Молитвенник наполнен описанием нелепых чудес, вроде следующего: к будде, когда он преподавал это учение, прилетели с неба, в своих великолепных дворцах, два другие будды, давшие клятву всегда слетать на землю для слушания учения. Сидят они рядком, и живой будда проповедует. Когда он высказался, ученики, естественно, были ошеломлены и казались неверившими. Трое будд, для подтверждения истины, высунули языки, которые оказались до того длинными что пронизали десять тысяч мировых сфер; в таком положении они просидели пред учениками десять тысяч лет; затем втянули языки обратно и крякнули все разом, от чего потряслись все миры, в заключение щелкнули пальцами, от чего также потряслись все миры. Могли ли после этого сомневаться слушатели, и можно ли не обожать книгу, учение которой засвидетельствовано такими чудесами? И каждая из сект опирается на незыблемом для буддиста основании: каждая имеет свои символические книги в каноне священной буддийской литературы. Эта литература так обширна и разнообразна, что в ней есть книги совершенно противоположные одна другой. Это как нельзя лучше обнаруживает происхождение буддийской литературы от многочисленных авторов, часто враждебных друг другу; но каждый автор, стараясь придать вес своему произведению, озаботился приписать его будде, так что по наружности все и вышло учением будды, изреченным лишь в разные времена и при разных обстоятельствах. Таким образом, на основании одного и того же учения будды можно воздвигать самые противоречащие секты, и никто не смеет укорить за это, так как каждая секта укажет на непререкаемый довод в священной книге. Нет ничего резче, например, такого нововведения, как допущение брака бонз в монтосиу, так как до монаха Синрана 56 никто из бонз никогда не думал жениться; но посмотрите как легко было сделать и этот шаг на основании буддийской литературы. В одной из священных книг, перечисляющих обеты бодисатвы Кваннона 57 , есть обет его: «буду воплощаться и в теле женщины, чтобы руководить смертных». Правда, этого было бы еще недостаточно, чтобы Синрану жениться; но в книгах есть также неисчислимое множество примеров явления будд-бодисатв святым людям во сне для сообщения им своей воли: отчего же Синрану не увидеть чудесного сна? Он и увидел: является ему бодисатва Кусе (другое имя Кваннона) и вручает четыре стиха, значение которых следующее: «подвижник, женись в награду за твои подвиги! Я сделаюсь телом «драгоценной девицы и сочетаюсь с тобой; изукрашенная, я буду вести людей к рождению в рай».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Буддийская община Калмыкии поддержала строительство в Элисте православного храма 1 марта, 2017. Новостная служба Почетный представитель Далай-ламы в России призвал всех жителей Калмыкии поучаствовать в строительстве храма 1 марта. ПРАВМИР. Буддийская община в Калмыкии поддержала строительство в Элисте нового Кафедрального храма. Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан провел встречу с почетным представителем Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, Верховным ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В ходе встречи обсуждалась тема строительства новых храмов и хурулов в Калмыкии. По поводу возведения в Элисте нового Кафедрального храма Тэлу Тулку Ринпоче заявил о безусловной поддержке со стороны буддийской общины. Он призвал всех жителей Калмыкии вне зависимости от национальности и вероисповедания посильной помощью поучаствовать в строительстве храма, напомнив, что Центральный хурул возводился на пожертвования, в том числе и православных жителей Калмыкии. «Меня радуют Ваши слова, надеюсь, их услышат жители нашего региона. Ведь речь идет о строительстве православного храма, который должен стать Кафедральным собором Элистинской епархии – главным храмом для всех православных христиан республики. Размер будущего храма оптимальный. Он рассчитан на реальные потребности православного населения Элисты», – сказал архиепископ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 февраля, 2024 20 апреля, 2021 11 марта, 2021 20 октября, 2020 31 августа, 2020 25 июня, 2020 30 апреля, 2020 30 мая, 2019 25 июля, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/buddiyskaya-obshhina-k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАХАСАНГХИКА [Санскрит mahâsanghika - «большая община»], одно из 2 основных направлений традиц. буддизма (наряду с тхеравадой ). Образование М. стало первым расколом в буддийской общине, который произошел на т. н. 2-м буддийском соборе. Датировка становления М. зависит от датировки нирваны Будды (согласно ланкийским хроникам, 380 г. до Р. Х., согласно гейдельбергской школе буддологии Х. Бехерта, ок. 300 г. до Р. Х.), от к-рой ее по традиции отделяет столетие. Нек-рые историки допускают, что было 2 «смежных» собора, на 1-м из к-рых, созванном в Вайшали, близ Паталипутры (совр. Патна), решались исключительно дисциплинарные вопросы, а на 2-м, созванном в Паталипутре,- сотериологические; т. о., возможно, это были 2 хронологически близких этапа обособления М. от буддийских «ортодоксов». Основой раскола стало сомнение в авторитетности духовного статуса архата, на к-ром настаивали последователи «старцев». Лидер значительной части буддийских монахов Махадэва, происходивший из Матхуры (Сев. Индия), утверждал, что архат: может быть подвержен скрытым телесным желаниям; не обладает полнотой знания, поскольку нуждается в постоянных инструкциях; не преодолел сомнений; получает основную информацию о духовной жизни в большей степени от др. лиц, чем через собственный опыт; может нарушать правила медитации неуместными возгласами (критика со стороны тхеравады изложена в Катхаваттху II. 1-5). С выступлением Махадэвы связывают и протест части буддийских монахов против строгих порядков в ранней общине: в Вайшали «обновленцы» потребовали, по сведениям тхеравадинов, запрета на использование монахами денежных пожертвований. Обозначение последователей Махадэвы как «большой общины» свидетельствует об их значительном успехе. Ставя под сомнение монашеский идеал архата и требуя определенной секуляризации буддийской дхармы , они отстаивали позиции мирян, к-рых не устраивала трактовка буддийской общины как исключительно монашеской (отсюда, вероятно, и название М.- община, включающая помимо монахов и мирян). Одновременно, понижая статус архата, М. возвышала статус будд и бодхисаттв до уровня «надмировых» существ. Тхеравадины характеризуют Махадэву как злодея, погубившего собственных родителей и неск. «святых».

http://pravenc.ru/text/2562712.html

В ХХ веке Калмыкия пережила много испытаний. В свое время у наших предков были храмы, но в годы коммунистического режима они были уничтожены. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован, и буддийские, и православные храмы были взорваны, сожжены, уничтожены. Но самое главное — наши священнослужители были все до одного репрессированы. И в 90-е годы нужно было приглашать в республику именно «правильных» духовных лиц, которые бы учили традиционному буддизму, традиционному Православию. Митрополит Иларион: 90-е годы — это время восстановления структур всех традиционных конфессий нашего государства, которые на протяжении веков жили вместе. Здесь надо сказать, что у буддизма имеется богатый опыт мирного сосуществования с другими религиями. В буддизме мы не встречаем какого-то внутреннего агрессивного потенциала. Вспоминаю свои встречи с представителями буддизма. Мне довелось еще в студенческие годы посетить Тибет, буддийские монастыри. Конечно, очень интересно было встречаться с монахами, которые, прежде всего, отличались очень большим радушием, гостеприимством. На их лицах я видел улыбки. Это было очень позитивным опытом, несмотря на те глубокие, фундаментальные различия, которые существуют между христианством и буддизмом. Я еще помню 80-е годы, когда наша русская интеллигенция, в том числе московская, увлекалась буддизмом в качестве одного из этических и нравственных учений: люди читали Дхаммападу и другие буддийские тексты. Кое-что читал, и я и до сих пор помню некоторые отрывки из них. К. Илюмжинов: Один из основных постулатов буддизма — это, конечно, сострадание. Я хотел бы коснуться учения о реинкарнации, о перерождении душ. Буддизм учит, что душа перерождается 108 раз по закону кармы. И если ты в этой жизни плохо жил, обижал кого-то, например, кошек, можешь в следующей жизни переродиться кошкой. Как рассматривается реинкарнация с точки зрения христианского учения? Митрополит Иларион: Христианство отвергает теорию реинкарнации. Мы считаем, что человек появляется на свет только один раз, но верим, что земной жизнью существование человека не кончается, что за гробом наступает другая жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/3377368.ht...

