Первый серьёзный соблазн, с которым сталкиваются в это время люди, связан с пищей. Они в ней, в общем-то, не нуждаются и даже не имеют до конца сформированных органов пищеварения за ненадобностью таковых. Проблема же, однако, состоит в том, что земля на заре своего бытия сплошь покрыта пищей, подобной сладчайшему и ароматнейшему пирогу, устоять перед которым практически невозможно. И люди начинают его есть. Следствием этого становится формирование органов пищеварения, а также устойчивая и непреодолимая потребность в питании. Наконец пирог съеден, органы пищеварения сформированы, а без пищи обходиться уже невозможно. Тогда появляется земледелие, а точнее агрокультура, в виде практики возделывания риса. Впрочем, это не позволяет победить голод, в обществе возникает стремление поделить возделываемые участки, а равно и желание нарушить проведённые рубежи, что с неизбежностью приводит к вражде и хаосу. Измученные нестабильностью и постоянными конфликтами, люди решают избрать властителя. Появляется монарх, организующий свой двор и отбирающий наиболее способных людей себе в соратники. Возникает варна кшатриев, а также рождаются первые будды 791 . Однако монаршая власть не способна удержать людей от деградации: нравы по-прежнему грубеют, отношения между людьми ухудшаются вплоть до того, что люди в принципе оказываются неспособны к общению, ими движет лишь желание взаимного убийства. Одновременно оскудевает и физическая крепость, а вместе с ней и продолжительность человеческой жизни. На предельном рубеже упадка срок жизни людей от рождения до глубокой старости составляет всего-навсего десять лет, однако для многих и эта продолжительность жизни оказывается недостижимой, поскольку в мире царит всё испепеляющая вражда. Так заканчивается период убывания. Сменяющий его период возрастания начинается с того, что выжившие после жестокой бойни начинают выходить из своих укрытий. Появляется мудрейший человек, стремящийся установить среди соплеменников справедливый порядок бытия. Период возрастания отмечен, в частности, появлением идеальных правителей – чакравартинов (санскр. cakra-vartin – букв. «поворачивающий колесо»). Эти люди по внешним чертам подобны буддам, но отличительные признаки не настолько яркие 792 . Различаются три типа чакравартинов по степени их совершенства:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

77. Да-цзы-цзай-тхянь, Mahcshvara, Шива, имеет 8 рук в 3 глаза; по кит. – мо-го-шу-ло. 78. Жи-шэнь, Surya, дух солнца. 79. Юэ-шэнь, Soma, дух Луны. 80. Лун, Nagas, дракон, управляет дождем, реками и морем. 81. Юэ-чжа (cha), Yakshas, небесные якшасы проникающие всюду в воздухе на колесницах и конях, ими охраняются рвы и стены райских обитателей. Земные якшасы только летают по воздуху. 82. Ло-ча, Ракшасы, разряд безумно бегающих и движущихся демонов. 83. Цянь-та-бо (’chien’ta’po), Гандарвы, небесные музыканты. 84. А-сю-ло, Asuras, демоны чудовищной величины, равные по силе с Девами. 85. Ло-ху, Kahu. Демон восходящего месяца и затмений луны, которую он прикрывает в сие время ладонью руки (?). 86. Цинь-да-ло, Киннары, рогатые лесные певцы и музыканты, отлично играющие на бамбуковых инструментах, они – превращение Дев. 87. Мо-ху-ло-цзя, Магорагас, цари змей, гений удава, по кит. да-ман-шэнь. 88. Mo, Mara, демон убийца, обитающий в одной из райских обителей. 89. Бо-зюнь (ро shun), грешник, сатанинское исчадие. 90. Чунь-ди, Chundi, индусский бог Durga, кит. доу-лао, или фо-му, женский Будда, и мо-ли-чжи, marichi, рассвет. 91. Янь-мо-ло, Яма, индус. бог смерти, правитель 6-го рая. XI. Классы людей и еретики. 92. Му-ни, гений пожилых людей, или земной Kishi. 93. Ву-цзе, пять запрещений: 1) не убий: 2) не укради; 3) не прелюбы сотвори; 4) не лжесвидетельствуй и не обманывай; 5) не упивайся вином. 