Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА ограждение в христ. храме, отделяющее пространство алтаря от наоса . «Преграда (κγκελλα) показывает место молитвы, обозначая внешней стороной пространство, куда входит народ, а внутренней - Святая Святых, куда дозволен доступ одним священнодействующим» (Герман, свт. Сказание. 9). Одно из самых ранних упоминаний А. п. содержится в описании Евсевием Кесарийским церкви в Тире (316-317): «Чтобы (алтарное пространство) было недоступно для многих, (строитель) огородил (букв.- окружил, περιφραττε) (его) решетками (δικτοις) из дерева, с предельно искусной тонкостью украшенными, чтобы смотрящим представить удивительный вид» (Евсевий. Церк. ист. X 4. 44). В ранневизант. период А. п. не имеет единого обозначения (греч. κγκελλα из лат. cancelli - одно из многих; ср. греч. διστυλα, δκτυοι, δρφακτα, θραξ, κιγκλδες, περστυλα, στηθεα и др.). Не имеет она и единого плана. Последний же тесно связан с планом алтарного пространства в целом и поэтому варьируется в зависимости от местонахождения и времени постройки храма, а также периода развития и общего состояния богослужения. В ранневизант. время А. п. чаще всего имеет П-образный план, занимая в трехнефных постройках центральный неф и окаймляя с трех сторон выдвинутое вперед относительно престола алтарное пространство - виму , и нередко переходит в ограждение солеи и амвона . Позднее, с включением в алтарное пространство пастофориев или боковых апсид и появлением трехчастных алтарей, она может иметь и Т-образный план, распространяясь в трехнефных постройках в боковые нефы (ц. Умножения хлебов и рыб в Эт-Табге (Эйн-Ха-Шиве) (Палестина), ок. 500; ц. святых Петра и Павла в Герасе (Палестина), ок. 540). А. п. в виде низкого решетчатого парапета известна с IV в. (медная преграда при Св. Гробе в ротонде Воскресения Христова в Иерусалиме ). В V-VII вв. широко распространены каменные преграды, состоящие из вертикально поставленных плит (высотой 1-1,15 м) и столбиков квадратного сечения той же высоты. Такой парапет чаще всего устанавливался на профилированную базу и окаймлялся вверху карнизом. Плиты могли декорироваться сквозным ажурным орнаментом ( Корик (Киликийская Армения), V в.) или рельефным плетением (базилика св. Иоанна в Гевдомоне в К-поле, VI в., Звартноц (Армения), 642-662). Столбики украшались узкими полукруглыми нишами. А. п. в виде парапета представлена в мозаиках и росписях в изображениях сцены Евхаристии (роспись в ц. Св. Софии в Охриде , 40-е гг. XI в.; мозаики Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве, 1113; роспись ц. Богородицы в Ахтале , между 1205 и 1216).

http://pravenc.ru/text/115170.html

256 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...да не погубишь – воспоминание о том, как Давид пощадил Саула: во время погони за Давидом в пустыне Ен-Гадди ничего не подозревающий Саул вошел один в пещеру, где успел скрыться от него Давид со своими людьми; Давид не захотел погубить Саула и в доказательство того, что тот был в его полной власти, тайком отрезал край одежды царя (см.: 1Цар. 24:2–8 ). Святые отцы видят в этом надписании заповедь добродетели непамятозлобия и великодушия (блж. Феодорит Киррский, свт. Григорий Ниский); ...для написания на столпе –см. примеч. к пс. 15. 262 ...праведник сам сделается внимательнее и осторожнее, когда увидит кровь (т. е. наказание) грешника и руки свои омоет, т. е. очистит действия свои от всякой скверны (см. также примеч. к пс. 25:6). 263 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...да не погубишь –см. примеч. к пс. 56:1; ...для написания на столпе – см. примеч. к пс. 15. Надписание да не погубишь указывает, что не должно малодушествовать в искушениях, но, взирая на конец их, укрепляться в терпении (свт. Афанасий Великий ); ...когда послал Саул – Саул, позавидовав своему благодетелю Давиду, хотел умертвить его: однажды Саул бросил в Давида копье, в другой раз окружил стражами в доме, чтобы схватить и убить его (см.: 1Цар. 19:9–11 ). 265 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...об имеющих измениться – см. примеч. к пс. 44:1; ...для написания на столпе – см. примеч. к пс. 15. 267 В этом и последующих стихах толкователи видят пророчество о вавилонском пленении древних евреев (597–538 гг. до Рождества Христова) и о восстановлении древнееврейского царства. 269 ...