Если же это не так, то мы окунаемся в бездну предопределения, которое своим логическим завершением имеет торжество языческого рока. Там же, где царствует рок, нет места Божественной Любви. См.:  Геродот . История в девяти книгах. Клио. 91.  « Наука » . Л. 1972. С. 40. Это вполне можно сравнить с ободряющими словами прп. Сергия Радонежского  б лаговерному князю Димитрию Донскому накануне Куликовской битвы:  « Се зрел твою победу! » Х. Генри Митер.  Основные идеи  к альвинизма. CRC World Literature Ministries.  « Христианский мост » , 1995. С. 51.  Теологумен (греч. theologoumenon) — богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. Прокопчук А., свящ.  Предопределение в Евангелии от Иоанна//XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. Том 1. — М.: ПСТГУ, 2007. С. 45.   « Резко выраженная идея предестинации избранных или данных Христу Отцом учеников содержит в себе несомненные догматические трудности для понимания. Очевидно, такой предестинационизм не соответствует всему духу Евангелия любви » .  Булгаков С., прот.  Богословие Евангелия Иоанна Богослова//Вестник РСХД. Париж, 1982. С.36. Цит.  п о:  Прокопчук А., свящ.  Указ. соч. С.42.  PG, t. 36, col. 419 В. [Русск. пер.: Творения, ч. III, с. 261 .]  Цит. по: В.Н.Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М. 1991. С. 50.  Кенозис (греч. κνωσις  — уничижение, истощение) — святоотеческая концепция, полагающая Божественное самоуничижение Христа через Его воплощение в человеке вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти.   Следует иметь в виду, что грех, соверше нный царе м Давидом, используется Господом Богом так, что родившийся от этого брака Соломон по закону Левирата вписывается в родословную Урии и, соответственно, сыновей Иафета, что подче ркивается в Евангелии словами:  от бывшей за Уриею  (Мф. 1:6). Можно, в качестве примера, вспомнить молящегося под смоковницей будущего апостола Нафанаила (см. Ин. 1:45–49), для которого слова Христа:   прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя  (Ин. 1:48) прозвучали как гром среди ясного неба, ибо Кто его мог видеть под этой самой смоковницей, если, как доносит до нас Священное Предание, сам Нафанаил молился под ней о пришествии в мир Мессии; или праведного Симеона Богоприимца:   Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня  (Лк. 2:25–26).

http://pravmir.ru/homo-subjunctivus-do-k...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Коломенская семинария приглашает принять участие в ежегодной Всероссийской научно-богословской конференции 8 февраля 2022 – 8 февраля 2022 События 29 марта 2022 года в Коломенской духовной семинарии состоится ежегодная Всероссийская научно-богословская конференция. К участию в конференции приглашаются преподаватели и студенты высших духовных и светских учебных заведений. Основные направления работы конференции: В связи со сложной эпидемической ситуацией планируется проведение конференции в очно-дистанционном формате. Дистанционное участие будет обеспечиваться при помощи программы ZOOM. Желающим принять участие в конференции необходимо до 27 февраля 2022 года прислать на электронную почту оргкомитета конференции ( science@kpds.ru ) заявку со следующими сведениями: а) для преподавателей: б) для студентов: К заявке необходимо приложить тезисы предполагаемого доклада (в свободной форме). Право отбора заявок для участия в конференции оргкомитет конференции оставляет за собой. Программа конференции будет сформирована и доведена до сведения всех участников после окончания приёма заявок. На основании докладов конференции возможна публикация статей соответствующей тематики в научном журнале «Труды Коломенской духовной семинарии». Участникам конференции, желающим опубликовать статьи в данном издании, необходимо до 15 апреля 2022 года прислать на электронную почту оргкомитета ( science@kpds.ru ) текст, оформленный в соответствии с имеющимися требованиями. Правила приёма, рецензирования и публикации статей, а также требования к оформлению можно посмотреть здесь:  ). Для решения возникших вопросов можно обращаться в оргкомитет конференции: тел.: +7 917 531-20-16, иеромонах Иоанн (Пахачев), e-mail:  science@kpds.ru Источник: Kpds.ru   Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6172307