94. Чжан-фу, муж безупречного поведения, добродетельный, Purasha, постигнувший природу Будды – фо-син. 95. Фань-фу, безумец; Bala. 96. Ди, император, повелитель; Индра, бог воздуха. 97. Чуань-лун-ван, царственное колесо, chakra vartti rajah, букв. призрак вращающегося светоносного колеса кругом святого человека, символ перемен. 98. Чжан-чжэ, старейшина (elder), в Индии, богатый человек. 99. Сань-ши, быть щедрым. 100. Вай-дао, еретик, человек иной религии, направления. 101. Бо-ло-мынь, Брамины, люди чистой жизни; рожденный от уст Брамы. 102. Фань-ми, Брамачари, монах учащийся, потомок Брамы, чистый.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

57 . Ср. Иер. 51:39, 50:35–38 . И воевды ег, и ви ег. Последние два слова представляются переводом того же евр. , которое вслед затем по слав. переведено словами: и силны ег. За то слова: и воевды ег соответствуют еврейским , которые в Остр. слав. изд. вслед за лат. вульгатою были переведены: «воеводы его и правителя его». Иер. 51:58 58. Так глаголетъ Гдь Вседержитель: стна Вавлнска преширока, подкопана бдетъ, и врата ег выски огнемъ сожжены бдтъ, и бдтъ трдитис вотщ, и зыцы в начал погибнтъ. 58. Так говорит Господь Саваоф: толстыя стены Вавилона до основания будут разрушены, и высокия ворота его будут сожжены огнем; и так напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня. 58 . Стна Вавлнска в евр. тексте обозначается словом, имеющим форму множеств. числа (ср. русский перевод). Как сказано под стихом Иер. 51:44 , Вавилон действительно обнесен был двумя параллельными стенами, которых постройка (по памятникам клинообразного письма, см. Oppert, Expédition scientifique en Mésopotamie I, 227, 230) принадлежит отчасти ассир. царю Асаргаддону, отчасти вавилонскому Навуходоносору (может быть, отчасти также отцу последнего Набополассару). О толщине стен вавилонских можно судить на основании свидетельства Страбона (стр. 853 по изд. Ксиландра, Basiliæ 1571) по которому на стене можно было разъехаться двум четверкам лошадей. По Геродоту (I, 178), толщина стен равнялась 50 царским локтям, а царский локоть на три пальца длиннее обыкновенного. О высоте ворот можно судить по высоте стен (см. толков. Иер. 51:53 ). И так напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня (ср. Авв. 2:13 ). Постройка стен вавилонских производилась главным образом руками различных, покоренных ассирийскими и вавилонскими царями, народов, и если эти стены должны пасть, то для того-ли приложены труды стольких рук?... И зыцы в начал погибнтъ: ср. русск.: и племена мучили себя для огня. Последнее слово – перевод еврейск. , прочитанного 70-ю толковниками как . Погибнтъ=перевод греческ. λεφουσι, которое могло бы быть переведено совершенно согласно с значением соответствующего евр. чтения (букв. «изнемогают»): «изнемогут».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Отселе же, вопреки духу любви Христовой, он твердо настаивал, что падших после крещения не надобно разрешать и второй брак есть грех . По этим ошибочным мыслям, которые Тертуллиан , сделавшись монтанистом, высказывал весьма резко, легко отличить в сочинениях его согласное и несогласное с истиной, легко отличить самые сочинения, писанные им во время союза с церковью от тех, который писаны по уклонению в монтанизм. Поскольку же ошибочные мнения его по свойству своему таковы, что не могли далеко простирать вредного влияния на учение о нравственности, а веры они мало касались; между тем его ревность к истине и необыкновенные дарования поставили его в возможность писать столь же много, сколько и умно, о различных предметах Христианского учения: то и все сочинения его, при должной осмотрительности, могут быть употребляемы с пользой. 