1 Общие постановления Училища девиц духовного звания переименованы: «женскими училищами духовного ведомства». (Выс. пов. 8 Июля 1874 г. П. С. 3. 53621.) Женские училища духовного ведомства состоят под Августейшим покровительством Государыни Императрицы, так что дела по этим учреждениям, на основании их уставов, представляются на разрешение Ее Величества Государыни Императрицы. (2 Июня 1880 г. Собр. узак. 80 ст. 608.) Для предоставления родителям и разным благотворительным лицам большей возможности помещать девиц духовного звания в Царскосельское, Ярославское, Казанское и Иркутское училища на свой счет, признано полезным сокращать, по мере надобности, число казеннокоштных воспитанниц, а вместо того принимать в них в большем, против устава, количестве пансионерок. (Выс. пов. 12 Июля 1858 г. по докл. Обер-прокурора.) Священнослужители, желающие поместить на собственный счет дочерей, или родственников своих в состоящие под Августейшим Ее Величества покровительством училища девиц духовного звания, при прошениях своих об этом, представляют удостоверенные епархиальным начальством свидетельства о том, что они имеют возможность вносить положенную на содержание в училище девиц сумму исправно в течение всего учебного курса, продолжающегося шесть лет. (Указ. 30 Июня 1859 г.) Поступающим в женские училища духовного ведомства детям производится предварительное испытание, ограничивающееся уменьем читать и знанием молитв: «Царю Небесный», «Слава Отцу», «Пресвятая Троице», «Отче наш» и Богородице Дево радуйся». Представляемым к поступлению в училища, предварительно составляется список подлежащих поступлению по принятому порядку, а затем производятся испытание и прием в училище при начале учебного года. По составлении списков девиц, удостоенных приема в училище, представляются такие списки на Высочайшее утверждение Государыни Императрицы, в ожидании которого начинается с предназначенными к приему в училище учебный курс. (5 – 22 Мая 1876 г. 706. Ц. В. 22.) Должностные лица в женских училищах духовного ведомства, состоящих под Высочайшим покровительством Государыни Императрицы, пользуются служебными правами и преимуществами, которые предоставлены им уставами и штатами тех заведений и дополнительными к ним постановлениями. (Ст. 18 прил. к ст. 318 Т. 3 Уст. Пенс. по прод. Св. Зак. 1879 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

(25 Мая – 8 Июля 1878 г. 824). Примечание 4. Требование возврата денег за содержание воспитанников не распространяется на воспитанников семинарии, уволенных по малоспособности и малоуспешности, или исключенных за неодобрительное поведение по распоряжению начальства. (Опред. 1 – 14 Декабря 1871 г). Советам духовных академий принадлежит право увольнять от обязательной службы только тех академических воспитанников, которые возвращают следующие за содержание их в семинарии или духовной академии деньги, до определения их на духовно-учебную службу, увольнение же от обязательной службы воспитанников духовных академий, уже состоящих преподавателями духовно-учебных заведений, совершается с разрешения Святейшего Синода. (Указ. 6 Января 1874 г. 2). Поступившие на духовно-училищную службу казеннокоштные воспитанники академий, прежде выслуги ими обязательного за воспитание в академии срока, могут просить об увольнении их от этой службы, или о перемещении в другой род службы, или же в другое ведомство не иначе, как по выполнении ими изложенного в § 161 Уст. Дух. Акад. требования на счет возврата следующей за содержание их в академии суммы. Изъятие из этого может быть допускаемо лишь в особо уважительных случаях, и только с особого, каждый раз, разрешения Святейшего Синода. (Указ. 19 Мая 1871 г. 32). Начальства духовно-учебных заведений и других мест духовного ведомства, в которых могут находиться на службе казеннокоштные академические воспитанники, в случае желания этих последних оставить службу или перейти в другие ведомства, прежде выслуги по духовному ведомству обязательного за академическое воспитание срока, представляют, каждый раз, о таких лицах Святейшему Синоду; правило это соблюдается и епархиальными начальствами относительно тех из казеннокоштных воспитанников, которые, по выпуске из академии, быв обращены в епархиальное ведомство, захотят, до выслуги обязательного по духовному ведомству срока, уволиться из этого ведомства и поступить на службу в другие ведомства. (Указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В