Таким образом, в годы Великой Отечественной войны положение Русской Православной Церкви как социального института окрепло и в социуме, и в государственной сфере. Оказавшись в сложной ситуации, руководство страны осознало необходимость в Церкви (по крайней мере, в критической обстановке войны) и отказалось от политики, нацеленной на ее уничтожение. Сам факт создания Совета по делам Русской Православной Церкви является доказательством ее возросшей роли и статусной позиции в государстве. Вклад Церкви в победу не редуцировался лишь сборами пожертвований, помощью сиротам и раненым. Главным представляется реализация Церковью нравственно-психологической функции. Вместе с тем, корректировку религиозной политики государства и изменение места Церкви в социуме можно рассматривать как временную уступку партийно-государственной системы в критических условиях. В дальнейшем, по мере усиления этой системы и приближения победы, притеснения и гонения на Церковь возобновятся. Вопрос о формах государственной борьбы с религией, способствовавших утверждению атеистической идеологии, во многом детерминировался направленностью политического курса послевоенного периода. Кондакова И.И. Война, государство, общество. 1941-1945. М., 2002. С. 211. Губенко М.П. К экономической характеристике районов РСФСР, освобожденных от фашистской оккупации в 1943 г. (в свете нового источника)//История СССР. 1962. 1. С. 118. ГАСО. Ф. 2442. Оп. 6. Д. 3. Л. 1, 1 об., 2, 2 об., 3, 3 об. ГАСО. Ф. 2442. Оп. 2. Д. 8. Л. 1. ГАСО. Ф. 2361. Оп. 5с. Д. 128. Л. 10. ГАНИСО. Ф. 8. Оп. 8. Д. 209. Л. 4, 5, 7, 18. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 67. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 67. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 67. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 67. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 67 об. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 67. ГАСО. Ф. 1620. Оп. 2. Д. 3. Л. 59 об.-60. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 30. Л.158., Оп. 1. Д. 153. Л. 2. Зима В.Ф. Менталитет народов России в войне 1941-1945 годов//Россия в XX веке. Война 1941-1945 гг. Современные подходы. М., 2005. С. 72.

http://religare.ru/2_106619.html

Братства, как мощная защита Православия вплоть до восстановления православной иерархии в 1620 году (1600–1620) Источник Братства, как мощная защита православия – вплоть до восстановления православной иерархии в 1620 году (1600–1620) Осенью 1599 года скончался первый униатский митрополит Михаил Рогоза и его преемником был назначен епископ Владимирский и Брестский Ипатий Потей, который в течение 14-ти–летнего своего управления вел ожесточенную борьбу с православными для совращения их в унию. 1 Главным местом борьбы была Вильна, и самые жестокие удары выпадали на долю местного православного братства. 2 На помощь братству снова появился ревностный борец за православие Стефан Зизаний, который возобновил свои проповеди в Троицком монастыре. Король и новый митрополит Ипатий Потей ополчились на смелого проповедника, и монастырь был опечатан, а Стефан Зизаний, преследуемый властями, должен был спасаться чрез дымовую трубу (камин), и тайком бежать из Вильни, вместе с братскими священниками Карпом и Григорием. 3 Мы уже не раз останавливали внимание читателя на той дисциплине, которой отличались наши церковные союзы, и на тех строго христианских способах борьбы, которые употребляли доблестные братчики для защиты своей веры от враждебных на неё нападений. Также точно, по поводу столкновений Виленского братства с латинянами и униатами из-за Стефана Зизания, видные деятели братских союзов выказали свое понимание великого христианского требования о непротивлении злу, каковое требование, правильно усвоенное, является самым надежным орудием в руках христиан для одержания над врагами настоящей, бескровной победы. Так, в письме к Стефану Зизанию и ко всему Виленскому братству, от 16 ноября 1599 года, известный Львовский братчик Юрий Рогатинец, касаясь современных происшествий, а также, в частности, – запечатания Троицкого монастыря, давал истинно христианский совет: не раздражать понапрасну Ипатия Потея. «Не смущайтесь о том» (т. е. о запечатании монастыря), писал Юрий Рогатинец, «и не злоречьте Ипатию в роспачи его, на горшее приводячи, с чого возрастает ярость, гнев и клопот безвременный, а не Божие строение».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

