Пред великими деяниями Господа тварь благоговейно трепещет, содрогается – Венским переводом передано размерил от корня или «измерять». Но слово совершенно не находит себе места в контексте, отсюда естественно искать замены его каким-либо другим, чему благоприятствует параллельное – и αλεϑη – у LXX-mu. Предстоит выбрать между ( Пс. 12:5; 81:5 ; Притч. 10:3 ) и ( Пс. 64:11 ; Иов. 30:22 ; Ам. 9:5 ) 207 . Оба глагола синонимичны (они представляют собою оттенки значения – колебаться), соответствуя греческому переводу и контексту; но принимая , мы имели бы дело с более легко объяснимым lapsus calami. – – сама природа в том, что она имеет более твёрдого и более величественного, дрожит пред Божеством; мысль весьма сильная (ср. Суд. 5:5 ; Исх. 29:18 ; Иез. 30:4). Вместо горы вечныя, первобытныя – LXX перевели β; вероятно, слово они поняли в смысле добычи ( Быт. 49:27 ; Ис. 33:23 : Соф. 3:8 ). Последствия колебания природы, произведённого приходом Вечного, выражены двумя следующими глаголами; – Hithpol’el от гл. «быть рассыпанным, разбитым на куски, обращённым в пыль» и «оседать, опускаться, обваливаться» в собственном смысле и фигуральном ( Иов. 9:13 ; Ис. 2:9 и т.д.). Пророк удивительно психологично подчёркивает трепет и падение как бы сурово-неподвижных, первобытных и вечных колоссов вселенной. Им пророк противопоставляет – пути вечные Господни, ведущие к тому, чтобы спасти Свой народ и уничтожить своих врагов. – синоним ( Иов. 22:5 ; Втор. 32:4 ; Притч. 8:22 ). Сравнение Аввакума 3:6 с Пс. 67:25 – и Пс. 76:14 – позволяет думать, что не должно быть понимаемо непременно в материальном смысле, но что этот термин выражает «пути», т. е. образ действования Иеговы во все времена: в истории отношений Иеговы к своему народу пророк видит весьма ясно, что крепки и неизменны постоянно проявлявшиеся в ней шествия Господа, и если Иегова спасал столько раз Свой народ, то вечность путей Господних – порука грядущего освобождения Им народа от врагов его. В этом стихе пророк вспоминает подобно Деворре ( Суд. 5:45 ) землетрясения, движения гор и таяние () снегов, то самое, что описывает весьма тщательно и книга Исход (19:1620). |
3. Так как иудеи были в то время и в плену, то, вероятно, вместе с ними тогда явились сюда и многие из язычников; а с другой стороны, и слух о догматах в это время уже распространился между народами, а потому многие и из них присутствовали здесь, по воспоминанию о том, что слышали. Таким образом свидетельство со всех сторон было непререкаемое, – со стороны граждан, со стороны иноземцев, со стороны пришельцев. " Слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих " . Они не просто говорили, но говорили нечто дивное; и потому справедливо эти люди недоумевали, так как никогда еще не было ничего подобного. Заметь рассудительность этих людей: они изумлялись и недоумевали, говоря: " друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина " (ст. 12, 13). Какое бесстыдство, если они из-за этого смеялись! И что же, впрочем, тут удивительного, если и о самом Господе, когда Он изгонял бесов, они говорят, что " имеет в Себе веельзевула " (Мк.3:22)? Где господствует наглость, там заботятся лишь о том одном, чтобы что-нибудь сказать; не о том, чтобы сказать что-нибудь разумное, а – лишь бы что-нибудь сказать. " Они напились сладкого вина " . Верно, так, – потому что люди, окруженные столькими опасностями, трепещущие за саму жизнь, находящееся в такой печали, смеют говорить подобное! И смотри: так как это было невероятно, то, чтобы ввести в заблуждение слушателей и показать, что (апостолы) действительно пьяны, – все приписывают качеству (напитка) и говорят: " они напились сладкого вина " . " Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им " . Там ты видишь его попечительность, а здесь мужество. Пусть они удивлялись, пусть они были поражены; но и при этом не подать голос среди такого множества народа? Если и тогда, когда говоришь между своими, приходишь в смущение, то тем больше – когда говоришь между врагами, между людьми, дышащими убийством. А что (апостолы) не пьяны, это сейчас же сделалось очевидным из их голоса, потому что они не пришли, подобно одержимым, в исступление, и не были лишены свободы владеть собою. Но что значит: " с одиннадцатью " ? Это значит, что они защищались общим голосом: Петр служил устами всех, а прочие одиннадцать (учеников) предстояли, подтверждая его слова своим свидетельством. " Возвысил голос свой " , т.е., заговорил с великим дерзновением. |
