" Бывали ли вы почти в пустой церкви за ранней обедней и в зимний день, когда почти весь храм тонет во мраке, и грошовые восковые свечи еле означают очертания иконостаса того алтаря, где происходит служба; слыхали ли вы дребезжащий голос дьячка, одиноко выводящего напевы Херувимской, и в этой убогой обстановке изумлялись ли вы величию жертвы Христовой и происходящего среди этого убожества чуда?.. ...Присутствие Бога в уединении чувствуется еще сильней в храме, чем когда он полон толпой " (Е. Поселянин. Идеалы христианской жизни). Вот именно ради этого особого присутствия Божия церковь всегда требовала и требует благоговейного отношения к храму и к происходящему в нем Богослужению. " Аще кто учит невозбранно пренебрегати дом Божий, и бывающия в нем собрания: да будет под клятвою " , — определяет Гангрский собор пятым своим правилом. Древние христиане, отправляясь в храм к общественному богослужению, чрезвычайно строго к нему готовились и наблюдали за собой, чтобы, насколько возможно, достойно предстать пред алтарем Господним и приступить к святым таинствам; заботились не просто о том, чтобы вознести свои молитвы Творцу, но и о том, чтобы молитвы эти были благоугодны Богу. Требовалось, прежде всего, внутреннее очищение от вражды, злобы, зложелательства. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой, — завещал Спаситель (Мф. V, 23-24). Поэтому христиане стремились к тому, чтобы с умиротворенной душой прийти в храм и здесь " святое возношение в мире со всеми приносити " . К этому призывал и диаконский возглас: " Миром Господу помолимся " . К этому же приглашали нередко и надписи, начертанные на вратах или на фронтоне храма: " Мир тебе, кто бы ты ни был, если ты в мире, с чистым сердцем входишь в сей дом " . В знак этого внутреннего очищения при входе в храм совершалось омовение, для чего у церковных дверей помещалась умывальница.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

«В преломлении хлеба». Обычно это выражение означает вкушение пищи ( Лук. 24, 30 и др.), но в то время употреблялось и в другом высшем значении совершения и участия в Таинстве Евхаристии ( 1Кор. 10, 16 ). Здесь может подразумеваться и то и другое значение – и отдельно, и вместе, тем более, что то было время, когда Евхаристия обычно заключалась вечерями любви, при участии всех верующих, в духе братского равенства, любви и взаимообщения. Таким образом, выясняются главные черты первоначального христианского богослужения, отдельного и самостоятельного от богослужения ветхозаветного: учение, преломление хлеба (Евхаристия) и молитвы, хотя апостолы и другие верующие до времени не разрывали связи и с ветхозаветным храмом и его богослужениями ( Деян.3, 1 и др.). Деян.2:43 .  Был же страх на всякой душе; и много чудес и знаме­ний совершилось через Апостолов в Иерусалиме. «Был же страх на всякой душе», т.е. собственно – душе неверующей. Неожиданные и поразительные явления божественной силы, выдающийся успех проповеди Петра, его пламенные угрозы и воззвания, чудеса и знамения апостолов, – все это не могло не приводить в трепет впечатлительную душу, погружая ее в глубокое раздумье. Деян.2:44 .  Все же веру­ю­щие были вместе и имели всё общее. Славянский текст этого стиха имеет лишнюю строку по сравнению с греческим подлинником и русским переводом (повторяя начало 43 стиха): «страх же велий бяше на всех их. Все же верующие были вместе», т.е. собираясь в определенных местах (ср. Деян.1:14, 2:1 ), для поучении и молитв, составляли все вместе единодушнейшую семью, сильную братскою любовью и общением. «Имели все общее». Отличительную особенность первой христианской братской семьи или общины составляло общение имуществ, которое отнюдь не было ни принудительными, ни узаконенным, но создалось совершенно добровольно из возвышенных порывов живейшей веры и братской любви первых христиан между собою. Здесь не было уничтожение прав собственности (ср. Деян.5,4 ); а совершенно добровольное распределение их или уступка, целиком и частно, в пользу других нуждающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Священном Писании нет подробных указаний, как совершать, согласно практике Апостолов, Таинства и другие священнодействия, как отправлять Богослужение, как соблюдать обряды в чистоте их первоначального установления. Так, например, о Таинстве Крещения мы знаем, что для него необходима вода ( Ин.3:5 ), что во время его совершения произносятся слова «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ), но ничего не сказано, как именно совершать это Таинство, какие читать молитвы и т. д. Равным образом и о святом Таинстве Причащения читаем, что Господь на тайной вечере взял хлеб, и, благословив, преломил его; потом, взял чашу, благодарил и повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19–20 ), но как именно совершать это Таинство, какими словами благодарить, как благословлять и преломлять, в Священном Писании не объяснено. Апостол Павел пишет: «прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» ( 1Тим.2:1–2 ). Но какие это должны быть молитвы, прошения? Говорит он также, что богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно» (в слав. тексте – «по чину») ( 1Кор.14:40 ). Но как именно и по какому чину? Все эти сведения сохранились только в Священном Предании. Ввиду такой важности Священного Предания апостолы заповедовали христианам почитать его наравне со Священным Писанием. «Братия, – пишет апостол Павел фессалоникийцам, – стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить», – повелевает апостол Павел Тимофею ( 2Тим.2:2 ). «Хвалю вас, братия, – замечает тот же апостол коринфяням, – что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Фессалоникийцам апостол Павел говорит еще и следующее: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес.3:6 ). «Не уменьшай его, – поучает святых Иоанн Златоуст о предании, – оно – не твое; тебе вверено чужое; не убавляй его» (св. Иоанн Златоуст . Творения, 1905, m.II, с. 752).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

