Из описи Покровской церкви 1856 года мы имеем возможность представить не только внешний, но и внутренний вид храма, где сказано, что " каменное одноэтажное молитвенное здание имело размеры: длина - 15 сажень, ширина - 5 сажень, высота - 8 сажень, а с колокольней - 11 сажень. Площадь церковной ограды - 24x44 сажени. В теплом Покровском приделе находилось шесть окон с железными решетками, в холодном Ильинском - девять. Пол в приделах деревянный, а в паперти - каменный. В церкви имелось два паникадила: в Ильинском приделе - медное с 12 подсвечниками и стеклянными шарами, расположенными в три ряда, весом 2,5 пуда, подаренное в 1855 году купцом Григорием Чмутиным и Евграфом Войновым; и в Покровском - медно-посеребренное с 14 подсвечниками и стеклянными шарами, расположенными в два ряда. Их вес - 1 пуд. Икон: в Ильинском приделе: в алтаре - 6, в иконостасе - 30 и храмовых - 12; в Покровском: в алтаре - 4, в иконостасе - 25 и храмовых - 18 " . 26 июня 1864 года церковным старостой Ильинской церкви Алексеем Григорьевичем Глазковым направляется прошение архиепископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму II (Успенскому) с просьбой о замене деревянной ограды на каменную. Она виделась с трех сторон огражденной железными решетками, а на четвертой - с каменной кладовой в виде часовни. Как свидетельствует опись за 1895 год, каменная ограда к тому времени уже существовала. В 1884 году по благословению епископа Тобольского и Сибирского Василия (Левитова) на средства пароходовладельца Ивана Ивановича Игнатова и прихожан заложен с северной стороны храма и построен 5 июля того же года новый Покровский придел, а прежний объединен с Ильинским пробитой аркой. Освящение состоялось 5 июля 1886 года. 25 января 1893 года в Покровском приходе открывается церковно-приходская школа, в которой обучались 12 мальчиков и 3 девочки. Обучение проходило в просторном двухэтажном здании, где помимо трех больших классных комнат, вмещавших до 125 учеников, находилась и квартира священнослужителя Ивана Гавриловича Грифцева.

http://sobory.ru/article/?object=03057

Анан-бен-Давид решительно отверг авторитет талмуда. Он говорил, что для своего спасения всякий сам должен читать Св. Писание и толковать его буквально, исполняя все те обязанности, которые излагает закон Моисеев. В своем стремлении восстановить закон Моисеев во всей его чистоте, Анан-бен-Давид отверг чин богослужения и молитвы, составленные талмудистами. Заменив их чтением Св. Писания, а также отверг тот календарь. Который был принят евреями-талмудистами после Гиллела II (IV в.). К Анан-бен-Давиду в скором времени примкнуло весьма большое количество евреев. Особенно палестинских, где гораздо раньше, еще во время земной жизни Христа Спасителя, жили родоначальники караимства 4 , в лице тех евреев, которые, подобно саддукеям и самарянам, чуждались устных преданий. Так как последователи Анан-бен-Давида, не признавая талмуда, основывались только на Св. Писании, которое. Старательно читали и изучали, то они и были названы «караимами» (от «кара» читать, откуда «микра» чтение, т.е. – Св. Писания). Секта караимов из Палестины распространилась и в другие места Азии, а также в Европу: ее последователи до последнего времени встречаются на Кавказе, в Крыму и вообще на юге России (из караимов происходил родоначальник героя войны 1812 г. Багратиона, которого караимы считают прямым потомком царя Давида). Караимство представляет собою весьма серьезную попытку возмущения против талмуда. Но тем не менее, вследствие его талмуд не потерял своего значения для большинства еврейского народа, который до последнего времени находится под гнетом выработанных в талмуде правил. Так как талмуд в своем непосредственном виде представляет собою нечто в роде незаконченных протоколов, составленных в собраниях ученых, которые в своих рассуждениях не пришли ни к каким определенным практическим руководствам, то с целью приспособить его содержание к практической жизни, еврейские ученые составляли систематические сборники, в которых излагали правила и наставления талмуда, имеющие непосредственно применение в частной и общественной жизни более или менее каждого иудея. Самым авторитетным систематизатором талмуда был еврейский ученый XII в. р. Моисей Маймонид (1135–1204 гг.). Его сочинение «Мишне-тора» (повторение закона) или «Иад гахазака» (рука крепкая) представляет изложение самой сущности талмудического закона и имеет также же значение для евреев, как для Кормчая книга или правила св. Василия Великого . После Маймонида другими систематизаторами талмудического закона были р. Иосиф Каро и р. Моисей Иссерлес, жившие в XVI в. В практической жизни евреи пользуются сборниками, составленными именно этими двумя раввинами. Сборник р. Иосифа Каро называется «Шулхан Арух» (готовый стол), а сборники р. Моисея Иссерлеса- «Маппа» (скатерть) и «Дерке Моше» (пути Моисея). Сборником Иосифа Каро пользуются преимущественно западные, а сборником р. Моисея Иссерлеса-восточные евреи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

