«Великая княгиня Елизавета Федоровна — один из самых светлых образов в истории нашей Церкви, истории нашей страны. У нее удивительная судьба, и мы сегодня услышим рассказ об этой судьбе, который прозвучит на фоне музыки. Единство музыки и текста будет нам напоминанием о светлом облике великой княгини. Ее жизнь пришлась на переломный момент нашей истории. Будучи внучкой английской королевы Виктории, немкой по рождению и англичанкой по воспитанию, она вышла замуж за московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, когда, казалось бы, ничто не предвещало беды, когда страна жила своей жизнью: развивались промышленность и культура, бурлила жизнь церковная и жизнь политическая. Но обстоятельства сложились так, что именно в то время, когда великая княгиня Елисавета Феодоровна жила в нашей стране, на ее глазах произошли перемены, которые привели к страшной катастрофе. И она стала одной из жертв этой катастрофы. По-человечески ее судьба была глубоко трагической, но Божественный промысл, который действует и в судьбах целых народов, и в судьбе Церкви, и в судьбе каждого отдельного человека, распорядился ее судьбой совершенно особым образом. Вряд ли она могла представить, когда ехала в Россию, как закончится ее жизнь. Когда же заканчивалась жизнь Елисаветы Феодоровны, вряд ли она могла представить себе, что сегодня, спустя 150 лет после ее рождения, мы будем вспоминать и прославлять ее как преподобномученицу и нашу небесную покровительницу. Святая великая княгиня Елисавета делала очень много доброго до начала и во время Первой мировой войны, а также в начале гражданской войны, и это ее доброе делание прервалось только тогда, когда она была арестована и вслед за Христом взошла на свою Голгофу. Мы вспоминаем ее как выдающийся образец христианского смирения, христианского доброделания, христианской доброты. В наше время, когда нам порой так не хватает доброго и ласкового слова, когда оскудела в людях любовь, когда нам просто не хватает доброты и человеческого тепла, образ преподобномученицы Елисаветы Феодоровны согревает наши сердца и служит путеводной звездой для всех, кто хочет сегодня повторять ее подвиг и продолжать ее служение».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3822772...

В качестве главного средства от недугов настоятельница всегда предлагала исповедь и причастие. Она говорили: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность». Сестры обители проходили курс обучения медицинским знаниям. Главной их задачей было посещение больных, бедных, брошенных детей, оказание им медицинской, материальной и моральной помощи. В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались врачи. Исцеленные пациенты плакали, уходя из Марфо-Мариинской больницы, расставаясь с «великой матушкой», как они называли настоятельницу. При обители работала воскресная школа для работниц фабрики. Любой желающий мог пользоваться фондами прекрасной библиотеки. Действовала бесплатная столовая для бедных. Настоятельница Марфо-Мариинской обители считала, что главное все же не больница, а помощь бедным и нуждающимся. Обитель получала до 12000 прошений в год. О чем только ни просили: устроить на лечение, найти работу, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу за границу. Она находила возможности для помощи духовенству — давала средства на нужды бедных сельских приходов, которые не могли отремонтировать храм или построить новый. Она ободряла, укрепляла, помогала материально священникам — миссионерам, трудившимся среди язычников крайнего севера или инородцев окраин России. Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Елисавета Феодоровна в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елисаветой» или «матушкой». Полиция постоянно предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. В ответ на это великая княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Она старалась спасать детей Хитровки. Ее не пугали нечистота, брань, потерявший человеческий облик лица. Она говорила: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено».