В Церкви Христовой ничто не совершается случайно и не делается напрасно. Не могло быть случайным я напрасным и введение в богослужебную практику «тайного» чтения евхаристических молитв. Но понимая это и вполне соглашаясь с этим, некоторые любители церковного богослужения с давних времен стремились уяснить себе причины, побудившие Церковь благословить «тайное» чтение этих замечательных молитв, и одновременно старались узнать их содержание. Еще св. Герман, патриарх Константинопольский (ок. 684-ок. 733), писал, что «некоторые из стоящих вне алтаря часто приходят в недоумение... говоря: какая цель, мысль и сила тихо читаемых молитв, и желают получить об этом некоторое понятие» (Св. Германа, патр. Константинопольского, последовательное изложение церковных служб и обрядов. – См. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855, том I, стр. 425). В настоящей статье вопрос о «тайном» чтении евхаристических молитв рассматривается в связи с некоторыми сторонами православного учения о священстве, а также в связи с проблемой так называемой «disciplina arcani». Цель этого рассмотрения – двоякая. Во-первых, показать догматическую и пасторологическую обоснованность введенной в IV-V веках по P. X. практики «тайного» чтения молитв св. Евхаристии. Во-вторых, выяснить подлинный смысл понятия «тайное» чтение. В конце статьи дается приложение, в котором кратко обрисовывается взаимосвязь и различие между понятиями: «disciplina arcani» и «устное священное предание Церкви». § 1. Истинный смысл «преимуществ» иерархического священства перед так называемый всеобщим священством. Значение этих преимуществ для поддержания высокого уровня духовной жизни в Церкви. С самого начала существования Церкви Христовой в ней имеются и действуют особые установления, предназначенные к поддержанию в верующих благоговейного настроения в отношении к сакраментальной жизни и особенно в отношении составляющих ее средоточие таинств. Важность и необходимость этих установлений определяется тем, что утрата благоговения по отношению к освятительным средствам, дарованным Церкви на основе крестных заслуг Господа Иисуса Христа, есть вступление на пагубный путь смерти духовной. Пользование святынями Церкви несовместимо с беспечностью и с забвением нашей греховности. Прикосновение к святыне делается ее оскорблением при отсутствии «сердца сокрушенного и смиренного», повергающего себя в пучину милосердия Божия со страхом Божиим, верою и любовию. «Имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа... да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистив сердца от порочной совести... ибо... если отвергшийся закона Моисеева... без милосердия наказывается смертью , то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр. 10, 19. 22. 26. 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в день, когда мы празднуем Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, читается зачало из Послания святого апостола Павла к евреям, которое мы иногда можем услышать и в другие Богородичные праздники. В этом чтении, на первый взгляд, не содержится воспоминаний о Божией Матери, но если вникнуть в суть слов святого апостола Павла, то станет очевидно, что он рассказывает о ветхозаветном строении скинии, прообразовавшем явление в мир Спасителя через Божию Матерь. Апостол Павел говорит: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (ст. 1). Скиния разделялась, как впоследствии и храм Соломонов, на несколько частей. В один из передних дворов входить и молиться могли все. «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется „святое“» (ст. 2). В святилище скинии и впоследствии в так называемом Святом храма Соломонова находились святыни, перечисляемые апостолом Павлом: «светильник, и трапеза, и предложение хлебов». И, собственно, сама трапеза и предложение хлебов — это уже предсказание о Божией Матери. Сегодня на богослужении мы слышали тропарь из канона Божией Матери, в котором как раз находим подобное истолкование слов апостола Павла: «Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, радуйся, одушевленная трапеза, Хлеб животный вмещшая». Так песнописцы называют Божию Матерь. Трапеза, то есть стол с хлебами предложения, которые меняли каждую неделю, обозначала Божию Матерь, а хлебы — Господа Иисуса Христа, Который должен был в последние времена воплотиться, а ныне уже пришел в мир. Другие символы служат еще более ясным прообразованием Божией Матери. Истинные богопочитатели, если бы они были просвещены Духом, уже в ветхозаветные времена могли видеть в скинии нечто особенное, таинственное и символическое, говорящее о том, что должно произойти в будущем. Это было пророчество, так сказать, в предметном виде, данное не через слова, но через сами вещи, имевшие символическое значение.