33. “Не бо врагом Твоим тайну повем…” — молится каждый, приступая к Святым Христовым Тайнам. Не потому ли посылает Господь испытание Церкви, что собрание в Церковь утрачивает свою таинственность: обмирщается, уступает в некоторых отношениях “миру сему”, который хорошо знает: где тайна — там власть, где тайна — там простор для всевозможных спекуляций? 34. Соберёмся ли мы в Церковь, если не будем спешить туда, где “Христос раждается”, подобно волхвам? На встречу с Ним, туда, где Его Присутствие? “Великий Совет Бога и Отца есть окружённое молчанием и неведомое таинство Божественного Домостроительства, Единородный Сын открыл и исполнил этот Совет через Своё Воплощение, став Вестником Великого и Предвечного Совета Бога Отца. И всякий познавший смысл таинства Домостроительства также становится вестником Великого Совета Бога настолько, насколько он, словом и делом, бесконечно восходит горé и, преодолевая всё тварное, поспешает к Тому, Кто снизошёл к нему” 20 . Все, кто составляет Святое собрание, “преодолевая всё тварное”, находятся в постоянном становлении и не являются “законченными” святыми. “Церкви нельзя принадлежать механически Это — динамическая ситуация, это общество одновременно человеческое и Божественное, в котором человечество явлено человечеством Христа, и наше человечество привито к тому, что должно стать нашим по призванию нашему” 21 . “Но не только Божество, но и человечество в Церкви нам открывается по-новому. Полнота и совершенство человечества — во Христе, человечество в становлении — в каждом из нас. Церковь — таинственное Бого-человеческое общество, которое постепенно вырастает в меру своего призвания, в котором зажигаются огни, до того времени, когда вся Церковь станет купиной неопалимой ” 22 . 35. Соберёмся ли мы в Церковь, если все — и пастырь и пасомые — не будут разделять общую ответственность перед Пастыреначальником и друг перед другом? Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужден но, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет 5:1–5).

http://pravmir.ru/sobranie-v-tserkov/

3:19—26). Итак, никто не может сомневаться в том, что закон был как бы обличителем немощи детоводимых и даже более того — показателем падений и грехов их; сказано, «потому что, где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15). И еще: «не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7). «Когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти» (Рим. 7:9—10). И еще: «Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона» (Рим. 5:13). «Закон производит гнев» (Рим. 4:15). Таким образом закон детоводил ко Христу, обличая преступников и самым опытом научая живущих на земле, что человеку, немоществующему удобопреклонностью ко греху невозможно избежать обвинения со стороны закона, но что, наоборот, ему во всяком случае потребно спасение чрез Христа, оправдывающего верою и милосердием. 2. Явно, что самый смысл домостроительства спасения нашего необходимо требовал, чтобы данная чрез Моисея заповедь предшествовала явившейся вскоре потом во Христе благодати, а в средину между ними введено было предвозвещенное обетованием Божиим семя, то есть верующие во Христе. Ибо таким образом божественный Авраам соделался отцом бесчисленных народов. Внимательнее же замечай вид домостроительства, превосходно начертанный, как бы в прообразе, в двоице братьев, происшедших от Исаака, в Исаве, говорю, и Иакове. Божественному Аврааму было так сказано от Бога: «ибо в Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12). Истолковывая сие изречение, наученный в законе Павел говорит: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3:16). Итак, во Христе исполняется обетованное и как бы во образ и предызображение его полагается Исаак. Имя же сие толкуется, как «радость и веселие». И Христа божественный Давид именовал радостью, говоря как бы от лица жаждущих спасения, которое чрез Него происходит: «окружаешь меня радостями избавления» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