04.04.1930 г. осужден по ст. 58–5 УК РСФСР. Приговор – высшая мера наказания – расстрел с заменой заключения в концлагерь сроком на 10 лет в Управление северных лагерей особого назначения ОГПУ в г. Усть-Сысольск Коми АССР. 22.02.1933 г. судебная коллегия ОГПУ постановила досрочно освободить, лишив на оставшийся срок права проживания в 12 пунктах страны, Уральской обл. и местности, из которой был выслан. Проживал на высылке в Орле. 23.02.1934 г. и 23.05.1936 г. его сын обращался с ходатайствами об освобождении отца, которые были отклонены. В 1937 г. вновь арестован и расстрелян. Подробнее о нем: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 4601. Личное дело студента МДА К.А. Фотопулоса; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-33647. Следственное дело К. Фотопулоса.) 89 (...Н.Г. Михайлов, управляющий русскими подворьями в Иерусалиме... внимательно относившийся к нам в бытность нашу в Иерусалиме. – Речь идет опосещении Иерусалима во время паломничества епископа Арсения с группой профессоров, студентов МДА и монахов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры наАфон, Святую Землю и в страны Ближнего Востока летом 1900 г. Подробнее см.: Дневник. Т. 1. С. 351–355, 389–403; В стране священных воспоминаний. [Сергиев Посад], 1902. Михайлов Николай Григорьевич (бывший капитанторгового флота) – уполномоченный Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), затем управляющий русскими подворьями в Иерусалиме (1889–1910).) 90 (В.Н. Мышцын – Мышцын Василий Никанорович (1866–1936) – профессор МДА (1898–1906), доктор церковного права (1909). В дальнейшем проректор Ярославского университета (1919–1927), профессор факультета общественных наук, заведующий кабинетом истории религии и лектор по истории первобытной культуры. В 1934–1936 г. преподаватель педагогических курсов при Педагогическом техникуме г. Загорска. Подробнее о В.Н. Мышцыне см.: Дневник. Т. 1. С. 532.) 91 (Консул Яковлев – Яковлев Александр Гаврилович (1854–1909) – управляющий Генеральным консульством в Иерусалиме (1894), генеральный консул в Иерусалиме (1897–1907), пожизненный действительный член ИППО.) 92 (...архимандрит Исидор скандальным происшествием в бытность его исполняющим должность инспектора Петербургской академии назначен епископом Новгород-Северским...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Василий Гаврилович Холин, оптовый торговец овцами и владелец двух винокуренных заводов, принадлежит к числу немалочисленных у нас ревнителей церковного благолепия. Словом, Холин лелеял свой хор, который зато пел прекрасно и состязался с хором покойного воронежского архиепископа Серафима, большого любителя церковного нотного пения. Старожилы говорят о его хоре: Не услышим теперь такого пения, нет теперь таких хоров. Любовь Холина к пению побуждала его вслушиваться во всякое мало-мальски хорошее пение и заимствовать его для своего хора; таким образом, хор его многое исполнял из пения Серафимовского хора. Пригласив Смагина обучать церковных сторожей звону, Холин, по истечении месяца, предложил ему рекрутскую квитанцию, по которой он мог освободиться от военной службы и поступить к нему на службу. Смагин принял предложение и поступил к Холину конторщиком. В течение более 10 лет, с 1867 по 1878 г.? он сопровождал хозяина по торговым делам по средним и южным губерниям. Где только ни слышал его хозяин хороший звон, немедленно посылал Смагина изучать его, а когда возвращался домой, то проверял своего приказчика на приходской церкви, где состоял старостою. При этом Холин обнаруживал большое чутье и слух относительно церковного звона, сразу и метко отмечая отступления от слышанного звона, если их делал Смагин. Но этим не довольствовался Холин в своей любви к церковному звону и в 1873 г. нарочно командировал своего звонаря для изучения звонов в Москву, Троице-Сергиеву Лавру и в Ростов Ярославский. Благодаря такому усердию хозяина, Смагин имел возможность усвоить себе различные звоны и на их почве начал вырабатывать нечто свое, составлять сборный звон из известных ему звонов, вносить сюда свои добавления, новые ритмические фигуры, которые иногда выходят сами собою, непроизвольно, и этим он выступил на путь импровизации на колоколах. Словом, по его выражению, звон его из несознательного стал сознательным, то есть Смагин внес в свое искусство начало сознания и известное творчество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Письма митрополита Московского Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1847. М. 1883. