3:5–7. Тайна Христова открывается духу человеческому только Духом Святым; это неотъемлемое евангельское правило христопо-знания (ср. 1 Кор 2:10–12). Оно равно необходимо для всех Апостолов, для всех Пророков, для всех людей всех времен. Но почему же тогда тайна Христова прежде открыта — — святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, для того, чтобы через них Духом Святым быть открытой и остальным людям. Для чего? — чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, — sugklhronTma ka€ sЪsswma — и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе. Живя Евангелием Христовым, люди становятся сынами Божиими, а значит и наследниками, и сонаследниками всех Божественных богатств Христовых (ср. Гал 4:7; Рим 8:17). Живя Евангелием Христовым, люди становятся сотелесниками Христовыми: совоплощаются телу Христову, Церкви, становятся живыми членами, частицами, клеточками ее богочеловеческого организма, живут в нем соборно, вместе со всеми святыми, сохра-няясь теми же Божественными святынями и силами. Одно тело — и множество сотелесников; одна Церковь — и множество верных. По-этому Церковь не есть обычное содружество человеческое, в кото-ром члены связаны определенным образом, но богочеловеческий организм, живое тело, в котором члены один для другого сотелес-ники, связанные единой жизнью, всеми жизненными силами и действиями. У них одно тело, одна душа, одно сердце, одна совесть, одна истина, одна правда, одна любовь, одна жизнь, один рай, одна вечность. — Живя Евангелием Христовым, люди становятся сопричастниками обетований Божиих, которые все имеют свое воплощение во Христе: ибо все обетования Божии в Нем “да” и в Нем “аминь” (2 Кор 1:20). — Отсюда, по слову святого Афанасия Великого: “Мы уже спасаемся как сотелесники Слова” 2 . Таким образом, апостол Павел стал слугой Божественного Еван-гелия по дару благодати Божией, а не по своим человеческим за-слугам. Для такого Божественного служения человеку необходимы Божественные силы, которые ему по мере необходимости подает и додает Сам Господь Евангелия. Служитель Евангелия Божия может успешно осуществлять свое домостроительство благодати Божией (Еф 3:2) только благодаря ее постоянной помощи и содействию. Наибольший труженик и ревнитель Евангелия Христова свое слу-жение Евангелию полностью приписывает действию благодати Божией и утверждает, что оно вверено ему действием силы Божией — kat¦ mБj аЩтоа. И этот равноангельский служитель Божий смиренно говорит: “Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною” (1 Кор 15:10).

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

(5) Я считаю эту работу своей насущнейшей задачей, потому что, насколько я знаю, ни один из церковных писателей до сих пор не потрудился такое предпринять. Надеюсь, что моя работа будет очень полезна тем, кто внимательно прислушивается к поучительным урокам истории. (6) Я уже раньше дал в своей " Хронике " краткий очерк событий, подробный рассказ о которых намерен дать сейчас. (7) Изложение мое начнется, как я уже сказал, с Домостроительства Христова и объяснения Его природы: по глубине и силе она выше человеческого понимания. (8) Собирающийся писать историю Церкви обязан начать с того часа, когда Христос — от Него удостоились мы получить и свое имя — положил основание своему Домостроительству, более Божественному, чем это кажется многим. 2 Природа Христа двойная: одна похожа на голову тела — в ней признаём мы Бога; другую можно сравнить с ногами — Он облекся в нее ради нашего спасения и стал Человеком той же природы, что и мы. Изложение последующих событий будет безукоризненным, если мы расскажем всю историю Слова, начиная с самого высокого и главного; таким образом тем, кто считает, что христианство возникло не раньше вчерашнего дня, будут показаны его древность и Божественность. (2) Происхождение, достоинство, сущность Христа и Его природу не в силах изъяснить никакое слово, как и говорит Дух Божий в пророчествах: " Род Его кто изъяснит? " Ибо никто не знает Отца, кроме Сына, и никто не знает Сына по достоинству Его, кроме Отца, Его родившего, — Свет премирный, предвечную Мудрость, разумную и сущностную, (3) живое и изначально у Отца пребывающее Слово Бога. Кто, кроме Отца, в чистоте поймет Его, до создания и устроения всего видимого и невидимого первое и единственное Рождение Отца, Архистратига разумного и бессмертного небесного воинства, Ангела великого Совета, Исполнителя мысли Отца, невыразимой словом, вместе с Отцом Создателя всего, второй после Отца Причины всецелого, истинного и Единородного Сына Божия, Владыку, Бога и Царя всего сотворенного, приявшего от Отца господство и силу, а также Божество, могущество и честь, ибо по таинственному богословию Писания: " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть " ? (4) Так и великий Моисей, самый древний из всех пророков, описывая по внушению Духа Божия, как была создана и устроена вселенная, учит, что Творец ее и Создатель всего не кому иному, как Христу, именно Божественному перворожденному Слову Своему, поручил создание низших тварей, и представляет беседу Их о создании человека: " Сказал Господь: сотворим человека по образу и подобию Нашему " . (5) За эти слова поручительствует другой пророк, который в своих песнопениях так рассуждает о Боге: " Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось " . Он вводит Отца и Создателя как верховного Владыку, царственным мановением повелевающего, а Слово Божие — вторым по Нем, То Самое, Которое было нам проповедано, Которое исполняет Отеческие повеления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

