Таким образом возможно признать, что священно-служительское облачение, а отсюда и богослужебное, выделилось из светского, мирского, как особое по форме, в VII веке. Теперь, обращаясь к главному рассматриваемому нами вопросу, поставленному в заглавии сей статьи, мы должны, после всего выше сказанного, дать на него такой отрицательный ответ: церковного облачения, в смысле специально богослужебных одежд, отличных по своей внешней форме от одежд светских, мирских, не существовало по крайней мере до VII столетия; в смысле же одежд, отличных по внешней форме от одежд, употреблявшихся в обыкновенной частной жизни клириками, – не существовало даже и до IX века. – Но, в таком случае, было ли в это время вообще церковное облачение, т. е. богослужебное одеяние, отличное от обыкновенного, ежедневного если не по форме, то хотя в каком-либо другом отношении? Когда одежды, употребляемые при богослужении, так или иначе стали выделяться из платья, носимого в частной жизни? Большинство новейших ученых, из которых нам известны Бинтерим 79 , Бокк 80 , Гефеле 81 и Криг 82 , хотя и признают за несомненное, что богослужебные одежды первых веков были вполне сходны по форме с одеждами, употреблявшимися клириками и вообще христианами в их общественном быту, тем не менее допускают, что с самых же первых времен и даже со дней апостольских между теми и другими одеждами было различие. Различие это будто бы состояло в их предназначении, – в том смысле, что обычные одежды, раз употребленные для богослужебных целей, не могли уже быть обращены ни на какое другое употребление и как священные предоставлялись исключительно церкви. Таким образом выходит, что с самого же раннего времени существовало собственно церковное облачение. Однако, при всем своем желании оправдать подобный взгляд мы никак не можем, ибо это – простая догадка, не имеющая в свою пользу совершенно никаких оснований. По нашему убеждению приблизительно до конца II столетия между богослужебными и обычными одеждами не было различия не только по форме, но и по употреблению; т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1.10. Председатель подчиняется непосредственно Святейшему Патриарху. 1.11. Председателю подчиняются заместитель председателя, члены Наградной комиссии, Геральдический совет, сотрудники аппарата и казначей Наградной комиссии. 1.12. Геральдический совет разрабатывает эскизы новых общецерковных наград, проводит экспертизу учреждаемых наград Автономных и самоуправляемых Церквей, экзархатов и митрополичьих округов Русской Православной Церкви, наград синодальных отделов и учреждений, епархиальных наград, а также юбилейных медалей и знаков Русской Православной Церкви. 1.13. Аппарат Наградной комиссии осуществляет техническое делопроизводство в рамках своей компетенции. 1.14. Председатель возглавляет заседания Наградной комиссии и осуществляет руководство аппаратом Наградной комиссии. 1.15. В случае отсутствия председателя или невозможности им исполнять возложенные на него обязанности руководство Наградной комиссией возлагается на заместителя председателя Наградной комиссии (далее – заместитель председателя). 1.16. Казначей ведет учет орденских и других наградных знаков и вещей, осуществляет контроль за качеством изготовления наградных знаков в соответствии с утвержденными образцами, а также их хранение и учет. Казначей Наградной комиссии является материально ответственным лицом. 2. Богослужебно-иерархические награды Русской Православной Церкви 2.1. Общие положения о богослужебно-иерархических наградах 2.1.1. Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя об их достойном служении. 2.1.2. Богослужебно-иерархическими наградами священнослужителей являются: 1) возведение в сан; 2) части богослужебного облачения, несущие духовно-символическое значение; 3) богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы...» или по «Отче наш...»). 2.1.3. Награждение богослужебно-иерархическими наградами производится в строгой последовательности. 2.1.4. Инициатива награждения архиереев и право вручения им наград принадлежит Святейшему Патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

