2 Слушайте, горы, тяжбу YHWH, постоянные основания земли! Ибо тяжба у YHWH с народом Его, с Исраэлем входит в спор. 3 Народ Мой! Что Я сделал тебе? Чем отягощал тебя? Отвечай Мне! 4 Я вывел тебя из земли Мицраим, из дома рабства искупил тебя, послал пред тобою Моше, Анарона и Мирьям. 5 Народ Мой! Вспомни, что задумал Балак, царь Моава, и что отвечал ему Билъам, сын Беора, от Шиттима до Гильгаля, чтобы познать благодеяния YHWH. 6 С чем предстану пред YHWH, склонюсь пред Богом Всевышним? Предстану ли пред Ним со всесожжениями, с однолетними тельцами? 7 Будут ли приятны YHWH тысячи баранов, десятки тысяч потоков елея? Отдать ли первенца за моё преступленье, плод чрева моего – за грех души моей? 8 Сказано тебе, человек, чтó добро и чего YHWH требует от тебя: творить правосудие, любить милосердие и смиренно ходить с Богом твоим. Литературный жанр этого пророчества – , тяжба, судебный процесс 290 . Тексты в этом жанре нередко встречаются у пророков. Обычно обвинительные речи заканчиваются приговором и осуждением, и в следующей речи ( Мих.6:9–19 ) такой приговор будет оглашён. А здесь YHWH наставляет свой народ на исторических примерах и учит, как ему следует себя вести. Слушайте, что говорит YHWH… Вводные слова. Пророк обращается к своей аудитории. Дальше следует прямая речь YHWH: …встань… Пророку повелевается встать: . Ему поручается выступить организатором судебного процесса, и он должен встать, чтобы дать этому процессу – тяжбе YHWH со своим народом – начало. …призови на суд горы, и холмы да услышат твой голос! Это поручение можно понять двояко: и как повеление судиться с горами, и как повеление пригласить горы на процесс против Исраэля в качестве свидетелей (в Мих.1:2 такое приглашение звучало для народов и для земли) 291 . Горы () и холмы () сами подвергаются суду, или они – свидетели на суде? В свете следующего стиха ( Мих.6:2 ) более логичным представляется второе. Поэтому переводим через призови на суд горы. Конечно, буквально следовало бы перевести: судись с горами – в подавляющем большинстве случаев синтагма означает судиться с кем-нибудь или спорить с кем-нибудь. Однако, не всегда: иногда предлог имеет значение перед, в присутствии: напр., Быт.20:16 ; Ис.30:8 292 . Поэтому можно было бы перевести и так: судись пред горами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

» (2 Фес. 2:3-4). Сатана глумится и еще более будет глумиться над Церковью, где есть святыни, а не над нами, ведь у нас их Итак, святыни - это совсем другое, чем идолы. Святыни были у народа Божия в Израиле. Их весьма почитали и поклонялись им, как святыням. Святыни есть и у Новозаветной Церкви и их у Нее еще больше, чем было у Ветхозаветной; и по Библии Церковь будет иметь их до прихода антихриста. Через святыни Бог творил в Ветхом и в Новом Заветах чудеса. Немало чудес творит Он и до сих пор в Церкви. Почему же мы не имеем никаких святынь и не почитаем их? Почему отвергаем, что Бог и сегодня может совершать чудеса посредством святынь, ведь и в Ветхом Завете, и в Новом Завете, и в истории ранней Церкви засвидетельствовано множество таких случаев? Глава 3. Об иконопочитании и молитвенном общении земной и небесной Церкви   Иконы являются для нас, пожалуй, наибольшим камнем преткновения в Православии. Мы обвиняем православных сразу в трех непростительных грехах: 1) в нарушение запрета делать изображения; 2) в идолопоклонстве; 3) в молитве умершим, что по-нашему является или почти, или именно спиритизмом. Прежде, чем начать обсуждение этого вопроса, опять хочу обратить ваше внимание вот на что: в течение двух тысяч лет лучшие умы, лучшие богословы всматривались в Писание, изучали Его и творили Православие. Неужели за все это время никто не заметил тех мест Писания, которые запрещают делать изображения и поклоняться идолам? Как сами православные на основании Библии отстаивают истину иконопочитания? Давайте разберемся со всем по порядку. 1. Можно ли делать изображения вообще? Во Вт. 4:15-19 Бог запрещает делать всякое изображение: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил с вами Господь... дабы вы не... сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой...». Итак, в чем суть этого запрета? Неужели Бог запрещает нам рисовать что-либо и как-либо? Тогда и мы вместе с православными подпадаем под свое же обвинение, ведь мы рисуем, делаем детские Библии с рисунками, фотографируемся, а ведь все это - изображения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

