На следующий день, когда расплав должным образом остынет, они переливают его в другой сосуд, и нет в нем никаких других элементов кроме золота, которого получается чуть меньше, чем было до переплавки. (29) О бессмысленной гибель большого числа людей, работающих на руднике, уже говорилось. Словно сама Природа показывает, что добыча золота очень трудоемка, охрана трудна, все это требует неустанных забот, и применение этого металла находится между удовольствием и болью. Работа здесь началась в глубокой древности, так как природа металлов была открыта еще при первых царях страны; но разработка приостанавливалась, когда эфиопы с армией вторгались в Египет и в течение многих лет удерживали города (мы говорим о тех, кто построил монумент Мемнона). Еще раз такое случилось во времена господства мидян и персов. Вплоть до нашего времени в шахтах находят бронзовые молотки для колки камня, потому что тогда железо еще было неизвестно, а также невероятное количество человеческих костей; кроме того, что весьма вероятно, некоторые люди задохнулись в глубоких штольнях. Так как шахты огромны; своею глубиной они доходят до самого моря. (30) По направлению к югу от Египта есть четыре основных племени. Первое, которое селится вдоль рек, сеет кунжут и просо; второе обитает в болотистых местах и собирает тростник и другие нежные растения; третье – кочевники, бродят тут и там и живут за счет мяса и молока; четвертые живут по берегу моря и занимаются рыболовством. (31) Это племя не имеет ни городов, ни селений, ни какого–либо искусства. Но как некоторые говорят, это самый крупный народ из всех остальных; в самом деле, от побережья Автеи, которая занимает внутреннюю часть залива, соединяющегося с Великим морем, до Индии, Гедросии, Кармании и Персии и на прилегающих островах, везде живет народ ихтиофагов; они и их женщины ходят нагие, дети у них общие. Они имеют естественные понятия об удовольствии и боли, но не имеют ни какого понятия о стыде и нравственности. (32) Они избегают глубоководных мест, которые не дают им никаких средств к существованию, равно как и обширных пляжей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Нынешний Константинопольский синод, – продолжал я, – сделался как-то властолюбивым. Без сомнения вам известно, что он в Александрию назначил патриархом Кюстендильского митрополита Артемия против воли тамошнего клира, народа и египетского паши, которые избрали местного архимандрита Иерофея. Артемий не может ехать в Египет. Там не примут его. Мегмет-Али паша тверд в своем слове (тут я рассказал, как Вселенский Патриарх Анфим представлялся этому паше, и как ему внушено было не говорить ни слова об Артемии). Его Святейшество в день выезда моего из Царьграда говорил мне, что он и Синод его намерены советовать Артемию подать отречение от патриаршего престола и предоставят ему некоторые преимущества. Без сомнения это сбудется. Александрийский патриархат, – домолвил я, – есть маленький улей, в котором нет и 2000 туземных пчелок, а оспаривается. Патриархат Антиохийский несравненно более его. В пределах его находятся десять епархий с 70 000 душ православного вероисповедания, пять ставропигиальных монастырей, несколько малых обителей, между коими одна женская недалеко от Дамаска, и три народных училища: в Триполи, Бейруте и Дамаске. Но Антиохийский престол давно обуревается унией. – С какого времени? – Со времени святительствования там патриарха Макария, который был у нас в России и участвовал в осуждении Никона. С той поры уния, как гангрена, распространилась по Сирии. Тамошние униаты имеют своего патриарха Максима, свою иерархию, свои монастыри и училища и получают большую помощь от римского двора и от консулов. Усиление унии в сирийском клире и народе было причиной того, что Антиохийских патриархов начали присылать из Константинополя. Замечательно, что в городе Алеппо, в этой колыбели унии, образовалось между униатами тайное братство никодимитов, у которого цель – воссоединение с православной церковью. – Что значит: никодимиты? – Они так называются по воспоминанию о Никодиме, приходившем к Иисусу Христу ночью. В этом братстве числятся некоторые архиереи, многие священники и миряне. Одного из этих архиереев, именно амидийского митрополита Макария, который назывался великим Никодимом, ожидают в Константинополе. Там он примет православие и его вновь рукоположат, начиная с низших ступеней церковных. Православный митрополит алеппский Кирилл писал мне, что никодимиты скорее воссоединились бы с нами, если б имели могучего и доброго защитника со стороны России; но, к сожалению, русский консул в Алеппо – жид.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

