О явлении Господа Давид поет: Наклонил Он небеса и сошел, – мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных ( Пс.17:10-12 ); то же – 2Цар.22:10-12 ; перевод слегка отличается: и мраком покрыл Себя, как сению, сгустив воды облаков небесных). Первая глава «Мистического богословия» святого Дионисия Ареопагита так и называется: «Что такое Божественный Мрак». На вершине познания «при полнейшем отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый к духовному просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь пречистым сиянием!» Бог есть абсолютный свет – Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин.1:4-5, 9 ); но Свет этот – неприступный: Единый и имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1 Тим.6:16 ). Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Невозможность познания Бога и приближения к Нему разрешается только тем, что Бог воплотился и вочеловечился. Вот почему Пресвятая Богородица для нас не только Неопалимая Купина, которую не сжигает огонь Божества, но и Светоносная Тень Божественного «Мрака», подобная горе Синай: в Ней Бог является во мраке Своего света. Молитва 8я Господу нашему Иисусу Христу Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя. Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости. Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро, погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матери моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех, и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

В других церковных песнопениях подчеркивается созидательная сила Креста, восстанавливающая извечный замысл Божий о человеке, нарушенный грехопадением Адама: «Приидите, все языцы, благословенному древу поклонимся, имже бысть вечная правда; праотца бо Адама прельстивый древом, крестом прельщается и падает низвержен падением странным, мучительством одержавый царское здание; кровию Божиею яд змиев отмывается, и клятва разрушися осуждения праведнаго, неправедным судом Праведнику осуждену бывшу. Древом бо подобаше древо исцелити и страстию Безстрастнаго, яже на древе, разрешити ти страсти осужденнаго. Но слава, Христе Царю, еже о нас Твоему мудрому смотрению, имже спасл еси всех, яко Благ и Человеколюбец!» (Праздник Воздвижения Креста, «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах»). В этой стихире с замечательной полнотой дан синтез святоотеческого учения об искуплении, соответствующего во всем Священному Писанию . В основе учения лежит понятие вечной правды Божией, понимаемой, однако, не в юридическом смысле удовлетворения оскорбленного величия Божия соответствующей вине жертвой, а в смысле восстановления разрушенного соответствующим действием Сына Божия («Древом бо подобаше древо исцелити, кровию Божиею яд змиев отмывается…» и т.д.). Слово Божие свидетельствует, что Бог отдал Сына Своего на Крестную смерть ради спасения мира: «Господь возложил на Него грехи всех нас… Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» ( Ис. 53:6, 10 ). Или, как говорит Сам Христос: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Таким образом, не требование отвлеченной справедливости, и тем более не удовлетворение оскорбленного величия Бога, но одна любовь Божия является движущей силой непостижимой тайны добровольной Крестной Жертвы воплощенного Сына Божия во имя спасения мира. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» ( Рим. 5:8–9 ). В тайне Креста, по словам митрополита Московского Филарета, выразилась «любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа Святого, торжествующая силою крестною. Так бо возлюбил Бог мир» (Слово в Великий Пяток).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

20 Вы же, возлюбленнии, стою вашею верою назидающе себе, Духом святым молящеся, 21 сами себе в любви Божиеи соблюдайте, ждуще милости Господа нашего Иисуса Христа, в жизнь вечную. 22 И овех убо милуйте разсуждающе. 23 овех же страхом спасайте, от огня восхищающе. обличайте же с боязнию, ненавидяще и яже от плоти оскверненую ризу. 24 Могущему же сохранити вы без греха и без скверны и поставити пред славою своею непорочных в радости, 25 единому премудрому Богу и спасу нашему, Иисусом Христом Господем нашим, слава и величие, держава и власть, прежде всего века, и ныне, и во вся веки. Аминь. Послание к Римлянам Глава 1 1 павел, раб Иисус Христов, зван апостол, избран в блговестие Божие, 2 еже прежде обеща пророки своими в писаниих святых, 3 о Сыне своем, бывшем от семене давидова по Плоти, 4 нареченнем Сыне Божии в силе, по духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа Господа нашего, 5 имже прияхом благодать и апостольство в послушание веры во всех языцех, о имени его. 6 в нихже есте и вы, звани Иисусу Христу. 7 всем сущым в риме возлюбленным Богу, званным святым. благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. 8 Первое убо благодарю Бога моего Иисусом Христом о всех вас, яко вера ваша возвещается во всем мире. 9 свидетель бо ми есть Бог, емуже служу духом моим во благовествовании Сына его, яко безпрестани память о вас творю, 10 всегда в молитвах моих моляся, аще убо когда поспешен буду волею Божиею приити к вам. 11 желаю бо видети вас, да некое подам вам дарование духовное, ко утверждению вашему. 12 сие же есть, соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею. 13 Не хощу же не ведети вам, братие, яко множицею восхотех приити к вам, и возбранен бых доселе, да некии плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех. 14 Еллином же и варвавом, мудрым же и неразумным должен есмь. 15 тако есть, еже по моему усердию и вам сущым в риме благовестити. 16 Не стыжуся бо благовествованием Христовым: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему, иудеови же прежде и еллину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

