Особый период представляет епископство в Новгороде печерянина Нифонта, значимое как тем, что на него пришлась активная фаза продолжения политического переустройства Новгорода, так и сложными, изменчивыми отношениями с Киевской митрополией. Связанному с этим святителем следующему периоду истории Новгородской епископии планируется посвятить отдельное исследование.   © Печников М. В., 2016   См.: Печников М. В. «А се новгородскыи епископы»: Спорные вопросы ранней церковной истории Новгорода (конец X – 70-е гг. XI в.)//Вестник церковной истории. 2015. 3/4(39/40). С. 207– 263. См.: Янин В. Л. Новгородские посадники. Изд. 2. М., 2003; Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2014. По данным Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.), постриженики этой прославленной обители к концу XI в. занимали кафедры: Ростовскую – свт. Леонтий (около середины 70-х гг. XI в.; согласно патерику, он «бысть пръвыи престолник», т. е. первый из киево-печерских монахов, поставленных на епископскую кафедру) и свт. Исаия (конец 70-х – 80-е гг. XI в.), Новгородскую – Герман (1078–1095 гг.), Переяславскую – Николай (70-е гг. XI в.) и свт. Ефрем (70-е – 90-е гг. XI в.), Владимиро-Волынскую – Стефан (бывший печерский игумен, 1091–1094 гг.), Юрьевскую – Марин (90-е гг. XI в.), Белгородскую – Лука (не ранее 1072 г. – не позднее 1091 г.) (Патерик Киевского Печерского монастыря/Подгот. Д. А. Абрамович. СПб., 1911. С. 76; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21–22). В летописях XV в. Новгородско-Софийской группы (НСГ) сразу после известия о смерти епископа Феодора говорится под 6586 (1077/78) г., что «поставлен архиепископ Новугороду Герман» (Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 4. Ч. 1. C. 133; Т. 6. Ч. 1. Стб. 204; Т. 42. С. 71). Несомненно, что здесь, как и в других подобных случаях, касающихся поставления и смерти Новгородских владык, позднейшие сводчики руководствовались хронологическими указаниями пространной редакции перечня Новгородских епископов (Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. М.; Л., 1950 (даалее – НПЛ). С. 473; см.: Гимон Т. В. События XI – начала XII в. в новгородских летописях и перечнях//Древнейшие государства Восточной Европы (далее – ДГВЕ), 2010. М., 2012. С. 655–657).

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

36 Стефан был постриженником Киево-Печерского монастыря, учеником Феодосия. В 60–70-е годы XI в. исполнял обязанности доместика (руководителя церковного хора) и екклисиарха (проповедника) монастыря. Перед смертью Феодосий Печерский советовал братии избрать игуменом Иакова-презвитера, но монахи настояли на кандидатуре Стефана, поддержанной и киевским князем Святославом Ярославичем. В игуменство Стефана шло строительство каменного Успенского собора, был возведен новый деревянный монастырь. В 1078 г. в результате конфликта с «некиими от братии» Стефан был изгнан из монастыря. Видимо, столкновение произошло между ним и Никоном, который в 1077 г. вернулся в Печерский монастырь и через год стал его игуменом. Как полагают исследователи, Никон был сторонником нестяжательной политики монастыря, строгой аскетической жизни монахов. Стефан, напротив, занимался приумножением монастырских богатств, активной строительной и торгово-хозяйственной деятельностью. В 1077 г. на киевский стол вернулся Изяслав Ярославич, поддерживавший Никона, что предрешило изгнание Стефана. Когда в следующем году киевским князем после смерти брата стал Всеволод Ярославич, бывший печерский игумен, получив «на потребу от боляр и велмож» большие средства, построил на Клове (урочище на ручье Клове между Киевом и Печерским монастырем) каменную церковь во имя Влахернской Богоматери, собрал вокруг себя братию и основал монастырь, где игуменствовал до 1090 г., когда стал первым епископом новоутвержденной кафедры во Владимире-Волынском. В сане епископа он принимал участие в перенесении мощей Феодосия Печерского из пещеры в Успенский собор (1091). Стефан умер в 1094 г., похоронен в Киеве. В XVII в. на основе летописных и агиографических источников было создано Житие Стефана, включенное в состав печатных редакций Патерика. 