Богатейшая ризница Лавры составляет также замечательный предмет это также царский дар, присланный Государем Императором Николаем Павловичем в память его посещения обители. Ризница эта и в настоящее время именуется «Царской» и составляет гордость иноков, показывающих ее, как память о Царе, его посещении монастыря и особом благоволении. Великолепный серебряный крест, в Успенском соборе сооружен на Лаврские средства по воле знаменитого проповедника, славного благочестивой жизнью, Архиепископа Димитрия. Церковь раскрашена отличною стенною живописью, составляющею истинное её украшение: это память Священно-архимандрита Почаевской Лавры, Архидиакона Агафангела, тоже много потрудившегося для благоустройства обители. Нужно, вообще, заметить, что с самого основания обители, ныне именуемой Лаврой, и до настоящего времени её постоянное благоустройство зависело от того, кто был настоятелем её, и какие прилагали они заботы к этому благоустройству. Ко времени, например, управления Лаврой только что упомянутого Священно-архимандрита Агафангела относится замечательный в Лавре памятник не видеть которого нельзя: это – особый придел, на хорах теплой церкви, «в память победы Божией Матери над турками и татарами в 1675 году». При самом входе в этот придел, следует уже знать эту историю, сохраненную нам Лаврскими записями. Полчища татар, посланных на Польшу Султаном Магометом IV, подступили к обители Почаевской. Много уже было сожжено монастырей, разграблено сел, убито жителей. Печальная участь ожидала и эту обитель, тогда еще мало защищенную. Надежды на помощь ожидать было не откуда. Оставалась надежда на защиту Великой защитницы–Богородицы. Все, бывшие в обители, обратились к Ней с усердной молитвой, служили Ей акафисты и... совершилось величайшее чудо: Пресвятая Дева явилась и над церковью (Троицкою) в необычайном сиянии, с небесными ангелами, которые держали обнаженные мечи. Пред нею предстояли преподобный Иов, мощи которого тогда были уже открыты, и молило спасении любимой им обители. Татары не знали видения. Они пустили стрелы, но стрелы возвращались назад и поражали на смерть тех, кто пускали их. Страх объял всех врагов: они пришли в сильное замешательство, бросились убегать, сами своих убивали, многих потоптали их же лошади, и иноками обители досталась большая добыча. Многие пленные татары до конца жизни остались в обители, – так страшно были поражены они случившимся; многие уверовали в Бога истинного, в Христа Его и Матерь Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда отец доверил ему руководство не только Иверским монастырем, но и Великой Лаврой – дело, порученное Иоанну святым Афанасием , – он не сократил подвижнических трудов и духовного восхождения. Всю жизнь Евфимий носил власяницу и цепи, был полон смирения, внутреннего мира и усердия в божественных трудах. Во всем он брал в свидетели Священное Писание. Он присутствовал на всех службах, стоя неподвижно и глядя в пол, как будто ангел, предстоящий Богу. Следуя афонской традиции, Евфимий в праздник Преображения Господня отправился на вершину горы. Когда он служил литургию, в момент анафоры вдруг брызнул яркий свет и произошло землетрясение, так что все присутствующие пали на землю. Один только святой продолжал стоять перед алтарем, как огненный столп, окруженный светом. В другой раз он прекратил жестокую засуху, служа литургию в часовне, посвященной пророку Илии. Святой Евфимий остался верен заповеди отца о странноприимстве. Он дружелюбно принимал всех, кому нужна была духовная помощь, щедро раздавал часть своего имущества другим афонским жителям и помог обосноваться на Афоне общине, пришедшей из Италии . Слава Евфимия росла. Император предложил ему престол архиепископа Кипрского. Но святой не хотел даже слышать о таких предложениях, предпочитая оставаться в подчинении, чем самому править. Поскольку труды по управлению монастырем не оставляли ему достаточно времени для молитвы и переводов, святой Евфимий, пробыв игуменом 14 лет, поручил руководство обителью своему двоюродному брату Георгию, как этого желал Иоанн, и с великим усердием предался безмолвию. Сначала он занимал келью в высокой башне, затем поселился вне монастыря, чтобы, не отвлекаясь, день и ночь благодарить Бога. Тем не менее, ему пришлось сохранить общее руководство Лаврой. Хотя он не вмешивался в повседневную жизнь обители, монахи Лавры, в которых иссякла любовь, взбунтовались против Евфимия и попросили императора рассудить их. Святого вызвали в Константинополь. Здесь он был сброшен наземь мулом в тот момент, когда подавал милостыню нищему. Евфимия спешно отвезли в монастырь. 