«Великая княгиня Елизавета Федоровна — один из самых светлых образов в истории нашей Церкви, истории нашей страны. У нее удивительная судьба, и мы сегодня услышим рассказ об этой судьбе, который прозвучит на фоне музыки. Единство музыки и текста будет нам напоминанием о светлом облике великой княгини. Ее жизнь пришлась на переломный момент нашей истории. Будучи внучкой английской королевы Виктории, немкой по рождению и англичанкой по воспитанию, она вышла замуж за московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, когда, казалось бы, ничто не предвещало беды, когда страна жила своей жизнью: развивались промышленность и культура, бурлила жизнь церковная и жизнь политическая. Но обстоятельства сложились так, что именно в то время, когда великая княгиня Елисавета Феодоровна жила в нашей стране, на ее глазах произошли перемены, которые привели к страшной катастрофе. И она стала одной из жертв этой катастрофы. По-человечески ее судьба была глубоко трагической, но Божественный промысл, который действует и в судьбах целых народов, и в судьбе Церкви, и в судьбе каждого отдельного человека, распорядился ее судьбой совершенно особым образом. Вряд ли она могла представить, когда ехала в Россию, как закончится ее жизнь. Когда же заканчивалась жизнь Елисаветы Феодоровны, вряд ли она могла представить себе, что сегодня, спустя 150 лет после ее рождения, мы будем вспоминать и прославлять ее как преподобномученицу и нашу небесную покровительницу. Святая великая княгиня Елисавета делала очень много доброго до начала и во время Первой мировой войны, а также в начале гражданской войны, и это ее доброе делание прервалось только тогда, когда она была арестована и вслед за Христом взошла на свою Голгофу. Мы вспоминаем ее как выдающийся образец христианского смирения, христианского доброделания, христианской доброты. В наше время, когда нам порой так не хватает доброго и ласкового слова, когда оскудела в людях любовь, когда нам просто не хватает доброты и человеческого тепла, образ преподобномученицы Елисаветы Феодоровны согревает наши сердца и служит путеводной звездой для всех, кто хочет сегодня повторять ее подвиг и продолжать ее служение». |
В качестве главного средства от недугов настоятельница всегда предлагала исповедь и причастие. Она говорили: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность». Сестры обители проходили курс обучения медицинским знаниям. Главной их задачей было посещение больных, бедных, брошенных детей, оказание им медицинской, материальной и моральной помощи. В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались врачи. Исцеленные пациенты плакали, уходя из Марфо-Мариинской больницы, расставаясь с «великой матушкой», как они называли настоятельницу. При обители работала воскресная школа для работниц фабрики. Любой желающий мог пользоваться фондами прекрасной библиотеки. Действовала бесплатная столовая для бедных. Настоятельница Марфо-Мариинской обители считала, что главное все же не больница, а помощь бедным и нуждающимся. Обитель получала до 12000 прошений в год. О чем только ни просили: устроить на лечение, найти работу, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу за границу. Она находила возможности для помощи духовенству — давала средства на нужды бедных сельских приходов, которые не могли отремонтировать храм или построить новый. Она ободряла, укрепляла, помогала материально священникам — миссионерам, трудившимся среди язычников крайнего севера или инородцев окраин России. Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Елисавета Феодоровна в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елисаветой» или «матушкой». Полиция постоянно предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. В ответ на это великая княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Она старалась спасать детей Хитровки. Ее не пугали нечистота, брань, потерявший человеческий облик лица. Она говорила: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено». |
Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Великая княгиня Елисавета Феодоровна и ее духовник протоиерей Митрофан Сребрянский (преподобноисповедник Сергий). Рассказывает искусствовед, экскурсовод Н.Н. Стремина. Ведущая — Елена Смирнова. Ч. 1. 21.07.2020 22:00 Елена Александровна Смирнова Господь устраивает для нас промыслительные встречи и ведет рядом людей, которые, казалось, не должны были даже чисто географически попасть в поле нашего зрения на жизненном пути. Вот так и протоиерею Митрофану Сребрянскому, который служил в Орле, случилось встретиться и провести почти всю жизнь рядом с великой княгиней Елисаветой Феодоровной — супругой московского генерал-губернатора, затем настоятельницей обители милосердия... В первой части своего рассказа искусствовед, экскурсовод Марфо-Мариинской обители Наталья Николаевна Стремина повествует о начале их дружбы, о том, почему скромный провинциальный священник так поразил душу будущей преподобномученицы, что именно его она выбрала духовником и составителем Устава Марфо-Мариинской обители. Вы услышите письма великой княгини, где она восторгается духоносным батюшкой, а также отрывки из «Дневника полкового священника 51-го драгунского (позднее 17-го гусарского) Черниговского Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны полка Митрофана Васильевича Сребрянского» (из времен Русско-японской войны) - знаменитой в дореволюционной России книги, в которой отец Митрофан представляет особенности служения полковых священников в боевой обстановке и духовной помощи раненым и умирающим русским солдатам, которых Господь призывал к Себе в минуты их душевной высоты и жертвенной любви к Родине. Ч. 1. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа: Версия для печати Добавить комментарий |
Елисавета — дважды святая Она бросилась к нему, растерзанному взрывом. Никакой истерики, никаких слез – великая княгиня, бледная, со стеклянным взглядом, стала собирать по площади обрывки одежды, вещи, останки мужа. Позже она говорила своей сестре, что в тот момент думала только об одном: Скорее, скорее, Сергей так не любил беспорядок и кровь. 18 июля, 2016 Она бросилась к нему, растерзанному взрывом. Никакой истерики, никаких слез – великая княгиня, бледная, со стеклянным взглядом, стала собирать по площади обрывки одежды, вещи, останки мужа. Позже она говорила своей сестре, что в тот момент думала только об одном: Скорее, скорее, Сергей так не любил беспорядок и кровь. Содержание статьи Святыми не рождаются. Святым человека делает жизнь: его окружение, воспитание, впитанные книги, услышанные слова, совершенные поступки, принятые решения. Что послужило предпосылкой к тому, чтоб воспитанную в роскошных домах Европы принцессу Гессен-Дармштадтскую Елизавету еще при жизни называли ангелом? Ангелом-хранителем Москвы… Любимая мама и любимая святая На самом деле, не в такой уж роскоши росла маленькая Элла — одна из семерых детей английской принцессы Алисы и немецкого великого герцога Людвига IV. При дворе было принято воспитывать детей в строгости. “Принцессы ничуть не лучше и не выше всех остальных людей”, — эту мысль внушали им с детства. С юности Элла была пленена образом католической святой XIII века, Елизаветы Венгерской. Она так же, как принцесса Гессен-Дармштадтская, происходила из королевского рода, и в 14 лет была выдана замуж. Все свободное время помогала нуждающимся, раздавала свое имущество для этой цели, и кроме того взяла на себя особое попечение о прокаженных. После гибели мужа в шестом крестовом походе Елизавета Венгерская целиком и полностью посвятила свою жизнь делам милосердия и принесла монашеские обеты, вместе с несколькими служанками. Последние годы она работала в построенной ею больнице для бедных. Пример любимой святой оказал сильное влияние на Елизавету Федоровну , хотя, конечно, она не могла знать, что во многом повторит ее судьбу… |
Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Смирением достоинство княжеское сокрывши,/богомудрая Елисавето,/сугубым служением Марфы и Марии/Христа почтила еси./Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши,/яко жертва праведная Богу принеслася еси./Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя,/яко истинную наставницу усердно просим тя:/святая мученице великая княгине Елисавето,//моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Перевод: В смирении скрыв княжеское достоинство, Богомудрая Елисавета, особым служением Марфы и Марии ты почтила Христа. Милосердием, терпением и любовью себя предочистив, как жертва праведная ты принесла себя Богу. Мы же, почитая добродетельное житие и мучения твои, как истинную наставницу усердно просим тебя: «Святая мученица великая княгиня Елизавета, моли Христа Бога о спасении и просвещении душ наших». Кондак, глас 5 От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе Небесней, молящи за врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших. Перевод: От царственной славы (земной), подняв Крест Христов, ты перешла к славе Небесной, молясь о врагах, и обрела ты радость вечную, святая мученица княгиня Елисавета, с мученицей Варварой. Потому молим вас: «Молите о душах наших». Молитва 1-я О, великая княгине, святая преподобномученице Елисавето, Российская похвало, града Москвы преславное украшение и Святыя Земли священное достояние! Ты во дни жития твоего веру, надежду, любовь неложны стяжавши, милосердием к страждущим светло просияла еси. Терпением же скорбей и искушений образ смирения ближним явивши, изгнанием и страданьми житие увенчала еси и во Царствии Небеснем ныне пребываеши. Сего ради молим тя, страстотерпице святая, молитвами твоими даруй нам сердце смиренное и покаянное, милосердие неоскудевающее, служение ближним жертвенное, терпение непоколеблемое, мужество в скорбех и обстояниих неослабевающее, в страшный же час смертный упование твердое на Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва 2-я |
Даже если бы великая княгиня Елисавета ничего более не совершила, а лишь пострадала ради Христа так, как пострадала, мы бы ее сегодня прославляли. Но, как правильно сказала игумения Елисавета, ее кончина была венцом ее жизни — в этой кончине словно сфокусировалось все то, чем она жила, во что верила, что было ей дорого, ради чего она готова была умереть. А это был Господь Иисус Христос, Который открылся ее сердцу, ее разуму, и она восприняла Христа Спасителя всей силой своей души — и это эпоху в так называемого модерна, когда ко Христу мало кто обращался, а бльшая часть интеллигенции от Него отказывалась, обольщенная чужими идеями и чужими философскими взглядами. Поэтому весь жизненный путь великой княгини Елисаветы — это путь абсолютно замечательный, который для очень многих может служить примером; а кончина, действительно, — царственный венец этого пути. И сегодня, вспоминая события 100-летней давности, мы возносим молитвы ко святой преподобномученице великой княгине Елисавете и просим ее молиться пред лицом Божиим о земле нашей, о Церкви нашей и о всех тех, кто в своей жизни желает повторить хотя бы часть ее жизненного подвига, связанного с трудами милосердия и благотворительности. Хотел бы поблагодарить игумению Елисавету и всех, кто содействовал возрождению этой святой обители, приведению ее в дивный порядок, какой мы сейчас видим. Вспоминаю свое первое посещение этого места, когда здесь еще не было обители, а лишь некое сестричество, — и как же то первое впечатление разнится от сегодняшнего! Сегодня сердце мое действительно исполнено благодарности Богу за все то, что здесь произошло. И не только с точки зрения благоукрашения, но и с точки зрения организации многих служб, направленных на оказание помощи ближним, а значит, на продолжение в этом месте подвига святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. И дай Бог, чтобы это служение укреплялось в нашей Церкви — в епархиях, монастырях, приходах. Вера без дел мертва есть (Иак. 2:26). Если мы не будем споспешествовать в добрых делах, то вера наша будет угасать, ибо добрые дела — как кислород, необходимый для того, чтобы пламя горело; а когда нет кислорода, пламя затухает, сколько бы горючего ни было. Точно так же и жизнь христианина затухает вне зависимости от сана, от положения в Церкви, от образованности, от всего, чем человек наполняет свой интеллект и свою жизнь, если нет добрых дел. Добрые дела — это кислород, без которого не может возгораться пламя веры, и да поможет нам святая преподобномученица Елисавета хотя бы частично повторить то, что она совершила, и стать наследниками ее славы — славы той, которая жизнь свою посвятила ближним. Собственно, это и есть идеал христианского бытия, и если каждый из нас будет стараться так жить, то жизнь наша изменится до неузнаваемости. Пусть пример преподобномученицы великой княгини Елисаветы укрепляет нас на всех путях наших нашей христианской жизни. Аминь. |