37 Владимир Мономах (1053–1125) – сын Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого. Прозван «Мономахом» по имени матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. При крещении получил христианское имя Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По гипотезе А. А. Шахматова, Никон – автор летописного свода, составленного около 1073 года, где исторический материал впервые обрел подобную форму изложения. Возможно, именно Никон ввел в летопись рассказ об основании Киево-Печерского монастыря, легенды ο призвании варягов на Русь, ο крещении княгини Ольги в Царьграде и др., он активно использовал фольклор Причерноморья и придал летописанию светский характер. Сведения ο Никоне содержат Повесть временных лет, Житие Феодосия Печерского и рассказы Киево-Печерского патерика. 793 ...Стефанъ-игумень, демественикъ... Влахерньскую церковь на Клов създа – Стефан был постриженником Киево-Печерского монастыря, учеником Феодосия. Β 60–70-е годы XI века исполнял обязанности доместика (руководителя церковного хора) и екклисиарха (проповедника) монастыря. Перед смертью Феодосий Печерский советовал братии избрать игуменом Иакова-пресвитера, но монахи настояли на кандидатуре Стефана, поддержанной и киевским князем Святославом Ярославичем. Β игуменство Стефана шло строительство каменного Успенского собора, был возведен новый деревянный монастырь. Β 1078 году в результате конфликта с «некиими от братии» Стефан был изгнан из монастыря. Видимо, столкновение произошло между ним и Никоном, который в 1077 году вернулся в Печерский монастырь и через год стал его игуменом. Как полагают исследователи, Никон был сторонником нестяжательной политики монастыря, строгой аскетической жизни монахов. Стефан, напротив, занимался приумножением монастырских богатств, активной строительной и торгово-хозяйственной деятельностью. Β 1077 году на киевский стол вернулся Изяслав Ярославич, поддерживавший Никона, что предрешило изгнание Стефана. Когда в следующем году киевским князем после смерти брата стал Всеволод Ярославич, бывший печерский игумен, получив «на потребу от боляр и велмож» большие средства, построил на Клове (урочище на ручье Клове между Киевом и Печерским монастырем) каменную церковь во имя Влахернской Богоматери. Он собрал вокруг себя братию и основал монастырь, где игуменствовал до 1090 года, когда стал первым епископом новоутвержденной кафедры во Владимире Волынском. Β сане епископа он принимал участие в перенесении мощей Феодосия Печерского из пещеры в Успенский собор (1091). Умер в 1094 году, похоронен в Киеве. Β XVII веке на основе летописных и агиографических источников было создано Житие Стефана, включенное в состав печатных редакций Патерика. 794 ...князь Владимеръ Всеволодичь Монамах... – Владимир Мономах (1053–1125) – сын Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого, Мономахом прозван по имени матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. При крещении получил христианское имя Василий. Выдающийся государственный деятель и полководец. См. Поучение Владимира Мономаха в т. 1 наст. изд. На время правления Владимира Мономаха приходится расцвет литературы Киевской Руси. Для Симона, автора Слова ο создании церкви Печерской, Владимир Мономах – символ былого могущества и единства страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Владимирские епископы: Стефан II (1091—1094), Амфилохий (1105—1122), Симеон (1123—1136), Феодор (с 1137 г.). Поли. собр. р. лет. 1. 90, 96,119,128,133; 2. 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 403 (67).    