Говорит же и Господь: кто хочет быть большим между вами, да будет всем рабом и всемслугою (ср. Мк. 10:43-44) и: кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий (Лк. 22:26). Посему да будет он примером смиренномудрия, как сказано, для всех, состоящих под его началом, как и Господь говорит: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10:45); и еще: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос (Мф. 23:8). Ему же слава во веки. Аминь.    Фраза неясна.    То есть избегая конфликта с прекословящими.     Букв.: Пусть приготовит свою мысленную [способность] для мысленных ран.    «Игумен» в переводе с греческого — предводитель, идущий впереди, ведущий.     Букв.: игуменом.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 1.    Ср.: Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 2.    В греч. дословно: «игумен». Слово 112. Об отречении [от мира]    Отрекающийся [от мира] должен в своем помышлении отступать от видимого и созерцать невидимое, [Col. 1781] ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4:18). Потому так именуется отречение, что мы отрекаемся от земного и сопричисляемся небесному и, здешнее отечество оставляя, взыскуем вышнего Иерусалима и, от мыслящих по-мирскому убегая, общаемся с духовными. Посему, если желаем приобрести добродетели, то да будем подвизаться в воздержании, терпении, смиренномудрии и, ко всему этому, в непрестанной молитве, и так скорее совершим искомое. Потому что так же, как желающий построить дом собирает все материалы для строительства дома, так и мы [будем строить] свой дом, то есть обитель Троицы. Ибо Я, говорит, и Отец Мой, Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23), и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16). К цели же добродетельной жизни ведут воздержание, терпение, смиренномудрие и молитва. Труды же и подвиги рождают нерушимую и несравненную праведность. И труды ничто в сравнении со славой терпения, рождающегося от добродетели, как и Господь разъясняет: В мире будете иметь скорбь (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Мир сей стал ареной борьбы правды с неправдой. Кажется, гонители праведников [как будто бы] побеждают на этом поле брани. Победителями их называет сатана. На самом же деле, победители – те, кого гонят за правду. Обнаружится это после Божия Суда, когда грешники будут прокляты и низвержены в ад, где плач и скрежет зубов, а праведники увенчаются вечной славой и жизнью в Царстве Небесном. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Поносить будет вас сатана, носитель всякого срама и позора; гнать будет вас он же, изгнанный с небес; злословить будет вас тот, у которого вообще нет доброго слова; лгать будет на вас отец всякой лжи ( Ин.8:44 ). Все это будет делать он вам за Меня, через посредство своих демонов или одержимых ими людей. Ведь его ненависть ко Мне равна страху передо Мной. Однако вы не бойтесь, но покоритесь Богу и противостаньте диаволу, и убежит от вас ( Иак.4:7 ). Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда (в серб. букв.: многи ваши награды. – Пер.) на небесах. Так драгоценны пред Богом каждое воздыхание, каждая слеза и каждая капля крови праведника ( Мф.5:1–12 ), что земля не может воздать за них никакими своими благами. Награду за все это способно преподать только небо, причем не одну какую-то награду, а многие, [то есть] многократные и разнообразные, а таковы суть радость, и веселье, и жизнь вечная. Так Иисус излагал Свое новое учение, которым потряс землю, и ад, и сердца человеческие. Отдал Он первенство небу над землей и Царству Небесному над царством земным. Наполнил человеческую жизнь смыслом, и силой, и отрадой. До необозримых высот воздвиг все уничиженное и презренное. Снова сделал могучей и действенной забытую небесную логику, чтобы люди мыслили умом Божиим. И пока говорил Он на просторах зеленеющих полей, тысячи душ пристально вглядывались в Него (не отрывали очей от [лица] Его. – Ред.) и слушали Его затаив дыхание. Народ дивился учению Его, ибо чувствовал, что говорит это Человеколюбец, любящий людей вообще (букв.: Человеколюбец и Народолюбец. – Пер.). И не похож Он на книжников ( Мф.7:28–29 ). Да будете сынами Божиими

