Испытав на деле способности и таланты епископа Пимена, священноначалие увидело в нем истинного и стойкого в вере пастыря, способного противостоять притеснению Церкви и госатеизму. Недаром после Костромы, 16 марта 1961 года, архиепископ Пимен был назначен на Тульскую кафедру, а через восемь месяцев, 14 ноября 1916 года, стал митрополитом Ленинградским и Ладожским. На него было возложено руководство организацией Архиерейского собора 1961 года и Поместных Соборов 1971 и 1988 годов. Летом 1963 года Патриарх Алексий командировал митрополита Пимена в Почаевскую лавру для оценки ситуации, возникшей по вине властей, пожелавших закрыть обитель. Визит митрополита способствовал тому, что власти отступили и отказались от своих планов 38 . Личность митрополита Пимена исчерпывающе была охарактеризована на Архиерейском собрании в 1971 году, когда обсуждалась кандидатура будущего Патриарха. Были отмечены такие его качества, как искренность и твердость убеждений, умение наладить диалог с властями 39 . Внутренний мир человека ярко раскрывают мысли, высказанные им в самые эмоциональные минуты. В своем заключительном слове на закрытии Поместного Собора 1971 года новоизбранный Патриарх Пимен обратился к его участникам: «Исповедую немощь свою перед высотой Патриаршего звания и предъявляемых требований к Предстоятелю Церкви, но уповаю на всесильную десницу Божию, проведшую меня от иноческой кельи до Патриаршего престола, и на вашу братскую действенную помощь» 40 . Патриарх Пимен всегда оправдывал свое монашеское имя, которое в переводе с греческого означает «пастырь». И к церковным диссидентам, несмотря на все упреки, Святейший относился с пониманием, внутренне соглашаясь с ними. О его глубоком человеческом понимании мотивов диссидентов и сочувствии к ним говорит его участие в судьбе протоиерея А. Меня, священников Н. Эшлимана и Д. Дудко 41 . Но Патриарх Пимен осознавал, что открытый протест принесет лишь озлобление власти против Церкви, как это произошло в 1918 году. Хорошо зная историю взаимоотношений Церкви и государства в ХХ веке, он выбрал другой путь — путь диалога. Патриарх Пимен делал все возможное, чтобы кропотливая работа по ослаблению антирелигиозного законодательства — факт, который, кстати, признают сами диссиденты, — шла ежедневно 42 .

http://patriarchia.ru/db/text/5633442.ht...

Спрашиваю: «Сколько?». Называет сумму и я (Владыка) на тот момент подумал: «Я не могу себе этого позволить». На тот период времени вообще таких денег не было в принципе,  поэтому ответил: «Я не могу себе этого позволить. Не стоит даже продолжать этот разговор». Потом, когда вошла система приватизации жилья, Патриарх приватизировал квартиру на Набережной. Но за все время Святейшество не провел и недели жизни в этой квартире. Но так как он перебрался в Москву, то перевез превосходную библиотеку своего отца. Отец Владыки, особенный человек, который всю свою зарплату тратил на приобретение редчайших фолиантов и собрал многотысячную раритетнейшую библиотеку. И во многом  богатейший русский язык Святейшего – это заслуга его отца. Потому что будущий Патриарх читал с 10-12 лет философские труды потрясающих редчайших изданий, представьте,  насколько это влияет на формирование юного мировоззрения. Эта библиотека и переехала в Москву. Туда же переехали три двоюродные сестры. Есть одно фото, где Патриарх с миловидной женщиной. Этой фотографии 20 лет, она снята еще в Смоленске, на ней как раз и есть одна из его сестер. Они все воспитывались вместе, хорошая патриархальная семья, где родные, двоюродные, троюродные братья и сестры воспитывались как единый род. Сестры Патриарха положили всю свою жизнь на служение Святейшему. Там (в этой квартире) они ночуют и живут. Вдруг однажды звонит сестра и говорит: «Мы больше не можем жить в этой квартире». «Почему?» «Невозможно в ней находиться. Через 20 минут пребывания начинаешь задыхаться». Патриарх приезжает на квартиру и видит не просто пыль –  стены, словно после ядерной бомбежки Хиросимы и Нагасаки, при этом сестра открывает ему дверь с многослойной марлевой повязкой. Через 10 минут Владыка начинает задыхаться. Проводится экспертиза. Оказывается, этажом ниже в квартире производится ремонт. Люди забивают воздуховоды, начинают выбивать все пространство изнутри и всю строительную взвесь и пыль затягивает вверх. Сами строители, увидев квартиру сестер Патриарха, пришли в ужас.

http://pravmir.ru/vladimir-solovev-o-bes...

