Лк, 26 зач., 6, 31–36 Сказал Господь: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Сегодня Христос говорит нам в Евангелии о любви к врагам – о том, что это является главным и единственным признаком, что мы Христовы. Мы понимаем, как велика эта заповедь, как опасно ее исказить. Две опасности существуют в мире. Одна опасность – нелюбви, не только к врагам, но и к близким своим – из-за умножения беззаконий в мире все более охладевает любовь. И другая опасность – ложное понимание заповеди Христовой о любви. Святые отцы говорят, что в мире существует столько лжеучений об истине Христовой, сколько ложных учений о любви. Потому что любовь и истина нераздельны. Мы часто повторяем в наши дни, и не без причины, слова святителя Филарета Московского о том, что мы должны любить личных своих врагов, гнушаться врагами Божиими и поражать врагов Отечества. И здесь тоже есть для нас опасность. Делая немножко преувеличенный акцент на том, о чем говорит святитель Филарет по отношению к врагам нашей Православной Церкви и к врагам Отечества нашего, – как бы нам не забыть заповедь о любви к личным врагам. В то время как и то, и другое совершенно нераздельно. Господь в конце концов говорит именно о любви к врагам и этим определяет то, что мы не напрасно носим на своей шее крестик, что мы знаем тайну Креста Христова. Когда великая княгиня преподобномученица Елисавета была сброшена озверевшими палачами в алапаевскую шахту, она повторила не одними устами высшую молитву Самого Спасителя, когда Он был на Кресте: «Боже, прости им, не знают, что творят». Мы все помним слова святого Царя Николая Александровича, незадолго до его мученической кончины переданные через его дочь великую княжну Ольгу, о том, что зло, которое сейчас в мире, то есть разгул коммунистической революции, будет еще сильнее – пророчество о том, что мы наблюдаем сегодня, когда грех все более утверждается как норма жизни. И далее Государь говорит, призывая всех, на кого он может иметь влияние, чтобы не мстили за него, что не зло победит в конце концов, а любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так и вольнодумец, перед которым упал на колени Тихон Задонский, был в плену неверия. Он не понимал, что распространяет духовную отраву и больше всего вредит себе. В зависимости от того, как мы ведём себя, таков будет и результат. Когда у человека добродушный настрой, и он ко всему и ко всем относится благодушно, то ему везде сопутствует мир. Когда этого нет, то происходят столкновение споры, обиды и ссоры – Но разве все-таки нет случаев, когда простить нельзя? Например, супружеская измена. Церковь признает ее основанием для расторжения брака. Разве человек не имеет права не простить в этом случае? – Прощать всех, кто причинил нам зло, повелевает нам евангельская заповедь. Она не содержит каких-либо исключений. Если мы вновь обратимся к примерам, то увидим, на какую духовную высоту может подняться человек, для которого христианство стало спасительным учением о вечном блаженстве. Великий князь Сергей Александрович был убит 4 февраля 1905 г. за свои православно-патриотические убеждения. Тело было растерзано бомбой. Супруга его, преподобномученица Великая княгиня Елисавета, с великим самообладанием собирала по частям его останки. 7 февраля 1905 года (через три дня на четвертый) в канцелярии арестного дома Пятницкой части она встретилась с убийцей. Привезла ему икону и простила его. Даже если семья не сохранилась, простить боль и обиду необходимо О супружеской измене. Господь запрещает разводиться, «кроме вины прелюбодеяния» (Мф. 5, 32). Супружеская измена – тяжелый смертный грех. Он разрушает семью, которая является самым тесным жизненным союзом: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19, 5). Милосердный Господь дает лишь право на развод, зная, что не каждая пострадавшая (или пострадавший) сможет найти необходимые духовные и душевные силы спокойно продолжать прежнюю семейную жизнь. Однако восстановление семьи возможно. Примеры мне известны. Надо решительно сказать, что даже если семья не сохранилась, простить боль и обиду необходимо. «Если вы будете прощать людям прегрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешения ваши» (Мф. 6, 14). Преподобный Максим Исповедник писал: «Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то» (Главы о любви). Святой апостол Стефан простил побивавших его камнями иудеев: «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7, 60).