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных (в серб.: узников. – Пер.) на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» ( Лк.4:18–19 ; Ис.61:1–2 ). Прочитав столько, Иисус сел; и глаза всех были устремлены на Него. Тогда сказал Он: Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами ( Лк.4:21 ). И стал учить их так, что многие дивились мудрости и силе благодати, изливающихся из Его уст. А иные опять-таки соблазнялись о Нем, спрашивая: Откуда у Него все это? И кто Он, чтобы нас так поучать? Не плотник ли Он, Сын Марии? ( Мк.6:2–3 ). И вспыхнула о Нем распря. Одни твердили: «Не Иисус ли это, Который вырос и возмужал среди нас?» Другие [вторили им]: «Не на той ли и не на такой ли улице его мастерская, куда мы столько раз входили?» Третьи [разводили руками]: «Разве не видели мы Его Мать Марию, которая, как и прочие женщины, идет с кувшином за водой? Отчего же теперь прилагает Он к Себе пророчество великого Исаии, которое может относиться только к ожидаемому всеми нами Мессии? Неужто Сам провозгласит Он Себя таковым!» Иисус слушал их спокойно, прозирая во тьму их невежества и в их злобу, которая дружит с невежеством. Затем произнес Он такие слова: – Истинно говорю вам, не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем ( Мк.6:4 ). Этими словами Христос подтвердил многие исторические факты, а [также] предвестил новые события. Исторические же факты свидетельствуют, что многие выдающиеся личности [Аристид, Фемистокл, Солон и другие], будучи изгнанниками в чужих странах, пользовались [там] уважением бóльшим, нежели у себя на родине; сие в равной степени относится и к пророкам Иеремии, Иезекиилю и Даниилу. Наряду с этим, предсказал Иисус и грядущие судьбы – как Свою собственную, так и Своего дела: когда отвергнет Его родная страна, то примет Его страна другая; и в то время как соотечественники (букв.: Его народ. – Ред.) подвергнут Его скорбям и страданиям, прочие народы прославят Его; и если (букв.: когда даже. – Ред.) собственные Его братья не будут веровать в Него, чужестранцы проникнутся к Нему верой. Речь здесь идет о языческих странах, народах и отдельных людях, живших дотоле без Бога. Ибо пришел Он к своим, и свои Его не приняли ( Ин.1:11 ), как и пророка Илию в годину голодных лет не приветила ни одна вдовица в Израиле, а гостеприимство оказала ему лишь вдовица-язычница в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:9–12 ). Перво-наперво в качестве Врача предложил Он себя Своим присным, однако сии присные не показали Ему свои язвы, чтобы уврачевал Он их, как и во время жизни пророка Елисея много было прокаженных в Израиле, но ни один из них не излечился от проказы, кроме Неемана Сириянина, язычника ( Лк.4:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Обличение вины избранного народа перед Богом составляет основу мн. пророческих текстов ВЗ. В И. п. к. речь идет о постоянной, повторявшейся из поколения в поколение неверности Богу, ведущей к идолослужению: «...они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня» (Иез 2. 3). Эта тема звучит уже в момент призвания Иезекииля на служение, когда Бог, посылая его «к сынам Израилевым», называет Свой народ «мятежным домом» (Иез 2. 5). В отличие от пророчеств Исаии, Осии и Иеремии, где настоящее плачевное состояние народа противопоставляется славному началу его существования (Ис 1. 21; Ос 2. 17; Иер 2. 2), в И. п. к. вся история Израиля представлена как череда непрекращавшихся преступлений ( Zimmerli. 1979. Vol. 1. P. 58). Уже в Египте, когда Господь «поклялся... вывести их из земли Египетской в землю... текущую молоком и медом» (Иез 20. 6), они возмутились против Него и «никто не отверг мерзостей от очей своих и не оставил идолов Египетских» (Иез 20. 8). Иезекииль сообщает, что за это и многие др. нечестия Бог включил в число законов, дарованных Им Израилю, губительные постановления, ведущие народ к смерти: «И попустил (  , букв.- дал) им учреждения (  , букв.- предписания, правила) недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы, и попустил им оскверниться жертвоприношениями их...» (Иез 20. 25-26). Вместе с обличением всего народа И. п. к. содержит многочисленные указания на грехи определенных групп и отдельных людей, ведущие весь народ к развращению. Одним из наиболее ярких является «пророчество на пророков Израилевых пророчествующих» (Иез 13. 2). Те, кто должны были бы стать вождями народа среди нечестия и «ограждать стеною дом Израилев» (Иез 13. 5), изрекают «лживое... предвещание» (Иез 13. 7), видят «в видениях ложь» (Иез 13. 8) и вводят народ Божий в заблуждение (Иез 13. 10). Главный грех ложных пророков состоит в том, что они успокаивали сынов Израилевых «и возвещали... видения мира, тогда как нет мира» (Иез 13. 16) и т. о. отвращали их от осознания своего греха и от покаяния. Возвещение грядущего суда и наказания народа за грехи

