Но Он был без пищи, без питья, без крова, в пустыне (потому что Он мог это), и с теми, которые когда-либо постились в таких условиях, был Сам Подающий им силу с неба; а вы, каждый по силам, воздерживайтесь, из посильного ничего не упуская. И цель поста состоит в порабощении сущих в вас страстей и возбудителя их в вас и отклоняющего вас от подчинения разуму, врага вашего спасения. Так, под водительством нашего Владыки, бегите от чудовища чревоугодия, и от чудовища сребролюбия, и от чудовища гордыни, самого страшного из них, каковыми больше, чем иными, Творец наш бывает подвигнут на гнев; потому что не только они способны лишить нас Божией любви, но отсюда, как бы из неких корней, возникает всякое зло. Время же поста является также и благоприятным временем для молитвы: потому что молитва нуждается в страхе Божием и в любви к Нему, и сосредоточенности, и памяти о своих грехах, и великом сокрушении о них, и более горячих слезах, молении же о прощении их, напряженного и постоянного, неблуждающей мысли; но переполненный желудок отнюдь на это не способен, так что и невозможно молиться с таким желудком. Действительно, держа слово о молитве, Владыка наш не дает никакого совета Своим ученикам относительно препятствий для нее, потому что Он видел их воздерживающимися по Его прекрасному примеру и имеющими до конца так жить, и знал, что попечение о плоти они не будут превращать в никакую похоть; 28 однако Он увещевает их постоянно молиться, и, находясь в искушениях, еще более молиться, и не унывать при искушениях, и возникающим от них нерадением не притуплять свое усердие, как бы не имеющее надежды; потому что, если можно видеть, как говорит Он, что судья, который был совершенно развращенный душою, в течение долгого времени был неуступчивым к просьбам некоей вдовицы, которая настойчиво просила его защитить ее от ее обидчиков, и неправедный судья наконец внял ее просьбе, то как Хранитель правды, Всесвятой Творец наш и Отец, не защитит избранных Своих чад, с великим постоянством взывающих к Нему, если на непродолжительное время Он и медлит, мудрейшим образом упражняя веру у находящихся в искушениях? 29 И как с советом о постоянной молитве Он не связывает наставления о воздержании, так – и о том, чтобы не хвастаться при совершении добра и не презирать иных; потому что ученики были далеки от таких нравов, издавна внимая Таковому Наставнику и озаряемые лучами исходящими оттуда; иных же тогда наставляя, Он и это прибавляет, говоря в форме притчи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

В 1409 г. он прибыл в Киев. То, что свое святительство на Руси он начал с Первопрестольного митрополичьего города, обещав Витовту не оставлять своим попечением Литовскую Русь, сделало возможным примирение митрополита с Литовским князем. В 1410 г. Фотий прибыл в Москву. Свою деятельность здесь он начал с устроения весьма запущенных дел Русской митрополии. Четыре года вдовства митрополичьей кафедры и нашествие Эдигея в 1408 г. привели в упадок хозяйство Первоиерархов Русской Церкви. За это время почти вся собственность митрополичьего двора была разграблена и расхищена, а церковными землями завладели бояре. Митрополит весьма решительно занялся наведением порядка, дерзновенно обличая всех похитителей. В их числе оказался даже великий князь, присвоивший себе право пользования частью доходов митрополии. Фотий в короткий срок самыми энергичными мерами сумел восстановить хозяйство митрополичьего дома. В результате святитель нажил себе немало врагов, которые всячески старались рассорить Фотия с великим князем, в чем нередко преуспевали. Многие из них бежали в Вильну, к Витовту, и интриговали там против Фотия. И хотя митрополит приезжал вновь в Киев в 1411 г. и рукополагал там архиереев для Литовской Руси, его отношения с Витовтом вскоре оказались безнадежно испорченными. В 1414 г. Витовт лишил Фотия права управлять западно-русскими епархиями. Он жаловался в Царьград и просил патриарха поставить митрополитом на Литву племянника Киприана - Григория Цамвлака. Но греки обижать своего соотечественника Фотия не захотели. Тогда Витовт принудил собранных им в 1415 г. западно-русских епископов отречься от Фотия и подать на него жалобу патриарху, еще раз требуя для Литвы отдельного митрополита и угрожая в противном случае поставить митрополита самостоятельно. Запуганные угрозами Витовта расправиться со всеми несогласными епископы Литовской Руси предали своего Первосвятителя и написали в Константинополь послание, полное клеветы на Фотия. Тот, в свою очередь, доложил в Царьград об интриге Витовта и Григория. В результате Цамвлак был лишен священного сана за учиненную им церковную смуту. Фотий