Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: «знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете Меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».    Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы и низшему себя человеку.    После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она «тайною вечерею».    Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов», (т. е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: «пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов».    Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, — это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством.    Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание». Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургиею или Обеднею.    Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга, в страхе стали спрашивать один за другим: «не я ли, Господи?» Спросил и Иуда: «не я ли, Равви?» Спаситель тихо сказал ему: «ты»; но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем. Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: «Господи! кто это?» Иисус Христос так же тихо ответил: «тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде Искариотскому, сказав: «что делаешь, делай скорее». Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Иуда, приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

  Мы знаем, что не только Имя Иисус, но и все другие Имена, открытые нам Свыше, онтологически связаны с Ним — Богом. Мы знаем сие из опыта Церкви. Все таинства в Церкви нашей совершаются чрез призывание Имен Божиих, и прежде всего святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа. Все наше богослужение основано на призывании Имен Божиих. Мы не приписываем им, как звуковым явлениям, магической силы, но произносимые в истине исповедания веры и в состоянии страха Божия, благоговения и любви — мы воистину имеем Бога совместно с Его Именами. Многие поколения священнослужителей сохранили познание о силе Имени Бога и совершали таинства с глубоким ощущением присутствия Живого Бога. Им открылась тайна священнодействия Божественной Литургии. Для них не было сомнений, что Кровь и Тело Христа пред нами в своей подлинной реальности. Над ними было призвано Имя Того, Который когда произносит слово, то слово становится “фактом”. “И сказал Бог: да будет свет. И стал свет”.   Забвение об онтологическом характере Имен Божиих, отсутствие опыта сего в молитвах и тайносовершениях — опустошило жизнь многих. Для них молитва и самые таинства теряют свою вечную реальность. Литургия становится из Божественного акта простым воспоминанием, психологическим или ментальным. Многие дошли до того, что считают молитву бесполезной потерей времени, особенно, если по молитве их о наших житейских нуждах не совершилось того, о чем они просили… А соединение с Богом нашего существа — не есть ли самое важное чудо нашего бытия? Это есть та “благая часть”, которая не отнимается от нас смертью. Факт воскресения нашего в Боге — вот что стоит в центре нашего внимания как последний смысл нашего явления в мир. Любовь ко Христу, заполняющая всего человека, радикальным образом изменяет нашу жизнь. Он -Богочеловек — соединил в Самом Себе сии два, и чрез Него мы имеем доступ к Отцу. Есть ли что большее, что возможно желать?   Те, что возлюбили Христа и Имя Его, наслаждаются чтением Евангелия и вообще Священного Писания. Имена Божий, исходящий от них Смысл и Свет влекут к себе дух человека, и он ничем другим не может увлечься. С каким высоким вдохновением говорит Петр: “Нет другого Имени под небесем, данного человекам, которым належало бы спастись”. Или: “сребра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во Имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи” (Деян. 4: 12; 3: 6). В другом случае апостолы “возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивый небо и землю и все, что в них… воззри на угрозы их (царей и властителей мира сего: Иродов и Пилатов с язычниками и народом израильским), и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеление и на соделание знамений и чудес Именем Святого Сына Твоего Иисуса. И по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие со дерзновением”… “и великая благодать была на всех их” (Деян. 4: 24–33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

А между тем вся жизнь христиан, включая сексуальную сферу, должна рассматриваться ими в эсхатологической перспективе. Поэтому увещания Апостола о чистоте половых отношений — отвержении блуда, прелюбодеяния, мужеложства и всего, что подразумевается термином porneia , — неотделимы от призыва воспринять новую жизнь во Христе и в Духе: «Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» ( Рим. 13, 13–14 ). «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти… Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство» ( Гал. 5, 17–19 ). В эсхатологической перспективе брак обладает богословской ценностью как свидетельство о новой твари, созданной Христом и питаемой Святым Духом. Поэтому на вопрос «Зачем откладывать наслаждение сексом до брака?» возможен лишь один ответ: затем, что сексуальность есть инструмент сакраментального соединения двоих в «одну плоть». Сексуальность — уникальный признак этого союза завета и универсальный способ его запечатления, подобно тому как служение Евхаристии есть признак и важнейшее выражение священства. Как Таинство Церкви, брак должен совершаться публично и в общине. Он должен праздноваться как засвидетельствование благодати, сообщаемой и брачующимся, и всей общине верных. Ибо Таинство Брака, как и Священства, вводит супругов в жизнь, исполненную преданной любви и жертвенного служения. И совершается это в Церкви, на жизнь и служение всей Церкви. Слог юридического договора, типичный для западных чинопоследований брака, сильно затемняет его сущностно-сакраментальный характер и ослабляет восприятие супружества как союза завета. Как Таинство и завет, брак должен заключаться в контексте литургического служения Церкви, ибо через богослужение обязательства брачующихся обретают публичное выражение, а союз их запечатлевается благословением Божиим.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennyj-d...