http://pravoslavie.ru/120445.html

Толкование Евангелия на каждый день года. 19 февраля Сказал Господь Своим ученикам: когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все. Господь говорит о постепенном и нарастающем раскрытии сил зла. После бедствий общего порядка (война, землетрясения, глады), скорби гонений (Мк. 13, 5—13), наступит торжество зла. Господь возвещает о главном бедствии — о последнем испытании перед концом, о «мерзости запустения, реченной пророком Даниилом, стоящей, где не должно». Слова Господа настолько таинственны, что Евангелие взывает к особому вниманию и проницательности: «Читающий да разумеет». Историческим прообразом этого явления может быть осквернение сирийским царем Антиохом Епифаном Иерусалимского храма в 167-ом году до Рождества Христова. Этот нечестивый правитель поставил в святом месте статую Юпитера Олимпийского, с тем чтобы уничтожить всякую память об иудейской религии. Точно так же в ХХ веке в Москве в Покровском храме, где подвизалась преподобномученица великая княгиня Елисавета, был установлен бюст Ленина. Но поскольку два плана в пророчестве Господа — разрушение Иерусалима и гибель мира — накладываются один на другой, все сказанное здесь Господом относится и к осаде римским войском в 70 году святого града. Богоизбранный народ стал мерзостью запустения. Они отвергли свое спасение как мерзость, и Бог навел на них мерзость, которая стала их запустением. Римское войско стояло, где не должно, — вокруг и внутри святилища, к которому язычники не должны были приближаться. Грех пробил брешь в стенах святого града, через которую ушла Божия слава, и вошла в него «мерзость запустения, стоящая где не должно».

http://pravoslavie.ru/4017.html

Патриарх Кирилл направил приветствие участникам «Елисаветинских дней в Дармштадте» 2 ноября, 2014. Новостная служба Великая княгиня, посвятившая себя молитве и посту, жертвенной заботе о нуждающихся, стала примером для многих благочестивых мирян, монахинь, сестер православных сестричеств. 2 ноября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам «Елисаветинских дней в Дармштадте», посвященных 150-летию со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Организаторам и участникам «Елисаветинских дней в Дармштадте» Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую организаторов и участников торжеств по случаю 150-летия со дня рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы. На протяжении XX века в России и за ее пределами росло почитание великой княгини Елизаветы Федоровны, прославленной впоследствии в лике святых. Церковная канонизация — это призыв следовать тем идеалам, которые воплотил в своей жизни тот или иной угодник Божий. Великая княгиня, посвятившая себя молитве и посту, жертвенной заботе о нуждающихся, стала примером для многих благочестивых мирян, монахинь, сестер православных сестричеств. Пусть Милостивый Господь ниспошлет всем, собравшимся в эти дни в Германии, дабы почтить память преподобномученицы Елизаветы, Свою обильную помощь на пути возрастания в христианских добродетелях любви и милосердия. Призываю на вас Божие благословение. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Патриархия.Ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 ноября, 2014 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 13 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-naprav...

Когда началась русско-японская война, Елисавета Феодоровна немедленно занялась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились над швейными машинами и рабочими столами. Огромные пожертвования поступали со всей Москвы и из провинции. Отсюда шли на фронт тюки с продовольствием, обмундированием, медикаментами и подарками для солдат. Великая княгиня отправляла на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для совершения богослужения. Лично от себя посылала Евангелия, иконки и молитвенники. На свои средства великая княгиня сформировала несколько санитарных поездов. В Москве она устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте. Но русские войска терпели одно поражение за другим. Война показала техническую и военную неподготовленность России, недостатки государственного управления. Началось сведение счетов за былые обиды произвола или несправедливости, небывалый размах террористических актов, митинги, забастовки. Государственный и общественный порядок разваливался, надвигалась революция. Сергей Александрович считал, что необходимо принять более жесткие меры по отношению к революционерам и доложил об этом императору, сказав, что при сложившейся ситуации не может больше занимать должность генерал-губернатора Москвы. Государь принял отставку и супруги покинули губернаторский дом, переехав временно в Нескучное. Том временем боевая организация эсеров приговорила великого князя Сергея Александровича к смерти. Ее агенты следили за ним, выжидая удобного случая, чтобы совершить казнь. Елисавета Феодоровна знала, что супругу угрожает смертельная опасность. В анонимных письмах ее предупреждали, чтобы она не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участь. Великая княгиня тем более старалась не оставлять его одного и, по возможности, повсюду сопровождала супруга.

