Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Священномученик Ермоген и Русская Церковь в период его Патриаршества В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви Вскоре после воцарения Василия Шуйского, в конце июня 1606 г., был избран новый Патриарх Московский и всея Руси. Им стал св. Ермоген, в прошлом – митрополит Казанский. Поставление Ермогена на Патриаршество по полному русскому чину, т.е. с повторной хиротонией, было совершено в Успенском соборе Московского Кремля 3 июля 1606 года. Ко времени своего избрания на Патриаршество Ермоген уже находился в весьма преклонных летах – ему было свыше 70 лет. Происхождение его точно неизвестно. Высказывалось предположение, что Ермоген, носивший в миру имя Ермолай, происходил из рода князей Голицыных (в частности, это мнение разделял и С.М.Соловьев). Но едва ли это справедливо: будь у Ермогена столь знаменитая фамилия, она, по традиции того времени, непременно указывалась бы в документах и была бы нам доподлинно известна. Но ни один письменный памятник XVI-XVII веков не называет Ермогена Голицыным. Митрополит Макарий (Булгаков) придерживался другой версии, полагая, что будущий святитель в прошлом был донским казаком. Это скорее похоже на истину, как, впрочем и гипотеза о происхождении будущего святителя из посадских людей. С 1579 г. Ермолай был приходским священником в Казани – он являлся настоятелем Никольского храма при Гостинном дворе (такое, кстати, едва ли было возможно, если бы Ермолай на самом деле был из рода князей Голицыных). Именно в приходе отца Ермолая была чудесным образом обретена Казанская икона Пресвятой Богородицы, которую будущий святитель собственноручно перенес в храм Преображенского монастыря (впоследствии ее поместили в кафедральном Благовещенском соборе Казани, а затем – в основанном на месте ее обретения Богородицком женском монастыре, где она и пребывала вплоть до начала ХХ в., когда была похищена). Казанскую икону Богородицы на Руси доныне почитают как образ, который сыграл решающую роль в прекращении смуты и освобождении страны от иностранных интервентов. В это же самое Смутное время совершил свой подвиг стояния за веру и Отечество и сам св. Ермоген. Так что нельзя не видеть особого Промысла Божия в том, что задолго до смуты чудотворный образ и будущий священномученик оказались связанными между собой. Будущий Патриарх также написал сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и ее чудесах.

http://sedmitza.ru/lib/text/436305/

Михаил Феодорович. Венчание на царство И вот — юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Михаил Феодорович принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания. 21 июля, 2013 И вот — юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Михаил Феодорович принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания. 400 лет назад в этот день Михаил Феодорович Романов венчался на царство. Чем стал этот день для России? Размышляет Арсений Замостьянов. Успенский собор. Русский богатырь с боровицкого холма, вставший на защиту Православия — таким воспринимается этот архитектурный образ, созданный Аристотелем Фиораванти. Пять золотых шлемов приковывают взгляд, зовут нас издалека. Венчание на царство — византийский обряд, а на Руси именно он был символом триединства — православие, самодержавие, народность. Именно в таком иерархическом порядке. Этот порядок ощущался, непроговоренный, задолго до графа Уварова, который всё это теоретически обосновал. Чин венчания на царство составили во времена Ивана Грозного — но уже после коронации самого Ивана Васильевича. Автором чина, скорее всего, был митрополит Макарий (1482 — 1563), канонизированный в чине святителей в 1988-м году. Именно Макарий в 1547-м венчал на царство первого русского царя — но тогда, по мнению большинства исследователей, обряд ещё не сложился и прошёл, так сказать, по сокращённой программе. В 1547-м Иван не был миропомазан! Но через десять лет тот же Макарий (скорее всего — по настоянию царя) создаёт пространный чин, в который входит обряд миропомазания. И подразумевается, что государь в 1547-м году через это прошёл… Нет ни одного подтверждения, что Иван Васильевич был помазан в позднейшее время, хотя на этот счёт существует несколько гипотез. Некоторые исследователи говорят о помазании после взятия Казани, когда Иван почувствовал себя полноценным царём.

