162 Термины апофатического богословия, отрицающие человеческие качества в Боге. Согласно Дионисию Ареопагиту выразить сущность Бога в категориях человеческого языка невозможно. В отношении сокровенного Бога он употребляет выражение «Божественное Ничто». 163 Присно – постоянно, всегда. Церк. слав. «присносущный Бог» – т. е., Бог, вне времени и вне пространства бытийствующий, всегда сущий, всегда существующий. 164 «и также всегда сущий – Ты и Единородный Сын и Дух Твой Святый» – позднейшая интерполяция, утверждающая единосущное ипостасное бытие Святой Троицы. 165 В библейском повествовании Бог сотворил Мир из небытия Своим Словом: «И сказал Бог...» (см. Быт.1 ). Согласно новозаветному учению и учению Святых Отцов, Вселенная сотворена из ничего Богом-Отцом через Его Превечное Божественное Слово – Сына Божьего, содействием исходящего от Отца Святого Духа. (В анафоре Литургии св. Василия Великого о Сыне Божьем сказано, что Сыном Божьим Бог-Отец «время сотворил и... утвердил (в бытии) всё сущее, ибо Он (Сын Твой) есть всесильное Слово Твоё»). Бытие Божие – истинное, несотворенное, бытие Мира – тварное. 169 Грядущее Царство=Будущее Царство. Грядущее Царство – это Царство Христово, постепенно раскрывающее себя как Присутствие Духа Святого и явление благодати Божией в мире и человеке. О Царстве Божием смотрите также сноску к начальному возгласу Литургии «Благословенно Царство...» Ср. прошение из молитвы Господней «Отче наш»: «...да приидет Царствие Твое...» и ( Мф.3:2 ):«Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное». 171 Златоуст прославляет Бога не только за благодеяния, которые нам очевидны, но и за те, истинная цель которых от нас сокрыта и они кажутся нам злом. Истинная цель присутствия зла в жизни людей и страданий человека откроется только в вечности. Последними словами умиравшего святителя Иоанна Златоуста были: «Слава Богу за всё!» 174 Об ангелах см. ( Ис.6:3 ): «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»; ( Откр.4:8 ): «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1) самобытность (характеризует отношение Бога к началу и источнику бытия); 2)  вечность (характеризует отношение Бога к условиям времени); 3)  неизменяемость; 4)   неизмеримость и вездеприсутствие (характеризует отношение Бога к условиям пространства). Самобытность 1.Самобытность есть такое свойство Божие, которое обозначает, что Бог по началу своего бытия не происходит ни от чего другого, не зависит ни от какого другого бытия, но начало, причину и необходимые условия Своего бытия имеет в Себе Самом. Все, что существует, имеет источник, причину своего бытия, вне себя. Бог же имеет причину Своего бытия только в Себе Самом, имеет бытие не производное, а саможизненное. К этому свойству в Боге мы приходим и посредством разума, который не может представить бесконечного ряда причин, а требует конечной, первой причины. Священное Писание говорит о самобытности Божией весьма ясно. «Я есть сущий (Иегова), говорил Сам Бог Моисею при купине, и сказал: так скажи сынам Израилевым: «Сущий послал меня к вам» ( Исх. 3:14 ). «Этим именем, – говорит святитель Григорий Богослов , – именует Он (Бог) Сам себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредотачивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится». В Новом Завете мысль о самобытности Божией особенно ясно изображается в словах Спасителя: " ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5:26 ).Та же мысль выражена у пророка Исаии, которомуГосподь говорит: «Это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет» (43:10), а также в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова, где читаем: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель» ( Апок. 1:8 ). Вечность и неизменяемость Эти свойства характеризуют бытие Божие по отношению к условиям времени. 2.   Вечность – это такое свойство,которое означает, что Бог не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее. Вечностью устраняет в Боге все, что входит в понятие времени. Бог существует вне границ временных. Вечность – есть следствие самобытности. Вещи и существа мира не вечны, потому что они не самобытны, потому что они не имеют в себе самих источника своего бытия и условий для своего существования. Эти условия лежат вне их: есть они на лицо – вещи возникают, устраняются эти условия – вещи и предметы прекращают свое существование. (Пример: любое растение, любой предмет). Бог самобытен, все условия Своего бытия Он имеет в Себе самом, поэтому Он вечен. С вечностью в Боге неразрывно связано свойство его неизменяемости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