http://pravoslavie.ru/27200.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Великая княгиня Елисавета Феодоровна и ее духовник протоиерей Митрофан Сребрянский (преподобноисповедник Сергий). Рассказывает искусствовед, экскурсовод Н.Н. Стремина. Ведущая — Елена Смирнова. Ч. 1. 21.07.2020 22:00 Елена Александровна Смирнова Господь устраивает для нас промыслительные встречи и ведет рядом людей, которые, казалось, не должны были даже чисто географически попасть в поле нашего зрения на жизненном пути. Вот так и протоиерею Митрофану Сребрянскому, который служил в Орле, случилось встретиться и провести почти всю жизнь рядом с великой княгиней Елисаветой Феодоровной — супругой московского генерал-губернатора, затем настоятельницей обители милосердия... В первой части своего рассказа искусствовед, экскурсовод Марфо-Мариинской обители Наталья Николаевна Стремина повествует о начале их дружбы, о том, почему скромный провинциальный священник так поразил душу будущей преподобномученицы, что именно его она выбрала духовником и составителем Устава Марфо-Мариинской обители. Вы услышите письма великой княгини, где она восторгается духоносным батюшкой, а также отрывки из «Дневника полкового священника 51-го драгунского (позднее 17-го гусарского) Черниговского Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны полка Митрофана Васильевича Сребрянского» (из времен Русско-японской войны) - знаменитой в дореволюционной России книги, в которой отец Митрофан представляет особенности служения полковых священников в боевой обстановке и духовной помощи раненым и умирающим русским солдатам, которых Господь призывал к Себе в минуты их душевной высоты и жертвенной любви к Родине. Ч. 1. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2020/07/21/22-0...

Елисавета — дважды святая Она бросилась к нему, растерзанному взрывом. Никакой истерики, никаких слез – великая княгиня, бледная, со стеклянным взглядом, стала собирать по площади обрывки одежды, вещи, останки мужа. Позже она говорила своей сестре, что в тот момент думала только об одном: Скорее, скорее, Сергей так не любил беспорядок и кровь. 18 июля, 2016 Она бросилась к нему, растерзанному взрывом. Никакой истерики, никаких слез – великая княгиня, бледная, со стеклянным взглядом, стала собирать по площади обрывки одежды, вещи, останки мужа. Позже она говорила своей сестре, что в тот момент думала только об одном: Скорее, скорее, Сергей так не любил беспорядок и кровь. Содержание статьи Святыми не рождаются. Святым человека делает жизнь: его окружение, воспитание, впитанные книги, услышанные слова, совершенные поступки, принятые решения. Что послужило предпосылкой к тому, чтоб воспитанную в роскошных домах Европы принцессу Гессен-Дармштадтскую Елизавету еще при жизни называли ангелом? Ангелом-хранителем Москвы… Любимая мама и любимая святая На самом деле, не в такой уж роскоши росла маленькая Элла — одна из семерых детей английской принцессы Алисы и немецкого великого герцога Людвига IV. При дворе было принято воспитывать детей в строгости. “Принцессы ничуть не лучше и не выше всех остальных людей”, — эту мысль внушали им с детства. С юности Элла была пленена образом католической святой XIII века, Елизаветы Венгерской. Она так же, как принцесса Гессен-Дармштадтская, происходила из королевского рода, и в 14 лет была выдана замуж. Все свободное время помогала нуждающимся, раздавала свое имущество для этой цели, и кроме того взяла на себя особое попечение о прокаженных. После гибели мужа в шестом крестовом походе Елизавета Венгерская целиком и полностью посвятила свою жизнь делам милосердия и принесла монашеские обеты, вместе с несколькими служанками. Последние годы она работала в построенной ею больнице для бедных. Пример любимой святой оказал сильное влияние на Елизавету Федоровну , хотя, конечно, она не могла знать, что во многом повторит ее судьбу…

http://pravmir.ru/svyataya-eisaveta-ange...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Смирением достоинство княжеское сокрывши,/богомудрая Елисавето,/сугубым служением Марфы и Марии/Христа почтила еси./Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши,/яко жертва праведная Богу принеслася еси./Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя,/яко истинную наставницу усердно просим тя:/святая мученице великая княгине Елисавето,//моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Перевод: В смирении скрыв княжеское достоинство, Богомудрая Елисавета, особым служением Марфы и Марии ты почтила Христа. Милосердием, терпением и любовью себя предочистив, как жертва праведная ты принесла себя Богу. Мы же, почитая добродетельное житие и мучения твои, как истинную наставницу усердно просим тебя: «Святая мученица великая княгиня Елизавета, моли Христа Бога о спасении и просвещении душ наших». Кондак, глас 5 От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе Небесней, молящи за врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших. Перевод: От царственной славы (земной), подняв Крест Христов, ты перешла к славе Небесной, молясь о врагах, и обрела ты радость вечную, святая мученица княгиня Елисавета, с мученицей Варварой. Потому молим вас: «Молите о душах наших». Молитва 1-я О, великая княгине, святая преподобномученице Елисавето, Российская похвало, града Москвы преславное украшение и Святыя Земли священное достояние! Ты во дни жития твоего веру, надежду, любовь неложны стяжавши, милосердием к страждущим светло просияла еси. Терпением же скорбей и искушений образ смирения ближним явивши, изгнанием и страданьми житие увенчала еси и во Царствии Небеснем ныне пребываеши. Сего ради молим тя, страстотерпице святая, молитвами твоими даруй нам сердце смиренное и покаянное, милосердие неоскудевающее, служение ближним жертвенное, терпение непоколеблемое, мужество в скорбех и обстояниих неослабевающее, в страшный же час смертный упование твердое на Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва 2-я

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pre...