7 . Так завершается Икономия (Домостроительство) Троичного Бога и начинается безначальное и бесконечное Благословенное Царство Отца и Сына и Святого Духа, одна вечная и небо-земная Богочеловеческая Литургия, «Божественная мистагогия» ( θεα μυσταγωγα) 305 , вечная Божественная Евхаристия, в которой участвуют (причащаются) все дети Божии с неба и земли, но более всех и над всеми – человек, любимое чадо Божие. Так исполняется «Великая Тайна» Агнца Божьего и Невесты Его, Церкви, в Небесном Иерусалиме 306 , как говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:32 ). А также в Послании к Евреям: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета – Иисусу ( Евр. 12:22–24 , ср. Откр. 21–22 ). В этой небесной Литургии, говорит святой Златоуст, «мириады ангелов и тысячи архангелов, и соборы пророков и хоры мучеников, и соборы различные» 307 непрестанно прославляют Бога в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века ( Еф. 3:21 ) 308 . Святой Иоанн Златоуст к этому добавляет: «один грешник (не покаявшийся) исключается из этого священного хора; и справедливо. Грех есть злой и свирепый зверь, не только выказывающий злость к сослужебным ( σνδουλα) ему существам, но изливающий яд злобы и на славу Господню». Поэтому отсечён грешник: «Так и отличный музыкант отсекает от стройной кифары разногласящую струну, чтобы она не расстраивала согласия прочих звуков (хора); так и искусный врач отсекает загнивший член, чтобы зараза от него не перешла на прочие здоровые члены» 309 . То же самое подчёркивает апостол Павел, когда говорит: ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф. 5:5 ; ср. 1 Кол. 6:9–10 , Гал. 5:21 ). Это, и такое осуществление Икономии Божией во Христе как Царства Его не только дело эсхатологии, но и реальность Церкви – здесь и сейчас 310 . Ибо и само Царство Божие не что иное, как Церковь , или, ещё точнее сказать, Царство Божие это – Сам Богочеловек Христос, в Котором уравниваются Царство и Церковь Божия 311 . Поэтому отношение Царства Божия и Церкви понимается и объясняется только христологически и пневматологически, «во Христе», Который как «Царь веков» ( τν ανων , миров, 1Тим. 1:17, 6:15–16 ; Евр. 1:2 ), охватывает и сегодняшний и будущий век, это история и эсхатология, время и вечность, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( ατς – Евр. 13:8 ) 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