пытался было приехать в Литву и решить все проблемы на месте, встретившись с Витовтом, но не был им принят. Митрополита ограбили до нитки и прогнали в Москву. Все митрополичьи имения в Литве были конфискованы и переданы приближенным князя. В ноябре 1416 г. затерроризированные Витовтом архиереи поставили Григория митрополитом Киевским и Литовским, в очередной раз мотивируя свои действия небрежением Фотия к литовской пастве. Кроме того, епископы Литовской Руси, заявляя в своем послании, что по-прежнему признают юрисдикцию Константинопольского патриарха, также в качестве одного из мотивов своих действий называли нежелание подчиняться влиянию византийского императора, который, по их мнению, насаждает симонию в Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436260/

Их мысли и представления мы, по древнему обычаю Церкви, сочли справедливым довести до Вашего во Господе Братства; и просим и призываем стать с готовностью соратниками в деле ниспровержения этих нечестивых и безбожных «глав», и не отступать от отеческого порядка, блюсти который завещали нам предки свершениями своими, и со всем усердием и готовностью избрать и послать от Вас каких-нибудь местоблюстителей, мужей, представляющих Ваше лицо, украшенных благочестием и святостью мыслей и жизни, дабы исторгли мы новоявленную вкрадшуюся гангрену этого нечестия из среды Церкви, а безумствующих вносить подобное семя порока в новоустроенный и недавно утвержденный в благочестии народ – вырвать с корнями и через общее отвержение предать огню, коему подвергнутся они, сойдя во ад, как прорицают Господни речения (ср. Мф 13:30, 25:41 ). Ибо так, изгнав нечестие и утвердив благочестие, питаем мы добрые надежды возвратить новооглашенный во Христа и недавно просвещенный сонм болгар к переданной им вере. Ибо не только этот народ переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью! поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере (вновь восклицает Павел: «Благословен Бог» во веки! (ср. 2Кор 1:3 ; 1Петр 1:3 ; Еф 1:3 )), что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды. Таким вот образом по милости человеколюбивого Бога, желающего, «чтобы все люди были спасены и достигли познания истины» (см. 1Тим 2:4 ), переменяются у них старые верования и принимают они веру христианскую; и если бы, Ваше Братство, и Вы сподвиглись бы усердно сослужить вместе с нами и совершать искоренение и выжигание сорной поросли, уверены мы во Господе Иисусе Христе, истинном Боге нашем, что еще более приумножится стадо Его и исполнится сказанное: Узнают Меня все, от малого их до великого их ( Иер 31:34 ), и по всей земле прошло слово апостольских учений, «и до пределов вселенной – речи их» (см. Пс 18:5 ; Рим 10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Поэтому вышесказанное настолько далеко от противоречия друг другу, как и ты теперь можешь видеть, что ни в чем не уступит превосходства никаким другим согласным и совпадающим вещам, и настоящее рассмотрение и исследование этих речений стоит никак не на втором месте по единомыслию и согласию. Если же, согласно некоторым, одно сказано тем, кто бездействует до состязаний, чтобы они не стали небрежными и мало думающими об истине, а другое – уже вступившим в состязание, чтобы когда их поведут на скорый суд и истязание, твердость их веры не поколебалась из-за робости, то и такая расстановка и распределение речений согласно различию предметов наряду с отсутствием всякого противоречия, становится великим и непреложным свидетельством Владычнего промысла и содействия. Утихли гонения? Проводи время в занятиях священными Речениями. Возобновляются и беснуются против истины? Ничего не бойся и не смущайся, и, оглядываясь на недостаточную, если так случится, подготовку, да не покажешь тиранам свою душевную решимость оробевшей. Ибо у тебя есть Владыка, за Которого ты состязаешься, не только восполняющий недостающее, но и дарующий гораздо более щедрое содействие и силу. Трактат 36. В каком смысле сказано: «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт. 1:26), и что здесь образ, и каков прообраз? Ибо вместе со всяким образом по необходимости рассматривается и первообраз. То, что человек возник по образу Божию, некоторым пришло на ум понимать как разумность и свободу воли, а другим – как главенство и высоту господства, ибо и в том, и в другом создание может отображать Создателя, и можно называть человека образом, а если угодно, и говорить, что он возник по образу Божию. Так что отсюда можно знать и образ, и первообраз, потому что Прообраз природный, а вернее сверхъестественный и изобилующий превышающей разум причиной дарований, предоставляет человеколюбиво сотворенному