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Вот это краткое введение о Таинствах вообще, а теперь перейдем к рассмотрению отдельно каждого Таинства и связанных с ним проблем. О Таинстве Священства Начинаем мы с Таинства Священства, а не с Крещения потому что говорим преимущественно о Церкви, а для Церкви это первое Таинство, так как им, во-первых, сохраняется апостольское преемство, а во-вторых, священством открывается нам дверь к другим Таинствам. Ибо таково установление Божие: что Таинства могут совершать не все христиане (кроме, в отдельных случаях, Крещения), а только особо уполномоченные на то Церковью; и полномочие это, благодать совершать таинства, как раз и сообщается избранным на то христианам в Таинстве Священства; не будь его — не было бы и других Таинств. Установление этого Таинства восходит еще к Ветхому Завету, где Бог через Моисея установил трехступенчатую иерархию священства: Первосвященник, священники и левиты. Их задачей было совершать храмовое Богослужение и от лица народа приносить Богу разнообразные жертвы. То, что Ветхий Завет прообразовывал в виде грубого, внешнего, вещественного, в Новом Завете приобрело духовный, подлинный и всеобъемлющий смысл: уже не кровь козлов и тельцов, но драгоценная Кровь Христа Спасителя составляет предмет духовного жертвоприношения Церкви; не только храмовое Богослужение — обязанность священства, но и все без исключения стороны человеческой жизни освящаются в христианской Церкви пастырями ее. Вот некоторые тексты Нового Завета, указывающие на установление Таинства Священства. Господь Иисус Христос позвал к себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов ( Мк.3:13-15 ). Здесь речь идет об обязанности проповедания и о благодати исцелений. Когда ап. Петр исповедал Господа Христом, Сыном Бога Живаго, Господь в ответ сказал ему: и Я говорю тебе: ты — Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18—19 ). Отсюда мы видим, что Апостолы в лице ап. Петра получили власть вязать и решить, т. е. строить и хранить Церковь. На Тайной вечери, установив Таинство святого Причащения, Господь повелел Апостолам: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). По Воскресении Господь, явившись ученикам, заповедал им: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:21-23 ). Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф.28:19-20 ).

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

Время и цель совершения заупокойного богослужения Богослужение, связанное со смертью христианина, начинается не тогда, когда человек подошел к неизбежному концу и останки его лежат в церкви в ожидании последнего церковного священнодействия и молитвословия, а родные стоят вокруг, печальные и в то же время непричастные свидетели удаления усопшего из мира живых. Нет, это богослужение начинается каждое воскресенье – в восхождении Церкви на небо, когда «всякое житейское попечение» отложено; оно начинается в каждый праздник, но глубже всего оно коренится в радости Пасхи Христовой. Можно сказать, что вся церковная жизнь – это таинство нашей смерти, потому что вся она – провозглашение Господней смерти и исповéдание Его Воскресения. Быть христианином всегда означало и означает следующее: знать таинственной, сверхразумной, но в то же время абсолютно определенной верой, что Христос – это сама сущность и основа жизни, ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин. 1, 4 ). Все христианские догматы суть объяснения, следствия, а не причины этой веры, ибо, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15, 14 ). Эта вера означает приятие Самого Христа как Жизни и Света, «ибо Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1, 2 ). Отправной точкой христианской веры является не «верование», а любовь. Всякое верование неполно и преходяще. «Ибо мы отчасти знаем, а отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится...» ( 1Кор. 13, 9–10 ), «и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся», только «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13, 8 ). Только такое приятие Христа как Жизни, общения с Ним, уверенность в Его присутствии наполняют смыслом провозглашение смерти Христовой и исповéдание Его Воскресения. В мире сем Воскресение Христа никогда не может стать «объективным фактом». Воскресший Христос явился Марии, а та «увидела Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус» ( Ин. 20, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Заупокойное богослужение Смерть христианина В земной жизни человека бывает порой много испытаний, скорбей, бед и болезней. Но самое серьезное испытание готовит ему смерть. Неизбежный конец жизни – удел всякого человека на этой земле. Только вера открывает человеку те горизонты, которые не являются очевидными в этой жизни. По учению Святой Церкви, усопшие живут по смерти и Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих, ибо, по слову Христову, Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20; 38 ). Поэтому умершие православные христиане не перестают быть членами Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами действительное, живое общение. Христианин знает, что смерть – это «великое таинство» его нового рождения из земной временной жизни в вечность. Он знает, что оттого, как он пройдет свой жизненный путь, зависит образ его