«Такие люди, как священник Аркадий Остальский , крайне вредны для советского государства», – сказал прокурор. «Суд» приговорил отца Аркадия к расстрелу. «Благодарю Бога за всё, – сказал тогда священник. – Для меня смерть – приобретение». По настойчивым ходатайствам прихожан смертная казнь все же была заменена тюремным сроком. Священномученик Аркадий был расстрелян 15 лет спустя, будучи епископом (память 29 декабря). Изъятие ценностей должно было закончиться в мае 1922 г., хотя в некоторых регионах затянулось до осени. Общая сумма изъятого составила около 7 млн 570 тыс. золотых рублей, то есть мечты Ленина о «сотнях миллионов» так и не осуществились. На голодающих пошла лишь ничтожная часть награбленного, в то время как основная часть ценностей была направлена в казну и на продажу за границу. Изъятое у Церкви переплавляли и реализовывали еще несколько лет спустя. Преодоление голода было связано не с изъятием церковных ценностей, а с заменой продразверстки относительно человечным продналогом, а также хорошим урожаем 1922 г. Однако ограбление Церкви не прекратилось. Храмы и монастыри закрывались, церковное имущество попросту захватывалось. Европейский рынок был переполнен древними иконами, которые из-за этого упали в цене. Чтобы как-то реализовывать захваченное, большевики шли на различные выдумки. Так, лагерное соловецкое начальство наладило производство дорогих шкатулок, сделанных из древних икон. Вошли в моду и шахматные доски, сделанные из потемневших старых образов. Черными клетками на таких досках были остатки древней иконописи. Шла торговля тканями. Часть изъятых у Церкви бархатных и парчовых облачений закупил Большой театр и ювелирное товарищество. Ткань использовалась по-разному, ювелиры, например, одно время вытягивали из облачений золотые нити. Однако процесс оказался трудоемким, и облачения за бесценок стали продавать за границу. Друзья Ленина предприимчивые братья Хаммеры наладили продажу облачений западным швейным предприятиям, шившим из этих тканей туфли и сумочки. За копейки, на вес, продавались за границу и древние богослужебные книги и свято отеческие творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Развивается работа иконного цеха, где уделяется пристальное внимание улучшению качества и расширению ассортимента икон с учетом потребностей приходов и верующих нашей Церкви. В свечном цехе начаты подготовительные работы по запуску в производство чисто восковых номерных свечей, что отвечает пожеланиям многих архипастырей и священнослужителей. В целом цех успешно работает, несмотря на трудности, связанные с поставкой качественного сырья и растущими ценами на него. Цехом пошива облачений было введено в производство несколько новых видов богослужебных облачений, таких, как комбинированные иерейские облачения, в которых удачно сочетаются бархат и парча. Помимо облачений, цех сегодня также выпускает крестильные комплекты для детей и взрослых. Проводятся работы по восстановлению традиционной техники вышивки окладов и икон жемчугом и золотыми нитями. Пущено в действие и работает новое оборудование типографии. Надеюсь, что усилия по созданию церковной полиграфической базы найдут отклик у Преосвященных и побудят их к сотрудничеству. На предприятии реконструирована котельная, введена в действие еще одна подстанция, закуплено телефонное оборудование, установлены новые теплицы, обновлен парк автотранспорта, начато строительство нового здания, где разместятся магазин, воскресная школа, гостиница. " Софрино " продолжает развивать сеть магазинов и торговых точек по всей России, направляет автолавки по Москве, Подмосковью, странам ближнего зарубежья. Радостным событием для работников предприятия стало строительство на его территории храма преподобного Серафима Саровского, уже возвышающегося над производственными зданиями. Предприятие осуществляет активную благотворительную деятельность, в частности помогая семьям престарелых и инвалидов, а также Пушкинской школе-интернату для слаборазвитых детей-сирот. Большое внимание уделяется социальной защите тружеников. Повышение цен на сырье делает многие изделия убыточными. Финансовое положение предприятия осложняется тем, что большинство епархий берут изделия в кредит и их суммарная задолженность регулярно составляет около 8 миллиардов рублей в месяц.