2 . Установил Таинство Причащения Сам Иисус Христос и причастил в первый раз Своих учеников-Апостолов на Тайной вечере накануне Своих страданий. Сначала совершил Он с ними в последний раз ветхозаветную пасху, и затем установил это Таинство, как новозаветную пасху, или бескровное жертвоприношение, которое всегда напоминало бы верующим о Его спасительных страданиях и смерти и чрез которое они могли бы пребывать в теснейшем общении с Ним и чрез это освящаться. Установил Господь Таинство Причащения следующим образом. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученика, сказал: Приимите , ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (т. е. которое за вас и за весь род человеческий приносится в жертву) во оставление грехов. Затем взял чашу с вином и подал ученикам, говоря: пейте от нее все, сия бо есть Кровь Моя Нового Завета (т. е. возобновляемого с Богом чрез страдания и смерть), яже (которая) за вы и за многия (всех людей) изливаемая (проливаемая на кресте) во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Затем Господь прибавил: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). 3 . Таинство Причащения составляет главную часть христианского Богослужения, так называемую Литургию, и совершается в храме или церкви на престоле. 4 . Литургия – слово греческое и значит „общественное Богослужение“. Храм, где совершается Литургия, как равно и другие христианские Богослужения, называется церковью, потому что в него для молитвы собираются верующие, которые составляют Церковь . Престол, это – трапеза или стол, устраиваемый в храме, в алтаре, для совершения Таинства Причащения. Престолом называется этот стол потому, что на нем Иисус Христос, как царь, таинственно присутствует. 5 . По заповеди Спасителя, Апостолы собирались ежедневно с верующими для совершения Таинства Причащения и, несомненно, установили чин совершения его – названный Литургией. Святой апостол Иаков, бывший первым епископом Иерусалимским, записал чин совершения литургии. Но в первые три века христианства, когда оно подвергалось гонениям со стороны иудеев и язычников, чин этот передавался устно и заучивался на память, из боязни обнаружить тайну христианского Богослужения язычникам. В IV веке уже открыто явились написанные чины литургии: святителя Василия Великого , сокращенный из чина литургии апостола Иакова, и святителя Иоанна Златоустог о, сокращенный из чина литургии Василия Великого , а в VI веке явился третий чин литургии Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, который совершается Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

3) Внушается предстоящим, чтобы они собрались с духом, ничем уже не рассеивались и исповедали свою веру. Священник или дьякон: «Двери, двери премудростью вонмем. Верующие: «Верую во единого Бога Отца…» и т. д. до конца весь символ веры . В алтаре в это время совершаются священником: отнятие завесы от Царских врат и колебание воздуха над Дарами. В древности слова «Двери, двери» обращались к привратникам – «Посмотрите, не вошел ли кто неверующий или отлученный от церкви». В настоящее время слова сии значат: «Стерегите двери души нашей, чтобы какая либо грешная мысль не вошла в неё», проще сказать: «не озирайтесь по сторонам, не разговаривайте друг с другом, не думайте о житейских делах, а всё своё внимание устремляйте к совершаемому великому священнодействию». Символ веры поётся в знак того, что только истинно верующий сподобляется участия в святых таинствах. Это же самое означает и отверстие завесы от Царских врат: если право веруем, то можем и надеяться на откровение тайн Божиих. Колебание воздуха над Дарами выражает веру в близкое сошествие на них Святого Духа, потому что перед тем, как Святой Дух сошёл на апостолов, слышен был шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. 4) Верующим внушается страх Божий и благоговение. Священник или дьякон: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Верующие: «Милость мира, жертву хваления». 7 После всего этого священник преподает верующим благословение словами святых апостолов. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами ( 2Кор.13:13 ). Верующие: «И со духом твоим». Наконец, священник взывает к верующим: «Горе имеим сердца» т.е. «вознесёмся же мыслями к Богу», и верующие удостоверяют его, что совершенно приготовились к сему и поют: «Имамы ко Господу», т.е. «имеем сердца, устремлённые ко Господу». Приготовление к совершению таинства окончилось. Начинается самое священнодействие таинства, и это означается благовестом (к достойно), чтобы и находящиеся дома, и идущие мимо храма особенно старались держать себя в эти священные минуты в страхе Божием и благоговении.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