765 § 80. Лучшие сочинения: апологетические – апологетик и свидетельство души По содержанию сочинения его могут быть разделены на три класса. К первому относятся сочинения апологетические против язычников и иудеев, ко второму догматико-полемические против еретиков, к третьему те, которые писаны о частных предметах нравственности. Между первыми первое место занимает его Апологетик, и потом – о свидетельстве души; между вторыми самые важные – о давности против еретиков, сочинения о крещении, против Праксея, 5 книг против Маркиона; между последними – сочинения о покаянии, о молитве, 2 книги к супруге, о зрелищах. 766 Апологетик Тертуллиана , писанный в 199 г., составляет одно из лучших сочинений Тертуллиана и одно из самых превосходных в своем роде. «Да позволено будет, так говорит Тертуллиан , обращаясь к проконсулу Африки и к другим областным Правителям Империи, да позволено будет достигнуть истине до слуха вашего, по крайней мере скрытным путем безмолвных букв. Истина не просит покровительства вашего; она знает, что странница она на земле; – знает, что ее происхождение, ее место, ее надежды, ее покровительство, ее достоинство на небе...» Но закон как много теряет уважения от того, что истины не слушают.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Создатель. Букв.: «гончар» («горшечник»), как и в 29,16. Это слово часто встречаете в Ветхом Завете как имя Бога Создателя, Руководителя и Спасителя людей. Глагольная форма данного слова имеет значения предопределения (22,11; 37,26 «предначертал»; 46,11); творения (41,25; 45,7); создания мира (45,18) и, наконец, сотворения нового народа (43,1.7.10.21; 44,2.21.24; 45,9.11; 49,5; 64,8). 27 в тот день. В день Божиего суда над нечестивыми. от великой реки до потока Египетского. Имеются в виду Евфрат и Нил. По земле, простирающейся между этими великими реками, пройдет широкая дорога, соединяющая Ассирию и Египет (11,16; 35,8.9), открывая народам этих стран путь в Иерусалим. С этих пор станет возможно объединение прежде разрозненных народов в молитвенное сообщество народа Божиего. 27 великая труба. То же, что «глас Божий». Художественный образ, означающий волеизъявление Господа. затерявшиеся. Это слово может относиться как к угнетенному и рассеянному остатку Израиля ( Иер. 50,6 ; Иез. 34,4–6 ), так и к уже умершим (25,8; 26,14.19), а возможно, и к тем, и к другим. на горе. На горе Сион, которая является одновременно престолом Божиим (14,13) и местом Его благословенного пребывания (25,6.7). Глава 28 2835,10 Данные главы содержат пророчества Исаии о суде и спасении разделенного народа. 2833,24 В этих главах Исаия говорит главным образом о судьбе земных царств, противопоставляя их Царству Божиему. 28:1–13 Исаия предсказывает падение Ефрема (Израиля) (722 г. до Р.Х.). Эти стихи представляют собой первую часть горестных пророчеств об Израиле, изложенных в гл. 28–33. 28 Горе венку. Соответствующее древнееврейское слово можно перевести как «венец» (ст. 5) символ царской власти ( Иез. 21,31 ). Оно, без сомнения, относится к Самарии и ее развращенным правителям. 28 крепкий и сильный. Подразумевается Ассирия. у Господа. Господь позволил Ассирии быть крепкой и сильной, чтобы посредством нее совершить кару над нечестивыми. 28 что бывает с созревшею... смоквою. Самария, как сочный плод, привлекает к себе внимание. И ассирийцы «проглотят» ее, как смокву.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16 В заключение Бог обвиняет Иерусалим в следовании порочным обычаям печально известного Амврия ( 3Цар. 16:25 ) и его сына Ахава, который прославился своим мошенничеством и вымогательством ( 3Цар. 21 ). За это Бог предаст Свой народ опустошению и посмеянию (ср.: Втор. 28:25 ). 