По словам св. Луки, вслед за тем Господь воскликнул: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лук. 23:46), «и, преклонив главу, предал дух» (Иоан. 19:30). Все три первых Евангелиста свидетельствуют, что в этот момент смерти Иисуса «завеса в храме разорвалась надвое, сверху до низу» , то есть сама собой разодралась на две части та завеса, которая отделяла Святилище в храме от Святого Святых. Так как это было время принесения вечерней жертвы — около 3 часов пополудни по нашему времени, — то, очевидно, очередной священник был свидетелем этого чудесного саморазрывания завесы.   Это символизировало собой прекращение Ветхого Завета и открытие Нового Завета, который отверзал людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное. «Земля потряслась» — произошло сильное землетрясение, как знак гнева Божья на тех, кто предал смерти Сына Его Возлюбленного. От этого землетрясения «камни распались» , то есть скалы расселись, и открылись делавшиеся в них погребальные пещеры. В знамение победы Господа над смертью — «многие тела усопших святых воскресли» — воскресли погребенные в этих пещерах тела умерших, которые на третий день, по воскресении Господа, явились в Иерусалиме знавшим их людям. Все три Евангелиста свидетельствуют, что эти чудесные знамения, сопровождавшие смерть Господа, произвели столь сильное, потрясающее действие на римского сотника, что он произнес, по первым двум Евангелистам: «Воистину Он был Сын Божий!» а по св. Луке: «Истинно Человек Этот был праведник!» Предание говорит, что этот сотник, по имени Лонгин, стал христианином и позже мучеником за Христа (память его 16 окт.) По свидетельству св. Луки, потрясен был и весь народ, собравшийся у Голгофы: «Возвращался, бия себя в грудь» — такие резкие переходы от одного настроения к другому естественны в возбужденной толпе. Все три Евангелиста указывают, что свидетелями смерти Господа и происшедших при этом событий были «все знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, которые стояли вдали и смотрели на это» , и среди них, как перечисляют св. Матфей и Марк поименно, находились: Мария Магдалина, Мария — мать Иакова и Иосии и мать сынов Зеведеевых, Саломия.

http://pravmir.ru/den-velikoj-pyatnicy-s...

Кто среди вас – боящийся Господа? Пусть послушается гласа Отрока Его. Те, кто ходит во мраке и нет у них света! Положитесь на имя Господне и утвердитесь в Боге. Вот, все вы, [как] огонь разжигаете, и усиливаете пламя, – ходите при свете огня вашего и пламени, которое зажгли! За Меня сделалось это с вами: в скорби уснете! Ис 50:4–11 Затем ектения малая и Трисвятое. Прокимен, глас 7 Князья народа собрались вместе/против Господа и против Помазанника Его. Стих: Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное? Пс 2:3б, 2 К Коринфянам послания Апостола Павла чтение, зачало 149. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен помышляющий о нищем и бедном: в день бедствия избавит его Господь. Стих: Враги мои сказали обо Мне злое: «Когда Он умрёт и погибнет имя его?» Стих: Вкушающий хлебы Мои, поднял пяту на Меня. Пс 40:2, 6, 10б Евангелие от Матфея, зачало 107. И далее литургия св. Василия Великого. Вместо Херувимской песни и причастна поем: Тропарь, глас 6 Вечери Твоей таинственной участником/в сей день, Сын Божий, меня прими./Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим,/не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда./Но как разбойник исповедаю Тебя:/«Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём». Вместо «Достойно» Ирмос, глас 6: Гостеприимством Владыки/и бессмертной трапезой/на высоком месте с возвышенными мыслями/давайте, верные, насладимся,/высочайшее слово услышав от Слова,/Которое мы величаем. Тропарь «Вечери Твоей таинственной:» поем и во время причащения, и вместо «Да исполнятся уста наши:» По заамвонной молитве бывает последование омовения ног, затем раздача антидора. Отпуст По величайшей благости наилучший путь смирения показавший, когда омыл Он ноги учеников, и вплоть до Креста и погребения снисшедший к нам, Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской и всех святых, помилует и спасёт нас, как благой и Человеколюбец. В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ НА ПОВЕЧЕРИИ Повечерие совершаем малое и на нем поем трипеснец Великой Пятницы господина Андрея Критского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