Известен по имени только один епископ Тмутараканской епархии Николай, упоминается в послании Симона к Поликарпу и в житии преподобного Никиты, затворника Печерского. См. нашей Истор. Т. 1. Прим. 74.     Переяславские епископы; Николай (упомин. в послании Симона к Поликарпу), Петр (упомин. в 1072 г.), Ефрем (упомин. в 1091 г.), Лазарь (1105—1118), Сильвестр (1118—1123), Иоанн! (1123—1125), Марк или Маркелл (1126—1134), Евфимий (с 1141). П. собр. р. лет. 1. 78, 90, 119, 128, 130, 132; 2. 6. 8, 9. 12, 17, 338 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 385 (67).     Юрьевские епископы: Михаил (упомин. в 1072 г.), Антоний (упомин. в 1089), Марин (упомин. в 1091 г., сконч. 1095), Даниил (1114—1122). Поли. собр. р. лет. 1. 78, 89, 90, 97,128; 2. 4, 6, 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 409 (67).    Известны Полоцкие епископы: Мина (1105—1116), Илия (ок. 1128), Косьма (с 1143г.). П. собр. р. лет. 1. 119, 128; 2. 19 (228). Истор. росс. иерарх. 1. 415 (67); Житие преп. Евфросинии Полоцкой – в Степ. кн. 1. 273 (156). В этом житии говорится, что во дни полоцкого князя Бориса, родного дяди Евфросинии, который, как известно (П. собр. р. лет. 3. 5 (228)), скончался в 1128 г., епископ Полоцкий Илия уступил ей для монастыря местечко Сельце, принадлежавшее архиерейскому дому, и, уступая, сказал: «Есть там церкви Всемилостиваго Спаса, идеже братия наша лежать, прелсе нас бывший епископи». Отсюда заключаем не только о времени жизни Полоцкого епископа Илии, но и о том, что у него был не один только предшественник Мина (1105—1116), но было их несколько. И потому основание Полоцкой епархии можно относить не к началу XII в., а к более древнему времени.    Известны Туровские епископы: Кирилл (рукоп. 1114 г.) и Иоаким I (рук. в 1144 г.). Поли. собр. р. лет. 1. 127; 2. 19 (228); Никон. 2. 44 (241); Истор. росс. иерарх. 1. 421 (67). Снес.: нашей Истор. Т. 1. Прим. 76.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1153 Владимирские епископы: Стефан II (1091–1094), Амфилохий (1105–1122), Симеон (1123–1136), Феодор (с 1137 г.). Полн. собр. р. лет. 1. 90, 96,119,128,133; 2. 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 403 (67). 1154 Известен по имени только один епископ Тмутараканской епархии Николай, упоминается в послании Симона к Поликарпу и в житии преподобного Никиты, затворника Печерского. См. нашей Истор. Т. 1. Прим. 74. 1155 Переяславские епископы; Николай (упомин. в послании Симона к Поликарпу), Петр (упомин. в 1072 г.), Ефрем (упомин. в 1091 г.), Лазарь (1105–1118), Сильвестр (1118–1123), Иоанн (1123–1125), Марк или Маркелл (1126–1134), Евфимий (с 1141). П. собр. р. лет. 1. 78, 90, 119, 128, 130, 132; 2. 6. 8, 9. 12, 17, 338 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 385 (67). 1156 Юрьевские епископы: Михаил (упомин. в 1072 г.), Антоний (упомин. в 1089), Марин (упомин. в 1091 г., сконч. 1095), Даниил (1114–1122). Полн. собр. р. лет. 1. 78, 89, 90, 97,128; 2. 4, 6, 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 409 (67). 1157 Известны Полоцкие епископы: Мина (1105–1116), Илия (ок. 1128), Косьма (с 1143г.). П. собр. р. лет. 1. 119, 128; 2. 19 (228). Истор. росс. иерарх. 1. 415 (67); Житие преп. Евфросинии Полоцкой – в Степ. кн. 1. 273 (156). В этом житии говорится, что во дни полоцкого князя Бориса, родного дяди Евфросинии, который, как известно (П. собр. р. лет. 3. 5 (228)), скончался в 1128 г., епископ Полоцкий Илия уступил ей для монастыря местечко Сельце, принадлежавшее архиерейскому дому, и, уступая, сказал: «Есть там церкви Всемилостиваго Спаса, идеже братия наша лежать, прелсе нас бывший епископи». Отсюда заключаем не только о времени жизни Полоцкого епископа Илии, но и о том, что у него был не один только предшественник Мина (1105–1116), но было их несколько. И потому основание Полоцкой епархии можно относить не к началу XII в., а к более древнему времени. 