вином горести – букв. «вином сердечного сокрушения, умиления». Под вином толкователи понимали либо бедствия и скорби, которые доводят человека до раскаяния и умиления, либо слово, которым приводится в чувство ожесточенное сердце (свт. Василий Великий ). 271 Галаад – сын Манассии; ...Манассия, Ефрем –сыновья Иосифа (см.: Чис. 26:28–29 ); ...Иуда – сын Иакова (Израиля). В этом стихе перечислены родоначальники некоторых племен (колен) древнееврейского народа; каждое из двенадцати племен носило имя своего родоначальника и владело закрепленной за ним территорией; ...Ефрем – защита главы Моей –букв. «Ефрем – сила, укрепление». Этими словами указывается на то, что потомки Ефрема сделаются сильной частью древнееврейского царства; ...Иуда -царь, поставленный Мной – потомок Иуды станет царем: по окончании вавилонского плена над древними евреями царствовал Зоровавель, происходивший из племени Иудова (см.: 2Езд. 6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Библиотека преосв. Феофилакта поступила в Тверскую семинарию по его завещанию и была основанием библиотеки семинарской. Фамилия Лопатинских, родственников преосвященного, вывезенных им в Тверь, существует доселе. По селу Эммаусу, где один из потомков сей фамилии был священником около 1800 года (Максим Иванович Лопатинский), дети его прозваны Эммаусскими. 33) Митрофан Слотвинский, посвящен в 1738 году из архимандритов Заиконоспасского монастыря, во время заключения своего предместника. Он поддержал заведенную преосв. Феофилактом семинарию, учредил учебные классы по философии; украсил живописью алтарь соборной церкви и заложил при ней колокольню, которую доселе видим. В Трехсвятском загородном доме архиерейском устроил келии и деревянную церковь и окружил оныя садом с прудами и беседками. Аллеи сада расположены были в виде букв М и C, с коих начинались имя и прозвание преосвященного. В Твери построил богадельню и при ней церковь Живоносного источника (где теперь церковь всех скорбящих). В Ямниках, переименованных им Эммаусом (село в 15 вер. от Твери вниз по Волге на берегу) и в Старом погосте, где жили принадлежащие к архиерейскому дому крестьяне, поставил также церкви и келии, а в Эммаусе приказал еще вскопать пруды и выстроить загородный дом, куда летом любил приезжать для успокоения и поправления своего здоровья. Преосвященный Митрофан был членом Святейшего Синода с 1740 года по 18 марта 1743 года. В 1752 г. назначен был членом Московской Синодальной Конторы, но отказался за болезнию и в том же 1752 г. 7 декабря скончался. Погребен в Тверском кафедральном соборе. 34) Вениамин-Пуцен Григорович, в светском звании Василий, обучался в Киевской академии; отселе в 1733 г. поступил учителем в учрежденную в Казани школу; здесь принял монашество, в 1740 г. сделан учителем философии и префектом, a в 1744 г. ректором и архимандритом Спасо-Казанского монастыря. В 1748 году 14 августа поставлен епископом в Нижний Новгород; 1753 г. февраля 28 переведен в Тверь; 1758 г. апреля 17 в Псков; 1761 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Ст. 2. ...сень крыл – здесь: попечительность. Ст. 4. Намек на то, что, гонясь за Давидом, Саул сам попал в пещере в ловушку (см.: 1Цар. 24:4 ). Ст. 9. ...псалтирь и гусли – см. примеч. к пс. 32:2.   Псалом 57 Ст. 1. Этот псалом продолжает содержание предыдущего и сохраняет то же надписание. Ст. 2 и след. В этих стихах можно расслышать упрек Давида своим постоянным гонителям – Саулу и его приспешникам (ср.: 1Цар. 24:10–16 ), а также всем подражателям лукавства Саула. Ст. 11. ...праведник сам сделается внимательнее и осторожнее, когда увидит кровь (т. е. наказание) грешника и руки свои омоет, т. е. очистит действия свои от всякой скверны (см. также примеч. к пс. 25:6).   Псалом 58 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...да не погубишь –см. примеч. к пс. 56:1; ...для написания на столпе – см. примеч. к пс. 15. Надписание да не погубишь указывает, что не должно малодушествовать в искушениях, но, взирая на конец их, укрепляться в терпении (свт. Афанасий Великий ); ...когда послал Саул – Саул, позавидовав своему благодетелю Давиду, хотел умертвить его: однажды Саул бросил в Давида копье, в другой раз окружил стражами в доме, чтобы схватить и убить его (см.: 1Цар. 19:9–11 ). Ст. 2 и след. Стенание по поводу непримиримой вражды Саула к Давиду.   Псалом 59 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...об имеющих измениться – см. примеч. к пс. 44:1; ...