В мистической связи с Богочеловеком духовно созревает и воспитывается в Церкви человек для Небесного Царства. Молитва и чтение Священного Писания – Слова Божия – устанавливают между Богом и человеком тесное духовное общение. Исполнение воли Божией в жизни делает человека родным и близким для Бога. Общение со Христом в Таинстве Причащения не только сообщает небесную радость и великое счастье, но и укрепляет человека на жизненном пути. Без постоянной помощи Божией человеку невозможно исполнить Евангелие в своей жизни. Поэтому Евангелие одновременно исполнимо и не исполнимо. Без помощи Божией свято жить не удастся. С помощью Божией можно горы свернуть. Каждая литургия в Православной Христовой Церкви есть приобщение верующих Тайной Вечере. Каждый раз на литургии перед Причащением все причастники молятся: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими… Просим Бога сделать нас участниками Его Тайной Вечери сегодня, сейчас – днесь. В храме во время богослужения границы времени раздвигаются, ведь мы здесь приобщаемся вечности. На литургии слышим слова священника: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя… Говорит эти слова священнослужитель, но он ведь не о себе и не от себя говорит. Он как член Церкви – Тела Христова сейчас является устами Христовыми. А когда священник преподает нам Животворящие Тело и Кровь Христовы, он является рукою Христа. Поэтому необходимо серьезно и ответственно подходить к Чаше Евхаристии. Святой апостол Павел говорит: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1 Кор. 11, 27-30 ). Подготовка к Причащению называется говением. Человек старается примириться со всеми, простить предварительно все обиды, чтобы и от Бога в Таинстве Покаяния получить прощение. Усиленно борется со своими страстями, то есть греховными навыками, особенно усердно исполняет волю Божию. Телесный пост является хорошим помощником в духовной борьбе. Нужно тщательно взвесить и оценить свою жизнь, свое поведение. Нужно суметь увидеть свою греховность, чтобы в Таинстве Покаяния с Божией помощью вычистить греховный хлам из своей души и смыть слезами сердечного сокрушения и скорби о грехах толстый слой греховной пыли со своего сердца.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

В Палестине масличные деревья произрастали в большом количестве и иногда отдельные участки земли получали названия, связанные с разведением маслин. Например, предместья, окружавшие Иерусалим и связанные с жизнью Спасителя, назывались Гефсимания ( Мф.26:36 ; Мк.14:32 ), – что значит пресс или точило для добывания оливкового масла; гора Елеонская ( Лк.21:22,37:39 ) – иначе гора маслин или Масличная ( 4Цар.13:23 ) – сохранила до наших дней около десятка больших и очень древних масличных деревьев, произраставших еще во времена Иисуса Христа. Елей, употребляемый при совершении Таинства елеопомазания есть образ милости Божией к страждущему человеку. Вино, добавляемое к елею при этом Таинстве, напоминает Кровь Христову, пролитую на Кресте. В притче о милосердном самарянине иудейский священник прошел мимо израненного человека, а иноплеменник сжалился над ним и, возлив масло и вино, перевязал его раны. Святая Церковь останавливает всех новозаветных священников над страждущим человеком и заповедует им с молитвой помазать «раны» души и тела исцеляющим освященным елеем с вином. Елей и вино – милосердие и жизнь. Освящается и благословляется милосердие, а жизнь от милосердия свята. Установление таинства Установление Таинства св. елеопомазания восходит ко времени земной жизни Иисуса Христа. Спаситель, проповедуя свое учение, исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф.4:23 ). Посылая учеников на проповедь, Христос «дал им власть врачевать всякую болезнь и всякую немочь» ( Мф.10:1 ). По заповеди своего Учителя апостолы проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мф.6:12–13 ). Вот начало и первообразный чин церковного благодатного елеопомазания. Апостол Иаков излагает более подробно содержание и значение елеопомазания: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолится над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Венчание. Часть 1. Почему брак – таинство Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. 26 октября, 2009 Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. Что такое венчание ? Почему оно называется таинством? Для того, чтобы начать разговор о венчании, стоит прежде рассмотреть православное учение о браке . Ведь венчание, как богослужение и благодатное действие Церкви, полагает начало церковному браку. Брак же есть Таинство, в котором естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с Церковью. Канонические сборники Пра­вославной Церкви также оперируют определением брака, предложенным римским юристом Модестином (III в.): «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Христианская Церковь, позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основан­ное на свидетельстве Священного Писания. Господь Иисус Христос учил: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6).

http://pravmir.ru/venchanie-chast-1-poch...