виду увеличивающейся с каждым годом дороговизны на предметы первой необходимости, положено ассигнуемый на содержание каждой воспитанницы Царскосельского училища духовного ведомства оклад возвысить вместо 80 р. 290 до 100 р. в год как для казеннокоштных воспитанниц, так и для пансионерок, поступающих в это училище. (20 Марта – 7 Апреля 1881 г. Ц. В. 30.) При Царскосельском, равно и Ярославском училищах девиц духовного ведомства, почетные блюстители определяются из купеческого звания, с освобождением их, доколе будут находиться в этом звании, от другой общественной службы, в утверждении же и увольнении их от должностей предписано руководствоваться тем порядком, какой положен по училищным уставам для определения и увольнения смотрителей домов поименованных училищ. (30 Апреля 1851 г. П. С. 3. 25068.) По Высочайшему повелению 29 Января 1849 г. дозволено при Царскосельском училище девиц духовного ведомства иметь врача – консультанта в пособие штатному врачу и для экстраординарных надобностей без назначения ему жалованья и без означения класса должности. (29 Января 1849 г. П. С. 3. 22968). Равным образом при том же училище учреждена должность архитектора без жалованья, с причислением ей, применительно к нравам архитекторов духовного ведомства, по расписанию должностей к 9 классу, а по мундиру к 10 разряду. (8 – 14 Мая 1867 г. П. С. 3. 44537.) 3 Ярославское училище На тех же главных основаниях, на которых учреждено Царскосельское училище, признано возможным учредить другое воспитательное заведение для девиц духовного звания в г. Солигаличе (Костромской епархии) 291 , с разрешением принимать в него детей, принадлежащих по рождению к епархиям Костромской, Вологодской и Ярославской, с некоторым однако сокращением штатного положения против Царскосельского училища, в отношению к содержанию училища и к числу воспитанниц, которых положено 45, а пансионерок столько, сколько по соображениям местного начальства дозволит удобство помещения, не превышая однако ж числа штатных воспитанниц. (Выс. утв. 4 Июня 1845 г. докл. Обер-прокур.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Через министра же должны были объявляться высочайшие повеления синоду, а равным образом производиться сношения с другими министрами по делам духовного ведомства. Православная духовная иерархия была недовольна «сугубым» министерством, потому что в нем господствующая религия была поставлена рядом со всеми другими, в России существующими, христианскими и даже не христианскими исповеданиями, и что министр образовал собою «средостение» между синодом и высочайшею властью. Через семь лет, в 1824 г., «сугубое» министерство было упразднено; осталось, как и раньше было, министерство народного просвещения с одним департаментом народного просвещения. Три отделения (2-е, 3-е и 4-е) духовных дел других исповеданий, кроме православного, отошли в министерство внутренних дел, составив в нем департамент дух. дел иностранных исповеданий, а первое отделение бывшего департамента дух. дел, т. е. отделение духовных дел греко-российского исповедания, с вышеозначенным кругом его ведомства перешло в ведение обер-прокурора св. синода, который вследствие этого, перестал быть исключительно органом надзора и стал последовательно приближаться к положению министра или главного управляющего особым ведомством. В 1835 году указано было приглашать его, как представителя духовного ведомства в государственный совет и в комитет министров по делам св. синода, комиссии духовных училищ и отделения духовных дел греко-российского исповедания. А когда, с упразднением комиссии духовных училищ в 1839 году, образованы были духовно-учебное управление и хозяйственное управление, оба эти учреждения, с их должностным персоналом и со всем их делопроизводством, были поставлены под главное начальство обер-прокурора. В то же самое время, отделение духовных дел греко-российского исповедания, с причислением к нему еще греко-униатских дел (так как к этому времени последовало воссоединение белорусских униатов с православной церковью), слилось в существовавшее дотоле при обер-прокуроре канцелярию и составило одно учреждение под именем канцелярии обер-прокурора св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