http://pravoslavie.ru/27200.html

Кучмаева И .К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2004 Отблеск Нетварного света: Материалы VI юбилейных Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140-й годовщине со дня рождения великой княгини преподобномученицы Елизаветы Феодоровны: 1 ноября 2004 года. М., 2005 Максимова Л. Б. «Я принадлежу Москве…»//Московский журнал. 1991. 2. С. 47–54 Марфо-Мариинская обитель милосердия. 1909–2009: К 100-летию создания обители. М., 2009 Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1996 Миллер Л. Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Федоровна. М., 2006 Паломничество великой княгини Елисаветы Феодоровны в Вологодскую и Архангельскую губернии в 1912–1913 гг. Нижний Новгород, 2011 Паломничество великой княгини Елисаветы Феодоровны в Орловскую и Калужскую губернии в 1899–1916 гг. Нижний Новгород, 2012 Паломничество великой княгини Елисаветы Феодоровны в Тверскую губернию на прославление св. блгв. княгини Анны Кашинской в 1909 г. Нижний Новгород, 2011 Письма преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны. М., 2011 Серафим (Кузнецов), игум. Мученики христианского долга. Пекин, 1920   УДК ББК Аннотация. Настоящая публикация документов посвящена отдельным фактам биографии великой княгини Елизаветы Федоровны. Впервые вводятся в научный оборот источники из фонда Московского охранного отделения, хранящегося в ГА РФ, освещающие не только организацию охраны, но и повседневную жизнь, духовное служение, обширную подвижническую, паломническую и благотворительную деятельность одной из наиболее ярких представительниц Дома Романовых последних лет его существования. Публикация включает доклады и докладные записки, донесения, сведения чиновников Московского охранного отделения, начальников губернских жандармских управлений, адресованных руководству и в Департамент полиции, телефонные депеши, телеграммы, маршруты поездок и переписку о великой княгине Елизавете Федоровне, а также дневники наружного наблюдения. Документы охватывают период с конца 1909 по начало 1917 г. Ключевые слова: великая княгиня Елизавета Федоровна, паломнические поездки, благотворительная деятельности, доклады, донесения Московского охранного отделения.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Три правила преподобномученицы Елисаветы Беседа с Еленой Крыловой, директором Музея истории общин сестер милосердия Ирина Ахундова   Елена Крылова   03:00 02.11.2023 769 Время на чтение 10 минут Источник: Православие.ру В 1903-м году, 120 лет тому назад, Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова создала в Санкт-Петербурге Елизаветинскую общину сестер милосердия, которую лично курировала. А 1 ноября 2024 года исполнится 160 лет со дня рождения святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, и в том же году мы отметим 115-летие со дня основания ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия. Сестрами милосердия в годы войны была не только Великая княгиня, но и ее младшая сестра – Императрица Александра Федоровна, и старшие дочери последней русской Царицы – Великие княжны Ольга и Татьяна.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/02/tri_pr...

Мы стремились к тому, чтобы полно и всесторонне представить хронику жизни и деятельности великой княгини в период с 1910 по 1917 гг. В руках исследователей, биографов Елизаветы Федоровны появился достаточно компактный и содержательный комплекс документов, последовательно отражающих духовную жизнь и кипучую деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны накануне и в годы первой мировой войны. Вместе с другими источниками (воспоминаниями, дневниками, материалами прессы) выявленные архивные документы позволят существенно дополнить и уточнить ее биографию и воссоздать хронику последних лет жизни.   © Додонов Б. Ф., 2015 © Копылова О. Н., 2015 © Крячкова Л. В., 2015   См.: Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1996; Письма преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны. М., 2011; Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II: Документы и материалы (1884–1909 гг.). СПб., 2009; Вяткин В. В. Христовой Церкви свет благоуханный: Жизнеописание преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2001; Августейшая паломница ее императорское высочество великая княгиня Елизавета Федоровна в Оптиной пустыни, Перми и Верхотурье. Нижний Новгород, 2010; Паломничество великой княгини Елисаветы Феодоровны в Орловскую и Калужскую губернии в 1899–1916 гг. Нижний Новгород, 2012; Паломничество великой княгини Елисаветы Феодоровны в Вологодскую и Архангельскую губернии в 1912–1913 гг. Нижний Новгород, 2011; Паломничество великой княгини Елисаветы Феодоровны в Тверскую губернию на прославление св. блгв. княгини Анны Кашинской в 1909 г. Нижний Новгород, 2011; Кучмаева И .К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2004; Отблеск Нетварного света: Материалы VI юбилейных Свято-Елизаветинских чтений, посвященных 140-й годовщине со дня рождения великой княгини преподобномученицы Елизаветы Феодоровны: 1 ноября 2004 года. М., 2005; Максимова Л. Б. «Я принадлежу Москве…»//Московский журнал.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Ирмос: Ризу мне подаждъ светлу,/одеяйся светом яко ризою,/многомилостиве Христе Боже наш.  Припев: Святая преподобномученице Елисавето, моли Бога о нас. К кому прибегну в нищете моей,/аще не к тебе, святая преподобномученице Елисавето?/Обнажися душа моя от всякия добродетели,/уязвися от прилогов вражиих./Но вем нищелюбие твое,/яко николиже отринула еси просящаго:/аще ли убог, и аще и грешен, аще и злое сердце име./Тако и мене недостойнаго и уничиженнаго не отжени,/но помолися Господеви о исправлении жития моего.  Припев: Святая преподобномученице Елисавето, моли Бога о нас. Да не будет мне в осуждение молитвословие сие,/из глубины зол моих возносимое:/хотят бо сомкнутися надо мною волны моря житейскаго,/и пути благаго не вем./Но ты помолися о мне, святая Елисавето,/хотящи мене спасти и на стезю правую наставити./Ты бо и прежде, никем не гнушающися и к немощем грешных снисходящи,/многим путь ко спасению показа.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Приими мене с любовию, милостивая Елисавето,/якоже и всегда принимала еси подобных мне больных и сирых,/и крепостию оскудевших./Утоли глад и жажду,/исцели болезни души моея и, присно ко Христу молящися,/испроси мне у Него еже потребно ко спасению.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Богородице Дево,/радости Виновнаго рождшая,/просвети радостию Твоею сердце мое,/помраченное страстьми многими,/тьмою уныния плененное,/лютым разслаблением недугующее./Омый скверну души моея и подаждь ми светлую одежду,/в нейже представ ко Господу, не изгнан буду из чертога брачнаго.  Кондак, глас 2 Величие подвига веры кто повесть:/во глубине земли, яко в раи светлости,/страстотерпица Великая княгиня Елисавета/со Ангелы во псалмех и пениих радовашеся/и, убиение претерпевающи,/о безбожных мучителех взываше:/Господи, прости им грех сей,/не ведят бо, что творят./Тоя молитвами, Христе Боже,/помилуй и спаси души наша. Икос Прежде кончины убиение претерпела еси, Елисавето мученице, егда убийца мужа твоего порази неисцельною раною душу твою, и тако для радостей мира сего умерши, воскресла еси, якоже древле Тавифа, во еже немощным послужити. Сему же подвигу радости нескончаемыя причастившися, напитала еси душу свою светом Божественныя любве; сего ради не убоялася еси мучителей, убивающих тело, егоже разрешившися, душею востекла еси ко Господу, Егоже моли помиловати и спасти души наша. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

