Некоторые тексты Мишны содержат более широкую формулировку: «тот, кто утверждает, что нет воскресения мертвых». По–видимому, она дальше от сути изначальных споров: саддукеи считали воскресение новшеством, которому не учит Пятикнижие Моисеево. Эта полемика отражена и в следующем литургическом изменении: В завершение каждого благословения в Храме говорилось «Вовеки» [букв.: «от века»]. Однако после того как еретики учили неверно, утверждая, что век только один, было велено произносить «во веки веков» 551 . Суть этого отрывка состоит в следующем. Саддукеев обвиняли в учении о том, что нет «грядущего века» или «грядущего мира» (одно и то же еврейское слово, olam, означает и «мир», и «век».). Фарисеи истово верили в «грядущий век/мир», где будет исправлено все нынешнее зло. Без этого, считали они, человек просто трудился бы для награды и воздаяния в настоящей жизни, – доктрина, которая очень хорошо подходит для саддукеев, а еще лучше – для полемики против них. Ближе всего к мнениям самих саддукеев, по меньшей мере – к утверждениям того, кого они могли бы считать своим духовным предшественником, – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Из того, что нам о них известно, саддукеи, конечно, должны были бы одобрять отношение автора к смерти и тому, что лежит за ее порогом: Давай и принимай, и утешай душу твою, ибо в аиде нельзя найти утех. Всякая плоть, как одежда, ветшает; ибо от века – определение: «смертью умрешь» 552 . Кто будет восхвалять Всевышнего в аиде, вместо живущих и прославляющих Его? От мертвого, как от несуществующего, нет прославления: живой и здоровый восхвалит Господа 553 . Не забывай: нет возвращения; и мертвому ты не принесешь пользы [излишней скорбью], и себе повредишь. Вспоминай о его участи, ибо твоя участь – такая же, вчера – он, а сегодня – ты. С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем, когда отойдет его дух 554 . Это приговор от Господа над всякою плотью. Итак, зачем ты отвергаешь волю Всевышнего? Длится ли жизнь десять или сто, или тысячу лет, –

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

27:18 Ср. 25:15, 16. 972 а 27:21 Букв.: поле станет свободным. 973 б 27:21 Е вр. херем – «нечто посвященное, акт посвящения, заклятье» . Такое посвящение по обету было более торжественным актом, чем обычное приношение; по существу, это означало отдать что–то/кого–то Богу, т. е. всецело и безвозвратно посвятить Ему на служение (так здесь и в ст. 28) или предать заклятию для полного уничтожения. 974 27:29 Или: обреченный на уничтожение; см. примеч. к Втор 2:34. 975 1:8 Син. пер.: Нафанаил. 976 1:16 Или: князья. 977 1:51 Букв.: ( кто) чужой/ посторонний. 978 2:14 Т ак в друг. древн. рукописях, а также в Вульгате, ср. 1:14; масоретский текст: сын Реуэля. 979 2:17 Букв.: со своей руки — это служило ясным указанием на то, что каждому человеку было отведено свое особое место. 980 3:1 С м. примеч. «а» к Быт 2:4. 981 3:3 И ли: которых он посвятил на священническое служение; см. примеч. к Исх 32:29 . 982 3:4 Букв.: чуждый. 983 3:6 Букв.: приблизь колено Левия. – Здесь употреблен тот же евр. глагол карав «отдавать/преподносить в дар», что и в ст. 4, – по сути, игра слов. Теперь обряд поставления священников описан тем же самым словом – они отданы Богу. 984 3:38 Букв.: чужака. 985 3:40 Евр. глагол наса («брать») здесь употреблен в знач. «собрать, внести в перепись, зарегистрировать» имена. 986 3:41 Букв.: возьми. 987 3:47 Шекель — мера веса и стоимости, 11,5 г, гер — 0,6 г. 988 3:50 Т.е. около 16 кг. 989 4:5 Или (ближе к букв.): ковчег Свидетельства; см. примеч. к Исх 16:34. 990 4:6 Друг. возм. пер.: кожи животных морских – евр. неясен; то же в ст. 8, 10–12, 14, 25. 991 4:34 И ли: князья/ вожди общины. 992 5:2 И ли: проказой; евр. слово, используемое для разных кожных болезней, а не только собственно лепры, болезни Хансена. 993 5:6 Друг. возм. пер.: причинит вред, как то свойственно людям. 994 5:7 См. примеч. к Лев 5:14. 995 5:8 Букв.: выкупающего, т. е. ближайшего родственника, считающего себя обязанным выступать поручителем и готового отдать долг. 996 5:9 Или: всякая часть ( жертвы, евр. терума), которую приносят, подняв ее и размахивая ею. Ниже в книге Числа это жертвенное приношение переводится выражениями «приношение/дар возносимый» или «особый дар/даяние». 997

