. Обновленный храм освящен 21 декабря 1859 г. преосвященным Агафангелом, а на престол возложен антиминс, подписанный митрополитом Григорием. С передачею храма в 1809 г. вдовьему дому в нем, кроме престола, жертвенника и иконостаса, не осталось от прежней утвари ничего. В иконостасе помещены лики св. мученика Севастиана и св. Климента, папы Римского, и св. Петра Александрийского, в память его воцарения (25 ноября 1741 г.). Другие иконы, напр. св. Екатерины, Ианнуария, Рождества Предтечи, Харалампия и великомученика Евстафия, приспособлены с днями рождения и тезоименитства Екатерины Великой, Петра III, Павла I и пр. У левого клироса - Тихвинская икона Божией Матери в серебряной ризе, с вызолоченным венцом - благословение митрополита Никанора сердобольным вдовам при отправлении их в Крымскую кампанию.

http://sobory.ru/article/?object=05820

Под эгидой Е. в. м. находилась муж. школа Абетион, основанная в 1860 г. в Каире на средства братьев Рафаила и Анании Абетов (Амбетов), греч. купцов, имевших российское подданство. Школа Абетион давала начальное, среднее гуманитарное (гимназия) и среднее техническое образование и содержалась на проценты с оставленного братьями Абетами капитала. Этой школой заведовала особая комиссия (эфория) при участии одного из представителей семьи Абет и 5 выборных членов от каирской греч. правосл. общины. Председателем комиссии являлся Синайский архиепископ, поскольку наследники Р. Абета дополнили его завещание этим условием. Мн. деятели Синайской и Александрийской Церквей кон. XIX - нач. XX в. были выпускниками школы Абетион. Первоначально школа включала 4 подготовительных класса (прогимназия) и 3 класса средней школы; в ней обучались дети только из правосл. семей. Школьная программа соответствовала программе, действующей в Греческом королевстве. Основным языком был греческий, в качестве иностранных преподавались арабский и французский ( Κοντογιννης. 1987. Σ. 329). С 1888 г. преподавался также рус. язык, т. к. школа находилась под покровительством российских императоров, а рус. дипломатический агент при егип. хедиве состоял ее почетным попечителем. В кон. XIX - нач. XX в. в школе ежегодно обучалось до 200 чел. (История Христианской Церкви. 1901. С. 233). В наст. время школа Абетион состоит из 3 отд-ний: греческого, арабского и англо-арабского, в которых начальное и среднее образование получают до тысячи учащихся из Египта и Греции в соответствии с принятой в Греции образовательной программой. В 1860 г. имп. Александром II на Синай была послана 2-я серебряная рака для мощей вмц. Екатерины, к-рая, как и рака 1689 г., находится в алтаре собора. Вид на вост. часть кафоликона мон-ря вмц. Екатерины. После 548 г. Вид на вост. часть кафоликона мон-ря вмц. Екатерины. После 548 г. Утрата владений Е. в. м. в Сербии и в Дунайских княжествах, секуляризованных господарем Александру Кузой, и имущества др. греч. монастырей в период реформ 1858-1864 гг. вызвала экономический кризис обители.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Каложицы. Церковь Екатерины. Екатерининская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Екатерины Александрийской Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1850 и 1859. Ссылки:   Адрес: 188440, Ленинградская область, Волосовский район, п. Каложицы Координаты: 59.421076, 29.046206 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каложицы, Екатерининская церковь. Построена в 1859 г., закрыта в 1938. Здание используется под клуб. Церковь Святой Великомученицы Екатерины находится на территории поселка Каложицы Волосовского района Ленинградской области. Построена на деньги местного помещика, который был хозяином поместья, Долгорукова Дмитрия Николаевича в 1859 году. Здание храма каменное. В 1938 году церковь закрыли. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 по 1945 г.) власти разрешали вести службы, потом храм был переделан под клуб, благодаря чему здание более или менее сохранилось. Церковь Святой Великомученицы Екатерины в Каложицах построена в стиле классицизма. Внутри разделена на три объема. Вход находится в торце здания без козырька и крыльца. Украшения практически отсутствуют, кроме оконных проемов. Окна высокие, оконные проемы оформлены в форме арок, наверху которых лепные украшения, отделанные металлической полосой в виде куполов. Крыша покрыта шифером. В 2005 году в церкви возобновились богослужения. В настоящее время ведутся ремонтные работы. Село Каложицы (Коложицы)находится в 100 верстах от Петербурга и в 30 верстах от Ямбурга. Церковь построил здешний помещик, полковник гвардии Димитрий Николаевич Долгоруков в 1859 г. За постройкой наблюдал управляющий его Яков Васильевич Крупеничин. 20 июня 1859 г. церковь освящали Ильешские священники Федор Орлов и Михаил Тихомиров с соседними священниками. Антиминс освящен митрополитом Григорием 1858 г. июня 8.