5 . Если браки лиц христианских исповеданий будут совершены Православными священниками, то и расторжение сих браков производится по правилам Православной церкви. (ст. 65 Т. 10, ч. 1, изд. 1887 г.). 6 . Когда лица, в браке состоящие, оба суть иностранных Христианских исповеданий и при том различных, то хотя бы они были венчаны в церквах обоих исповеданий, определение о действительном существовании их брака и законности оного подлежит суду того вероисповедания, коего священник произвел первое венчание; а решение об уважительности причин к расторжению брака и самое расторжение или не расторжение оного подлежит суду того вероисповедания, к коему принадлежит ответчик; но сие решение не может быть постановлено прежде рассмотрения о действительном совершении брака и законности оного. Как определение о сих двух случаях, так и самое решение суда о расторжении или не расторжении брака, означенным порядком произведенное, почитается для обоих брачных лиц равносильным. (Т. 16, ч. 2, ст. 455, изд. 1892 г.). 7 . Производство и окончательное решение бракоразводных дел, когда один из супругов исповедует протестантскую веру, а другой принадлежит к не Христианскому закону, предоставляется ведомству протестантского духовного начальства (ст. 456 Там.) 8 . Брачные дела магометан, в отношении к вере, подлежат суду духовной или власти, но в отношении браков, магометанскому духовенству предоставляется разбирательство сих претензий, сообразно с постановлением статьи 1338 Законов Гражданских (о рассмотрении и решении дел по завещаниям и разделам имений между наследниками), только в случае, когда обе стороны будут просить духовенство о разборе означенных претензий и потом на приговор его изъявят беспрекословное согласие. Если же хотя одна сторона останется сим приговором недовольна, то действие духовной власти прекращается и дело получает ход гражданский (ст. 457 Там.). Брачные дела лиц других не христианских исповеданий, кроме упомянутых в той 457 ст. Т. 16, ч. 2, изд. 92 г., производятся порядком, указанным в ст. 779 зак. Гражданских (изд. 1889 г. ст. 99) и в Уст. Иностр. Испов. (ст. 1089, 1097, по прод. 1890 г. прил. ст. 29 и примеч. 2; 33–38; ст. 1259, по прод. 1890 г., 1264, 1266, 1281, 1283). (Прим. к 157 ст. Т. 1 6, ч. 2, изд. 1892 г.). Глава 2. О браках незаконных и недействительных

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

за 3360. Приказали: Рассмотрев изложенное, Св. Синод находит, что по вопросу, возбуждённому в Декабре 1866 г. Военным Министром о том, к кому должны обращаться, нижние чины греко-униатского исповедания для исполнения религиозных обязанностей в тех местах, где нет храмов и духовенства сего исповедания, Св. Синод, по определению 25 Января/21 Июня 1867 г., разрешил, что военные чины греко-униатского исповедания, для исполнения христианских треб, могут обращаться к православному духовенству. Согласно с сим и ныне, в разрешение выше изъяснённого сообщения Министерства Народного Просвещения, Св. Синод определяет: предоставить православным священникам исполнять требы и совершать таинства над лицами греко-униатского исповедания, когда сии последние будут их о том просить; о чём дать знать циркулярными указами Епархиальным Преосвященным, для объявления духовенству вверенных им епархий. Февраля 25 дня 1870 г. 37. -слушали дело по рапорту Преосвященного Таврического о появившихся в Таврической епархии иностранцах, производящих незаконный сбор подаяний на Иерусалим и монастыри, под видом продажи крестиков, икон, чёток и проч., вывезенных будто бы из Иерусалима. И по справке, Приказали: Рассмотрев настоящее дело, Св. Синод находит, что некоторые Духовные Консистории выдали в 1864, 1865 и 1867 годах трём иностранным подданным свидетельства на право продажи в местных епархиях икон, крестиков, чёток и проч., объявленных вывезенными из Иерусалима. Свидетельства сии, по объяснению Епархиальных Начальств, выданы по примеру таких же свидетельств от других Консисторий и на основании Высочайше утверждённого 1 Января 1863 г. Положения. Но так как это положение не могло служить основанием к выдаче Консисториями сказанных свидетельств, то посему, и в виду циркулярных указов Св. Синода от 26 Августа 1843 г. и 6 Июля 1864 г., коими подтверждено Епархиальным Начальствам не дозволять собственною властью производство сборов пожертвований в пользу заграничных церквей и монастырей, Св. Синод определяет: дать знать по Духовному ведомству циркулярными указами, чтобы Епархиальные Начальства ни в каком случае не выдавали свидетельств на право продажи священных вещей, объявляемых вывезенными из заграничных монастырей и церквей, без особого, каждый раз, разрешения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