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Итак, каждому дню по месяцеслову однозначно и неизменно соответствует одна из ВРУЦЕЛЕТНЫХ БУКВ. Всего этих букв семь, и они, записанные под титлом, соответствуют церковнославянским числам от 1 до 7. Счёт дней, как мы сказали, начинается с 1 марта, которому соответствует буква г, 2 марта соответствует буква в, 3 марта – а, 4 марта – з, 5 марта – 6 марта – е, 7 марта – д, 8 марта – снова г, и этим порядком проходим даты всего года до 28 (29) февраля. Порядок следования вруцелет таков, что через каждые семь дней последовательность повторяется. Это значит, что каждому седмичному дню (например, каждому понедельнику) соответствует определённая вруцелетная буква, и она не меняется в пределах данного мартовского года. Вруцелетная буква, приходящаяся на воскресные дни в данном мартовском году, и взятая не как буква, но как число, называется ВРУЦЕЛЕТОМ этого года. Вруцелето года – это число от 1 до 7 – а (1), в (2), г (3), д (4), (5), (6), з (7). Поэтому, если означенные выше буквы написаны под титлом, то это значит, что они являются в церковнославянском языке числами. Если мы знаем вруцелето данного года и вруцелетные буквы календарных дат по месяцеслову, то можем легко определить седмичный день любой даты. Так, если вруцелето года а (1), то всякая дата с вруцелетной буквой а по месяцеслову будет воскресеньем, а седмичный день для остальных дат вычисляем относительно ближайшего воскресного дня: дата с вруцелетной буквой з будет понедельником, с вруцелетной буквой – вторником и т. д. Пример: определить седмичный день для 3 февраля 2001 года. Эта дата попадает на 2000-й мартовский год, вруцелето которого (5). Находим ближайшую для 3 февраля дату, отмеченную вруцелетной буквой Это – 5 февраля. Значит, 5 февраля – воскресенье, 4 февраля – суббота, а 3 февраля – пятница. Нужно твёрдо усвоить, что такое вруцелето года, и как оно используется. Употребление этого понятия – основа календарных вычислений как по таблицам, так и по руке, так что оправдывается его название. Вруцелето – «в руце лето», то есть «в руке – год». В дальнейшем мы покажем, как этот «год в руке держать», но сначала усвоим первоначальные понятия. Итак, запомним следующее определение: «Если вруцелето года а (1), то по месяцеслову всякая дата с вруцелетной буквой а будет воскресеньем». По подобию этому определению будем и для остальных лет знать, какой день воскресный: если вруцелето года в (2), то по месяцеслову всякая дата с вруцелетной буквой в будет воскресеньем, если вруцелето года г (3), то по месяцеслову всякая дата с вруцелетной буквой г будет воскресеньем и т. д. Поэтому на вопрос: «Что означает – вруцелето года, например, д (4)», следует ответить: «Это означает, что по месяцеслову всякая дата с вруцелетной буквой д будет воскресеньем». При этом не забывайте, что год у нас – мартовский, и поэтому это определение верно с 1 марта текущего года до конца февраля следующего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5:29 Имя Ной (евр.: Ноах) созвучно евр. глаголу «утешать» ( нахáм). 62 а 5:32 Е вр.: Шем – имя. 63 б 5:32 С ин. пер.: Иафет. 64 6:2 В Священном Писании сыновьями Бога именовались верные Ему, избранные Им люди; ср. Исх 4:22, 23; Втор 14:1. Вероятно, и здесь речь идет о потомках Шета (Син. пер.: Сифа) как людей, отличающихся от потомков Каина или вообще от далеких от Бога людей. 