подобие по благодати. Посему Григорий, которому присвоено прозвание Богослова главным образом зато, что он боголепно мыслил и учил о Духе, оставив без внимания разницу в один слог, сводит воедино наименования «образ» и «по образу». Почему? Потому что и он не видел в этом извращения какого-либо священного догмата, и слух людей, о спасении которых старался сей муж, охотно принимал от него то, что оба выражения имеют одно и то же значение. Впрочем, поскольку жадный слух, считающий любопытство мудростью, ищет разницу между «образом» и «по образу», не будет чуждо снисхождения и сочувствия сказать и о ней. Но скажем это после нижеследующего, чтобы не прерывать последовательности изложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

И будучи человеком необычайно преданным своим детям, он поместил диадему на голову своего сына, сделав его соправителем, и разделил с ним на равных условиях все привилегии царского сана. После смерти своего отца, Ариарат стал единственным правителем, и когда он ушел из жизни, то оставил царство сыну Ариарату (IV), который тогда был еще младенцем. Он в свою очередь женился на дочери Антиоха (прозванного Великим), по имени Антиохия, совершенно беспринципной женщине. Будучи не в состоянии иметь детей, она подсунула своему недовольному супругу двух подложных сыновей, Ариарата и Голоферна. Через некоторое время, однако, она перестала быть бесплодной и неожиданно родила двух дочерей и одного сына, названного Митридат. Затем, после выявления мужем истины, она устроила старшего из подмененных сыновей, отправив в Рим с соответствующим содержанием, а младшего в Ионию, для того, чтобы избежать споров с законным сыном на царство. Он, говорят, изменил свое имя на Ариарата (V) по достижению совершеннолетия, получил греческое образование, и добился похвалы также за другие заслуги. Тогда, так как он был такой родной сын, отец его шаг за шагом передавал родительское влияние, и их отношения друг к другу достигли такого состояния, что отец целиком устранился от престола в пользу своего сына, а сын заявлял, что не может принять такую благосклонность, пока родители живы. Но когда неизбежный день пришел к отцу, он унаследовал царство, и весь его образ жизни, и особенно его преданность философии, выказали его достойным самых высоких похвал, и, таким образом, Каппадокия, так долго неизвестная грекам, является в настоящее время местом проживания культурных людей. Этот царь также обновил договор о союзе и дружбе с Римом. Столько-то в итоге, произошедшая от Кира династия, в данный момент правит Каппадокией. ИЗ ТОЙ ЖЕ КНИГИ Диодор, в своем рассказе о похоронах Луция Эмилия, победителя Персея, утверждает, что они было проведены с особой пышностью, и добавляет следующие слова: «Тем римлянам, которые на основании благородного происхождения и славы своих предков, превосходят других, когда они умирают, делают портретные изображения, которые не только жизненны в деталях, но показывают целиком всю их телесную наружность.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Пусть покажут нам Диониса 18 и Арея 19 , начальника браней, дышащего гневом и яростью, дело коего возбуждать гнев и ярость у сражающихся, и который сам получает раны от смертных, делается узником и уловляется другим запачканным сажей богом при помощи медного сосуда и любодейных сетей. Пусть окружают позорным и бесстыдным почитанием начальника пьянства, рожденного по мнению глупцов странными родами, баснословными и смешными. Пьянствуя в честь женомужного бога, неистовствуют пред вакханствующими Менадами и Сатирами, скотоподобно пляшущими на праздниках его, и пред всем достойным этого пьянства. Пусть выступит перед ними Гермес? 20 , кажется, самый любимый у них бог, так как считают его богом корысти и изображают купцом, – ибо и они одержимы одинаковым славолюбием и корыстолюбием и, по видимому, культ Гермеса им нравится из-за материй и украшений, а не по расположению их к здравому богопочитанию. Пусть баснославят и дивятся рождению Геркулеса, за каковое он называется тринощным, и исчисляют те многочисленные подвиги его, за которые безбожниками он почитался богом. Пусть выступит перед ними доспехолюбивая и войнолюбивая Афина «со щитом драгоценным, нетленным, бессмертным» 21 , и прочим её вооружением, внушающим страх и ужас, и повергает в боязнь всех зрителей, легко нападая на ряды врагов, помогая тем, которым покровительствует, и мстя другим, от которых отвращается, храбрая и гневная в отношении к другим богам, заботящимся о неприятеле. Откуда явилось бы нам рождение её, если бы славный художник Гефест ударом искусно не разрубил голову бессмысленного Зевсы, хотя разрубивший не получил