72 Александров Н.И. Сборник церковно-гражданских постановлений в России, относящихся до лиц православного духовенства. СПб., 1860; Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания/Сост. Т. Барсов . СПб., 1885; Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг. включительно) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству православного исповедания. Сост. C.B. Калашников. Харьков, 1896. 73 Несмотря на нижнюю датировку фонда 1800 г., в нем встречаются документы 1747 г. См. ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 769. То же касается и верхней даты. 74 Романова С.Н. Персональная информация о духовенстве в государственных архивах//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы. М., 1999. С. 365; Савостьянова Н.Ю. Документы о православном духовенстве в фонде Московской духовной консистории//Отечественные архивы. 2012. 4. С. 50–54. 75 О нарезке церковной земли причтам в казачьих станицах и хуторах войска Донского. Распоряжения Епархиального Начальства//Донские епархиальные ведомости. 1869. 8. 23 февраля. С. 131–133; О составлении нового расписания церквей и составе при них причтов//Донские епархиальные ведомости. 1869. 22. 1 июня. С.357–366. 38. 21 сентября. С. 622–625. 12 октября. С. 673–676. 42. 19 октября. С. 685–689; О поземельном устройстве в казачьих войсках//Донские епархиальные ведомости. 1869. 33. 17 августа. С. 533–534; О наделе Донских церквей землею//Донские епархиальные ведомости. 1874. 15 декабря. 24. С. 758–765 и др. 76 Отчет Донского Попечительства о призрении бедных духовного звания за 1868 год//Донские епархиальные ведомости. 1869. 15. 13 апреля. С. 251–254; От Донского епархиального попечительства о бедных духовного звания. Отчет о приходе, расходе и остатке сумм за 1882 год//Донские епархиальные ведомости. 1884. 1. 1 января. С. 13–15; Отчет о деятельности Донского епархиального общества взаимного вспоможения//Донские епархиальные ведомости. 1884. 4. 15 февраля. С. 126–131; 5. 1 марта. С. 168–178 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тут есть политика, но доморощенная, некультурная. Тут есть реверанс перед западом, но неделикатность перед своими людьми... Так у нас было, но того не должно быть впередъ. Уж награждать – так награждать надо всех «духовных» лиц разных исповеданий. А не награждать одних, надо лишить регалий других. Да будет между нами просвещённое гражданское равенство! И «реформу» в отношениях правительства к духовным лицам необходимо начать со своих иерархов. Их прежде всего, в первую голову, пора счесть не государственными чиновниками и давно пора избавить их от гражданских орденов. И то-то будет хорошо! Православные христиане увидят своих святителей только с церковными знаками отличий на груди. Они будут знать, что знаки мирских отличий не могут влиять на волю святителей и манить иных к получению звёзд ценою угодливости перед сынами века сего... Много грешной суеты в церковной жизни прекратится только через это... Кроме того, подобный «дипломатический шаг» уничтожит повод, положим, для католиков роптать на ненаграждение их иерархов государственными орденами. И спокой в христианские сердца многих искателей наград вольётся неприметно. Таким образом по новому законодательству служители всех исповеданий работали бы в государстве не как чиновники, обязанные считаться не с органическими законами страны только, а и с инструкциями «ведомств». Духовные лица разных исповеданий тогда бы сделали первый шаг навстречу такому порядку вещей, при котором в государстве утверждалось бы равноправие исповеданий. Мы говорим равноправие, но это не значит, чтобы мы настаивали на их равноценности для людей 226 . В данном случае равноправие понимаем мы в его лучшем значении. И мы утверждаем, что только тогда откроется светлая идеалистическая полоса в духовной борьбе между исповеданиями. Теперь наше положение в этой борьбе даже в правительственном законопроекте определяется господствующим (– стр. 7). Но что это значит: господствуют ли православные над иноверцами только юридически, или вместе и нравственно? Соображая обстоятельства дела, приходится в нашей господственности видеть только юридический смысл. Православие – религия, господствующая в России по юридическим правам и прерогативам. Но, помимо всего другого, наше положение нельзя приветствовать с евангельской точки зрения. Христос Спаситель говорил: «вы знаете, что князья народов господствуют... и вельможи властвуют (в этом мире), но между вами да не будет так...» (Мф. 20:25).