http://pravmir.ru/mixail-feodorovich-ven...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Патриарх Пимен — биография Будущий Патриарх Пимен родился 10/23 июля 1910 года в семье механика Михаила Карповича и Пелагии Афанасьевны Извековых в окрестностях подмосковного уездного города Богородска (в 1930 году переименован в Ногинск). При крещении получил имя в честь преподобного Сергия Радонежского. Имя великого печальника земли Русской для младенца Извекова, как и для его тезки, более чем за тридцать лет до него родившегося в аристократической семье Симанских, стало судьбоносным: обоих родители в детстве привозили в Троице-Сергиеву Лавру, оба в юности ощутили призвание к иночеству и приняли монашеский постриг в лаврских скитах, обоих поставил Господь у кормила церковного корабля, обоим судил сораспинаться Христу на Голгофе патриаршества и обоих удостоил быть соучастниками радости торжества Православия — быть соработниками Богу в восстановлении иноческой жизни в родной стране. Если будущий Патриарх Алексий (Симанский) сформировался как личность и получил опыт пастырского служения задолго до 1917 года, то вся сознательная жизнь будущего патриарха Пимена протекала уже при советской власти. Духовной закваской, определившей глубокую религиозность Сергия Извекова и выбор им жизненного пути, стала православная традиция провинциального города и родной семьи. В Богоявленский собор г. Богородска, прихожанами которого были Извековы, часто приносили для поклонения чтимые святыни из других мест: из Николаевской Верлюковской пустыни — икону “Лобзание Христа Иудой”, из Троицкой Лавры — образ преподобного Сергия, из Звенигородского Саввина монастыря — икону преподобного Саввы Сторожевского, из Бронниц — Иерусалимскую икону Богоматери. В семье Извековых особо чтился Владимирский образ Божией Матери, перед которым всегда теплилась лампадка и усердно молилась о своем сыне Пелагия Афанасьевна. Благоговение перед святыней и теплую любовь к Божией Матери будущий Патриарх пронес через всю жизнь, и интронизация его совершалась именно в день празднования Владимирской иконы Богоматери 3 июня (н. ст.) 1971 г.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-p...

Жизненный путь Патриарха Сербского Павла Рано остался без родителей. Когда мальчику было три года, отец уехал работать в США, там заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Вскоре умерла и мать, и мальчика взяла к себе тетка. Увидев, что ребенок очень слабый, она освободила его от крестьянских работ, благодаря чему будущий Патриарх смог посещать школу. 15 ноября, 2009 Рано остался без родителей. Когда мальчику было три года, отец уехал работать в США, там заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Вскоре умерла и мать, и мальчика взяла к себе тетка. Увидев, что ребенок очень слабый, она освободила его от крестьянских работ, благодаря чему будущий Патриарх смог посещать школу. Патриарх Сербский Павел родился 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы (территория Австро-Венгрии, сейчас — Хорватия) в крестьянской семье. Окончил гимназию в Белграде, затем шесть классов Богословской школы в Сараеве и Богословский факультет в Белграде. Рано остался без родителей. Когда мальчику было три года, отец уехал работать в США, там заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Вскоре умерла и мать, и мальчика взяла к себе тетка. Увидев, что ребенок очень слабый, она освободила его от крестьянских работ, благодаря чему будущий Патриарх смог посещать школу. Хотя в школе маленький Гойко предпочитал математику и физику, под влиянием родни его конечным выбором стало богословие. После окончания гимназии в Тузле (1925-1929) и Богословской школы в Сараево (1930-1936) он приехал в Белград, где поступил на Богословский факультет. В Белграде он также закончил гимназическое образование, чтобы параллельно учиться на Медицинском факультете. Когда он окончил Богословский факультет и второй год обучения на Медицинском, началась Вторая мировая война. По предложению своего школьного друга Елисея Поповича он уезжает в Овчарско-Кабларский монастырь, где начинается его монашеская жизнь. Вначале он подвизался в монастыре Святой Троицы в Овчаре, потом преподавал Закон Божий детям беженцев в Бани Ковилячи. Там он тяжело заболел, врачи диагностировали туберкулез и предсказали ему три месяца жизни. Эти три месяца он провел в монастыре Вуян, где излечился и в знак благодарности подарил монастырю древний крест. В 1946 году подвизался в монастыре Благовещения и тогда же был рукоположен во иеродиакона.

http://pravmir.ru/zhiznennyj-put-patriar...