Одебеле сердце людей сих, и ушами своими тяжко слышаша» ( Ис. 6:9, 10 ). Солнце превратилось во тьму, когда оно не дерзало видеть Господа, висевшего [на кресте], и луна – в кровь, что, как мы можем полагать исполнилось буквально, но умолчано евангелистами; потому что не все то, что сотворил Иисус, сообщается в писаниях, и если бы писать о том подробно, то «ни самому мню, всему миру вместити пишемых книг» ( Ин. 21:25 ). Или, может быть, как солнце превратилось во тьму не потому, что оно изменилось во тьму, а потому, что оно окутало мир тьмою; так и луна не превратилась в кровь, но своим кровавым, вечным свидетельством оно осудило иудеев, заклейменных ужасными богохулениями и отрицанием в отношении ко Христу и говоривших: «кровь Его на нас и на чадех наших» ( Мф. 27:25 ). Все это описывается, как имеющее быть прежде, нежели наступит день Господень великий и страшный. Под днем же Господним великим и страшным должно понимать или день воскресения, или, может быть, имеющий быть по истечении долгого времени день суда, который по истине велик и страшен. Но так как далее следует: и будет, всякий, кто призовет имя Господне, спасется, и так как апостол Павел относит это ко времени страдания Господня, то скорее следует относить это ко дню воскресения. Ибо, пиша к римлянам, он говорит: «Несть бо разнствия Иудееви... и еллину: той бо Бог всех, богатяй во всех призывающих Его. Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется. Како убо призовут, в него же не вероваша? Како же уверуют, его же не услышаши? како же услышать без проповедующего? Како же проповедят, аще не послани будут?» ( Рим. 10:12–15 ). Слова же: всякий, кто призовет имя Господне, спасется мы не должны считать не имеющими глубокого смысла; ибо хотя тот же апостол пишет: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ), однако здесь высказывается тоже самое, и должно принимать во внимание не слова, а расположение сердца: «Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется» ( Рим. 10:13 ). Поэтому Павел и Сосфен пишут Церкви Божией, находяшейся в Коринфе: «освященным о Христе Иисусе, званным святым, со всеми призывающими имя Господа Иисуса Христа» ( 1Кор. 1:2 ), согласно с тем, что читаем в Псалмах: «Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И по всему же бо събыстьс на васъ Егда бо бысть съ Богомь, тогда бо безъ оружи страны зыкъ наслдовасте; же вергостес Господа, то си вс сниде на главу вашю и ни же злы вы бгосте, но по всему (л.155в) събыстьс, иже бо словеса завща Господь въ земли Моавли. Слышал ли ты, жидовин, слова великого Моисея, которые он сказал вашим отцам, что если соблюдёте заповеди Господа Бога твоего, то будете благословенны во всех путях своих; если же не соблюдёте, то прокляну вас? И, [судя] по всему, на вас сбылось пророчество Моисея. Когда вы были с Богом, тогда вы без оружия овладевали землёй народов; когда же вы отвернулись от Господа, то всё пало на вашу голову и ни одной муки вы не избежали, но всё, напророченное Моисеем, сбылось, все слова, которые Господь завещал Моисею в земле Моавитской. Моиси же призва сыны Израилевы и глагола къ нимъ: «вы видсте все, створи вамъ Господь Богъ въ земли предъ вами фараону, и всмъ слугамъ и всей земли и мукы великы, же видста очи ваши, знамени и чюдеса велика она; и не дасть Господь Богъ вамъ сердца разумти, ни очию прозрти, ни шию слышати. (Разумй же, ко и се ти о пришествии рече). Аще заповди Господа Бога вашего, же азъ заповдахе «â äà " ю вамъ дьнесь, любити Господа Бога и ходити въ всхъ путехъ и снабдти вс оправдани и заповди и живи будете, и мнози будете, и благословить т Господь Богъ твой во всей земли, въ ню же входиши тамо притъ аще съвратитьс сердце и не но прельстишис покла(л.155г)нтис богомъ инмъ и имъ, и извстую о тоб дьнесь, ко пагубою погыбнете и не будете многы дьни на «Моисей созвал сынов Израилевых и сказал им: „Вы видели всё, что сделал Господь пред вами в земле Египетской с фараоном и всеми слугами его и всею землёю Египетской, и те великие казни, которые видели глаза ваши, те великие знамения и чудеса; но не дал вам Господь Бог сердца, чтобы разуметь, ни очей, чтобы видеть, ни ушей, чтобы слышать. (Разумей, что и это он сказал о пришествии Христове 1057 ). Если будете слушать заповеди Господа Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по всем путям Его и исполнять все установления Его и заповеди Его, то будете жить и размножитесь, и благословит тебя Господь Бог твой на всей земле, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею; если же совратится сердце и не будешь слушать, но прельстишься поклоняться иным богам и служить им, то я возвещаю тебе сегодня, что вы в ничтожестве погибнете и не пробудете многих дней на земле”» ( Втор.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите (Ин 13:14–15). Об этом Евангельском примере смирения еще раз напоминается в церковных песнопениях: “Смиря­яся за благоутробие, ноги умыл еси учеников Твоих, и к течению божественному сия направил еси” (ТП. Л. 425). Подготовив этим Апостолов к важности предстоящего, Господь вместе с учениками вкушает пасхального агнца, последний раз в истории празднуя Пасху ветхозаветную, и совершается то, о чем ранее говорил Он и предсказывал Своим ученикам: Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин 6:51), ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин 6:55–56). Облекшийся в плоть человеческую Господь и Бог наш причащает Тела Своего и Крови учеников, а через них и нас всех, любящих Его: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28). Устанавливается Таинство Тела и Крови Христовой: “Христос учреди мир, небесный и божественный хлеб: приидите убо христолюбцы, бренными устнами, чистыми же сердцы, приимем верно жремую Пасху, в нас священнодействуемую”. “Пасха Христос есть велика и всечестная, снеден быв яко хлеб, заклан же яко овча: Той бо вознесеся о нас Жертва. Того Тела благочестно, и Того Крове вси тайно причащаемся” (ТП. Л. 423). Это чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа было чудом любви Его, продол­жением чуда Его вочеловечения и таинством соедине­ния двух миров — Божеского и человеческого. По сло­ву святителя Кирилла Иерусалимского, через Причащение ве­рующие становятся “сотелес­ными и единокровными Хри­сту”. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:21). Это единение любви в общении Тела и Крови Христовых есть высшее исполнение церковного единства: оно и есть соединение во образ Единосущной и Нераздельной Троицы, о кото­ром говорил Господь на прощальной беседе Своим уче­никам. Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, “Богоче­ло­век дал всеблагий, премудрый, прерадостный завет Церкви Своей — до скончания века совершать всеспасительное и самонужнейшее Таинство — Тела и Крови Его и причащения верующих” 14 . Таинство это необходимо, чтобы человек, по словам церковных песнопений, мог стать богом по благодати: “Питие новое паче слова, Аз глаголю во царствии Моем, Христос другом, пию, якоже бо Бог с вами боги буду” (ТП. Л. 425).