И ныне посредством Тебя мы стали «чадами Божиими и сынами Света и Дня» 212 и возделывателями и жителями таинственного Рая (если только опять своим нерадением не раздражим против себя благодать), 213 за что Тебе и от всех нас долженствует всякая благодарность: потому что, если даже мы и весьма, весьма далеки от Твоей святости и чистоты, все же было бы справедливо нам быть подвигнутым к воздаванию Тебе чести, делая этим угодное и Почтившему Тебя, и Тебе, конечно, не допуская себе зависти к привилегиям, соответствующим величию Твоей добродетели; и полагая в какой-то мере угодить Богу, – хотя мы так далеко уступаем Тебе в чистоте, как земля отстоит от неба, – не посчитаем ли за позор, чтобы в честь Тебя, до такой степени сделавшей нам добро и восстановившей нам и тела наши, и души и сделавшей их – по Твоему примеру – свободными от завладевших ими бедствий, не было произнесено никакого (похвального) слова, и, будучи грешными, мы не были обязаны Тебе величайшую благодарность? И когда мы обдумываем благость Божию и доброту Его в отношении нас, следующие наши мысли обращаются к Тебе, к Деве, с равным чувством благоговения и наслаждения. Но, поистине, даже и это мы не в силах сделать надлежащим образом, потому что отнюдь ничего не в силах мы принести от себя, до такой степени наши и ум, и слово, и способность мышления неспособны воздать что-либо от себя нашим Благодетелям; однако все общедоступное для всех людей совершается с нашей стороны в честь Тебя и общего Владыки как наше выражение благодарности и признательности, до таким степени мы с любовью почитаем Тебя, сущую после Бога нашу Благодетельницу и великим, и самым последним, с одной стороны, принимая во внимание достоинство (благодеяния), а с другой стороны, взирая на его результат. Это Тебе, Величайшей, весьма малое приносится нами во всякое время; сегодня же – во много больше, потому что именно сегодня Ты получила Благие Возвещения о Пришествии Спасителя, вследствие чего мы, далеко отступившие и от Бога, и от самих себя, возвратились к Богу и к самим себе, подобает же Тебе и слово, Матери Слова; и в нем торжество нашего спасения, и хотя успех его был мал, но если бы Ты явно не оказала помощь, то и этого оно не имело бы силы достигнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Итак, и Матери Владыки таким образом долженствовало во всем явить, что Она – достойна сего служения, и это служение должно было быть Ей наградой за это Ее произволение, 73 и к красоте Ее добродетелей действительно следовало присовокупить красоту венцов (награды), дабы все соответствовало одно другому: преизбытку благ, ставших присущими Ей, наивысшая слава и честь, преимуществу же чести – святость 74 Ее образа жизни и нравов, которой она расположила к Себе Бога прежде, чем была почтена служением быть Матерью Божией, и прежде, чем расположила Его к Себе, была почтена за святой образ жизни. 75 В Таковой Матери была нужда у Такого Сына: Ее Он приготовляет еще прежде рождения и предуготовляет святую Землю, из которой намерен создать чистого (Нового) Адама; и как в древности, создавая человека, Он воспользовался красотой неодушевленной земли, так и теперь, собирая всю красоту естества (человеческого) в одну душу и тело, Он готовится воссоздать созданных в древности; потому что не подходило для Создателя, творя иного, взять нечто более ценное, чем материю, а Себе восприять плоть из какой случится материи. 28 . Итак, Блаженная Дева рождается от добрых и следующих добродетели родителей, хотя в другом отношении они находились в смиренных условиях, потому что очень трудно соблюдать добродетель, находясь в богатстве и будучи окруженным славою, и это приличествовало смирению Возвышенного 76 , которое Он во всех отношениях высоко почтил. Рождается же Она не просто, но как это долженствовало для Имеющей быть причастной таким великим чудесам и стать Причиной столь великих благ, – так что не только когда Она родилась, но и прежде, чем пришла на свет, было явлено нечто великое, что имеет быть в отношении Ее: потому что Та, Которая должна стать вершиной чистоты, дается родителям Ее как дар за их молитву, и родители Ее через ангела принимают дар родить Ее и возвещение о Ней, – как и Она после сего прияла чрез ангела извещения о неизреченном Зачатии – красоту и величие оных благих