Резолюция: По сему сообщению Святейшего Синода членам и канцелярским служителям с подчинёнными Синоду местами жалованье до апробации вновь учинённого штата давать по прежним окладам, и на тое дачу надлежащую сумму денег отпускать в Синод из Коллегии Экономии из доходов синодальных Казённого и Дворцового приказов. 3655 . – 11 марта. Высочайшая резолюция на доклад Кабинета об освобождении от смертной казни иноверцев, оказавшихся в убивствах или в других тяжких винах, за восприятие веры Греческого исповедания 106 Конного казацкого полку калмык за смертное убийство, из которых некоторые казнены, а достальные 3 человека по наказании кнутом и вырезании ноздрей посланы в Рогервик, ежели они живы, а убивство чинили прежде принятия веры Греческого исповедания, будучи в Магометанском законе, то их освободить и определить к кому они пожелают в услужение, а ежели их во услужение никто не примет, то определить в монастыри и давать пропитание так, как отставным солдатам определено; також и впредь, ежели такие ж иноверцы в смертных убивствах или в других тяжких винах явятся, а потом веру Греческого исповедания восприимут, то их для того восприятия веры, нигде не описався, смертию казнить и в ссылку не посылать, а требовать о том указа от Кабинета. 3656 . – 12 марта. О разрешении архимандриту Тотемского Суморина монастыря носить митру По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по учинённой в Кабинете Его Императорского Величества на поданном блаженной и вечнодостойной памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне, Самодержице Всероссийской, синодальном о служении Устюжской епархии города Тотьмы Спасского Суморина монастыря архимандриту с шапкою доношении резолюции, которою велено по тому представлению о служении того монастыря архимандриту с шапкою определение учинить Святейшему Синоду по своему рассмотрению, приказали : означенного имеющегося Устюжской епархии в городе Тотьме Суморина монастыря архимандриту с шапкою по представлению епархиального архиерея преосвященного Гавриила, архиепископа Устюжского, для украшения церковного священнослужения отправлять позволить, и о том к его преосвященству послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По управлению имуществами церкви в настоящее время Св. Синод рассматривает и утверждает составляемую хозяйственным при нём управлением ежегодную смету доходов и расходов по специальным суммам, в непосредственном ведении Синода состоящим, а также смету ведомства православного исповедания на испрашиваемое от государства вспомоществование церкви, подлежащую внесению в общую годовую роспись государственных доходов и расходов; разрешает постройку зданий церковных установлений на счёт общих и специальных сумм ведомства и на ассигнованные из казны пособия; заведывает, через состоящие при нём хозяйственное управление и контроль, всем имуществом, принадлежащим Синоду, как церковному установлению – недвижимым (синодскими зданиями «духовного ведомства»), капиталами (духовно-учебными, типографским и пр.), синодальными типографиями и книжными складами; разрешает сверхсметные пособия на нужды духовно-учебных заведений и других установлений, и учреждение свечных заводов и эмеритальных касс духовенства в епархиях; разрешает приобретение церковными установлениями недвижимых имуществ и принятие завещеваемых и жертвуемых значительных сумм церквям, монастырям и другим церковным установлениям; назначает из специальных сумм пожизненные пенсии и единовременные пособия духовным и светским лицам за их службу в ведомстве и вдовам их; утверждает контракты по синодальным учреждениям в сумме свыше 15.000 руб. и представления о сложении недоимок, взысканий и начетов по суммам ведомства, превышающим 3000 руб.; ходатайствует о разрешении заграничным православным церковным установлениями производить сборы в России и принимать пожертвования и распоряжаться отправкой собранных сумм по назначению. Высшей руководственной власти и высшему надзору Св. Синода подлежат все церковные и ведомственные учреждения по всем сторонам, предметам и отправлениям церковного управления и религиозно-нравственное состояние православного населения России, в особенности в отношении к церкви и отечеству. С целью руководства, по благословению Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Инструкция церковным старостам. Она была издана первоначально 17 апр. 1808 года (П. С. Зав. 22971). Вследствие состоявшаяся, с Высочайшего соизволения, в 1870 году постановления св. Синода о замене сбора от продажи церковных свеч определенным процентным взносом от всех церковных