обещанного за удар. Сама же эта дева, согласно еще большему легковерию, родила Эрихтония двухприродного, – чудовище более невероятное и смешное, чем все прежние. Пусть будет у них премудрым и великим Салмоней, величавшийся перед богами и гремевший здесь на земле, изобретший новое искусство производить гром и молнию. Впрочем за это высокомерие в отношении к богам он получил возмездие и был поражен Зевсом посредством молнии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Труд очень полезен для читателя. Ибо, хотя он не свободен от сказочных, чудовищных, ложных и невероятных заявлений, как я уже упоминал не один раз, все же из тех, которые, так сказать, взяты из кладезя мудрости, можно собрать много того, что способствует добродетели и честности. Для изучающих риторику и софистику, как он сам говорит друзьям во введении, все это имеет большое значение и будет очень полезно. Манера выражения меняется, не ограничиваясь одним стилем, хотя ясность является отличительной чертой всего сочинения. 387 Царь Мавритании, родился ок. 50 г. до Р. Х. , умер в. 20 г. н. э. Он был очень плодовитым сочинителем, писавшим на разные темы. 388 Из Навкратиса в Египте; процветал в Риме во время правления Коммода и его преемников. Его «Пир мудрецов» является своего рода энциклопедией, в которой сохранились многочисленные цитаты из более чем 700 древних авторов, в особенности Средней и Новой комедии. 389 Женщина ученый–грамматик времен Нерона; Автор произведения, относящегося к истории литературы (см. Cod. 175). 392 Из Эресий или Митилены на Лесбосе. Остались два полных стихотворения и многочисленные фрагменты, увеличенные находками папирусов в Египте. 393 Из Арелаты (Арль); скептик; автор многочисленных популярных философских трудов, эпидектического красноречия и речей. Он, главным образом, проживал в Риме и пользовался покровительством Адриана. 394 Из Тарента; процветал в 318 до Р. Х. Он был великим авторитетом в музыке и ритмике (получил прозвище μουσικς), писал почти на все темы. 395 Неясно, можно ли его идентифицировать с автором Музыкальных и Римских историй, упомянутых ниже, или же автор последней является оратором, фрагменты чьих риторических трудов сохранились. 396 Из Колофона или Клароса, современник Платона. Известностью пользовалась элегия к Лиде, на смерть возлюленной. Он также написал многословный эпос, Фиваида, и был автором редакции Гомера. 397 Римский сенатор; жил чуть раньше, чем Элиан (ок. 170–230 н. э.). Помимо Гелиэвники (О рыбалке) он написал о гадании водой и чудесных вещах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Посему я, с великим страхом и любовью, взываю умом и устами: радуйся, Дево, убежище моей слабости и скудости. Радуйся, благодатная, Коею болезнь исцеляется, разрушение упраздняется, виновник гибели умерщвляется и диавол низвергается и попирается. Радуйся, благодатная, ибо жестокое осуждение человеческого рода уничтожается сладостию Твоих благовестий, и мы, освободившись от злых последствий преступления, увенчиваем себя украшениями, созданными происшедшим из Тебя богоявлением. Радуйся, благодатная, разумное и богосозданное зерцало сокровенного ведения боговдохновенных пророков, в коем они таинственно созерцали снисхождение к нам Слова и, как трубы, вдохновлямые Духом Святым, во все концы земли возвестили о твоем зачатии и рождении. Радуйся, благодатная, прибежище радости всего мира, в коем низвергнуто осуждение первого наказания и создана через Тебя великая радость. Радуйся, благодатная, доброты Коей, сохранившей и душу и тело и помыслы в чистоте, возжелал Царь всех для обновления и возсоздания образа, обветшавшего вследствие коварства и многоразличных нападений лукавого. Посему «лицу Твоему помолятся богатии людстии» ( Псал. 44, 13 ), обогатившиеся чрез Тебя благочестием и избавившиеся от безобразных пороков прежнего образа. Радуйся, даровавшая Творцу плоть, освободившая нас от скудости, не лишившаяся ключей девства и истребившая рукописание греха ( Кол. 2, 14 ). Радуйся, одушевленный ковчег Божий, в котором поселился второй Ной и спас человеческое естество наше, почти все затопленное волнами греха, и даровал нам образы и примеры иной божественной жизни. Радуйся, изготовленная Богом пещь, в коей Творец, очистив наше естество самым чистым девственным смешением, избавил от оной гибельной тягостной ветхости, возсоздав человека в новую тварь. Но зачем стремиться высказать подробно в слове то, чего не могут изъяснить и ангелы, пред чем слабеет сила речи, всякий порядок похвал оказывается недостаточным, всякий ум смущается в самом начале размышления, отказывается его продолжать и сознает свое безсилие? Посему лучше почтить нынешнее таинство благоговейным молчанием, чем дерзновенным словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