известий; и возникает Она от корени пророческого, – Та, от Которой удостоит возникнуть Тот, о Котором возвестили Пророки; и не отклоняется от священнического удела Та, Которая в скором времени услышит, что Она – Матерь честнейшего Совершителя Жертвы и вместе с этим Жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Но, явившись и прежде уже пребывавшим во узах ада, жившим некогда во времена неведения в безбожии и нечестии, одержимым мраком, темнотой и неразрешимыми узами, Он проповедал им и похитил их из под власти сильного врага. И это было уже предсказано пророческими устами, ибо Христос является глаголющим сущим во узах, изыдите, и сущим во тме, открыйтеся ( Ис. 49:9 ). А что это в свое время действительно исполнилось, об этом расскажет верховный из учеников Христа в словах: зане Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом: о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда, противльшимся иногда ( 1Петр. 3:18–19 ). Получив благовестие о таинстве спасения и приняв проповедь Спасителя, будучи притом лишены всякого движения и деятельности, без всякой надежды на возможность что-либо предпринять, и не смотря на то благомысленно отнесшиеся к столь дивным и великим благодеяниям – они, полагаю, являются сильными порицателями этих нечестивцев, поскольку и они оказываются оскорбленными на ряду с живущими, – или вернее – не выносят дерзости хулителей на Искупителя. И это конечно потому, что по чрезмерному нечестию своему они должны обвинять в идолослужении даже и души уже ранее отошедших (в ад людей), – через что, мне кажется, вина их увеличивается и по справедливости подлежит большему наказанию. Но оставим тех, которые осуждены приговором живых и мертвых, и, преследуя цель нашего предприятия, перейдем к дальнейшему. 46 . Следует выслушать то, что Он в качестве Царя языков обещал сделать Своим подданным как бы в воздаяние и награду за повиновение Ему и веру в Него. И сотворит Господь Саваоф, говорил пророк, всем языком: на горе сей испиют радость, испиют вино. Помажутся миром на горе сей ( Ис. 25:6–7 ). Разве что-либо из всего этого не исполнилось? Этими словами преподается нам прежде всего наставление касательно священных таинств Божественного дара и благодати, – таинств приобщения честной крови Спасителя нашего Христа и освящения в божественном крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Стреза оказался великим негодяем. Женившись на незаконной дочери латинского Константинопольского императора, он скоро научился у рыцарей Запада беспутной их жизни и в надежде на тестя дозволял себе безобразия всякого рода 531 . Утешением его было сбрасывать людей с утеса в бурный Вардар, который справедливо назывался хищною рекою 532 . Не было проезда никому мимо замка Стрезы, – каждому грозила опасность от прихотей жестокого владельца. Стефан не раз посылал к Стрезе с напоминанием о долге правды и человеколюбия; Стрезе все было нипочем. Наконец, Стреза поднялся войной против благодетеля своего и грозил согнать Стефана с престола. Не внявший убеждениям святого Саввы нечестивец поражен был гневом Божиим: ночью в ужасе от привидения заколол сам себя 533 . Точно так же неожиданно погиб грек Михаил, захвативший у Сербии Драч. Опаснее был Венгерский король, поднявшийся против Стефана по наущению злившегося латинского императора. Тогда как последний шел к Сербии с востока, Венгерский король с севера вступил в Сербию. Неожиданное примирение Венгерского короля с Стефаном заставило латинянина возвратиться ни с чем. По окончании этих бед блаженный Стефан, благоговея к памяти великого отца своего, как образца правителя умного и молитвенника в загробной жизни, описал житие великого жупана Стефана Немани. Так как по завоевании Константинополя латинянами (1204 г.) насилия романизма стали настойчивее, а меры вредить Православию шире и сильнее, то Стефан в ограждение безопасности Сербии вступил (в 1216 г.) в брачный союз с внучкою Венецианского дожа Дандоло. Папа побаивался сильной тогда Венецианской республики. Потому, когда сильные родственники жены Стефановой попросили у папы для Стефана королевского венца и защиты против Венгрии, папа в 1217 году поспешил прислать ему венец, а королю Венгерскому послал запрещение называться Сербским королем 534 . Чтобы не быть непризнательным к папе, Стефан утвердил за Млетским Бенедиктинским монастырем остров Млеть и Бабино поле 535 . Папа мог тешиться мыслью, что приобрел себе нового подданного – короля; но благочестивый сын Немани, видевший мерзости питомцев папы в Цареграде, не мог и думать о религиозном союзе с папою; во всю жизнь не искал он суетной славы; кротость составляла отличительный характер его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