     Сегодня мы слышим из Апостола довольно необычные слова. Их необычайность состоит в том, что святой Павел рассказывает о себе, о своем духовном опыте. Мы можем прочитать в его Посланиях множество наставлений и советов о христианской жизни, но редко где он делится личными молитвенными переживаниями. К сожалению, внутренняя жизнь величайшего христианского проповедника всех времен почти неизвестна нам. И вот сегодня он открывает нам нечто о себе. «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”» (2 Кор. 12:7–9). Перед тем как приступить к рассмотрению этих слов, необходимо вспомнить и удержать в памяти, какой человек произнес их. Это человек, который воскрешал мертвых и сам был неуязвим для ядовитых змей; человек, прошедший с проповедью полмира и обративший в христианство десятки тысяч людей; тот, кому неоднократно являлся Христос; тот, кого язычники однажды приняли за бога и хотели принести ему жертву; человек, который «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова» (2 Кор. 12:4); тот, о ком апостол Петр говорил: возлюбленный брат наш Павел. Даже через головные повязки и опоясания Павла творились чудеса: изгонялись бесы и исцелялись больные. И вот он, этот человек, говорит о себе: «чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть». Вдумаемся в эти слова, братья и сестры. Если это «жало в плоть» (что это такое, скажем позже) было «дано» Павлу, значит была реальная опасность превозношения. И это у него, у первоверховного апостола, исцеляющего больных и воскрешающего мертвых! У того, кому неоднократно являлся Христос и говорил с ним! У того, кто сказал: «уже не я живу, но живет во мне Христос!» (Гал. 2:20). Да неужели такой человек может превознестись? Он ведь все прекрасно понимает! Да, понимает. И тем не менее превознестись может. Более того, у людей, которые все знают и понимают, как раз и больше риска «попасть» по части гордыни. И именно потому, что они все понимают!

http://pravoslavie.ru/116265.html

б) Иларий : «если ангелы малых ежедневно видят лице Отца нашего Небесного (Матф. 18:10): то можем ли мы не страшиться свидетельства тех, которые ежедневно, как мы знаем, и с нами пребывают, и предстоят Богу?;» в) Евагрий : «нечестивый отделяет себя от ангела, данного ему с самого детства, потому что духовное дружество возможно только при добродетели и познании Бога, через которые мы и входим в содружество с святыми ангелами.» 2.3. Наконец, соответственно словам святого Павла: е все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14), учители Церкви полагали, что вообще «служение нам ангелов (хранителей) состоит в том, чтобы, но воле Божией, способствовать нашему спасению.» В частности же говорили, что ангелы суть: а) Верные наставники наши в вере и благочестии (4 Цар. 1:3,15—17; Зах. 2:3; Суд. 2:1—6). «(Ангелы) суть пособники наши в уразумении заповедей и воли Божией, пишет Иларий, приносящие нам блаженное успокоение... К ним возводятся очи: потому что чрез них, посредством наставлений, совершается восхождение ума к высшему и вечному.» «Когда я жаждал большого успеха., свидетельствует о себе Иоанн Лествичник, то в сем случае просвещал меня явившийся мне ангел.» б) Хранители душ и телес наших (Пс. 90:10—11). Сюда относятся свидетельства: аа) Василия Великого : «как городские стены, вокруг облегая город, отовсюду отражают вражеские нападения; так и ангел служит стеной спереди, охраняет сзади, и с обеих сторон ничего не оставляет неприкрытым. Посему-то падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится (Пс. 90:7) удар любого из врагов, ибо Ангелам Своим заповедает о тебе (11);» бб) Амвросия : «рабов Христовых охраняют от напастей более те, которые невидимы, т.е. ангелы., нежели те, которые видимы;» вв) Илария : «при своей немощи мы не могли бы противостоять всем злобным нападениям стольких врагов духовных, если бы нам не были даны для защиты ангелы;» гг) Феодора Студита : «ты имеешь близ себя Господа, которого любишь, имеешь и ангела, хранителя жизни твоей, которого служение состоит в том, чтобы избавлять тебя от всех зол.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

