Лит.: Ξυγγπουλος. 1957. Σ. 62-66; 1965. С. 67-104; Chatzidakis. 1972. P. 185-192; Δρακοπολου. 1997. Σ. 117-120. Церковь свт. Николая Чудотворца (мон. Евпраксии), согласно ктиторской надписи, построена и украшена росписями на средства некой мон. Евпраксии в 1485/86 г. Росписи покрывают почти все пространство церкви. В верхней части стен традиционно размещаются евангельские сюжеты, в нижней - фигуры святых. В алтарной апсиде в большом Деисусе кроме Богоматери и св. Иоанна Предтечи предстоящими в молении Иисусу Христу изображены великомученики Феодор, Димитрий и Георгий в царских одеждах. Эта иконография имеет касторийский источник - царский Деисус в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» 1383/84 г. Впрочем, варианты этой композиции встречаются не только в храмах Кастории. По стилю живописи в ансамбле фресок ц. свт. Николая Чудотворца исследователи выделяют произведения по меньшей мере 2 мастеров, что позволяет говорить именно об артели. Для работ этой мастерской характерны хорошо уравновешенные композиции, длинные, изящно сделанные надписи, разнообразные орнаменты, богато украшенные одежды, особые физиогномические типы (лица почти треугольной формы, с резко обрисованными подвижными чертами, с плоскими светлыми поверхностями почти без теней). В ансамблях, исполненных этими мастерами, часто встречаются определенные сюжеты (напр., большой Деисус со святыми в царских одеждах, как в этой церкви) и нек-рые детали, заимствованные из зап. искусства, особенно в изображении оружия, предметов быта. Росписи ц. свт. Николая Чудотворца считаются классической работой этой мастерской. Лит.: Πελεκανδης. 1953. Πιν. 179-188; Δρακοπολου. 1997. Σ. 118. Πιν. 103, 106, 109, 110. Церковь свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» находится в квартале Ап. Фомы. Это небольшой вытянутый храм с нартексом и 5-гранной апсидой, построенный из камня с деревянными связями. Его строительство и первоначальные росписи относятся, вероятно, к кон. XV в. Они сохранились фрагментарно, однако исследователи считают, что сцена «Вход Господень в Иерусалим» на сев. стене написана теми же мастерами, к-рые работали в ц. свт. Николая Чудотворца (мон. Евпраксии).

http://pravenc.ru/text/1681333.html

В Кирилловом монастыре иконы К. разных изводов имелись во мн. храмах, в т. ч. посвященных арх. Гавриилу и Усекновению главы св. Иоанна Предтечи с приделом во имя К. (Опись. 1998; Лелекова. 2011. Т. 1. С. 31-32). Сохранявшиеся в обители личные вещи К. не нашли отражения в его иконографии. Собрано много сведений о «раздаточной» иконописной продукции, создававшейся в обители и по ее заказам ( Лелекова О. В. Мат-лы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского мон-ря в XVII-XVIII вв.// Она же. 2011. Т. 1. С. 195-232). Иконы К. упоминаются в переписных книгах других вологодских монастырей: в 1676 г.- в деисусном и местном рядах иконостаса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы Корнилиева Комельского монастыря, в иконостасе теплой ц. прп. Антония Великого - в Деисусе и на образе «Знамение Пречистыя Богородицы, а по странам Антония Великаго да Кирила Белоозерского молящие, писаны на краске» (Переписные книги вологодских мон-рей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты/ГИМ; отв. ред.: М. С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 310-311, 317). В описи Спасо-Каменного (1670) и Димитриева Прилуцкого (1688) мон-рей назван образ Божией Матери «Одигитрия» с К. (Там же. С. 51, 120). Икона К. и прп. Кирилла Новоезерского находилась в ц. преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких в Сосновецком мон-ре, образ К. и прп. Дионисия Глушицкого в молении Св. Троице - в храме Спаса Всемилостивого в Прилуцком мон-ре, икона К. и прп. Антония Великого - в надвратной ц. свт. Николая Чудотворца Корнилиева Комельского мон-ря в местном ряду иконостаса (Там же. С. 46, 226, 335; кроме того, в описях значатся единоличные иконы святого). Прп. Кирилл Белозерский и Александр Ошевенский. Икона. 2-я пол. XVII в. (АМИИ) Прп. Кирилл Белозерский и Александр Ошевенский. Икона. 2-я пол. XVII в. (АМИИ) Известны «программные» совместные изображения К. и прп. Сергия Радонежского: на иконе XVII в. (КБМЗ) - под образом Св. Троицы (см. также: Опись. 1998. С. 82, 102); с прп. Кириллом Новоезерским: на вологодской иконе 2-й четв. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Да над северными дверми пять образов в киоте, обложены сребром басмяным, золочены. Да над царскими дверми и над местными образами (прибавляем: и над упомянутыми сей час 38-ю пядничными иконами) вверх деисус болшой в тябле, на пятнатцати цках (дсках); у всех венцы и цаты, и обложены сребром басмяным золоченым; у Спасова образа в венце жемчуг, да раковина, да камень льяник. Да над тем деисусом в другом тябле деисус Владычних и Богородичных праздников дватцать образов, оклад сребряной, басмяной, золочен. Да в третьем тябле, в средине деисуса, образ Пречистые Богородицы Воплощение 19 , да по обе стороны того образа четырнатцать образов пророков, обложены сребром басмяным золочены; у Богородична образа венец сребряной же басмяной. Да над пророки в четвертом тябле в деисусе в средине образ Господа Саваофа с Превечным Младенцом: того образа по обе стороны праотцев семнатцать образов, все обложены сребром басмяным, золочены; да у образа Господа Саваофа венец и цата сребряныеж, басмяны. А промеж всеми образами вверху кресты на столбиках, а над ними тритдать восемь херувимов и серафимов: херувимы золочены, а серафимы посеребрены. А тябла все крыты белым басмяным железом, золочены». Таков был древний, великолепный иконостас Троицкой церкви, весь с низа и до верха блиставший золотом и серебром. Можно представить, какое впечатление он мог производить при великопраздничном освещении храма 20 . В алтаре этой церкви, за престолом, над горним местом, над жертвенником и царскими дверями было 23 иконы, а в самой церкви в разных местах, как то: над клиросами, на столпах и стенах расставлено было в киотах 103 иконы, из которых весьма многие были в серебряных басмянных окладах с серебряными венцами и цатами. Всех же икон в алтаре и в церкви было 245. Паникадил было четыре: среди церкви большое, резное, о шести ярусах; против правого клироса другое паникадило среднее резное; против левого клироса – третье паникадило резное; да паникадило малое спускное о шести ручках. В числе достопримечательностей этой церкви в описываемое время можно указать две следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тема Жертвы усилена изображением Распятия и ангелов с орудиями страстей. При этом она тут же иносказательно раскрывается в целом ряде сюжетов. Барокко вернуло из средневековья риторический прием утверждения каждой мысли при помощи параллели – examplum. В алтаре по ходу литургического священнодействия к нему подключаются такие сюжеты, как «Аарон и его сыновья возлагают руки на жертвенного тельца», «Моисей, окропляющий алтарь жертвенной кровью», примеры из жизни Давида. Сюжет «Жертвоприношение Авраама» повторен в иконостасе и на столбе трансепта. Таким образом, и во время проскомидии активизировалось воображение молящихся, – созерцание живописи требовало интеллектуальной реакции, усиливавшей и углублявшей веру. Когда же открывались царские врата «в знамение того, что Христос начинает проповедовать Евангелие и являет Себя миру» 1014 , а священник провозглашал «Блаженства», произнесенные Христом в Нагорной проповеди, то пред верующим представал сюжет «Нагорная проповедь Христа», а рядом, на пилонах столбов – изображение семи «Блаженств», сопровождаемое соответствующими текстами 1015 . Молитву с трисвятой песней, как уже упоминалось, сопровождали троекратно повторенные изображения Св. Троицы, которые были ее своеобразным рефреном. Новозаветная Троица в церкви венчает иконостас, где в этой несколько необычной иконографии она заменяет изображение Спаса Вседержителя в композиции «Деисус». На иконостасе нет Распятия, обязательного для каждого украинского храма с XV в. Сцена «Святая Троица» высится над всем деисусным рядом, в котором узкие небольшие фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи примыкают к значительно превосходящим их по размерам апостолам. Можно предположить, что Св. Троица на иконостасе как бы воплощает символику «сидения на горнем месте» архиерея, совершающего литургию, и священнослужителей, в ней участвующих. Может, поэтому так необычны и сидящие, а не стоящие в позах предстояния апостолы в «Деисусе» иконостаса? Чтению Апостола соответствует выделенная размером и местом на северной стене композиция «Отослание апостолов на проповедь». Ее смысл заключается в евангельском тексте: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Семантическая вязь сюжетов рассчитана таким образом, что одни и те же композиции предстают как бы стереоскопически, под разным углом зрения в зависимости от хода литургии. И указанная сцена обретает несколько иной смысловой нюанс в контексте таинства Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