Недаром в Русском народе есть поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Неужели мы считаем, что можем лучше понимать кто есть Григорий Распутин, чем святая Царская Семья, которая с ним общалась лично?! – А как быть с недоверительным отношением к старцу Григорию преподобномученицы Елисаветы Феодоровны? Знаю, что это многих смущает и уводит от его почитания... – Дело в том, что Великая Княгиня в своих представлениях о старце Григории руководствовалась в основном тем, что ей рассказывало ее московское окружение и великосветская фронда (оппозиция, – примеч. ред. ). Живя в Москве, она, к сожалению, попала под влияние интриг аристократии, наплетенных вокруг царского двора. Личного общения с Григорием Ефимовичем Елисавета Феодоровна не поддерживала, а лишь мельком видела его. И потому собственное безпристрастное мнение об этом человеке Княгиня составить не могла, а своей сестре поверить не получилось. В этом и заключается драматизм отношений между царственными сестрами, в том числе их последней встречи в Александровском дворце. У них было разное служение, и свой личный крест каждая из этих великих женщин-подвижниц пронесла до конца. Через мученическую кончину они воссоединились во Христе. Это непостижимый Промысл Божий. И акцентировать внимание на их разногласии относительно Григория Ефимовича, из-за этого разводить их в два противоборствовавших лагеря – по меньшей мере неразумно и несправедливо по отношению к их памяти. По поводу же непосредственного знакомства читателей с наследием Григория Ефимовича могу еще привести пример. Однажды я дал прочитать несколько глав из книги «Вериги любви» одному далекому от царской темы священнику. Автора намеренно не указал и попросил после ознакомления поделиться мнением об общем, так сказать, духе написанного. И он засвидетельствовал, что это слова человека глубокой духовной жизни, действительно опытного подвижника. И как же потом тот батюшка удивился, когда я открыл ему имя автора! Есть и еще одно убедительное, как мне кажется, свидетельство о дерзновении Григория Ефимовича пред Богом. |
Снег, кровь, обрывки искорёженной кареты, куски разорванной плоти. В современных фильмах этот эпизод не раз пытались показать, но, наверное, все равно тяжело представить себе состояние Елизаветы, прибежавшей на место убийства любимого мужа. Она бросилась к нему, растерзанному взрывом. Никакой истерики, никаких слез – великая княгиня, бледная, со стеклянным взглядом, стала собирать по площади обрывки одежды, вещи, останки мужа. Позже она говорила своей сестре, что в тот момент думала только об одном: «Скорее, скорее, Сергей так не любил беспорядок и кровь». В первые дни после трагедии она ничего не ела, много молилась. И на похоронах словно была в оцепенении, не плакала, а только повторяла, держа за руки племянников: “Он так вас любил”. Потом — пришло решение идти в камеру к убийце, просить его подумать о душе, о покаянии и – показавшееся многим безумием – прошение императору о помиловании преступника. А после — она приняла постриг. Кажется, она уже была святой… Благотворительность – как мода? Бог судил ей дополнить личную святость делами, которым несть числа. После пострига Елизавета Федоровна воплотила свою мечту — сестричество милосердия, Марфо-Мариинскую обитель. Обитель и по сей день носит отпечаток светлой грусти. Елизавета с двойной энергией взялась за то, что сегодня бы назвали социальной работой. Кому-то благотворительность, которой занималась фамилия Романовых и знать вообще в конце 19 — начале 20 веков, покажется крошками с барского стола, небрежно кидаемыми нуждающимся как дань моде и своему положению. Это заблуждение — во всяком случае, в отношении великой княгини Елизаветы Федоровны. Вся ее сущность была в том, чтобы отдавать себя — впитанная с молоком матери, с опытом жизни. Достаточно было видеть, о каких бытовых мелочах она заботится, устраивая больницу или гимназию. Это было делом жизни, работой, своего рода профессией, которой отдавались все силы, вся изобретательная и творческая энергия. “Я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером, у меня нет ни ума, ни таланта — ничего у меня нет, кроме любви к Христу. Преданность Ему мы можем выразить, утешая других людей — именно так мы отдадим Ему свою жизнь”, — писала великая княгиня. |
Аптечка врача РОКК – Какие интересные экспонаты есть в Музее? – Есть у нас медицинские принадлежности, книги и вещи, которыми сестры милосердия пользовались в мирное и военное время. Одна витрина полностью посвящена участнице Первой мировой войны фельдшерице Е.