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского к высочайшим особам и разным другим лицам (1820–1867)/Собр. и изд. Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888. Письмо митрополита Филарета преосвященному Алексию, епископу Дмитровскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся тридцатилетием служения его Высокопреосвященства на Московской пастве (3 июля 1856 года)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 69–70. Письмо Московского митрополита Филарета к эконому Санкт-Петербургского Троицкого подворья, соборному иеромонаху Амвросию (1831)//Душеполезное чтение. М. 1879, ч. 1, стр. 260. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию (1831–1867): в 4 ч. М. 1877–1884 и 27 мая 1832 г.//Душеполезное чтение. М. 1879. Ч. 1, стр. 260. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Сергиевой лавры, архимандриту Афанасию (1821–1831). М. 1886//Православное обозрение. М. 1878, т. 3, стр. 370 (выписки из книг стр. 6–56). Письма к Афанасию, епископу Новочеркасскому и Георгиевскому//Душеполезное чтение. М. 1892, 2, июль, стр. 467. Письма к преосвященному Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии (1827–1842). М. 1887//Православное обозрение. М. 1887, февраль, март. Письмо к наказному атаману Донского войска генералу от кавалерии Максиму Григорьевичу Власову (31 января 1846 года)//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 1, стр. 95. Письма к господину управляющему московскою палатою государственных имуществ. ст. сов. Степану Гавриловичу Вишневскому (25 октября 1855)//Душеполезное чтение. М. 1890, ч. 1, стр. 245–246. Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому. М. 1868 и см. также//Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1868. Кн. 2, стр. 114–207. Письма в Бозе почившего святителя Филарета, митрополита Московского к Гавриилу, архиепископу Тверскому//Душеполезное чтение. М. 1869, ч. 3, стр. 201–204.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Во время третьей остановки показано петь: Покой Спасе наш. Помян Господи. Егда словом Твоим. Болезнь Адаму бысть: а подходя к «гробнице» петь: Зряще мя безгласна, и: Земл зинувши. Затем показано читать молитву: Помян Господи Боже иже о вере, и возливать на умершего масло, после чего петь четыре стихиры: Образом Креста Твоего, и другие, потом: Трисвятое, Со духи праведными и т. д. В Иноческом же Потребнике после стихир на целование второго гласа, и других восьмого гласа показано читать молитву: Помян Господи, и возливать на умершего масло, потом петь все вышеуказанные стихиры, за ними: Трисвятое и Со духи праведными, и уже после сего нести умершего во «усыпальницу». г) Священников 6 В Потребниках филаретовском и иоасафовском 7144 г. положен был особый чин священнического погребения. А в иоасафовском Потребнике 7147 г. этот чин отменён, и положено отпевать священника мирским погребением. В объяснение того, почему так поступлено, издатели этого Потребника напечатали в нём следующее замечание: А поповское погребéние оставлено, по повелению великаго господина святейшаго Иоасафа патриарха московскаго и всеа Русии. Потому, что то погребение учинено от еретика, Еремея попа болгарскаго, а в Греческих переводех его нет. Такоже и в старых харатейных, и в писмяных в старых, и малыя Росии яже в киевских нет же, и того ради положено зде всей книзе, погребати священника мирскм погребением, и никтоже о сем да соблажняется 26 . Впоследствии чин священнического погребения опять внесён в Потребники иосифовского издания. д) Скончавшихся в неделю св. Пасхи Замечание. Во всех старопечатных Потребниках находится особый чин погребения: аще кто преставится в которыи день светлыя недели, до недели фомины, с объяснением, что чин сей переведён с греческого на славянский язык Гавриилом, протом Афонской горы. В иоасафовском Потребнике 7147 г. к этому прибавлено ещё следующее примечание: А си погребение во всю светлую неделю, всем людем учинилося в руской земл в малых летех, а при цар Иване, и при цар Феодоре и при цар Борисе, и при патриархе Иове и при цар Василии, и при патриархе Ермогене, погребали усопших во всю светлую неделю не против сего гаврилова перевода, но всегдашним мирским погребением, точию вначале, Христос воскресе, трижды, и прочее все поряду».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Zaharo...