Я пользовался также рукописными трудами Бобровникова: «Изложение религиозного учения монголов»... Устные наставления Манджушри и проч. Сосредоточив в своих руках обильный фактический материал, я старался насколько возможно подробнее и достовернее, установить то положение, что основною сущностью буддийского учения является учение о пустоте, как последней сущности всего сущего, и что, поэтому, буддийское спасение есть призыв к смерти, к слиянию с пустотой. Соответственно нигилистическому учению буддизма мною были указаны и те пути, та техника спасения, которая ведет буддиста к слиянию с пустотой. Раскрытие основного принципа буддийского учения – принципа пустоты и небытия – ясно обнаружило подлинную сущность буддийской морали, как совершенно не основанной на догме, чуждой ей и не вытекающей из нее. Это просто голос непосредственного чувства, вопль исстрадавшейся от бессмыслия жизни души человека, ищущей средств к облегчению жизненных страданий и примирение человека с пустотой окружающего бытия и его собственного существования. Все это, вместе взятое, дало возможность выяснить настоящую ценность буддийского учения, истинное значение его моральных принципов, – и указать на христианство , как на единое истинное учение и единую истинную жизнь, которое ни в коем случае не может быть поставлено на одну плоскость с буддизмом. Христианство является той богооткровенной религией, которая действительно раскрывает человеку истинный смысл его жизни, которая говорит человеку, что человек по своей сущности – не пустое бытие, как утверждает буддизм, а образ Всесовершенной Божеской сущности – творение Живого Всемогущего Бога, что он имеет неумирающую душу, созданную по образу Божию и предназначенную, через теснейшее единение со своим Любвеобильным Творцом, через жизнь Богообщения, к осуществлению, к проявлению этого образа (на земле), т. е. к Богоуподоблению. Христианство, таким образом, отвергая ложное утверждение буддизма о человеческом бытии, как пустом самом по себе, указывает и идеал человеческой жизни не в достижении нирваны – бытия призрачного и иллюзорного, а в стремлении к единению с Богом, в осуществлении реальной жизни Богообщения и Богоуподобления.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

В 2004 г. зарегистрировано оппозиционное Традиционное Сангхе «Центральное духовное управление буддистов Российской Федерации» с центром в М. В следующем году был учрежден буддийский центр «Три драгоценности». Центр является инициатором возведения буддийского храма на Поклонной горе в память погибших во время Великой Отечественной войны воинах-буддистах. 4 нояб. 2014 г. на выделенном Правительством М. участке был торжественно заложен 1-й камень в основание мемориального храма; центр «Три драгоценности» собирает пожертвования на строительство. Новая община тибетского буддизма «Центр Дрикунг Кагью Ратна Шри» была создана в 2009 г. В 2010 г. зарегистрирован буддийский центр «Дзогчен Джигме Чопинг». В 2007 г. на территории центра Рерихов в московской усадьбе Лопухиных (в 2017 суд обязал центр освободить здания усадьбы) построили 1-ю в столице буддийскую ступу. В 2000 г. Мэр города Ю. М. Лужков подписал распоряжение о возведении 1-го в М. буддийского храмового комплекса и ступы в Отрадном, Далай-лама благословил проект в 2004 г., в окт. того же года было получено разрешение на строительство комплекса. В февр. 2015 г. рядом со стройплощадкой открылась «Пагода рая» с молитвенным барабаном. В нояб. 2016 г. получил регистрацию 1-й буддийский мон-рь в М.- дацан «Легшед Даржалинг», к-рый добивается выделения земли под строительство своего комплекса. К буддизму Махаяны (дзэн-буддизму) относятся 3 общины: «Московское представительство Всероссийского центра дальневосточного буддизма Махаяны» (1997; Всероссийский центр создан в 1992 в Ульяновске), Международный фонд изучения и содействия философским традициям Махаяны «Рангджунг Еше Гомде Рашен» (2005), Московский центр сохранения традиций Махаяны «Ганден Тендар Линг» (2010). Зороастризм Зороастризм в М. представляют: община «Белая Гора» (1997), «Зороастрийский институт астрологии» (1997) и «Зороастрийская религиозная община» (2013). Даосизм В 1995 г. было зарегистрировано «Высшее духовное управление даосской церкви возрожденной драгоценности» в М. Существуют «Даосская религиозная миссия социальных и благотворительных инициатив», ряд местных общин. Сикхизм