И вот окажется, что мы жили для себя, были черствы и жестоки к чужому горю, окажется тогда, что мы, считаясь православными христианами, вели жизнь хуже язычников, так что через нас уничижался и Сам Христос Бог, Коего последователями нас считали. Но самое страшное в этом Суде Божием то, что он есть суд окончательный – навеки. Уже другого суда не будет. Когда мы стоим перед человеческим судьей, мы утешаемся, что высший суд рассудит наше дело в добрую для нас сторону. А если и высший суд человеческий нас не утешит, мы надеемся на другую жизнь, где правда засияет. Но выше Суда Божия ничего нет. И что Господь изречет, то и будет окончательно, бесповоротно, навеки. Какими же страшными должны быть слова Праведного Судии Бога, которые Он скажет всем грешникам-отступникам: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в муку вечную (Мф. 25, 41, 46). Когда эти наши суждения услышал бы человек неверующий, он, вероятно, сказал бы: зачем же и жить человеку на земле, если впереди его ждут вечные мучения? И что за такой суровый Судия, Который так строго карает Свои создания? Этот человек неверующий был бы прав, возлюбленные, если бы Суд Божий состоял в одних лишь наказаниях. Но Суд Божий и обстановка его и всего второго пришествия Христа Спасителя для тех, кто любит Христа Спасителя всем сердцем, кто служит Ему, молится и признает Солнцем всей своей жизни, для всех последователей Христовых, – будущее пришествие Спасителя для суда над миром есть явление желанное. Ведь тогда, во второй раз, Спаситель наш придет не в уничижении, как в первый раз, а в великой славе. Тот Самый Иисус Христос, Которого многие люди не хотели и признавать на земле, над Которым смеялись и не считали Богом, а иные даже говорили о Нем, что Он не существовал вовсе, – Он предстанет пред всеми народами как Бог и Судия всех. Второе пришествие Христово и Суд Его над миром – это величайшее прославление нашего Спасителя и Бога! Это ли не радость для всех Его последователей, живущих на земле для Его прославления среди людей! И в те моменты, когда земля, на которой мы живем, разрушится и весь мир вместе с нею, и будет царить ужас и отчаяние среди людей, отступивших от Бога и Его забывших, на душе у последователей Христовых будет покой и ожидание блаженства, как о сем говорит Сам Спаситель: И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение... люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 25-28). |
Но если такие люди будут в последние времена, то как он говорит: " таковых удаляйся " ? Вероятно, и тогда было несколько таких, хотя и не в такой степени нечестивых, но было. Несомненно же то, что чрез Тимофея он увещевает всех – удаляться от таких людей. " К сим принадлежат те " , – говорит он, – " которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины " (ст. 6. 7). 2. Видишь ли, как эти люди подражают древнему обольстителю, употребляют то оружие, которое диавол употребил против Адама? " Которые вкрадываются в домы " . Видишь ли, как словом: " вкрадываются " (апостол) выражает их бесстыдство, бесчестность, обман, обольщение? " И обольщают женщин " . Итак, кто легко предается обольщению, тот – женщина, а не мужчина; предаваться обольщении свойственно женщинам, или лучше, не женщинам, а " женщинам, утопающим во грехах " . Вот, отчего и они предаются обольщениям, – от грехов, оттого, что не знают за собою ничего доброго! И весьма точно сказал он: " утопающим " , выражая этим множество грехов их, беспорядочность и непристойность. " Водимых различными похотями " . Не природу он осуждает, – не просто сказал: женщин, но именно таких женщин. Что значит: различными? Здесь он разумеет многое: роскошь, бесстыдство, разврат. " Различными " , – говорит, – " похотьми " , т. е. корыстолюбием, славолюбием, сластолюбием, тщеславием, честолюбием; а может быть, указывает и на другие постыдные пожелания. " Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины " . Для чего он говорит это? Не для того, чтобы оправдать их, но чтобы сильнее обличить. Они погрязли в этих похотях и грехах, и потому отупел их разум. " Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине " (ст. 8). Кто были эти волхвы при Моисее, и почему имена их не упоминаются нигде в другом месте? Вероятно, они сохранились в неписаном предании, или открыты Павлу (Святым) Духом. " Так и сии " , – говорит, – " противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. |