251 И след. разум должен прежде изменить собственной природе, чтобы потом или отвергать бытие Божие, или представлять Бога не бесконечно-совершенным. Смотря на мир внешний, и замечая в нем почти на каждом шагу следы изумительного величия, красоты и других бесчисленных и разнообразнейших совершенств, мы не можем не чув­ствовать, что Небеса, точно, проповедуют нам славу, т.е. совер­шенства Божии, и что вся природа гласит о них неумолкно, как самый красноречивый проповедник ( Пс. 18:2–5 ). Если таковы творения, каков же должен быть Творец! Если столько и таких совершенств рассыпано по лицу всего создания, то сколько же и в какой степени должен иметь их тот, Кто дает всему жизнь и дыхание и всё ( Деян. 17:25 )! “Если есть небо прекрасно, скажем словами одного нашего отечественного Святителя, и на небе видимое солнце, месяц и звезды, о, как прекраснейший есть Той, который прекрасные сии сотворил вещи. Если хороша земля, и на ней веселые проспекты, горы, холмы, леса, дубравы, сады, винограды, нивы, цветы, к томуж дорогие вещи: сребро, злато, камение неоцененное, а притом люди пре­красные, подобные лицами Ангелам, как же есть лучший, дражайший и нужнейший той, который все оное создал своею силою и премудростью! Так чрез пособие творения Творца познавати научаемся”. 252 Должно помнить, что беспредельность или всесовершенство в Боге не есть, как мы уже заметили, какое-либо частное свойство Божие, а общее, объемлющее собой все прочие: “Бог, говорит святой Кирилл Иерусалимский , совершен во всем..., совершен в ведении, совершен в силе, совершен в величии, совершен в предведении, совершен в благости, совершен в правосудии, совершен в человеколюбии”. 253 Теперь перейдем к свойствам существа Божия частным, каковы: 2. Самобытность ( αυτοσια, aseitas). Самобытным Бог на­зывается потому, что не обязан бытием своим какому-либо друтому существу, а имеет и бытие, и все, что ни имеет, от са­мого Себя. 254 В Священном Писании находим ясное изображение самобытности Божией, когда читаем: а) что прежде Бога не было другого Бога, от которого Он мог бы получить бытие, и что, действительно, Ему никто ничего не дал: а Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет ( Ис. 43:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

30 . Осмелились еще сказать, будто написанное: Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему ( 1Кор.15:28 ), – означает, что Сын уничтожится в Отце 6 . Нечестивейшие из всех! Вы, творения Христа, будете существовать, неужели прекратится бытие Христа, Которым вы и все произведено? Богохульный язык! Как же покорено будет Ему все? Погибнет ли это, или будет продолжать бытие? Если то, что покоряется Сыну, будет продолжать бытие, то неужели Сына, Который покорится Отцу, не будет? Покориться не то также означает, будто Он тогда начнет повиноваться Отцу, ибо Он всегда угодное Ему творит, но то, что Он и тогда будет покорен Ему, являя не принужденную покорность, но произвольное повиновение; ибо Он не раб, который по принуждению покоряется, но Сын, Который повинуется по воле и из любви. 31 . Спросим Мы их, как разуметь слова: дондеже или донележе. Ибо подобным образом возразив им, самим этим словом я постараюсь опровергнуть ложь их. Поскольку осмелились они сказать, что слова: дондеже покорит враги под ногама Своима, – означают конец Его владычества, осмелились назначить пределы вечному Царству Христову и учить, что престанет непрестающая власть Его, то прочтем подобные места из Апостола: Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея ( Рим.5:14 ). Неужели прежде умирали, а после Моисея некоторые более не умирали? И неужели после закона не было людям смерти? Видишь, что словом даже не означается предел времени, но Павел показывает им, что хотя Моисей был праведный и достойный удивления муж, однако смертное определение, произнесенное на Адама, постигло и его, и следующих за ним, и притом не согрешивших, подобно Адаму, преслушанием, показанным чрез снедь древа. 32 . Вот еще и другое подобное: Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их ( 2Кор.3:15 ). Доныне. Неужели только до Павла, а не доселе, или и до конца? Когда Павел говорит коринфянам: потому что достигли и до вас благовествованием Христовым... надеемся, с возрастанием веры вашей... так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие ( 2Кор.10:14–16 ), то видишь здесь ясно, что слово даже до не означает конца, но имеет нечто последующее за собою. Как же должен ты принимать теперь слова: дондеже положит враги? Так, как в другом месте говорит Павел: и утешайте себе на всяк день, дóндеже днесь, нарицается. Явно, что всегда. Ибо как нельзя сказать, чтобы было начало дней у Христа, равно не внимай, если станет кто говорить о конце царства Его; потому что написано: Царство Его – царство вечное ( Дан.3:100 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3:19; срав. Псал. 135:5; Иер. 10:12), т.