Даже если бы великая княгиня Елисавета ничего более не совершила, а лишь пострадала ради Христа так, как пострадала, мы бы ее сегодня прославляли. Но, как правильно сказала игумения Елисавета, ее кончина была венцом ее жизни — в этой кончине словно сфокусировалось все то, чем она жила, во что верила, что было ей дорого, ради чего она готова была умереть. А это был Господь Иисус Христос, Который открылся ее сердцу, ее разуму, и она восприняла Христа Спасителя всей силой своей души — и это эпоху в так называемого модерна, когда ко Христу мало кто обращался, а бльшая часть интеллигенции от Него отказывалась, обольщенная чужими идеями и чужими философскими взглядами. Поэтому весь жизненный путь великой княгини Елисаветы — это путь абсолютно замечательный, который для очень многих может служить примером; а кончина, действительно, — царственный венец этого пути. И сегодня, вспоминая события 100-летней давности, мы возносим молитвы ко святой преподобномученице великой княгине Елисавете и просим ее молиться пред лицом Божиим о земле нашей, о Церкви нашей и о всех тех, кто в своей жизни желает повторить хотя бы часть ее жизненного подвига, связанного с трудами милосердия и благотворительности. Хотел бы поблагодарить игумению Елисавету и всех, кто содействовал возрождению этой святой обители, приведению ее в дивный порядок, какой мы сейчас видим. Вспоминаю свое первое посещение этого места, когда здесь еще не было обители, а лишь некое сестричество, — и как же то первое впечатление разнится от сегодняшнего! Сегодня сердце мое действительно исполнено благодарности Богу за все то, что здесь произошло. И не только с точки зрения благоукрашения, но и с точки зрения организации многих служб, направленных на оказание помощи ближним, а значит, на продолжение в этом месте подвига святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. И дай Бог, чтобы это служение укреплялось в нашей Церкви — в епархиях, монастырях, приходах. Вера без дел мертва есть (Иак. 2:26). Если мы не будем споспешествовать в добрых делах, то вера наша будет угасать, ибо добрые дела — как кислород, необходимый для того, чтобы пламя горело; а когда нет кислорода, пламя затухает, сколько бы горючего ни было. Точно так же и жизнь христианина затухает вне зависимости от сана, от положения в Церкви, от образованности, от всего, чем человек наполняет свой интеллект и свою жизнь, если нет добрых дел. Добрые дела — это кислород, без которого не может возгораться пламя веры, и да поможет нам святая преподобномученица Елисавета хотя бы частично повторить то, что она совершила, и стать наследниками ее славы — славы той, которая жизнь свою посвятила ближним. Собственно, это и есть идеал христианского бытия, и если каждый из нас будет стараться так жить, то жизнь наша изменится до неузнаваемости. Пусть пример преподобномученицы великой княгини Елисаветы укрепляет нас на всех путях наших нашей христианской жизни. Аминь.