Святейший Патриарх Пимен (23.07.1910 - 03.05.1990) 5 мая 2020 г. 11:39 Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией    Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы.  (Материал будет опубликован в майском 2020)  " Журнала Московской Патриархии " ) В 1972 году достоянием не только советской, но и зарубежной общественности стало письмо, отправленное Александром Солженицыным Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену. В нем автор упрекал священноначалие Церкви и лично Патриарха в молчании в ответ на открытое попрание советским государством самих основ свободы совести и религиозных прав верующих. «В эти дни, коленно опускаясь перед Крестом, вынесенным на середину храма, спросите Господа: какова же иная цель Вашего служения в народе, почти утерявшем и дух христианства, и христианский облик?», — обращался к Патриарху диссидент1. С учетом обстоятельств, в которых находился Святейший, в ответ писателю он мог только с горечью сказать окружавшим его людям: «Побыть бы ему в моих башмаках только пару дней!»2. Вместо Святейшего Солженицыну ответили священник-диссидент С. Желудков, протоиерей А. Шмеман и много лет спустя — протоиерей Г. Митрофанов3. Они указали писателю на необъективность его претензий к Патриарху и Русской Православной Церкви, которая несла свое служение в государстве, провозгласившем религию врагом прогресса и будущего страны.

http://e-vestnik.ru/church/patriarh_pime...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Посылаю тебя на страдания» Издательство «Царское Дело» выпустило книгу «Молитвой окрыленный», разоблачающую клевету о митрополите Мануиле (Лемешевском) 27.04.2018 1462 Время на чтение 20 минут В этом году, 12 августа, исполняется 50 лет со дня блаженной кончины митрополита Мануила (Лемешевского), чье имя навсегда войдет в историю Русской Церкви как неустрашимого архипастыря-молитвенника, отстоявшего чистоту православия в Петроградской- Ленинг радской епархии, практически полностью перешедшей в 20-е годы в руки обновленцев. К этой дате издательство «Царское Дело» подготовило жизнеописание приснопамятного митрополита, основанное на его дневниках, письмах и иных архивных документах. Книга называется «Молитвой окрыленный». В те черные революционные годы, когда узурпировавшие власть богоборцы обезглавили самую крупнейшую, знаковую епархию, расстреляв митрополита Вениамина и выслав из Петрограда всех викарных епископов, никто из архипастырей не соглашался возглавить столь опасную для их судьбы кафедру. Тогда православные вспомнили о «фанатичном», бесстрашном иеромонахе Мануиле, которого они хорошо знали по работе в Спасском православном братстве и Литейном отделении Александро-Невского братства трезвости. Протоиерей Александр Дернов направился в Москву ходатайствовать о возведении его в сан епископа. Патриарх не возражал, однако повелел о. Александру посоветоваться с местным духовенством. Общее собрание одобрило выбор, однако настояло, чтобы было выдвинуто не одна, а несколько кандидатур: о. Серафим (Протопопов, будущий архиепископ), о. Варлаам (Сацердотский, будущий архимандрит) и о. Мануил (Лемешевский, будущий митрополит). Выбор Святейшего пал на о. Мануила. Его хиротония была совершена 23 сентября 1923 года в церкви св. Димитрия Солунского на окраине Москвы, в Благушах. Богослужение совершали Патриарх Тихон (слабый от только что перенесенного нефрита), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), архиепископ Костромской Севастиан (Вести), недавно принесший покаяние за уклонение в обновленчество, и епископ Иерофей (Афонин), впоследствии примкнувший к иосифлянскому расколу. После литургии Патриарх, опираясь на посох, напутствовал новопоставленного владыку кратким, но сильным словом: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию...»