4) Из всей последующей евангельской истории о земной жизни Господа Иисуса Христа. 5) Из наименования Иисуса Христа. 6) Из страданий Его. Глава XVI. Об открывшемся Боге в Ветхом Завете под именем Иехова (Ιεχωβα) 20 , что Он есть Сын Бога Отца, Который в последние дни ставший человеком соделал спасение человеческого рода Что Иехова, открывшийся Моисею Бог, есть Слово Божие, второе лицо Святой Троицы, и что Он есть во всем Ветхом Завете открываемый Бог, покажем, приводя соответствующие места из Святых Писаний, удостоверяясь через эти сопоставления в истине. Доказательства из мест Святых Писаний можно разделить на два класса. 1 . Доказательства, свидетельствующие, что все божественные явления, бывшие во время Ветхого Домостроительства, приводимые в Ветхом Писании, относятся ко одному и тому же божественному лицу. 2 . Доказательства, свидетельствующие, что одно и то же божественное лицо есть Слово Божие, взявшее на Себя и совершившее дело Домостроительства, и что Он есть начальник Ветхого и Нового Заветов. В Бытии ( Быт.18:1–17 ), сообщается о явлении Бога Аврааму в дубраве Мамврийской, седящему при двери своей скинии. Сей открывшийся Аврааму Бог, как муж между двух других мужей, говорит Аврааму: «Еда утаю Аз от Авраама, раба Моего, яже Аз творю, Авраам же бывая будет в язык велик и мног, и благословятся о нем вси языцы земнии» И в Быт.28:13–22 , Бог является Иакову, бегущему от лица Исава, брата его, и говорит ему: «Аз есмь Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный... и благословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем». При сопоставлении этих двух мест видно, что Бог, явившийся в образе мужа Аврааму в дубраве Мамврийской и возвестивший ему обетование о народах в семени его, был этот Бог, явившийся Иакову в видении как Бог отцов его Авраама и Исаака, повторив обетование, что в семени его благословятся все колена земные. И в Быт.32:9–13 , Бог является Иакову, возвращаюмуся в землю рождения своего, и является как человек на месте, которое Иаков назвал вид Божий, ибо видела Бога лицом к лицу и спаслась душа моя. И в Исходе ( Исх.3:14–16 ) Бог Иехова, посылая Моисея к сынам Израиля, говорит ему: «Аз есмь сый... Тако речеши сыном Израилевым: Господь Бог отец наших, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова посла мя к вам: сие мое есть имя вечное и память родов родом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

(63) «Но во всем мы являем себя как служители Божии» 96 . Те, о ком говорится, что они – служители Божии, названы и Христовыми; стало быть, Христос – Бог. (64) «Ибо мы 97 храмы Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить (в них); и буду их Богом, и они будут Моим народом» 98 . Если мы – храмы Бога живого, поскольку в нас обитает Дух, о Котором также говорится, что Он – Христов (ибо сказано: «Если кто Духа Христова не имеет, тот (и) не Его» 99 ), то каким образом Христос – не Бог? (65) «Ниспровергаем замыслы, говорит он, и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу 100 . Каким образом мы будем ниспровергать всякое превозношение, восстающее против познания Бога? Или как будем пленять всякое помышление в послушание Христу? Ведь Слово добровольно истощило Себя и было послушным Отцу до смерти 101 . Поэтому когда некоторые на основании того, что сделано или сказано по Домостроительству, из-за плоти и человеческого, будут превозноситься над познанием Сына, утверждая, что Тот, Кто явился в человеческом образе, не Бог истинный и Сын по природе, тогда мы ниспровергнем всякое восстающее превозношение, опровергая мнения тех, которые решили так мыслить, и обращая всякое помышление к Домостроительству послушания. Ведь нужно, чтобы, оказавшись в состоянии человечества, Сын не отвергал человеческого. Из Послания к Галатам (66) «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» 102 . Необходимо рассмотреть, что именно говорит в этом месте божественный Павел. Был установлен закон от Бога гласом пророков, и он был такой: «Праведник верою жив будет» 103 . Был установлен и закон через Моисея. Так вот, он говорит: последовав закону веры, я умер для закона Моисея, уже не совершая того, что определено для древних в тени и образах. Ведь именно это означает умереть для закона Моисея, чтобы мы жили для Бога, прилепляясь к вере во Христа. Итак, если мы умираем для закона Моисея, предпочитая оправдание во Христе, каким образом не Бог – Христос, через Которого упраздняется закон, поскольку вера превосходит его? А если бы Христос был просто человеком, каким образом вера в Него могла стать лучше закона?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