С тех пор мы гнали безостановочно неприятеля до Березины, где было последнее поражение французов, и теперь гвардия остановилась в Вильне, куда приехали Государь и Великий Князь 11 , а армия преследует остатки французов в Пруссии. Итак, по милости Божией, неприятель выгнан из пределов нашего Отечества. Мы ожидаем повеления идти в Пруссию или возвратиться в Петербург. Прощайте, будьте уверены, что не пропущу случая писать к вам. Прошу вашего благословления. Сын ваш Василий Норов. Письмо Наталии Гавриловны доставлю непременно. Князя Сергея Сергеевича сдесь нет, он с Бениксоном 12 , и естли мы сами с ним не соединимся, то найду случай отдать Князю ваши письма. Прошу Нат Гаврил извинить меня, что нет времени писать. Источник: Норов В. С. Письмо Норовым С. А. и Т. М., 18 февраля 1813 г. Елитов//Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. – М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1996. – С. 155–156. – [Т.] VII. В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым Елитов 1813 года февраля 18-го Здравствуйте, любезный Папинька и любезная Маминька, прошу вашего благословления. Я, слава Богу, по сих пор жив и здоров. После того сражения под Красным, о котором я вам писал из Вильны, более мы не дрались с французами, одни только казаки преследуют их. После быстрого и трудного марша наконец остановились мы теперь на границах Силезии или Немецкой Империи, чтобы дать время идущим к нам из России подкреплениям к нам присоединиться. Сверх сего суровость времени препятствует несколько деятельности военных действий; но с открытием весны надо ожидать начатия оных. Сколь война сия ни была кровопролитна, но мы охотно желаем еще сражений, чтоб получить твердый и полезный мир для отечества нашего. Мы оставили Россию и идем теперь в иностранных землях, но не для овладения оными, а для их спасения. Надо даровать мир и спокойствие Европе, говорит нам Государь наш 13 , и мы идем на Запад с войною для мира. До сих мы сражались для спокойствия нашего отечества, теперь будем сражаться для спокойствия всей Европы. Надо пользоваться расстройством неприятеля, чтоб не дать ему усилиться. Бог и победа всегда с нами, и мы идем вперед.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Накануне выборов наши белградские корреспонденты выделяли внутри сербского епископата три группировки: во-первых, это - модернистски настроенные владыки, поддерживающие прозападный политический курс официального Белграда (самыми известными из них являются епископ Бачский Ириней, епископ Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич), епископ на покое Афанасий (Евтич)); во-вторых, архиереи традиционалисты и консерваторы, настроенные оппозиционно к прозападной политике официальных властей (такие как епископ Рашко-Призренский Артемий и епископ Банатский Никанор), с некоторыми оговорками сюда можно отнести и самых ярких представителей так называемого «боснийского лобби» (епископа Зворничко-Тузланского Василия (Качавенду) и епископа Баня-Лукского Ефрема (Милутиновича)); в-третьих, архиереи, занимающие среднюю линию, лавирующие между модернистами и консерваторами, старающиеся поддерживать конструктивные отношения с государственной властью, но соблюдающие определенную дистанцию (самые известные - митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и епископ Нишский Ириней). Выборы претендентов на патриарший престол как раз отразили этот расклад сил. Как нам сообщили наши источники в Белграде, без особых проблем пятидесятипроцентный барьер перешагнули именно владыки Амфилохий и Ириней, став первыми кандидатами. А вот за третье место в списке кандидатов шла борьба между модернистом епископом Иринеем Бачским и консерватором епископом Ефремом Баня-Лукским. В результате, третьим претендентом стал, к сожалению, известный своим экуменизмом владыка Ириней (Булович). Затем сербские архиереи предоставили самому Господу определить достойнейшего, - и дальше уже ничего не зависело от человеческого хотения. И Господь указал на епископа Иринея (Гавриловича). Святейшему Иринею в нынешнем году исполнится 80 лет. Таким образом, Промыслом Божиим у руля церковного корабля поставлен умудренный опытом старец, которому, видимо, предстоит умиротворять как внутрицерковные нестроения, так и острейшие противоречия, существующие внутри общества и политической элиты Сербии.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/201...