13 мая 1028 года в возрасте 75 лет он отошел ко Господу. Его оплакивали император и все благочестивые люди столицы. Потом святого Евфимия перенесли обратно в Иверскую обитель и похоронили рядом с отцом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В нижнем теплом этаже храма было предположено устроить три престола, но в настоящее время имеются два: в середине – св. Иосифа Песнопевца и св. Георгия иже в Малеи (в память 4-го апреля 1866 года), и в северном пределе – во имя Рождества Христова. – Нижний храм ни в устройстве, ни в убранстве своем не представляет чего-либо особенно примечательного. На юго-восток от главного храма Богородицы-Млекопитательницы на расстоянии 20 сажен от него находится небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Зданием каменная, малого размера, без колокольни; покрыта листовым железом, крыша окрашена медянкою; крест на куполе железный, вызлащен. В куполе два окна, а в самой церкви девять окон с двойными рамами и железными решетками. Вход в церковь один с западной стороны через парадное крыльцо, находящееся при флигеле, назначенном для помещения настоятеля монастыря. При ходе в сию церковь первая дверь створчатая, деревянная, столярной работы, глухая, окрашена белилами, навешана на медных шолнерных петлях, с внутренним замком и с двумя медными простыми скобами; за нею другая дверь, створчатая же, до половины снизу глухая, а к верху с стеклами, навешана на медных шолнерных петлях, с внутренним замком. Этот, по времени первый, храм был устроен вместе с монастырской оградой и прямо в юго-восточной ее башне, к которой непосредственно примыкают и настоятельские келлии, так что с башней и церковью составляют одно здание; иначе говоря – Успенская церковь есть домовая, или келейная. Примечательно, что при заложении этой церкви, а следовательно, при самом начальном основании монастыря, первыми на его фундаменте положены были четыре кирпича, привезенные здателем иеромонахом Никандром из Киево-Печерской Успенской лавры и там освященные. Таков дух русского благочестия и до того простирается связь новоустрояемых русских обителей с их общей родоначальницей Киевской Лаврой! – По той же тесной, веками утвердившейся связи каждого монастыря с Лаврой преподобных Антония и Феодосия, и по их примеру, и новоустроенная первая церковь Щегловского Богородичного монастыря освящена во имя Успения Пресвятые Богородицы. Из Киево-Печерской Лавры привезена и небольшая икона Успения – копия киевской, знаменитой чудотворной, и, по подобию той, помещена непосредственно над царскими вратами. Это священный дар великой церкви киевской в благословение новозданному монастырю тульскому. – Антиминс Успенской церкви освящен преосвященным Никандром, епископом тульским и белевским, июня 9-го дня 1863 года. С этого времени и началось богослужение в Щегловском монастыре, первоначально при самой скромной обстановке. Вначале здесь служил только один иеромонах Никандр со своим послушником. Но благословение Божие почило на Богородичной обители, и вот теперь ее храмы наполняются уже и ликами иноков, и сонмами богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Во время господства униатов, во второй половине XVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал даже благотворителем Почаевской обители. Произошло это благодаря чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!». Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Граф немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус. В 1831 году униаты были воссоединены с Русской Православной Церковью. Мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь стал Лаврой. Вид на окрестности Почаевской лавры, фото www.flickr.com Возвращение Почаева в лоно Православия было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский, священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832—1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед Почаевской иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876), был устроен и 23 июля 1875 года освящен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над турками. …В годы Великой Отечественной войны бандеровцы расстреляли близ Почаевской Лавры митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), епископа Мукачевского и Тарнавского Мануила и многих священников за то, что они отказались переходить в раскол и сохранили единство с Русской Православной Церковью. …Такова история Свято-Успенской Почаевской Лавры, второй по значимости на Украине. Даже беглого взгляда в прошлое достаточно, чтобы увидеть, что эта история тесно связана с людьми, стоявшими на страже духовного единства исторической Руси и Русской Православной Церкви. И ныне обитель по-прежнему остается главным оплотом православия на Западе Украины.