7:1– 7 Социальная структура Иерусалима развалится 1 Михей начинает свой плач красноречивым выражением скорби – Горе мне! Изложение причин этой скорби можно истолковать как обвинение – не стало справедливых властей (1б–4). В аллегорической картине пророк, выступающий от имени Бога, приходит летом в свой виноградник, чтобы сорвать ягоду или спелый плод с деревьев, растущих среди лоз, но не находит ни одной, ибо вандалы обобрали все дочиста. 2 Виноградник – это дом Израилев (ср.: Ис. 5:1–7 ; Пс. 79:9–17 ), а плоды его – это милосердые и правдивые (т. е. соблюдающие завет). Аллегория (1) и ее истолкование (2) объединены словами ни одной и не стало, за которыми стоит одно и то же древнееврейское слово. Затем Михей уточняет преступления всех (т. е. продажных судей из ст. 3, которые притесняют свои невинные жертвы). Пророк уподобляет их охотникам, которые строят ковы и ставят сеть (ср.: 2:1–2; 3:1–3,9–11). 3 Михей развивает тему охоты. Руки их (судей и начальников) умеют делать зло (т. е. ставить смертельные сети). Начальник и судьи – это, очевидно, городские власти, а вельможа (букв, «величайший», в ед. ч.) – это их безнравственный царь. Они не только не способны быть нелицеприятными и отклонять взятки ( Исх. 23:8 ; Втор. 10:17 ), но действуют сообща, вымогая взятки у своих братьев. 4а Лучший из них – как терн… хуже колючей изгороди. Препятствуя правосудию, эти самодовольные и равнодушные правители обездоливают и оскорбляют тех, кто добивается справедливости. Какая насмешка – назвать их справедливыми! 4б Плач резко переходит от обвинения к провозглашению возмездия. Провозвестники Твои (т. е. дозорные, выставленные на городских стенах, чтобы предупреждать об опасности; Ис. 21:6 ) – это истинные пророки Израиля, предвозвестившие день суда (2:6; 3:8; Ам. 5:18–20 ). Из–за того, что народ не прислушивался к этим добросовестным стражам (2:6–11; 3:5–6; Ис. 30:10 ; Ос. 9:7–8 ; Ам. 2:12 ), посещение Бога, день суда над ними наступает ныне ( Ис. 10:3 ; Ос. 9:7 ). 5–6 Это картина распада всех социальных связей в осажденном городе (ср.: Ис. 3:4–7 ). 5 Самые тесные узы – друг и приятель (5а), жена, лежащая на лоне твоем (5б), – не выдержат испытания осадой. Человек не сможет рассказать своему самому близкому другу, как он надеется выбраться из беды, потому что тот использует это ради своего выживания. 6 Даже домашние восстанут друг на друга, как враги, ради спасения собственной жизни. Пришествие Иисуса Христа приведет к такому же расколу ( Мф. 10:35–36 ; Лк. 12:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В противоположность описанным здесь страданиям настанет день освобождения (8). Наконец–то настанет время сломать ярмо (в противоположность 28:10–14), и Божий народ станет служить Ему верой и правдой под управлением истинного царя из рода Давидова (9; ср.: 23:5–6). Восстановлен будет сам Израиль (или Иаков), хотя и в новом облике. Обещание присутствия Божьего посреди Его народа – основополагающее заветное обетование (11; ср.: Исх. 3:12 ) и определяет отсутствие страха ( Ис. 43:2 ). Ст. 11 относится к наказанию пленом. Новый раздел начинается с очередного припоминания предсказаний о суде (12–15). Преобладают метафоры язв и ран (ср.: 8:11, 22). Друзья здесь (букв.) «возлюбленные», что напоминает метафору блуда (2:33; ср.: 22:20–22). Дело, возбужденное против Иудеи, разбирает Сам Господь (2:9,29). За этим следуют два «ответных» предсказания о спасении (16–17, 18–24). Первое начинается со слова «Поэтому» (в русском переводе Библии – «но». Примеч. ред.). После ст. 15б это звучит неожиданно. Таким образом показывается, что намерение Господа спасти Израиль/Иудею основано исключительно на Его милосердном желании так поступить. Угнетатели народа будут повержены (ср.: 25:12). И наконец наступит время для истинного исцеления (17), вместо поддельного, предлагаемого лжепророками и не приносящего облегчения (ср.: 8:11,15). Во втором пророчестве изображен счастливый и процветающий народ (19–20), что прямо противоположно смерти и нищете во время наказания (4:29в; 16:9). Этот рост населения теперь будет происходить на родной земле, тогда как прежде касался лишь общины пленников в Вавилоне, как в 29:6. Отсюда – постройка домов (18), городов и крепостей (вероятное значение ст. 18в). У них снова будет правитель из их народа (21), что знаменует освобождение от ига. Все это говорит о возобновлении завета, на что указывает и формулировка ст. 22 (ср.: Лев. 26:12 ). Последние два стиха повторяют 23:19– 20. Этот повтор здесь сделан умышленно и означает, что ныне настало время, о котором прежде упоминалось. Близок день, когда народ поймет намерения Бога. 31:1–26 Остаток возвращается

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Рассказ об этих двух кампаниях свидетельствует о том, что за 30 лет воин с Византией арабы так и не обзавелись собственными мастерами по изготовлению осадных орудий и взятие укрепленных городов представляло для них трудную задачу. В этих условиях, можно думать, захват сразу двух больших городов, Пергама и Смирны, свидетельствует об отсутствии у них оборонительной стены. Зная об этом, невольно задаешься вопросом, почему византийцы, ежегодно подвергаясь опустошительным набегам на всей территории Малой Азии, не пытались организовать противодействие вторжениям арабов в горных проходах Тавра? В 666 г. арабам представилась прекрасная возможность одним ударом покончить с Византией: командующий войсками (стра-тиг) Армениака Саборис Персогенис (букв. «Шапур Персород-ный») поднял восстание против императора и послал посла к My'abuu с предложением совместных действий против императора, обещая признать верховную власть халифа. Одновременно в Дамаск прибыл посол императора с призывом не помогать мятежнику. В остром споре между послами принял участие и правитель Албании (Аррана) Джуаншер, прибывший в Дамаск для переговоров с халифом 442 . My'abuйa, как и следовало ожидать, принял сторону мятежника и послал на помощь ему Фада-лу б. Убайда. Резиденцией Шапура называется Адрианополь, хотя вряд ли имеется в виду Адрианополь во Фракии, так как Фадала шел северным путем через Мелитену (Малатию) в сторону Армениака. В Малатии Фадала узнал о нелепой смерти Шапура: при проезде через ворота его конь взвился на дыбы, он ударился головой об верх арки или притолоку, проломил череп и в тот же день умер. Его войско сразу же перешло на сторону императора. Стало ясно, что с наличными силами вторгаться на византийскую территорию опасно, и My'abuйa послал вторую армию со своим сыном Иазидом. Арабы прошли через весь полуостров до Босфора и достигли Халкидона. С тысячами пленных Йазид отправился в обратный путь, оставив в Амориуме пятитысячный гарнизон. Зимой византийцы, предводительствуемые сакелларием (камергером) Андреем, тайно взобрались на стену и перебили арабский гарнизон, который из-за холодов укрывался в домах 443 . Арабские историки совершенно не отражают эти события и не упоминают Йазида, им неясно даже, кто зимовал в Малой Азии: Малик б. Абдаллах, Малик б. Хубайра или Абдаррахман б. Халид 444 –

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Он называется мстиславцевым, конечно, потому, что был уроженец города Мстиславля, в настоящее время уездного города Могилевской губернии. Мстиславль принадлежал тогда Польше, а у поляков в Кракове в половине ΧVΙ века было уже четыре или пять типографий, так что выучиться там типографскому искусству для человека, желавшего выучиться, не составляло особенного труда. Ознакомившись с типографским искусством, Петр Тимофеев отправился в Москву, чтобы в этой последней сделать приложение из приобретенного им знания. Как человек чужой в Москве, он не мог действовать в ней сам собой, почему и подыскал в товарищи себе природного москвича, каковым