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/27/po...

Исполняется 30 лет священнической хиротонии архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. 19 мая, 2011. Ксения Кириллова 30 лет назад, 19 мая 1981 года назад в сан священнослужителя был рукоположен Виктор Александрович Морарь – будущий архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. 30 лет назад, 19 мая 1981 года назад в сан священнослужителя был рукоположен Виктор Александрович Морарь – будущий архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. После окончания школы и службы в Вооруженных Силах в 1974 году он поступил в Московскую Духовную Семинарию, в 1982 – в Московскую духовную Академию,  которую закончил с ученой степенью кандидата богословских наук после защиты диссертации «Учение святителя Игнатия Брянчанинова о молитве». В 1981 году будущий владыка был принят в число братии Троице-Сергиевой  лавры,  пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона.  В 1982 году он рукоположен во иеромонаха и назначен на послушание помощника лаврского ризничего, в 1985 году возведен в сан игумена, а  28 августа 1990 года – в сан архимандрита. 2 сентября 1990 года в Христорождественском соборе Кишинева Святейший Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и сонмом архиереев хиротонисан во епископа Бендерского, викария Кишиневской митрополии. В связи с образованием новой епархии в Республиках Хакассия и Тыва, 18 июля 1995 решением Священного Синода назначен епископом Абаканским и Кызылским. За понесенные труды Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 19 февраля 1999 года возведен в сан архиепископа. Постановлением Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха от 19 июля 1999 года владыка Викентий определен архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским и 2 августа прибыл на Уральскую землю, чтобы возглавить Екатеринбургскую епархию. При деятельном участии Правящего Архиерея в епархии развернулось большое храмовое строительство. В 2000 году в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом – на месте, где были уничтожены останки Царской Семьи, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II начал возводиться монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев, а в 2003 году в Екатеринбурге, на месте убийства Царской Семьи, завершилось возведение храма в честь Всех Святых в земле Российской Просиявших.

http://pravmir.ru/ispolnyaetsya-30-let-s...

Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией 8 мая 2020 г. 11:20 Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960-1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии , оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. Материал опубликован в майском номере ( 5, 2020 ) «Журнала Московской Патриархии» . В 1972 году достоянием не только советской, но и зарубежной общественности стало письмо, отправленное Александром Солженицыным Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену. В нем автор упрекал Священноначалие Церкви и лично Патриарха в молчании в ответ на открытое попрание советским государством самих основ свободы совести и религиозных прав верующих. «В эти дни, коленно опускаясь перед Крестом, вынесенным на середину храма, спросите Господа: какова же иная цель Вашего служения в народе, почти утерявшем и дух христианства, и христианский облик?» — обращался к Патриарху диссидент 1 . С учетом обстоятельств, в которых находился Святейший, в ответ писателю он мог только с горечью сказать окружавшим его людям: «Побыть бы ему в моих башмаках только пару дней!» 2  Вместо Святейшего Солженицыну ответили священник-диссидент С. Желудков, протоиерей А. Шмеман и много лет спустя — протоиерей Г. Митрофанов 3 . Они указали писателю на необъективность его претензий к Патриарху и Русской Православной Церкви, которая несла свое служение в государстве, провозгласившем религию врагом прогресса и будущего страны.