http://foma.ru/pochaev.html

Скрывая свои еретические стремления и выдавая себя за защитников Халкидонского собора, Дометиан и Феодор Аскида заняли епископские кафедры – первый – в г. Анкире в Галатии, второй – в Кесарии Каппадокийской. Вследствие этого последователи Нонна получили еще более силы и тщательно и неусыпно сеяли Оригеновы семена по всей Палестине. При Мелите и его преемнике Феодуле (ум. 537 г.) распространение оригенизма в палестинских монастырях не встречало противодействия. Принявший, после Феодула, начальство над Великой лаврой архимандрит Геласий, бывший ближайшим сподвижником Св. Саввы, видя, что многие из его общины подвержены Оригеновой заразе, решил вступить в борьбу с еретиками. По совету Иоанна Молчальника, архим. Геласий прочел в лаврской церкви одно из сочинений, направленных против крайних мнений Оригена , принадлежавшее еп. Вострскому Антипатру. 719 Оригенисты были раздражены брошенным им вызовом и, под руководством одного из братий Великой лавры, диакона и канонарха Иоанна, начали возмущать иноков против их настоятеля, составляя незаконные собрания, на которых защищались мнения Оригена и осуждались действия Геласия. Православные отцы Великой лавры положили конец нестроениям, возбужденных оригенистами, отделив и изгнав их, с общего согласия, из лавры. 720 Изгнанные из Великой лавры оригенисты, в числе сорока человек, направились в Новую лавру, где в это время собрались все главные виновники ереси: Нонн, Леонтий и другие. Монахи-оригенисты принесли им жалобу на те притеснения, каким подвергал их авва Геласий и православные отцы Великой лавры. Леонтий Византиец, исключенный из палестинской монашеской общины Св. Саввой, перенес ненависть свою к великому подвижнику на его лавру и подал совет всем смело вооружиться и приступить к разрушению Великой лавры, т. е. поступить так же, как поступили первые оригенисты Великой лавры при жизни Саввы Освященного. Совет был одобрен; для большего успеха решили привлечь на свою сторону Софрония – архимандрита монастыря Феодосия Киновиарха и, когда последнее не удалось, сообщники Леонтия пришли в бешенство против Геласия, собрали нужное для разрушения оружие и направились к Великой лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь имеет план круга, внутри которого находятся большая церковь Успения Богородицы (1190-1196, экзонартекс 1230-х) с преобладанием романских черт в архитектуре и знаменитыми фресками в интерьере, церковь Иоакима и Анны («королевская», 1314, построена по заказу короля Стефана Уроша II Милутина), скромная бескупольная церковь Св. Николая (нач. 13 в.), фундаменты церкви Св. Иоанна Крестителя. По периметру круга располагаются колокольня (13 в.), трапезная (1190-е), кельи (в одном из зданий находится монастырская сокровищница) и ограда. Круглый периметр стен и их треугольные в плане укрепления по внешней стороне вызвали предположение, что монастырь возник на месте древней античной крепости, но если было так, то ко времени строительства монастыря это место полностью запустело. Монастырь был основан сербским великим князем Стефаном I Неманей. В 1196 году Стефан Неманя, в возрасте 82 лет, отрекся от престола, передав великокняжескую власть своему второму сыну — Стефану Первовенчанному. В этом монастыре он и его жена Анна приняли монашество. Вскоре он последовал за своим младшим сыном Растко (будущим архиепископом Саввой) на Афон, где через 4 года, 13 февраля 1200 года, скончался. В 1208 году св. Савва привез с Афона мироточивые мощи своего отца (в монашестве Симеона) для захоронения в семейной усыпальнице в Студенице. Св. Савва до 1217 года был архимандритом в Студенице, называл ее Великой Лаврой, а после канонизации Св. Симеона Мироточивого около 1210 года Студеницу стали называть Лаврой Святого Симеона. Источники информации: http://alexjourba.livejournal.com/204359.html http://www.people.su/79950 А.А. Воронова «На границе Востока и Запада. Средневековая архитектура Сербии, Далмации и Истрии», М., издательство ПСТГУ, 2015, С. 116. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=35656