65 6:3 И ли: править ( человеком); евр. текст неясен. Некоторые древн. пер.: пребывать в человеке. Иные считают, что здесь говорится не о Духе, а о дыхании (жизни). 66 а 6:4 Е вр.: нефилим, вероятно, от глагола нафаль, означающего «падать». 67 б 6:4 И ные, полагая, что здесь говорится о связи «дочерей человеческих» со сверхъестественными существами, переводят это место так: это были герои древности, люди знаменитые. Евр. слово гиббор, обычно переводимое как силач, воин, богатырь, герой, в некоторых случаях в ВЗ используется в отрицательном смысле, как, очевидно, и здесь; ср. Ис 5:22; Пс 120 (119):2–4. 68 6:6 Букв.: и сожалел Господь, что создал человека на земле. 69 6:7 Или: сожалею (так же, как и в ст. 6); здесь явный антропоморфизм, указывающий, однако, на то, что Бог, при всей Своей неизменности, не остается в одинаковом положении в том, что касается Его отношения к изменившемуся человеку. 70 6:8 Букв.: обрел благодать в глазах. Благодать — обычно это слово (евр. хен — расположение, милость, доброта) употребляется в Библии для обозначения того особого благоволения Бога, какое Он ниспосылает всем людям не за те или иные заслуги, а из одной только любви к ним. 71 а 6:9 См. примеч. «а» к 2:4. 72 б 6:9 Или: с Богом он постоянно ходил. 73 6:12 Букв.: извратила всякая плоть путь свой на земле. 74 а 6:13 Букв.: со всякой плотью. 75 б 6:13 Здесь в оригинале глагол с тем же самым корнем, что и у глагола, переведенного словом «растлилось», в ст. 12. Эта непереводимая на русский язык игра слов, очевидно, показывает, что Бог уничтожает то, что уже само уничтожило себя своим растлением. 76 6:14 И ли: корабль. Значение слова неясно. LXX: ларь/ ящик; то же слово в Исх 2:3, 5, где рассказывается об осмоленной корзинке для спасения младенца Моисея. 77

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Согласно Лк 2. 30, именно в Божественном Младенце Христе Симеон опознаёт «спасение» (букв. σωτριον - «средство спасения») как видимый знак Божественного Промысла; этот термин также употреблен у евангелиста Луки в 3. 6 и Деян 28. 28 и означает универсальный характер наглядного спасительного средства, к-рое «узрит всякая плоть», т. е. народы из язычников. Стих целиком служит аллюзией к Ис 40. 5 по переводу LXX: «...и узрит всякая плоть спасение Божие» - и Пс 97. 3: «Все концы земли увидели спасение Бога нашего». Нек-рую смысловую параллель этому стиху обычно видят в словах Спасителя: «...блаженны очи, видящие то, что вы видите!..» (Лк 10. 23-24 - Brown. 1993. P. 457). Слова из Лк 2. 31: «...пред лицем всех народов (πντων τν λαν)», по всей видимости, вдохновлены мессианским пророчеством о явлении Господа «пред глазами всех народов (πντων τν θνν); и все концы земли увидят спасение Бога нашего» (Ис 52. 10; ср. также: Зах 2. 10-11). В исходном пророчестве слово θνους означает «языческие народы», поскольку служит букв. передачей евр.   Однако для евангелиста Луки слово «народы» (λαο) служит обозначением избранного евр. народа: его использование в Деян 4. 25-27 относится к коленам Израиля. Тем не менее, следуя логике повествования из контекста последующего стиха, очевидно, что здесь под этим словом подразумевают как язычников, так и Израиль ( Green. 1997. P. 148; Brown. 1993. P. 440). Более отдаленной аллюзией служат слова Пс 30. 20 по LXX о приуготовлении Богом «множества благ» (букв.- «множества доброты») для надеющихся на Него перед лицом сынов человеческих. В этом широком контексте ожидания спасения становится понятным, как его осуществление в универсалистской перспективе меняет саму тенденцию его восприятия: если в ВЗ говорилось о даровании благ лишь избранным, «ожидающим Его милость» (Ис 64. 3 по LXX), то теперь спасение объемлет всех. Бог, Который прежде создал Израиль как народ избранных людей (ср.: Втор 14. 2; Исх 19. 5), «ныне» избирает для Себя новый народ из всех наций (ср.: Деян 28. 28).