в) Размеры Нового Иерусалима ( Откр.21:15–17 ) 15 Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. 16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. 17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Космическое величие Нового Иерусалима еще более отмечено его формой и размерами. Он представлен как гигантский куб, который, кажется, достигает небосвода. Само измерение города измерительной тростью восходит к пророку Иезекиилю, который на высокой горе увидел: «Вот муж, которого вид как бы вид блестящей меди, и льняная вервь в руке его и трость измерения, и стоял он у ворот» ( Иез.40:3 ); и далее следует подробнейшее описание измерения храма. «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта». Город на квадратной площади? Это объясняется тем, что в плане квадратными были также великие древние города: Ниневия и Вавилон. Но святой город не только квадратный в плане. Он имеет форму куба. Его длина, ширина и высота равны. Это очень важно, потому что в античном мире и квадрат, и куб считались совершенными формами. Нам сегодня странно это слышать, но у Платона и Аристотеля добрый человек именуется «тетрагоном», то есть четырехугольником. Так же считали иудеи. Жертвенник всесожжения, жертвенник курения и другие священные предметы были кубическими или квадратными ( Исх.27:1 ; Исх.30:2 ; Исх.28:16 ). Эта форма вновь и вновь встречается в видениях нового Иерусалима и нового храма у пророка Иезекииля ( Иез.41:21 ; Иез.43:16 ; Иез.45:2 ; Иез.48:20 ). Наконец, Святая Святых в Соломоновом храме было выполнено в форме совершенного куба ( 3Цар.6:20 ). Иоанн вложил в свою картину кубического города символический смысл: весь святой город – это Святая Святых, обиталище Бога среди людей. Символичны и размеры города. Каждая сторона его равна 12 000 стадий. Одна стадия равна приблизительно 200 м, и каждая сторона, следовательно, равна 2 400 км. Уже раввины говорили о Новом Иерусалиме, что он будет до самого Дамаска и займет всю Палестину. Но город с такой площадью, как у Иоанна, гораздо больше Палестины. Он невообразимо велик. Совершенно очевидно, что Иоанн тем самым хочет сказать, что в святом городе будет место для каждого. Но не только это. По античным представлениям, как уже было упомянуто, земля имеет форму квадрата. На его четырех углах стоят столбы, поддерживающие небесный свод. Таким образом, вполне возможно, что размеры гигантского куба Нового Иерусалима на новой земле символизируют, что он объемлет весь мир, от земли до неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В это время в Иерусалиме было множество паломников, среди которых немало было евреев-иностранцев, приехавших на родину отцов к празднику Пасхи и проводивших время в Иерусалиме до праздника Пятидесятницы. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Народ дивился этим непонятным для них звукам, исходящим с высоты небесной и наполняющим дом. Но еще больше они удивились, когда апостолы, выйдя из горницы, стали говорить с каждым из них на их родном языке. Люди изумлялись и спрашивали друг друга: « Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян.2:7–8).Нашлись и насмешники, которые говорили: « Они напились сладкого вина » (Деян.2:13). Тогда апостол Петр обратился ко всем собравшимся и объяснил, что они видят и слышат, как сбывается предсказание пророка Иоиля о даровании Духа Божия всем людям, что Духа Истины послал Своим ученикам Иисус, Которого начальники иудейские убили, но Который воскрес из мертвых, чему все апостолы были свидетелями. Заканчивая речь, апостол сказал: « Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли » (Деян.2:36). Проповедь Петра так подействовала на сердца слушателей, что более трех тысяч человек в тот день уверовало в Иисуса Христа и приняли крещение. День Пятидесятницы это день рождения Церкви Христовой – общества верующих, соединенных с Богом и друг другом общей верой и святыми Таинствами. Начиная со дня Пятидесятницы Дух Святой всегда пребывал с апостолами и учил их свидетельствовать о Христе. Апостолы пошли в мир, просвещая его светом евангельского учения. Как и предупреждал Господь, на апостолов обрушились гонения и преследования со стороны иудеев и язычников, но ничто и никто не мог запугать, удержать и разлучить апостолов от любви Христовой, Который сказал им: « Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф.28:20). Раздел 3. Основы православного вероучения Символ веры Символ веры − это краткое изложение важнейших истин христианства. Церковь в лице православных христиан исповедует свою веру, произнося Символ веры на Божественной Литургии и при совершении Таинства Крещения.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Василий Великий ( Basil. Magn. Hom. 11. 3//PG. 31. Col. 376). «Опечалился Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. ...Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие!»- уточняет свт. Тихон Задонский (Т. 2. С. 174). Свт. Иоанн Златоуст называет З. «корнем убийства» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 54. 2): как Каин по З. убил брата, так и Исав замыслил убийство брата Иакова, получившего благословение от отца (Быт 27. 30-41); З. заставила Лавана преследовать Иакова (Быт 29. 15-29) ( Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 2). Саул вознегодовал на Давида, что ликующие жены ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» - 1 Цар 18. 8 слл.). Бытописатель повествует о сыновьях Израиля. Более всех любил отец Иосифа, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец больше любит Иосифа, позавидовали ему и возненавидели, и еще больше возненавидели, когда Иосиф по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему возвышение ( Cypr. Carth. De zelo et livore//PL. 4. Col. 641),- так что продали братья его в рабство (Быт 37). Однако Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия З. Последняя из 10 заповедей ВЗ предупреждает от З.: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5. 21). Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30) Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30) З. вызывают у фарисеев благодеяния, к-рые оказывает Иисус Христос ближним (ср.: Ин 7. 31-32; Мф 12. 13-15, 22-24). Народ дивился совершаемым Им чудесам, рассуждая, не это ли Христос? Казалось бы, что особенного сказал народ, замечает свт.