Монастырская печать с изображением Благовещения Пресв. Богородицы. 1600 г. Монастырская печать с изображением Благовещения Пресв. Богородицы. 1600 г. Считается, что мон-рь изначально являлся киновией (по преданию, сам прп. Афанасий Афонский дал ему общежительное правило). В кон. Х в. был сооружен собор, посвященный Благовещению Пресв. Богородицы, и часовня на кладбище (на ее основе впосл. был построен параклис во имя св. Апостолов). Актовые материалы того времени фиксируют быстрый рост В. и расширение его земельных владений. Документы 998, 1001 и 1010 гг. свидетельствуют, что В. наряду с Великой Лаврой и Иверским мон-рем был способен ассимилировать малые монашеские учреждения, напр. владения мон-ря Филадельфа (Actes de Xéropotamou. N 2; Actes de Vatopédi. T. 1. N 2-3). В нач. XI в. прот передал В. подворье в местности Просфорион, а в 1018 г.- земли к юго-востоку от него, граничащие с владениями афонского мон-ря Зигу (Actes de Vatopédi. T. 1. N 4). Из документа, датируемого ок. 1040 г., следует, что ватопедский игумен занимал 3-е место после игуменов Великой Лавры и Иверского мон-ря (Actes d " Esphigménou. 1973. N 3). В Типиконе Константина IX Мономаха 1045 г. было закреплено высокое место В. в иерархии афонских мон-рей (в этом документе он указан 2-м, сразу после Великой Лавры и перед Ивироном) (Actes du Prôtaton. N 8). Фактически статус 2-го по значению мон-ря был достигнут В. только в XIV в. По свидетельству источников, в сер. XI в. мон-рь уже был «многолюдным»; его быстрый рост, по мнению Н. Икономидиса, был связан с богатством Адрианополя и его аристократии. Предполагают, что число ватопедских монахов приблизительно составляло 100 чел., но насельников в В. было меньше, чем в Великой Лавре (где насчитывалось 700 чел.), т. к. Типикон Константина IX Мономаха 1045 г. позволял В. иметь только одну пару волов, в то время как Лавра обладала 4 парами волов. В XI в. в В. разворачивается активное строительство: были возведены притвор (лити) (сер. XI в.), сев. и юж. приделы кафоликона, освященные во имя вмч. Димитрия и свт. Николая (кон. XI в.).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Скит Кавсокаливия (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Кавсокаливия — скит с 40 каливами, некоторые не имеют храма, половина келлий в настоящее время пустует. Находится за Пустынью, по дороге к Великой Лавре , на скалах. Название («сожженные хижины») происходит от имени основателя — прп. Максима Кавсокаливита († 13 января 1365), который всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в горы. Около пещеры прп. Максима возникло монашеское поселение, его центром был храм Преображения Господня, располагавшийся выше к северо-западу от нынешнего скита (в настоящее время представляет собой развалины). Вероятно, здесь произошла встреча прп. Григория Синаита с прп. Максимом . Первым биографом прп. Максима стал его сподвижник прп. Нифонт Кавсокаливит († 14 июня 1411), ученик преподобных Нила Эрихиотиса и Феогноста Кавсокаливита, известный своей подвижнической и созерцательной жизнью. В кон. XVII — нач. XVIII вв. монашеская жизнь в Кавсокаливиях была возобновлена прп. Акакием Новым Кавсокаливитом († 12 апр. 1730). 20 лет (с 1660) он подвизался в окрестностях храма Преображения, затем ниже по склону горы основал кириакон скита в честь Святой Троицы на месте, где в сейчас находится кладбищенский храм. По молитвам прп. Акакия был изведен источник, существующий до сих пор. Неофит, проигумен Великой Лавры , назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником) и вручил ему жезл, но тот по своему смирению никогда не носил его. Последние годы своей жизни проигумен Неофит († 26 дек. 1732) провел в Кавсокаливиях, исполняя при прп. Акакии обязанности дикея и заботясь о благоустройстве скита. В 1745 г. благодаря стараниям иером. Ионы († 1765), автора жития и службы прп. Акакию, был воздвигнут новый кириакон в честь Святой Троицы, расписанный в 1776 г. монахом Митрофаном. В мае 1746 г. лаврский игумен Исаия официально признал скит и утвердил его внутренний устав, регламентировавший отношения скита с Великой Лаврой. В 1759 г. было завершено строительство Успенского храма в пещере, где подвизался прп. Акакий. В 1790 г. вместе со многими афонскими обителями скит пострадал от землетрясения. В 1804 г. к кириакону был пристроен экзонартекс (расписан в 1820), в 1897-1898 гг. на пожертвование Константинопольского Патриарха Иоакима III воздвигнута колокольня.

http://azbyka.ru/palomnik/Скит_Кавсокали...