7 ст. Которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Причем Господу Богу угодно было проявить особую силу воздействия на меня, и из гонителя сделать апостола. 8 ст. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неизследимое богатство Христово. И мне то, меньшему из всех христиан – так апостол называет себя по своему смирению – поручено быть проводником этой благодати в сердца ваши и быть провозвестником вам – язычникам неизгладимого богатства Христова, т. е. обильного, неиссякаемого, богатства выше всякой меры. Что же это за богатство Христово? Это то, что язычники получили чрез веру во Христа: вместе с истинным Израилем составили единое тело, единую Церковь , возглавляемую Христом и одушевляемую одним Духом Божиим. 9 ст. И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом. И открыть всем, т. е. разъяснить иудеям, язычникам и всем вообще людям, в чем состоит домостроительство тайны, т. е. в чем сущность этой тайны, тайны призвания язычников в Церковь Христову, раскрыть ее именно с этой стороны, раскрыть величие Церкви Христовой в ее всеобщности, всенародности. Эта тайна была сокрыта от вечности в Боге, т. е. никто из людей не знал этой тайны. В Боге, создавшем мир Иисусом Христом, т. е. она была уже в Боге, когда мир еще начал только твориться Богом чрез Иисуса Христа, ибо вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Иоан. 1, 3 ). 10 ст. Дабы ныне соделалась известной чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. Эту тайну не знали даже ангелы во всей ее полноте. И только теперь, когда на земле стала устрояться Церковь Божия из верующих всех мест, времен и народов под главенством Христа, когда Он, седши одесную Бога и по человечеству возглавил Собой все небесное и земное, ангелы стали проникать в эту тайну. И начальствам, и властям небесным стала понятной многоразличная премудрость Божия. Разумеется, как существа высшие, окрест престола Господня находящиеся, ангелы знали о том, что Господь Бог в предвечном Своем совете определил спасти людей чрез Единородного Сына своего. Но самый образ осуществления этого божественного определения и избранные Богом к тому средства и многое другое в деле спасения людей было им недоведомо. Узнают это они из самых событий. События им открывают тайны, лежащие в основе их. Они видят, как устрояется Церковь , и как все в Господе, возседшем одесную Отца, воссоединяется, – и уразумевают в этом многоразличную Божию премудрость (Злат. толк. на посл. ап. Павла к Эфес. Епископа Феофана стр. 197).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

8:22); и еще: «чаяние бо твари откровения сынов Божиих чает» (Рим. 8:19). То же говорит и в Послании к Евреям: «яко да» кроме Бога «за всех вкусит смерти» (Евр. 2:9). Одно Божие естество не имеет ни в чем нужды; всякая же тварь имела нужду во врачевстве Домостроительства. Ибо стихии, созданные на потребу людям, сотворил Бог подлежащими тлению, потому что и человека смертным имело соделать преступление. Да и невидимые силы скорбели, вероятно, видя водворяющееся у людей лукавство. Ибо если они радуются о «единем грешнице кающемся» , — как сказал Господь (Лк. 15:7), то явно, что болезнуют, видя противное тому. Но вочеловечение Единородного, сокрушив смерть, показав воскресение и дав залоги воскресения общего, рассеяло сие премрачное облако. Посему Апостол сию внезапную перемену вещей называет «возглавлением» . Ибо домостроительством Владыки Христа и человеческое естество восставляется и облекается в нетление, и видимая тварь, освободившись от тления, улучает нетление, и сонмы невидимых сил пребудут уже в веселии, потому что «отбеже болезнь и печаль и воздыхание» (Ис. 35:10). Сему-то научил Божественный Апостол в изъясняемых словах. Ибо не сказал просто: «небо и землю», но «яже на небесех и яже на земли» . И показывая тайну Домостроительства, присовокупил: «в Нем» , то есть во Христе. Еф.1:11.   В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей. «В Немже и наследницы сотворихомся, прежде наречет бывше» по предопределению «вся Действующаго по совету воли Своея» . Предопределив нас в начале, предназначил к жизни сей Тот, Кто творит все, что Ему угодно. Яснее же указывает Апостол, на какой жребий предопределены мы. Еф.1:12.   Дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. «Яко быти нам в похваление славы Его прежде уповавшым во Христа» . Ибо все, взирая на нас, уверовавших в Господа, песнословят Христа, виновника сих благ. Еф.1:13.   В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

