3. -слушали дело по ходатайству одного Епархиального Преосвященного о разъяснении действующих узаконений относительно платы Епархиальным Начальством денег за содержание и лечение в Земских и Приказов Общественного Призрения заведениях лиц духовного ведомства. Приказали: Одна Губернская Земская Управа, препровождая в Духовную Консисторию ведомость о лицах духовного ведомства, находившихся на излечении в земской больнице и доме умалишённых, просила Консисторию выслать следующие по этой ведомости деньги; при чём уведомила Консисторию, что ведению духовного начальства подлежат вместе с лицами духовного состояния и вдовы и дети духовенства, а равно и другие лица, находящиеся в действительной службе по духовному ведомству, подтверждением чего служит между прочим то, что духовное ведомство имеет целый ряд узаконений и распоряжений, касающихся вдов и детей духовенства и исполнение этих узаконений возложено на органы духовного управления, и что в виду сего, по силе 585 и 626 ст. Уст. Общ. Призр., плата за лечение в губернской земской больнице неимущих вдов и детей духовенства, а равно и других лиц, находящихся под ведением Епархиального Начальства, как напр. учителей семинарий и духовных училищ, а также чиновников Духовной Консистории, должна быть отнесена на счёт духовного ведомства. По поводу сего Преосвященный просил о разъяснении действующих узаконений относительно платы Епархиальным Начальством денег за содержание и лечение в Земских и Приказов Общественного Призрения заведениях лиц духовного ведомства. Обсудив изложенное, Святейший Синод нашёл: По закону (Уст. Общ. Призр. ст. 590, 591, 594 и 610) за лечение в больницах или содержание в доме умалишённых некоторых лиц обязаны вносить плату особые ведомства, причём в законе точно обозначено, за кого именно эти ведомства должны вносить плату; кроме того в законе существуют отдельные постановления (1560–1620) о призрении бедных духовного звания православного исповедания. На основании сих постановлений для призрения бедных лиц духовного звания установлены в каждой епархии особые попечительства, на обязанности коих лежит призрение престарелых и больных священно-и-церковнослужителей, а также их вдов и сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как и духовные лица Православного исповедания, «лица, принадлежащие к духовенству одного из Христианских исповеданий, как за нарушение обязанностей их звания, установленных церковными правилами и другими действующими по духовному ведомству положениями, так и за те противозаконным действия, за которые в законах определено подвергать их ответственности по усмотрению духовного начальства, подлежат суду духовному» 318 . Ведение метрических записей о рождении, браке и смерти предоставляется самому духовенству всех инославных церквей 319 . Далее, «лицам всех вообще Христианских исповеданий невозбранно дозволяется вступать в России между собой в браки по правилам и обрядам их церквей, не испрашивая на то от гражданского правительства особого разрешения, но с соблюдением ограничений, узаконениями для тех исповеданий постановленных» 320 , причём все брачные дела выдаются «в установленных для каждого исповедания духовных правительствах» 321 . «Браки лиц всех вообще Христианских исповеданий должны быть совершаемы по их закону духовенством той Церкви, к которой принадлежат вступающие в супружество» 322 . Наконец, духовные и монашествующие (где таковые существуют) лица инославных исповеданий, подобно духовным лицам Православного исповедания, пользуются свободой от личных податей и от воинской повинности 323 ; дома их, по отбыванию воинской повинности, пользуются льготами на основании правил, в Уставе о земских повинностях изложенных 324 : они пользуются всеми правами чести 325 : могут получать за усердную службу ордена 326 , наперстные кресты 327 , и даже их дети (не имеющие прав высшего состояния) пользуются правами потомственного почётного гражданства 328 . Имущества инославных церквей и монастырей, подобно имуществам церквей и монастырей православных, защищаются как имущества казны 329 . Наделение всех инославных церквей такими правами, говорит г. Н. Коркунов 330 , ставит их у нас в гораздо более привилегированное положение сравнительно с тем, как они поставлены теперь во многих государствах Западной Европы, где метрические книги ведутся гражданскими властями и тем самым соблюдение при рождении, браке и кончине религиозных обрядов крещения, венчания и отпевания признаётся там необязательными (так это установлено в Германской империи, в Голландии, в Швейцарском союзе).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