е. создал сообразно с теми высочайше-премудрыми умопредставлениями (идеями) своими, в которых Он от века созерцал все свои будущие создания: ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян. 15:18; срав. Дан. 13:42; Сирах. 23:29; 39:26). от века я помазана , говорит также сама Премудрость Божия от начала, прежде бытия земли ... Когда Он уготовлял небеса, я была там ... , когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, ... когда полагал основания земли, тогда я была при Нем (Притч. 8:23,27,29). Действительность этих вечных Божиих умопредставлений, в которых мир существовал еще прежде, нежели получил подлинное (реальное) бытие, единодушно признавали Отцы и учители Церкви, и называли их первообразами ( πρωττυπα ) всех вещей, предначертаниями ( παραδεγματα ), предопределениями ( προορισμο ) и т.п. «Бог видел все, прежде чем стало существовать, пишет, например, святой Иоанн Дамаскин, от вечности представляя в уме своем; и каждая вещь получает бытие свое в определенное время, вследствие вечной Его, с хотением соединенной, мысли, которая есть предопределение, образ и предначертание.» И в другом месте: «понятия Божии каждой из тех вещей, которые от Него имеют принять бытие свое, суть их образы, чертежи, или, как называет святый Дионисий, предопределения. Ибо в совете Его предначертаны образы всем вещам, которым предопределено быть и которые непременно будут.» 2) Волей, хотением, т.е. совершенно свободно, а не вследствие какой либо необходимости. Поэтому-то и говорится: Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет (Псал. 113:11); Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Псал. 134:6); достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Откр. 4:11). Поэтому же и древние учители Церкви исповедовали, что Бог сотворил мир не по какой либо нужде или принужденно, но единственно по своему изволению; что Он создал все, что хотел и как хотел; что воля Его есть и основание, и начало, и мера всех вещей, есть даже самое дело, которое мы называем миром.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

4. " Откуда Вы взяли, что животные в рай не входили? " Я взял это из чтения Писания - см.Бытие, гл. 2, стихи 8-18 - о животных в Раю ни слова. В стихах 19-20 Бог приводит созданных животных к человеку для наречения- из чего следует, что в Раю их не было. Вообще человек был призван возделывать и ХРАНИТЬ Рай- который был садом. Если животные, как вы полагаете, свободно входили в Рай, то от кого же Адам хранил Эдем? 5. " Хищники и паразиты - следствие грехопадения человека. " Ваше мнение опровергают библейские образы- Бытие 3:1 " Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. "   Итак, змей - однозначно хищник. Я специально уточнял в справочниках- все строение змея приспособлено для хищничества и травоядных змеев в природе, вроде бы, неизвестно. Значит, хищники были до грехопадения. 6.Ну и, наконец, подтверждение указанного мной теологумена о том, что до грехопадения, в Раю, человек был ни бессмертным, ни смертным. Бытие гл.3:22  " И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. " (В версии РБО: " Люди теперь подобны Нам: они знают о добре и зле.Как бы они не сорвали плоды с дерева жизни и не стали жить вечно " ). То есть даже человек не был бессмертным- что уж говорить о животных, у которых вообще не было источника бессмертия- древа жизни. Как бы ни трактовать эти образы- они однозначно не дают нам повода говорить о бессмертии до грехопадения. 7. " " Если не было эволюции ..., то о каком грехопадении может идти речь? " - это самое странное Ваше утверждение. Не понятно, что Вы имеете в виду. " Поясню. Здесь философская проблема. Есть ли свобода в нашем мире? В том числе свободная воля, свобода выбора, свободный разум? Или их нет? Если они есть- то философское понятие греха, проступка, промаха у разумного существа совершенно понятно и оправданно. Если же их нет, то и никакого греха нет. Природа, по учению св. Отцов - безгрешна. Она просто неразумна- у ней нет ни свободы выбора, ни свободы воли, ни свободы разума. Но тогда природа детерминирована Богом жесточайшим образом. Никакой случайности в мире нет.Есть только один-единственный вариант истории. В этом случае, пока люди не попробовали с древа добра и зла - они не имели свободы выбора (ведь они не знали, что есть добро, а что-зло). А значит, грехопадение создано самим Богом. Разве не так?