http://sobory.ru/article/?object=01264

Берёзовское. Церковь Екатерины. Екатерининская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Екатерины Александрийской Год постройки:Между 1886 и 1891. Год утраты:1960 (разрушена) Адрес: Красноярский край, Курагинский район, Берёзовское Координаты: 53.934477, 92.805237 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянный храм конца XIX в. В 1891 году в селе Берёзовском была построена церковь, названа Екатерининской, в честь Великомученицы Екатерины. Так называлась церковь у каторжан Ирбинского железоделательного завода. Иконы и колокола были привезены оттуда же. Возглавлял строительство церкви приезжий строитель Акакий Попов. Для постройки церкви брали сборы с жителей деревни Ирбы, Грязнухи, Курска и Берёзовки – кто сколько даст. В Берёзовский Екатерининский приход входило 2 деревни: Камешки и Курская. Школ в приходе три, все министерские: в Берёзовском и обеих деревнях. Численность населения в приходе составляло 4840 человек: 2445 м.п. и 2395 ж.п.. Население в основном состояло из коренных сибиряков: все православные, занимались хлебопашеством и скотоводством. Первый поп в новой церкви был отец Гавриил, далее с 1902 г. по 1905 г. – Лебедев Михаил Иванович. С 1905 г. до прихода советской власти – Кармальский Алексей. В 1960 году церковь разрушили. Решение о строительстве церкви в селе Березовском, по некоторым источникам, было принято в 1886 г., когда Ирбинский железоделательный завод был конфискован в пользу государственной казны и прекратила действовать Екатерининская церковь при заводе. Тогда возникла идея строительства новой церкви в селе Березовском, располагавшемся неподалеку от бывшего завода (на реке Тубе, правым притоком которой является река Ирба). Колокола и иконы старой церкви были использованы при строительстве нового храма в Березовском. Новая деревянная однопрестольная церковь также была названа в честь великомученицы Екатерины.

http://sobory.ru/article/?object=59913

В столице Киргизии прошли торжества, посвященные третьей годовщине основания Бишкекской епархии 7 декабря 2014 г. 15:31 7 декабря 2014 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, день памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской, глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , находящийся по приглашению главы Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия и епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила в Бишкекской епархии , совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе города Бишкека. В день памяти великомученицы Екатерины Бишкекская епархия отпраздновала третью годовщину своего существования. Митрополиту Александру за праздничной Литургией сослужили: епископ Даниил, руководитель информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, секретарь Бишкекской епархии иерей Андрей Кунавин, ключарь Воскресенского кафедрального собора иерей Георгий Дворовой, благочинные округов Бишкекской епархии, руководитель службы протокола митрополита Александра протодиакон Роман Головин, клирик Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты диакон Димитрий Савченко, духовенство Бишкекской епархии. За богослужением молились секретарь Казахстанского митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, представители казачества, преподаватели и воспитанники воскресных школ города, сестры милосердия социальной службы Бишкекской епархии, многочисленные прихожане. Гостями праздника стали: заведующая отделом этнической и религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом Кыргызской Республики М.А. Карыбаева; Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Кыргызской Республике А.А. Крутько; Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь В.А. Денисенко; советник министра социального развития Кыргызстана М.Т. Саргазаков; первый секретарь Посольства России, руководитель представительства Россотрудничества А.П. Зенько; эксперт государственной комиссии по работе с религиозными организациями и государственно-конфессиональным отношениям Республики Кыргызстан К. Маматалиев; председатель координационного совета российских соотечественников в Кыргызстане А.В. Степанчук; руководство дислоцированной в Кыргызстане войсковой Российской Федерации, сотрудники дипломатических миссий и руководители общественных организаций.

http://patriarchia.ru/db/text/3868334.ht...

великомученицы Екатерины, а южный во имя страстотерпца и Победоносца Георгия. Уцелевшие гранитные колонны темно-багряного цвета и большого размера, числом четырнадцать, и стоящие ныне, частью, вдоль церкви, частью, полукружием в алтаре, без нескольких пар своих пропавших без вести, свидетельствуют о том, что сие святилище построено было в лучшее время Греческого зодчества. В нем сохраняются частицы мощей св. Василия Великого , св. Иакова и св. Марины. В приделе царственной великомученицы стоит беломраморный налой четвероугольный, иссеченный из цельного куска с колоннами по углам и с четвероконечными крестами на трех лицевых сторонах его. Вверху есть круглое углубление для водружения креста, или толстой свечи. Сей налой выдают за тот камень, на котором усечена была честная глава св. Екатерины. В последствии его обделали в таком виде, в каком он теперь находится. Христиане лобызают его с благоговением 3 . Из числа св. образов, написание на которых служат вместо летописи монастыря, замечательны: образ св. Иоанна Богослова и Евангелиста Марка, сделанный складнем в виде книги, и подносимый архиерею для целования при входе его в храм, хорошей живописи, и икона Кипрской Божией матери, точный снимок с подлинной, написанный в 1659 году, по желанию Александрийского патриарха Паисия. Предвечный Младенец смотрит вниз и вдаль по направлению от Богоматери. Он как бы хочет спуститься с пречистых рук Ее. В церкви монастырской устроен молитвенный бабинец решетчатый по обычаю восточному, укрывающему женщину и девицу от взоров мужских. Вся она была обновлена и украшена туземным иеромонахом и духовником О. Моисеем, скончавшимся о Господе в 1831 году. Как в этой церкви на образах, иконостасе, и надгробных плитах, так и во дворе монастырском на могильных памятниках, начертаны разные надписи. Я снял их. Все они с 1620 года по 1850, обозначают круг времени в 230 лет. К монастырю примыкает сад с плодоносными деревами, огороженный каменною стеною, в 163 шага длиною и 62 шириною, с деревянною, высокою и круглою беседкой в средине, и с двумя колодцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010