   Первосвященники и фарисеи, видя чудеса Спасителя, пребывали в отчаянии. Евангелист замечает: «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит» (Ин.11:47). И в конце концов, они беспомощно жалуются друг другу: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним» (Ин.12:19). Надо иметь в виду, что это — свидетельство подлинности чудес Спасителя, свидетельство Его заклятых врагов.    Очевидцы и свидетели всех чудес Спасителя, святые Апостолы, говорят о них в своих писаниях просто и непосредственно, точно хронисты. Но даже после всего того, что о многочисленных чудесах Спасителя было написано в Евангелиях, и в Посланиях, и в Деяниях Апостольских, святой Евангелист Иоанн говорит: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» (Ин.20:30). А свое Евангелие святой Воанергес завершает словами: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). Эти слова Воанергеса делаются еще более ясными, если добавить к ним свидетельство Деяний Апостольских: ученикам Иисус «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием». (Деян.1:3).    Сила действования (делания) Спасителя не менее чудотворна, как чудотворна и сила Его учения. И в том, и в другом одинаково содержится животворящая тайна спасения, которую досточудно и человеколюбиво совершает незаменимый Господь и Спаситель наш Иисус Христос.    Из вышеизложенного учения Святого Откровения очевидно, что вся Богочеловеческая жизнь, всё в совокупности Богочеловеческое учение и всё Богочеловеческое действование Господа нашего Иисуса Христа составляют единое и неделимое Богочеловеческое домостроительство спасения. Рассматривая с разных сторон бесконечные Божественные тайны, из которых это домостроительство создано, замечаешь, что в действительности оно является «домостроительством» единой «тайны», всецело сокрытой в Трисолнечном Божестве (см. Еф.3:9), однако воплощенный Бог Слово открыл его не только всем людям на земле, но и всем Ангелам на небе (см. Еф.3:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“Смерть побеждена” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 11 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 Последние времена по учению Отцов Церкви 1 Христианин — это человек, полный ожидания. Господь говорит нам в Евангелии: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему (Лк 12:35–36). Мало найдется текстов, столь ясно раскрывающих перед нами смысл и глубинную ориентацию христианской жизни. Цель творения — обожение человека и вселенной. Все домостроительство спасения, искупительная жертва Христа, освящение, совершенное Святым Духом, имеют целью вернуть падшее человечество к тому состоянию, ради которого оно было создано — к полноте обожения. Мы чаем, что окончательное исполнение этого замысла Божия, совершится при Втором пришествии Христа, и тогда домостроительство спасения получит свое последнее завершение. Если мы хотим вновь обрести живое христианство, которое станет для нас постоянным источником радости и духовного вдохновения, нам необходимо возродить в сердце нашей христианской жизни нетерпеливое желание и уверенность, которыми были воодушевлены первые поколения христиан. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром (Откр 22:17). Самое главное, о чем возвещает христианство, “Благая весть” о спасении — это заявление о воскресении, о вторжении новой и бессмертной жизни в наш мир, обреченный на страдание и смерть в силу грехопадения человека. Это вторжение подлинной жизни осуществилось коренным образом при воскресении Христа, при Его пасхальном переходе от смерти к жизни. Смерть уже побеждена, жизнь уже восторжествовала. Но каждый из нас на протяжении своей жизни — и Церковь на протяжении своей истории — должны сделать этот переход своим личным переходом, должны вновь пережить его со Христом — или скорее Христос должен оживить его в нас — для этого мы приносим свое свободное согласие на действие Божественной благодати. Второе пришествие Христа со славою в конце времен сделает явным все то, что в скрытом виде заключено было в воскресении Христовом в день Пасхи: оно приобщит все Тело Его, Которое есть Церковь, к Его окончательной победе над грехом, страданием и смертью. На это надеется Церковь, в этом основа ее уверенности.