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Диакон поверх стихаря на левое плечо надевает длинную полосу из цветной материи с изображениями креста. Орарь укрепляется петлей на пуговице, пришитой к левому плечу стихаря. В некоторые моменты богослужения диакон опоясывается орарем, помещая его концы крестообразно на груди. В таком виде орарь всегда надевают иподиаконы. Двойной орарь является наградой для диаконов. Священник поверх подризника надевает без которой он не совершает ни одно священнодействие. Епитрахили обычно изготавливают из парчи. Верхней ризой священника является одежда в виде древнего плаща. Русская фелонь в передней части имеет большой вырез, чтобы у священника оставались свободными руки для совершения священнодействий. На спинке фелони в верхней части нашит крест, под ним — восьмиконечная звезда. Епитрахиль, поручи и фелонь составляют малое священническое облачение, в котором совершаются вечерня, утреня и ряд других служб. При совершении Божественной литургии священник надевает полное облачение: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь. Богослужебный пояс представляет собой полосу материи, завязывающуюся сзади лентами, с крестом посередине. Священник может быть награжден правом ношения набедренника и палицы. Набедренник представляет собой прямоугольный, а палица ромбовидный плат на ленте. Полное архиерейское облачение включает в себя те же ризы, что и священническое: подризник (подсаккосник), епитрахиль, пояс, палицу (для епископов она служит не наградой, а обязательным элементом облачения), поручи, саккос и Омофор является древним элементом архиерейского облачения и представляет собой широкую длинную полосу материи с изображением крестов. Омофоры бывают дух видов — большой и малый. Большой омофор надевается на плечи епископа так, что огибает оба плеча и одним своим концом спускается с левого плеча спереди, а другим — с этого же плеча сзади. Он используется во время крестных ходов и в начальной части Божественной литургии, до малого входа и Трисвятого включительно. Во время чтений Священного Писания епископ снимает омофор, а на протяжении остальной части литургии в наиболее важные ее моменты надевает уже малый омофор.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

В Гейдельберге К. осуществил перевод с латыни на англ. язык изданного анонимно соч. «Полное и ясное изложение на основании Слова Божия церковной дисциплины и уклонения от нее Английской Церкви» (Ecclesiasticae disciplinae, et Anglicanae ecclesiae ab illa aberrationis, plena ex verbo Dei, et dilucida explicatio, 1574), автором к-рого традиционно признается единомышленник и соратник К. по пуританской деятельности теолог Уолтер Траверс († 1635). Перевод был опубликован в 1574 г. с предисловием К. ( Pearson. 1925. P. 136-142). Во время работы К. в Гейдельберге над ответами на «Защиту» Уитгифта у него возникли разногласия с наиболее бескомпромиссными английскими пуританами. Отчасти под влиянием общения с гейдельбергскими реформатскими теологами, отчасти под давлением аргументации Уитгифта К. признал, что положивший начало пуританскому движению вопрос о богослужебных облачениях является второстепенным. Отвечая на адресованный ему по этому поводу запрос пуритан из Англии, К. обосновывал свою позицию тем, что первичной обязанностью проповедника является возвещение Евангелия, поэтому лучше возвещать истинное Евангелие в традиц. облачениях, чем вообще лишиться возможности проповедовать. Недовольные ответом К., некоторые лидеры англ. пуританизма, в число которых входили авторы «Увещания» Филд и Уилкокс, направили ему коллективное письмо, в котором упрекали его в отступлении от прежних принципов. К. в «Продолжении второго возражения» отверг эти упреки, заявив, что никогда не считал вопрос об облачениях и прочих обрядах первостепенным, так что лишь уточнил свое мнение, правильность которого подтверждают его беседы с гейдельбергскими теологами (материалы переписки опубл.: A Parte of a Register. 1593. P. 401-408; The Seconde Parte of a Register. 1915. Vol. 1. P. 136-143; ср.: Cartwright. Sec. Rep. II. P. 262-264). Несмотря на эти разногласия, англ. пуритане продолжали считать К. одним из лидеров движения и признавали его высокий богословский авторитет ( Pearson. 1925. P. 148-153). После смерти курфюрста Фридриха III в окт.