http://pravoslavie.ru/116424.html

Недаром в Русском народе есть поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Неужели мы считаем, что можем лучше понимать кто есть Григорий Распутин, чем святая Царская Семья, которая с ним общалась лично?! – А как быть с недоверительным отношением к старцу Григорию преподобномученицы Елисаветы Феодоровны? Знаю, что это многих смущает и уводит от его почитания... – Дело в том, что Великая Княгиня в своих представлениях о старце Григории руководствовалась в основном тем, что ей рассказывало ее московское окружение и великосветская фронда (оппозиция, – примеч. ред. ). Живя в Москве, она, к сожалению, попала под влияние интриг аристократии, наплетенных вокруг царского двора. Личного общения с Григорием Ефимовичем Елисавета Феодоровна не поддерживала, а лишь мельком видела его. И потому собственное безпристрастное мнение об этом человеке Княгиня составить не могла, а своей сестре поверить не получилось. В этом и заключается драматизм отношений между царственными сестрами, в том числе их последней встречи в Александровском дворце. У них было разное служение, и свой личный крест каждая из этих великих женщин-подвижниц пронесла до конца. Через мученическую кончину они воссоединились во Христе. Это непостижимый Промысл Божий. И акцентировать внимание на их разногласии относительно Григория Ефимовича, из-за этого разводить их в два противоборствовавших лагеря – по меньшей мере неразумно и несправедливо по отношению к их памяти. По поводу же непосредственного знакомства читателей с наследием Григория Ефимовича могу еще привести пример. Однажды я дал прочитать несколько глав из книги «Вериги любви» одному далекому от царской темы священнику. Автора намеренно не указал и попросил после ознакомления поделиться мнением об общем, так сказать, духе написанного. И он засвидетельствовал, что это слова человека глубокой духовной жизни, действительно опытного подвижника. И как же потом тот батюшка удивился, когда я открыл ему имя автора! Есть и еще одно убедительное, как мне кажется, свидетельство о дерзновении Григория Ефимовича пред Богом.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/6/pro...

Снег, кровь, обрывки искорёженной кареты, куски разорванной плоти. В современных фильмах этот эпизод не раз пытались показать, но, наверное, все равно тяжело представить себе состояние Елизаветы, прибежавшей на место убийства любимого мужа. Она бросилась к нему, растерзанному взрывом. Никакой истерики, никаких слез – великая княгиня, бледная, со стеклянным взглядом, стала собирать по площади обрывки одежды, вещи, останки мужа. Позже она говорила своей сестре, что в тот момент думала только об одном: «Скорее, скорее, Сергей так не любил беспорядок и кровь». В первые дни после трагедии она ничего не ела, много молилась. И на похоронах словно была в оцепенении, не плакала, а только повторяла, держа за руки племянников: “Он так вас любил”. Потом — пришло решение идти в камеру к убийце, просить его подумать о душе, о покаянии и – показавшееся многим безумием – прошение императору о помиловании преступника. А после — она приняла постриг. Кажется, она уже была святой… Благотворительность – как мода? Бог судил ей дополнить личную святость делами, которым несть числа. После пострига Елизавета Федоровна воплотила свою мечту — сестричество милосердия, Марфо-Мариинскую обитель. Обитель и по сей день носит отпечаток светлой грусти. Елизавета с двойной энергией взялась за то, что сегодня бы назвали социальной работой. Кому-то благотворительность, которой занималась фамилия Романовых и знать вообще в конце 19 — начале 20 веков, покажется крошками с барского стола, небрежно кидаемыми нуждающимся как дань моде и своему положению. Это заблуждение — во всяком случае, в отношении великой княгини Елизаветы Федоровны. Вся ее сущность была в том, чтобы отдавать себя — впитанная с молоком матери, с опытом жизни. Достаточно было видеть, о каких бытовых мелочах она заботится, устраивая больницу или гимназию. Это было делом жизни, работой, своего рода профессией, которой отдавались все силы, вся изобретательная и творческая энергия. “Я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером, у меня нет ни ума, ни таланта — ничего у меня нет, кроме любви к Христу. Преданность Ему мы можем выразить, утешая других людей — именно так мы отдадим Ему свою жизнь”, — писала великая княгиня.

http://pravmir.ru/svyataya-eisaveta-ange...