С 1618 по 1620 годы он был ректором в Киевской братской школе. В 1619 году в Евье была напечатана «Грамматики славенския правилное синтагма...» Эта книга прославила имя Мелетия как выдающегося ученого не только в славянском мире, но и во многих странах Западной Европы. Издание «Грамматики» опровергло бытовавшее в Ватикане мнение, отрицавшее всякую возможность развития науки и литературы на славянском языке. Славянской грамматике Мелетия суждена была долгая жизнь в Московском государстве в духовных и светских школах и в послепетровское время, вплоть до середины XIX столетия. М. В. Ломоносов называл «Грамматику» «вратами учености». Особенно плодотворными в литературном творчестве Мелетия были 1620–1623 годы. 2 ноября 1620 года Мелетий произнес в Вильне поминальное слово при погребении епископа Леонтия (Карповича), изданное под названием «Казанье на честный погреб... господина Леонтия Карповича» (1620). Дважды, в апреле и июне 1621 года, Мелетий издал «Оправдание невинности...», на которое униатский митрополит Иосиф Вельямин Руцкий ответил «Двойною виною» с «Дополнением». В том же году Мелетием написана и издана «Защита оправдания», на которую униаты тотчас же ответили «Испытанием защиты». Со стороны Мелетия следует «Обличение» (1622). В 1619 году в Москву по поручению восточных патриархов прибыл Иерусалимский патриарх Феофан для устроения церковных дел в Москве и Великом княжестве Литовском. В 1620 году патриарх Феофан хиротонисал Мелетия во епископа Полоцкого и Витебского с возведением в сан архиепископа. Архиепископ Мелетий принимал активное участие в общественно-политической жизни страны. Его послания с призывами к защите веры, народности расходились по всей территории Великого княжества Литовского. Послания архиепископа Мелетия 1621–1622 годов сыграли немаловажную роль в народных выступлениях в Витебске, Могилеве, Полоцке. 12 ноября 1623 года, когда жители Витебска, доведенные до отчаяния античеловеческими действиями униатского архиепископа Иосафата (Кунцевича), расправились с ним и бросили его тело в Двину, архиепископ Мелетий был объявлен главным виновником «пролитой крови Иосафата». Предполагали, что владыке Мелетию, как борцу за Православие, угрожала опасность, и в конце 1623 года он навсегда покинул Вильну.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Виталия (Евье, 1612. Вильно; Евье, 1642), «Анфологион, албо Цветы молитв избранных, от многих святых отец събранны» (Евье, 1613) и др. Братчики занимались переводами с греческого на просту мову - западнорус. лит. язык, в братской типографии были напечатаны «Евангелие учителное, албо Казаня на кождую неделю и свята урочистыи» Каллиста, Патриарха К-польского (Евье, 1616), «Духовныи беседы о доконалстве христиан православных» прп. Макария Египетского (Вильно, 1627), перевод толкования св. Иоанна Златоуста на молитву «Отче наш», сделанный Леонтием (Карповичем),- «На Отче наш выклад з грецкого на руский» (Вильно, 1620). Братство издало наиболее полную грамматику церковнослав. языка, составленную Мелетием (Смотрицким),- «Грамматики славенския правилное синтагма» (Евье, 1619) и более простую «Грамматику, албо Сложение письмени, хотящим ся учити славеньского языка малолетним отрочатом» того же автора (Вильно, 1621). Многочисленным мон-рям, находившимся под управлением В. б., предназначались издания: «Киновион, или Изображение евангелского иноческого общого жития, от святых отец вократце собранно» (Евью, 1618; возможно, представляет собой устав братского Свято-Духова мон-ря) и перевод соч. Фикары Святогорца «Вертоград душевный» (Вильно, 1620). Мелетий (Смотрицкий). " Грамматики словенския правилное синтагма " Евье, 1619. Л. 5 (РГБ) Мелетий (Смотрицкий). " Грамматики словенския правилное синтагма " Евье, 1619. Л. 5 (РГБ) Братство также издало 2 проповеди архим. Леонтия (Карповича): «Казание двое: одно на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, другое на Успение Пречистое и Преблагословенное Владычицы нашое Богородицы Приснодевы Марии» (Евье, 1615), а также 2 Слова на погребение архим. Леонтия: «Лямент у света оубогих на жалосное преставление... отца Леонтия Карповича» (Вильно, 1620) и соч. архиеп. Мелетия (Смотрицкого) «Казанье на честный погреб... Леонтия Карповича, номината епископа Володимирского и Берестейского, архимандрита виленского» (Вильно, 1620). В 1620 г.