был Иван Федоров (ставший потом энтузиастом типографского дела как художества, посредством которого духовные семена во вселенной рассеваются). Считаем мы вероятным производить почин от Петра Тимофеева потому, что при таком представлении дела становится для нас понятным его товарищество с диаконом Иваном Федоровым. Напротив, если бы полагать, что последний как-то выучился типографскому искусству сам собой, то было бы для нас совсем непонятным, зачем нужен ему был в товарищи этот мстиславец Петр Тимофеев. В одном сказании об учреждении в Москве типографии диаконом Иваном Федоровым и Петром Тимофеевым читаем: «глаголют же нецыи о них, яко от самех фряг то учение прияста; повествуетжеся от неких, яко преже их нецыи, или будет и они сами, малыми некими —237— и неискусными начертании печатываху книги, последи же совершенне той Иоанн да Петр искус прияста от тех прежереченных фряг» 340 . В деле книгопечатания важнейшее составляет не набирание слов из букв и не печатание (тискание) набором, а изготовление букв: набирать слова и печатать можно выучиться и по слуху; но другое дело – изготовление букв: здесь уже необходимо настоящее «выученное» или приобретенное учением искусство. На основании приведенных слов сказания можно представлять себе дело так, что диакон Иван Федоров и Петр Тимофеев, обучившись искусству книгопечатания или дошедши до искусства книгопечатания в смысле набора слов и тискания, первоначально сами хотели было справиться и с изготовлением букв и что когда это не удалось им, то правительство и выписало для них из-за границы настоящих словолитцев или вообще словоизготовителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Dublin, 1994. Vol. 45. P. 1-32). С VII в. законы стали записываться; они являются ценным источником по экономической и социальной истории острова. Основой экономики были скотоводство и земледелие, мерой богатства - крупный рогатый скот. Выплаты рассчитывались в условных единицах стоимости сет (sét, букв.- сокровище) и кумал (cumal, букв.- рабыня). Несмотря на церковные запреты, в средневековье в И. было распространено многоженство, предусматривались различные формы брака и правового статуса женщины (главная жена (cétmuinter), наложница (airech, adaltrach) и др.). По обычаю, детей отдавали на воспитание (altram) в др. семью, приемные отец (aite) и мать (muime) на всю жизнь оставались близкими людьми для воспитанника (daltae). Дети могли также воспитываться при церкви или в мон-ре. В ирл. праве выделялась группа немедов (nemed, букв.- свободные, благородные, привилегированные), к которой относилась знать, духовенство и представители «благородных» профессий, в т. ч. ученое сословие. На высшей ступени общества стоял правитель (rí - король), к-рому подчинялось племя (túath). В VI-IX вв. насчитывалось ок. 150 племен. Власть не передавалась напрямую от отца к сыну, правитель выбирался из членов одного рода по родству или по свойству с одним из прежних правителей, по социальному статусу матери. Правитель собирал племя на собрание-ярмарку (óenach), где заключались сделки, происходили состязания колесниц, поэты-сказители читали родословия правителей и саги. Общественные отношения определялись «ценой чести» (lóg n-enech), соответствующая ей сумма выплачивалась в случае убийства или тяжкого оскорбления. «Цена чести» человека любого статуса вплоть до правителя могла быть утрачена при некорректном поведении (нарушении клятвы, уклонении от суда, отказе в гостеприимстве (esáin); особо осуждались убийства родичей (fingal)). В суде свидетельство человека высокого ранга считалось более весомым. Привилегированный слой общества (flaith) делился на группы в зависимости от богатства и могущества, в т.

http://pravenc.ru/text/674067.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010