22 февраля 1839 года обер прокурор обратился к верховной власти с обширным всеподданнейшим докладом, имевшим в виду убедить государя в необходимости задуманных преобразований по главному управлению духовного ведомства. Указав на совершенную обособленность православного ведомства, имевшего свою собственную администрацию, свой суд и полицию, свой систему обучения, свои специальные источники доходов и особый контроль, Пратасов писал в представленном докладе 804 , что все указанные отрасли церковного управления, несмотря на множество предшествовавших благодетельных постановлений правительства, требовали и еще долго будут требовать усиленных мер к их улучшению. Самая многочисленная часть православного духовенства, по его словам, пребывает еще в невежестве и грубости нравов; отсутствие достаточных средств содержания по необходимости вынуждает духовенство злоупотреблять получаемыми доходами, а между тем, надзор за ним не имеет еще надлежащей организации; самое епархиальное управление, и особенно делопроизводство, до последнего времени не были введены в общие, однообразные формы; правильная отчетность в суммах только еще начинает прививаться к духовному ведомству; источники церковных доходов требуют особого внимания правительства для их усиления; вся учебная часть нуждается в совершенном преобразовании; духовный суд и даже самые догматы церкви вызывают необходимость издания разнообразных книг. И все это, писал Пратасов, требует зрелых соображений и неусыпного надзора со стороны главного духовного управления и может быть осуществлено в действительной жизни только при упрощенном устройстве различных специальных учреждений, составляющих центральное управление церковного ведомства, и при самом правильном распределении между ними различных отраслей администрации. Между тем, при своем вступлении в должность синодального обер-прокурора Пратасов встретил очень значительные недостатки в организации и взаимных отношениях высших учреждений духовного ведомства. Сложное делопроизводство главного церковного управления распределялось в то время между св. Синодом, комиссией духовных училищ, отделением духовных дел православного исповедания и контролем духовных дел; с передачей же в распоряжение обер-прокурора всех церковных дел западно-русского униатского населения, последовавшей 1 января 1837 года 805 , появилось еще особое отделение духовных дел греко-униатского исповедания 806 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

76. Заявление алтайских миссионеров к покровителям и членам-ревнителям Миссионерского общества//Домашняя Беседа. 1867. Вып. 31. С. 793–796. 77. Знаменский П. В. Несколько материалов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н.И. Ильминского //Православный Собеседник. 1901. Октябрь. С. 449–488. 78. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Сочинения. М., 1993. Т. 1–7. 79. Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сборник/Сост. протоиерей Б. И. Пивоваров. Новосибирск, 1998. 80. [Преосвященный Владимир (Петров), архиепископ Казанский и Свияжский.] Из письма старого, бывшего миссионера-инока к молодому миссионеру-иноку//Православный Благовестник. 1893. 6. С. 3–12. 81. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1867 год. СПб., 1868. 82. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1868 год. СПб., 1869. 83. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1869 год. СПб., 1870. 84. Извлечение из писем покойного архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской духовной миссии//Душеполезное Чтение. 1860. Ч. 2, V. С. 97–132. 85. Извлечения из писем миссионера, протоиерея Стефана Ландышева//Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. С. 167–199. 86. Извлечения из путевых записок миссионера, архимандрита Макария//Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. С. 87–167. 87. Илиодор, архимандрит. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре): Автограф. – 1873. – НИОР РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93. 88. Ильминский Н.И. О церковном богослужении на инородческих языках. Казань, 1883. 89. Иннокентий (Ястребов). Замечательные случаи проявления Промысла Божия на Алтае, бывшие со времени основания Алтайской миссии до настоящих дней. Томск, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