http://pravenc.ru/text/2564186.html

15 февраля 1928 Года ПРИСУТСТВОВАЛИ: Члены комиссии тл. Ярославский, Смидович, Красиков, Тучков. По отдельным вопросам – т.т. Лебедев-Полянский (Главлит) и ПЕТРОСЯН(ОГПУ). ПОРЯДОК ДНЯ: 1 . О созыве бурятского и калмыцкого духовных соборов. 2 . О религиозных школах буддийского вероучения. 3 . О мусульманских медресе (духовных академиях). 4 . Заявление ЦДУ на имя ВЦИК об отделении Казахского мусульманского духовенства. 5 . О разрешении евангелистам (ВСЕХ) печатания алфавитного указателя к священному писанию. 6 . О разрешении лютеранскому духовному совету издания молитвенника с манускриптом «Пойте господу» и сборника церковных песнопений. 7 . О разрешении меннониту Дику получения из Латвии 500 шт. молитвенников. 8 . О разрешении митрополиту Сергию издания церковного календаря на 1928 г. 9 . Об урегулировании вопроса об антирелигиозных диспутах. 10 . Об издательском обществе «Атеист». 11 . О регистрации Московского вегетарианского о[бщест]ва. 12 . О разрешении евангелисту ПРОХАНОВУ выезда в Америку. 13 . О московских кладбишах. 14 . О лютеранской конфирмации. 15 . О сектантском батальоне. 16 . Информация тов. ТУЧКОВА о церковниках. 17 . Об урегулировании вопроса о выдаче разрешений на религиозные издания, прошедшие АРК. Слушали: Постановили: 1. О созыве бурятского и калмышкого духовных соборов (т. ПЕТРОСЯН). 1. а) Созыв соборов разрешить. Вопрос провести через секретариат ЦК ВКП(б). б) Против посылки буддийского духовенства в Тибет не возражать. 2. О религиозных школах буддийского вероучения. 2. Отложить до решения вопроса ЦК ВКП(б) о мусульманском вероучении 3. а О разрешении открытия мусульманских медресе (духовных академий) в Казани и Уфе (т. Петросян). 3. а) Признать открытие мусульманских богословских курсов в гор. Уфе возможным 505 . Об открытии курсов в Казани вопрос оставить открытым. б) Поручить тов. Ярославскому провести этот вопрос через ЦК ВКП(б). 4.Заявление ЦДУ(Центр[ального] Духов[ного] управл[ения] мусульман) на имя ВЦИК об отделении Казахского мусульманского духовенства (т. ПЕТРОСЯН).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При династии Мингов, собственно туземной китайской, первый император Тай-цзу (1368–1398 г.), по происхождению из простого звания, учился в юности в буддийском монастыре и обнаружил большие дарования, пользуясь также расположением многих учителей и благочестивых людей, удостоился быть государем.; качества нравственные, приобретенные с детства и благочестивое монастырское воспитание, сохранились в нем на всю жизнь, и он сердечно любил буддийское учение, многих друзей он расположил к тому же. Конфуциане неприязненно относились за это к государю и один из этой партии даже покушался на его жизнь. Следующий император Юн-лэ (1403–1424) также был расположен к буддизму и постоянно имел около себя иноземного монаха, читавшего ему буддийские книги и молитвы, и также поминавшего массу почивших предков. Государь почтил сего монаха, по имени Дао-янь, пожизненным титулом «Царя великого и драгоценного Закона». При Ин-цзуне и позднее при Тянь-шуне (1436–1461 г.) допущено к обетам буддизма и даосизма 20.000 человек, братом последнего государя также допущено 50.000 человек. Такого рода факт не прошел бесследно для народа и государь Сяо-цзун был вынужден сократить число монахов, с изгнанием чужеземцев в их страны, но при импер. Ву-цзуне (1506–1521 г.), количество монахов вместе с даосами возросло до 40.000 чел. Сам государь был весьма сведущ во многих науках и языках, особенно любил буддийские книги. Несколько позже, Ши-цзун (1531) находившиеся буддийские храмы в его дворце приказал нарушить, но буддизм вообще (в 1628 г.) пользуется народным значением. Евнухам особенно принадлежит честь в построении и поддержке многих монастырей буддийских и других. В последней четверти рассматриваемого столетия, иезуит Риччи с его братьями миссионерами является в Китай и посвящает силы и энергию на дело обращения китайцев в христианство, он трудится на сем поле всю свою жизнь, не уступая буддистам и сам усвояет костюм туземного монаха, но, в видах лучшего успеха, переходит на сторону государственной партии – конфуцианцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Это заключительный, финишный этап, доступный ввиду своей специфики в полной мере исключительно монашествующим. 