С детства сердце Эллы было исполнено сострадательной любовью к людям. Принятие православия лишь усилило желание молодой княгини помогать страждущим. Она отдавала себя на служение тем, кто испытывал мучение от различных болезней, возглавив Московское управление Красного Креста. Сопереживая трагедиям простых людей, протягивая руку помощи нуждающимся по первому зову, могла ли представить Елизавета Федоровна, какой трагический жизненный путь предстоит ей пройти. В 1905-м году от разрыва бомбы, брошенной террористом, погибает её муж – князь Сергей Александрович. Смерть супруга привела скорбящую вдову к кардинальной перемене образа жизни. Протопресвитер Михаил Польский так вспоминал об этом этапе жизни святой: «Пережитый ужас оставил в ее душе глубокую рану, которая зажила лишь тогда, когда она устремила свои глаза на созерцание того, что не от мира сего». Последовав заповеди Христа, она разделила свое имущество между ближайшими родственниками, часть вернула в казну, а на большую часть оставшихся денег приобрела усадьбу в центре Москвы, где основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Там же, в 1909-м году она принимает монашеский постриг. В письмах Елизавета Федоровна раскрывает душевные переживания, сподвигшие ее на отречение от мира. «Я приняла это не как крест, а как путь, изобилующий светом, который указал мне Господь. Я обручаюсь Христу и Его делу, я все, что могу, отдаю Ему и ближним», – пишет княгиня. В этих глубоких словах – ключ к пониманию полноты настоящего монашеского подвига. Монастырская деятельность княгини Елизаветы была многогранной. Она создала при обители лучшую в городе хирургическую больницу и библиотеку для просвещения бедняков, открыла школу для неблагополучных подростков. Когда страна переживала Русско-японскую войну, княгиня открыла под Новороссийском госпиталь для раненных солдат. Милосердие и простота святой Елизаветы не знали границ. Сохранилось воспоминание о том, как однажды княгиня должна была приехать в приют для маленьких девочек-сирот. Все готовились достойно встретить свою благодетельницу. Девочкам сказали: «Войдет великая княгиня, вы все хором: " Здравствуйте " – и целуйте ручки». Когда Елизавета Федоровна переступила порог, она услышала хор детских голосов: «Здравствуйте и целуйте ручки!» – и все протянули свои ручки княгине. Воспитательницы ужаснулись: что же будет! Но великая княгиня, прослезившись, подошла к каждой из девочек и всем поцеловала их маленькие детские ручки.

http://pravoslavie.ru/124606.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010