4 «Заметки о древне-русском иконописании: св. Алимпий и Андрей Рублёв» (Спб. 1901. 4°). Ранее этого много данных собрал в своём «словаре» Н.П. Собко. Осенью 1906 года появился новый труд А.И. Успенского: «Древне-русская живопись», в котором имеется глава о Рублёве. 6 М.И. и В.И. Успенские, 1. с., стр. 75. Чтен. Моск. Общ. Люб. Дух. Просв., 1865 г., т. II, прил., стр. 40. 9 В.П. Гурьянов: «Две местные иконы Св. Троицы в Троицком соборе Свято-Троицко-Сергиевой Лавры и их реставрация» (Москва. 1906. 4°), см. стр. 6. 10 См. В.Н. Щепкин: «Эпоха новооткрытой Троицкой фрески» (М. 1902. 4°). Фреска по времени написания отнесена к XVII столетию. 18 В примечании автор говорит о том, что, по его мнению, слова «письмо Рублёва», «письмо Петра митрополита» значат – «списаны с иконы Рублёва» или «с иконы Петра митрополита». Замечание глубокомысленное и, как кажется, совершенно верное. До нас дошла прорись иконы Петровской Божьей Матери – «письмо Петра митрополита», которую 5 декабря 1614 года иконник Назарей Истомин сын променял Никите Григорьевичу Строганову. Прорись даёт точные и несомненные указания, что икона была отнюдь не XIV столетия, а тонких, так называемых, «строгановских» писем. 19 «С меньшею основательностью», заключает Д.А. Ровинский свои замечания, «приписывают Рублёву образа: Спас, на Рогожском кладбище (поясной), Казанская Божья Матерь, у Г.Т. Молошникова, Спас-Эммануил – у К.Т. Солдатенкова, отличного письма; Донская Божья Матерь у Е. Афанасьева; Донская же – у Рахмановых; Владимирская Божия Матерь – у Глотова; София Премудрость – у С. Кузмина. Во всех этих иконах лица темно-жёлтого цвета с зеленоватыми тенями. Многие любители, по моему мнению, весьма основательно относят их к московским старым письмам». 20 Образцы Ушаковских писем не приводятся, как составляющие переход к фрязи. Превосходны примеры работы Ушакова, данные А.И.Успенским в его «Древне-русская живопись» (М.1906. 4º.), с местных икон церкви св. Григория Неокесарийского в Москве (Божья Матерь и Спас Вседержитель). Очень интересен тип Спаса Вседержителя на Деисусе собрания графа Уварова (см. «Каталог», М. 1906)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

(Л. 65) Три свечи деревянные поставные жь, на них писаны травы красками; на одной насвещник оловянной лощатой, 94 а на двух насвещьники жестяные. Два подсвещьника древянных, прикрыты краскою.   Да в пределе Рожества Христова Царские двери, и сень, и столбцы, писаны на празелени, ветхи. Деисусов шесть образов большая пядница, писаны на празелени, ветхи. Образ местной Рожества Христова, писан на золоте, ветх; у Пречистые Богородицы венец (Л. 65 об.) и корона серебряна золочена резная; да у Превечного Младенца два венца серебряны золочены резныя жь. Образ местной Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, писан на золоте, ветх. Да в том же пределе в олтаре на престоле индития сопреди камка черчатая, крест на индитие миткалинной, по сторонам и созади киндяк зелен . На престоле Евангелие писмяное, на Евангелие Распятие и евангилисты серебряны басемныя; оболочено бархотелью. На престоле покров дороги зеленыя, обложен доро (Л. 66) гами двоеличными, ветх. Образ запрестольной Пречистые Богородицы, а созади Николы Чюдотворца, писан на празелени. Да на жертвенике сосуды: дискос и блюдца дорные оловянные, потир медной; на сосудех три покровца крашенинныя.   В другом пределе Благовещения Пресвятыя Богородицы царския двери, и сень, и столбцы резныя. В деисусе восмь образов на празелени ветхи. Местной образ Благовещения Пресвятыя Богородицы в киоти; у него два венца серебряны золочены басемныя; образ ветх гараздо. (Л. 66 об.) Образ месной мученика Аврамия, обложен сребром басмою, золочен, оклад с трубами; у него венец и цата серебряны резныя золочены, в венце пять каменей взмазни простыя большия; да три цаты серебряны басемныя золочены. У того ж образа ожерелейцо жемчюжное, низано в шахмат. У того ж образа крест древянной, обложен сребром сканью, золочен. Крест аспид зелен, обложен сребром, посреди Распятие; глава у креста серебряна золочена, во главе, и в ручьках, и в ногах, и по перевитям восмь жемчюгов бурминских. (Л. 67) Крест аспид лазорев ветх, обложен сребром; у него ж глава серебряна золочена, сопреди Распятие; во главе, и в средине, и в ручьках четыре жемчюги.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