доходов на нужды духовно-учебных заведений, возникла потребность в пересмотре правил о церковном хозяйстве, с целью обеспечения правильного учета церковных доходов и расходов. В этих видах св. Синод признал полезным подвергнуть действовавшую Инструкцию церковным старостам тщательному пересмотру в связи со всеми последовавшими со дня ее издания постановлениями и распоряжениями по предмету церковного хозяйства. Новая редакция Инструкции церковным старостам Высочайше утверждена 12 июня 1890 года (Цер. Вед. 1890 27). По этой инструкции должность церковного старосты характеризуется след. образом: церковный староста есть поверенный прихода, избираемый в каждой приходской церкви для совместного с причтом приобретения, хранения и употребления церковных денег и всякого церковного имущества, под надзором и руководством благочинного и епархиального начальства. Церковный староста в отправлены своей должности подчиняется распоряжениям епархиального начальства (ст. 1. 5). Кроме того существует очень много отдельных Положений о различных предметах епархиального управления, напр.: Положение о приходских попечительствах Высочайше утвержденное 2 авг. 1864 г., Положение о церковных школах ведомства православного исповедания, Высочайше утвержденное 1 апр. 1902 (Цер. Вед. 1902. 15–16), Положение об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства православного исповедания Выс. утвер. 26 февр. 1896 г., Правила о местных средствах содержания православного приходского духовенства и о разделе сих средств между членами причта, Высочайше утвержденные 24 мар. 1873 г., Устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства, Высочайше утвержденный 3 июня 1902 г. (Церк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

ПОЛОТНО . Приказание производить в Новгородской епархии духовным и мирским людям льняные и пеньковые тонкие полотна по указной мере. 193 . ПОПЫ : Волочащиеся . Запрещение принимать их в духовники (п. 9 стр. 27–28). 1 . Крестцовые . Запрещение иметь их при домашних церквах (п. 7 стр. 27). 1 . Требование из С.-Петербургской Канцелярии Гарнизонных Дел присылки указа Его Царского Величества, которым запрещено держание их в господских домах. 272 . ПОСОХ ПАТРИАРШИЙ . См. Патриарх . Ризница бывшая патриаршая . ПОЧТА . Отсылка из Св. Синода пакетов на ординарную почту однажды в неделю за установленную указами плату. 150 . ПОШЛИНЫ : Ставленнические . Определение размера их; запрещение архиереям взимать лишнее с патриарших ставленников сверх выдаваемых из Казённого Приказа. 63 . Судные и с прошений исковых, явочных и мировых. Взимание их по 4 деньги как с челобитен, так и с доношений, и употребление их на текущие расходы по Св. Синоду. 31 . Размер взыскания их по исковым делам в Духовном Приказе, оканчивающихся миром. 214 . . Пожилых денег за беглых людей. 48 . ПРАВИТЕЛЬСТВО ДУХОВНОЕ СОБОРНОЕ . См. Святейший Правительствующий Синод. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СВ. СИНОДА (Президент) . Имеет голос, равный с прочими членами Св. Синода; подсудность его Св. Синоду (стр. 2–6). 1 . ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ . Извержение из духовного сана уличённого и сознавшегося в этом преступлении диакона с приказанием ему жить с женою своею по закону и не мстить ей за объявление об его проступке. 110 . ПРИКАЗЫ : Дворцовый, бывший патриарший (синодальный) . Передача в Св. Синод из Камер-Коллегии служителей и подьячих, состоящих в ней при делах сего Приказа. 13 . Требование от него присылки в Св. Синод ведомостей о наличной сумме, провианте и о всём, находившемся под его ведением, и запрещение впредь расходовать доходы без указа Св. Синода. 42 . Подчинение оного полковнику Плещееву. 81 . Подчинение оного ведомству судьи Монастырского Приказа Ершова. 88 . Сбирает по-прежнему оброки с вотчин Новинского монастыря. 102 . Духовный (бывший патриарший) . Высылка из оного в Св. Синод с нарочно посланным дьяков, подьячих и других служителей с книгами и со всеми делами. 12 , 27 . Отдача его в ведение и управление духовного лица, избранного Св. Синодом; состав его канцелярии до определения круга действий Монастырского Приказа. 27 . Размер взысканий пошлинных денег в сем Приказе по исковым делам, вершёным и оканчивающимся миром. 214 . Возвращение в оный списков с указных книг. 218 . Починка оного из окладных его доходов. 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ст. 681 п. 62). Примечание. 