Вот уже и день сей склоняется к вечеру. О, как скоро пробежал этот всерадостный день! Кто из нас не пожелал бы, чтобы настоящий великий праздник превратился в один великий бесконечный день? Не скорбите, братие! Настанет некогда такой день и будет столь велик, что ему уже не будет конца! Настанет день св. Пасхи, бесконечный и вечный, когда все мы перейдем на небо, соберемся по ту сторону гроба в царстве славы Божией. Ибо вы слышали ныне св. Евангелие на обедни, которое читалось на разных языках. Там было читано, что Господь наш Иисус Христос , Который у св. Евангелиста Иоанна наименован Богом-Словом, есть единородный Сын Божий, совечный Богу-Отцу, пребывающий с Ним от вечности нераздельно и неслитно, есть по Божеству вечен, так как вечен и Бог-Отец, что Он все на свете сотворил, что в Нем вся жизнь и источник всякой жизни временной и вечной, жизни нашей и всей твари видимой и невидимой, что Он такой свет, который и среди темноты светит, и Его тьма не обымет, не обхватит и не помрачит никакая тьма грехов и беззаконий человеческих. Довольно для нас это одно, знать и помнить, помнить, что Бог-Сын, Господь наш Иисус Христос есть вечный Бог, Который пришел на землю, принял плоть нашу, вочеловечился, то есть принял на Себя тело и душу человеческую, перенес за нас, человечеством Своим, тяжкие страдания, умер на кресте, был три дня во гробе и воскрес в третий день, взошел на небо и опять приидет на землю судить живых и мертвых, и тогда Его царству славы не будет конца. Сего-то Бога или Сына Божия мы должны знать и веровать в Него, слушаться Его и любить Его, и бояться, как Бога, оскорбить Его нашими грехами, и помнить, что если Он воскрес, то и нас воскресит в последний день. Если он живет вечно, то и мы будем с Ним жить вечно, ибо Он всем нам даровал живот вечный. Если Он расторг узы смерти, победил злобу бесов, разрушил ад, вывел оттуда покаявшихся грешников, то и нам поможет освободиться от грехов, воскресит нас, избавит нас от владычества диавола и дарует нам жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Вот, что значит не оставаться в своих пределах, но домогаться большего. На это-то указывая, премудрый сказал: “ Завистью диавола вошла в мир смерть ” (Прем. 2:24). Видел ты, возлюбленный, как смерть и вначале пришла от невоздержания? Посмотри, как и впоследствии божественное Писание постоянно осуждает увеселения, и говорит - в одном месте: “ И сел народ есть и пить, а после встал играть ” (Исх. 32:6), а в другом: “и ел и пил [ 1 ], и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога ” (Втор. 32:15). И жители Содома этим же, сверх прочих преступлений, навлекли на себя неумолимый гнев Божий. Послушай, что говорит пророк: “ Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности ” (Иез. 16:49). (Этот порок) есть как бы источник и корень всего худого.  3. Видишь вред от невоздержания? Посмотри теперь на благотворные действия поста. Проведши сорок дней в посте, великий Моисей удостоился получить скрижали закона; когда же, сошедши с горы, увидел он беззаконие народа, то бросил эти скрижали, полученные с таким усилием, и разбил, почитая несообразным сообщить заповеди Господни народу, пьянствующему и поступающему беззаконно. Поэтому чудный этот пророк должен был поститься еще сорок дней, чтобы удостоиться опять получить свыше и принести (к народу) скрижали, разбитые за его беззаконие (Исх. 24, 32, 34). И великий Илия постился столько же дней, и избег владычества смерти, вознесясь на огненной колеснице как бы [ 2 ] на небо и доныне не испытал смерти (4 Цар. 2:1,11). И муж желаний, много дней проведши в посте, удостоился чудного того видения (Дан. 10:3); он же укротил ярость львов и обратил ее в кротость овец, не переменив природы, но, изменив расположение ( προαιρεσιν), между тем как зверскость их оставалась та же. И ниневитяне постом отклонили определение Господне, заставив поститься вместе с людьми и бессловесных животных, и таким образом, отставши все от злых дел, расположили к человеколюбию Владыку вселенной (Иона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне!.. Итак, герой четверостишия стремится к Богу. Но первое же слово первой строки говорит: напрасно. Почему? «Грех алчный гонится за мною по пятам». В следующих строках это поясняется через сравнение, которое тоже укоренено в церковной традиции. В книгах Священного Писания, особенно в Псалтири – книге псалмов, душа человеческая часто сравнивается с оленем. Самый яркий пример – это 41-й псалом, в котором стремление души к Богу уподобляется стремлению оленя к источнику воды: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41: 1). Уподобляя грех голодному льву, Пушкин наверняка помнил о том, что апостол Петр призывает христиан: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Мысль всего четверостишия напоминает слова апостола Павла из 7-й главы его Послания к Римлянам, где говорится о том, что грех с насилием обладает человеком – так, что человек, кажется, и хочет сделать что-то хорошее или удержаться от плохого, но не может. Каждый из нас и по своему опыту знает это. «Желание добра есть во мне, – пишет апостол, – но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7: 18–20). Грех лишает человека свободы (греческое слово грех означает необходимость), отделяет человека от Бога. Можно ли убежать от этого льва-греха? Об этом говорят следующие стихотворения Каменноостровского цикла. «Отцы пустынники и жены непорочны…» Великий пост – особенное время в церковном году. 40 дней Великого поста готовят нас к главному христианскому празднику – Пасхе. Великий Пост – это, прежде всего, особое богослужение. Кто заходил в православный храм в эти дни, тот наверняка почувствовал особую атмосферу – светлую печаль поста. На службах Великим постом бывает больше чтения, чем пения, а песнопения поются особым великопостным напевом. Несколько раз в течение службы на амвон выходит священник и, совершая земные поклоны, читает молитву преподобного Ефрема Сирина:

http://pravoslavie.ru/92862.html

Глава 1 1–11. Пророк оплакивает бедственное положение Иерусалима. 12–19. Сам Иерусалим присоединяется к плачу пророка. 20–22. Пророк снова жалуется на безвыходное положение своего народа. ( Плч.1:1–11 .) Положение Иерусалима возбуждает глубокую скорбь в душе пророка. Город, некогда имевший многочисленное население, сидит теперь как одинокая вдова. Город, некогда стоявший высоко над другими как князь, стал в положение рабыни. Позор и унижение его так велики, что он ни днем, ни ночью не перестает проливать слезы. У него нет друзей, которые бы помогли ему. Прошли уже те дни, когда тысячи иудеев спешили в город на великий праздник. Улицы пусты, у ворот никого нет. Священники воздыхают и девицы в печали. Но Иерусалим сам виноват в своем падении; торжествующие над ним враги его – только слепые орудия гнева Божия, карающего иудеев за их преступления. Издревле Иерусалим имел у себя много хорошего, но это не могло спасти его от грехов. Теперь еще большую печаль чувствует он, вспоминая об этих, утраченных им, благах в эти дни унижения. Поэтому он жалуется на свою судьбу пред Господом и просит у Него помощи. Плч.1:1 .  Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделал­ся дан­ником. Иерусалим теперь одинок, как бездетная вдова. Раньше, во дни Давида и Соломона, он имел высокое значение в глазах окружающих Иудею народов – моавитян, еламитян, арабов, филистимлян и др. – и иногда становился в положение князя для разных областей языческих, какие подчиняли себя цари иудейские. Теперь он стал на степень раба, обязанного служить своим победителям, доставлять им дань хотя бы разными произведениями полей (натуральная повинность). Плч.1:2 .  Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любив­ших его; все друзья его изме­нили ему, сделались врагами ему. Народы, которые, по-видимому, любили иудеев, теперь показали свое вероломство и стали даже с своей стороны теснить несчастных иудеев (ср. Пс 136:7 ; Иер. 25:3, 6, 40:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Голгофе предшествует Вифлеем, как Божественной Литургии предшествует проскомидия Говоря иначе, Голгофе предшествует Вифлеем, как евхаристическому канону Божественной Литургии предшествует проскомидия. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4, 5). Но волхвы (символизирующие собой также уверовавшие в Сына Божия народы) приходят ко Христу не с пустыми руками, принося ему дары: золото, ладан и смирну. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою (Откр. 21, 24). Неужели Младенец Христос нуждался тогда в подобном приношении? Святитель Григорий Великий, Папа Римский, настаивает на том, что предложенные волхвами дары соответствовали величию Христа-Царя, Иисуса-Бога и Истинного Человека: «Золото было предложено как великому Царю; ладан был предложен как Богу, поскольку его используют при богослужении; мирра, которая нужна для бальзамирования умерших, была предложена Ему как имеющему умереть ради спасения всех». Поэтому, свидетельствует Папа Григорий (Великий), нам преподано, что мы предлагаем золото, «которое означает мудрость, новорожденному Царю, если наша мудрость сияет пред Его очами». Мы приносим Богу ладан, «который означает молитвенный пыл, если наши постоянные молитвы возносят к Богу свой сладостный аромат». Мы предлагаем мирру, «которая означает умерщвление плоти, если умерщвляем дурные дела плоти, воздерживаясь от них» . Да не придем и мы в эти праздничные дни ко Христу с пустыми руками, но почтим Младенца усердием веры, надежды и любви как Бога, Царя и Человека. Рейтинг: 9.8 Голосов: 112 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии С 12 января 2017, 11:10 С праздником Рождества! Многая благая лета.Помолитесь за сына Давида,сломал коленную чашечку и металлическая пластина не приживается.

http://pravoslavie.ru/99996.html

Да, да, и вам является, очень многим, может быть, даже всем является, но является не так, как святым мученикам, как Серафиму Саровскому, — является не в образе Богочеловеческом, а совсем иначе. Чтобы понять это, обратимся к 3-й книге Царств, где повествуется, как великий пророк Илия бежал от гнева окаянной царицы Иезавели, жаждавшей крови его, как пришел он к святой горе Хорив, и вот что произошло на горе этой. Услышал Илия голос Божий: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19, 11, 12). Слышите, не в грозных только явлениях природы являет Свою силу Господь — Ему свойственно еще одно явление, самое важное, самое драгоценное для нас. Ведь он сказал, что в дуновении тонкой прохлады, касающейся лица нашего, именно в этом дуновении Он — Сам Великий Бог. Это запомните, запомните, что явление Христа нам, грешным, бывает так, именно так, именно в виде «гласа хлада тонка», в виде нежного и тихого прикосновения. Именно так являлся Он и доныне является очень многим и многим из нас. О, если бы все мы были внимательны к этому «гласу хлада тонка», к этому Божественному дуновению, касающемуся лица нашего. О, если бы помнили об этом, о, если бы всегда с трепетом и великой радостью понимали и думали, что в этом тонком веянии ветра — Бог, что это является нам Господь и Бог наш Иисус Христос. Будем внимательны, будем наблюдать с глубоким, глубоким сосредоточением, и никак не пропустим этого явления нам, грешным и недостойным, Господа Иисуса Христа в виде «хлада тонка», и тогда будем освящены и благословенны Господом Иисусом Христом, ныне Воскресшим в великую славу Свою, в великую радость нам, погибающим. Аминь. 25 апреля 1954 г. В день Вознесения Христова Не буду долго проповедовать вам сегодня по немощи своей, постараюсь только объяснить вам многозначащий кондак нынешнего праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Деян 4:13–22 Среда 2 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 12 В то время Апостолы, будучи отпущены, пришли к своим и сообщили им все, что им сказали первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, возвысили голос к Богу и сказали: “Владыка, Ты, сотворивший небо и землю, и море, и всё, что в них, сказавший чрез Духа Святого устами отца нашего Давида, отрока Твоего: “Почему разъярились язычники, и