Здесь мы вплотную подошли к Евхаристии. Здесь мы говорим о ней в одном из многочисленных аспектов этого великого Таинства, а именно – как о средстве благодатного воздействия Божия на отдельного человека, на Церковь , на секулярные социальные институции и на мир в целом. Обладает ли Евхаристия преобразующим действием? В чем оно выражается? Ограничивается ли действие Евхаристии рамками Церкви или распространяется и за ее пределами? Имеет ли евхаристический феномен, т. е. воздействие этого Таинства на человека, изолированный характер или же он является частью всей церковносакраментальной феноменологии, и если так, то в чем связь его с другими таинствами, богослужением, проповедью, обрядами, т. е. со всеми средствами церковно-благодатного воздействия? Наконец, каков преобразующий эффект воздействия Евхаристии относительно отдельного причастника (коммуниканта) или всей Церкви и даже обществ в целом? Все эти вопросы составляют большую комплексную проблему, решение которой в рамках доклада или статьи невозможно. Поэтому ограничимся лишь попыткой ответить на первый вопрос – о преобразующем действии Евхаристии и вспомним, что говорят нам о нем евхаристические новозаветные тексты. Внимательное чтение евхаристической шестой главы Евангелия от Иоанна позволяет, как нам представляется, утверждать, что сама по себе, в отрыве от описания Тайной Вечери синоптиками, она не могла бы служить библейским обоснованием сущности таинства Евхаристии. В самом деле, сами по себе высказывания Спасителя о Себе как о хлебе жизни, сшедшем с небес, могли быть восприняты и поняты Его непосредственными слушателями, не имевшими еще никаких евхаристических представлений, только как аллегорическое истолкование всего дела спасения, совершённого Христом, т. е. Его воплощения и отдачи Им всего Себя для спасения мира. «Верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:47–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать т к же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам " . Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы низшему себя человеку. После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она " тайною вечерею " . Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов " , (т.. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: " пейте из нее все, это Моя Кровь Новаго Завета, за вас Проливаемая во оставление грехов " . Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: " сие творите в Мое воспоминание " . Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией или Обедней. Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга в страхе стали спрашивать один за другим: " не я ли Господи? " Спросил и Иуда: " не я ли, Равви? " Спаситель ихо сказал ему: " ты " ; но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем, Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: " Господи! кто это? " Иисус Христос так же тихо ответи : " тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам " .

http://zavet.ru/ssedm-sl02.htm

Как уже говорилось, современное словоупотребление различает Таинства и обряды. К числу последних относятся священнодействия, которые по всем признакам сходны с Таинствами, однако не включены в число семи Таинств. Разделение на Таинства и обряды настолько же условно, насколько условно выделение семи Таинств из всех церковных священнодействий. Некоторые современные богословы называют обряды «меньшими Таинствами», тем самым подчеркивая их сакраментальный, таинственный характер . Количество существующих церковных обрядов не поддается исчислению. Некоторые обряды существовали в древности, но вышли из употребления; другие, напротив, создаются на наших глазах. Чинопоследования большинства таинств и обрядов содержатся в книге, называемой по-славянски Требник (от славянского слова «треба», обозначающего богослужение, совершаемое по определенному конкретному поводу). Единой редакции Требника не существует, и состав книги варьируется в зависимости от места и времени издания. Полная редакция Требника называется Большим Требником . Она состоит из двух частей. Первая часть включает чинопоследования Крещения, Миропомазания, Брака, Елеосвящения, Покаяния, погребения, освящения воды, пострижения в монашество. Вторая часть включает чины освящения зданий, вещей, продуктов питания, молебные пения на разные случаи, а также некоторые богослужебные чины позднего происхождения, например, чин умовения ног в Великий Четверг. Малый Требник представляет собой сокращенную редакцию Большого Требника и имеет наиболее широкое употребление. Часть II. Крещение и Миропомазание О Крещении Таинство Крещения является дверью в Церковь как Царство благодати – с него начинается христианская жизнь. Крещение – грань, отделяющая членов тела Христова от прочих людей, находящихся вне этого тела. В Крещении человек облекается во Христа, по словам апостола Павла, которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»). В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую духовную жизнь, о чем говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании таинства: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» ( Рим. 6:3–11 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-prijti...

Митрополит Иерофей Влахос подчеркивает, что «в толковании на притчу Иоанна Златоуста сказано, что Церковь есть врачебница, которая исцеляет больных от греха, а епископы и священники, подобно апостолу Павлу, являются врачевателями народа Божия». Именно в этом контексте следует понимать другие слова митрополита Иерофея: «…священник в первую очередь является духовным врачом, лечащим человеческие немощи. Богослужение же и таинства должны быть включены в процесс лечения». Полнота исцеления достигается только в приобщении к святым таинствам. Это Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Исповедь (метанойя, изменение ума, сердца и действий, истинная печаль о грехах и стремление к работе над ними, находясь в общении с Богом), Елеосвящение – квинтэссенция таинства исцеления, во время которого священник молится, чтобы «…этот елей послужил помазывающимся им во исцеление и к избавлению от всякой страсти, скверны плоти и духа, и от всякого зла: чтобы и в этом прославилось Твое всесвятое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь». Исцеление также подается через таинства священства (посвящение в сан диакона, священника, епископа) и венчания (мужчина и женщина соединяются, чтобы стать одной плотью – союз, благословляемый Церковью). Священники должны осознавать величие данного им дара врачевания. Как пишет апостол Павел к Евреям (5:1-3,6): «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах… как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Апостол Павел объясняет, на чем основана эта благодать: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:16-17). Таким образом, только через общение с Церковью, на которую в день Пятидесятницы сошел Святой Дух, возможно получить благодать. Быть членом Церкви с благодарностью и смирением

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-dlya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010