И прочее последование. Час 1-й без стихословия: также и в прочие пятницы святой великой Четыредесятницы. В ПЯТНИЦУ НА ШЕСТОМ ЧАСЕ Тропарь пророчества, глас 5 Зная многогрешное наше житие/и нераскаянный нрав,/скоро яви нам сострадание, Господи:/ ибо мы не знаем иного бога, кроме Тебя,/жизнью и смертью владычествующего;/спаси нас, как Человеколюбец. Слава, и ныне: и повторяем то же. Прокимен, глас 7 Возлюблю Тебя, Господи, сила моя,/Господь – твердыня моя. Стих: Бог мой – помощник мой. Пс 17:2–3а Пророчества Исаии чтение Вот, Владыка, Господь Саваоф, отнимет у Иудеи и у Иерусалима сильного и сильную, силу хлеба и силу воды, богатыря и сильного, и человека военного, и судью, и пророка, и провидца, и старейшину, и пятидесятника, и дивного советника, и мудрого строителя, и разумного слушателя. И поставлю юношей начальниками их, и насмешники будут господствовать над ними. И будет нападать друг на друга народ: человек на человека, и человек – на ближнего своего; ребенок будет оскорблять старца, и недостойный – почтенного. Ибо ухватится человек за брата своего или за домочадца отца своего, говоря: «У тебя есть одежда, стань нашим вождем, и моя пища под рукою твоею да будет». И он в ответ в день тот скажет: «Не буду твоим вождем: ведь нет в моем доме ни хлеба, ни одежды; не буду вождем народа сего». Ибо оставлен Иерусалим, и Иудея пала. И языки их – с беззаконием, тому, что от Господа не послушны, оттого, что унижена (ныне) слава их. И стыд лица их восстал против них, но грех свой, как грех Содома, они объявили и обнаружили. Увы душе их! Ибо замыслили совет злой против себя самих, сказав: свяжем праведника, потому что он неудобен нам, – и вот, они порождения дел своих вкусят. Увы беззаконнику! Ибо злое случится с ним по делам рук его. Народ Мой! Мстители ваши косят вас, как тростник, и вымогатели господствуют над вами. Народ Мой! Восхваляющие вас обольщают вас и стезю ног твоих взрыхляют. Но ныне вступится Господь в суд и поставит на суд народ Свой. Ибо Сам Господь придет на суд со старейшинами народа и с князьями его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

При омовении рук: «Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа». ( Пс.25:6–12 ). Проскомидия Священник и диакон, облачившись и умыв руки, приготовляют св. сосуды. На жертвенник полагаются пять просфор и вино, растворенное с водою. Приступая к жертвеннику, делают пред ним три поклона со словами: «Боже, очисти меня грешного и помилуй меня». Священник, воздевая руки, произносит тропарь великой пятницы: «Спасатель наш, Ты искупил нас от клятвы закона ( Галат.3:13 ) бесценной Твоею Кровию; Ты, пригвожденный ко Кресту и проболенный копием, даровал бессмертие людям. Слава Тебе». Диакон: «Благослови, владыка». Священник крестообразно благословляет дары вместе с сосудами, говоря: «Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков». Диакон: " Аминь». Священник берет левою рукою просфору, а правою копие, которым три раза изображает знак креста над печатью просфоры, произнося каждый раз: «В воспоминание Господа, Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа». Режет хлеб с четырех сторон печати. Водружая копие с правой стороны произносит: «Как овца, веден был Он на заклание». С левой: «И как Агнец непорочный, пред стригущим его безгласный, так Он не отверзал Уст Своих». В верхней части: «От уз и суда Он был взят». И в нижней: «Но род Его кто изъяснит». ( Ис.53:7–8 ). Диакон стоит справа и, поднимая пред каждым действием из них орарь, повторяет: «Господу помолимся». После обрезания просфоры священником, говорит: «Возьми владыка». Священник, вынимая вырезанную часть просфоры, именуемую «Агнец», говорит: «Ибо Он отторгнут от земли живых» ( Ис. 53:8 ); и вынутая часть полагается на дискосе печатью вниз.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