1158 Известны Туровские епископы: Кирилл (рукоп. 1114 г.) и Иоаким I (рук. в 1144 г.). Полн. собр. р. лет. 1. 127; 2. 19 (228); Никон. 2. 44 (241); Истор. росс. иерарх. 1. 421 (67). Снес.: нашей Истор. Т. 1. Прим. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Монастыре оставались: Матфей – «в инквизиторах», Александр (Заузольский, Иринарх Вологодский и Иосиф (Кутузов); о них отмечено: «в крылосе не стоять, а череду держать». Далее: Варнава Богоявленский – к Типографии справщиком; крылошане правого крылоса: Зиновий Богоявленский, Антоний (Черной), Гервасий Софийский, Зосима архиерейской, Клементий Михайловский, Иона и Товий Донские, Ипатий Печерский; левого крылоса: Варнава архиерейской, Иоанникий Черниговский, Павел Богоявленский, Иона, Мелетий и Евникиан Печерские, Исаия и Феодосий Софийские 1083 . Монахов числилось всего 7 человек: Досифей Киевский в пономарях, Гавриил Елецкий и Иоасаф (Заблоцкой) в крылосе, Иосиф Новгородский – надзирателем в столярне, двое были в отлучке в Москве – Феолог справщик и Макарий резчик – и один в Руссе – Филарет рыбак 1084 . Всего братства числилось 78 человек 1085 . В этой ведомости значится 5 монашествующих, не упомянутых ранее: иеромонахи – Иннокентий Донской, носивший прозвание Волосатого, а фамилию Пузанов и бывший трапезным 1086 , и Георгий Выдубицкий, – в мире Георгий Лясковский, «шляхтич Нольского города Любачева», постриженный в монашество 26-и лет, и 1714-м году, в Киево-Выдубицком Монастыре 1087 , иеродиаконы – Иона Донской, в мире Игнатий, церковнический сын города Харькова, принявший пострижение в 1712-м году, 20-и лет, в Московском Донском Монастыре 1088 , носивший прозвание Меньшего и потребованный в Невский Монастырь в 1721-м году 1089 , Товий, в мире Трофим Илицальский, из поповичей Смоленского уезда села Зверевич, принявший монашество в Киевском Межигорском Монастыре, 13-и лет, в 1713-м году 1090 , и Ипатий Соловецкий, в мире Иван, из купечества Черкасского города Стародуба», принявший монашество в Киево-Печерском Монастыре в 1711-м году, 20-и лет 1091 . Все они значатся состоящими в Монастыре с 1722-го года 1092 . Кроме того, по ведомости 1723-го года значатся еще прибывшими в Александро-Невский Монастырь в 1722-м году иеромонах Герасим, в мире Григорий Полубоярьев, из купечества города Чебоксар, постриженный в 1713-м году, 40-а лет, в Лемецкой Пустыни, Арзамасского уезда 1093 , и монах Пимен (Мягкой) – рыбак 1094 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Это было накануне 14 августа 1091 г., именно в ту пору, когда стараниями Пр. Нестора летописца только что прокопана была гробница Пр. Феодосия и его св. мощи вынесены к дверям пещеры. 141 На другой день (14 августа 1091 г.) действительно было совершено желанное братией и Св. Стефаном перенесение мощей пр. Феодосия, – и блаженный епископ Волынский имел утешение послужить ему вместе с другими архипастырями, присутствовавшими на этом торжестве. 142 4. Возвращение пр. Стефана к своей пастве; новые подвиги благочестия, кончина и прославление (10911094). После этого духовного торжества св. Стефан снова возвратился к своей пастве Волынской и здесь еще около трех лет (именно два года, 8 месяцев и 13 дней) довершал блаженный подвиг святительства; по свидетельству современника (пр. Нестора летописца), «многие добродетели на успех словесному си стаду сотворив, их же ради обретеся достоин не увядаемого славы венца, его же от начала лет своих именем своим знаменова» 143 . – И тако, как заключает Патерик Печерский, по летех многих (пр. Стефан) на приятие венца того ко Христу Пастырей Начальнику отъиде». 144 – Добрый пастырь Волынский скончался в своей епархии, во Владимире Волынском, 27 апреля 1094 г. и здесь погребен, без сомнения, во Владимирском кафедральном соборе, среди общего плача обитателей города и всей Волынской паствы, на месте, именуемом ныне «Феодоровщина» или «Старая Катедра», входившем некогда в составе г. Владимира, и теперь отстоящем от него на расстоянии около двух верст. 