2) Министр Внутренних дел, находя, что установленный Высочайше утв. 11 Мая 1891 г. положением комитета Министров порядок совершения браков между лицами Православного вероисповедания и римско-католического исповедания не совсем устраняет препятствия к заключению таковых браков, так как лица римско-католического исповедания должны представлять исповедные свидетельства от Ксендзов, которые отказывают в выдаче таковых свидетельств, просил Г. Синодального Обер-Прокурора принять меры к устранению такого существующего препятствия к заключению браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий. Святейший Синод, рассмотрев предложение о сем Г. Синодального Обер-Прокурора, определил: в устранение встречаемых препятствий, при заключении браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий дать знать для исполнения и руководства по духовному ведомству циркулярными указами, чтобы священно-церковно-служители при совершении браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий не требовали от последних представления исповедных свидетельств от ксендзов (Ук. Дек. 18 дня 1891 года 16). 18… года … дня. По указу Его Императорского Величества , токого-то города или села, такой-то церкви священнослужители и церковные причетники производили обыск о желающих вступать в брак, и оказалось следующее: 1) жених (здесь показывается звание, или чин, место служения, имя, отчество, фамилия, православного или латинского исповедания и проч.), жительствует такого-то города или такого-то уезда и села приходе сей церкви. 2) Невеста (здесь написать звание, имя, отчество и фамилию, православного или лютеранского исповедания и проч.) жительствовала доныне города или уезда и сила такого-то, в приходе церкви такой-то. 3) Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених стольких-то лет, а невеста стольких-то лет, (§§ 23, 27) и оба находятся в здравом уме (§20). 4) Родства между ними духовного или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

И по Его Великого Государя указу и по приговору Правительствующего Сената велено по прежнему их Правительствующего Сената приговору Сентября 1-го дня 720 года: которые некрещёные разных народов люди восприяли православную христианскую Греческого исповедания веру или которые впредь воспримут всем двором, сколько оных ни обретается, тем во всяких сборах и в издельях давать льготы на три года. А из которых дворов будут приходить креститься только некоторые персоны, а не все двора жители, оную льготу давать только тем, которые святое крещение приимут, по расчислению тягла; а на прочих, остаточных в неверии, всякие подати иметь с другими в ряд. Что же для оных новокрещённых на строение церквей и утвари и на дачу оным новокрещённым для крещения Казанскому митрополиту в прошлом 720 году Сентября в 1-м числе по Его Царского Величества указу велено было давать на год по тысяче рублёв из неокладных доходов Казанской губернии, которые и даваны, и ныне о даче оных денег по тысяче рублёв на год из неокладных доходов Святейшего Правительствующего Духовного Синода, так о даче из тех денег новокрещённым на одежды и на прочие потребы, и об отводе оных новокрещённых детям для учения школ и учителей, и о довольстве их пищею и трактаментом, и ради учения книг, и о имании удобных ко учению в неволю рассмотрение и Его Великого Государя указ учинить в Святейшем Правительствующем Духовном Синоде, понеже тогда, как помянутый указ в Сенате состоялся, ещё Святейшего Правительствующего Духовного Синода было не определено, а оное всё дело духовное и ныне принадлежит ко управлению Святейшего Правительствующего Духовного Синода; да и по Регламенту училищные дома, учители и ученики определены под ведение Святейшего Правительствующего Духовного Синода. И о льготе оным новокрещённым в податях Свияжской провинции о посылке указа к камериру, в Камер и для ведома в Штатс-Контор Коллегии, а о вспоможении во оном деле к Казанскому губернатору и к Свияжскому воеводе из Сената послать указы, а в Святейший Правительствующий Духовный Синод сообщить с прежнего о том указа при ведении копию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Правительствующий Синод, доношения того Святейшего Правительствующего Синода асессора иерея Анастасия Кондоидия о обретающихся в Санкт-Питербурхе и в новозавоёванных городах францисканах поданного слушав, согласно приговорили: требовать в Святейший Правительствующий Синод из Коллегии Иностранных Дел письменного известия, колико Римского исповедания иноземцев, в службу Его Царского Величества присягою обязавшихся, в армии и во флоте обретается, также и купецких людей в Российском государстве, а именно в царствующем Санкт-Питербурхе, и в Москве, и в прочих Российских городах по губерниям и