5:27), будет величайшей дерзостью. В религиозном сознании некоторых людей святость и непорочность церкви отождествляется с явной, имеющей место быть жизнью христиан. Из-за такого ошибочного суждения возникает диссонанс, особенно усиливающийся, когда жизнь людей церковных явно идет вразрез с божественными заповедями. Святость и непорочность Церкви вытекает не из образа жизни людей, входящих в Церковь, а из Божественной природы самой Церкви. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоан. 15:5,6). Даже видимые формальные признаки принадлежности человека Церкви (посещение богослужений, участие в таинствах и даже наличие духовного сана) еще не свидетельствуют о связи человека-ветки с лозой-Христом. Ярким подтверждением последнего тезиса являются слова молитвы из чинопоследования таинства Исповеди: «Примири и соедини его ( прим.: кающегося ) святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем» . Таким образом, факт того, что греховная жизнь человека отторгает его от Тела Христова, закреплен в церковном самосознании на таинственном уровне. Подчеркнем, что приведенные слова молитвы относятся ко всем без разбора чина, звания, сана и т.д. православным христианам, активным участникам таиственной жизни Церкви. Мы приходим к пониманию необходимости различия между действительностью таинства и его действенностью. Под действительностью таинства необходимо понимать его правильное совершение, под действенностью – его благодатное воздействие на отдельного конкретного человека – члена Церкви. По каким критериям можно определить действительность и действенность таинства? Рассуждая о действенности Таинств Церкви, протоиерей Сергий Булгаков пишет: «Церковь имеет истинные действенные таинства, это есть один из признаков истинной Церкви. Эта действенность связана с наличием иерархии апостольского преемства и хранением истинного учения.

http://bogoslov.ru/article/5571137

6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема. Православная Церковь, следуя Священному Писанию, исповедует, что Господь Иисус был зачат сверхъестественным образом, без мужа, как сказал Марии Ангел, " Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " (Лук.1:35) Более того, Мария осталась Девой и после этого, Иисус был ее единственным ребенком, братья Иисуса, упоминаемые в Евангелии - либо дети Иосифа от первого брака (вероятно, он был благочестивым вдовцом) либо двоюродные. Это видно из их несколько высокомерного поведения по отношению к Иисусу - они раздражены тем, что будучи моложе их, Он приобретает такую известность. 7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема. Церковь исповедует богодухновенность Писания. Библия - не просто литературный памятник и сокровищница человеческой мудрости; через Пророков и Апостолов к нам обращается Святой Дух, наставляя нас на путь спасения. Святой Дух также и доныне пребывает со своими верными, по обетованию Спасителя " Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам " (Иоан 16:13) 8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема. Церковь исповедует веру в суд Божий и жизнь вечную - и отвергает попытки свести христианство к чисто посюстороннему этическому учению. 9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема. Таинства - начиная с Крещения и Евхаристии - устанавливаются уже самим Спасителем в Священном Писании. Как говорит Он сам, " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет " (Мар.16:16) Попытки предложить " чисто духовную " веру, которая не проявляется ни в нашем участии в Таинствах, ни в богослужениях, ни в чем-либо еще " внешнем " кончаются утратой всякой веры вообще.

http://radonezh.ru/2021/03/23/granicy-ce...