http://pravenc.ru/text/158638.html

Тоеж соборные церкви по выше города, на Рузе реке, протопоповское дворовое и огородное место, земли с десятину, по сыску и по дозору владеет тем протопоповым местом руженин Никифорко Лаврентьев со 129 (1621) году самовольством; а ныне на той земле отписано на великого государя святейшего Филарета Никитича патриарха Московского и всеа Русии пшеницы 150 снопов, да ячмень 120 снопов, да овса 100 снопов. Да тоеж церкви Воскресения Христова земля протопоповская ж т протодиаконская и поповская дворовые и огородные места ниже города от речки Ортюшки от Пятницкой земли до Никольской земли с десятину; да тоеж соборные церкви была сторожевая слобода, дворовые и огородные места, а живали в той слободке причетники, сторожи церковные по посадскую землю, по Беляев пруд, с полдесятины земли, и тою Воскресенской землей владеют Никольские попы – вдовой поп Богдан, да брат его поп Кирилла Исаевы со 128 (1620) году, на той земле пашню пашут; да на той же земле поставлены у них два овина, да учинено два гумна; а в сыску посадские и уездные люди сказали, что владеют тою церковною землею те Никольские попы со 128 (1620) году, а почему владеют, того обыскные люди не ведают. А попы Богдан да Кирилла в допросе сказали, что они той Воскресенской землей владеют с 128 (1620) году, а приписал де им Воскресенскую землю к Никольской земле в прибавку писец Иван Севолодской 14 строжевые слободки огородцы и дань церковную с тое новоприписные земли на 108 (1620) год у них Иван Севолодской взял, а по чему им впредь тою землею сторожевыми огородцы, владеть на то им письма писец не дал, а Протопоповым и протодиаконовым и поповыми дворовым и огородными месты владеют Никольские попы самовольством. Богдан поп, владеет со 128 (1620) году и по ея места половиною земли и ныне у Богдана попа на той земле отписано на Великого Государя Святейшего Филарета Никитича патриарха Московского и всея русии ечмень 100 снопов, да пшеницы 80 снопов, да ржи 50 снопов, а брат его поп Кирилл на другую половину той земли что бывал Осипа протопопа огородец и поповские и протодиаконские огородцы, да сторожевые Воскресенские огородцы и во всех Воскресенских огородцах и в сторожевых на половину земли положил платежницу старосты поповского попа Семиона, а в платежнице написано на 133 (1625) на 131 (1626) и на 135 (1627) и на 136 (1628) годы платить ему с году на год оброку по алтыну, да пошлин по два алтына; а в Старостиных книгах тот платеж не написан, а до 133 (1625) году Кирилла поп владел тою землею самовольством же; да у Богдана де у попа, да у попа Кирилла отписана па Великого Государя Патриарха на сторожевых дворовых и огородных местах ечмень 50 снопов, да пшеницы 60 снопов, да ржи 70 снопов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После завершения Собора 1619 г. архим. Дионисий возвратился в Троице-Сергиев мон-рь. Арсений Глухой и Антоний (Крылов) стали справщиками Московского Печатного двора. Н. из всех участников прений был наиболее выделен патриархом. После снятия осуждения приходский священник остался в Москве, вошел в окружение патриарха Филарета и с этого времени активно участвовал в создании и публикации канонических, полемических и др. произведений. Патриарх Филарет не остановился на осуждении деятельности своего предшественника - местоблюстителя митр. Ионы (Архангельского). На новом Соборе 1620-1621 гг. был поставлен вопрос об отношении к зап. христианству. Собор урегулировал вопрос о способе вхождения инославных в Русскую Церковь, предписав принимать католиков и протестантов первым чином (повторным крещением). В качестве единственно возможного канонического текста на Соборе 1620-1621 гг. была принята т. н. Сводная редакция чиноприятий, появившаяся не позднее сер. XVI в. Возможно, Н. принял участие в редактировании Постановлений Собора 1620-1621 гг., известных по рукописному (РГБ. Троиц. 