http://bogoslov.ru/article/3825071

(72) Но поскольку некоторые говорят, что следовало Богу, провидя тех, кто согрешит и не покается, и будет осужден, не приводить их из не сущего в бытие — ведь не пристало благому сотворить и наказать, — ответим им сперва словами апостола: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Ибо кто противостанет воле Его? (Рим.9:20;19). Ибо то, что Он хочет, и есть благо, и властен горшечник сделать один сосуд для почетного (употребления), а другой для низкого (Рим.9:21). Ибо Он Сам и творит и праведников, и грешников, — но не Сам делает их праведниками и грешниками, или почетными или низкими: ибо сам апостол говорит в послании к Тимофею, после перечисления пороков добавляя: Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести (2 Тим.2:21). Ибо, будучи самовластны, мы имеем власть очистить себя от постыднейших страстей — и осквернить себя. Однако же Бог сотворил всех добрыми. Итак, Он Сам доставляет всем и бытие, и благоденствие, как солнце, простирая лучи благости Своей на все дела Свои. И не в нашей власти получить бытие, но быть добрыми — в нашей. Посему если мы захотим и возжаждем, будем причастны к благости Его и вовеки будем в свете. Если же будем беспечны и ослепим себя, и не возжаждем Его, то пребудем непричастны Ему. Итак, не следовало, чтобы Он из–за нашего легкомыслия отказался давать дары благости Своей, из которых первый есть бытие, и нельзя было, чтобы наши пороки победили и сделали бездейственной Его благость. Ибо если бы так было, то ничего бы не возникло из сущих — ибо ничто из сущих не живет достойно благости Его. Ведь в сравнении с Ним, по справедливости, все недостойно бытия. (73) Однако Бог не только благ, но и праведен, и видит все, что еще не возникло, как сущее. Ибо Он называет несуществующее как существующее (Рим.4:17). Если Он не должен был по благости творить караемых, то скорее по преизбытку благости Он должен был бы и сотворить их, и не наказывать, но простить им грехи — ибо Он Господин того и другого, сотворить и простить. Если же справедливо, чтобы грешники были наказаны, то справедливо, чтобы они и возникли. Ибо Бог видит «несуществующее как существующее» и судит не по исходу дела, а из предвидения будущего. Потому что Он знает не по исходу происходящего, но провидит будущее и по провидению Своему предопределяет. Но как Он провидит то, чего не будет? Ибо если бы Он провидел грешника и не сотворил бы его, то это было бы не провидение, а заблуждение — ведь как познают сущее, так и провидят то, что обязательно будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

XXIII:24). Я не знаю, какое содействие оказали Творцу первоначально созданные ангелы при создании Им прочих тварей, и поэтому не решаюсь приписать им то, что, быть может, выше их сил, и не считаю себя вправе отказывать в том, что для них возможно. Но творение и образование всех природ, от которого зависит то, что они во всех отношениях суть природы, я приписываю, хотя бы и при их содействии, тому Богу, Которому и сами они считают себя обязанными приносить благодарение за свое бытие.    Таким образом, мы не только земледельцев не считаем творцами каких-либо плодов, так как читаем «Насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор. III:7), но и саму землю, хотя она и кажется плодородной матерью всего, выводя наружу всходящие семена и укрепляя коренья, ибо читаем: «Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1Кор. XV:38). Таким же образом мы не считаем себя вправе и женщину считать создательницей своего плода, а называем Создателем его Того, Кто сказал одному из рабов Своих: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» (Иер I:5). И хотя душа беременной может как бы облекать плод в некоторые качества, подобно тому, как сделал Иаков посредством пестрых прутьев, чтобы рождался скот пестрого цвета (Быт. XXX:37-39), однако она не производит рождаемую природу, как не произвела и себя саму.    Итак, какие бы телесные или растительные причины ни имели места при рождении тварей через действия ангелов ли, или людей, или каких-либо животных, какие бы желания или душевные движения матери ни были в состоянии отпечатываться в чертах зародышей, сами природы, которые являются с теми или иными свойствами и качествами по роду своему, производит высочайший Бог, Чье сокровенное могущество, проникая все своим неоскверняемым присутствием, дает бытие всему, что так или иначе имеет бытие. Ибо без Его творчества оно не только не было бы таким или другим, но и не было бы вовсе. Поэтому, если на основании того вида, который художник придает извне телесным предметам, мы говорим, что Рим или Александрия имели своими строителями не архитекторов и рабочих, а царей, по воле, решению и распоряжению которых они были построены, а именно, первый — Ромулом, а второй — Александром, то тем более мы должны называть творцом природы одного только Бога, Который и не производит ничего из такого материала, которого Сам не создает, и не имеет рабочих помимо тех, которых Сам же сотворил; и если Он отнимет от вещей Свою производительную силу, то их не будет так же, как не было их до их сотворения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Вопрос отца N.: Как понять слова Христа, сказанные в Евангелии от Иоанна: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5); и «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин.6:44), — в соотношении со свободой человеческой и с возможностью самоопределения для человека?    