145 В этот же день отечественная церковь совершает и его святую память. 146                       IV. Память преподобного Нестора летописца на Волыни. С именем Пр. Нестора соединяется имя первоначальника Русской Летописи, оставившая нам древнейшее описание нашей отечественной истории. Не смотря однако на это, биографические сведения о его замечательной личности весьма скудны и дошли до нас только в незначительных отрывках. За исключением того, что Пр. Нестор родился в 1056 году и, как думают многие, в самом городе Киеве, 147 что за тем он вступил в печерский монастырь на семнадцатом году от рождения, кроме далее известия, что он пострижен в монашество преемником Пр. Феодосия, Стефаном, в последствии Епископом Волынским, и им же поставлен во дьякона, 148 и затем в 1091 году принимал непосредственное участие в открытии святых мощей преподобного Феодосия, 149 мы почти более ничего о нем не знаем. Самое время кончины Пр. Нестора неизвестно с точностью. Полагают только, что он умер после 1113 года, «ибо этот год занесен в хронологический перечень, помещенный в начале его летописи». 150

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Стефан Печерский, Епископ Владимиро-Волынский (+ 1094) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 апр. в день преставления и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Стефан был учеником и постриженником прп. Феодосия Печерского (память его 3 мая), был при нем уставщиком монастыря и по благословению настоятеля произносил поучения братии. Он служил своему великому наставнику в его предсмертной болезни, и когда перед кончиной своей прп. Феодосий велел братии избрать себе игумена, то единогласно был избран святитель Стефан. Он окончил строение Великой лаврской церкви и свято соблюдал все заветы прпп. Антония и Феодосия. Но когда между ним и братией возникли несогласия, он оставил игуменство и основал невдалеке от Печерского монастыря, на реке Клове, Влахернский монастырь и дал ему устав прп. Феодосия. Когда же был он назначен епископом Волынским, то вместо себя поставил игуменом Климента. Он приехал на открытие и перенесение мощей прп. Феодосия и остановился в Кловском монастыре. Но, увидев яркий свет над пещерой, подумал, что опоздал на торжество, и, сев на коней вместе с игуменом Климентом, помчался в Печерский монастырь. Им казалось, что свет этот исходит от множества свечей. Но когда они подъехали к пещере, то увидели, что святые мощи только что изнесены, а свет не видели, и поняли, что сподобились видеть свет Божественной Славы, исходящей от мощей прп. Феодосия. На другой день святые мощи были перенесены епископами в Великую церковь. Был между ними и епископ Владимиро-Волынский Стефан. Он скончался в 1094 г. • В 1091 г. прп. Стефан был хиротонисан во епископа митрополитам Киевским Иоанном и поставлен на кафедру г. Владимира-на-Волыни, основанного св. кн. Владимиром. • Город впервые упоминается в «Повести временных лето под 988 г. (ныне г. Владимир-Волынский — районный центр Волынской обл. на Украине). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437114/

Вопрос о времени написания ЧН и ЖФ приобрел характер дискуссии уже в нач. XX в. В наст. время можно говорить о существовании по крайней мере 3 основных точек зрения. Согласно первой, свои агиографические сочинения Н. писал в 1078-1088 гг. Эта датировка получила обоснование в работах Н. М. Левитского, Шахматова, А. В. Поппе . В ее основе, как отмечал Абрамович, лежат аргументы «отрицательного» порядка, а именно отсутствие в ЖФ упоминаний о нек-рых важных событиях из истории Киево-Печерской обители: смерти игум. Никона и выборах нового настоятеля Иоанна (1088), освящении каменного Успенского