741) варианту. Не исключено, что к Собору 1620-1621 гг. Н. подготовил подборку антикатолических и антипротестантских византийских, украинско-белорусских сочинений, проводящих мысль о глубинных расхождениях вост. и зап. христианства. Ригоризм в отношении зап. христианства был свойствен всем насельникам Троице-Сергиева монастыря, пережившим его осаду, а архим. св. Дионисий (Зобниновский) являлся сторонником повторного крещения католиков. Наиболее вероятно, Н. показал имеющиеся у него полемические материалы патриарху Филарету еще во время Собора 1620 г. На их основе он создал авторскую компиляцию, получившую позже название «Изложение на люторы». В свою очередь компиляция легла в основу анафематизмов протестантам. В изначальном варианте Сводной редакции чиноприятий реформационные учения не были обозначены как самостоятельные конфессии. Сочинение Н. заполнило этот пробел. Впервые появилась специальная статья, описывающая процедуру приема в Православие представителей протестант. деноминаций. Н. стал пользоваться авторитетом специалиста по зап. богословию, что определило его новое важное назначение.

http://pravenc.ru/text/2564712.html

при святейшем Адриане патриархе, а построена по обещанию и по челобитью города ж Рузы Николаевского дьячка Фомы Тимофеева и дани платится с той церкви по окладу по 30 алтын по две деньги на год, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с одного двора; а он диакон к той вышеписанной церкви посвящен во диаконы в прошлом 702 году преосвященным Парфением митрополитом Ладиокийским и Азоевским, а священника у тоя церкви нет лет с двадцать и служба в той церкви бывает только по праздникам св. мученик Бориса и Глеба, а на пропитание к той церкви прежним попом такожде ныне и он диакон с причетники кормится церковной землей, а написано к той церкви земли по 5 десятин в поле, а в дву потомуж. Тоя ж вышеписанные церкви Бориса и Глеба дьячек Иосиф Прокофьев да пономарь Тимофей Иванов сказали в самую сущую правду, что живут они у тоя церкви – он дьячек Осип на месте дяди своего престарелого дьячка Ивана Фомина, а кормются они, дьячек и пономарь вышеписанною церковною землею с дьяконом Захаром вообще». Церковь Димитрия Селунского, существовавшая издревле, в начале XVII века уничтожена, вероятно, от Литовского разорения, ибо в писцовых дозорных книгах 136 (1628) года пустых церковных земель Русского уезда, написано: «в Рузе на посаде, повыше города, церковь была св. Великомученика Дмитрия Селунского, а ныне место церковное, а дворовые и огородные места попов п причетников церковных и полевою пашнею и сенными покосы владеет Никольской вдовой поп Богдан Исаев с братом своим с попом Кириллом со 128 (1620) году, церковную пашню пашет и сено косит и Русским посадским людям пашню и сенные покосы в наем отдает, а почему владеет того обыскные люди не ведают; а в допросе поп Богдан сказал: владеет де той церковною землей со 128 (1620) году, а приписал де ту церковную землю писец Иван Всеволоцкий в прибавку ко храму Николе Чудотворцу и