Вступительное слово митрополита Филарета на открытии Богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах» 13 ноября 2007 г. 12:02 На открывшейся 13 ноября Богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах» со вступительным словом выступил митрополит Минский и Слуцкий Филарет , председатель Синодальной Богословской комиссии . Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры, уважаемые участники и гости настоящей конференции! Рад приветствовать всех вас на очередном богословском форуме Русской Православной Церкви, который проводится каждые два года. Как уже отметил в своем приветствии Его Святейшество Святейший Патриарх Алексий II, общецерковные  Богословские конференции являются регулярными, и настоящая конференция — уже пятая. Напомню, что первая общецерковная Богословская конференция на тему «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» состоялась в юбилейном 2000 году. Затем мы провели конференции, посвященные богословской антропологии, то есть учению Церкви о человеке (2001 г.), экклезиологии — учению собственно о Церкви (2003 г.), а также эсхатологическому учению Церкви (2005). Материалы всех конференций опубликованы. Как и предыдущие, нынешняя конференция является международной. В ней принимают участие ученые и богословы Русской Православной Церкви, других Поместных Православных Церквей, а также представители академической богословской науки из разных стран: России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Греции, Сербии, Австрии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Соединенных Штатов Америки, Финляндии и Франции. На конференции будет представлено около 100 докладов. Несколько слов о специфике нашей конференции и ее структуре. Безусловно, в церковном вероучении нет более важных и менее важных тем: все догматы веры равно необходимы и значимы для совершения нашего спасения в лоне Церкви Христовой. Однако тема, которую мы будем рассматривать в ходе нашей конференции, имеет несколько важных особенностей. Как подчеркнул Его Святейшество, «жизнь Церкви и каждого ее члена неразрывно связана с Таинствами. Таинствами освящаются верные чада Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/321140.htm...

В СПбДА прошла VIII Международная студенческая научно-богословская конференция 20 мая 2016 г. 19:38 19 мая 2016 года в Санкт-Петербургской духовной академии завершила работу VIII Международная студенческая научно-богословская конференция. В этот день рабочие заседания прошли на секциях богословия, библеистики, истории Русской Православной Церкви, общецерковной истории, антропологии, социологии религии, а также культурологии и политологии. В заседаниях принимали участие гости академии и студенты 3 и 4 курса бакалавриата, всех курсов магистратуры и аспирантуры. В актовом зале и.о. проректора по научной работе священник Игорь Иванов открыл итоговое пленарное заседание. После краткого приветственного слова им было зачитано коммюнике научно-богословской конференции. В частности, в нем было отмечено следующее: «Участники конференции считают, что проведение студенческих научных форумов является неотъемлемой частью в развитии церковной науки в Русской Православной Церкви. Спецификой научно-богословской конференции является ознакомление ее светских участников с Православием и его духовно-академической научной традицией. При этом происходит диалог и взаимопонимание между светской наукой и богословием, который, по мнению участников конференции, в эти дни был весьма плодотворным». По результатам работы конференции, на основах конкурса в каждой из 10-ти секций был выбран лучший доклад. На заключительном пленарном заседании состоялось награждение победителей. Специально для конференции был издан «Сборник докладов. Материалы VIII Международной студенческой научно-богословской конференции», где было опубликовано 75 докладов, а те 10 докладов, что победили в своих номинациях, будут также опубликованы на сайте духовной академии. В работе конференции, организуемой Санкт-Петербургской духовной академией, приняли участие представители 29 учебных заведений: 3 духовных академий, 19 духовных семинарий, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов и др. За два дня работы конференции выступили 74 докладчика, в числе которых три студента из ближнего зарубежья: представители Киевской духовной академии (Украина) и Алма-Атинской духовной семинарии (Казахстан), а также иностранцы-участники: аспирант СПбГУ Катарина Джункова (Словакия) и Нехамаийа Климент Ройпракаш, студент бакалавриата СПбДА (Индия). Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Приветствие Святейшего Патриарха Алексия участникам Ламбетской конференции Англиканского сообщества 22 июля 2008 г. 21:46 19 июля в Кентербери (Англия) началась Ламбетская конференция Англиканского сообщества — всемирный съезд англиканских епископов, проводимый раз в 10 лет. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Архиепископу Кентерберийскому Роуэну Уильямсу и всем участникам Ламбетской конференции послание. Ваша Милость, досточтимые участники Ламбетской конференции! Сердечно приветствую вас с пожеланиями мира и успешного разрешения насущных проблем, стоящих на повестке дня вашего высокого собрания, регулярно объединяющего представителей Англиканского сообщества. Вниманию участников конференции предлагаются как вопросы, носящие практический характер, так и важные богословские темы. По моему убеждению, именно богословское осмысление того, в чем состоит суть миссии христианина, должно лежать в основе любых размышлений о жизни в современном мире тех, кто именует себя последователями Христовыми. Уверен, что необходимым условием соответствия христианской мысли богооткровенной Истине является укорененность в Священном Писании и Апостольском Предании. Из слов Евангелия мы видим, что главная миссия христианина — быть «солью мира», его светом (Мф. 5:13-14). Это высокое служение неизбежно предполагает верность заповеданному Господом нравственному идеалу. Тема христианской нравственности, связанная с гендерной тематикой, занимает особое место в повестке дня нынешней Ламбетской конференции. Эти вопросы весьма интенсивно обсуждаются англиканскими иерархами, духовенством и мирянами . На мой взгляд, перед участниками конференции стоит очень серьезная задача — сделать выбор между традиционным, библейским пониманием норм христианской морали и тенденцией, принимающей грех и вседозволенность за проявления любви и терпимости. Вот почему на участниках конференции лежит огромная, историческая ответственность. Решения, принимаемые сегодня вами, чрезвычайно важны для всего христианского мира, ибо от них во многом зависит будущее отношений многих христианских церквей и общин с Англиканским сообществом. Результаты работы Ламбетской конференции имеют особое значение для Русской Православной Церкви, ибо история наших контактов с англиканами восходит к XVI веку. Как правило, она была отмечена теплотой и взаимопониманием. Искренне надеюсь на возможность сохранения именно таких отношений. От всего сердца желаю, чтобы трудами участников нынешней Ламбетской конференции руководило стремление к неизменной верности тому пониманию христианского нравственного идеала, которое явлено нам в Слове Божием и многовековой апостольской традиции. С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/439208.htm...