для написания на столпе – см. примеч. к пс. 15. Ст. 2. Событие, о котором идет речь в надписании, не описано в священной истории. В ином варианте рассказ об этом событии см.: 1Пар. 18:3–15 ; 2Цар. 8:5–16; 10:6–19 . Ст. 3. В этом и последующих стихах толкователи видят пророчество о вавилонском пленении древних евреев (597–538 гг. до Рождества Христова) и о восстановлении древнееврейского царства. Ст. 4. Речь идет об опустошении древнееврейской земли захватчиками. Ст. 5. ...вином горести – букв. «вином сердечного сокрушения, умиления». Под вином толкователи понимали либо бедствия и скорби, которые доводят человека до раскаяния и умиления, либо слово, которым приводится в чувство ожесточенное сердце (свт. Василий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рассуждение Видение святого Андрея юродивого . Святой Андрей, проходя по цареградским улицам, однажды увидел длинную и блистательную процессию. Умер какой-то богач, и похороны его был великолепными. Но вглядевшись пристальнее, святой Андрей приметил вокруг катафалка множество темных фигурок [в серб. букв.: множество черных. – Ред.], весело скачущих вокруг усопшего: одни из них смеялись, точно блудницы; другие лаяли, как собаки; третьи хрюкали, как свиньи; а четвертые поливали тело мертвеца какой-то смрадной жидкостью. И все они насмехались над певчими, говоря им: «Отпеваете вы пса!» Пораженный Андрей стал размышлять, каковы должны быть дела того человека. Осмотревшись вокруг, увидел прекрасного юношу, стоявшего у стены и плачущего. «Во имя Бога небеси и земли, скажи мне, в чем причина твоего плача?» – спросил Андрей. Тогда юноша ответил ему, что он был Ангелом-хранителем сего умершего человека, но тот своими грехами тяжко оскорбил Бога, отринул [все] советы и [наставления] своего Ангела и полностью предал себя черным демонам. И сказал Ангел, что человек тот был великим и нераскаявшимся грешником: лжецом, ненавистником людей, скупцом, блудником и не раз давал ложную клятву. Триста человеческих душ осквернил он блудом. Тщетно получал [грешник] почести от царя и был уважаем людьми. Напрасна и [вся] эта огромная [погребальная] кавалькада. Смерть застигла его вне покаяния, и жатва его наступила внезапно. Созерцание Да созерцаю чудесное избавление Иерусалима от ассирийцев (2 Пар. гл. 32), а именно: 1) как Сеннахирим с сильным войском окружил иерусалимские стены и поносил Бога Израилева; 2) как Езекия с пророком Исаией усердно молились Богу об избавлении; 3) как Ангел ночью поразил 185 тысяч ассирийцев; Сеннахирима убили его [собственные] сыновья, а Иерусалим был спасен. Проповедь о страхе и радости по Боге Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом . Пс.2:11 Земным царям и судьям глаголет Божий пророк эти слова. Ибо люди, обладающие данной им силой и врученным богатством, склонны к высокомерию и разнузданности. О цари и судьи, комки праха и пепла под ногами Божиими, не забывайте, что вы всего лишь Божии рабы, наемники со дня сегодняшнего до дня завтрашнего! О чем думает батрак, весь день копаясь в поле? О плате за труд, которую примет вечером. Чем гордится наемник? Не изнурительными полевыми работами, а именно дневным жалованьем. Чему он радуется? Трудам и потам или же все-таки плате? Конечно, плате. Вот и ваше служение на ниве сей жизни – [всего лишь] поденный труд по ее возделыванию, о цари и судьи. Посему служите нанявшему вас Господину со страхом, ибо не знаете, как в конечном итоге оценит Он труд ваш и какую плату вам даст. Вооружитесь [букв.: пользуйтесь. – Пер.] великим смирением, убеждая самих себя: Мы рабы ничего не стоящие ( Лк. 17:10 ). Неизвестно, примете ли вы награду или наказание, когда сойдете в могилу и предстанете пред Царем и Судией. Поэтому страх должен наполнять все дни вашей службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Держа в руках документы Олега, Нина с удивлением увидела, что они выписаны на чужую фамилию. Он дал ей полное объяснение того, как это случилось. В ноябре 1920 года он был без сознания от ран, полученных во время отчаянных боев за полуостров. Денщик, желая спасти его от неизбежного расстрела, в ту минуту, когда отряд красных окружил госпиталь, отобрал у Олега его документы и положил к его изголовью документы только что скончавшегося рядового, по которым он значился уже не гвардейским поручиком князем Олегом Андреевичем Дашковым, а фельдфебелем, мещанином по происхождению, Осипом