провинциям находится, и коликие из оных в которых местах содержатся, понеже как из оного доношения, так и из приложенных при нём от Римского папы и от тамошней конгрегации ко обретающимся в России францисканам писем, которые оным доносителем пересняты и чрез перевод показаны, видно, что оные францисканы тщатся размножать в России некоторые православной вере противности и не полезные государству действа, которые, яко приражающееся зло, должно есть, вскоре предварив, пресечь и, намеренные их во вред веры и в неполезность государства употребления, исследовав, конечно искоренить, и того ради немедленной требовать оного известия из Коллегии Иностранных Дел присылки, и по тому известию следование и надлежащее о оных францисканах определение учинить без продолжения времени, дабы оное сеющееся зло до намеренного употребления тщательно было истреблено и целость веры и государства безвредно б была соблюдена. 177 (155). – 18 Августа. О составлении ответственного письма гетману Запорожского войска Скоропадскому с изъявлением благодарности за его попечение об устройстве церковных дел в Малороссии и с просьбою выслать в С.-Петербург для представления Государю архимандрита Епифания Тихорского и игумена Лаврентия Горку как кандидатов на праздные Киевскую и Черниговскую кафедры. Гетман Запорожского войска Иван Скоропадский в письме на имя Святейшего Синода изъяснил следующее: Понеже Божиею всеблагодействующею рукою объятое сердце Царского Пресветлого Величества, всемилостивейшего Государя нашего, тако ревностию к исправлению духовного чина подвижеся, яко премудрым и неусыпным своим о общенародном не токмо мирского, но и духовного ж стану добре тщанием Его Царское Величество для благочинного Восточной церкви правления Святейший Высокоправительствующий Духовный Синод устроити и оный преизящными и богомудрыми святейшества вашего лицами украсити благоволил, да все духовного и мирского, воинского и гражданского стану православные Всероссийские церквы сынове к тому соборному правительству, яко важному и сильному чиноначалию прислушающе, у вашего святейшества крайней дел духовных управы, решения и вершения требуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. 10 ч. 2 Зак. Суд. Гражд. изд. 1876 г.) Примечание. Правило это (ст. 644) относится как к тяжбам церквей и монастырей православных Российских, так и к тяжбам православных церквей и монастырей греческих о имениях в России находящихся. (Там.) Всякое частное лицо, имеющее к духовным имениям притязание, должно подать прошение в тот Суд, в ведомстве которого состоит имение, с представлением при прошении всех доказательств 207 . (Ст. 645 там.) Судебное место, приняв прошение, сообщает о том в то духовное правительство, из ведомства которого имение отыскивается, с тем, чтобы со стороны его были доставлены, при объяснении, законные доказательства, без малейшего промедления времени. (Ст. 646 там.) При местном разбирательстве споров о границах земель, принадлежащих монастырям и церквам, к Суду присоединяются уездный стряпчий или Товарищ Губернского Прокурора и землемер для защиты духовных имений от посторонних притязаний; к суждению же и решению вообще тяжебных дел о собственности церкви православной, судебные места первой и второй степени приглашают депутатов (ср. Общ. Учр. Губ. ст. 1199, 1223 и 1765) с духовной стороны, обращаясь об этом в надлежащие духовные установления. (Ст. 647 там.) Когда из рассмотрения всех представленных доказательств и из соображения их с обстоятельствами дела и законами, будет следовать что-либо к отдаче из духовного ведомства в частное владение, то Суд первой степени, не приводя определения своего в исполнение, отсылает его совокупно со всем делом на ревизию во вторую степень Суда. (Ст. 648 там.). Если вторая степень Суда найдет определение первой степени правильным и с законами согласным, то полагает также свое решение; но не приводя в исполнение, сообщает его Казенной Палате (ср. ст. 575) и представляет дело в Правительствующий Сенат, из которого, в случае отчуждения чего-либо из духовного ведомства, дела эти поступают, но предписанному для казенных дел порядку, на ВЫСОЧАЙШЕЕ благоусмотрение. (Ст. 649 там. 208 ). Правительствующий Сенат, по тяжебным делам казны и частных лиц с духовным ведомством православного исповедания об имуществе, требует заключения Обер-прокурора Святейшего Синода. (Ст. 650 там.) Если при решении их в Департаменте Сената не будет принято мнение Обер-прокурора Святейшего Синода, то дела о духовных имениях церквей и монастырей православных переносятся в Общее Собрание Сената. (Ст. 651 