народы замыслили праздное? Предстали цари земные, и начальники собрались вместе против Господа и против Помазанника Его”. Собрались ведь воистину в городе этом на Святого Отрока Твоего Иисуса, Которого Ты помазал, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израиля, чтобы сделать то, чему предопределила быть Твоя рука и совет. И теперь, Господи, взгляни на угрозы их и дай рабам Твоим со всяким дерзновением говорить слово Твое, простирая руку Твою так, чтобы были исцеления, знамения и чудеса именем Святого Отрока Твоего Иисуса”. И когда они помолились, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Святого Духа и говорили слово Божие с дерзновением. Деян 4:23–31 Четверг 2 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 13 В те дни некий муж, по имени Анания, с Сапфирой, женой своей, продал имение и часть цены утаил, с ведома и жены; и принеся некую долю, положил у ног Апостолов. Но Петр сказал: “Анания, почему это наполнил сатана сердце твое, что ты солгал Духу Святому и утаил от цены земли? Оставаясь непроданной, не твоей ли она оставалась? И вырученное продажей не в твоей ли власти было? Как это положил ты в сердце своём такое дело? Не людям ты солгал, но Богу”. При этих словах Анания упал и испустил дух. И нашел страх великий на всех слышавших. И юноши, встав, приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. И было, часа через три: вошла и жена его, не знавшая о происшедшем. И обратился к ней Петр: “Скажи мне: за столько ли вы продали землю?”. И она сказала: “Да, за столько”. И Петр к ней: “Что это вы согласились искусить Духа Господня? Вот ноги похоронивших мужа твоего в дверях, и они вынесут тебя”. И упала она тотчас к ногам его и испустила дух. Войдя же, юноши нашли ее мертвой и, вынеся, похоронили около мужа ее. И нашел страх великий на всю церковь и на всех, слышавших об этом.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Долго Аарон отговаривал народ от этого злого дела, но, наконец, уступил их требованиям, и из золота вылил им тельца. И Сыны Израилевы, увидев идола, громко воскликнули: «вот тот Бог, который вывел нас из Египта». И они поклонялись ему, плясали вокруг него и приносили ему жертвы, как истинному Богу. Бог все видел. И повелел Бог Моисею поспешить сойти с горы и остановить народ. Моисей так и сделал. Когда он приблизился и увидел происходящее, то пришел в ужас, бросил скрижали на землю и разбил их. Потом взял идола и сжег его. На следующий день Монсей сказал народу: «Вы сделали великий грех , и я взойду на гору и буду молиться за вас Господу Богу. И он взошел на гору, снова пробыл там 40 дней и 40 ночей без пищи и усердно молился, чтобы Господь простил им. И Господ Бог простил Сынам Израилевым их великий грех и повелел Моисею сделать две новые каменные скрижали, на которых Он снова написал Свои заповеди. 1) Сколько дней пробыл Моисей на горе Синае? 2) Что получил Моисей от Бога на этой горе? 3) С каким требованием обратился народ к Аарону? (и по какому поводу?) 4) О чем же забыли они, прося сделать Бога? 5) Как отнесся Аарон к их требованию? 6) Как поступил Моисей, видя происходящее? 7) После этого, о чем Моисей просил Бога? 8) Что повелел Господь Бог Моисею сделать? 9) Почему Бог простил людей? (По великому Своему милосердию и человеколюбию). Медный змей. После долгой остановки у горы Синая, Сыны Израилевы двинулись в путь. Господь по-прежнему руководил ими и хранил их. Если у них оказывался в чем-нибудь недостаток и если они обращались с молитвой к Господу Богу, то Он всегда помогал им. Но иногда они забывали Бога, забывали Его всемогущество, Его милосердие, человеколюбие; забывали, что Он их Отец Небесный, значит – любит всех людей, как детей Своих, и не допустит их до погибели. И вот, раз они обратились к Монсею с упреками: «Зачем ты вывел нас из Египта? Чтобы мы умерли здесь в пустыне? Здесь нет ни мяса, ни воды, а манна уже опротивела нам». В наказание за ропот Господь Бог послал на Сынов Израилевых множество ядовитых змей, от укушения которых умерло много народа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Запомните, что истинная христианская религия есть религия чистых сердцем, стремящихся к высшей и совершенной правде; религия сердец, всецело посвященных Богу и жаждущих вечного общения с Ним, а не только религия страха, умствования и размышлений о Боге. И будете тогда достойны высочайшего звания сынов Царствия! Аминь. 