http://pravenc.ru/text/293579.html

А если и сужу Я, то суд Мой истинен — Иисус не судит так, как судят Его противники, Его суд иной. Потому что Я не один, но Я и Отец — раввинистический трактат Пирке Авот (4:8) приписывает рабби Ишмаэлю (конец II в. по Р. Х.) слова “Не суди один — ибо никто не вправе судить один, кроме Единого”. Согласно Иоанну, по воле Отца суд равно принадлежит Отцу и Сыну (и Святому Духу, см. 16:8,11). Сын есть Свет миру, и с Его приходом мир делится надвое — на тех, кто возлюбил, и на тех, кто возненавидел Свет (3:20–21). А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно — Втор 17:6; 19:15. Я Сам свидетельствую — букв. ‘Я есмь Свидетельствующий’, причём перед словом “Свидетельствующий” стоит определённый артикль, то есть “Я — именно Тот, Кто может свидетельствовать”. Ср. Ис 43:10: А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал. Где Твой Отец? — как это часто происходит в четвёртом Евангелии, слушатели воспринимают только буквальный смысл слов Иисуса. В отличие от просьбы Филиппа в 14:8 (Покажи нам Отца), здесь не только непонимание, но и нежелание понимать. Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего — не знают Отца, потому что не знают Иисуса, судя о Нём по плоти. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего — ср. 1:18; 14:7,9. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме — букв. ‘в сокровищнице’, ср. Мк 12:41,43. У Иосифа Флавия (Иудейская война 5:200) “сокровищницами” называются укреплённые помещения в храме, в которых хранились ценности; ясно, что внутри этих помещений заниматься публичной проповедью было невозможно. В храме также были расположены тринадцать устройств в виде расширяющихся книзу труб для сбора пожертвований, которые назывались “шофарами” ввиду сходства с рогом-шофаром (ритуальным музыкальным инструментом). На каждом из них было написано, на какие цели пойдут оставляемые в нём пожертвования. Где именно эти устройства находились, в точности неизвестно, но обычно предполагают, что во Дворе женщин, основываясь на некоторых замечаниях в раввинистической литературе и на эпизоде с лептой вдовы у Марка 12:41–42.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

2 Верный друг Августина с детства до смерти, лучше всего известный по “Исповеди”, а также по переписке. Во время написания этого письма уже был избран епископом Тагасты. 3 Обыгрывается значение имени Profuturus — букв. ‘тот, кто принесет пользу’. Профутур был одним из членов монашеской общины в Гиппоне, возглавляемой Августином. Будучи избранным на кафедру г. Кирта, он не смог в действительности сопровождать это письмо. 5 Первым мнение о том, что спор Петра и Павла был симулирован для порицания иудаизирующей практики, высказал Ориген. Из восточных Отцов его воспринял Иоанн Златоуст, из западных — Иероним. 6 Синод. перевод: …если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал… — Ред. 7 Синод. перевод: Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их. — Ред. 8 Синод. перевод: Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, — то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою. — Ред. 9 Циркумцеллионы (букв. ‘ходящие вокруг келлий’) — экстремистские группы донатистов, отстаивавшие “высшее совершенство” путем погромов православных храмов и монастырей и грабежом имущества состоятельных граждан. — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pisma/