8 «Да вашему ж архипастырству по отпустителном своем о Киевской митрополии благословении изволит от себя писати ко всем тоя Киевские митрополии из давных времен бывшим во благочестии живущим греко-росийским исповедником как к духовным, так и мирским, которые ныне хотя и не в державе нас, великих государей, нашего царского величества, обретаются, дабы оные по древнему своему обыкновению и чину с епископии, архимандрии, братствы, игуменствы, монастырями были под благословением и рукоположением тое ж Киевской митрополии в таковом же благочестии при своих стародавных правах и волностях непременно» 190). Обращает на себя внимание, что православные верующие обозначены здесь как «исповедники», то есть, с одной стороны – как «те, кто исповедует [Православие]», но с другой стороны – как те, кто испытывает гонения. 10 «Да по нашему, великих государей, нашего царского величества, указу послан к великому государю Магметь салтанову величеству с нашею, царского величества, грамотою гонец наш Микита Алексеев, а с ним послали мы, великие государи, наше царское величество, и сестра наша, великия государыня, благоверная царевна, к вашему святителству нашие государские милости: несколко золотых и соболей, и вашему б архипастырству те золотые и соболи у него принять велеть. И о нашем государском здравии Всесилнаго Бога молити соборне и келейне, а сколко числом тех золотых и соболей у него принято будет, и о том к нам, великим государем, к нашему царскому величеству, писать» (Там же). 11 «Да увесть твое всесвятейшество вину писания сего: убо Киевская митрополия в Росии многая лета свойственного пастыря лишися, и престол оный вдовствова доселе, от твоего же святейшества разстоянием удале, ради ж далняго путя и труднаго в путном шествии от варваров бедства оная паства лишися назирання. И сего ради многим скорбям и развращению наипаче ж в полском обладании подпаде. Тако, яко нецыи от духовных, видяще римского суетства прелесть, из християн в римлян преименовавшеся унияты и начаща писатися сами по разным тамо странам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Но – благодарение Богу за все случившееся; воспоминая о всем этом с особенным удовольствием и перебирая в уме все неприятности пути, радуюсь, как человек, обладающий огромным богатством. И тебя, почтенный друг, умоляю радоваться о моих приключениях и прославлять Бога, удостоившего меня столько потерпеть»... Путешествие изгнанника совершилось благополучно. Бог избавил его от рук Исаврян; пройдя Вифинию, Фригию, Галатию, Каппадокию, он после 70-ти дней пути прибыл в Кукуз в сентябре того же 404 г. Как ни было тягостно это путешествие, оно однако же вышло для него более торжеством, чем уничижением, на всем пути народ и клир спешили выказать ему свое уважение и усердие; таким же образом он был принят и в Кукузе и поселился в доме благочестивого Диоскора, который окружил его таким вниманием ко всем его нуждам, что св. Златоуст часто вступал с ним в спор за то, что он желал содержать его слишком роскошно. Отдохнул он здесь среди людей, старавшихся всеми способами выражать ему свою преданность, и даже здоровье его несколько понравилось. Утешен он был также прибытием к нему в Еукуз тетки его, почтенной Савинианы, диакониссы Константинопольской. Произвольная изгнанница, не затруднявшаяся пи преклонностию лет, ни тяжестями пути ради своей преданности великому своему родственнику, была принята в Кукузе также с великим почетом и уважением, – и ей одной привелось быть зрительницею всех его скорбей, ссылки и кончины в изгнании. Много отрады имел Иоанн от своих друзей, посещавших его даже из дальних мест и доставлявших ему деньги и все нужное, так что и здесь он мог доставлять себе радость делиться с возлюбленными своими бедняками; продолжая свою благотворительность, он вместе с тем пользовался и всяким случаем поучать народ, занимался также и писанием сочинений и писем. Узнав от своего Константинопольского друга Пеания о всем, что происходило там после отъезда его, о гонении, которому и тот в числе многих подвергался за свою любовь к нему, Иоанн писал ему: «письмо твое наполнило мою душу святою радостию и невыразимым утешением не теми печальными известиями, которые ты мне сообщил, но тем, что, сказав о всем этом, ты прибавляешь, что во всяком случае должно предаваться в волю Божию и говорить: слава Богу о всем! Эти слова – смертоносная стрела для духа злого; они водворяют в душе мир и тишину, укрепляют ее и рассеевают мрачные облака печали, навеянные унынием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010