    XXXV. A теперь вновь буду спрашивать я, а ты мне отвечай. Не ходи вокруг да около, а скажи прямо: всесилен ли Сын Божий? да или нет? [Положим,] ты скажешь: «не знаю, ибо не постигаю силы Божией». Но, если не постигаешь [Его] силы, как же [тогда] разделяешь Его соединение, не зная, какой силой Он соединяется? Если же, наоборот, скажешь, что Он не всесилен, то постыжает тебя Божественное Писание, сказавшее: «знаю, что Ты все можешь, и нет для Тебя невозможного» (Иов 42:2). А если исповедуешь истину и скажешь: «да, поистине Бог всемогущ», то о происшедшем и [засвидетельствованном] в Писании домостроительстве [Божием] более уже не ищи [этого] «как», ибо [этим] ты показываешь неверие в то, что Он всемогущ; а если Он всемогущ, то более не ищи этого «как». Если же [тебе] нужно знать это «как», то Он для тебя более уже не всемогущ.     XXXVI. Uбo скажи мне [хотя бы] меньшее (так как оно меньшее, как мы сказали выше): как из ничего Он создал небо и землю, море и все, что в них? Если же не имеешь, что сказать об этом, то не суемудрствуй о более удивительном: как Он вочеловечился, или как через плоть бесстрастно пострадал, и не покушайся исследовать [это] естественным порядком, а веруй, что Он, будучи всемогущим, как захотел, так и сотворил. Или ты не слышал в Писании, что все, что восхотел Господь, Он сотворил (Пс 134:6)?     XXXVII. Haм нужно только веровать тому, что говорит о Нем Божественное Писание, а не исследовать, «как» [Он сотворил то или иное]. Писание же говорит, что Иисус Христос есть Сын Божий, и что ради нас Он воплотился, ради нас пострадал, ради нас распят, ради нас умер, ради нас погребен, и воскрес, и вознесся, и село одесную Отца, и грядет судить живых и мертвых, и пребывает во веки. Будем же веровать, что Слово бесстрастно претерпело и сотворило все то, о чем сказано в Божественном Писании. А так как [Писание] не говорит, каким [именно] образом, то [и мы] не будем исследовать. [Но] написано, что благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота Божества телесно (Кол 1:19; 2:9). И если же Он Сам так благоволил, зачем нам разыскивать, как[именно], (22.) или пытаться разделять Его в [Его] делах и приписывать некоторые из них Его Телу, а другие — Обитающему [в Теле]? Как если бы Он, по нашему рассуждению, иногда обитал [в Своем Теле], а иногда не обитал. Еще написано: «от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим 9:5). Видишь, как [Писание] везде исповедует воплощенного и неразделимого Сына Божия?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Если тайна учения Спасителя о спасении где-то и присутствует вся без остатка, то это в Его учении о «любви». Он учит о любви как о спасительном подвиге, с помощью которого выстроено всё Богочеловеческое домостроительство спасения, ибо Сам Он есть всесовершенная Любовь: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8; ср.: 1Ин.4:16). По этой всебожественной любви Он и пришел в мир сей ради спасения мира (см. Ин.3:16), ради спасения закоренелых грешников (см. Рим.5:8-9). И когда Спаситель учит о любви, то учит как воплощенная, олицетворенная Божественная Любовь, как Бог, вторым именем Которого могло бы быть — Любовь. Так как Его учение о любви есть учение воплощенного Бога любви, то любовь, которой Он учит, — исключительна и уникальна в своем роде. В этом отношении, как и в любом другом, Он есть совершенно новое явление и всецело новая Личность в истории мира. Посему справедливо Свою любовь Он называет новой и заповедь об этой любви — новой заповедью.    Открывая Своим ученикам на Тайной вечере тайну Своей любви и Своего учения о любви, Спаситель говорит им: «Заповедь новую даю вам; да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34). А новизна любви Спасителя в том, что она — Богочеловеческая, что Он есть Бог любви и как Таковой содержит в Самом Себе силы любви для всех и вся. Прежде всего, для Своих врагов. В этой новой заповеди о новой любви главное то, чтобы Христовы последователи любили друг друга любовью Богочеловеческой — «как Я возлюбил вас».    Богочеловеческая любовь изобилует всеми совершенствами Троичного Божества, Которое есть Любовь. Она проявляет себя в соблюдении Богочеловеческих заповедей: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). Так как Сам Богочеловек есть Любовь, то и соблюдение Его заповедей наполняет человека Божественной любовью, которой и в которой живет Трисолнечное Божество. Ведь в душу, исполненную Богочеловеческой любви, вселяется и обитает в ней Божественная Троица, по всеистинному слову Господа Иисуса: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам... Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:21, 23).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Ступенями Великого Поста Господь ведет нас к узнаванию другой, новой, глубокой, молитвенной жизни. Жизни, полной благодарения, тишины, радости, сердечного мира, в которой каждый новый день пронизан ароматом Тайны Божественной Любви. Господь хочет, чтобы мы были включены в настоящую полноводную, благодатную духовную жизнь, которая начинается здесь и сейчас и простирается в Вечность! Падая и вставая вновь, разбивая в кровь колена своего сердца, человек призван всю жизнь учиться. Учиться верить. Учиться плакать и радоваться. Учиться молиться и думать. А главное - учиться любить. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том - для чего жить». Крест Христов напоминает нам о том - для чего нам дана жизнь. А правда, для чего? Чтобы еще здесь на земле, как говорит блаженный Августин, «насытиться адом.... зарасти бурьяном темной любви»? Бессмысленно ходить по улицам своей жизни, теряя годы, теряя время, теряя самого себя? У Данте в аду есть образ бегущих, которые наказаны тем, что все время должны бежать, сломя голову. Есть такая внутренняя суета, внутренний бег, который нас изматывает страшнее, чем бег физический внешний. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит про Евангелие, написанное им: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20,31). Крестная Жертва - это Тайна, вокруг которой, как вокруг солнца, вращается весь мир! Вся земная жизнь Спасителя от Воплощения и до Вознесения является Домостроительством и имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва - это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова. Почему? Потому что Сам Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12,27). Пришел, чтобы избавить нас от проклятия и смерти! От ада и бессмысленности! Апостол Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5,8). Крестная Жертва - это проявление великой, неистощимой Божественной Любви к человеческому роду: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Распростертые на Кресте длани Спасителя обнимают весь мир, все концы Вселенной. В этих объятиях - все человечество, каждый из нас! «Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? - вопрошает святитель Иоанн Златоуст. - Для того, чтобы примирить с Собой людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным». А избранным становится тот, кто отвергшись себя, берет свой крест и следует за Христом.