Следующей по времени является миниатюра из Книги Иова  - Ветхий денми представлен с крещатым нимбом, его фигура окружена ореолом, внутри которого девять ангелов; на миниатюре в Книге Иова из Ватопедского монастыря  - с монограммой ИС ХС. В рукописи Евангелия середины XI века  Ветхий денми изображен дважды: с надписью " παλαις τν μερν " (ветхий днями) перед текстом Евангелия от Матфея в медальоне, сидящим на троне, здесь же - два медальона с серафимами, в центре - евангелист Матфей, в медальонах внизу - праотцы Авраам и Исаак; перед текстом Евангелия от Иоанна - между сидящими на тронах Христом Пантократором и Христом-Эммануилом, Ветхий денми - с крещатым нимбом, пропорции его фигуры крупнее двух других. В композиции " Страшный Суд " в Джанавар-килисе в Соганлы (Каппадокия), XIII (датировка Н. Тьери) или XV-XVI веков (датировка Ж. Лафонтен-Дозонь), Ветхий денми следует понимать как образ Христа Второго пришествия, поскольку Его поясная фигура в медальоне является центром композиции. Также в сцене Страшного Суда Ветхий денми изображен на фреске церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, 1313 года. Тема Второго пришествия выражена и в росписи второй половины XII века в церкви св. Николая Каснициса в Кастории, где Ветхий денми представлен в Деисусе. Ветхий денми. Роспись церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 год Тема воплощения и Второго пришествия раскрывается также через сопоставление в росписях византийских храмов XI-XIV веков образов Христа Ветхого денми, Эммануила и Пантократора:  Ветхий денми. Роспись церкви Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 годы Полуфигура Ветхого денми встречается в росписях апсид двух церквей XIII века на острове Эвбея. В крипте Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни (Италия), до 1300 года, вместе с Ветхим денми изображены пророки Даниил и Изекииль; первый держит свиток с текстом ( Дан 7, 2 , 9), надпись в книге Христа - " Аз есмь лоза истинная и Отец мой делатель " ( Ин 15, 1 ). Примеры различных расположений образа Ветхого денми в храмовой росписи:

http://drevo-info.ru/articles/13843.html

Е. Голубинским , что известная нам триличная икона, а также и прочие образа, и целые ярусы в иконостасе назывались деисусами потому, что святые на них изображались в молитвенном положении (ν δησει) по отношению к Иисусу Христу, Который всегда занимает среднее место 103 . Эти слова наши особенно приложимы к изображениям Богоматери и Предтечи в деисусе, так как иконописцы изображали их не только в молитвенных позах и с обращенными ко Христу лицами, что делалось обыкновенно и с другими изображениями святых в верхних ярусах иконостаса, но и снабжали их свитками, на которых писались молитвенные обращения ко Христу, чего не было у других святых, входящих в состав деисуса. Например, в с.-петербургском музее общества любителей древней письменности мы рассматривали деисусный ярус иконостаса, привезенного из московской церкви св. Николая на Щепах, в котором Спаситель изображен с разогнутым евангелием в руках, а Богоматерь и Предтеча в молитвенном положении и со свитками. У Спасителя в евангелии написано: «Аз есмь свет миру, ходяй по мне не имать ходити во тме но имать свет животный; реша же ему фарисее, ты о себе Сам свидетельствуеши, свидетельство твое несть истинно, отвеща Иисус рече им аще аз свидетельствую о себе и сло...». С правой стороны Христу предстоит Богоматерь, у которой в свитке написано следующее: «Владыко Господи Иясусе Сыне Боже мой услыши молитву матере своея молящуюся тебе о людях и призывающих имя твое святое на всяком месте буди им милостив». С левой стороны Спасителю предстоит Предтеча со свитком: «Аз видех и свидетельствовах, яко сей есть агнец Божий, вземляй грехи всего мира» 104 . Приведенные надписи в евангелии у Спасителя и в свитках у Богоматери и Предтечи достаточно изъясняют нам смысл трехличной иконы, известной под именем деисуса. На этой иконе изображался Христос, сидящий на престоле и окруженный небесными силами, в евангелии свидетельствующий о Самом Себе, как о Свете и Спасителе мира и призывающий под Свое благое и легкое