http://pravenc.ru/text/182433.html

«Где я будут находиться в ближайшие миллиарды лет?» Актуальный вопрос. Нас иногда интересует: где мы будем завтра? Попадем мы на работу или нет? А вот задуматься, где проведем ближайшие миллиарды лет – вот это более актуально, чем забота о земной временной жизни. Поэтому религиозные проблемы – это не вопрос досуга. Повторяюсь: это не вопрос досуга, куда пойти в воскресный день – в храм или на рынок. Это вопрос жизни и смерти, потому что эта земная жизнь и дана человеку для того, чтобы он проявил свою свободную волю или в добре, или во зле. Потому что идет последняя битва между Ангелами, и Бог сделал так, что полем этой битвы является сердце каждого из нас. И мы можем оказаться как в одном воинстве, так в другом. Надо сказать, что в нашем сердце силы добра действуют с переменным успехом – то всё нормально, то плохо. Но в любом случае, надо воспитывать в себе постоянство в духовном делании, для того чтобы одержать победу над силами зла. Именно поэтому в 12 стихе сказано: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» ( Откр.14:12 ). Мы должны проявить «терпение святых». Да, а может быть, это не к нам относится? Мы святые или нет? Кто мы такие? Мы – грешники. Но Бог видит нас святыми. Потому что Бог Отец смотрит на нас через Своего Сына, а Сын взял на Себя все наши грехи. Бог видит нас через Своего Сына святыми. Смотрите, апостол Павел пишет Послание Коринфянам, 1 Послание? «Призванным святым…» ( 1Кор.1:2 ). Дальше тоже пишет: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир…» – называет их святыми ( 1Кор.6:2 ). А в середине что он пишет: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» ( 1Кор.5:1–2 ). У них был какой-то коллективный грех. Человек впал в кровосмешение, они все возгордились. Чем они возгордились? Я вот до сих пор не могу понять. Но это не мешало Павлу в начале сказать: «призванным святым», и в конце сказать: «Приветствуйте друг друга святым целованием» ( 1Кор.16:20 ). Потому что, несмотря на то, что мы согрешаем, в глазах Бога Отца через ходатайство Его Сына, ходатайство Его Крови, пролитой за наши грехи, мы – святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Диспут со «Свидетелями Иеговы» (Продолжение) О крещении младенцев. О наименовании «свидетели Иеговы». О Святой Троице. О Божественности Христа Протоиерей Олег Стеняев Свидетели Иеговы      Часть 1 . Часть 2 . О крещении младенцев Свидетель Иеговы: – Я хотел бы рассмотреть вопрос о крещении младенцев. Мы верим, что Крещение может быть совершено только над достаточно взрослыми людьми, чтобы их можно было научить: «А потому идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа» (ПНМ Мф. 28, 19); «И всем сердцем принявшие его слово крестились, и в тот день присоединилось около трех тысяч душ» (ПНМ Деян. 2, 41). Крещаемый должен быть научен начаткам веры, также он должен сознательно выразить свое намерение о Крещении перед Богом: «И есть нечто подобное, спасающее теперь вас, крещение (не избавление от телесной грязи, а просьба к Богу о чистой совести), через воскресение Иисуса Христа» (ПНМ 1 Пет. 3, 21). Все это невозможно для младенцев: ни научение, ни волеизъявление. Чем вы руководствуетесь, когда крестите детей? Православный: – Прежде всего, мы исходим из того, что таинство Крещения несет в себе избавление от грехов, в котором нуждаются в том числе и дети. Сказано: Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю (1 Кор. 1, 16; подобно: Деян. 10, 6; 11, 12–14; 16, 15; 16, 33). Понятие «дом» (греч. οκον) в те времена было достаточно широким и вмещало в себя всех домочадцев, слуг и рабов с их семьями – как взрослых, так и детей. Как вы думаете, дети находятся под грехом? Свидетель Иеговы: – Нет! Они не имеют на себе осознанных грехов. Библия учит, что дети святы. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор. 7, 14). Они, дети, как мы видим, освящаются своими верующими родителями и не нуждаются в крещении. Тем более что Крещение не снимает грехов. Сам Иисус крестился не для очищения грехов: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2, 22). Своими страданиями Он приводит нас к Богу, и никакие обряды не могут этого подменить или заменить: … Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом … (1 Пет. 3, 18). Вода не снимает грехи, а только его кровь: «Но если ходим во свете, как и сам он во свете, то мы в общности друг с другом, и кровь Иисуса, Сына его, очищает нас от всякого греха» (ПНМ 1 Ин. 1, 7).