Конечно, это есть существенный вопрос, который не оставляет нас до конца нашего земного пути. Почему Господь сказал: «А без Меня не можете творить ничего»? Когда мы мыслим о бытии вообще — и о Боге, и о твари, — то каким-то странным образом в нас живет интуиция, что бытие единое, а не есть множество различных образов бытия. И когда живём, только если станем обиталищем Отца, Сына и Святого Духа. И если нет Его с нами — Бога, — то мы бессильны, мы во тьме, и мы во власти смерти. Вот почему, я думаю, Он говорит: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Потому что нет другой жизни, кроме той, о которой говорится в Прологе Евангелия от Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3), и нет иного Бога, иного Бытия. Мы сами создать новое бытие не можем, так что весь смысл наш только в том, чтобы получить вечное Бытие от безначального Бога, Который открылся нам.    Конечно, я ничего не могу сделать из того, что принадлежит Богу. Тот же божественный Иоанн говорит, что, когда мы узрим Его, тогда «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2). И весь путь получается такой: мы должны стать «сосудом для Духа Святого» и «обиталищем для Отца и Сына» (ср. Ин.14:23) и, мы можем добавить, Духа Святого. Временное обитание исключается при этом: если мы становимся обиталищем вечного Бога безначального, то, конечно, на вечность вселяется в нас Отец и Сын и Дух Святой. Это есть чисто положительное восприятие евангельских слов.    Однако весь наш опыт показал нам, что мы должны пройти отрицательный опыт истощания, наш отрицательный опыт смерти. И когда мы по-христиански живем, то мы живем и полноту Бытия безначального, бесконечного, и в то же время мы — постоянно в этом теле, которое нас связывает. И мы не достигаем ничего абсолютного, а все в нас относительно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Те из вас, которые готовились стать музыкантами, знают, что искусство требует всего человека. Когда я был живописцам, если спал без снов, то на утро не знал, что мне делать: ибо я должен был продолжать писать и во время сна. И когда я ночью во сне работаю, то утром встаю и иду со свежей силой и пишу то, что мне нужно. Так я много раз говорил, что хорошо быть артистом по характеру, чтобы наша жизнь всегда была вдохновенною: мы можем страдать, у нас нет сил, но вдохновение где-то, как какой-то поток энергии, течет постоянно. И тогда жизнь наша не знает уныния. Так будьте все вы артистами своей жизни и храните вдохновение, потому что ничего нет во всем бытии большего, чем Христос и Его учение! Все остальное, чем гордится человечество, блекнет в сравнении с тем, что дал нам Христос. Он говорил Своим ученикам: «блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лк.10:23—24). И теперь уже «руина», я действительно никогда не был богатым человеком — я бедный, я грешная земля, — но все равно благоволил Бог дать мне место у ног великого Силуана. И то, что я говорю, хотя и преложилось как-то в мое познание (и значит как бы «мое познание»), но исходит оно из его опыта...    Чтобы лучше понять мои слова о вечности персональной, ипостасной, читайте мою статью о принципе персоны в бытии Божественном и в бытии человеческом! Персона, или лучше по-гречески «ипостась», носит в себе все бытие. И чтобы выразить это, я назвал это «ипостасным состоянием», по образу ипостаси Единородного Сына Божия. Когда вы встречаетесь с этой терминологией, знайте об этом. Есть понятие Живого Бога — это Бог персональный, ипостасный. У многих философов божество становится чем-то только мыслимым, а не сущим действительно, тогда как Бог сказал Моисею: «Бытие это Я. Ты хочешь знать, что такое бытие? Это Я, и кроме Меня ничего не существует. И Я создал все» (см. Исх.3:14). И это — Бог живой, Бог любви, а не отвлеченное божество, которое идет «дальше» персонального начала и которое есть «бог философов». А мы будем служить Богу Живому, доколе сами не станем ипостасью, персоной, лицом, как Христос. И вечная жизнь обетована этому лицу, этой ипостаси (ср. Ин.14:19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010