http://pravoslavie.ru/102046.html

Акцент делается на особый вид отношений между Богом и призванным народом. Для этих отношений характерно правильное соотношение принципа свободы в сочетании с размерами власти и господства. Причем признание еврейского народа не унижает и тем более не отвергает остальные народы. Устанавливая завет с еврейским народом, Господь не оставляет попечение о других народах. Весь остальной мир жил обыкновенной своей жизнью и имел свои пути познания путей Божиих. Еврейский народ призван Господом из среды прочих народов как их представитель, но он не выделен из среды отверженной. Преимущество призванного народа состоит не в том, что он занял исключительное положение у Бога, а в том, что он явился важнейшим звеном в служении всего мира целям божественного домостроительства. «Итак, какое преимущество быть иудеем или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие» ( Рим.3:1-2 ) Еврейский народ был призван для особых целей слушать глас Божий, то есть принимать непосредственные откровения от Бога, ходить во всех путях Его, хранить заповеди, оправдания и судьбы Его, какие Он будет открывать всему миру. При этом надо учесть, что Господь не отказался от общих Своих прав владычества и промышления над остальными народами. «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него» ( Ис.45,23-24 ) «Ибо от востока до запада велико будет имя Мое между народами и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» ( Мал.1:11 ) Не случайно при заключении Завета с еврейским народом Господь подчеркивает «ибо Моя вся земля» ( Исх.19:5 ). Мелхиседек, царь Салима, праведный Иов являются живыми и яркими свидетелями Божественного попечения обо всем роде человеческом. Они не были евреями, но были исполнены благодатной силы и духовной жизни. «Пророк Моисей в земле медиамской встречает доброго и благочестивою человека, которого сам же он называет священником. Это Иофор, на дочери которого и женился Моисей. Пророк Валаам также представляет другие народы по отношению к народу еврейскому, но о нем известно было, что благословляемые им будут благословенны у Бога и проклинаемы им будут прокляты Богом ( Чис.22, 23, 24 гл.)

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Благословенная Богородица «Радуйся, земле ненасеянная!» – необычное наименование Богородицы. У пророка Иеремии мы встречаем слова: «Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную » (Иер. 2: 2). Через пустыню пришло избавление избранному народу от египетского плена, через Матерь Божию пришло ныне нам избавление от греха. «Пустынею, которую не возмущала жизнь человеческая» , называет гимнограф Богородицу, Она была без осквернения, Чистая, Непорочная Дева «и как капля, каплющая на землю» (Пс. 71: 6), так как в Ней воплотился Христос. «Сим ясно представил нам пророк человеческое рождение, совершившееся без шума, крайне безмолвно и таинственно» , – пишет блаженный Феодорит Кирский. «Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит. «Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит Дева принимает Самого Бога во чреве, рождает и Девой до нынешнего дня пребывает. Свершается то, что было открыто в пророчестве Моисею: «Мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова» (Лк. 20: 37). Спаситель в мир приходит. «Радуйся, глубино неудобозримая!»: «Я трепещу, начавши измерять бездну божественного человеколюбия, ужасаюсь, побуждаемый исследовать глубину божественного домостроительства» , – говорит святитель Фотий Константинопольский. «Неудобозримая»: в греческом оригинале «δυσθερητον» – с трудом поддающаяся изучению, пониманию . Не можем умом осознать глубину Милости Божией, а Мария Дева вместила ее в Себе. «Радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде!»: выше уже говорилось о Моисее. Теперь же вспомним слова патриарха Иакова, во сне видевшего лестницу Небесную – прообраз Боговоплощения: «Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28: 17).

