Отсюда проистекает критика Епифанием действий московских властей, направленных на ущемление самостоятельности отдельных княжеств: см. характеристику княжения Ивана Калиты как «насилования» и описание «гонений» и «великой нужи» на «град Ростов» со стороны представителей московской великокняжеской администрации в Житии Сергия Радонежского , а также слова о «тяжести» и «данях тяжких и насильствах» москвичей в Пермской земле, прозвучавших в Житии Стефана Пермского . Такого же критического плана высказывания имеются и в Троицкой летописи. Например, под 6876 г. осуждающий характер носят слова о том, что «князь великии Дмитрии Ивановичь да Алекси митрополитъ зазваша князя Михаила Алексан–дровичя Тферскаго любовью на Москву,… да его изымали, а что было бояре его около его, тхъ всхъ поимали, розно разведоша, и быша вси въ нятьи, и дръжаша ихъ въ истом… Князь же Михаило съжали–си велми и о томъ негодоваше,… паче же на митрополита жаловашеся, къ нему же вру имлъ паче всъхъ, яко по истинн святителю» (напомним, что в Житии Стефана Епифаний специально выделил имя Михаила Александровича эпитетом «христолюбца»). Отметим другие фрагменты Троицкой летописи, находящие параллели в сочинениях Епифания Премудрого. Под 6848 г. выражению «наполнишася великыа печали и плачя» Троицкой летописи соответствует «многа плачя и печали наполни–шяся» Похвального слова Сергию . В Троицкой под 6879 г.: «новогородци ушкуиници разбоиници», то же самое в Житии Стефана Пермского: «новгородци ушкуиници. разбоини–ци» . Ниже в Троицкой: «Рязанци же сурови суще … вязати москвичь, понеже суть слаби и страшливи», в Житии Стефана Пермского: «су–ровишии мужи, неврнии человцы», «слаби же и груби зло и страши–ви» . Аналогично в Троицкой под 6900 г. о новгородцах: «человци суровы, непокориви», и под 6901 г.: «сурови человци, сврпии людие» . Название Троице–Сергиева монастыря «великой лаврой» (под 6882, 6887 гг.) находит полное соответствие в текстах Епифания: «преслову–щеи лавр и велици оград и в славни обители» (Похвальное слово Сергию) , «сии великыи монастырь яко лавра» (Житие Сергия Радонежского — МДА, 88. Л. 315.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Свидетельства монахини Игнатии и других людей, принадлежащих разным духовным школам, сходятся в высокой оценке духовного облика архиепископа Варфоломея. Это позволяет нам усомниться в том, что документы из архивов НКВД отражают историческую правду. В том что человек, расстрелянный за самоотверженное несение возложенного на него послушания, был обвинен в отступничестве, можно видеть нечто большее, чем горькое недоразумение. Враг, побежденный его подвигом, пытается посмеяться над ним после смерти и клеветой опорочить его образ, который мог бы вдохновить современного человека. Старчество в других русских обителях Кто желает Царства Небесного, тот богатства Божьего желает, а не Самого еще любит Бога. Хотящий без откровения своих помыслов жити много борим бывает, и рождаются в нем разновидные суетные помыслы и страсти: якоже лоза непосекаемая многие прозябает отрасли, сице и послушник, аще не открывает старцу своему на посечение всех помышлений и деяний. (Из поучений старца схимонаха Зосимы Верховского) Наше посильное вникание в старческое делание в прославленных иноческих обителях и даже сама оценка роли великого преобразователя монашества старца схиархимандрита Паисия были бы неполны, если бы мы не остановились на образах старческого подвига в отдельных монастырях (и лесах) нашей родины. Помимо подвига старца Паисия Величковского с его великой лаврой, старцев Оптиной и Зосимовой пустыни, в лесах России и Сибири зрели души великих рабов Божиих, которые, обретая в своем уединении и подвиге Бога, сами становились руководителями душ человеческих ко спасению. Число этих имен несомненно велико, их всех невозможно коснуться в пределах ограниченного очерка, но мимо отдельных пустынных старцев пройти нельзя. Здесь прежде всего встает имя великого в своем смирении, а также в своем значении для православного русского человека преподобного Серафима Саровского , ставшего подвижником всея России и ее чудотворцем. Многим известны те строки жития преподобного Серафима, где проявлялась великая мудрость и прозорливость старца в его руководстве душами человеческими. Вот непостижимый в своем величии рассказ о том, как за послушание старцу Серафиму ради великой цели построения обители вместо своего брата умирает Елена Мантурова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Основатель румынского скита на Афоне преподобный иеросхимонах Иустин Влах Основатель румынского скита на Афоне преподобный иеросхимонах Иустин Влах Наместник Лавры позвал отца Иустина помолиться. Преподобный Иустин освятив воду, окропил ею угодья и по его молитвам вся саранча убежала. Увидев это чудо, лаврские