ОВЦС В 1989 г. будущий Патриарх был назначен председателем Отдела внешних церковных связей , на его плечи ложится общецерковное послушание. В это судьбоносное для нашей страны время он отвечал не только за межцерковные отношения, фактически он отвечал за взаимодействие Церкви и мира, в том числе и образовательной среды. Новое время предъявляет новые требования, остро ощущается необходимость подготовки специализированных церковных работников с привлечением лучших представителей церковной и светской гуманитарной науки, что заложило основу их дальнейшего плодотворного взаимодействия. Школой такого взаимодействия становится аспирантура при Отделе внешних церковных связей. Становится доступным зарубежное образование, лучшие выпускники отечественных духовных школ получают возможность научных стажировок за границей. Патриаршество В новейший этап истории Русской Православной Церкви, начавшийся с избранием Святейшего Патриарха Кирилла, перед духовным образованием встали новые задачи, отражающие глубокие изменения церковно-общественных отношений. В 2009 году на традиционной предпасхальной встрече Предстоятеля Русской Православной Церкви с журналистами он отметил: «Сейчас священник, помимо того, что он пастырь и совершитель Таинств, еще и общественно значимая фигура… помимо глубокого молитвенного и религиозного опыта, который является абсолютно необходимым, у священнослужителя должны быть На первом после избрания заседании Священного Синода 31 марта 2009 года было принято решение о преобразовании филиала аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей в Общецерковную аспирантуру, ректором которой был назначен епископ Волоколамский Иларион. Сам Святейший Патриарх стал Председателем Наблюдательного совета. Поворотной точной в развитии духовного образования можно считать программное выступление Первоиерарха Русской Церкви на совещании ректоров духовных учебных заведений 13 ноября 2009 года «Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы». Патриарх особо подчеркнул первостепенное значение духовного образования в жизни Церкви: «Духовное образование имеет самое непосредственное отношение к сокровенным глубинам бытия Церкви — это одна из важнейших задач. Это не вторичное дело; богословское образование — в самой сердцевине церковной жизни. Мы передаем Предание. ... от уровня нашего богословского образования, от того, что есть богословское образование, зависит … сама передача Священного Предания

http://patriarchia.ru/db/text/5862096.ht...