Иез.47:17 .  И будет граница от моря до Гацар-Енон, граница с Дамаском, и далее на севере область Емаф; и вот северный край. Заключается описание северной границы указанием на ее общее протяжение от з. к в. и определяется пограничная с этой стороны иноземная область, чтобы она не причислялась к св. земле. «Гацар-Енон» ­­ Иез.47.17 , и Чис 34.9 по значению слова «двор источников» или «истоков» (LXX: «от двора Енанова») и контексту естественно искать у истоков Иордана, следовательно, приблиз. ­­ нынеш. Банъян или соседний Ел-гадр. Это самый восточный край северной границы, тогда как море (Средиземное) западный. Все к северу от этой линии уже языческие пределы – именно Дамасская и Емафская область. Букв. «и будет граница от моря, до Гацар-Енона – граница Дамаска и север к северу (Сменд: «от Дамаска граница описывает дугу к северу») и граница Емафа и край (ет – меат, член вин. ет при этом слове предлагают читать зот – сей, вот) северный». LXX: «сии пределы от моря: от двора Енанова (а за погр. чертой от м. и Е. -) пределы Дамасковы, и яже к северу (­ и еще более северная страна), и предел Емафов, и предел северск» (и более северные страны). Иез.47:18 .  Черту восточного края ведите между Авраном и Дамаском, между Галаадом и землею Израильскою, по Иордану, от северного края до восточного моря; это восточный край. Букв.: «и восточный край от (местности) между (мибен – от между) Хавраном и между Дамаском (с одной стороны) и между Галаадом – и между землей Израилевой (с другой стороны) Иордан от границы (указанной северной; но члена нет) до моря восточного (Мертвого, ­­ Иоил. 2.20 ; Зах 14.8 ) отделите (тамоду) и это край восточный». Таким образом, восточная граница, начинаясь от восточного края северной границы, шла по Иордану до Мертвого Моря, чем все Заиорданье исключалось из территории св. земли будущего (см. предв. зам.). LXX: «Иордан делит (составляет границу, гевул) к (до) морю на востоки фиников», επι ην – θαλασσαν, την προς ανατολας Φοινικωνος, (до моря, которое на восток от города Финикона); по блаж. Иерониму LXX читали тамоду как тамарот (финики); если это чтение верное, то здесь указывалось в первоначальном тексте должно быть в качестве южного края восточной границы та самая Тамара, которая в ст. 19 является исходным пунктом южн. границы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.47:20 .  Западный же предел – великое море, от южной границы до места против Емафа; это западный край. «Западный», букв. «морской». – «Великое море» – Средиземное, ст. 10 и 19. – «От южной границы» – евр. «от границы» – т. е. только что указанной (но слово без члена). – «До места против Емафа», букв. «до против (того), как идти в Емаф». – «Против» – нохах – Пешито принимает за собственное имя Nachoch LXX: «Сия страна ( μερος) моря великаго (часть прилегающая к Средиземному морю) разделяет (« οριζει, граничит с даже прямо входу Имаф, даже до (» εως) входа его (морская граница простирается до геогр. широты Емафа, до морской гавани его): сия суть яже к морю Имаф» (­­ «это Имафско-морская граница»?). Иез.47:21 .  И разделите себе землю сию на уделы по коленам Израилевым. «Разделите… по коленам» – не сказано: по жребию, как в след. стихе, где речь о наделении единичных семейств. В противоположность И. Навину, участки коленам назначаются от Бога, а не даются по жребию: Иез.48.1 и д. см. объяснение Иез.45.1 Иез.47:22 .  И разделите ее по жребию в наследие себе и иноземцам, живущим у вас, которые родили у вас детей; и они среди сынов Израилевых должны считаться наравне с природными жителями, и они с вами войдут в долю среди колен Израилевых. У мазоретов стих начинается: «и будет», не передаваемый LXX. Новейшие видят в этом слове тенденциозную поздн. прибавку к свящ. тексту, чтобы категоричность неприятного евреям повеления в этом стихе заменить гипотетичностью. Иноземцы (gerim). LXX: προσηλυτοι уравниваются в правах с евреями, но только поселившиеся окончательно среди Израиля и имеющие потомство. Отношение к иноземцам всегда у евреев было очень гуманное: Лев. 19.34 предписывает относиться к ним как к соотечественникам и любить их. Втор 23.3–9 дозволяет и принимать их в общество Господне (должно быть через обрезание) за некотор. исключениями (моавитян и аммонитян) и с некоторыми ограничениями (в третьем поколении). Пророки много сделали, чтобы еще улучшить это отношение: Ис 56 , Иеремия и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В научной дискуссии по вопросу о соотношении между ранним христианством и иудейской традицией на равных правах с учеными, принадлежащими к различным христианским конфессиям, и исследователями, заявляющими о своей конфессиональной нейтральности, участвуют