отцы сказали: Воистину отец Иустин Влах является святым человеком! Уроженец Молдовы, преподобный Иустин Пустынник (1770-1845) был пострижен в монашество великим старцем прп. Паисием Величковским в Нямецком монастыре. Будучи его учеником, он перенял от старца любовь к исихии, аскетизму и непрестанному умному молитвенному деланию. Уже после смерти старца, приблизительно в 1800 году, он стал духовником и начал окормлять множество душ, направляя их на путь спасения. Памятуя рассказы своего наставника прп. Паисия о пребывании на Святой Горе, в 1810 году он вместе со своими учениками Патапием и Григорием решает тоже уйти на  Афонскую Гору , желая провести остаток своей жизни в Саду Богоматери. Там они купили при монастыре Великая Лавра келлию - Вигла Ианикополи, имевшую и маленькую церковь (параклис) в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи XVII века. Еще с 1750 года рядом с этим храмом подвизались несколько молдавских монахов под руководством иеросхимонаха Макария. Келлия эта расположена в четырех километрах от Великой Лавры, на восточной оконечности Святой Горы.  Неподалёку от нее расположен Живоносный источник Божией Матери, связанный с явлением прп. Афанасию Афонскому Богородицы. Также недалеко от нее находятся пещеры преподобных Петра и Афанасия Афонских, куда любил прп. Иустин удаляться для уединенных молитвенных подвигов. Постепенно духовник Иустин построил рядом с церковью 50 келлий для братии, архондарик, кухню, трапезную, больницу и келью для игумена. Услышав об этом, молдавские и румынские монахи, подвизающиеся в разных святогорских монастырях и келлиях, пришли к преподобному и вступили в число его братии. Таким образом, в скиту преподобного Иустина собралось около тридцати насельников. Спустя несколько лет Великая Лавра признала за ними право называться Румынским скитом Предтечи или Продром (румынское слово prodrom происходит от латинского prodromus — предвестник, предтеча). В выданном впоследствии Лаврой документе, состоявшем из 13 статей, было записано, что отныне келлия будет признаваться «для благочестивого племени молдаван для создания общежительного скита». Согласно документу Продром получил статус общежительного скита, возглавляемого дикеем (δικαιος), имел свою печать и подчинялся Великой Лавре. Так зародился первый румынский скит на Афоне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=287...

РОО «ИКЦ «Воронега» активно участвовала в мероприятиях по празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которые реализовывались Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой и Александро-Невским Братством. Это и участие в посадке сирингария «Александровский» у Сойкинской святыни в Кингисеппском районе Ленинградской области. Это и участие в празднования Дня перенесения мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, который ежегодно 12 сентября отмечается в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре праздничной литургией, крестным ходом и концертной программой. И ещё в целом ряде других мероприятий. Так в рамках центрального дня празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которое прошло в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре 12 сентября 2021 года, руководитель РОО «ИКЦ «Воронега», член Александро-Невского Братства Николай Ванюшов принял участие в освящении трёх икон «Собор Небесных Покровителей Лавр Святой Руси», которые в рамках проекта «Благодатное кольцо» будут вручены Патриарху Кириллу, Митрополиту Украинс кой православной церкви Московского патриархата Онуфрию и Экзарху Белорусской православной церкви Венниамину. Сотрудничество с проектом «Благодатное кольцо», реализуемого Международным центром «Святые лавры Руси Православной», началось более года назад в майские праздники 2020 года в рамках посадки Сада мира и памяти защитников Отечества в Великой войне (1941 – 1945 гг.), когда у храма Сретения Господня д. Самушкино было высажено более 300 деревьев. Сотрудничество продолжилось при проведении ещё одной патриотической акции уже в дни празднования Великой Победы при посадке именных дубочков в честь 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, 100-летия лётчика-космонавта Георгия Берегового и 60-летия полета в космос Юрия Гагарина. РОО «ИКЦ «Воронега» выступила инициатором проведения серии круглых столов под общей темой «До и после Александра Невского». Первый круглый стол по теме «До и после Александра Невского» прошёл 25 марта 2021 года в Доме дружбы Ленинградской области. По замыслам организаторов на цикле таких круглых столов, что пройдут в юбилейный год предполагалось рассмотреть вопросы преемственности поколений – от тех, кто был учителями Александра Ярославича до наследников его славы в настоящее время.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/22/po...