http://pravenc.ru/text/2578003.html

в) Целое и часть. Противоположность целого и части тоже является в античной эстетике модификацией основной противоположности – идеального и реального. В ранней классической эстетике эта противоположность, правда, не разработана с такой скрупулезной точностью, какую мы находим в дальнейшем. И тем не менее целость – это такое понятие, без которого невозможно рассматривать античную эстетику раннеклассического периода. Философы и эстетики этого периода четко фиксировали несводимость целого к отдельным частям. И особенно преуспели в этом атомисты. Действительность уподобляется у них той трагедии или комедии, которые, хотя и состоят из определенного количества букв, тем не менее оказываются несравнимыми ни с какими отдельными буквами. Атомы – это своего рода буквы. Из их сложения образуется вся действительность, бесконечная по своему разнообразию. Это возможно только потому, что сложение двух, трех, четырех и т.д. букв и образование слов, возникновение всей речи не имеет ничего общего с механическим прикладыванием одной буквы к другой. Здесь замечательная диалектика целого и частей. Анаксагор, с другой стороны, развивает четкое математически–онтологическое учение о бытии, в котором вообще всякая часть равняется целому. Гомеомерия как раз и есть такая часть, в которой содержится вся бесконечность частиц, из которых состоит вселенная. Наконец, подобного рода концепции есть не что иное, как математическое учение о бытии, понимаемого как организм; в организме удаление одного органа приводит к смерти все целое, т.е. в одном органе содержится весь организм (хотя это касается и не всех органов или частей организма, а только главнейших). г) Хаос и космос. Эта пара противоположностей является конкретным осуществлением тех противоположностей, о которых речь шла выше. Почти каждый философ раннеклассического периода в Греции начинал свою космологию именно с хаотического состояния вещества и кончал теорией образования космоса. Можно говорить только о разных формах происхождения космоса из хаоса, но под тем или другим названием оба эти понятия всегда находили место в раннеклассической философии.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

И Таковой пришел. Пришел Спаситель, чаемый и предреченный Мессия. О Нем и говорим мы непрестанно, Феодул. Он победил бесов. Он открыл людям тайны Небесного Царства. Он отдал всего Себя в жертву, оказывая послушание Отцу Своему Небесному и горя любовью к людям. Пожертвовал [без остатка] Собой, телом и кровью, – и опять же остался целым. Платон умер от болезни. Не жертвовал он собой ни за кого. Будда умер на закате лет, случайно проглотив какую-то кость. И он ни за кого не приносил себя в жертву. Магомет умер от старости. И его жизнь была чужда всякой жертвенности ради кого бы то ни было. От Платона ничего не осталось. От Будды остался один зуб, и поныне хранимый на острове Цейлон. От Магомета остался лишь один волос из бороды, почитаемый в Мекке и Медине (букв.: в Каабе. – Пер.) за святыню. Христос пожертвовал всецелым Собой за всех – и не утратил целостности. Подающий мало – мало и получает. Отдающий много – много и принимает. Жертвующий всем – приобретает все. Дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ),– засвидетельствовал Он после Воскресения Своим верным. Вопреки Христовой власти никто не может ни жить, ни умереть; ни выйти из ада, ни войти в рай. Налицо власть неограниченная (букв.: грозная. – Ред.) и величественная. Счастье для нас, что этой властью над нами обладает уже не оный стервятник, а Человеколюбец Господь, явивший людям любовь, превосходящую всякое разумение. Победитель Семь жутких кошмаров тяготели над человеческим родом, Феодул, со времени изгнания Адама из рая и вплоть до