С. Григоровой. До войны она была провизором в клинике Императорского Московского университета. После войны, 15 декабря 1916 года, ее наградили золотым нагрудным знаком РОКК на Анненской ленте. В музее хранятся ее Библия, инструменты, халат, удостоверение, подписанное профессором клиники Савельевым, поздравительные открытки, коньки и многое другое. Елизаветинский жетон Помимо жетонов Крестовоздвиженской общины, которые выдавали благотворителям за пожертвования более 10 рублей, в музее находится жетон Елизаветинской общины. Такой жетон выдавался всем, кто вносил пожертвование на эту общину. Создав ее в Санкт-Петербурге в 1903-м году, Великая княгиня Елизавета Федоровна использовала этот опыт при основании в Москве знаменитой Марфо-Мариинской обители. Выпуская в большую жизнь девушек-сирот, которым она давала в обители образование, Великая княгиня дарила им сервизы. Одну тарелочку с вензелем Елизаветы Федоровны подарил нашему музею владыка Пантелеимон. Витрина с формой сестер В нашей экспозиции есть форма девяти общин сестер милосердия: «Утоли моя печали», Александровской, Кауфмановской, Елизаветинской, Свято-Димитриевской и других. Форма в годы Второй мировой войны – это пилотка и обычный халат медсестры. В музее есть экспонаты, связанные и с именами таких светил медицины, как святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, и Николай Иванович Пирогов, который первым в медицинской практике начал использовать труд женщин в военных условиях, изобрел и применил сортировку раненых. Николай Иванович Пирогов первым в медицинской практике начал использовать труд женщин в военных условиях – Вы являетесь сестрой милосердия Свято-Димитриевской общины. Чем занимается именно ваша община? – Наши сестры в основном занимаются уходом за больными. Есть патронажная служба, курсы православных нянь. Сестры работают в психоневрологическом интернате, в детском интернате, в богадельне, в травматологических и неврологических отделениях больниц Святителя Алексия и Первой Градской, посещают военные госпитали. Владыка Пантелеимон создал домовые храмы при таких больницах как Морозовская, РДКБ, Бакулевский институт и другие. Поэтому владыку называют доктором Айболитом города Москвы. |
Трагические события в жизни сближают людей. После этой поездки на Урал иг. Серафим стал братом во Христе и духовником 158 Елисаветы Федоровны. «В Житии преподобномученицы о. Серафим называется её другом и духовником» Великая княгиня увидела в Белогорском скитоначальнике священника и монаха, сохранившего ревность, силу и дух о Христе. Между Белогорским игуменом и Великой княгиней велась переписка, жизнь их не разлучала до трагических событий после Октябрьской революции. В середине октября 1917 г., предчувствуя опасность, нависшую над императорской семьей, иг. Серафим выехал в Москву. Он предложил Елисавете Феодоровне уехать на Урал в Алапаевск, где, как он говорил, есть хорошие люди в старообрядческих скитах, которые сумеют сохранить Ваше Высочество. Однако княгиня отказалась из опасений, чтобы ее исчезновение не отразилось на судьбе ее близких. Прощаясь с о. Серафимом, она попросила: «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански» Эта просьба Великой Княгини оказалась пророческой. Игумен Серафим знал о ее желании – быть похороненной в Иерусалиме, на Елеонской горе, возле храма в честь св. равноапостольной Марии Магдалины. Годы эмиграции и кончина о. Серафима (1918–1959) В 1918 г. иг. Серафиму Господь определил скорбную миссию – сопровождать останки убиенной в Алапаевске Великой княгини к месту ее последнего упокоения. Через Читу и Харбин вместе с отступающей Добровольческой армией в товарных вагонах, с непредвиденными остановками добирался иг. Серафим в Святую Землю. И еще около 40-ка лет земного служения было отпущено ему для молитвы и свидетельства о той «Великой матушке», как называли ее когда-то в Москве, которая добровольно предпочла эмиграции путь крестных страданий на своей новой Родине. Возможно, мощи прмч. Елисаветы так и остались бы в безымянной могиле на Урале или подверглись осквернению, если бы не верность слову и мужество ее Белогорского духовника 1 . Осенью 1918 г. с приходом на Урал армии Колчака был освобожден город Алапаевск, иг. Серафим с двумя послушниками приехали к месту мученической кончины Елисаветы Феодоровны. «8 октября начались работы по извлечению тел новомучеников из шахты Нижняя Селимская. На различной глубине шахты Мальшиков нашёл трупы… 11 октября – Великой княгини Елисаветы Феодоровны…» Игумен Серафим лично участвовал в поисках тел и их извлечении со дна шахты. Ему принадлежит и свидетельство о том, как проходило их погребение: «Вечером 18 октября собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников была отслужена заупокойная всенощная. На отпевании было много народу, ибо собрались люди не только из Алапаевска, но и из окрестных деревень» |
| |