иго всех труждающихся и обремененных грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Но иконописный стиль иконостаса побуждает относить его ко второй половине или даже к концу XVII в. Остальные ярусы в иконостасе устроены обыкновенно, как и в больших церковных иконостасах XVII столетия. Размеры иконостаса 54 невелики: деисусные, пророческие и праотеческие иконы имеют в длину по два вершка, а правдничные – по вершку. Иконостас 60 устроен в четыре яруса, из которых местный имеет три вершка в высоту, праздничный – вершок, а остальные два – апостольский и пророческий – по два вершка. В общих чертах иконостас сходен с церковными иконостасами, но есть и особенности. Именно: средину праздничного яруса занимает Тайная Вечеря по историческому переводу (Христос и апостолы сидят за столом в виде буквы С), по правую и левую сторону которой метадосис в двух половинах. Затем, в апостольском ярусе вместо Спасителя стоят две иконы: Распятия и Сошествия во ад. Подле Распятия поставлена икона Богоматери, как и в деисусе, а подле Сошествия во ад – Предтеча. Иконостас 60 мы относим к концу XVII в. на следующих основаниях: а) Богоматерь в изображении Благовещения на царских дверях и в праздничном ярусе нарисована со сложенными на груди руками; б) подле царских дверей первые места занимают иконы Спасителя и Казанской Богоматери; в) в деисусном ярусе помещены одни только апостолы и, притом, с закрытыми книгами; г) на иконе Сошествия во ад самый ад изображен в виде звериной пасти; д) на иконе Сошествия Св. Духа среди апостолов нарисована Богоматерь, сидящая на престоле; е) на северной двери архидиакон Стефан изображен с камнем в руке. В музее при Академии Художеств мы обратили внимание на два миниатюрных иконостаса, которые там отмечены и 265. Оба эти иконостаса устроены одинаково. Каждый из них имеет четыре яруса; деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. Деисусный ярус в иконостасе устроен так, как он устраивался ранее второй половины XVII века. Кроме того, особенность этого яруса составляют иконы равноапостольной Феклы и архидиакона Стефана. В праздничном ярусе сего иконостаса Благовещение изображено так: Богоматерь занимается рукоделием, а пред ней стоит архангел с жезлом; наверху в сиянии Св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

659 Дунаев А. Г.. Флоренский П. В. Об издании «Иконостаса»//Флоренский П. А. Иконостас. М.. 1994. С. 21. 661 В 1950-е годы вдова 11. А. Флоренского разрешила архимандриту Сергию Голубцову . будущему архиепископу Новгородскому и Старорусскому, перепечатать текст «Иконостаса». Архиепископ Сергий, кроме машинописной копии, сделал также коцепей «Иконостаса», который. видимо, был передан на Запад: позднее, пол названием «Икона», его анонимно опубликовали в «Вестнике русского западно-европейского патриаршего экзархата» (Париж. 1969. Л» 65. Янв.– март. С. 39 64) (Дунаев А. I.. Флоренский II. В. Указ. соч. С. 20). 662 Успенский JI. А. Вопрос иконостаса//Вести, русского западно-европейского патриаршего экзархата. 1963. Л» 44. Окт.– дек. С. 223. 667 Там же. С. 230. См.: «И так. братин, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть свою» (Бвр. 10: 19–20). 669 Там же. С. 232. Обзор литературы о Деисусе см.: Щенникова Л. А. Деисус в Византийском мире: Историографический обзор//Вопросы искусствознания. 1994. С. 132–163. 670 Успенский Л. ,1. Вопрос иконостаса. С. 233. Далее в статье излагается история иконостаса XY1-XVIII вв., раскрывается иконографический состав и дается смысловая характеристика каждого ряда, а также решается множество важных вопросов, касающихся иконостаса (например, о соотношении системы росписи и иконостаса), рассмотрение которых выходит за рамки темы нашей статьи. 671 Успенский Л. Исихазм и расцвет русского искусства//Вести, русского западноевропейского патриаршего экзархата. Париж. 1967. 60. Окт,–дек. С. 252–270. Дополненный вариант см. в кн.: Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989. С. 207–238. 678 Иконостас: Происхождение – Развитие – Символика: Международный симпозиум 4–6 июня 1996 г. Тез. докладов. М., 1996. С. 26–30. 54; ем. также: Мусин А., диакон. Возникновение многоярусного иконостаса и древнерусское литургическое сознание. С. 42–44. См. статью в наст, сборнике: Лидов А. М. Иконостас: Итоги и перспективы исследования. С. 11–32.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010