Пасхальное интервью Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия Каким образом простые рыбаки смогли распространить по всему миру весть о Воскресении Христовом? Почему на Пасху не отпевают усопших? Нужно ли поститься перед Причастием в дни Светлой седмицы? 20 апреля, 2017 Каким образом простые рыбаки смогли распространить по всему миру весть о Воскресении Христовом? Почему на Пасху не отпевают усопших? Нужно ли поститься перед Причастием в дни Светлой седмицы? Каким образом простые рыбаки смогли распространить по всему миру весть о Воскресении Христовом? Почему на Пасху не отпевают усопших? Нужно ли поститься перед Причастием в дни Светлой седмицы? Ответы на эти вопросы Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий дает в интервью официальному изданию Украинской Православной Церкви «Церковной православной газете». Сердцевина веры — Ваше Блаженство, ежегодно во время пасхальных песнопений мы слышим такие слова: «Праздников праздник и торжество из торжеств». Что же значит праздник Пасхи для современного человека? — Слово «пасха» происходит от еврейского «песах», что значит «прошел мимо». Речь идет о далеких ветхозаветных событиях, когда Ангел Господень миновал еврейские дома, уничтожая всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота (Исх. 12:29). У христиан этот праздник приобрел иное значение: переход от смерти к жизни, от земли к небу. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5:7). До прихода в мир Спасителя смерть властвовала над человеком вследствие его отпадения от Источника Жизни… — Но ведь сегодня люди тоже продолжают умирать. Что же изменилось после Христова Воскресения? — Искупив наши грехи на кресте, Господь Своим Воскресением открыл путь в Царство Небесное. Поэтому праздник Святой Пасхи — самый великий и радостный для христианина. Жизнь уже приобрела новый смысл, она исполнилась великой надежды, а смерть потеряла свою силу и власть. Каждый из нас призван к тому, чтобы стать участником великой духовной победы, которую совершил Господь наш Иисус Христос. Его Воскресение — сердцевина нашей веры. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15:17). После Воскресения Христова смерть в ее собственном смысле (как разрыв человека с Богом) уже утрачивает свою безусловность: она зависит от выбора самого человека. Кто выбирает жизнь с Богом, тот получает жизнь вечную. |
Первосвященники, узнав о воскресении Иисуса Христа, смутились. Они тотчас же собрали совет, дали воинам денег и научили их распространять слух, будто ученики Иисуса Христа ночью, во время сна их, украли тело Его. Воскресение Христово – самый великий в Христианской Церкви праздник . Праздник этот у нас называется Пасхой, то есть днем, в который совершилось наше перехождение от смерти к жизни и от земли к небу. В этот праздник положена в церкви и служба особенная, торжественнее, чем в другие дни. Утреня начинается в полночь. Перед началом ее священнослужители, облачившись в светлые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возжженными свечами, крестом и иконами идут кругом храма и, как будто мироносицы, ищут тело Иисуса Христа. Начальный возглас утрени делается перед затворенными дверьми храма, при сем много раз поется тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». С пением этого тропаря входят в храм. Богослужение совершается во всю седмицу при открытых Царских вратах. В праздник этот мы приветствуем друг друга лобзанием и дарим красные яйца. Кроме того, день Воскресения Христова вспоминается нами каждую неделю – в воскресенье. Глава 38. Вознесение Господне Иисус Христос после воскресения Своего находился на земле сорок дней. В это время Он, являясь Своим ученикам, приготовлял их к проповедованию Евангелия всем людям. В последний раз Господь явился им в сороковой день по воскресении и сказал: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. После этого, преподав ученикам наставление, Он вывел их из Иерусалима до Вифании. Взойдя на гору Елеонскую и подняв руки Свои, благословил их и стал отдаляться от земли и возноситься на небо. Наконец светлое облако совсем скрыло Его от апостолов, а они еще стояли и смотрели вверх. Тогда явились им два Ангела и сказали: мужи Галилейские! что стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Апостолы, поклонившись вознесшемуся Господу, с великой радостью возвратились в Иерусалим, хваля и благославляя Бога. |