Поэтому и прибавляет он следующие слова: " но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте " ; во всем подавай собою пример добрых дел. То есть, сам будь первообразом в жизни, являясь пред другими как образ, как одушевленный закон, как правило и устав доброй жизни. Таков должен быть учитель. Словом, – чтобы без затруднения вступать в собеседование. " В житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте " – целомудрием. " Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением " . Тимофею заповедует заниматься чтением. Послушаем этого все и научимся не нерадеть об изучении Божественных Писаний. Вот опять говорит: " доколе не приду " Видишь ли, как он утешает его? Вероятно, и он сам (Тимофей), как осиротелый, искал этого. " Доколе не приду " , – говорит, – " занимайся чтением " Божественных Писаний, " наставлением " взаимным, " учению " (обращенному) ко всем. " Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству " . Пророчеством называет здесь звание учителя. " С возложением рук священства " . Не о пресвитерах говорит он здесь, а об епископах, потому что не пресвитеры рукополагали епископов. " О сем заботься, в сем пребывай " (ст. 15). Смотри, как часто он наставляет его в одном и том же, желая показать, что учителю больше всего должно стараться об этом. " Вникай в себя " , говорит, – " и в учение , занимайся сим постоянно " (ст. 16). То есть, будь внимателен к самому себе и других учи. " Т ак поступая, и себя спасешь и слушающих тебя " . Хорошо сказал: " и сам " . Тот, кто питает себя словом учения, прежде сам извлекает отсюда пользу, потому что, уча других, и себя приводит в умиление. Впрочем, не к одному Тимофею это сказано, но ко всем. А если (апостол) дает такие наставления тому, кто воскрешал мертвых, то, что скажем мы? Но и Христос на учителей указывает, когда говорит, что царствие небесное подобно человеку " хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое " (Мф.13:52). И опять блаженный Павел, то же самое заповедуя, говорил: " чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду " (Рим.15:4). И более всех он сам исполнял это, будучи наставляем в отеческом законе, при ногах Гамалиила, так что весьма вероятно и после того он занимался чтением, и тот, кто другим давал такое наставление, прежде самого себя побуждал к этому. Разве не видишь, как он часто приводит свидетельства из пророков и разбирает их? Поэтому, если Павел занимается чтением, – а не маловажная польза проистекает от Писаний, – то ужели мы будем лениться и рассеянно слушать его? И какого наказания мы не будем достойны? " Д абы успех твой " , – говорит, – " для всех был очевиден " (ст. 15). |
Увидев это, они удивились и изумились. Чудо совершилось не тотчас, но некоторое время они ждали, чтобы оно не было принято за призрак; следовательно, это не был обман или призрак. " Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал " . Хорошо это сказано, потому что угостить двести семьдесят душ – знак великой любви. Смотри, какая польза от странноприимства: не по какой-нибудь необходимости и не против воли, но почитал (странноприимство) драгоценным благом, он угощал их " три дня " ; потому справедливо и получает воздаяние, и притом гораздо большее, нежели сколько дал: (Павел) исцеляет отца его, тяжко страдавшего болью в животе, и не только ему, но и многим другим больным доставляет исцеление; а они, в благодарность за это, воздают ему почести и приносят дары. Это выражает (писатель) в следующих словах: " и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным " . Не награду он взял, – да не будет, – но здесь исполнилось написанное: " трудящийся достоин пропитания " (Мф.10:10). Очевидно, что те, которые так приняли их, приняли и проповедь; он не стал бы беседовать с ними три месяца, если бы они действительно не уверовали и не явили плодов (веры); это служит ясным доказательством, что здесь было много веровавших. " И отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове " . Это, вероятно, было написано на нем; так они были преданы идолопоклонству! Смотри, как плывущие то останавливаются, то опять спешат. " Павлу позволено жить особо " . Павел пользовался уже таким уважением, что ему позволено было жить особо; и не удивительно: если и прежде принимали его благосклонно, то тем более теперь. " Подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол, где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим. Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц " . Они вышли по какому-нибудь опасению, но сами обстоятельства достаточно успокаивают их. |