представители иудаизма. Некоторые из них пытаются представить раннее христианство как одно из течений внутри иудаизма. Другие, напротив, считают, что проповедь Иисуса имела анти-иудейскую направленность, а деятельность Павла знаменует собой радикальный и окончательный разрыв с иудаизмом. В контексте данного спора выяснение взглядов Павла на соотношение между христианством и иудейской традицией имеет особое значение. He пытаться подверстать Павла под те или иные идеологические установки, а наоборот, постараться услышать его собственный живой голос – вот та насущная задача, которая стоит перед современной библейской наукой в той ее части, которая посвящена изучению наследия Павла. Израильский народ, по учению Павла, продолжает занимать особое место в божественном плане спасения всего человечества. Павел подчеркивает, что иудеи – народ, которому вверено слово Божие (τ λγια το θεο – букв. «слова Божии»). Именно в этом их преимущество перед другими народами. Но это не повод хвалиться и превозноситься. Скорее наоборот: верность Бога Своему народу налагает на него дополнительную ответственность. Народ же оказывается не на высоте своего призвания. Павел никоим образом не отделяет себя от своего народа. Он говорит: «наша неправда открывает правду Божию», «верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией». Но он подчеркивает, что благость и милосердие Бога не могут служить извинением для злых деяний человека. А следовательно – иудей не может надеяться на спасение только благодаря тому, что он обрезан и воспитан в иудейской традиции: свою принадлежность к народу Божию он должен подтверждать делами. Утверждение о том, что «Бог верен» (γινσθω δ θες ληθς – букв. «Бог истинен») суммирует ветхозаветные упоминания о верности и истинности Бога, а слова о том, что «всякий человек лжив», являются аллюзией на Пс. 115:2 («Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь»), За ними следует цитата из покаянного 50-го псалма: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» ( Пс. 50:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Большинство вопросов с утвердительным значением либо содержат частицу ou, либо не содержат ни одной из частиц ou или те. Например, вопрос в Мф 6:30 начинается с ou: «Кольми паче вас [одевает], маловеры!» (букв. «Разве не лучше одевает Он вас?») Этот вопрос эквивалентен утверждению: «Конечно, вас Он одевает лучше» Пример риторического вопроса с утвердительным значением, не содержащего ни одной из этих частиц, находим в Мф 26:55 : «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня» (букв, «разве на разбойника вышли вы…?»). Вопросы же, преобразуемые в высказывания в отрицательной форме, либо содержат частицу те, либо также не содержат ни одной из этих частиц. Пример употребления те находим в Мк 2:19 : «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» который можно перефразировать так: «Сыны чертога брачного не могут поститься, когда с ними жених» Пример вопроса с отрицательным значением без ou или те ( Лк 11:12 ): «Если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» Соответствующий этому вопросу эквивалент в отрицательной форме может быть таким: «Если попросит яйца, он не подаст ему скорпиона» Ниже приводятся несколько примеров риторических вопросов, построенных с помощью вопросительных слов «кто», «что», «где» и «как». Всем им присуще выражение уверенности. Мк 3:23 «как может сатана изгонять сатану?» Это эквивалентно отрицанию: «сатана не может изгонять сатану» Лк 9:25 «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» Эквивалент: «никакой пользы человеку, если он…» Лк 16:11 «кто поверит вам истинное?» Эквивалент – отрицание: «никто не поверит вам истинного богатства» 1Кор 12:17 «Если все тело глаз, то где слух?» Вторая часть этого вопроса равнозначна высказыванию с отрицательным значением: «… тогда не будет слуха» Риторические вопросы, смысл которых можно передать как утвердительным, так и отрицательным высказыванием, обычно вводятся вопросительным местоимением τ, ti и содержат две альтернативы, соединенные союзом «или» Выбор между ними при этом представляется очевидным, так что одна часть вопроса может быть перефразирована утверждением, а другая – отрицанием,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010