55И было там много женщин, смотревших издали; это были те, которые ходили за Иисусом от Галилеи, служа Ему. 56В числе их была Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова и Иосифа, и мать сыновей Зеведеевых. 57А когда наступил вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, по имени Иосиф, который и сам поучался у Иисуса. 58Явившись к Пилату, он просил тело Иисуса; тогда Пилат распорядился выдать. 59И взяв тело, Иосиф завернул его в чистую льняную ткань, 60и положил его в новой, принадлежавшей ему гробнице, которую высек в скале; и ушел, привалив к двери гробницы большой камень. 61А были там Мария из Магдалы и другая Мария, сидевшие напротив гробницы. 62А поутру, в тот день который после пятницы, собрались к Пилату первосвященники и фарисеи, 63говоря: «Господин! Мы припомнили, что когда обманщик тот еще был жив, он сказал: «Через три дня восстану!» 64Так прикажи до третьего дня охранять гробницу, чтобы ученики его не пришли и не украли тело; а то скажут народу: «Он восстал из мертвых!» – и будет последующий обман горше предыдущего». 65Сказал им Пилат: «Стража у вас; ступайте и примите меры, какие считаете нужными». 66А они пошли и приняли меры, касающиеся гробницы, опечатав камень и приставив стражу. 28 Когда же минула суббота, на рассвете следующего дня Мария из Магдалы и другая Мария пришли навестить гробницу; и вот, великое сделалось землетрясение, оттого что ангел Господень, сойдя с неба и приблизясь, отвалил камень и восседал на нем. 3И было обличие его, как молния, и одежда его была бела, как снег; 4и от страха перед ним стражники затряслись и сделались, как мертвые. 5И заговорил ангел, и сказал женщинам: «Вы не страшитесь! Знаю, что ищете вы Иисуса, Того, Кто был распят. 6Его нет здесь, ибо Он воскрес, как и говорил. 7Подойдите, осмотрите место, где Он лежал, и скорее идите сказать ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и вот, ожидает вас в Галилее; там увидите вы Его. Вот, я сказал вам». 8И они, поспешно оставив гробницу в страхе и радости великой, побежали возвестить ученикам Его. 9И вот, Иисус предстал перед ними, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

286. Достаточно ли подразумевать под воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное воскресение из мертвых? Подразумевать под воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное воскресение из мертвых, недостаточно, ибо, не будь телесного воскресения Христа из мертвых, 1. не было бы уверенности, что Он нас действительно спас, 2. не восторжествовало бы и Его учение. 287. Что сказал апостол Павел о воскресении Господа Иисуса Христа? О воскресении Господа Иисуса Христа апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( I Kop.15, 14 ). 288. Как долго пребывал Господь Иисус Христос по Своем воскресении на земле? По Своем воскресении Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней. Пояснения: I. Если бы не было воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, то христианская вера не пустила бы корней. Если бы жизнь Господа Иисуса Христа кончилась навсегда на Голгофе и в гробу, в котором было положено Его мертвое тело, то Его трехлетнее служение было бы эфемерным, преходящим событием, каким и хотели представить его противники Его. И вера самих апостолов заникла бы бесследно. Однако воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых было причиной того, что страшные переживания Великой Пятницы сменились у апостолов в восторг, воодушевление и вызвали в них готовность сделать все возможное для распространения Его учения среди людей и, если нужно, пожертвовать и жизни свои за правду этого учения. Из самообмана не могло бы взойти и вырости столь велелепное учреждение, каким есть христианская Церковь . II. Господь Иисус Христос воскрес из гроба в прославленной, бессмертной плоти. Его воскресение есть главное основание православной веры. Поэтому Пасха, т. е. праздник Воскресения Христова считается величайшим праздником и центром всего церковного года. В этот день богослужения преисполнены радости и восторга: «Христос воскрес из мертвых!» Это праздник взаимного прощения и примирения. Часто случается, что самые закоренелые враги подходят друг к другу и примиряются, услышав чудное