составитель Терещенко Т. Н. ПРАЗДНИК Продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку, а посему и дни рождения, и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении (прп. Антоний, 20). Отсутствие утешительного чувства и необъяснимая скорбь, которые ты ощущала в первый день Пасхи, внушено тебе было от врага. В этот день одни только противники плачут, верные же все радуются (прп. Иларион, 20). По воскресеньям не работать. А если праздник, например, Иоанна Златоуста и т.п., то к вечеру можно поработать (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Святой апостол Павел пишет: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал. 5, 25–26 ). И паки: Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти ( Гал. 5, 16 ). И паки: Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал. 6, 1 ). Апостольские слова ясно показывают нам, что значит духовно жить и как духовно праздновать христианские праздники, т.е. должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстями (прп. Амвросий, 2, ч. 2). По праздникам не следует работать; довольно будних дней (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова. И все еще твержу: празднуй в разуме сей великий праздник… ибо празднование в разуме от празднования видимого, черствого отстоит, как небо от земли. Кто празднует в разуме, тот даже если бы и желал согрешить – не согрешит. А празднующий внешне – хотя и не мало охраняется блеском торжеств от падений, но не причастен оным (прп. Анатолий, 18). Христос воскресе! Со светлым и радостным днем поздравляю тебя… Желаю тебе праздновать свято, мирно, благоговейно, сообществ и смехов удаляться. И тогда почувствуешь радость. А то никакой ни пользы, ни радости не будет (прп. Анатолий, 18). |
Человек, молящийся за ближних своих, уже покинувших этот мир, наверняка уходит из храма умиротворенным, имея в душе надежду, что поминовения его услышаны. Он лелеет надежду на встречу с дорогими усопшими людьми, веря во всеобщее воскресение и вечное блаженное житие в Царстве Господа нашего Иисуса Христа. Будем же неустанно просить у Бога оставление грехов усопшим, надеясь, что сподобимся вечного общения с любимыми людьми, уже покинувшими этот грешный мир, но вновь обретенными нами в будущей жизни нескончаемого Царства Небесного. И дай Бог, братья и сестры, чтобы то драгоценное время, которое уже более никогда не возвратится, было употреблено нами на пользу и для спасения, в утешение, в радость, в духовное совершенствование, в оставление грехов и жизнь вечную за веру нашу, за молитвенные поминовения, за все добрые дела и подвиги, творимые не только за себя, но и за усопших. Аминь. Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8ю по Пасхе (по Евангельскому чтению) Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. ( Ин.8:12 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В славный праздник Пресвятой Троицы мы вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов. Сегодня нашему вниманию было предложено Евангельское чтение, в котором рассказывается о предреченном Господом обетовании о ниспослании благодати и даров Святого Духа (см. Ин.7:37-52; 8, 12 ). В последний же великий день праздника, — свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, — стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Был праздник кущей, знаменательный для иудейского народа, отличающийся особой торжественностью и радостным настроем. Праздник кущей продолжался в течение восьми дней. На все это время иудеи оставляли свои дома, устраивали из веток деревьев кущи (то есть палатки) и находились в них. Это должно было настраивать мысли людей на духовное начало, напоминать о сорокалетнем странствовании иудейского народа в пустыне и Божией помощи, служить выражением благодарности Создателю за все свершенные благодеяния. В эти дни иудеи из разных мест сходились в Иерусалим, дабы предстать в храме пред Господом. Как раз оканчивались полевые работы, люди становились более свободны от мирских забот. В праздник кущей в храме приносили жертвы от всего Израиля и возжигали светильники, а алтарь украшали вайями. |