Третья часть Жития авторства Николая Монаха - попытка описать конец истории П. А., использовав отождествление его мощей с мощами некоего монаха, вероятно по имени Петр, почитаемыми где-то во Фракии (дер. Фокомис или Фотокомис - точнее не локализуется): мешок с мощами был куплен местным епископом у каких-то монахов. Отождествление их с мощами П. А. непонятно, т. к. жителям деревни и епископу неоткуда было узнать, что у них мощи именно П. А., а укравшие останки монахи умалчивали об их происхождении. Позднейшие тексты В XIV в. культ П. А. на Афоне продолжал оставаться одним из символов афонского монашества, и прежде всего отшельничества. Однако его почитание в основном было связано с Великой Лаврой, к-рой принадлежала его пещера. Рядом с этой пещерой в сер. XIV в. жили отшельники Феогност и прп. Нифонт ( Halkin F. La Vie de St. Niphon, ermite au Mont Athos (XIVe siècle)//AnBoll. 1940. Vol. 58. P. 14). Прп. Максим Кавсокаливит прочел на Афоне Житие П. А., а один из авторов Жития прп. Максима сравнивает его с П. А. ( Kourilas Е., Halkin F. Deux Vies de St. Maxime le Kausokalybe, ermite au Mont Athos (XIVe siècle)//Ibid. 1936. Vol. 54. P. 73, 81). Свт. Григорий Палама на 2-й год своего 2-го пребывания на Афоне (с 1331) в скиту св. Саввы (Халда) на территории Великой Лавры, где находилась и пещера П. А., составил новый агиографический текст о П. А. в форме энкомия (похвального слова о его жизни) (BHG, N 1507), считая почитание святого на Афоне недостаточным. Его фактический материал был полностью заимствован у Николая Монаха и включенного в его текст Энкомия Мефодия ( Anrich. 1917. Bd. 2. S. 102), к-рых свт. Григорий называет своими предшественниками. Главная задача автора - указать на духовный смысл Жития П. А. и защитить традицию афонского отшельничества,- возможно, поэтому мон-рь Климента (Ивирон) теряет в тексте свое 1-е название (Гл. 44). Отшельничество П. А. отождествляется с исихазмом: П. А. описывается как 1-й исихаст на Афоне (Гл. 39); в его уста вкладываются поучение о Молитве Иисусовой (Гл. 17-20) и даже богословские рассуждения в духе паламизма (подробнее см.: Григорий Палама. 2005. C. 25-29).

http://pravenc.ru/text/2580372.html

Если предположение о тождестве М. Д. Траханиота и Н. Г. верно, то он еще в юности мог воспринять мысль кард. Виссариона (бывш. митр. Никейского), влияние идей к-рого на московских Траханиотов несомненно ( Плюханова М. Б. «Послание на Угру» и вопрос о происхождении московской имперской идеологии//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 464-467), о важности сохранения греч. культуры. Это объясняет явный интерес Н. Г. к истории и преданиям Св. Горы. К рубежу XV и XVI вв. в образе Афона соединились 2 близкие московским грекам идеи: чистоты Православия и торжества греч. культуры. Эти идеи были дороги даже «первому поколению» греков-эмигрантов в Москве, а для «второго поколения» они оказывались еще более близкими. Великая Лавра, о которой у Н. Г. сведений больше всего, в это время переживала расцвет. Кроме того, в 1-й трети XVI в. у Москвы были связи с Великой Лаврой и Ватопедом: к Василию III Иоанновичу приезжали послы именно из этих обителей. Еще более значимо то, что к документам этого посольства имел отношение Юрий Малой - брат Мануила. Известно, что он потерял грамоты, которые привезли с собой афонские монахи (Россия и греч. мир в XVI в.: Сб./Подгот. публ.: С. М. Каштанов, Л. В. Столярова. М., 2004. Т. 1. С. 153). Нельзя исключать того, что содержание этих грамот могло особенно заинтересовать Юрия, который мог попросить разъяснений об Афоне как «уделе» Пресв. Богородицы у своего брата, и тот в сохранившемся послании привел соответствующий рассказ. Внимание Н. Г. к Афону могло быть обусловлено не только упрочением связей России со Св. Горой в то время, но и сугубым интересом к творениям свт. Афанасия Александрийского - небесного покровителя св. Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры,- в Геннадиевском кружке ( Фонкич Б. Л. Греческо-рус. культурные связи в XV-XVII вв. М., 1977. С. 33-35). Ист.: ДРВ. Продолж. СПб., 1790. Ч. 6. С. 1-4; Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности//ХЧ. 1909. 8/9. С. 1115-1119; ПСРЛ. Т. 13. С. 12, 14; Т. 26. С. 301, 302; Т. 24. С. 216, 221; Т. 28. С. 345; Т. 30. С. 145; Ржига В. Ф. Новый вариант сказания о Лоте//ИОРЯС. 1928. Т. 1. Кн. 2. С. 499-506; Брюсова В. Г. Тверской епископ грек Нил и его Послание кн. Георгию Ивановичу//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 180-187; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 70-71; Соловьёв. История. Кн. 3. Т. 5/6. С. 324.