дань де церковную во 128 (1620) году с той с новоприписной Дмитровской земли в государеву патриархову казну Ивану Всеволоцкому он поп Богдан платил, а по чему впредь той Дмитровской землей ко храму Николы Чудотворца владеет, того де ему письма Иван Всеволоцкой не дал, а со 128 (1620) году во всех годех в церковных платежницах та новоприписная земля не объявилась; да он же де поп Богдан у храму Николы Чудотворца в приделе устроил престол Великого мученика Дмитрия, и о той де пустой Дмитреевской земле бил челом Великому Государю Святейшему Филарету Никитичу патриарху Московскому и всея Русии, чтоб государь святейший патриарх пожаловал ту пустую Дмитреевскую землю к тому придельному храму и челобитная де его о том подписана в государеве патриархове в разряде, а жалованные де грамоты взять не успел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда престол Московского царства предлагали польскому королевичу Владиславу, то от него требовали предварительного крещения в православную веру, 17 августа 1610 года святой Ермоген патриарх Московский, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь освященный собор, и бояре, и окольничий, и всяких чинов Московского государства служилые и жилетцкие люди писали наказ посольству во главе с Ростовским митрополитом Филаретом, которое отправляли к польскому королю Сигизмунду III с просьбой отпустить королевича Владислава на Московское царство. В этом " наказе " много раз повторяется условие, которое ставят каждый раз на первом месте: " А государь бы королевич Владислав Жигимонтович пожаловал креститься в православную христьянскую веру греческого закона " " А будет паны рада учнут говорити, что королевич и так крестился в православную християнскую веру, и вдругорядь ему как креститись, другово крещенья християнину не бывает? И боярину князю Василию Васильевичу с товарыщи говорити: то мы ведаем, что государь королевич крещен в римскую веру по римскому закону; а толко государь королевич над нами умилосердится, пожалует нас: похочет быти в нашей православной християнской вере греческого закона, и ему государю подобает креститися истинным святым крещением нашие святые християнские веры греческого закона " Самому Владиславу также послали грамоту от имени святого патриарха Ермогена и от всех российских духовных и светских всякого чина и звания людей. В этой грамоте основная мысль: " Со всякою тихостию и кротостию и смирением прими святое крещение " , - и в пример Владиславу ставится святой равноапостольный князь Владимир После всего сказанного я позволяю себе думать, что было бы неточностью называть постановление Московского Собора 1620 года новшеством. Да и самый Собор 1620 года смотрел на свое определение вовсе не как на новшество, а как на утверждение старого обычая... Патриарх Филарет сам говорит о побуждениях к определению 1620 года: " Во второе лето паствы моея, от создания же мира в лето 7128 (1620), возвестиша убо мне некотории два священника, Иван и Евфимий, от церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ее Рождества, иже в Столечниках, на Иону, митрополита Сарского и Подонского, сицеву вещь: яко той Иона митрополит тем двема священником Ивану и Евфимию, от латыньския веры пришедших двою человек ляхов, Яна Слобоцкого да Матвея Светицкого, не повеле крестити, но токмо святым миром помазати их и потом повеле причастити их Пречистому Телу и Крови Господни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/227/...