http://pravmir.ru/nravstvennaya-tematika...

Учение о соединении с Богом и об отпущении грехов Иже несть со Мною, на Мя есть, и иже не собирает со Мною, расточает: сего ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустятся человекам, а яже на Духа хула 108 не отпустится человекам; и иже аще речет слово на Сына человеческаго отпустится ему, а иже речет на Духа святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий. Или сотворите древо добро и плод его добр; или сотворите древо зло, и плод его зол: от плода бо древо познано будет 109 . Учение о незлобии Аминь глаголю вам; аще не обратитесь, и будете яко дети, не внидете в царствие небесное: иже убо смирится яко отроча, той есть болий в царствии небесном; и иже аще приемлет отроча таково во имя мое, Мене приемлет 110 . Учение об обличении блуждающих Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и им, аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего; аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей, станет всяк глагол: аще ли же не послушает их, повеждь Церкви, аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь. Аминь бо глаголю вам, елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех 111 . Учение о главнейших заповедях Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею; и всею мыслию твоею, сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе; в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят 112 . Учение о уповании на Бога, произвольной нищете и стремлении к Божию царствию Не пецытеся душею вашею что ясте, ни телом во что облечетеся: душа больше есть пищи, а тело одежди; смотрите врань, како ни сеют, ни жнут, им же несть сокровища, ни житницы, и Бог питает их, кольми паче вы есте лучши птиц. Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему лакот един; аще убо ни мало чесо можете, что о прочих печетеся. Смотрите крины, (полевыя лилии) како растут, ни труждаются, ни прядут; глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих: аще же траву на селе днесь сущу, и утре в пещь вмещену Бог тако одевает, кольми паче вас маловери. И вы не ищите, что ясте, или что пиете, и не возноситеся: всех бо сих языцы мира сего ищут, ваш же Отец весть, яко требуете сих. Обаче ищите Царствия Божия; и сия вся приложатся вам. Не бойся малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство. Продадите имения ваша, и дадите милостыню; сотворите себе влагалища не ветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идиже тать не приближается, ни моль растлевает; и де же бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