http://pravenc.ru/text/2577635.html

Успенский Галицкий монастырь . См. под словом Паисиин. Успенский Глуховский монастырь См. Глуховский Успенский. Успенский Горицкий Переславский монастырь Мужской упразднённый 99 , построен Великой Княгиней Евдокией Дмитриевной, супругой В. К. Димитрия Иоанновича Донского, в инокинях Евфросинией, около 1362 года (см. Пролог в житии этой Пр. Княгини под числом 7 Июля). Сперва сооружена была церковь во имя Иоанна Предтечи честного Рождества его, а потом вскоре после сего и соборная во имя Успения Божьей Матери и прочие монастырские здания. Церковь сия соборная и доныне существует, но почти совершенно в другом виде: ибо тщанием и усердием Преосвященного Амвросия, Епископа Переславского, что был после Архиепископом Московским, возобновлена и распространена пристройкой алтаря и приделов: во имя Благовещения и Рождества Божьей Матери. Кроме этой церкви имеются ещё: а) во имя Всех Святых; б) над воротами во имя Св. Николая Чудотворца; в) под колокольней во имя Богоявления Господня. Семинарское строение и бывший конюшенный Архиерейский деревянный двор и службы деревянные давно уже упразднены, а вместо них сделаны каменные. Ярмарок ныне при этом бывшем монастыре не бывает со времени состоявшихся в 1764 году Штатов. Этот монастырь именовался некогда Лаврой 100 . Государь ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I пожаловал на поправку соборной церкви 1.794 рублей. Переславское городское общество, купив из казённых оброчных статей бывший Архиерейский сад и пруд, отдало в вечное владение священно- и церковно-служителям собора сего. Соборяне сии пользуются ещё половинной частью доходов с земли, бывшей за одним Преображенским, что внутри города, собором. Успенский Горний монастырь См. Горний Успенский. Успенский Далматов монастырь См. Далматов Успенский. Успенский Данковский монастырь См. Данковский Успенский. Успенский Дивногорский монастырь См. Дивногорский Успенский. Успенский Дисенский монастырь См. Дисенский Успенский. Успенский Донецкий монастырь См. Донецкий Предтечев Успенский. Успенский Дубенский монастырь См. Дубенский Успенский. Успенский Евейский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ц. Вед. 1895, 33; 1897, 23); в Московском Успенском собор эта часть утрени тоже не опускается. Таким образом, в виду сказанного, некоторые утверждают, что первую часть утрени от недели Фоминой до Отдания Пасхи не следует опускать (причем, читаемое пред шестопсалмием: «Слава в вышних Богу», принято предварят пением тропаря: «Христос воскресе», 3-ды, кроме пения этого тропаря в начале утрени). Но, по мнению других, утреня в указанный период начинается возгласом: «Слава святей» (а не «Благословен Бог наш»), и чтения псалмов, т.е., первой части утрени, не полагается (см. Цер. Вест. 1892, 33), причем, в пользу этого мнения может также говорить и сопоставление сказанного в Уставе о начале утрени в отдание Пасхи и в день Вознесения (см. об этом ниже). По «Последованию утр., веч. и полунощн. », изд. Киево-Печ. Лаврой, «от недели Фоминой до Отдания праздника Пасхи, во все дни начинается утреня возгласом: Слава Святей, лик: Аминь, и поет косно: Христос воскресе, трижды; иерей же в сие время кадит весь храм»; «посем чтется шестопсалмие». 386 На отпусте после литургии до Отдания Пасхи одни священники возвышают св. крест с восклицанием: «Христос воскресе», а другие нет. Опытные священники говорят, что если после отпуста предлагается крест для лобзания, то следовало бы произносить: «Христос воскресе»; ибо живое напоминание верующим о величайшем событии воскресения Иисуса Христа и приглашение их к открытому признанию его соответствуют характеру воскресных дней, особенно от Пасхи до ее Отдания. Но, как известно, в Уставе нет указаний, чтобы с Фоминой: недели до Отдания Пасхи на отпустах литургии осенять народ св. крестом 3-ды с произнесением «Христос воскресе», как это положено в Светлую седмицу. (См. Цер. Вест. 1888, 15; 1892, 29). 387 Об отпустительных тропарях на великой вечерне в недели по Пасхе в Уставе имеются следующие указания. – На благословение хлебов во 2-ю неделю положено петь 3-ды тропарь праздника этой недели, в следуюшие же 4 недели (3-ю – 6-ю) – «Богородице Дево радуйся», 3-ды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

7 февраля 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним повели на улицу. «Владыка был спокоен, – вспоминал его келейник, – словно шел на служение литургии. Напоследок он благословил меня, поцеловал и сказал: «Прощай, Филипп! " » Семидесятилетнего митрополита вывели на пустырь за Лаврой: Что, вы здесь меня хотите расстрелять? – спросил митрополит. А что же, церемониться с тобой? – ответил один из убийц. Тогда разрешите хоть помолиться... Давай поскорей... – Митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром». Затем, повернувшись к убийцам, благословил их крестообразно обеими руками и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». Митрополит еще не успел опустить рук, как раздались выстрелы. Когда святитель упал, убийцы стали неистово колоть его и бить прикладами, а затем «для надежности» сделали еще два выстрела. И, бросив тело, скрылись. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так сказал о мученической смерти митрополита Владимира: «Мы глубоко верим, что эта мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России». Митрополит Владимир стал первомучеником в новую эпоху гонений на христиан. И потому именно ко дню его смерти Церковь приурочила ежегодное поминовение новомучеников и исповедников российских. М.В. Первушин Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов На протяжении столетий церковная и государственная власть в России были связаны столь неразрывно, столь прочно, что казалось: крушение Российской империи неминуемо повлечет за собой и крушение Русской Церкви. Однако под натиском революционной смуты государство пало, а Церковь – выстояла. Это стало возможным лишь благодаря Поместному Собору Русской Церкви, открывшемуся за два месяца до Октябрьской революции. Поместный Собор стал настоящим переворотом в церковной жизни. Все решения, принятые на его заседаниях, резко изменяли практику Синодальной Церкви. Соборные постановления вернули Русскую Церковь к подлинно каноническому строю. Ни одна из проблем, обсуждавшихся соборянами, не устарела до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Это подтверждается записью, сделанной в упомянутой сербской рукописи «Слов постнических Исаака Сирина » (л. 474 об.). Место и время написания рукописи указаны в помете ее писца – инока Гавриила. Манускрипт, написанный в Лавре святого Афанасия в 1389 году, впоследствии перешел в другую древнюю обитель – палестинскую Лавру святого Саввы Освященного. Архимандрит Леонид (Кавелин) , будучи членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, получил эту рукопись в качестве благословения в 1858 году от архимандрита Лавры святого Иоасафа. Вместе с архимандритом Леонидом рукопись отправилась в Россию и после его кончины хранилась в Оптиной пустыни, откуда впоследствии перешла в государственное книгохранилище 154 . В 1431 году в Лавре святого Афанасия подвизался Иона, игумен Угрешский. К сожалению, не осталось сведений о том, долго ли он был в этой святогорской обители и какие именно литературные труды он использовал для своих занятий. Тем не менее, по словам русского исследователя середины XIX века, Иона, игумен Угрешский, укрывшись в Великой Лавре преподобного Афанасия, «под крилием святителя Григория Паламы и преподобного Петра Афонского, в куще святого Пророка Илии» занимался там, между прочими подвигами, списыванием книг для обителей русских 155 . Из приведенных строк явствует, что, начиная с первой половины XV столетия, уже существовали не только эпизодические, но постоянные литературные связи между Лаврой святого Афанасия и монастырями Русской Православной Церкви, являвшимися в то время основными рассадниками духовного просвещения. Это подтверждается и другими сообщениями, из которых видно, что духовные связи Афона и Руси стали регулярными и приобретали все более интенсивный характер. Достаточно привести приписку сборника житий святых – рукописи 1432 года 156 . В ней сказано, что книга была написана на Афоне, в Лавре святого Афанасия Авраамием «русином» и «перенесена бысть от Греческого царства на Русь… в Тверь… при господине отци учители и наставници и многомилостивом и братолюбивом и книголюбивом Саве игумене» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010