18 -го. Об отсылке сборов с вотчин духовного ведомства в Штатс-Контор Коллегию при перечневой ведомости с счётчиками, высылаемыми из вотчин, и об извещении в то же время о том Камер-Коллегию. 20 -го. О сохранении во время производства дел в Святейшем Синоде одних и тех чинов, имён, отчеств и фамилий у истцов и ответчиков. 20 -го. О доставлении в Святейший Синод ведомостей о сборах и недоимках по вотчинам духовного ведомства. 21 -го. Об исполнении в вотчинах синодального ведомства указов Канцелярии Рекрутного Счёта о сыске беглых рекрут. 21 -го. Об отправлении церковного празднества по случаю заключения мира между Россиею и Швециею во всех иноверческих церквах. -го. Конференции Святейшего Синода с Правительствующим Сенатом о поднесении Государю Царю и Великому Князю Петру Алексеевичу титула Императора Всероссийского и наименования Великого и Отца Отечества. 30 -го. О дозволении протоинквизитору выбирать в епархиальные инквизиторы из монахов и об отправлении их по назначению на монастырский счёт. 30 -го. О покупке на синодский стол серебряных чернильниц и в синодскую контору дубового стола под станок. 31 -го. Об определении в Святейший Синод нотариуса и регистратора. 31 -го. О выдаче определённому к Герцогине Мекленбургской Екатерине Иоанновне иеромонаху Иосифу Сеевичу прогонов, содержания и паспорта из Коллегии Иностранных Дел. 31 -го. О назначении к приёму из С.-Петербургской типографии и к продаже печатных книг и гравированных листов двух лиц, по выбору, из купечества. 31 -го. О непозволении монахиням отлучаться из монастырей в С.-Петербург. -го. Об отправлении военнопленных Шведов, находящихся в России по губерниям и провинциям под арестом и на паролях, и прочих, в минувшую с Шведами войну взятых, в Военную Коллегию; об удержании тех из них, которые не уплатили долгов, поступили в услужение по записям на урочные годы или в гражданскую службу и приняли веру Греческого исповедания, и о взыскании штрафа за утайку военнопленных. 31 -го. О подчинении Псковскому архиепископу Феофану духовных лиц, находящихся в Ревеле и в Ревельском уезде, и о передаче в его ведение всех производящихся там духовных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И по тому Его Царского Величества указу помянутое Соборное Изложение и статьи в прежде бывшем патриарше Казённом Приказе в казённой палате есть за печатью тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, а послать мы и отдать ризничему Филагрию за вышепомянутыми Его Царского Величества указы из Канцелярии Сената и из Штатс-Контор Коллегии не смеем. И о том Святейший Правительствующий Синод что повелит? Святейший Правительствующий Синод, присланного из Москвы полковника и лейб-гвардии капитана господина князя Одоевского и полковника господина Плещеева доношения слушав, согласно приговорили: объявить Правительствующему Сенату, дабы требуемые в Синод с Москвы из бывшей патриаршей ризницы Соборное 1667 году святейших Вселенских и Московского патриархов и всего освящённого собора Изложение и последовательно учинённые в подобной тому Изложению силе статьи и указы, которые, яко содержанию синодального правительства свойственные, всегда в Синоде быть должны, а обретаются в прежде бывшем патриарше доме за печатью тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, распечатав, прислать в Святейший Правительствующий Синод немедленно; и прочее что от церковных и синодальному ведению подлежащих вещей обретается под присмотром того графа господина Мусина-Пушкина, и помянутых персон, и светских командиров, отдать обычайно подчинённым Синода, которые Святейшим Правительствующим Синодом благоусмотрительно будут определены. И о том в Правительствующий Сенат сообщить ведение. 204 (183). – 4 Сентября. Об истребовании сведений из подлежащих Коллегий о числе лиц римско-католического исповедания, находящихся на службе в военно-сухопутных войсках и во флоте, а также занимающихся торговлею. Государственная Коллегия Иностранных Дел 30 августа 1721 года донесла Святейшему Правительствующему Духовному Синоду следующее: Сего Августа 21-го дня из Святейшего Правительствующего Духовного Синода в Государственную Коллегию Иностранных Дел писано о присылке во оный из Коллегии Иностранных Дел о обретающихся в Санкт-Петербурге и в новозавоёванных городах францисканах письменного известия, колико римского исповедания иноземцев в службе Его Царского Величества, присягою обязавшихся, в армии и во флоте, также и купецких людей в Российском государстве, и в которых местах находится 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Святейшем Правительствующем Синоде выписано: в доношении из Выборгской провинции бригадира и обер-коменданта Шувалова написано: В прошлом 720-м году Июля 29-го дня по именному Царского Величества указу велено в той провинции постановление в пасторы и в другой духовный чин иметь так, как прежде бывало при владении шведском. А по поданной в Выборгскую Канцелярию ведомости Выборгского препозита Липпиюса