И за все его благодеяния воздаст ему Христос праведную мзду свою в нынешний век и в будущий». Вскоре патриарх получил от государя знак его любви к себе. В 1599 году Иов просил Бориса возобновить жалованную грамоту, данную некогда царём Иоанном Васильевичем митрополиту Афанасию о неподсудимости святительских и монастырских людей суду светскому и об увольнении их от особенных повинностей, другими исправляемых. Государь исполнил желание патриарха, приказал переписать на своё имя грамоту Иоаннову. В грамоте сей сказано: «Бояре царские, городские наместники, волостели, тиуны не должны судить ни в чём, кроме душегубства, патриарших монастырей архимандритов, игуменов, священников, старцев и всех патриарших приказных людей, детей боярских и их детей, патриарших крестьян и монастырских слуг. Судит всех их отец наш, Иов патриарх, или его приказные люди. При случаях, подлежащих суду гражданскому, церковные и святительские вотчины изъемлются от суда местного и подчиняются прямо суду государя или его ближайших бояр. Все они освобождаются от особенных повинностей, другими исправляемых» 129 . Но недолго суждено было Иову наслаждаться миром и радостью, ибо недолго он имел утешение видеть счастье своей паствы. Радость о царе мудром и милостивом скоро заменилась слезами о бедах и напастях человеческих. Подозрительность Бориса открыла доступ в его душу самым не справедливым доносам, и печальные следствия недоверчивости царя к своим подданным, от которой предостерегал Бориса патриарх в минуту, когда вручал ему скипетр царственный, не замедлили со всем ужасом обнаружиться и возмутили покой и радость первосвятителя. Первой жертвой Борисовой подозрительности был Бельский. Одно не осторожное слово Бельского, искажённое клеветой, подвергло его позору и заточению. Но самым несправедливым следствием подозрительности и клеветы было гонение, воздвигнутое на семейство Романовых и родственных им домов боярских. Мы не будем говорить о подробностях этого дела; тёмным пятном легло оно на память Бориса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Минувшим летом, я побывал в Питере, и галереи героев 1812 года нашел этот портрет, там написано " Редигер " ! Вот такая журналистская история, закольцевалась ровно через 20 лет. Редигер – Вы рассказывали интересную историю интервью с Патриархом Алексием... – 1990 год, интронизация Патриарха Алексия. Как думаешь, куда Патриарх после интронизации поехал? На свою домашнюю квартиру. Вот он выходит из собора. Мы стоим, ждем чтобы снять картинку. Саша Натрускин фотографирует, а потом к Патриарху подходит: " Ваше Святейшество, а можно я к вам вечером домой зайду? " . " Заходи, Саш, чайку попьем " , – отвечает Патриарх. Дело в том, что у Патриарха была квартира в микрорайоне " Лебедь " на Войковской. И у Натрускина квартира там, в том же подъезде. Когда будущий Патриарх был депутатом Верховного Совета СССР, Саша был нашим парламентским корреспондентом, снимал, заседания, и регулярно клал ему в почтовый ящик свежие фотосессии. На следующий день " Вечорка " вышла с небольшой заметкой – с фото – новоизбранный патриарх вечером после своей интронизации пьет чай, и куколь рядом лежит. – Жаль не сохранились эти фотографии... А Кто еще тогда работал в области религиозной журналистики, и что еще писали? – Тогда писали Александр Нежный, Сергей Бычков, Валя Лебедев, Сергей Чапнин, Максим Шевченко, Женя Никифоров, Женя Комаров... В конце 90-х пришли новые люди, уже не романтики, двигали проекты, развивались... Печально, то что сегодня уже многие не знают, да и не хотят знать, с чего все началось. – Евгений, если теперь перейти к более крупному плану и к тем событиям, которые определили эпоху, 1990-е – что это за годы были для вас? – Девяностые – это революции, надежды... Счастье! Дети подросли, работа увлекала, научился зарабатывать... Помню, как в 80-е мне довелось побывать на съезде журналистов СССР, в Колонном зале. Так вот в докладе председателя мандатной комиссии прозвучала такая фраза " среди делегатов нашего съезда находится участник штурма Зимнего дворца... " Ну вот, лет так через 30, события августа 91 тоже станут легендой, и может быть, их наконец-то будут назвать революцией, и я стану ее участником.

http://religare.ru/2_81333.html

ОВЦС В 1989 г. будущий Патриарх был назначен председателем Отдела внешних церковных связей, на его плечи ложится общецерковное послушание. В это судьбоносное для нашей страны время он отвечал не только за межцерковные отношения, фактически он отвечал за взаимодействие Церкви и мира, в том числе и образовательной среды. Новое время предъявляет новые требования, остро ощущается необходимость подготовки специализированных церковных работников с привлечением лучших представителей церковной и светской гуманитарной науки, что заложило основу их дальнейшего плодотворного взаимодействия. Школой такого взаимодействия становится аспирантура при Отделе внешних церковных связей. Становится доступным зарубежное образование, лучшие выпускники отечественных духовных школ получают возможность научных стажировок за границей. Патриаршество В новейший этап истории Русской Православной Церкви, начавшийся с избранием Святейшего Патриарха Кирилла, перед духовным образованием встали новые задачи, отражающие глубокие изменения церковно-общественных отношений. В 2009 году на традиционной предпасхальной встрече Предстоятеля Русской Православной Церкви с журналистами он отметил: «Сейчас священник, помимо того, что он пастырь и совершитель Таинств, еще и общественно значимая фигура… помимо глубокого молитвенного и религиозного опыта, который является абсолютно необходимым, у священнослужителя должны быть знания»[ 13] .      На первом после избрания заседании Священного Синода 31 марта 2009 года было принято решение о преобразовании филиала аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей в Общецерковную аспирантуру, ректором которой был назначен епископ Волоколамский Иларион. Сам Святейший Патриарх стал Председателем Наблюдательного совета. Поворотной точной в развитии духовного образования можно считать программное выступление Первоиерарха Русской Церкви на совещании ректоров духовных учебных заведений 13 ноября 2009 года «Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы». Патриарх особо подчеркнул первостепенное значение духовного образования в жизни Церкви: «Духовное образование имеет самое непосредственное отношение к сокровенным глубинам бытия Церкви — это одна из важнейших задач. Это не вторичное дело; богословское образование — в самой сердцевине церковной жизни. Мы передаем Предание. ... от уровня нашего богословского образования, от того, что есть богословское образование, зависит … сама передача Священного Предания Церкви» .