1958 г. О прощении Богом грехов за веру Выслушайте очень важные и глубокие слова Апостола Павла. Слова его не легко понятны, и я долгом своим почитаю разъяснить их вам. Из них узнаете, как бесконечно долготерпение и милосердие Божие к нам, грешным и непослушным, увидите всеведение Его. Итак, слушайте: « Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу» (Римл. 4, 4). Что значат эти слова? Они значат, что всякий делающий дела Божии, дела праведные, дела святые, имеет Бога должником своим; и по правде, по долгу воздает ему Бог за праведные дела его. Слушайте дальше: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Римл. 4, 5). Слова «оправдывает нечестивого» , конечно, нельзя понимать так, будто Господь Бог оправдывает, одобряет нечестивого; считает, что так и должно поступать. Конечно, нет, нет! Они значат только, что и не делавших добрых дел, не исполнявших заповеди Его причисляет Господь к Своим, к достойным быть друзьями Его, быть близкими Ему, за правду их глубокой веры, прощая им грехи их по милосердию Своему и долготерпению. Чтобы лучше запомнили вы это, приведу вам несколько примеров из жизни святых. У Евангелиста Луки читаем о мироносице Марии Магдалине, что Господь наш Иисус Христос изгнал из нее семь бесов (Лк. 8, 2). Если так много бесов обитало в ней, то значит, она была очень грешна. Однако за пламенную веру ее в Господа Иисуса, за ревностную проповедь о Нем, она была так совершенно оправдана Им, что заслужила великое имя равноапостольной. Простил, простил ей Господь грехи ее многие за пламенность веры ее! Одна из величайших святых Мария Египетская в молодости своей вела крайне развратную жизнь, но в великий праздник Воздвижения креста Господня она испытала величайшее, изменившее всю душу ее потрясение духовное в храме Иерусалимском. И ушла она в безлюдную Аравийскую пустыню, прожила в ней 47 лет тягчайшей жизнью. И этот великий подвиг ее, подвиг веры сделал ее ангелом во плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Здесь еще нужно сказать, что сюда вставлен тропарь третьего часа – причем в середину фразы, как и в литургии Иоанна Златоустог о. Здесь это получилось даже еще более грубо. После того, как освящены Святые Дары, читается молитва-ходатайство, которая в литургии Василия Великого особенно пространна и прекрасна. Во время этой молитвы хор поет обычно «О Тебе радуется», если это Великий пост . А на праздник Рождества, Крещения, Василия Великого , в день Святого Четверга я Субботы поются другие задостойники. В молитве-ходатайстве особенно умилительно, особенно полно содержится молитва о всем мире, о Церкви святой, о всех людях, которые присутствуют и об отшедших, о заключенных, о тех, кто страдает в каких-то болезнях – эта молитва действительно дает удивительную полноту церковного ходатайства. Это самое главное прошение литургии. Кончается литургия так же, как и литургия Иоанна Златоустог о, но на отпусте поминается Василий Великий. СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ЦЕРКОВНОГО СЛУЖЕНИЯ В наше время различаются два вица служения в Церкви: священнослужение (епископ, священник, диакон) и церковное служение. Церковные служители – это те, кто служат Церкви, но не являются ни епископами, ни священниками, ни диаконами, то есть не имеют ни одной из трех степеней священства. Таких церковных служителей и служений всегда было много. В первом Послании к Коринфянам апостол Павел перечисляет те служения, которые были в его время в Церкви: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот созидает церковь . Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание» ( 1Кор.14:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010