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Могилевская Минская 11.543 Полоцкая Литовская 3 ) Оренбургская 10.897 Астраханская Донская 22.996 Архангельская Холмско-Варшавская 299.164 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская 31.770 Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 43.337 в) Сибирские Тобольская Томская 10.414 Омская Енисейская 15.610 Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 45.557 809.521 Приложение 6 Ведомость о библиотеках для внеклассного чтения при школах грамоты к 1 января 1897 года НАИМЕНОВАНИЕ Число. Продолжительность существования библио- библио библиотек библио ENAPXIЙ теками пользу- населе- сведе- ENAPXIU I. С земскими учреждениями Владимирская Вологодская 1 ) Воронежская Вятская 2 ) Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская Костромская Курская Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Орловская Пензенская Пермская Полтавская Псковская Рязанская Самарская С.-Петербургская Саратовская Симбирская Смоленская Таврическая Тамбовская Тверская Тульская Уфимская Харьковская Херсонская Черниговская Ярославская 46.114 Примечание 1. Вологодская: 5 уездов, состоящих в ведении епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства. Примечание 2. Вятская: 8 уездов., состоящих в ведении Вятского епарх. Учил.Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 57.104 Подольская Волынская Могилевская Минская Полоцкая Литовская 3 ) Оренбургская Астраханская Донская Архангельская Холмско-Варшавская 81.419 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 12.688 в) Сибирские Тобольская Томская Омская Енисейская Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 148.748 Читать далее Источник: Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы. - Санктпетербург : Синод. тип., 1899. – XI, 279, 81 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Обер-прокурор Синода поставлен был в подчиненные к министру отношения. Деятельность министерства духовных дел по входившему в его состав «отделению греко-российского вероисповедания» вызывала сильную оппозицию со стороны церковной иерархии. Вследствие этой оппозиции, министерство духовных дел в 1824 г. было упразднено и «отделение дел греко-российского вероисповедания» было передано в ведение синодального обер-прокурора. С этих пор значение обер-прокурорской должности в течение XIX в. постепенно развивалось в направлении уравнения прав лиц, ее занимавших, с правами министров и главноуправляющих отдельными ведомствами. По действующему праву, обер-прокурор занимает в ряду государственных должностей положение равное министрам и главноуправляющим отдельными ведомствами: он назначается и увольняется именными указами сенату; по делам службы подлежит ответственности исключительно пред верховной властью; представляет Государю всеподданнейшие отчеты по «ведомству православного исповедания»; присутствует в заседаниях Св. Синода, но не среди его членов, а за особым столом; следит за движением, направлением и законностью действий и решений присутствия; при докладах Синоду дел и при рассуждениях членов дает свои заключения; входит в Синод с предложениями; просматривает и подписывает к исполнению его протоколы и журналы. Обер-прокурор – посредник между святейшим Синодом с одной стороны, верховной властью, высшими центральными государственными установлениями, министрами и главноуправляющими – с другой стороны: он объявляет Синоду Высочайшие указы, повеления и резолюции на доклады Синода, подносить на Высочайшее усмотрение доклады и определения Синода, сноситься по делам ведомства православного исповедания с министрами, главноуправляющими, комитетом министерств, государственным советом и сенатом. Он состоит членом комитета министров и государственного совета. Под его начальством, руководством и надзором находятся все учреждения при Синоде; служащие в них чиновники определяются и увольняются или при его участии, или его приказами, или с его ведома; ему докладываются все дела этих учреждений, решения которых не предоставлено их собственной власти; он представляет всех чиновников ведомства к Высочайшим наградам и назначает им пенсии и единовременные пособия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010