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В то же время обязанности контроля духовно-учебных сумм он проектировал возложить на хозяйственный комитет, предполагая преобразовать его в хозяйственное управление при св. Синоде, в соответствие с новым учреждением, названным духовно-учебным управлением. При проектируемом, значительно упрощенном, устройстве главного управления духовного ведомства, писал Пратасов в заключение своего обширного всеподданнейшего доклада, коллегиальный порядок, приносящий существенную пользу при обсуждении важных вопросов, не будет многосложностью своих форм стеснять движение многочисленных дел, большей частью требующих скорого исполнения, так как в двух, вновь организованных при Синоде, учреждениях все дела получат, под главным начальством обер-прокурора, течение быстрое, соответствующее другим отраслям государственного управления. Доклад обер-прокурора о необходимости существенных преобразований в устройстве главного управления духовного ведомства был одобрен государем, и 1 марта 1839 года Пратасов получил позволение поднести на высочайшее утверждение составленные им проекты: 1) указа св. Синоду об упразднении комиссии духовных училищ, 2) положения о духовно-учебном управлении при св. Синоде, 3) положения о хозяйственном управлении при св. Синоде и 4) указа пр. Сенату о соединении отделений духовных дел православного и греко-униатского исповеданий с канцелярией синодального обер-прокурора. Одновременно с указами и положениями были представлены на утверждение государя и проекты новых штатов: 1) канцелярии св. Синода, 2) духовно-учебного управления, 3) хозяйственного управления и 4) канцелярия обер-прокурора 810 . Верховная власть утвердила представленные Пратасовым проекты указов, положений и новых штатов и тем самым не только окончательно упрочила за прокуратурой преобладающее влияние на всю систему церковного управления, но и создала для синодального обер-прокурора положение фактического министра духовного ведомства, так как реформа 1 марта 1839 года сосредоточила действительное заведование всеми делами синодального ведомства в четырех вновь организованных или значительно преобразованных центральных учреждениях, хотя и существовавших при св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

(2 Августа 1823 г. П. С. 3. 29564.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 5 Марта 1883 г. штату, в Финляндском Духовном Правлении в Выборге положены: председательствующий, которому взамен аннекса – 1714 марок. На канцелярские расходы – 1800 марок. Делопроизводитель – 1800 марок. Походные священники 2, из которых каждому по 2400 марок, при них причетники 2 – каждому по 1200 марок. (Сбор. пост. Вел. Княж. Финлянд. за 1883 г. 12 ст. 6 – 7.) Состоящие в присоединенной к России части Финляндии церкви греческого исповедания находятся в ведении С.-Петербургской епархии. (Указ. 24 Марта 1808 г. по Высоч. манифесту.) При соединении по ВЫСОЧАЙШЕМУ манифесту 11 Декабря 1811 г. старой и новой Финляндии в одно гражданское управление, духовное ведомство церквей и монастырей православного грекороссийского исповедания, в этой губернии состоящих, оставлено во всем на прежнем их основании, под главным управлением Святейшего Синода и настоящего их епархиального начальства, с присоединением к его ведомству и всех православных грекороссийских церквей в Финляндии состоящих. (11 Декабря 1811 г. П. С. 3. 24909.) Надзор и управление церквей и приходов грекороссийского исповедания предоставлены, согласно с манифестом 11 Декабря 1811 г., установленному над ними начальству. (2 Августа 1823 г. 29564 п. 1.) Примечание. Для большего уяснения круга надзора и управления, здесь прилагаются ныне действующие постановления о духовенстве и храмах, равно и об обучении детей в православных приходах Финляндии. (Сборн. Пост. Вел. Княж. Финлянд. 1883 г. 12.) 2 Холмское Духовное Правление Холмское Духовное Правление образовано взамен существовавшей и упраздненной Холмской греко-униатской Духовной Консистории. Состав и предметы ведомства этого управления определяются особым положением так, что дела большей важности Правление представляет на рассмотрение Холмско-Варшавской Духовной Консистории. (Выс. утв. 1 – 13 Мая 1875 г. опред. Св. Синод. от 23 – 25 Марта того же года п. 4.) Холмское Духовное Правление состоит при Викарии Холмско-Варшавской епархии, Епископе Люблинском, который через это Правление, по мере предоставленной ему власти, производит управление и духовный суд в пределах бывшей греко-униатской Холмской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010