6 . Правильное усердие На данном уровне буддист предается выполнению психофизических упражнений, занимается своеобразной буддийской психотехникой, подобной брахманической йоге 498 . Это должно способствовать обретению особого самоуглубленного состояния сознания, без которого невозможно достижение нирваны. 7 . Правильное памятование Адепт, достигший этой ступени совершенства, должен научиться полностью контролировать все происходящие в организме процессы как физического, так и психического порядка, что возможно только при постоянном духовном бодрствовании, бдении сознания. Соответственно, у человека предполагается отсутствие неправильных (в контексте общих усилий по достижению конечной цели) состояний сознания – клеши и, напротив, требуется возгревание в себе необходимых для дальнейшего духовного продвижения чувств и состояний психики. 8 . Правильное сосредоточение (транс) На заключительной ступени пути буддист обретает особое состояние психики, суть которого состоит в таком самоуглублении, что исчезает противопоставление между содержанием разума и внешним миром. Бодрствующее сознание полностью устраняет саму возможность различения воспринимаемого объекта, воспринимающего субъекта и даже самого процесса восприятия. Это позволяет достичь победы над собственным «я», которое более не может созерцаться как нечто отличное от всей остальной реальности. Соответственно, пропадает ощущение индивидуальности, являющееся, как было сказано выше, ключевой проблемой в преодолении сансары. Описанное состояние сознания именуется в буддийской психопрактике термином «самадхи». Следует заметить, что в буддийской традиции существует множество различных ее видов, но далеко не всякая является правильной, то есть завершается пробуждением и освобождением. Религиозно-философские течения в буддизме Почти сразу после смерти основателя буддизма его последователи составили несколько отдельных религиозно-философских течений. В связи с этим начальный этап становления буддизма часто именуют «сектантским периодом», когда, согласно традиционным представлениям, существовало восемнадцать известных школ (направлений).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сводя к общим итогам все сказанное нами, мы постараемся выразить сущность буддийского нравоучения по возможности в немногих положениях, которые бы обнимали все его главные, существенные моменты. Затем, противопоставим буддизму христианское нравственное учение в тех его сторонах, в каких это противопоставление требуется буддизмом. Мы сперва сформулируем формальную сторону буддийского нравоучения, а за тем – материальную. Обращаясь к первой из этих двух сторон, мы видим, что исходным пунктом буддийского нравоучения служит понятие о зле в противоположность добру. Что же такое зло с точки зрения буддизма и в чем он полагает сущность его? 1) Зло – это сама жизнь, само существование человеческое, как неизбежно сопровождающееся неотделимыми от всякого реального бытия бедствиями и несчастьями. Где есть жизнь, там непременно предполагается и зло, как коренной, существенный признак ее. Все, в чем проявляется и выражается эта жизнь, есть ничтожество, суетность. Значит, с буддийской точки зрения добро там, где потухает и уничтожается эта жизнь. Высочайшее благо для буддиста – это нирвана, предполагающая всецелое уничтожение не только личного, но и безличного человеческого бытия, обыкновенно допускаемого даже наиболее крайними пантеистическими системами. 2) Но на вопрос, откуда это зло и чем обусловливалось первичное происхождение его, буддизм не дает нам ответа, подобно тому как он не дает ответа и на вопрос, откуда этот мир, какая сила создала его изначально и как вяжется бытие его с понятием о «ничто», о небытии, как о единственном действительном бытии. Поставляя корень зла в присущем одушевленным существам влечении к жизни, выражающемся, с одной стороны, в желании сохранить и продлить собственную жизнь, а с другой – в стремлении дать жизнь подобным себе существам, буддизм только констатирует эмпирически данный факт, но не выясняет нисколько первоначального происхождения этого коренного или «первородного» греха. 3) Рассматривая жизнь, как зло, как ряд всякого рода бедствий и несчастий, с безусловной необходимостью предполагаемых ею, буддизм поставляет главнейшим и единственным побуждением к добродетельной жизни сознание бедствий и несчастий жизни и страх ожидающих человека перевоплощений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010