Изъяснение псалма 144-го. «Хвала Давиду». Надписание сие дает видеть цель псалма; потому что в нем памятующим Божие могущество, и величие, и царство, и велелепие, предлагается совет песнословить Бога всяческих. Благодать Духа сложила и другие подобные псалмы, возбуждая народ Божий к признательности. Настоящий же псалом содержит в себе и пророчество о призвании и Богопознании язычников: а расположена песнь сия по порядку букв, и повторениями выражает сильную любовь Пророка. Пс.144:1 .   Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки. «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века». Бог по естеству превознесен, и высота в Нем не есть что-либо привзошедшее; питомцы же благочестия проповедуют оную, и научают неведущих. Подобно сему сказанное Христом в евангелии: Отче, «прославих имя Твое на земли» ( Иоан. 17, 4 ). И чрез несколько слов показывает Господь, что не ту славу дал Отцу, который прежде не имел Он, но открыл ту славу, которую имел. Ибо сказал: «явих имя Твое человеком» ( Иоан. 17, 6 ). Так и Отец не ту славу дал Сыну, которой прежде Сын не имел, но ту показал неведущим славу, которую имел. Ибо говорит: «прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть» ( Иоан. 17, 5 ). Посему не то принял, чего не имел, но что имел, то явным стало и для незнавших. И здесь Пророк обещает не высоким соделать Бога, но сколько можно показать высоту Его людям; и Бога всех именует Своим Богом и царем, подвигнутый к сему горячностию любви. Пс.144:2 .   Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки. «На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века». Всегда буду песнословить Тебя, говорит Пророк, и не попущу, чтобы хотя один день оставался без песнопения. Пс.144:3 .   Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо. «Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца». Поскольку всякая чувственная величина оказывается великою, будучи измерена в долготу, в широту и в глубину; то Пророк не без причины присовокупил: «величию Его несть конца», желая показать, что Песнословимый и безплотен и не описан. Знаю, говорит, что Бог велик, непостижим, неизмерим; потому что не нахожу ни начала, ни конца величию; оно безпредельно, и превышает всякое постижение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1 М. б. точнее, Ин.15— АВ. 2 Синод. текст: «И что мне сказать?» 3 Из этого видно, что крещение младенцев было в обычае древней Церкви. Слова «возраждаются в Бога» указывают на крещение, как ясно открывается из следующего отрывка в сочинении Иринея. См. III книга XVII, I. 4 «Илиада», IV, 1. Здесь мы опустили греческие стихи и латинский перевод их. 5 «Варух» знач. благословенный — одно из употребительных наименований Бога; на евр. языке оно состоит из двух букв, имеющих гласный звук, а последняя, не имеющая такого звука, считается за половину. (Гарвей). Очевидно, что данные слова идут в разрез с положением Свидетелей Иеговы, что ранние христиане использовали имя Иегова в своих молитвах. Этого не подтверждает ни Новый Завет, ибо не в одной рукописи, ни в одном из свитков нет его. Также в сочинениях ранних христиан мы этого не находим. 6 «Fines et summitates». Смотрите описание вида креста у Иустина муч. в разговоре с Трифоном. Гл. 91. 7 Интересное деление характерное для раннего христианства. Обратите внимание под словом «Писание» Ириней понимает лишь Ветхий Завет, Евангелия у него перечисляются отдельно. Все это показывает одно, что для ранних христиан не Писание Нового и Ветхого Заветов было главным, а апостольское предание и Церковь, о чем более подробно будет излагать Ириней в 3-ей книге «Против ересей» христианина и современных протестанских движений о раннем христианстве сильно расходятся. 8 Это место от слов «Так, Матфей» на греческом языке находится и у Евсевия 5,8. 9 В латинском тексте это место читается так: ad hanc enim ecclesiam propter potiorem principalitatem necesse est omnem convenire ecclesiam . Здесь слово necesse est , соответствующее греческому αναγκη , означает не нравственное обязательство, а естественную необходимость, по которой всякая церковь, хранящая апостольское предание, согласуется с тем же преданием, хранящимся в римской церкви чрез преемство епископов. 10 Это место с начала параграфа находится на греческом языке у Евсевия 5, 6. 11 От сих слов до конца 4 параграфа это место на греческом языке сохранялось у Евсевия 4,14.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3425...