В приведенных нами словах новозаветного тайнозрителя судеб Божиих не только нет даже и намека на что-либо подобное, напротив, прямо высказывается та мысль, что печать, которою предтеча антихриста и сам он будет знаменовать каждого из своих последователей, будет состоять в начертании, то есть каком-то особенном знаке, который неизвестно каким способом будет положен на тех, кои поклонятся человеку беззакония, и притом эта печать будет не одна, а трояка и будет состоять из простого начертания какого-то знака, из начертания имени антихристова и, наконец, числа, заключающего в этом имени, — 666. Св.Ипполит, папа Римский, говорит: «Все тесноты ради пищныя к нему (антихристу) приидут и поклонятся ему, и даст им знамение на руце десней и на челе, да никто же честный и животворящий крест сотворит десною своею рукою на челе, но связана рука его будет и оттоле власти не имать знаменати своя уды, но прелестнику приложится, и тому единому послужит, понеже таковому покаяния несть, всяко убо яве яко погибе от Бога и от человек». И потом, объясняя, в чем будет состоять эта печать, святой отец продолжает: «И дарует тем льстец малы снеди, печати ради своея скверныя, печати же его иже на челе и на десней руце есть число, шестьсот шестьдесят и шесть, еже непщую, не бо опасно свем сего писания, много бо имена в числе сем обретаются, суть же сия: злый вождь, агнец неправедный и др.» Ясно, какая, по мнению св.Ипполита, будет печать антихриста. Ее будет составлять число 666, изображенное или начертанное на правой руке и на челе, — и притом так, что тот, на ком положено будет это начертание, не в состоянии будет знаменовать себя крестом, и самая печать будет дана «вместо животворящаго креста Спасова». Есть ли в такой печати хотя малейшее сходство с троеперстием? Какое же и каким образом из трех перстов составит число имени антихриста, и связывает ли троеперстие руку так, чтобы человек не мог изображать на себе крестного знамения? Раскольники говорят, что рука того, кто крестится тремя перстами, связана «не узами железными, но клятвою» (разумея, вероятно, определение Стоглава). |
Исполненные самым искренним чувством собственного превосходства над варварами и полуварварами, которыми в глубине души греки считали и своих поработителей, они и в заботе о поддержании религиозных верований усматривали скорее средство культивирования национальных традиций и сохранения исторической памяти, своими корнями уходящей в мифологические предания, чем выражение живых религиозных чувств. Для образованных и полуобразованных эллинов, для граждан греческих полисов национальный культ давно уже превратился в официальное и общественно полезное учреждение, а мифы, которые в гомеровскую эпоху принимались с доверием и отвечали духовным запросам человека, стали собранием легенд, фольклором и литературой, для людей любознательных – предметом археологических штудий, так что в живых человеческих душах зиял вакуум, который способен был с жадностью вобрать в себя семя евангельской проповеди . Она достигла Эллады вместе с апостолом Павлом. В свое второе миссионерское путешествие апостол прошел через Неаполь, Филиппы, Фессалоники и Верию и затем проповедовал еще в Афинах, Коринфе и Кенхрее. Маршрут его третьего путешествия пролегал через те же македонские города, которые он посетил ранее, а потом через Эгину и Коринф. Своей огненной верой он зажег душу члена афинского Ареопага Дионисия и обрел в Афинах, Фессалониках, Филиппах, Коринфе многих последователей. В четвертое путешествие апостол посетил Крит. Дважды он обращался с посланиями к Коринфской Церкви, дважды – к Фессалоникийской, он писал также христианам македонского города Филиппы. В Элладе проповедовал Христа и апостол Андрей Первозванный, закончивший свою земную жизнь в Патрах распятием на кресте. Уже во второй половине I столетия от Р. Х. в городах Эллады и Македонии существовали христианские общины во главе с епископами, которые поставлены были апостолом Павлом и его учениками. Согласно Преданию, цепь апостольского преемства в Афинах прошла чрез епископское служение священномученика Иерофея, Дионисия Ареопагита , Публия, Кодрата, во время святительства которого афинский философ Аристид представил императору Адриану свою апологию в защиту христиан. Во II веке христианские общины существовали не только в Афинах, Коринфе, Эгине, Кенхрее, Верии, Фессалониках, Филиппах, Никополе, в критских городах Кноссе и Гортине, где они появились еще в предшествующее столетие, но также в пелопонесской Спарте и фессалийской Ларисе. В III столетии епископы были уже, вероятно, и во многих других полисах Эллады, и по доле христиан в ее населении эта страна уступала тогда лишь грекоязычным азиатским провинциям. На Никейском Соборе присутствовали епископы Афин, Фив, Фессалоник, Эуреи, Стоб и расположенной на острове Лемносе Гефестии. |