30На другой день Моисей сказал всему уже народу: «Великий грех совершили вы. Опять пойду я к Господу и, быть может, смогу восстановить ваше с Ним единение, нарушенное грехом, который вы сделали ». 31 И возвратился Моисей к Господу и воззвал к Нему: «Увы, в грех великий впал народ этот: бога из золота сделал себе, поклоняться стал ему! 32 Если бы Ты на сей раз простил их грех!.. А если нет, тогда, молю Тебя, вычеркни и мое имя из книги Твоей, книги, Тобой написанной о тех, кому жить суждено». 33Но Господь возразил ему: «Всякого, кто согрешил предо Мной, из книги Моей вычеркну. 34А теперь ступай и веди этот народ туда, куда Я указал тебе; и помни, Ангел Мой всегда будет идти перед тобой. Но им, согрешившим, Я все же воздам, когда придет день возмездия Моего». 35(Покарал Господь израильтян за тельца, которого они сделали, того, что отлил для них Аарон.) Последствия греха, совершенного народом 33 « Теперь, – сказал Господь Моисею, – снимайтесь со стоянки и идите – и ты, и весь народ, что вывел ты из Египта, – идите в ту землю, которую Я клятвенно обещал Аврааму, Исааку и Иакову: «Потомкам твоим дам ее“. 2Я пошлю перед вами Ангела и прогоню ханаанеев, амореев, хеттов, периззеев, хиввеев и евусеев. 3Вы придете в землю, что источает молоко и мед, но Сам Я с вами не пойду, чтобы Мое пребывание среди вас не обернулось погибелью для вас в этом пути, ибо вы – народ упрямый». 4Загоревал народ, услышав такой суровый приговор, и никто не решался надевать на себя украшений своих и одежд своих праздничных. 5А Господь сказал тогда Моисею: «Объясни сынам Израилевым: если Я пойду с ними – даже какое–то короткое время – может случиться, что Мне придется их уничтожить из–за их же упрямства. Пусть они снимут с себя украшения, а Я решу, что делать Мне с ними». 6(И сняли сыны Израилевы украшения свои у горы Хорив, чтобы впредь их никогда не надевать.) Особый шатер Моисея 7 Пока не было построено Святилище, Моисей обычно разбивал особый шатер вне стана и называл его Шатром Откровения . Тогда всякий, кто искал ответа от Господа, мог пойти за стан к Шатру этому. 8И когда Моисей направлялся к Шатру, все израильтяне вставали и выходили из своих жилищ и взглядом провожали вождя, покуда не входил он в Шатер. 9Всякий раз, в тот самый момент, когда Моисей оказывался в Шатре, столп облачный опускался и стоял у входа в Шатер, – и Господь говорил с Моисеем. 10Все люди при виде сего столпа, что стоял у входа в Шатер Моисеев, поднимались со своих мест и в благоговейном трепете падали ниц у своих жилищ. 11А Господь в это время разговаривал с Моисеем так, как обычно говорит кто со своим другом. Потом Моисей возвращался в стан; молодой помощник же его, Иисус Навин, от Шатра не удалялся. Просьба Моисея о явных проявлениях Божественной милости |
К. Итак, фараон обманывает, отказывается от своего обещания и не отпускает сынов Израилевых; потом, пораженный треми другими казнями, он с трудом соглашается, говоря, что отпустит; но опять оказался солгавшим. Ибо диавол лжец и в истине не устоял, по слову Спасителя (Ин. 8:44). Бог посылает на египтян сильнейший град и угрожает навести саранчу, истребительницу полей, если можно употребить выражение греков. Тогда уже, тогда наконец грозные некогда и неуязвимые слуги бесстыдства фараонова поднимают против него великий вопль, говоря: «долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет?» (Исх. 10:7). Мне по этому поводу приходит на мысль, что, может быть, сатана превосходит подчиненные ему силы в том, в чем и прилично ему превышать их. Ибо, как будто, они, хотя весьма жестоки, очень неумолимы, и поздно и с трудом приходят, но все-таки приходят хотя к умеренному ощущению гнева Божия; а он превосходит их своею необычайною жестокостью и зачерствел до крайности; ибо написано: «Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов» (Иов 41:16). Итак, когда поднялся против фараона великий вопль, тогда только он сказал Моисею и Аарону: «пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдет? И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу. [Фараон] сказал им: пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение! нет: пойдите одни мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили» (Исх. 10:8-11). Пойми же, любезным что Моисей требовал полного выселения, а он говорит: не так; он сказал, что отпустит отчасти, остающееся же должна быть некоторым ручательством за возвращение уходящих, так как и хозяйство их должно было оставаться в Египте. Пусть, говорит, отправляется всякий ваш юноша и весь род возрастных. |