Псалом 111 Пс.111:1 . Аллилуиа. Блажен муж бояйся Господа, в заповедех его восхощет зело. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом прилично соединен с предыдущим: ибо похваляет мужа благочестиваго, так как и он хвалил Бога. В Еврейском тексте читается по алфавиту и содержит 24 стиха, начинающиеся от букв алфавита, по порядку положенных. В нем описывает Пророк блаженство мужа праведнаго и боящагося Бога, дабы сим примером убедить и других к любви добродетели. В сих словах содержится главное предложение, которое Пророк во всем псалме доказывает различными доводами, дабы убедить всех к благочестию. Блажен, глаголет, муж бояйся Господа. Но как не всякая боязнь творит человека блаженным, сего ради присовокупляет: в заповедех Его восхощет зело. То есть, тот совершенно блажен человек, который боится Господа и который с сыновним страхом прилежно упражняется во исполнении заповедей Его: ибо хотеть в заповедех зело, не что иное есть, как зело любить заповеди и во исполнении их чувствовать великое удовольствие. Кратко сказать: тот нарицается блажен, кто и внутрь боится Бога страхом святым, и извне готов ко исполнению заповедей, а потому праведен и благочестив. Пс.111:2 . Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: Сие есть первое благополучие человека боящагося Бога! Оно состоит во многочадии: ибо род праведных людей по Божию благословению весьма многоплоден бывает, и в ветхом завете Божие благословение по большей части к многочадию относилось. Впрочем, хотя благополучие сие не всегда случалось в роде праведных (ибо известно, что Авраам чрез долгое время безчаден был, также и сын его Исаак, и другие многие): однако же и нередко, как видеть можно из примера многих ветхозаветных и праотцев. Пс.111:3 . слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Второе благополучие человека праведнаго состоит во изобилии честей и имений, которыми он пользуется без греха и без нарушения справедливости: ибо часто случается, что чести и богатство раждают гордость, и служат поводом к плотским сладострастиям, и тогда не в благополучие, но паче в бедствие обращаются. Итак, праведный муж не токмо множеством детей, но и честьми и богатством изобилует: однако при всем том (что всего блаженнее), сердце его благами счастия не растлевается, но правда его пребывает до конца жизни непоколебима. Сие благополучие, ежели будем разсуждать о славе и богатстве временном, не есть вечное; но ежели возьмем в разсуждение славу внутреннюю, доброе свидетельство совести, богатство веры, и оное великое стяжание, о котором Апостол говорит: есть же снискание велие благочестие с довольством ( 1Тим. 6:6 ), – то благополучие праведнаго будет вечное. Посему прилично сказано: правда его пребывает в век века.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Α. Α. Алексеев. Опять о «Велесовой книге " 185 Проблемы истории и культуры славян в доисторический период, т. е. в период до появления собственных письменно–исторических источников, вызывают постоянный и большой интерес в различных кругах нашего общества. Один из путей решения этих проблем некоторые наши современники видят в «Велесовой книге», ее новое издание стало доступно читателю. В книге полностью издан текст и перевод «священного писания древних славян» в сопровождении исследования и комментариев, а также разного рода иллюстративного материала. Повидимому, издатель рассматривает «священное писание» как непременный жанр средневековой письменности рядом с хронографией, эпическими песнями, сказочным и песенным фольклором, полагая, что всякий народ и всякая культура должны обладать «священным писанием» своего собственного сочинения. Взгляд этот можно признать далеко не традиционным, так что читатели останутся не удовлетворены лаконизмом, с которым освещен этот вопрос на с. 192. Ведь от установления жанровой природы «Велесовой книги» зависит оценка многих конкретных ее особенностей. «Священный текст» набран особым шрифтом, воспроизводящим формы того оригинального письма, которое якобы было использовано новгородскими волхвами IX века при нанесении текста раскаленным железным писалом на буковые доски. Этот шрифт – «велесовица» – представляет собою кириллицу с резкими углами, что объясняется характером письма – процарапыванием букв; несколько букв своим начертанием восходят то ли к скандинавским рунам, то ли к индийскому письму деванагари. Как и кириллица, этот шрифт полностью воспроизводит греческое унциальное письмо, которому подражает и в орфографии, например употреблением диграфа оу и буквы ф. Поэтому предположения и намеки на его независимое происхождение, разбросанные тут и там в комментарии (с. 226–232), не заслуживают серьезного внимания. Едва ли воспроизведение текста сделано вполне корректно: нередко встречаются опечатки – вроде высоцх (с. 30) вместо высоцхъ, одно и то же слово появляется в разных видах – вроде хопа и хорпа (с. 64, правильно последнее). При изобилии нестандартных грамматических форм читатель лишен возможности контролировать правильность воспроизведения текста. Издатель отказался от обычного способа подачи текстовых вариантов в критическом аппарате, вместо этого он вводит их в текст в разного рода скобках, что еще более затрудняет прочтение и открывает пути новым искажениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Век праздности и уныния в одном флаконе В названии книги Пелевина пять латинских букв и после каждой стоит точка: «S.N.U.F.F.» Так называют видеоматериал, на котором заснято реальное убийство, он больших денег стоит. Зачем же говорить о таких вещах христианам, особенно в пост? 13 марта, 2012 В названии книги Пелевина пять латинских букв и после каждой стоит точка: «S.N.U.F.F.» Так называют видеоматериал, на котором заснято реальное убийство, он больших денег стоит. Зачем же говорить о таких вещах христианам, особенно в пост? В 1929 году комсомольский поэт Эдуард Багрицкий писал о наступающем новом веке (не в календарном, конечно, смысле), суть которого ему раскрыл не кто иной, как Феликс Дзержинский: А век поджидает на мостовой, Сосредоточен, как часовой… Оглянешься – а вокруг враги; Руки протянешь – и нет друзей; Но если он скажет: «Солги», – солги. Но если он скажет: «Убей», – убей. Спустя восемьдесят лет совсем другой автор, постмодернистский прозаик Виктор Пелевин , написал книгу о чем-то очень похожем. Стихотворение Багрицкого называется «TBC», так сокращенно называли тогда туберкулез. В названии книги Пелевина тоже латинские буквы, только их пять и после каждой стоит точка: «S.N.U.F.F.» Так называют видеоматериал, на котором заснято реальное убийство, он больших денег стоит. Зачем же говорить о таких вещах христианам, особенно в пост? Книга Пелевина – совсем не те наставления и патерики, которые подобает читать в это время. Но когда я читал ее на Масленице , у меня только усиливалось ощущение, что она написана про памятный нам «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» , каким может быть он в наши дни, а потому она может быть далеко не бесполезна для тех, кого не смутит ее стиль. Эта книга – антиутопия. Как и всякая антиутопия, она показывает мир ужасного будущего, но говорит скорее о настоящем: заостряет, доводит до крайнего предела некоторые опасные тенденции сегодняшнего дня, чтобы показать, к чему они могут привести. Классические антиутопии примерно тех же времен, что и стихотворение Багрицкого (Замятин, Оруэлл) рисуют жестокое тоталитарное государство, где новейшие технологии позволяют властям следить за каждым членом общества и не оставляют им никакого частного пространства.