   Обрядовая архитектоника (композиция) всего православного богослужения пронизана символизмом, который, по свидетельству святого Дионисия Ареопагита (9—110), призван «озарить всю природу человеческую светом Божественных истин, сообразно с ее делимостью и вместе неделимостью», ибо «надлежало бесстрастную душу вознести к простому и внутреннему созерцанию Боговидных образов и страстное тело врачевать и возводить к Богу по законам телесности, то есть посредством предустановленных, прообразовательных символов, которые были бы сообразны с понятиями души и в то же время соответствовали истинам неприкровенного богословия».    Вся богослужебная символика воспринимается православным сознанием как путь к богообщению. Освящение и преображение мира через священнодействия чуждо абстрактно-рассудочного аллегоризма. Литургическая символика только тогда благодатно действенна, когда она возникает от полноты церковной жизни, ощущаемой реально как жизнь Тела Христова.    Священнослужитель, сознавая всю высоту и значение совершаемых им Таинств и сопровождающих их обрядов, должен считать для себя наибольшим грехом небрежность, невнимательность, бездушную машинальность и неоправданные сокращения при их исполнении. Ревность о деле Божием, смиренное и благочестивое его совершение и память о том, что «проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10), должны быть у пастыря постоянно неослабными.    Рассмотрение темы настоящего отдела разделяется на две самостоятельные части: чинопоследования семи Таинств Православной Церкви и прочие чинопоследования. Глава 1. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ    Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется.     (Православный катихизис)    Великое Таинство Крещения установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим ученикам Своим: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20). Ранее, в ночной беседе с Никодимом, Господь показал великую важность и необходимость Таинства Крещения как средства очищения от грехов и духовного возрождения: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:5-7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   По совершении чина оглашения приступающий к Крещению готов принять это великое Таинство: смерть и воскресение по образу смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, Сына Божия. «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися и в познание истины приити, ныне и присно, и во веки веков, аминь», – возглашает священник и читает молитву, завершающую чин приуготовления:    «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего (имярек) ко святому Твоему Просвещению и сподоби его великия сея благодати, Святаго Твоего Крещения...» ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ Освящение воды    В Требнике чинопоследованию Крещения предшествует следующее указание:     Входит священник и облачается в священническую одежду белую и нарукавницы, и вжигаемым всем светам, взем кадильницу, отходит к купели, и кадит окрест, и, отдав кадильницу, поклоняется.    Белая фелонь напоминает о том, что в древности Крещение совершалось в Великую субботу и пасхальный характер Крещения по сей день остается ключом к пониманию не только этого Таинства, но и всей полноты христианской веры. Ибо, по словам святого апостола Павла: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения...» (Рим. 6:4, 5).    Купель с водой ставится посреди храма (или крещальни). По краям ее зажигаются три свечи. По левую сторону от купели ставится аналой, на который полагаются Крест, Евангелие и крестильный ящичек. Перед купелью становится священник, за ним – восприемники с младенцем или сам крещаемый, если он взрослый, тогда его восприемники становятся позади него. Восприемникам даются свечи.    Чинопоследование начинается с возгласа священника:    «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».    В настоящее время из всех церковных богослужений только три – Крещение, Брак и Евхаристия – начинаются с этого возгласа. Оно напоминает нам о том, что в прошлом Таинства Крещения и Брака не только совершались во время евхаристического собрания Церкви, но и о том, что Евхаристия была их естественным завершением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   Только не будем приписывать себе свои успехи, рассчитывать на свои силы, надеяться на свои усилия. Этим можно погубить все приобретенное. «Расеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру, дай ми покаяние, яко мытарю – воздыхание и якоже блуднице – слезы». Глава 4. ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ, ИЛИ ЕВХАРИСТИЯ    Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.        (Православный катихизис)    Приготовление Святых Даров для Причащения совершается на Евхаристии, почему это Таинство и имеет двойное название – Причащение, или Евхаристия.    Евхаристия в переводе с греческого значит благодарение.    В этом основополагающем Таинстве Церковь приносит благодарственную, хвалебную, умилостивительную и молитвенную жертву Богу за спасение всех людей – живых и умерших. Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется Литургией (от греческого «литос» – общественный, общий, и «эргон» – служба, дело). В отличие от других общественных богослужений (утрени, вечерни, часов), где Господь наш Иисус Христос присутствует одной Своей благодатию, здесь Он присутствует непосредственно, действительно Пречистым Телом Своим и Святой Своей Кровию, и не только присутствует, но и питает Ими верующих. Приобщаясь Страшных Христовых Таин, мы уподобляемся святым апостолам, собранным на Тайную Вечерю, где Господь установил Таинство Святого Причащения. Но еще до того апостолы Христовы слышали слова своего Учителя о Таинстве Тела и Крови Его: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).    В тайне Боговоплощения Господь Иисус Христос входит в мир, состраждет ему, принимает на Себя все мировое бремя зла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