http://pravoslavie.ru/106551.html

Затем пребывающее в разделе как могут назидать живущих в мире, или в случае нужды склоняя их к миру, или убеждая к исполнению других заповедей, если сами на себя навлекают худое подозрение тем, что не соединяются? Сверх сего слышим, что пишет Апостол к Филиппийцам: «дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего (не делайте) по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе (только) каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2, 2 — 4). Какое же доказательство смиренномудрия больше того, что и настоятели братства подчиняются друг другу? Ибо, если они равны по духовным дарованиям, то для них лучше подвизаться вместе, как показал нам это сам Господь, послав Апостолов «по два» (Марк. 6, 7). И каждый из них, без сомнения, пожелает с радостно подчиниться другому, памятуя слово Господа, Который говорит: «унижающий себя возвысится» (Лук. 18, 14). А если случится, что один ниже, а другой выше, то гораздо полезнее для немощного, если будет принять в сообщество более крепким. И не явное ли это преслушание апостольской заповеди, в которой говорится: «Не о себе (только) каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2,4) Ибо, как рассуждаю, при отдельном жительстве невозможно в этом успеть, когда каждое братство имеет попечение собственно только о принадлежащих к нему, чуждается же заботливости о других, что, как сказал я, очевидно противоречит апостольской заповеди. И из многократного в Деяниях свидетельства о святых, о которых пишется в одном месте: «уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4, 32); и в другом: «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (Деян.2, 44), видно, что у них не было никакого разделения, никто не жил по своей воле, но все управляемы были, состоя под одним и тем же попечением и это соблюдалось при числе, доходившем до целых пяти тысяч, от чего, может быть, не мало было и такого, что по человеческому расчету казалось препятствием к соединению. А если в каждом селении находящееся число братий гораздо меньше, то какая причина дозволит им разделяться между собою? О, если бы возможно было, чтобы не только собравшиеся вместе в одном селении жили всегда вкупе, но чтобы и многие братства в различных местах, под единым попечением людей, способных нелицеприятно и мудро устроять полезное для всех, назидаемы были в «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3)! Вопрос 36. Об оставляющих братство

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010