http://pravmir.ru/vek-prazdnosti-i-unyni...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie От пентархии к диптиху Как складывался " порядок чести " Православных Церквей Автор: Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент В Православной Церкви единственным истинным Главою почитается Господь Иисус Христос, Которому дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18). И если у католиков папа Римский обладает «полной, верховной и вселенской властью над Церковью» в качестве «наместника Христа» (Катехизис Католической Церкви, ст. 882), то в православной традиции предстоятели автокефальных Поместных Церквей считаются равными по архиерейскому достоинству. При этом между ними существует и определенный порядок чести, согласно которому они поминаются в богослужебных диптихах. Как складывалась эта вековая традиция? Христос и апостолы о первенстве в Церкви Согласно Евангелиям, Господь не выделял среди апостолов какого-то «лидера», который имел бы особые права над другими. Более того, Иисус Христос строго пресекал попытки учеников выяснить, кто же из них обладает преимуществом (Лк. 22:24–30; Мф. 18:1–2), и сказал им: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк. 24–26; ср.: Мф. 23:11–12). После чего Сам подал пример этого необычного понимания власти, омывая ноги апостолам на Тайной Вечере. Система, в которой чем выше начальник, тем большему числу подчиненных он служит, была непонятна язычникам. И действительно, в условиях «мира сего» она немыслима. Но в Церкви Христовой вот уже две тысячи лет царит этот принцип любви, противоположный основанным на силе и гордости порядкам мирской власти. Идеал церковного начальства – библейский Добрый Пастырь, жизнь полагающий за Своих подопечных (Ин. 10:11–16; ср.: Ис. 40:11 и др.). Рождение иерархии  Уже апостол Павел упоминает церковное служение епископа (букв. «надзирающего, присматривающего») и диакона (букв. «прислуживающего») (1 Тим. 3). Поначалу епископ едва отличим от пресвитеров («старших»), которые управляли общинами в апостольскую эпоху (Деян. 15:23, 16:4 и др.). Со II века епископы получили единоличную пожизненную власть «вязать и решить», возглавляли евхаристические собрания и предстояли в молитве верных как преемники апостолов. Епископ Рима – столицы империи и места погребения самых авторитетных апостолов, Петра и Павла – обладал особыми возможностями. Уже во II веке он считался самым влиятельным епископом не только внутри Римской империи, но и за ее пределами.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/59...