существования за гробом. Поэтому в своем «земном путешествии» он руководствуется заповедями Христовыми, показывающими истинный путь к Небесному Царству. Подойдя к пределам своей жизни, любой человек нуждается в помощи своих близких как физической, так и, в гораздо большей степени, духовной. Смерть человека – испытание не только для него, но и для всех его окружающих. Та молитва , та помощь, которую еще живой человек оказывает своему умирающему близкому, становится исполнением одной из важнейших заповедей Христа: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки ( Мф. 7; 12 ). Очень важно не только помочь близкому, оказавшемуся на пороге смерти, подготовиться к ней, прибегнув для этого к спасительным Таинствам Церкви, но и сделать все необходимое для того, чтобы Господь улучшил его загробную участь. Канон 18 молебный на исход души Христианин, видя, что дни жизни его родственника либо близкого человека подходят к концу, обязан в этот самый тяжелый и ответственный час привести к одру умирающего человека священника, который совершит над ним Таинства Покаяния, Причащения и Соборования. Значение этих Таинств в последние часы жизни огромно и их принятие может серьезно повлиять на посмертную участь человека, а то и радикально изменить ее. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы больной, находящийся в беспомощном состоянии, смог прибегнуть к этим спасительным Таинствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Господь наш Иисус Христос, пришедший не разорить закон, а исполнить, во время земной жизни совершал со Своими учениками ветхозаветную Пасху. Последняя такая Пасха была во время Тайной вечери, когда Он установил величайшее таинство – евхаристию. Смерть Спасителя на Кресте и Его Воскресение – основание и начало христианской Пасхи. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 . Православная Церковь празднуют Пасху в полном соответствии с учением апостолов: все наше пасхальное богослужение проникнуто радостью Воскресения. Что касается обрядовой стороны праздника, то об этом в священных новозаветных текстах ничего не рассказывается. Апостол Лука сообщает о молитвенной жизни первой христианской общины очень кратко: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян. 2:42 . Содержание молитв до нас не дошло. Несомненно, что одной из них была молитва Господня («Отче наш…»), которая произносится на всех наших службах. Эту молитву памятник II века «Учение 12 апостолов» (Дидахе) предписывает произносить три раза в день (глава 3). Апостол Павел упоминает о трех видах песнопений, которые тогда были приняты у христиан: «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями , во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» ( Кол. 3:16 . Псалмами в нашей Церкви во время пасхальных дней начинается вечерня, утреня и Божественная литургия: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся…» ( Пс. 67 ; «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» ( Пс. 117 . Что касается славословия Господа, то им проникнуто и им дышит все ликующее пасхальное богослужение. Духовные песни, которые упоминает апостол Павел, до нас не дошли. Великий гимнограф святой Иоанн Дамаскин составил достойные значимости праздника умилительные стихиры Пасхи и пасхальный канон.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Господь принес человечеству правду о наших немощах и болезнях, Он явил нам и правду о Боге, Который разговаривает с человеком на доступном для него языке внешних действий и образов, посредством вещественных предметов. Это и есть Евангельская правда, которую логически понять невозможно, однако нельзя от нее убежать, не отказавшись от связи с Живым Богом. Поэтому не стоит подменять ее удобным самообольщением о том, что Бог у нас в душе, ибо Апостолы говорили о другом, они проповедовали «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23)… Да, скажем мы твердо, храм Богу не нужен, однако он необходим человеку, которого так любит Создатель! И в этом удивительном противоречии мы ясно видим Христову правду о человеке и его общении с Богом, познаем сокровенный евангельский смысл: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Рейтинг: 7.5 Голосов: 163 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марианна 10 октября 2015, 15:04 Да, есть такие слова " Бог ее в рукотворных храмах живет " Но есть и слова Самого Христа: " клянущийся храмом клянется им и ЖИВУЩИМ в нем " (Мф, 23:21). И еще есть слова: " Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей " (Пс, 25:8). Так что не только для человека, но и для Бога пребывать в храме, а более того, считать его Своим домом, это естественно. ЕВА 6 октября 2014, 22:21 Сам Господь Бог дал людям ещё в Ветхом Завете через пророка Моисея указания ,каким должен быть храм для Богослужений!Церковное православное Богослужение совершается священнослужителями преимущественно в храмах!А главное,через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом,через совершение таинства Св.Причащения,получая от Бога благодатные силы для праведной жизни!Вне храма это невозможно совершать! Михайлов И 28 сентября 2014, 18:04 Милая Татьяна, в Храме Божьем надо не прихожан нюхать, а с Богом общаться. Тогда всякие контрасты перестанут резать глаз, и никакого смущения не возникнет.

http://pravoslavie.ru/73920.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010