Святой апостол Иоанн к верным и святым крещением омытым, пишет: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всегомира(» Ин 2:1—2). Видишь, что не сказано «легко согрешил», но подразумевается «как бы кто ни согрешил», и ходатайство Христово согрешившему обещается, ради которого согрешивший от греха очищается. Ибо если Господь нам друг другу повелевает прощать согрешения каждый день, не только «до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф 18:22), нам, говорю, которые жестокосердны, немилостивы, то насколько более Сам Бог, естеством благой и милостивый, учинит сие. Не сократились щедроты Его, и каково величество Его, такова и милость Его. Великий грех великой и милости Божией требует. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», — молится Давид (Пс 50:3). Многие и тяжкие грехи множества и щедрот Божиих требуют, как тот же Давид просит: «По множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Поэтому тому, кто совершил великий грех, — к великому Божию милосердию прибегать должно; и тому, кто содеял множество грехов — ко множеству щедрот Божиих. Итак, «когда умножился грех, стала преизобиловат благодать» (Рим 5:20). Ибо Бог, будучи милосердным, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), и всех и всякого грешника призывает к покаянию, чтобы все, покаявшись, спаслись, как из всего Писания видно. Как же не примет всякого грешника, какой бы ни был, и как всякого греха не отпустит кающемуся Тот, Который всякого грешника к покаянию призывает? Ибо Божии слова не тщетны, не праздны и не суетны, но истинны. Что обещает, то непременно будет, и чем грозит, то последует нераскаянным и ожесточенным. Ибо на то и Суд Страшный в Писании Своем объявил, чтобы люди каялись и, покаявшись, избежали страшного изречения. Для того геенну и прочие казни объявил, чтобы покаялись и не впали в геенну. Так и к покаянию всякого грешника, малого и великого, призывает, чтобы все покаялись и получили от Него милость. |
Беседа 51 " В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой " (Иоан.7:37,38) 1. Слушатели Слова Божия должны иметь горячую жажду к нему. – 2. Дух Святой был уже дан людям Ветхого Завета, но апостолы получили его с наибольшею полностью. – 3. Последствия злобы. – Желая делать зло другим, люди причиняют погибель самим себе. – Зло исцеляется не злом, а добром. 1. Приступающие к божественной проповеди и внимательные к вере должны выказывать расположение жаждущих и возжигать в себе такое же, как у них, желание. Чрез это они будут в состоянии вернее удержать в себе проповедуемое. Жаждущие, взяв чашу, выпивают ее с великою охотой, и тогда только успокаиваются. Так и те, которые слушают божественные слова, если будут принимать их с жаждою, никогда не отстанут от них прежде, нежели совершенно насытятся. А что всегда должно жаждать и алкать, об этом сказано: " блаженны алчущие и жаждущие правды " (Матф.5:6). И здесь Христос говорит: " кто жаждет, иди ко Мне и пей " . Эти слова означают: Я никого не влеку принуждением и насилием; но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю. Но почему евангелист заметил, что (это было) " в последний великий день " ? Потому, что первый и последний дни были великими, а средние между ними большею частью проводимы были в увеселениях. Почему же говорит: " в последний " ? Потому, что в этот день все были в собрании. В первый день (Господь) еще не пришел, объяснив Своим ученикам и причину этого. Во второй же и в третий день, Он не говорит ничего такого, чтобы не тратить напрасно слов, так как (иудеи в эти дни) предавались увеселениям. Но в последний день, когда они возвращались домой, Он дает им напутствие ко спасению и громко говорит, частью для того, чтобы показать Свое дерзновение, частью по причине большого многолюдства. А чтобы показать, что Он говорит о питии духовном, присовокупляет: " кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой " . |
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона (ок. 306) О принятии электронных карточек, печати антихриста и тайне числа 666 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с праздником - с завершением первой седмицы Великого Поста. Мы совершаем сегодня особый молебен святому великомученику Феодору Тирону, который входит в самую службу Божественной Литургии, и Святая Церковь говорит нам, что мы не одни совершаем этот Пост. Пост Христов - в память сорокадневного поста Спасителя, и Сам Господь, Божия Матерь и все святые участвуют в нем и дают нам силу победить врага. Первая неделя Великого Поста называется Чистой и дает нам образ всего Поста, когда мы хотим достигнуть чистоты, с тем чтобы видеть Бога. Святой великомученик Феодор Тирон, память которого совершает сегодня Церковь, показывает нам пример хранения этой чистоты, когда случаются искушения и враг хочет помешать нашему посту. Так было при императоре Юлиане Отступнике, который ненавидел христиан и, желая осквернить их святыню - святой Пост, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью продукты на рынках Византии, с тем чтобы христиане, вкушая их, приобщались идолам. Но в сонном видении местному епископу явился святой великомученик Феодор Тирон, пострадавший за верность Христу; он предупредил христиан об этой опасности, и они заранее запаслись нужными продуктами. Это было в Чистую неделю. Так небесное покровительство Феодора Тирона спасло Церковь Христову от осквернения, и врагу не удалось осквернить святыню, а христиане сохранили свою чистоту. Этот праздник говорит нам о том, что внешнее имеет значение. Казалось бы, что значит осквернение идоложертвенной кровью? Какое это имеет значение? Тем более, как говорит апостол Павел, идол в мире - ничто. " Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого " (1 Кор. 8, 4). Мы должны задуматься об этом сегодня. Мы часто говорим о том, что соблюдение одного внешнего - главная опасность в Церкви. Внешняя видимость, соблюдение всего внешнего при внутренней пустоте, по слову святителя Феофана Затворника, приведет, в конце концов, к явлению " человека беззакония " в Церкви Христовой. Но и внешнее, оказывается, имеет очень большое значение. Святой Василий Великий в проповеди на память святого мученика Гордия говорит, что были такие христиане, которые считали, что внешнее настолько второстепенно, что им можно поступиться. И они уговаривали святого великомученика Гордия, зная глубину его веры: " Ты на словах отрекись от Христа, а в сердце своем скажи: " Господи, Ты же знаешь, что я люблю Тебя, что я от Тебя не отступаю " . И Господь, Который смотрит не на слова, а видит глубину человеческого сердца, примет твое исповедание " . Однако святой великомученик Гордий был тверд в вере и сказал: " Как может мой язык, сотворенный Господом, произнести отречение от Христа? Разве не сказал Господь: " От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься " (Мф. 12, 37)? |
«А жена его (Иоакима) Анна, – продолжает свой рассказ автор апокрифа, – плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: „Оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность». Но вот настал великий день Господень (еврейский праздник ветхозаветной пасхи), и сказала ей Юдифь, служанка ее: „До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий день Господень, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности» Анна ответила: „Отойди от меня, не буду я этого делать; Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе прийти, чтобы и я совершила грех вместе с тобою?» И ответила Юдифь: „Зачем я буду тебя уговаривать? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле» И огорчилась очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: „Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил ты Сарру и дал ей сына Исаака». И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: „Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у Тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет Тебя, Господи». И тогда предстал пред ней ангел Господень и сказал: „Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». И Анна сказала: „Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». И пришли вестника два и сказали ей: „Муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо Ангел явился к нему и возвестил: «Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем». И пошел Иоаким, и приказал пастухам своим, сказав: «Приведите десять чистых без пятен агниц, будут они для Господа Бога моего, и приведите мне двенадцать молодых телят, и будут они для жрецов и старейшин, и сто козлят для всего народа " ». И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: „Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!» И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме |
| |