Вопрос: Я живу в Венгрии. Читал в местных церковных (неправославных) газетах, что в этом году православная (и западная) Пасха впервые за десять последних лет совпадает с еврейской Песах. Еврейский праздник в этом году празднуется с 30 марта по 6 апреля, а православная Пасха – 4 апреля. В газетах совпадение двух праздников преподносится как великое событие, пишут о единых корнях двух религий и т.п. В негативном тоне при этом пишут о Никейском Соборе, который разграничил христианство и еврейство. Это, конечно, искажение, но тяжело дать на это внятный ответ, который бы поставил все на свое место. Я хотел бы спросить, действительно ли можно считать, что Песах и Пасха в этом году совпадают, а если нет, то почему. Я до сих пор думал, что такое совпадение по канонам не может быть. С уважением, Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Совпадения нет. В этом году еврейская Пасха празднуется 30 марта (14 нисана по еврейскому лунному календарю), а православная Пасха – 4 апреля (22 марта по старому стилю). Надо различать праздник и попразднство. Праздник – это молитвенное и обрядовое воспоминание определенного священного события, которое всегда приходится на конкретный день календаря. Днем еврейской Пасхи (евр. Песах; от глагола passah – «переходить») всегда является 14 нисана, когда ангел Господень поразил всех первенцев египетских и прошел мимо домов евреев: «Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд… И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его» (Исх. 12: 12, 14). Именно в этот день (14 нисана) совершается главное событие этого праздника – вкушение пасхального агнца. Он должен быть съеден до утра. После дня Песах продолжением торжеств является праздник опресноков. Это законодательно закреплено в книге Левит: «В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки» (Лев. 23: 5–6). Именно за первым днем закреплено название йом тов – «праздник», букв. – «добрый, хороший день». В йом тов запрещена всякая работа, кроме приготовления пищи. Следующие дни называются хол ха-моэд – «праздничные будни», то есть дни эти не имеют статуса праздника, но это и не будни. Последний, седьмой, день тоже называется йом тов. Но он не повторяет пасхальный обряд. В этот день вспоминается чудесный переход через Чермное (Красное) море.

http://pravoslavie.ru/34634.html

Кто заступится за наших жен? И кто может считаться другом Божиим? Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 13-я Протоиерей Олег Стеняев Авимелех отпускает Сарру Итак, 20-я глава начинается словами: Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре (Быт. 20, 1). Авраам поднялся оттуда …, увидев, что уничтожены города, и люди перестали приближаться к этой местности, и Авраам уже не мог осуществлять прием путников под свой кров, оказывая им гостеприимство. А с другой стороны, двойной инцест Лота стал известен многим, и Авраам поспешил дистанцироваться от его семейства. «Ибо знал, что речи (сплетни) об них (т. е. пересуды о подобных грехах – О.С .) бывают поддержкою (страсти) и наводителями на дела» ; «…чтоб и самый язык их (т. е. верующих – О.С .) не осквернился произношением таких имен (т. е. наименованием подобных грехов – О.С .)» . И Марий Викторин писал: «Имя, душа и совесть святых требуют, чтобы и язык был чист. Если кто-нибудь чистый нравом называет пороки (т.е. пороки других людей, хотя бы только по имени – О.С .), он грешит уже тем, что, именуя их, тем самым показывает, что они ему известны» . А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5, 3). Нас может удивить, с какой легкостью Авраам поднялся оттуда и поспешно переселился с одного места на другое. При этом он не стремится приобретать собственность среди туземцев, единственным его приобретением в земле Ханаана станет только пещера для погребения, пещера Махпела (ивр. Ме‘арат а-махпэла – букв. «Двойная пещера»). И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр. 11, 15–16). Авраам поднялся оттуда к югу … Юг – это земля, которая принадлежала колену Иудину. Подняться к югу означает, в данном случае, подняться к Иерусалиму, потому что Иерусалим – это сердце земли, которая (эта земля) была отдана позже колену Иудину. Иерусалим станет священным городом только тогда, когда царь Давид освободит этот город от язычников, от тех нечестивых людей, которые там жили.