Андреевичем Казариновым. Это спасло его от расстрела, которому были подвергнуты почти поголовно раненые, лежащие в офицерских палатах. Когда он стал поправляться, денщик объяснил ему все случившееся, уже postfactum. Оставалось принять действительность, какой она раскрывалась перед ним, и, возвращаясь к жизни, забыть не только прежние привычки и образ жизни, но и прежнее имя. – Скоро, однако, мне опротивело имя Осип, что я пошел на риск и перед получением советских документов залил чернилами имя, оставив заметной лишь первую букву. Подозрений это, к счастью, не возбудило никаких, так как число букв совпало, как и первая буква. Таким образом мне удалось вернуть полученное при крещении имя, и «совсправка» была выписана на Олега Андреевича Казаринова. Нина слушала все это с невольным состраданием. – Олег, вы играете в опасную игру. Я понимаю, что она вам навязана всей обстановкой, что у вас нет выбора, и все-таки я говорю это. Уверены ли вы, что вас никто не узнает и не выдаст из тех, кто знал вас раньше? Что ни в ком не возбудят подозрения ваши манеры, ваш разговор, ваше лицо, в котором нет ничего мещанского, вся ваша интеллигентность? Уверены ли вы, что вы не запутаетесь в бесконечных анкетах, которые вам придется заполнить при поступлении на любую службу? Ведь ваша биография теперь вся вымышленная? – Вся. Но я ее обдумал, исходя из новых данных, и повторяю в одном и том же варианте. Согласно моим документам, я сын столяра.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Л. 245 об., снимок 21. Заглавие вязью: стихиры избранныя святым произволи. На поле в одной букве: пяток. Внизу, при очерках головы, рук и ног, написано вязью: на молитву призывающе. Л. 253, снимок 22. Заглавие вязью: канун отцам преподобным глас 8. песнь 1. песнь 2. Внизу: творениеФеодора Студита. На поле против заставки вязью в овале буквы С: субота . . . вся. Обращаюсь, наконец, к украшениям заставок и заглавных букв и к некоторым другим художественным подробностям. Прежде всего должен я сказать, что вся эта художественная сторона рукописи состоит в теснейшей связи с самым письмом текста, и вместе с ним принадлежит к одному времени и одной школе. Это явствует из следующего анализа подробностей. 163. Образец письма, л. 237 об. 1 . Заглавные буквы, как раскрашенные, так и киноварные, в большей части случаев изготовлялись прежде следующего за ними строчного письма. Это до очевидности замечается там, где писец подгонял строки к выступам и впадинам орнаментов заглавных букв, которым подчинял таким образом свое письмо. Смотр. лл. 5, 26 об., 41, 87, 168, 209, 213 об., 217, 233, 238, 245 об. и 253, помещенные в снимках: 4, 8, 34, 37, 12, 17, 51, 52, 19, 20, 21 и 22. Точно также и оба всадника, которыми означены буквы Я и А, на лл. 207 и 211, в снимках 16 и 18 (см. ниже, рис. 215 и 216), нарисованы прежде, чем были написаны строки текста, которыми писец бережно окружил эти фигуры, с видимым вниманием, чтобы не замарать их черными или киноварными буквами. 2 . В некоторых случаях очевидно явствует, что заглавная буква, к которой прилаживался текст, была нарисована прежде заглавия, писанного над текстом. Так на л. 188, в снимке 13, под заставкой заглавие состоит из четырех строк: первая крупной и толстой вязью, а три следующие греческой скорописью, их которых верхние две выведены в прямую линию, а нижнюю в начале писец должен был пустить несколько к верху, чтобы не записать пурпурными буквами приподнятой верхушки раскрашенной буквы В. 3 . Заставки и по рисунку, и по краскам представляют полное согласие в стиле с раскрашенными заглавными буквами, и потому должны состоять в одинаковом с этими последними близком отношении к письму текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

9. Все это Соломон соорудил по возможности богаче и красивее в честь Господа Бога и не щадил ничего, стараясь лишь о том, чтобы со всяческим великолепием и по возможности достойнее украсить здание храма. Все эти пожертвования он поместил в храмовой сокровищнице. Вместе с тем он окружил храм со всех сторон так называемым, по-еврейски, гейсием 497 , чему на языке греческом соответствует thrinkes, т.