собора (1089), перенесении мощей прп. Феодосия (1091), смерти игум. Стефана (1094) и нек-рых др. Согласно 2-й т. зр., высказанной А. С. Хорошевым , если ЧН действительно могло быть написано в 1078-1088 гг., то ЖФ составлялось в период между 1089 и 1091 гг., поскольку оно являлось своеобразной подготовкой к перенесению мощей и канонизации прп. Феодосия в 1091 г., решение о которых не могло быть принято ранее освящения каменного Успенского собора (1089). Третья т. зр. была высказана С. А. Бугославским и поддержана А. Г. Кузьминым. По мнению этих исследователей, ЧН и ЖФ составлялись Н. после 1108 г. Они подвергли критике принцип датировки ЖФ с помощью данных «отрицательного» порядка: Н. не был обязан упоминать о событиях, к-рые происходили после преставления святого. По мнению Артамонова, ЖФ составлено около 1107-1108 гг., в преддверии общерусской канонизации прп. Феодосия, засвидетельствованной ПВЛ под 6616 (1108) г. Прп. Нестор летописец. Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Вел. Новгороде. 1862 г. Скульптор М. А. Чижов Прп. Нестор летописец. Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Вел. Новгороде. 1862 г. Скульптор М. А. Чижов Не менее спорным является вопрос об участии Н. в написании ПВЛ. Указания на его авторство содержатся в заголовке Хлебниковского списка Ипатьевской летописи (XVI в., см. Летописание ): «Повести временных лет Нестера черноризца Федосьева манастыря Печерьскаго…» (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Прежде чем привести соответствующую цитату из " Слова о перенесении мощей " , хочу обратить внимание на весьма важное обстоятельство: в каждом своем последующем произведении Нестор упоминает предыдущее . В " Житии Феодосия Печерского " он сообщил, что прежде написал " Чтение о свв. Борисе и Глебе " , а в " Слове на перенесение мощей " он упоминает " Житие Феодосия Печерского " : " Досточюдный же именитый Стефан, яже преже реченый въ житии блаженаго, иже бысть в место него игумень, пакы по отшествии из манастыря състави на Клове свой манастырь и по сем, благоволением Божиим бысть епископъ града Владимеря, и в то время бывь въ своем манастыри, виде в нощи чресь поле зарю велику над печерою. Мневь, преносять честныа мощи святаго Феодосиа,... в той час всяде на конь, вборзе женый къ печере, поим съ собою Климента, его же постави игуменом в себе место " (имеется в виду монастырь на Клове). Из этой ремарки Нестора совершенно очевидна связь и хронологическая последовательность двух его сочинений - первоначального " Жития Феодосия Печерского " и следовавшего за ним " Слова о перенесении мощей " . Если " Слово " создано сразу после описанных в нем событий (что, повторяю, ни у кого не вызывает сомнений) и знает о существовании " Жития " (я умышленно привел выше пространную цитату, чтобы показать логическую связь сообщаемых в ней событий и отсутствии позднейших вставок и редакторских правок), то, стало быть, " Житие Феодосия Печерского " не могло быть написано после " Слова " . Если же учесть, что оба произведения Нестора не содержат сообщения о кончине епископа Стефана 27 апреля 1094 г., то логично заключить, что они были написаны до этого печального события. Но поскольку в " Житии Феодосия Печерского " Нестор не описал торжеств по перенесению мощей преподобного 14 августа 1091 г., а создал специальное " Слово " , это значит, что " Житие Феодосия Печерского " было написано до 1091 г. Исходя из вышеизложенного, я не могу согласиться с мнением С.А.Бугославского и его последователей, что Нестор писал " Житие Феодосия Печерского " , а, стало быть, и " Чтение о Борисе и Глебе " только после 1108 г., и поддерживаю точку зрения академика А.А.Шахматова - оба сочинения были написаны Нестором до 1088 г., с небольшим уточнением.

http://pravoslavie.ru/archiv/feodosiy.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010