http://pravenc.ru/text/1681191.html

Древний вид епитрахили, ныне используемой в РКЦ Измененная епитрахиль, застегнутая на пуговицы А еще однажды святитель Иннокентий Иркутский, великий миссионер, сильно мерз на Аляске. Облачение-то архиерейской шито хоть и из парчи московской, хоть и вороты все подняты, и сулок на посохе, да только в минус 40 не особо это все греет. А паства вокруг стоит, улыбается, рада святителю, горя его не ведает. Ведь у алеутов одежда вся напрочь из меха оленьего шита. Тепло в таком меху, уютно. Тут хоть молебен служить, хоть всенощную отстоять, все выдержать можно, когда на тебе глухая меховая куртка из оленьей шкуры. Подумал-подумал святитель и решил здравия ради сделать так же. И вместо шелков, парчи и сукна сшил себе облачение новое из оленьей шкуры: и омофор из оленей шкуры пошил, и саккос, и поручи, и даже митру. И батюшкам своим велел сделать так же. И появилось в Церкви православной первое в мире кожаное облачение, кое православие видом никогда не видывало. И тепло всем было, и служили они, и прославил Бога за то, что надоумил их и не дал хвори болезной среди братии множиться. Святитель Иннокентий с алеутской паствой в облачении из оленьей кожи Турецкая феска Однажды греки победили турок. Долго последние пили кровь византийскую, много горя им принесли. А турки в то время все как один носили шапку особенную — «феска» называется. Представляла она собой горшок, широкий снизу и узкий сверху, а сверху еще кисточка торчала. Греки фески эти тоже носили, так как штука была модная, да и голову от солнца чем-то прикрывать надо. Богослужебная православная камилавка Но вот после победы взяли и изменили форму фесок, чтобы шапка эта собой представляла противоположность турецкой фески, и тем самым служила символом победы. Теперь снизу было узко, а к верху шапка расширяла свои поля. Полная геометрическая противоположность турецкой шапке. А кисточку и вовсе вырвали с корнем, только дырочку от нее оставили на память. И назвали греки эту свою победную шапку — камилавкой. А потом она и на Русь пришла и стала основным главным убором для духовенства. И никто не возражал, и прославили все Бога.

http://blog.predanie.ru/article/odnazhdy...

Полное облачение используется при служении Литургии и в других случаях, предусмотренных Уставом. Его составляют: подризник, поверх которого надевается епитрахиль, потом поручи, пояс, набедренник и палица (у кого они есть), а также фелонь. Поскольку набедренник и палица являются наградами духовенству и бывают далеко не у каждого священника, то они не входят в число обязательных предметов облачения. Епископ в богослужебном облачении У архиереев круг используемых им облачений гораздо шире. К вышеперечисленным предметам прибавляются еще такие, как саккос, омофор, митра (хотя она может являться наградой очень заслуженному священнику, но в этом случае она не увенчивается крестом), архиерейский жезл и мантия. В число предметов полного архиерейского облачения не входят три из вышеназванных: митра, архиерейский жезл и мантия. Таким образом, полное архиерейское богослужебное облачение в соответствии с семи Таинствами, которые совершает епископ, содержит в себе семь основных предметов: подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палицу, омофор и саккос. Саккос Саккос (древнеевр. рубище, вретище) – богослужебное облачение архиерея: длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из дорогой ткани. Саккос по внешнему виду напоминает диаконский стихарь с той разницей, что он разрезан полностью: по нижней стороне рукавов и по бокам до пола. По линии разреза соединяется так называемыми звонцами, которые заменяют выполняющие аналогичные функции пуговицы диаконских стихарей, но в дополнение к этому издают мелодические звуки в те моменты, когда архиерей двигается. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. Саккос духовно означает то же самое, что и фелонь. Этим обуславливается тот факт, что при его надевании нет особой молитвы, лишь диакон читает во время облачения епископа: «Архиерее Твои, Господи, облекутся в правду». Саккосы, как правило, шьют из дорогой парчи и украшают изображениями крестов. Передняя половина саккоса символизирует священство Нового Завета, задняя – Ветхого Завета. Их соединение звонцами символически означает нераздельное, но и не смешиваемое преемство этого священства во Христе. Другое символическое значение этого соединения – двоякий характер служения епископа как Богу, так и людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иначе хиротония (греч. рукоположение). Рукоположение совершается в дьяконы (из иподьяконов), в священники (из дьяконов) и в архиереи (из священников). Соответственно существуют три чина рукоположения. В дьяконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев (по крайней мере двумя архиереями • см. 1 Правило Св. Апостолов). Рукоположение в дьяконы совершается на литургии после евхаристического канона. Посвящаемый вводится в алтарь через врата царские, троекратно при пении тропарей обводится вокруг престола и затем встает на одно колено перед престолом. Архиерей возлагает край омофора на голову посвящаемого, сверху полагает руку и читает тайносовершительную молитву. После молитвы архиерей снимает крестовидно одетый орарь с посвященного и возлагает орарь ему на левое плечо с возгласом " аксиос " . Рукоположение в священники совершается на литургии после великого входа подобным образом - полагаемый становится на оба колена перед престолом, читается иная тайносовершительная молитва, рукоположенный облачается в священнические одежды. Рукоположение в архиереи совершается на литургии после пения трисвятого перед чтением Апостола. Рукополагаемый вводится в алтарь через царские врата, делает три поклона перед престолом и, встав на оба колена, полагает сложенные крестом руки на престол. Архиереи, совершающие рукоположение, держат над его головой открытое Евангелие, первенствующий из них читает тайносовершительную молитву. Затем возглашается ектения, после которой Евангелие полагается на престол, а новорукоположенного облачают с возгласом " аксиос " в архиерейское облачение. РЯСА (греч. рваная одежда) верхнее облачение духовенства и монашества - длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, черного цвета. РЯСОФОР (РЯСОФОРНЫЙ МОНАХ) (греч. носящий рясу) - монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку. САККОС - богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Практика Санкт-Петербургской епархии Предметы, необходимые для архиерейского богослужения Облачение архиерея: мантия, митра, крестик, палица, омофор малый, омофор большой, епитрахиль, пояс, поручи, саккос, подсаккосник, сулок (дополнительно: 2 расчёски, очки).  Богослужебная книга: Чиновник архиерейского служения. Облачение иподиаконов: стихари, орари.  Богослужебные предметы: дикирий, трикирий, орлецы, жезл, свеча, рипиды, подносы, покровцы, кадило, ладанница. На Всенощное бдение : елейница и стрючец, подсвечник. На Литургию : набор для умовения рук (Лит), теплота (Лит). Руководство для иподиакона Старшая пара. Литургия. (Встреча) На встречу первая пара выходит: старший — южными вратами, второй — северными; на амвоне, повернувшись лицом на восток, крестится, кланяется, поворачивается, кланяется Владыке и идет к Владыке (на встречу). Встретив Архиерея (когда тот встал на орлец положенный в притворе), надевают мантию (зимой снимают рясу, а потом надевают мантию) и после того как все духовенство приложится к кресту идут за Владыкой на кафедру; здесь они его оставляют и идут в алтарь, а Владыка в это время идет читать входные молитвы. После того как Архиерей пойдет на кафедру первая пара выходит (старший — южными вратами, второй — северными) на амвон (за старшим идет иподиакон с подносом на котором сложено полное облачение, а за вторым — иподиакон с пустым подносом), идут на кафедру и после того как все священники уйдут в алтарь, подходят к Владыке снимают с него клобук, мантию, панагию, рясу (это все они кладут на пустой поднос; после того как на поднос положили рясу, иподиакон держащий его уходит в алтарь, и аккуратно развешивает рясу и мантию, а панагию с клобуком кладут на видном месте). Разоблачив Владыку, старшая пара начинает Его облачать. Во время облачения саккоса из алтаря выходит иподиакон с подносом, на котором находится крест, панагия, митра. Надев большой омофор (когда у иподиакона, который держал поднос с облачением, забрали большой омофор, он уходит в алтарь) на Владыку старшая пара надевают крест, панагию, митру (когда у иподиакона с подносом забрали митру, он уходит в алтарь).

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010