http://pravoslavie.ru/142932.html

Одна из целей Патриаршей литературной премии — напомнить авторам и издателям, что во все времена наши писатели и поэты стремились, по словам классика, глаголом жечь сердца людей и пробуждать лирой чувства добрые. В нынешнее же время основные ориентиры в сознании перемещаются на потребление, на сиюминутную прибыль. Следует напоминать, что литература имеет совершенно иные задачи. — Каковы основные критерии отбора номинантов? В их число могут войти только воцерковленные православные писатели, или возможно участие и светских авторов? — Основной критерий — это раскрытие традиционных ценностей, обучение добру и ориентирование читателя на аксиологически выверенные идеалы христианства. Примечательно, что премия вручается не за конкретное произведение, а за вклад в литературу. На премию могут номинироваться и светские писатели, чье творчество направлено на утверждение христианских основ в жизни общества и раскрытие общечеловеческих ценностей. Уже второй год такие авторы входят и в длинный, и в короткий список премии. После открытия сезона начинают поступать заявки, которые рассматриваются Палатой попечителей. Самовыдвижение на эту премию невозможно, такие кандидаты рассматриваться не могут. После этого Совет экспертов обсуждает будущий короткий список, определяет его и передает на рассмотрение Палаты попечителей. В нынешнем году короткий список был определен 25 апреля, а уже 4 мая Палата попечителей его утвердила и обнародовала. Лауреат Патриаршей литературной премии определяется простым большинством голосов членов Палаты попечителей. Процедура избрания и церемония награждения в этом году пройдут в один день — 28 мая. Возможно, на сей раз будет не один лауреат, а два или даже три. — Существует ли программа поддержки лауреатов Патриаршей литературной премии? Увеличились ли за прошедший год тиражи Владимира Крупина — есть такие данные? — Специальной программы нет. Главное для писателей сегодня — поддержка и помощь в популяризации их творчества. Массовая культура направлена на зрелищность, популярными считаются книги, где есть насилие, роскошь и разврат.

http://pravoslavie.ru/53872.html

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие организаторам и участникам VI Рождественских чтений в г. Тюмени 5 февраля 2007 г. 09:00 Организаторам и участникам VI Рождественских чтений в г. Тюмени «Православие, образование и воспитание в XXI веке» Ваше Высокопреосвященство, многоуважаемые представители власти, уважаемые деятели науки и образования, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую участников VI Епархиальных Рождественских образовательных чтений, проходящих в г. Тюмени под названием: «Православие, образование и воспитание в XXI веке», и поздравляю с минувшими великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящего форума, — Рождеством и Крещением Господа нашего Иисуса Христа. Духовно-нравственное возрождение нашего Отечества невозможно без развития системы образования, призванной приобщить молодое поколение нашей страны к национальному и мировому культурному и духовному наследию. Образование является важнейшим элементом жизни всякого общества. Осознание педагогами, воспитателями и руководителями образовательных учреждений огромной ответственности лежащей на школе, как институте, формирующем мироощущение и понимание каждого человека окружающего мира и своего места в нем, несомненно, играет важнейшую социальную роль. Отрадно видеть, что инициатива проведения образовательных форумов, возникшая пятнадцать лет назад в столице России была воспринята в регионах, что указывает на широкую общественную значимость данного явления. Тема, избранная для обозначения форума: «Православие, образование и воспитание в XXI веке», хорошо демонстрирует взаимосвязь трех важнейших элементов человеческой жизни: веры, интеллектуального образования и духовно-нравственного воспитания. Для всякого цивилизованного общества данные понятия являются принципиальными, поскольку ими определяется настоящее положение и будущий исторический путь развития народа и страны. Хочется надеяться, что сложившаяся за последние годы добрая практика проведения подобных конференций станет очередным шагом на пути духовного возрастания России. Желаю всем организаторам и участникам настоящего форума помощи Божией в трудах на ниве просвещения и успехов в деле укрепления традиционных нравственных ценностей. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/187450.htm...