http://patriarchia.ru/db/text/5633442.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец (+ 1612) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 февр. в день преставления, 12 мая в день прославления и 5 окт. вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев После свержения татарского ига (1480) и падения Золотой Орды на Волге образовались небольшие ханства: Казанское и Астраханское. Оттуда татары совершали набеги на Русь, грабили и уводили пленных. Будущий Патриарх всея России Ермоген (Гермоген) родился в Казани в 1530 г. и был наречен во святом Крещении Ермолаем. Отец его принадлежал к тем отважным русским людям, которые не боялись селиться в этом разбойничьем гнезде. Детство и юность будущего Первосвятителя земли Русской прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру (память его 24 янв.). Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещеных сограждан-татар — Петра и Стефана (память их 24 марта). На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленных. Наконец в 1552 г. царь Иоанн Васильевич IV завоевал Казань. Тогда только смогло облегченно вздохнуть христианское население Казани. Была учреждена Казанская епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: это был казанский первосвятитель архиепископ Гурий, кроткий молитвенник и ревностный проповедник-радетель просвещения (память его 4 окт.); помощником его был, во-первых, архимандрит Герман (память его б нояб.), преемник его по кафедре, известный своей просвещенностью и неустрашимостью. Друг и заступник священномученика Филиппа, митрополита Московского, он и сам стал священномучеником, будучи зарублен за него опричниками 6 ноября 1568 г. Будущий Патриарх Ермоген, положивший душу свою за землю Русскую, был его учеником: он окончил школу в Зилантьевом монастыре, основанном архимандритом Германом, и всегда называл его своим «учителем».

http://sedmitza.ru/lib/text/436940/

А.С. Смыкалин Приложения Приложение 1. Основные биографические этапы жизненного пути Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриарх Кирилл – публичная фигура. Будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, Председателем Отдела внешних церковных связей, он на протяжении многих лет регулярно выступал по телевидению и в других средствах массовой информации. Его суждения по основным вопросам современности хорошо известны тем, кто постоянно следит за жизнью Церкви. Патриарх Кирилл – выдающийся оратор, мастер устного слова. Его проповеди и выступления отличаются насыщенностью и глубиной мысли, динамизмом, яркостью формулировок. Патриарх Кирилл из рода священнослужителей. Его дед по отцовской линии, Василий Степанович Гундяев, родился в Астрахани. В 1903 г. семья прадеда Патриарха переехала в г. Лукоянов Нижегородской губернии. Василий работал машинистом-механиком в железнодорожном депо. Он был глубоко религиозным человеком и воспитывал детей в православной вере, прививая им любовь к Церкви и богослужению. В семье росло семеро своих детей и приемная дочь. Жили очень скромно, несмотря на то что Василий получал немалое жалованье. Основную часть года проводили в служебном доме при железнодорожном депо, и лишь на лето Василий с женой и детьми выезжал в село Оброчное, где в небольшом деревянном домике проводил отпуск. Такой образ жизни не соответствовал уровню доходов Василия Гундяева. Спустя много лет, на закате его жизни, его внук, будущий Патриарх, спросил: «А где же все твои деньги-то? Как же это получилось, что ни до революции, ни после нее ты ничего не накопил?». Дед коротко ответил: «Все деньги я посылал на Афон». Отец Патриарха Кирилла, Михаил Васильевич Гундяев, родился 6 января 1907 г. в Лукоянове. Воспитанный в глубоко религиозной семье он с детства хотел быть священником. По окончании средней школы Михаил остался в родном городе, исполняя обязанности секретаря и иподиакона при местном архиерее – епископе Сергии (Мельникове) (...–1934 гг.). В 1926 г. Михаил поступил на Высшие богословские курсы в Ленинграде – единственное действующее богословское учебное заведение страны. Знаменитую Санкт-Петербургскую духовную академию в 1918 г. уже закрыли, и вместо нее действовали Богословско-пастырские курсы. В 1920 г. их преобразовали в Богословский институт, где преподавали многие видные профессора Санкт-Петербургской духовной академии. В мае 1923 г. институт ликвидировали, а в марте 1924 г. аналогичный институт открыли обновленцы. В сентябре 1925 г. на базе Богословских курсов Центрального района Ленинграда были созданы Высшие богословские курсы, ректором которых стал недавно освобожденный из заключения профессор протоиерей Николай Чуков (будущий митрополит Ленинградский Григорий).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010