http://pravoslavie.ru/138461.html

В Символе исповедуется вера в Иисуса Христа как в «Бога истинна от Бога истинна». «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Он есть истинный Бог и жизнь вечная». ( 1Ин.5:20 ). В Символе веры слова: Света от Света (см. 1Ин.1:5 ) и Единосущна Отцу означают, что Сын Божий одного Божественного существа с Богом Отцом. Слова Символа веры Имже вся быша – показывают, что Бог Отец всё сотворил через Своего Сына: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Все явления Бога в Ветхом Завете – это явления Бога Сына. На Божество Иисуса Христа указывает также и наименование Его Господом . В Септуагинте К и риос (Господь, Иегова) одно из основных имен Божиих. Образ откровения Св. Троицы в мире Дух предвечно исходит от Отца Сын предвечно рождается от Отца Отец предвечно рождает Сына и изводит Святого Духа Необходимо различать образ внутрибожественной жизни и образ откровения Пресв. Троицы в мире. В предвечном бытии Троицы рождение и исхождение соверша­ются «независимо» одно от другого: тогда как в плане Божественного домостроительства (при явлении Бога в мире) есть своя последователь­ность: Отец выступает как Источник действия Сын — как Совершитель, действующий посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как завершающая Божественное действие Сила. Тема 21. О третьем члене Символа веры Бог вездесущ и невидим, но в определенный исторический момент он явился во плоти. Так и надо понимать фразу сошёл с Небес: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин.3:13 ). Сын Божий пришел в мир ради спасения всех людей от греха, проклятия и смерти . Свщ. Писание го­ворит, что Мессия «спасет людей Своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). До грехопадения человек стремился к добру и был способен различать добро и зло, но по своей свободной воле, прельщенный диаволом, совершил зло и нарушил Божию заповедь. Вкусив от плода, люди проявили непослушание воле Божией, что отделило человека от Бога и Его бла­годати и привело к смерти .

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Временные кущи, следовательно, были образом кущей вечных. Так как домостроительство Христово исполнило древние об­разы, дало начало новой благодати, то пророк хорошо предвоз­вещает, говоря: «празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои»; указывает, что «не будет более проходить по тебе нечестивый». Древнее обновлено благодатью, — «он совсем уничтожен», так как «взыде» от земли «вдыхаяй в лице твое», и «отъемляй» тебя «от оскорбления». Пророк Наум открыто представил тебе Господа, вдыхающего святую благодать.    Исаия иным образом предвозвещает о восставшем из мертвых и даровавшем своим (ученикам) Святого Духа. «Вспомнил, — говорит он, — древние дни ...где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих», — и вместо: «вдунул в лицо его», тотчас далее присовокупляет: «Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего» (Ис.63:11). Божественное величие, божественное наименование, царственное достоинство, недосягаемая слава, непостижимая сила — спрославляемый Отцу (Дух), соцарствующий Сыну, дей­ствующий все и разделяющий божественные дары каждому, как хочет. Я хорошо знаю, что сказанное утверждает сынов церкви, но уязвляет и причиняет крайнюю досаду врагам, — особенно врагам благочестия, отказывающимся спрославлять Духа Святого со Отцом и Сыном. О, несчастные! Они не хо­тят удостоить Святого Духа даже того, что получили сами. Апо­стол говорил о себе и подобных ему: «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Римл.8:17). Павел спрослав­ляется с Богом, а Дух Святый не спрославляется? Смертное естество возводится на такую высоту, что спрославляется со Хри­стом, а покланяемый Дух не участвует даже в одинако­вых с нами дарах? Тот же апостол говорит о людях: «если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим.2:12), а Святый Дух не соцарствует Христу? О, великая неблагодарность! О, великое и нестерпимое безумие! О, нечестивая мысль, безмерное хуление и неисцельная язва! Мы надеемся соцарствовать Христу, и низ­водим Духа Святого в положение раба?    Слушай о действии Духа, слушай о прославлении Его у апосто­лов; внимай их учениям, следуй по стопам святых, не блуждай по следам людей непотребных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3382...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010