А между тем Христианская религия - это поклонение Отцу в духе и истине (Ин. 4:23), которого хочет от нас Бог. Иначе пришлось бы думать, что такое поклонение нужно только потому, что полезно человеку. Нет! Истинное поклонение Богу забывает о практической пользе. Это поклонение Истине ради Самой Истины, каковое поклонение именуется в Писании любовью, то есть забвением себя, разрывающим оковы временной и тленной жизни. И наши храмы созданы не для нашего удобства, а чтобы хранить в себе Таинства, и прежде всего Таинство Евхаристии, то есть Самого Христа, Пречистые Тело Его и Кровь Его. И существуют храмы именно и прежде всего для этого, а не только для того, что человеку в них полезно молиться. Св. Филарет Московский спрашивает себя: " Для чего созидается и освящается храм? Для богослужения вообще? - Оно совершается и вне храма. Для таинств? - и большая часть таинств могут совершаться вне храма. Только одно таинство, таинство тела и крови Христовы, непременно требует освященного храма. Следственно, храм созидается и освящается наипаче для того, чтобы в нем было священнодействуемо и хранимо тело и кровь Христовы. Для сей величайшей на земле святыни требовалось святое хранилище " . Вопрос " что и для чего в Церкви нужно " - это иначе заданный вопрос о цели Христианской жизни. И хотя сказанное относится прежде всего к Богослужению и Церкви, но даже сам христианин существует для Бога, а не для себя. Апостол говорит о христианах, как о живых для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6.11). А о себе он говорит: Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:19). Только так можно обрести подлинный смысл человеческого существования. Отвергнув эту смерть во Христе, можно лишь убить человека смертью вечной. " Речкунов " противопоставляет широту модернизма и православную узость. При этом широта воспринимается как допущение внутри Православия различных мнений. Воля ваша, называйте это как хотите, но на самом деле здесь видна именно узость кругозора. Если человек заботится об истине, вечной и неизменной, то это предельная широта, какая доступна смертному существу. Именно Истина открывает широкие, и даже бесконечные горизонты!

http://moral.ru/live.html

Апостолы не заменили собою Христа, а были примером того, как в их жизни, в их трудах продолжал участвовать, являть Себя Иисус Христос. Они были свидетелями того, что Иисус Христос живет в Церкви. Апостолы разошлись по всем известным им странам и проповедовали там Христа. Они основывали христианские общины и назначали их руководителями епископов, передавая им с молитвой дар духовной силы быть «свидетелями Христа», учить вере, крестить людей, совершать таинства, заботиться о Церкви. По мере того как Церковь росла и христианских общин становилось все больше, епископы на­чали назначать себе помощников, «пресвитеров» или, как мы теперь говорим, священников, которые должны были служить духовными руководителями каждой христианской общины. А об установлении чина диаконов вот как расска­зано в Новом Завете, в книге «Деяния апостолов». В первой общине в Иерусалиме каждый день раздава­лась помощь бедным вдовам. Как-то произошел спор, и не­которые начали жаловаться, что помощь раздается несправедливо. «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пе-щись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрос­ти; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тнмона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помо­лившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:2–6 ). Так установлены были те три степени священства, кото­рые существуют в Православной Церкви до сих пор: епис­копы, священники и диаконы. Из поколения в поколение передается им молитвами при их посвящении благодатная сила Духа Божия, которую получили апостолы в день осно­вания на земле Церкви. Когда посвящают (или, как говорят, рукополагают) епис­копов, священников и диаконов, они получают особый дар свидетельствовать о Боге, о том, что Иисус Христос живет в Церкви, что Он наш Первосвященник, наш Учитель, наш Пастырь, Священники должны проповедовать слово Божие, т. е. говорить людям о жизни и учении Иисуса Христа, они должны совершать богослужения и таинства, в которых Бог, по молитве Церкви, дает нам силы жить по Его заветам. Они должны любить свою паству, своих прихожан и заботиться об их духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Архив Пн О чинопоследовании Елеосвящения 26 декабря 2012 г. 21:00 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения Согласно определению составленного святителем Филаретом Московским  Катехизиса, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» словам святителя Симеона Солунского, «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его» В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения (хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея, елей горел в лампадах Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т.д.), и, наконец, как о лекарстве (см., напр., Ис. 1:6). Помимо того, елей наделялся символическим значением — как знак милости Божией и радости о жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике. Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:30, 33-34). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью, полученной от Самого Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/2674617.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010