Какие бывают вечерние молитвы? 25 июня, 2009 В этой статье редакция портала «Правмир» собрала для Вас православные вечерние молитвы. Вы можете ознакомиться с текстами и порядком прочтения. Вечерние молитвы Откуда взялось существующее молитвенное правило – утренние и вечерние молитвы? Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Тропари Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго. Господи, помилуй. (12 раз) Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу

http://pravmir.ru/vechernie-molitvy/

Кол 4:10–18 К СОЛУНЯНОМ ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТАГО АПОСТОЛА ПАВЛА. Послание к солуняном первое, зачало 262. Павел и Силуан, и Тимофей церкви Солунстей о Бозе Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога всегда о всех вас, поминание о вас творяще в молитвах наших, непрестанно поминающе ваше дело веры, и труд любве, и терпение упования Господа нашего Иисуса Христа, пред Богом и Отцем нашим, ведяще, братие возлюбленная, от Бога избрание ваше, яко благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе, и во извещении мнозе, якоже и весте, какови быхом в вас ради вас. 1 Фес 1:1–5 Послание к солуняном первое, зачало 263. Братие, вы подобницы бысте нам и Господу, приемше слово в скорби мнозе с радостию Духа Святаго, яко быти вам образ всем верующым в Македонии и Ахаии. От вас бо промчеся слово Господне не токмо в Македонии и Ахаии, но и во всяко место вера ваша, яже к Богу, изыде, яко не требовати нам глаголати что. Тии бо о нас возвещают, каков вход имехом к вам, и како обратистеся к Богу от идол, работати Богу живу и истинну и ждати Сына Его с небес, Егоже воскреси из мертвых, Иисуса, избавляющаго нас от гнева грядущаго. 1 Фес 1:6–10 Послание к солуняном первое, зачало 264. Братие, весте вход наш иже к вам, яко не вотще бысть, но предпострадавше и досаждени бывше, якоже весте, в Филиппех, дерзнухом о Бозе нашем глаголати к вам благовествование Божие со многим подвигом. Утешение бо наше не от прелести, ни от нечистоты, ни лестию, но якоже искусихомся от Бога верни быти прияти благовествование, тако глаголем, не аки человеком угождающе, но Богу искушающему сердца наша. Никогдаже бо в словеси ласкания быхом к вам, якоже весте, ниже в вине лихоимания: Бог свидетель! Ни ищуще от человек славы, ни от вас, ни от инех, могуще в тяготе быти, якоже Христовы Апостоли, но быхом тиси посреде вас, якоже доилица греет своя чада. Тако желающе вас, благоволихом подати вам не точию благовествование Божие, но и душы своя, занеже возлюблени бысте нам.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

Потом, дабы не подумал кто, что существует только то, что Бог открыл нам через него, и что он не имеет всего знания, продолжает: «Ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» («Дух бо вся испытует и глубины Божия. Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий») ( 1Кор.2:10–11 ); а это означает: «Как человек сам знает, что в нем, а также и то, чего желает и что имеет в мысли, знает все с точностью, так и Дух Святый с точностью знает все невыразимое знание Божие». Говоря же: «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия», – он разумеет не людей только, но не исключает из этого точного знания и всех высших тварей. Поэтому и премудрый увещевает так: «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто. При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься: тебе открыто очень много из человеческого знания» («вышших себе не ищи и креплъших себе не испытуй: яже ти повеленна, сия разумевай...; вящшая бо разума человеческаго показана ти суть) ( Сир.3:21–23 ). Сказанное же означает: «Все, что ты имеешь, это ты познаешь не от самого себя, природа недостаточна тебе для познания всего, но ты получаешь знание свыше, потому что оно гораздо больше, чем может быть воспринято твоим разумом. Как же ты думаешь глубочайшее познать сам собой, когда и то, что знаешь, в большей части превосходит твой разум, и знание это получаешь от других?» То же поясняя, Павел сказал: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» («Что же имаши егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не прием») ( 1Кор.4:7 ). Перестань же заниматься подобным любопрением и держись того мудрейшего совета, который гласит: «И нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все в свое время откроется» («И нест рещи: что сие, на что сие? Вся бо сия во время свое взыскана будут») ( Сир.39:22 ). Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010