http://pravoslavie.ru/107264.html

А в переводе на менее увертливый язык это звучит так: во главе Союза должен стоять писатель придворный, ногою дверь открывающий к Президенту и Премьеру. Ну а то, что наша власть не любит русских писателей, то, что в её свите только штатные писатели-русофобы и всякая растленная мразь, так мы готовы не только порусофобствовать, как наш спонсор Потемкин, но и растлиться. А если все эти Распутины и Лихоносовы в своем преклонном возрасте и все эти более молодые Полянские да Шороховы не хотят шагать в ногу со временем, то почему мы должны страдать? Что, так и жить нам в сторонке от госкорыта? Но, разумеется, наиболее нетерпеливо изъясняется уже сам Прилепин, поскольку он уже нагадил федералам, погибавшим в Чечне и за это уже вошел в список номенклатурных «патриотов», за это уже вошел в список дозволенных, как Никита Михалков, к медийному пиару деятелей культуры. «У меня никаких претензий ни к СПР, ни к СРП, ни ко всем иным конфигурациям этих трёх букв нету. Надеюсь, что и у них ко мне тоже. Но знаю ли я, чем они занимаются? Нет. Наверняка чем-то занимаются, но в масштабах страны их дела всё равно не так различимы, как хотелось бы», - с вальяжностью даже большей, чем у Михалкова, сообщает Прилепин, хотя мы-то ведь знаем о том, почему даже недавняя презентация реставрированного после цензуры «Тихого Дона» оказалась на гостелеканалах «не так различимой», как новые трусы Ксении Собчак или как гламурный проект Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова. Другие теперь фишки в моде! Но Прилепин настаивает: «СПР, в котором я и сам, кстати, состою - назовём вещи своими именами, - фактически находится вне контекста, прошу прощения, актуальной литературы». И затем Прилепин еще разок повторяет: «Между тем, есть ощущение, что почти всё главное и насущное в литературе происходит именно вне их и помимо их, и СПР за процессом не только не поспевает, но и не следит даже». И затем еще раз повторяет: «...нельзя жить так, будто мы в осаде». И затем обращается даже с призывом: «Пора уже так поворачивать литературную жизнь, чтоб русские писатели, коль они того хотят, имели и свои «толстые книги», и «липки с подливкой» и гонорары, и всё остальное, а не гордились своим бессребреничеством - потому что нечем тут гордиться».

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/12/...

21. Желающий возрастить тело заповедей (дела по заповедям, добродетель, праведность) да тщится взыскать словесное и нелестное млеко благодати материнской: ибо ею млекопитается всякий, желающий и ищущий возрасти возрастом о Христе Иисусе. Как млеко младенцам к возращению премудрость ее из сосцов своих дает теплоту; а как мед пищный совершенным дает веселие свое к очищению. Мед и млеко под языком Твоим, поется в Песнях песней (4, 11). Млеком означил здесь Соломон питательную и возрастительную силу Духа, а медом — силу Его очистительную. Великий же Апостол, указывая на различие действ Духа, говорит: яко младенцов млеком вы напоих, а не брашном (1 Кор. 3, 1. 2). 22. Ищущий уразуметь заповеди без исполнения заповедей, и чрез учение и чтение обрести то желающий, подобен человеку воображающему тень вместо истины. Ибо уразумение истины есть достояние тех, кои стали причастниками истины (вкусив ее жизнью); не причастные же истины, и не посвященные в нее, ища сего уразумения, почерпают его из объюродившей премудрости. Их Апостол назвал душевными, Духа не имущими (2 Кор. 2, 14), хотя они величаются ведением истины. 23. Как чувственное око взирает на буквы, и из букв приемлет чувственные разумения: так и ум, когда очистится и придет в древнее достоинство, взирает на Бога, и от Него получает божественные разумения. Вместо книги имеет он Духа, вместо трости (пера) — мысль и язык [язык мой, говорит Псалом, трость. Пс. 44, 2], вместо чернил — свет. Погружая мысль в свет и светом ее делая, начертывает он Духом словеса в чистых сердцах слушающих. Тогда познает он сказанное, что верные научены будут Богом и что Бог научает человека разуму (Ин. 6, 45; Пс. 93, 10). 24. Закон заповедей разумей, как сердечно действующую веру — непосредственную. Ибо из нее всякая заповедь источается и совершается просвещение душ, в коих тогда проявляются такие плоды истинной и действенной веры: воздержание, любовь, как конец совершенства, смирение, как особый дар Божий, и утверждение всего. 25. Православие неложное есть истинное ведение видимых и невидимых вещей: видимых — чувственных, невидимых — мысленных, разумных, духовных, божественных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010