пение: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие! и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Соломон и Суламифь, царь и царица – это Слово и плоть. Песнь Песней – тайна их сочетания. Прочтение седьмое – это раскрытие евангельских слов и Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ); это размышления о «великой благочестия тайне: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). Так прочитали Песнь песней св. Мефодий Патарский (III в., «Пир десяти дев») и св. Афанасий Великий (IV в., Синопсис). А после этого прочтения более никакого нет. Св. Мефодий: «Иначе можно разуметь под невестою пречистую плоть Господа, для (восприятия) которой Он оставил Отца, снизошел сюда, соединился с нею и вместился в ней, вочеловечившись. Образно она названа голубкой...» Св. Афанасий Великий : «Посему, Песнь песней воспевает, как бы, брачную песнь на бракосочетание Слова с плотию. И другие Писания, хотя говорят также о Спасителе, но, между прочим, возвещают и нечто другое; а сия книга воспевает один союз Слова с плотию...» Кроме кратких указаний св. Мефодия Патарского и св. Афанасия Великого на саму возможность такого прочтения Песни песней, у святых отцов больше эта тема не раскрывается. Нами в книге Толкования на Песнь песней дается такое прочтение текста этой святейшей Песни. «Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне. Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? Что я изнемогаю от любви» ( Песн. 5:6–8 ). Тайны Страстной Пятницы «Отперла я возлюбленному моему» – Сын Человеческий вышел на страдания, ниспосланные Ему Божественным определением. «А возлюбленный мой повернулся и ушел» – это та непостижимая богооставленность, которую претерпел Христос при Своих искупительных страданиях. «Души во мне не стало» – говорит Богооставленный. Это когда душа Его скорбела смертельно в Гефсиманском саду, когда томилась на неправедном суде, когда с телом Своим страдала на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Можно сказать, что, в глубочайшем смысле, «Преломленное Тело и пролитая Кровь», о которых говорил Христос Своим ученикам на Тайной Вечере, не были просто предвкушением и предчувствием – Его Креста, гроба, трёхдневного воскресения, вознесения на небо, – но, напротив, всё это произошло, чтобы люди получили Божье благословение вечного Святого Причастия. Поэтому за Вечерей Он обращается не только к апостолам, но и ко всем верующим людям: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. ( Лк.12:32 ) Но вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем… ( Лк.22:28–30 ) Таким образом, «Тайная Вечеря Сына Божия», непрерывно совершаемая на Божественной Литургии Церкви, является самой сущностью того, чем вечно будет жизнь в Царстве Божьем. Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! ( Лк.14:15 ) Блаженны званые на брачную вечерю Агнца ( Откр.19:9 ) Великая Пятница Утреня Великой пятницы обычно служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы – чтение так называемых Двенадцати Евангелий , то есть, двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещённых между разными частями службы. Первое и самое длинное из них – Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «путь и истину и жизнь», как драгоценный дар Божьей Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами красной нитью прочерчивается радостью спасения и искупления посреди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».  Заканчивается это евангельское чтение так называемой «Первосвященнической молитвой», которая являет нам весь смысл прихода Спасителя: …Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

«Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий».. . Римский закон отдавал в собственность воинов, совершавших казнь, одежды распинаемых. Совершавших распятие, по свидетельству Филона, бывало четверо. Св. Иоанн, подробнее других рассказывающий о разделении одежды Господа, так и говорит, что верхнюю одежду воины разорвали на четыре части, «каждому воину по части» , а нижняя одежда – хитон – была не шитая, а тканная, или вязанная сверху, то есть начиная с отверстия для головы вниз. Если разорвать такой хитон, то части его не будут иметь никакой ценности. Поэтому о нем был брошен воинами жребий, для того, чтобы он достался одному в целом виде. По преданию, этот хитон был выткан Пречистою Матерью Божьею. Делая это, воины бессознательно, конечно, исполнили древнее пророчество о Мессии из Псалма 21:19, которое и приводит св. Иоанн, повествуя об этом: «Разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» . Далее первые три Евангелиста повествуют о насмешках и хулениях, которым подвергали Господа в Великую Пятницу как воины, так и проходящие враги Его из народа, а особенно, конечно, первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями. Хуления эти имели одну общую основу в сопоставлении прошедшего с настоящим. Вспоминая все то, что в прошлом говорил Господь и делал, они указывали на теперешнюю Его беспомощность и насмешливо предлагали Ему совершить явное для всех и очевидное чудо – сойти с креста, обещая, лицемерно, конечно, в таком случае уверовать в Него. В этих хулениях, по словам св. Матфея, принимали участие и разбойники, распятые по правую и по левую сторону от Господа. Читать также — Великая Пятница — толкования, проповеди, песнопения (+аудио) Покаяние благоразумного разбойника (Луки 23:39-43) Дополняя повествование первых двух Евангелистов о событиях Великой Пятницы, св. Лука передает о покаянии и обращении к Господу одного из двух разбойников. В то время как один из них, видимо, еще более озлобившись от мучений и ища предмет, на который можно было бы обратить свое озлобление, стал, по примеру врагов Господа, хулить Его, подражая им, другой разбойник, очевидно не в такой степени испорченный, сохранивший чувство религиозности, стал усовещивать своего товарища. «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал» . Очевидно, он слышал плач и терзания иерусалимских женщин, сопровождающих Господа на Голгофу; произвела, быть может, на него впечатление надпись, сделанная на кресте Господа, задумался он над словами врагов Господа: «иных спасал», но, может быть, важнейшей проповедью о Христе была для него молитва Христова о Его врагах-распинателях.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica/

... надлежит быть и разномыслиям между вами... ( 1Кор. 11:19 ). Но начинает он с жесткого отметания абсолютизации чьего-либо, даже своего собственного авторитета, если он подменяет главенство Христа в Церкви. Павла огорчали не только те, кто не желал его слушать и напрочь отвергал его авторитет, но и те, кто с восторгом его почитал. В этом почитании он также видел угрозу единству христианской общины. Иначе не сделал бы он такого неожиданного горького вывода: 14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя ( 1Кор. 1, 14–15 ). Мудрость Божия и мудрость человеческая Итак, кто-то из коринфян почитал Павла и готов был следовать за ним всегда и во всем. А кто-то, совсем наоборот, как мы увидим, считал его самозванцем-псевдоапостолом. Еще бы: ведь его проповедь была, во-первых, о Христе-Спасителе, позволившем казнить Себя на позорном столбе, и, во-вторых, о взаимном терпении и жертвенности как следовании за Христом. Она выглядела в их глазах как что-то уж слишком несуразное и примитивное. Что это за апостол, который толкует о таких детских вещах, как любовь, сострадание и жертвенность! Нам бы что-нибудь по-серьезнее, по-мудрее! Услышать бы о высоких истинах о Боге! Да, христианство красиво, глубоко и содержит много мудрости, унаследованной из богатой библейской традиции, – так вот и покажи нам эту мудрость и глубину! А что ты нам без конца толкуешь об этом странном недоразумении – распятом Мессии! Дальше мысль апостола как будто отклоняется от этой темы единства. В действительности же, как мы увидим, мысль о единстве Церкви лишь получает новое измерение. Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова ( 1Кор. 1:17 ). 1Кор. 1, 18 – 2, 5 – отрывок, известный как Слово о Кресте (по первым словам ст. 18). Неудивительно, что этот текст читается в Православной Церкви как Апостольское чтение в праздники Честного Креста (например, Воздвижения: 1Кор. 1, 18–24 ) и Великой Пятницы ( 1Кор. 1, 18 – 2, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010