е. зубчатою с выступами стеною, которая достигала трех локтей вышины и должна была преграждать народной толпе доступ к храму, оставляя вход свободным лишь для одних священнослужителей. Снаружи этой стены царь оставил четырехугольную площадь для священного внутреннего двора, окружив эту площадь специально для того воздвигнутыми обширными и широкими портиками, доступ в которые был чрез высокие ворота. Последние были обращены в разные стороны, а именно по направлению четырех сторон света, и снабжены запиравшимися золотыми дверьми. В этот священный двор могли входить все без различия, соблюдавшие законные постановления и отличавшиеся благочестием. Но поразительнее его по виду и не поддающимся никакому описанию был тут двор, который находился вне указанного внутреннего священного двора 498 ; дело в том, что царь распорядился заполнить огромные ложбины, в которые раньше, благодаря их глубине, так как она доходила до четырехсот локтей, нельзя было смотреть без опасности потерять равновесие от головокружения и свалиться, и притом заполнить так, чтобы сровнять их с верхнею площадкою горы, на которой был воздвигнут храм. Таким образом ему удалось поместить наружный двор храма на одинаковой высоте с самим святилищем. Вместе с тем и эту площадь двора он окружил двойными портиками, колонны которых были высечены из тут же выломанного камня. Крыши колоннад были выложены резными кедровыми планками. Ворота к этому наружному двору он велел сделать из чистого серебра. Глава 4 1. Если принять во внимание, что царь Соломон окончил все эти огромные и прекрасные здания, не только с внешней стороны, но и внутренее их убранство, в семилетний срок, то приходится констатировать одинаково веское доказательство не только его богатства, но и его личного рвения: ведь всякий согласится, что для осуществления такого грандиозного предприятия, собственно, потребовался бы период целой человеческой жизни. Тем не менее царю удалось завершить дело сравнительно с грандиозностью сооружения в столь непродолжительный срок. [Тотчас же по окончании работ] он написал еврейским наместникам и старейшинам письма с предложением собрать весь народ в Иерусалим для осмотра храма и для участия в церемонии перенесения священного кивота Господня в святилище. При получении этого приглашения прибыть в Иерусалим, все поспешили отправиться туда. То был седьмой месяц, носящий у туземцев название фисри 499 , у македонян же – имя иперверетея. С этим же временем совпал и праздник Кущей, столь выдающийся и свято чтимый у евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За Евхаристическим каноном следует молитвенное приготовление верующих к принятию Христовых Тайн и само Святое Причащение. Праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Из постоянного чуда пресуществления хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христовы, с Его Божеством и душою соединенные, я вижу чудо постоянного оживотворения человека. И это всё — на моих глазах; и я это испытываю душою и телом, ощущаю живо. Боже мой! Какие страшные таинства ты творишь! Каких неизглаголанных тайн Ты сделал меня зрителем и причастником. Слава Тебе, Творче мой! Слава Тебе, Творче Тела и Крови Христовых!» 37 Каждому из нас надо стремиться к тому, чтобы во время литургии иметь в своем сердце те же святые чувства, которыми была наполнена душа праведного Иоанна Кронштадтского! Божественный огонь В Житиях святых встречаются описания снисхождения во время литургии Божественного огня. Как это происходило? Ученики преподобного Евфимия Великого однажды стали свидетелями чуда. Преподобный Евфимий совершал литургию. Во время пения Трисвятого его ученики вдруг увидели, как с неба сошел огонь и окружил преподобного. С этого момента и до окончания службы святой стоял перед престолом в огненном столпе. О подобном случае повествуется и в Житии преподобного Сергия Радонежского. Во время служения Божественной литургии преподобным Сергием его ученик Симон увидел, как небесный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освящения. Затем огонь стал перемещаться по святому престолу, обвиваясь вокруг него и озаряя весь алтарь необыкновенным светом. Симон увидел, что небесный огонь окружил со всех сторон и преподобного Сергия, священнодействующего у престола. Когда настало время причащения, Божественный огонь свился, словно пелена, и вошел внутрь потира. На глазах изумленного Симона преподобный причастился этого огня и воссиял светом, как в древности купина, неопально горевшая. От преподобного Сергия не укрылось, что его ученик изменился в лице. Поэтому после причащения, отойдя от престола, он спросил: — Чего так устрашился дух твой, чадо мое?