Летопись села Золотого, составленная местным священником Василием Гавриловичем Еланским с 1868 по 1882 год, имеет большую ценность для саратовского краеведения. Так, например, в 1876 году ему удалось собрать большой материал о русской секте «странников», или «подпольников», о которых ходили разные слухи с начала 1870-х годов. Он приводит выдержки из почитаемых ими сочинений об антихристе, фрагменты беседы с одной из видных «странниц»: «в прошлом году в деревне Исаевой один из последователей этой секты был избран в должность сельского старосты этой деревни. Так как по обязанности службы он должен был хранить у себя печать и прикладывать, где следует, к документам, то нужно было видеть его затруднения, как избегнуть прикосновения к этому образу зверя, к печати антихристовой (так странники понимали любые государственные печати или документы, содержащие официальные знаки). И что же он сделал? Он велел печать эту привязать на верёвочку, чтобы не брать её в руки, и носил её не иначе как на кушаке поверх одежды. В таком виде он являлся в своё сельское и волостное правление, и когда нужно было прикладывать печать, то писарь отвязывал её у него от кушака и по миновании надобности опять возвращал этого апокалиптического зверя на подобающее ему место, то есть на привязь к кушаку» 499 . Таким образом, в рассматриваемый период русское сектантство отмечается на большей части территории епархии. Подавляющее большинство последователей сектантских учений проживало в Николаевском, Новоузенском, Вольском, Хвалынском уездах, где располагались районы с наибольшей (свыше 80–90% от числа всех сектантов епархии) концентрацией последователей религиозных сект. Причины распространения старообрядцев и сектантов в Саратовской епархии, с одной стороны, были общими, а с другой – имели отличия. В отличие от старообрядцев, чтящих именно обрядовую сторону религиозности, во многих сектах проповедовалась полная свобода действий, то есть жизнь по «духу Евангелия», как сами сектанты его понимали. Отсутствие постов, долгих молитвенных правил особенно привлекало в секты молодёжь. Поэтому распространением многих сект в Саратовской епархии занималась преимущественно молодёжь. Другой причиной было отсутствие регулярного духовного общения православных священников с жителями своих приходов. Бывая в деревнях и сёлах всего несколько раз в год и замыкаясь на отправлении обрядовых треб, священники имели гораздо меньшее влияние на население, чем сектантские наставники, часто и запросто общавшиеся с народом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается попытки Авимелеха, одного из сыновей наиболее славного судии Гедеона, учредить царскую власть, то она окончилась полной неудачей. Вообще в это время у израильтян не было каких-либо нарочитых и постоянных носителей государственной власти. Единственным постоянным учреждением, имевшим значение административной и исполнительной власти, были старейшины. Совет старейшин был во всяком селении и городе. На них лежала обязанность ведать дела местного характера, как политические ( Суд. 8:6, 14, 16 ), так гражданские ( Руф. 4 ) и военные ( Суд. 5:14; 8:5–9, 14–17; 9:31–34; 44–52 ). По примеру совета старейшин, бывшего при Моисее, их в некоторых городах было по 70 человек ( Суд. 8:14 ). Иногда старейшины нескольких городов, для обсуждения дел, касающихся целого округа, собирались вместе, как это видно из истории Иеффая ( Суд. 11:5–8 ), но какого-либо постоянного совета старейшин, в роде синедриона, как это предполагается в мишне 250 и у некоторых ученых 251 , во время судей не существовало. По миновании известных обстоятельств, побуждавших старейшин разных городов собираться вместе, они расходились по своим городам и селам и таким образом опять разобщались между собою. Каждый отдельный город и селение управлялись сами по себе, не соприкасаясь с какой-либо высшей инстанцией власти, так что израильское государство представляло собрание нескольких небольших республик, объединявшихся между собою единством веры и исторических преданий, и таким образом имело характер теократической республики. Св. Василий великий так характеризует государственное устройство израильского народа во время судей: κατ τος κριτς πολιτεα λευθερωτρα ν κατ φσιν ατος πρχουσα, υτονομουμνου το λαο, τν θεν μνον βασιλα γνωρζοντος, и называет ее μακαρα κατστασς 252 . При таком государственном устройстве, у евреев во время судей не было, да и не могло быть постоянного регулярного войска, которое ограждало бы безопасность страны. Защищать свое отечество составляло обязанность каждого гражданина, способного носить оружие и годного для войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010