Подоплека, стоящая за этим вопросом, очевидна: именно византийское поглощение тревожило собеседника 272 Евфимия, вынуждая его подвергнуть сомнению легитимность древней агиополитской грузинской традиции перед лицом современного ему византийского агиоритского обихода. Из ответа Евфимия видно, что на рубеже веков относительное первенство принадлежало константинопольским анафорам. Литургия Златоуста обогнала Василиеву службу и вышла на положение главной литургии столицы, первая по порядку в новой константинопольской редакции евхология. 273 Из списка книг, которые Евфимий составил для перевода, можно увидеть, что новый синтез шел полным ходом: переведены не только синаксарий (т. е. устав) и константинопольский евхологий, но также молитвы и часы палестинского орология. 274 Устав был, несомненно, редакцией Афанасиева Диатипосиса. Ивирон находился рядом с Великой Лаврой, где Евфимий и его отец Иоанн Иверский, первый игумен Ивирона (979/80–1005), 275 были приняты самим Афанасием ок. 963–969 гг. 276 и вскоре стали его любимыми учениками, поэтому в своем Диатипосисе Афанасий назвал их правомочными блюстителями (πτροπος) Лавры, которые должны контролировать избрание последующего игумена после его смерти. 277 2. Синаксарий и лекционарий св. Георгия Мтацминдели Наиболее важный для нас афонский литургический документ, следующий после Афанасиева Ипотипосиса, – типикон, написанный рукой Георгия III Мтацминдели («Святогорца») (ок. 1009–29 июня 1065 г.), восьмым игуменом Ивирона с 1044 по 1056 год, когда он оставил этот пост. 278 Его типикон, так называемый Синаксарий Георгия Мтацминдели, дошел до нас в нескольких грузинских списках, древнейшим из которых являются кодексы Тбилиси А–97 и А–193 наряду с Sinai Georg. 4. 279 Основанный на константинопольском греческом оригинале, написанный, по Г. Бертоньеру, ранее 906 г., этот типикон был переведен в 1042–1044 гг., когда Георгий был деканозом (деканом, или экклезиархом) Ивирона, прежде чем стал игуменом. Само его название, Синаксарий, выдает константинопольское происхождение. И хотя по своему содержанию устав является типиконом студитской традиции, происходящим от Ипотипосиса Студиона и Диатипосиса Афанасия, он включает в себя также и синаксарий, заимствованный из Типикона Великой Церкви, влияние которого прослеживается в богослужениях Великой Субботы и Пасхальных богослужениях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Перед святыми воротами расположена Великая церковь , освященная в честь Успения Богоматери. Она построена в XI веке и возобновлена в XVIII в. В первом ее этаже находятся 4 придела: во имя Св. архидиакона Стефана, Архангела Михаила, Св. Иоанна Богослова и во имя Св. Иоанна Крестителя. Столько же приделов расположено и на ее хорах: во имя прп. Антония Печерского, Св. Андрея Первозванного, прп. Феодосия Печерского и в честь Преображения Господня, обновленный в 1902 г. В этой Великой церкви у южной стены главного иконостаса покоятся в кованной серебряной гробнице глава св. князя Владимира и под спудом мощи прп. Феодосия Печерского , а у северной стены иконостаса мощи Св. Михаила, Киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находится древняя чудотворная икона Успения Богоматери – главная святыня лавры. В приделе во имя Св. Иоанна Богослова у северной стены помещается Игоревская местночтимая икона Божией Матери. Здесь же в Великой церкви погребены многие выдающиеся деятели: киевские митрополиты Петр Могила и Варлаам Ясинский, тобольский митрополит Павел Конюшкевич, печерские архимандриты Иннокентий Гязель, Роман Кона и Лука Белоусович, князь Константин Острожский, граф П.А. Румянцев и граф И.В.Гудович. Снаружи у южной стены этой церкви находятся гробницы католикоса Имеретинского и Абхазского Максима, и княгини Наталии Борисовны Долгорукой, в монашестве Нектарии, и др. В 17 саженях от соборной Великой церкви расположен трапезный храм во имя Свв. апп. и евв. Петра и Павла. Здесь же у входа в братскую трапезу, погребены Василий Кочубей и Иван Искра, казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому. Кроме этих двух храмов, в лавре есть еще три храма: домовая церковь при настоятельских кельях во имя Св. Митрофана Воронежского , построенная в 1838 году; храм во имя Киевского митрополита Св. Михаила и церковь во имя Всех Святых на экономических воротах лаврской ограды. Над лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня, построенная в 1745 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010