Христа. Семь миазмов, каковы суть: власть невежества, власть бесов, власть природы, власть плоти, власть ненависти, власть болезней и власть смерти, – жестоко угнетали многие поколения. Христос одержал и даровал людям семь побед, а именно: победу над невежеством, победу над бесами, победу над природой, победу над плотью, победу над ненавистью, победу над болезнями и победу над смертью. С самого начала своего бытия (после грехопадения Адама и Евы. – Пер.) люди воздыхали, желая этих побед, однако мудрецы и учители древнего мира были не в состоянии одержать хоть какую-либо из них и даровать ее человечеству. Не горазды были к сему ни эллинские философы, ни персидские мистики, ни египетские чародеи, ни индийские мудрецы – никто, никогда и нигде от начала до Начала, то есть от начала мироздания до Мессии, нарекшего Себя Началом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Буква есть та первоматерия, в которой и из которой образует себе тело слово, идея; она всеобща, изначальна так, как всякая простая краска или число. Напротив, слово выше буквы потому, что исполнено света и мысли, точно так же, как статуя выше своего мрамора и картина своей краски. В слове происходит таинственное перерождение или преображение звука, тем, что он становится символичен, вмещая идею. Идея в слове говорит себя буквами, но при этом буквы уже теряют себя, перестают быть сами собой, образуют сгусток, звуковой кристалл. В этом смысле слово не слагается из букв, не возникает из них, но расчленяется на буквы. И поэтому для слова первоединицей является не буква и даже не слог как таковой, но органическая часть слова, хотя бы она и состояла даже из одной только буквы, но эта буква уже не принадлежит себе, но привязана к слову, пронизана его энергиями, окачествована ими, перерождена. И корень слова, всегда образующий сгусток букв, звуковой кристалл, есть явление sui generis, которое не исчезает через то, что оно входит в новые соединения; для того, чтобы соединение было возможно, необходимо это своеобразие соединяющихся элементов. А поэтому сохраняет своё значение в известных пределах и звуковая природа слова, она составляет ночную, подсознательную, женственную характеристику слова, которому свойственен мужской, дневной, солнечный смысл. Отсюда проистекает то, что составляет инструментовку стиха или речи, т. е. при данной мысли стремление её сопроводить определенным звуковым тембром, непременно имеющим и качественный смысл, хотя и не вполне доступный сознанию. И если мы иногда произвольно ищем выражений и звуков, сознательно инструментируем слова, соответственно общей задаче – выразить то или иное настроение, то и самое слово, взятое как первоэлемент речи, не индифферентно к своим буквам, но в известном смысле само себя инструментует, бессознательным или, лучше сказать, сверхсознательным, органическим подбором звуков, подобно тому, как опять-таки для известной художественной цели нужны и соответственный материал и краска и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Век праздности и уныния в одном флаконе В названии книги Пелевина пять латинских букв и после каждой стоит точка: «S.N.U.F.F.» Так называют видеоматериал, на котором заснято реальное убийство, он больших денег стоит. Зачем же говорить о таких вещах христианам, особенно в пост? 13 марта, 2012 В названии книги Пелевина пять латинских букв и после каждой стоит точка: «S.N.U.F.F.» Так называют видеоматериал, на котором заснято реальное убийство, он больших денег стоит. Зачем же говорить о таких вещах христианам, особенно в пост? В 1929 году комсомольский поэт Эдуард Багрицкий писал о наступающем новом веке (не в календарном, конечно, смысле), суть которого ему раскрыл не кто иной, как Феликс Дзержинский: А век поджидает на