Подлинными авторами Декларации являются Патриарх и Папа. Именно их видение ситуации легло в основу текста. Еще в начале осени Патриарх поделился со мной основными идеями, касающимися тематики Декларации. Затем я встретился с Папой Франциском и проговорил общее содержание документа с ним. Дальше текст был положен на бумагу, после чего неоднократно согласовывался и с Патриархом, и – через кардинала Коха – с Папой. Последние поправки в текст были внесены буквально накануне нашего отлета в Гавану. Кардинал Кох уже был в аэропорту, когда мы согласовали финальную версию текста (он вылетел в Гавану вечером 10 февраля, а мы – утром 11-го). Какая атмосфера сейчас на Кубе? Как проходит общение с Раулем Кастро? Состоялась ли встреча с Фиделем Кастро? Атмосфера праздничная. Кадры встречи Папы и Патриарха не сходят с экранов кубинских телеканалов. Общение Патриарха с Раулем Кастро началось с самого момента прибытия в Гавану. Их связывают многолетние добрые отношения. Еще будучи председателем ОВЦС, будущий Патриарх посещал Кубу. По его инициативе был создан приход в Гаване, затем началось строительство храма. Он же и освящал храм. Рауль Кастро с самого начала оказывал поддержку этому проекту. В 2009 году, после того как митрополит Кирилл стал Патриархом, он встретился с главой кубинского государства в Москве. Именно на этой встрече Рауль Кастро пригласил Патриарха посетить Кубу с официальным визитом. Сейчас они встретились, как старые друзья. Их беседа была очень содержательной. Мне запомнились слова, которые Рауль сказал, комментируя информацию о встрече Папы и Патриарха: «У нас есть такая пословица: даже самая длинная дорога начинается с первого шага». Очень правильные слова. Встреча Патриарха и Папы – первый шаг, за которым должна последовать длинная дорога. Встреча с Фиделем Кастро должна состояться сегодня во второй половине дня. В этом году легендарному лидеру кубинской революции исполняется 90 лет. Расскажите о ключевых пунктах визита Патриарха в Латинскую Америку помимо встречи с Папой Римским.

http://pravmir.ru/myi-ne-soperniki-a-bra...

Патриарх Тихон      Он говорил не только о будущих пастырях, но и об обычных христианах. «Очень многие у нас склонны думать, что учение церковное есть что-то сухое, мертвое, отвлеченное, не имеющее никакого отношения к жизни. Поэтому и светские люди часто отвращаются от этой якобы схоластики, да и духовные изучают ее скорее по необходимости, чем по любви, – отметил архимандрит Тихон. – Между тем такой взгляд на учение Церкви есть только одно печальное заблуждение, основывающееся на нежелании или неумении проникнуть в суть дела, понять его как следует. Церковное учение, будет ли то краткое наставление веры или целая богословская система, есть самое ближайшее выражение истинной жизни и истинных потребностей нашего духа, стремящегося к Богу как Источнику истины и любви. Богословские положения заключают в себе ответ на те великие вопросы жизни и духа, от решения которых мы не можем уклониться, не отказавшись предварительно от своей природы; они представляют выражение того, что должен переживать и во что веровать каждый человек, живущий духом». Только через это можно обогатить «свой ум глубиною мудрости и приобрести сокровищницу познаний». Решение этой задачи не могло быть осуществлено без особого призвания педагогов, к которым будущий Патриарх обратился в конце своей речи: «Вы опытно знаете, что главное в деле обучения и воспитания – это нравственная, живая связь учителя с учениками, теплое, сердечное, полное любви отношение к своему делу и к ученикам; без всего этого немыслим никакой успех в воспитании. Любовь к ученикам вовсе не означает слабости, потачки, чрезмерной снисходительности к их проступкам, расточительности в баллах, искания так называемой «дешевой популярности» среди питомцев; она не исключает строгости к ним, но только строгости благоразумной, проникнутой справедливостью и доброжелательством к ним. Любовь к ученикам означает то, что воспитатели должны всемерно заботиться о том, да не погибнет ни едина от малых сих (Мф. 18:14), что они должны смотреть на учеников не как на какие-то отвлеченные величины, с которыми нужно только пройти известный курс, которых нужно спросить и отметить баллами, а как на живые человеческие личности, которые должны составлять для нас дорогой предмет внимания, заботливости, попечений и ухода, успех которых доставляет вам великую радость, а недостатки и горе причиняют сильную скорбь. При таких условиях питомцы станут относиться к своим наставникам с любовью, послушанием и доверием, а любовь к наставнику переносится на преподаваемый им предмет и на все учебное заведение».

http://pravoslavie.ru/124559.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010