При сем непрестанно должно обращать их внимание на то, что благочестие не состоит в пустых размышлениях, но в истинной и деятельной любви к Богу и ближнему, в попечении о домашних и в занятии своей должностью. И вот главнейшие предметы проповедей для таких приходов, в которых есть заблуждающие в воображении. Должно часто обращаться к любимым ими местам Священнаго Писания и показывать их подлинный смысл. Решительно обуздывать их духовную гордость и уверенность в уразумении Писания и истины должно уже тогда, когда приобретена у них доверенность, и когда они поставлены в такое положение, что сами охотно желают и чувствуют нужду, слышать безпристрастное и истинное суждение о Вере. Тогда, чтобы поколебать их доверенность к их мнениям, показывай им, по основательным правилам Истолковательной Науки, противоречие их понятия о любимых ими местах Св. Писания с другими местами, истинный смысл тех мест, и согласие его с другими местами писания; и за сим уже вспомоществуй им покориться Церкви, доверять ее Священникам, не доверять себе самим и своим любимым мнениям. 37. Лже-мистические и фанатические книги, которыми они руководствуются, должно выводить из употребления, но выводить с осторожностью и скромностью, именно, умножением между ними таких книг, в которых излагается Христианство для разума и сердца определенно и ясно, спокойно и основательно. Хорошо также, где можно, на обмен находимых у них вредных книг давать им полезные. Впрочем если бы кто нибудь начал с намерением распространять вредные книги, из корысти ли, или для совращения и укрепления в заблуждении, то такового должно увещавать, и, ежели увещания останутся безуспешны, донести о нем начальству. Между же тем должно остерегаться, чтобы не возбудить в прихожанах к сим вредным книгам особливого внимания; потому что таковое внимание почти обыкновенно производит любопытство знать, что в них содержится, и следовательно желание иметь и читать их. 38. Ежели таким образом с заблуждающими в воображении обращаются кротко, не оскорбляют их грубостью и упреками; ежели Священник не соблазняет их своей недеятельностью и невежсством, своей ложной набожностью, своим лицемерием, и вообще безнравственностью, но при всяком удобном случае руководствуется основательным рассуждением, и всегда предлагает им мысли правильные и ясные: то вероятно, они наконец перейдут к спокойному и истинному благочестию; между же тем, по крайней мере, остановлено будет их размножение. |
25:5 ) 29 . Таким образом, из трех представленных толкований вероятными кажутся первые два, тогда как третье — не более чем интересное предположение. В любом случае закон о запрещении повторного брака играл положительную роль в семейных отношениях израильтян. Во-первых, он заставлял серьезно относиться к разводу и удерживал от опрометчивого поступка. Во-вторых, закон побуждал мужа после фактического развода скорее восстановить отношения и примириться с женой, пока она не вышла замуж второй раз (естественно, если сам муж раскается в том, что расстался с ней). Втретьих, закон защищал крепость второго брака, так как в ином случае жена, имея желание вернуться к первому мужу, могла добиваться развода со вторым мужем 30 . Наконец, запрет повторного брака косвенно защищал достоинство женщины, исключал возможность отношения к ней как к рабыне или вещи, которую можно на время передать или продать другому человеку, но впоследствии передумать и вернуть ее. Завершая анализ Втор. 24:1-4 , отметим, что предписание о разводе, как сказал Спаситель, было уступкой жестокосердию иудеев 31 (см.: Мф. 19:8 ), и даже по форме своего изложения Втор. 24:1 более походит на констатацию укоренившегося в народе обычая или практики 32 , чем на новое установление. По наряду с фактическим признанием права на развод в Законе содержалась мысль о ненормальности этого явления. Во-первых, запреты разводиться в некоторых исключительных случаях (см.: Втор. 22:13-19 и 28–29), а также запрет выходить разведенной женщине замуж за священника (см.: Лев. 21:7 ) показывают, что Ветхий Завет в целом отрицательно оценивал факт развода 33 . Во-вторых, косвенно говорит о негативном отношении к разводу запрещение повторного брака мужчины с бывшей женой, так как в этом случае развод воспринимается как окончательное разрушение первого брака, как смерть, которая делает невозможным возвращение к прежней реальности. Втретьих, как считает профессор А. П. Лопухин, сама необходимость давать жене разводное письмо существенно затрудняла бракоразводный процесс, так как для составления письма необходимо было обращаться к левитам — единственному знакомому с письменностью сословию 34 . |
| |