продолжают сохранять свою юридическую силу, поскольку никогда не были отменены законным образом. Патриарх Варфоломей пытался принудить епископат Украинской Православной Церкви вступить в общение с раскольниками, не имеющими канонически действительных рукоположений и таинств. Поэтому эти действия справедливо квалифицируются как грубо противоречащие священным канонам Церкви и противные христианской совести. В одном из писем, адресованных Фессалоникийскому митрополиту Анастасию, святитель Лев Великий так обличал епископов, начальствующих над своими собратьями: «Те, кто " ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу " (Флп. 2:21)… находят удовольствие в том, чтобы высокомерно властвовать, а не советоваться с подчиненными (consulere subditis placet); они напыщены от своей гордости, поэтому то, что установлено для хранения согласия (т. е. принцип первенства), ныне служит раздору» (Ep. XIV. I. PL. 54.I Col. 669). Даже в том случае, когда речь идет об отношениях между первым (primus) епископом и епископами, непосредственно подчиненными ему по юрисдикции, эти отношения должны строиться на основе братского уважения к иерархическим правам, достоинству и свободе. На этом зиждется принцип соборности. Тем более деликатность и взаимное уважение к иерархическим правам должны определять взаимоотношения иерархов, не связанных между собой юрисдикцией. В современном устроении Вселенской Церкви, как сообществе Поместных Православных автокефальных Церквей, первенство Константинопольского Патриархата могло бы признаваться не только как титулярное первенство чести, но и как моральное первенство авторитета, основанное на естественном уважении к древней канонической традиции Церкви и к 1700-летней истории Патриаршей кафедры града, устроенного великим равноапостольным Императором. Могло бы, если бы этот авторитет и уважение не подрывал сам же нынешний Константинопольский Предстоятель. Φωτιαδης Εμμανουλ. «ξ φορμς νος ρθρου» Ορφοδοξα. 23. Αθναι, 1948. 216. Подробная информация о теории экстра-юрисдикционных привилегий Константинопольского Патриарха изложена в статье: Alexander G.

http://patriarchia.ru/db/text/5834780.ht...

( < < back 1) ( < < back 2) были 27 января 438 г., при императоре Фeoдocuu II Младшем и при Константинопольском патриархе Прокле. Перенесение было совершено с великим торжеством. Император выехал навстречу в Халкидон и, повергшись на землю, молил святителя простить родителей его, Аркадия и Евдоксию; весь залив Константинопольский покрылся освещенными ладьями, и народ с благоговейною радостью встретил останки великого пастыря. Перенесение мощей празднуется 27 января. ( < < back 1) ( < < back 2) < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > Житие святого Апостола Филиппа Галилейская находилась на северо-западной стороне Галилейского озера (в северной части Палестины), близ городов Капернаума и Хоразина. Тивериадское — другое наименование того же Галилейского озера, усвоенное последнему по имени Тивериады — Галилейского города на юго-восточном берегу Галилейского моря. древняя еврейская монета, стоимостью около 21 1/2 копейки. 200 динариев, таким образом, равнялись приблизительно 43 рублям. и Авирон рувимляне, сыновья Елиава были изменниками, составившими заговор против Моисея и Аарона, и за то наказаны от Бога страшною казнью: земля разверзлась и поглотила их. Кн. Числ, гл. 16. с еврейского: укрепленное место, крепость  — в глубокой древности богатый и укрепленный город Филистимский, находился на восточном берегу Средиземного моря. При Маккавеях он был сожжен и разрушен, потом восстановлен, но уже не имел прежней силы. Ныне здесь небольшое селение Ездуд. наименование нескольких городов древности. — Иераполь Сирийский, после у Греков Бамбика; со времен Константина Великого — главный город Евфратской провинции; теперь сохранились от него одни развалины у нынешнего Мембидж. и Мизия — северо-западные области Малой Азии. Варфоломей — он же и Нафанаил, называвшийся первым именем по отцу, из лика 12-ти Апостолов. Память его 11-го июня, а также 25-го августа — день празднования перенесения мощей его и 22-го апреля вместе с апп. Лукою и Климентом. св. Мариамны совершается 17-го февраля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Всесвятейшему