при владении-де шведском был в Выборге епископ, и поставление в пасторы и в другой духовный чин было от него. А при владении-де королевского величества шведского о определении старших пасторов из кирхи в кирху командующий епископ в провинции доносил письменно королевскому величеству, по которому определялись первее указ, и оный-де пастор тот указ объявляет епископу, а епископ определяет указом, где оному быть надлежит препозита или первенствующего священника, чтоб такого пастора в том приходе публиковать. А в прошлых-де годах в Кексгольмском уезде в Сердобольском погосте при кирхе был пастор Марин Тараниус и умре; а ныне-де при той кирхе капланом помянутого пастора сын Яган Тараниус, которому желают они быть у той Сердобольской кирхи по наследию пастором, понеже-де он человек добрый и учительный. А что-де происком Угонимского погоста пастора Пигорьюс Вастина того Сердобольского погоста крестьяне не более 5-ти человек в прошлом 720-м году Ноября 29 дня просили, якобы они Сердобольским погостом желают его быть в кирхе пастором, по которому их прошению оный Вастин и аттестацию дал, а они-де его, пастора Вастина, в тот погост в пасторы не выбирали. А прошедшего Мая 22-го дня по приговору Святейшего Правительствующего Синода велено из Иностранной Коллегии прислать обстоятельную ведомость, колико во всём Его Величества Российском государстве и в завоёванных городах и уездах обретается римского, лютерского и кальвинского исповедания церквей или кирх, и при тех церквах или кирхах и при чьих домах того исповедания духовных особ, и по каким Его Царского Величества указам и с которых годов каковым персонам иметь оных позволено, и о том во оную Иностранную Коллегию указ послан, по которому ещё ведомости и по сие время не прислано. А сего Июля в 12-й день в челобитье его, каплана Иоганна Тараниуса, написано: прежде сего за 30 лет отец его был в Кексгольмском уезде в Сердобольском погосте пастором, а после-де смерти отца его были пасторами от сродников его; а в прошлом-де 720-м году в Апреле месяце пастор Самуйла Лакман, а его брат двоюродный, умре, а ныне никого не обретается, а он-де служит при той кирхе с 5 лет капланом, а крестьяне-де желают, чтоб ему быть пастором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д., оставить на существующем основании. Подлинное мнение подписал Председатель Государственного Совета «КОНСТАНТИН». На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: «Быть по сему». Приказали: о вышеизложенном Высочайше утвержденном в 26 день мая сего года мнении Государственного Совета об устройстве детей лиц православного духовенства дать знать по духовному ведомству печатными указами для должная руководства, а для объявления во всеобщее сведение сообщить Правительствующему Сенату ведением. 129. 30 апреля 1871 г. О личных правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий и об освобождении от квартирной повинности домов церковнослужителей принадлежавших к православному духовному состоянию до издания закона 20 мая 1869 года равно домов вдов и сирот их. Святейший Синод слушали предложение г. Синодальная Обер-Прокурора, от 24 минувшего марта, при коем приложен препровожденный государственным секретарем список с Высочайше утвержденного мнения общего собрания Государственного Совета, состоявшегося по вопросам, возникшим при согласовании статей св., зак. с Высочайше утвержденными 26 мая 1869 и 11 мая 1870 г. мнениями Государственного Совета о правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий. В означенном списке с мнения Государственного Совета изложено: Государственный Совет, в департаменте законов и в общем собрании, рассмотрев представление главно-управляющего вторым отделением Собственной Его Императорская Величества КанцелярП по вопросам, возникшими при согласовании статей свода законов с Высочайше утвержденными 26 мая 1869 г. и 11 мая 1870 г. мнениями Государственного Совета о правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий, мнением положил: в дополнение Высочайше утвержденных 26 мая 1809 г. и 11 мая 1870 г. мнений Государственного Совета о правах детей духовных лиц православная и армяно-григорианского исповеданий, постановить следующее: 1) сыновья священнослужителей и церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков ) православная и армяно-григорианская исповеданий принимаются в гражданскую службу без различия, рождены ли они прежде или после получения отцами их духовного сана или звания исключая рожденных и в податном состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примеч. Для лиц, начинающих могут быть указываемы Комиссией примерно составленные тома «Описаний», «Полного Собрания», и указателей к ним. 9) При выборе документов для помещения в «Приложения» должны быть наводимы справки в прежних изданиях, как «Описания», так и «Полного собрания», для того чтобы один и тот же документ не оказался помещенным несколько раз, например, присяги, грамоты. Высочайшие указы, синодальные определения и др. Правила для составления «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания». При составлении «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания», должны быть соблюдаемы следующие правила 34 . 