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Нравоучение    И не подражай мужам, живущим в монастыре без страха Божия, думающим только о чреве и одежде, велеречиво гордящимся, безчинно заводящим со всеми ссоры и укоризны, восхищающим земную честь и власть; они по Писанию, имеют многих христов, дающих им иные наставления и заповеди, — такие, какие они сами желают. Ты же, монах, внимай заповеди и житию единого Христа, который от Своего рождества до распятия ради тебя претерпел досаждения, и клеветы, и поношения, и раны, и приготовь себя к терпению скорбей; подвизайся, не нарушай своего обета, мужайся, когда подвергаешься укоризнам, не предавайся упорному сопротивлению, подобно безчестным сосудам, испуская смрад. Но вспомяни о себе и о пострижении своей головы, вспомяни, что ты носишь образ тернового венца Христова, и понеси вместе с Ним (Христом) свой крест злостраданием, распни себя вольным терпением и, таким образом, победишь врага. — Не смущайся же, по подожди, пока Христос изведет Адама из ада. В первую меру о самоволии чернцев от Ветхого Завета    Моисей, заповедав всем пребывать в чистоте, взошел на гору, куда сошел Бог. Огонь окружил гору. Бог, написавши Своим перстом скрижали, дал закон Моисею, а потом, взявши часть от его духа, вложил оную в избранных старцев, и, кого восхотел, ущедрил и помиловал. Но смотри, что случилось: чудеса не спасли слабых от погибели; пришедши к Аарону, они настоятельно требовали от него дать им бога. И когда сбылась воля их, они, севши, ели и пили до тех пор, когда не низшел на них огонь, и многие погибли от гнева Божия; погибли бы и все, если бы Моисей не стал с сокрушением просить Бога, дабы отвратил гнев Свой и не погубил их, пока не будет сделана скиния. В ту же меру от нового закона о чернцах    Ты же, монах если веруешь, что получишь на небесах мир, согласно сказанному; «наше житие на небесах», — храни заповедь, которую Христос изрек ученикам, входя в Иерусалим: «кто из вас желает быть большим, да будет менее всех и всем слуга». Помни, что ты слышал при своем пострижении: се здесь Христос невидимо стоит. Подумай, не более ли чем на горе Синайской окружил тебя тогда огонь Божьего страха? И произнесенный тобою обет не глубже ли чем на (каменных) скрижалях вписан был Божиим словом в телесные скрижали твоего сердца? Не нарушай же его худою верою. Если ты не сияешь подобно Моисею, то, по крайней мере, воздыханиями о грехах курися подобно горе. Блажены были тогда единомыслящие с Иисусом Навином; и ты, брат, постарайся найти мужа, имеющего дух Христов, украшенного добродетелями, представляющего свидетельство своим житием, более всего имеющего любовь к Господу, послушание к игумену и незлобие к братии, разумеющего божественные писания и чрез то наставляющего идущих на небеса к Богу. Отдай такому мужу самого себя, подобно тому как Халев Иисусу, уничтожив всю свою волю, — и будешь как чистый сосуд, сохраняющий вливаемое в него доброе, и соделаешься скиниею Святой Троицы, согласно сказанному Господом: «Я и Отец придем и обитель в тебе сотворим».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010