и блаженнейшему господину, брату и сослужителю Вигилию, Евтихий. Зная, сколько благ доставляет мир Божий, охраняющий сердца и помышления верных и соединяющий их во едино, дабы они в деле исповедания правой веры и исполнения заповедей Божиих мудрствовали одно и тоже, и приближающий Бога к тем, которые единодушно соглашаются на то, что истинно, и потому стараясь сохранить единение с апостольскою кафедрою, мы делаем известным вашему блаженству, что мы всегда хранили и храним веру, от начала преданную великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым апостолам, и ими проповеданную во всем мире и изъясненную святыми отцами, и особенно теми, которые собирались на четырех святых соборах, которым мы во всем и всецело следуем и которых приемлем; а именно: (приемлем) триста осьмнадцать святых отцев, которые собирались в Никее и изложили святой символ или учение веры и низложили нечестие Ария и тех, которые мудрствовали или мудрствуют одинаково с ним. Приемлем и сто пятьдесят святых отцев, собиравшихся в Константинополе, которые изъяснили то же святое учение и раскрыли (учение) о божестве Святаго Духа, и осудили ересь Македония, возставшаго на Духа Святаго, и нечестиваго Аполлинария, вместе с теми, которые мудрствовали или мудрствуют одинаково с ними. Приемлем также и двести отцев, собиравшихся на первом ефесском соборе, которые во всем следовали тому же самому символу или учению и осудили нечестиваго Нестория и его нечестивое учение и тех, которые одинаково с ним когда-либо мудрствовали или мудрствуют. Кроме того, приемлем и шесть сот тридцать святых отцев, собиравшихся в Халкидоне, которые и сами всецело соглашались с тремя вышеупомянутыми соборами и следовали вышеупомянутому символу или учению, изложенному триста осьмнадцатью святыми отцами и изъясненному ста пятидесятью святыми отцами, и предали анафеме дерзавших провозглашать или излагать или передавать святым Божиим церквам иной символ, кроме вышеупомянутаго, – осудили и предали анафеме и Евтихия и Нестория и нечестивое их учение и всех, одинаково с ними мудрствовавших или мудрствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evtihij_Konsta...

Хотя и недостоин, но скажу словом великого Святителя: «Слава Богу о всём, ибо искушение соделывает искусство», и проч. Я хотя и немощен монах, но келлии не боюсь и считаю её желанный край; честь мне знакома с её терниями и потому проститься с нею могу без боли, ибо не искал и не желал, а поискан бых. Но унижать в своём лице достоинство духовной власти и жить в мире со злом, лукаво отговариваясь невозможностью и трудностью борьбы с ним, – не согласен, егда готов на всё, и уверен, что никто из благомыслящих не в состоянии ничего сделать здесь, если не будет иметь своим товарищем человека мало-мальски с пониманием духовных интересов дела…, а здесь идёт дело об одном: поработить и унизить духовное влияние во что бы то ни стало, с забвением чести русского имени и всего, что дорого и свято в глазах человека благомыслящего». 175 Несколько позже с личностью и нравственным обликом Иерусалимского дельца доктора Мазараки ближе познакомился и Н. П. Игнатьев, когда в 1868 г., по поручению Патриарха Иерусалимского Кирилла, г. Мазараки приезжал в Константинополь хлопотать по вопросу о святогробских имениях в Румынии. «Вот, не могу сказать «спасибо» за коварный совет Ваш, – писал отцу архимандриту Антонину в 1869 г. Н. П. Игнатьев, – Мазараки ехать в Константинополь. Пусть едет куда-нибудь в трущобу, а то здесь, пожалуй, мне греков помутит» (Письмо от 14 марта 1869 г.). Во время объявления «болгарской схизмы, когда Патриарх Иерусалимский Кирилл не подписал протокола константинопольского собора и был низложен с престола, ярым его противником оказался г. Мазараки». «Патриарх Кирилл держится молодцом, несмотря на разразившуюся над ним бурю. Вообразите, – пишет И. П. Игнатьев иерусалимскому консулу Юзефовичу, – во главе иерусалимской оппозиции, кроме заинтересованных духовных лиц, находится известный Вам Мазараки, бесстыдно заявляющий желание своё отомстить России за удаление своё из госпиталя (он был, по мысли Н. П. Игнатьева, заменён русским врачом) и неполучение каких-то денег, ему следовавших (будто бы, Мазараки облагодетельствовал Россию, женат на русской, обласкан был великим князем Константином Николаевичем, имеет несколько родственников в русской службе, но остался ярым греком в душе и ненавистником России и славянства).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010