Аптечка врача РОКК – Какие интересные экспонаты есть в Музее? – Есть у нас медицинские принадлежности, книги и вещи, которыми сестры милосердия пользовались в мирное и военное время. Одна витрина полностью посвящена участнице Первой мировой войны фельдшерице Е.С. Григоровой. До войны она была провизором в клинике Императорского Московского университета. После войны, 15 декабря 1916 года, ее наградили золотым нагрудным знаком РОКК на Анненской ленте. В музее хранятся ее Библия, инструменты, халат, удостоверение, подписанное профессором клиники Савельевым, поздравительные открытки, коньки и многое другое. Елизаветинский жетон Помимо жетонов Крестовоздвиженской общины, которые выдавали благотворителям за пожертвования более 10 рублей, в музее находится жетон Елизаветинской общины. Такой жетон выдавался всем, кто вносил пожертвование на эту общину. Создав ее в Санкт-Петербурге в 1903-м году, Великая княгиня Елизавета Федоровна использовала этот опыт при основании в Москве знаменитой Марфо-Мариинской обители. Выпуская в большую жизнь девушек-сирот, которым она давала в обители образование, Великая княгиня дарила им сервизы. Одну тарелочку с вензелем Елизаветы Федоровны подарил нашему музею владыка Пантелеимон. Витрина с формой сестер В нашей экспозиции есть форма девяти общин сестер милосердия: «Утоли моя печали», Александровской, Кауфмановской, Елизаветинской, Свято-Димитриевской и других. Форма в годы Второй мировой войны – это пилотка и обычный халат медсестры. В музее есть экспонаты, связанные и с именами таких светил медицины, как святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, и Николай Иванович Пирогов, который первым в медицинской практике начал использовать труд женщин в военных условиях, изобрел и применил сортировку раненых. Николай Иванович Пирогов первым в медицинской практике начал использовать труд женщин в военных условиях – Вы являетесь сестрой милосердия Свято-Димитриевской общины. Чем занимается именно ваша община? – Наши сестры в основном занимаются уходом за больными. Есть патронажная служба, курсы православных нянь. Сестры работают в психоневрологическом интернате, в детском интернате, в богадельне, в травматологических и неврологических отделениях больниц Святителя Алексия и Первой Градской, посещают военные госпитали. Владыка Пантелеимон создал домовые храмы при таких больницах как Морозовская, РДКБ, Бакулевский институт и другие. Поэтому владыку называют доктором Айболитом города Москвы.

http://pravoslavie.ru/157061.html

Трагические события в жизни сближают людей. После этой поездки на Урал иг. Серафим стал братом во Христе и духовником 158 Елисаветы Федоровны. «В Житии преподобномученицы о. Серафим называется её другом и духовником» Великая княгиня увидела в Белогорском скитоначальнике священника и монаха, сохранившего ревность, силу и дух о Христе. Между Белогорским игуменом и Великой княгиней велась переписка, жизнь их не разлучала до трагических событий после Октябрьской революции. В середине октября 1917 г., предчувствуя опасность, нависшую над императорской семьей, иг. Серафим выехал в Москву. Он предложил Елисавете Феодоровне уехать на Урал в Алапаевск, где, как он говорил, есть хорошие люди в старообрядческих скитах, которые сумеют сохранить Ваше Высочество. Однако княгиня отказалась из опасений, чтобы ее исчезновение не отразилось на судьбе ее близких. Прощаясь с о. Серафимом, она попросила: «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански» Эта просьба Великой Княгини оказалась пророческой. Игумен Серафим знал о ее желании – быть похороненной в Иерусалиме, на Елеонской горе, возле храма в честь св. равноапостольной Марии Магдалины. Годы эмиграции и кончина о. Серафима (1918–1959) В 1918 г. иг. Серафиму Господь определил скорбную миссию – сопровождать останки убиенной в Алапаевске Великой княгини к месту ее последнего упокоения. Через Читу и Харбин вместе с отступающей Добровольческой армией в товарных вагонах, с непредвиденными остановками добирался иг. Серафим в Святую Землю. И еще около 40-ка лет земного служения было отпущено ему для молитвы и свидетельства о той «Великой матушке», как называли ее когда-то в Москве, которая добровольно предпочла эмиграции путь крестных страданий на своей новой Родине. Возможно, мощи прмч. Елисаветы так и остались бы в безымянной могиле на Урале или подверглись осквернению, если бы не верность слову и мужество ее Белогорского духовника 1 . Осенью 1918 г. с приходом на Урал армии Колчака был освобожден город Алапаевск, иг. Серафим с двумя послушниками приехали к месту мученической кончины Елисаветы Феодоровны. «8 октября начались работы по извлечению тел новомучеников из шахты Нижняя Селимская. На различной глубине шахты Мальшиков нашёл трупы… 11 октября – Великой княгини Елисаветы Феодоровны…» Игумен Серафим лично участвовал в поисках тел и их извлечении со дна шахты. Ему принадлежит и свидетельство о том, как проходило их погребение: «Вечером 18 октября собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников была отслужена заупокойная всенощная. На отпевании было много народу, ибо собрались люди не только из Алапаевска, но и из окрестных деревень»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010