http://pravmir.ru/smert-pobezhdena/

а. обращенная внутрь себя – для внедрения особых элементов национального облика, тенденция ассимилирующая другие нации данного государства, и б. обращенная вовне – для преодоления особых элементов национального облика тенденция создания наднациональной государственной организации. Эти две тенденции дают много примеров своего динамичного исторического развития, однако, первая закладывает фундамент большей выносливости наций, а вторая способствует расширению авторитета государств. Тем не менее, в обеих тенденциях нельзя игнорировать внутренний динамизм более слабых наций, использующих все свои национальные особенности, чтобы выжить. Таким образом, нация всегда являлась неким стабильным и непоколебимым полюсом в широком политическом, социальном и духовном бытии, так как противопоставляла и противопоставляет в этом историческом процессе всегда свои особые элементы. Позиция Христианства по отношению к нации определилась полностью на основе священной истории всей икономии (домостроительства) во Христе, т.е. от сотворения мира до самого его конца. Сотворение мира и человека, падение человека, обетование, которое было дано Богом о спасении, выбор избранного народа, завершение первого творения во Христе, учреждение Церкви и установление Царства Божия – вот основные герменевтические критерии христианского учения об отношении Бога, человека и мира, с помощью которых лучше понимается отношение Христианства к нации. С помощью этих критериев полнее понимается новозаветное учение как об утверждении нации, так и о ее преодолении в рамках структур и функционирования тела Церкви. Божественное творение и его совершенствование во Христе ощущается в новой реальности Церкви как опыт спасения и эсхатологическое ожидание нового во Христе отношения между Богом, человеком и миром. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы он искал Бога...ибо мы Им живем и движемся ( Деян. 17:26–28 ). Исполнение во Христе ветхозаветного Божия обетования было осуществлено назначением избранного народа, но согласно творческому слову, в этой подготовке участвовали по-разному все нации, ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон,. о чем свидетельствует совесть их ( Рим. 2:14 ). В этом духе можно понять ответ, который дает Апостол Павел на вопросы: Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников ( Рим. 3:29 ). Итак, само собой разумеется, что и язычникам суждено быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования ( Еф. 3:6 ), так как в деле божественной икономии (домостроительства) во Христе соединялся весь человеческий род.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В зиждительном начале и в сфере всех действий по сему «домостроительству» Божию необходимо должны открываться две стороны: во-первых, сторона только Божественная по отношению взыскания спасения человека и, во-вторых, сторона лично-человеческая, являющаяся в сохранении своего «божественного момента», в оказательстве личного своего желания спасения от Бога, в принятии самого спасения в личное свое определение, и таким образом в личном соразделении каждым человеком Бога-Спасителя. Подробные изъяснения по предмету высказанных сих положений даны будут в своем месте, в настоящей же главе укажем, что Господь, изрекши Свой суд первым человекам, по их грехопадении, именно и указывает на оные две стороны в Своем «домостроительстве» о спасении человека, ибо, говоря змию искусителю: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ея: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:15 ), – Господь ясно свидетельствует, с одной стороны, о том, что Он – Сам будет действующим Лицом («положу» т. е. Я) в имеющей быть непрерывающейся вражде человека против змия-искусителя, т. е. против диавола, – с другой стороны, о том, что именно от «Семени жены», т. е. вполне от человеческого естества в Лице «Семени жены», при Действующем Господе, совершится завершение вражды между семенем змия-искусителя и Семенем Жены победою над самым змеем-искусителем и поражением его самого именно от «Семени Жены». Так имела начаться и быть история рода человеческого пред Богом и в «домостроительстве» Его о спасении человека, история «века сего» сынов человеческих, конец которого, как увидим, необходимо мыслить и для всего рода человеческого и для отдельных сынов человеческих совместно с временем воскресения мертвых и последнего суда Божия: только именно на сем суде, с завершением истории рода человеческого, личность каждого из сынов человеческих имеет явиться с конечным в себе самоопределением или относительно истины и правды своего личного бытия с Богом, или относительно диавольского своего восхищения против Бога; – и только именно по воскресении мертвых имеет быть снова восстановленным бессмертие человеческой личности для «века грядущего», для века, в котором человеческая личность имеет явиться и быть уже не в «истории только добра и зла века сего», а конечно и безусловно или в добре или в зле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010