мостовой, Сосредоточен, как часовой… Оглянешься – а вокруг враги; Руки протянешь – и нет друзей; Но если он скажет: «Солги», – солги. Но если он скажет: «Убей», – убей. Спустя восемьдесят лет совсем другой автор, постмодернистский прозаик Виктор Пелевин , написал книгу о чем-то очень похожем. Стихотворение Багрицкого называется «TBC», так сокращенно называли тогда туберкулез. В названии книги Пелевина тоже латинские буквы, только их пять и после каждой стоит точка: «S.N.U.F.F.» Так называют видеоматериал, на котором заснято реальное убийство, он больших денег стоит. Зачем же говорить о таких вещах христианам, особенно в пост? Книга Пелевина – совсем не те наставления и патерики, которые подобает читать в это время. Но когда я читал ее на Масленице , у меня только усиливалось ощущение, что она написана про памятный нам «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» , каким может быть он в наши дни, а потому она может быть далеко не бесполезна для тех, кого не смутит ее стиль. Эта книга – антиутопия. Как и всякая антиутопия, она показывает мир ужасного будущего, но говорит скорее о настоящем: заостряет, доводит до крайнего предела некоторые опасные тенденции сегодняшнего дня, чтобы показать, к чему они могут привести. Классические антиутопии примерно тех же времен, что и стихотворение Багрицкого (Замятин, Оруэлл) рисуют жестокое тоталитарное государство, где новейшие технологии позволяют властям следить за каждым членом общества и не оставляют им никакого частного пространства.

http://pravmir.ru/vek-prazdnosti-i-unyni...

Когда игра закончится, оставьте эту физиономию висеть на стенке. Возможно, кому-нибудь из детей захочется продолжить эксперимент. Ловить рыбку Попросите ребенка помочь вам подготовиться к этой игре. Ваш малыш может вырезать рыбок самой простой формы из разноцветной плотной бумаги. На каждой рыбке напишите какую-нибудь букву так, чтобы из разных букв на рыбках можно было бы составить одно или несколько простых слов. К каждой рыбке прицепите канцелярскую скрепку, а затем положите всех рыбок в ведро. Теперь возьмите небольшой по длине прутик или подходящую палочку и прикрепите к одному концу веревочку с маленьким магнитиком на конце. Пусть все дети по очереди половят рыбку, а вы проследите, смогут ли они составить слова из букв на пойманных рыбках. Мыльные пузыри Обычно детские забавы можно организовать из того, что есть под рукой. Но если вы заранее знаете, что вам предстоит развлекать группу детей, зайдите в магазин, где продается всякая-всячина, и купите специальную баночку для пускания мыльных пузырей. В одной такой баночке содержится настоящее волшебство – детский смех и счастье. Как сберечь мыло Возбужденный ребенок с полной банкой мыльной пены в руках может нечаянно выплеснуть ее. Откройте все баночки и отлейте из каждой половину жидкости в кувшинчик (или какой-то другой сосуд). Если баночка и опрокинулась, то не все потеряно, а, кроме того, когда дети закончат свое мыльное развлечение, вы сможете наполнить баночки впрок, для следующего раза. Мыльные пузыри особенно хороши, если вам нужно занять детей разного возраста. Даже подростки получают от них удовольствие. В зависимости от того, во что дуть, образуются пузыри самых разных размеров. Из пластмассовых соломинок, опущенных в мыльный раствор, вылетают совсем маленькие пузырики. Крышки пластмассовых баночек с дыркой посередине выдувают пузыри побольше. Если выбранный вами «инструмент» слишком велик для баночки с пеной, вылейте мыльный раствор в мисочку и туда же опустите ваш «инструмент», потом достаньте его щипцами, встряхните, и вы увидите, какие огромные и радужные у вас получатся пузыри.

http://azbyka.ru/deti/400-sposobov-zanya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010