Охранительная деятельность православных братств в последние годы царствования короля Сигизмунда III (1620–1632) Источник В 1620 году, среди великого поста, в г. Киеве остановился в братской гостинице на Подоле достопамятный духовный странник Иерусалимский патриарх Феофан, бывший в Москве и посвятивший там в патриархи государева отца Филарета Никитича; при Феофане находился экзарх патриаршего престола Арсений. Множество казаков, во главе с гетманом Петром Сагайдачным, сопровождало патриарха Феофана при въезде его в Киев. Казаки учредили вокруг братского дома почетную стражу, и, по выражении Густынской летописи «аки пчелы матицу свою, тако святейшего отца и пастыря овцы словесныя от волков противных стрежаху». 1 Проживая в Киеве все время в братском странноприимном доме и посещая все Киевские святыни, монастыри и церкви, а также многих именитых граждан, патриарх Феофан воочию убедился, что в этом городе высшее и низшее сословие крепко держится православия, и что главной его опорой является новоучрежденное Богоявленское «братство милосердия» которое, по словам самого Феофана «есть союз совершенства, к созиданию тела Церкви Христовой, к рассуждению о принятии странных, о наставлении христианских детей в науках и честном житии, о порядке Церкви Божией и о приличном ея украшении». 26 мая 1620 года патриарх Феофан, имея полномочие и позволение от вселенского патриарха Тимофея, и с согласия экзарха Арсения, особой грамотой благословил Киевское братство, его новозаложенную церковь во имя Богоявления и Благовещения Пресвятой Богородицы, братский странноприимный дом, школу наук эллино-славянских и латинского письма, 2 и водрузил на братском монастыре крест в ознаменование признания сего монастыря и братства патриаршей ставропигией. 3 Патриарх Феофан вполне убедился в том важном значении, которое получили в русской церковной жизни славные братства. И действительно из посланий и грамот, выданных в России Феофаном, мы видим, с какою готовностью он давал свое благословение, как существовавшим и действовавшим братствам, так и на учреждение новых; некоторые из братств он возвел на степень ставропигиальных, призывая их таким образом к самостоятельной и энергической деятельности,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Архиепископия с 1391 г. Состояла в канонической юрисдикции: Митрополии Киево-Литовской в 1315–1329, 1356–1362, 1415–1419 гг.; Митрополии Киевской в 1458–1563 гг.; Митрополии Московской 04.04.1563 – 1579 г.; Митрополии Киевской в 1579–1596, 1620–1628 гг. Архиерейская кафедра находилась в Полоцке до 1596, в 1620–1629, 1657–1661 и 1833–1839 гг. В 1633–1653 гг. епархией временно управляли могилевские архиереи. В 1661 г. соединена с Могилевской епархией. Совращалась в унию: 09.10.1596 – 10.1620, 10.08.1628 – 06.1657, 1662–1833 гг. 30 .04.1830 (по др., 03.04.1833), по воссоединении униатов, возобновлена как самостоятельная с епархиальным центром в Полоцке (с первоначальным причислением к Псковской церковной области). С 05.08.1839 (по др. с 1841) кафедра – в г. Витебске. Возобновлена 23.06(06.07)1989. Именовалась: Полоцкая; с 1458 г. – Полоцкая и Витебская; с 1461 (1 534) г. – Полоцкая, Витебская и Мстиславская; с 04.04.1563 – Полоцкая и Великолукская; с 1579 (1583) г. – Полоцкая, Витебская и Мстиславская, паки; с 06.1657 (1620 ?) – Полоцкая и Витебская, паки; с 30.04.1833 – Полоцкая и Виленская; (с 17.04.1840 – Полоцкая и Витебская с кафедрой в Витебске (см. Витебская.)); с 23.06(06.07)1989 – Полоцкая и Витебская; с 29.05(1 1.06)1992 – Полоцкая и Глубокская. Викарные кафедры: Двинская, Велижская. 13.12.1105 20.06.1116 после 1156 1182(1183?) 1182(1183?) Каллист Иаков(1300) В юрисдикции митрополии Киево-Литовской 1415 В юрисдикции митрополии Московской 1450 В юрисдикции митрополии Киево-Литовской 06.1458 Каллист II Симеон III 30.01.1504(1503?) Евфимий Окушкович-Босский Симеон IV (1513) Иосиф Русин Киприан (?) 10.1524 Нафанаил 27.04.1534 Мисаил Симеон V 28.02.1553 в/у Герман Литавар-Хребтович 28.02.1553 Герман Литавар-Хребтович 28.03.1558 Герасим Корсак 22.10.1562 22.10.1562 15.02.1563 В юрисдикции митрополии Московской 06.04.1563 Трифон Ступишин 11.08.1566 05.1568 Афанасий кн. Палецкий 05.1572 Антоний 11.08.1579 В юрисдикции митрополии Киевской 1563 Варсонофий Валах 15.12.1576

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010