1) Смысл выражения: «ведомство Православного исповедания», должен соответствовать объему области православного ведомства того времени, к которому относятся документы. Из Высочайших указов и повелений, данных по ведомству Православного исповедания, помещать в «Собрании» такие, которые имели значение и силу законов, но не распоряжений на частные и отдельные случаи, по поводу которых эти распоряжения для будущего времени ни примером не послужили, ни в постоянные правила не обратились. В частности, из этой категории законодательных памятников должны помещаться в «Собрании» все, от Высочайшей воли исходящие, законодательные акты, содержание которых составляют: а) учреждение 35 какого-либо установления в ведомстве Православного исповедания, б) изменение или дополнение какой-либо части учреждения (перемена, например, в устройстве епархии, изменение пределов одной или нескольких из них, и т. п.), в) устав, наказ или инструкция установлению или должностному лицу, г) предоставление какому-либо должностному лицу права на пользование тем или другим преимуществом и д) распоряжение, данное по отдельному случаю, но получившее силу правила или примера для подобных случаев на будущее время. Не должны же помещаться в «Собрании» такие Высочайшие указы и повеления, в которых объявляется назначение лиц на устроенные уже должности, перемещение, увольнение и награждение их; распоряжение о вызове в Святейший Синод какого-либо лица для допроса, исследования и т. п., о сочинении, переводе и отпечатании, какой-либо книги 36 , о назначении должностному лицу хотя постоянного, но не штатного жалованья, – и вообще всякое повеление, немогущее по самому своему содержанию служить правилом и законом для будущего времени (напр. об устройстве триумфальных ворот и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Как бы следуя примеру церковной власти, и частные лица с своей стороны представляют ряд попыток, направленных к той же доброй цели приводить в известность прежние постановление по духовному ведомству и содействовать наибольшему опубликованию доселе действующих указов Св. Синода. За последнее время особенно часто встречаются в различных духовных изданиях старо-давние указы Св. Синода, извлекаемые чаще всего из консисторских архивов. Некогда (в 1869 г.) в Самарских Епарх. ведомостях печатались в хронологическом порядке все указы Св. Синода, последовавшие со времени открытия Самарской духовной Консистории с 1851 года. В Московских Епархиальных ведомостях за 1869 и 1870 гг. печатались «прежде обнародованные постановление и распоряжение по духовному ведомству», начиная с конца прошлого столетия, но к сожалению без надлежащего разграничение с распоряжениями местной епархиальной власти. В Черниговских Епарх. ведомостях за 1861 год печатались постановление по разным предметам церковного благоустройства, где приводятся указы еще более древнего времени, но отрывочно и в связи с извлечениями из свода законов, устава дух. Консисторий и т. п. В последних Пермских Еп. вед. истекшего 1878 года начат печатанием «хронологический указатель узаконений, относящихся к Духовному ведомству православного исповедания», составленный известным протоиереем А. Луканиным. В ежегодном приложении к церковно-общественному вестнику обычно печатаются указы и определение Св. Синода за каждый истекший год. Не представляя собою чего-либо нового по своей основной мысли, отвечая тем же жизненным целям, во имя которых указы Св. Синода путем официальным и содействием частных лиц оглашаются по духовному ведомству, наша книга представляет некоторые особенности по своему содержанию и изложению. В нашу, книгу внесены указы Св. Синода за весь Синодальный период Русской церкви (1721–1878 г.), но не все, а как видно из самого название книги, только «руководственные для православного духовенства», только те, которые или выражают действующее право Русской православной церкви, или ближайшим образом могут содействовать надлежащему пониманию узаконений, действующих по духовному ведомству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010