18 апреля 1997 г. Состоялось заседание президиума Комиссии, посвященное изучению документа VII Пленарной сессии Смешанной Международной Комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами «Униатизм, как метод объединения в прошлом и поиск полного единства в настоящем», принятого в Баламанде (Ливан) в июне 1993 года. Вокруг этого документа возникла дискуссия во время прошедшего в феврале этого года Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в связи с чем было принято решение «передать его на изучение Синодальной Богословской Комиссии и поручить Священному Синоду выразить официальное отношение к этому документу». В связи с этим Богословская комиссия сочла необходимым дать разъяснение, касающееся предыстории Баламандского документа. Важным итогом деятельности Синодальной библейской комиссии стало принятие на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года документа «Об отношении Русской Православной Церкви к инославию». В 2000-е годы комиссия продолжила разработку тем, начатых в 1990-е годы, и провела ряд значимых мероприятий. В частности, состоялись: Международная конференция «Православное богословие на пороге III тысячелетия» (7-8 февраля 2000 г., Москва), Международная конференция «Пресвятая Троица» (2001 г., Москва), семинар «Богословие и философия: аспекты диалога» (2001 г., Москва), Международная конференция «Учение Церкви о человеке» (5-8 ноября 2001 г., Москва), семинар «Философская этика и нравственное богословие» (2002 г., Москва), Международная конференция «Православное учение о Церкви» (17-20 ноября 2003 г., Москва), конференция «Православное богословие и запад в XX в.» (30-31 октября 2004 г., Москва), конференция «Проблема зла» (6 июня 2005 г., Москва), Международная конференция «Эсхатологическое учение Церкви» (14-17 ноября 2005 г., Москва), Международная конференция «Православное учение о церковных таинствах» (13-16 ноября 2007 г., Москва). В 2009 г. круг вопросов, относившихся к компетенции Патриаршей библейской комиссии, был включен в сферу ответственности Синодальной богословской комиссии, которая решением Священного Синода от 27 августа 2009 г. была переименована в Синодальную библейско-богословскую комиссию.

http://patriarchia.ru/db/text/6062560.ht...

13 ноября 2007 г. 10:00 — 16 ноября 2007 г. 18:00 По решению Священного Синода, V Богословская конференция Русской Православной Церкви, подготовку и организацию которой осуществляет Синодальная Богословская комиссия во главе с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом , Патриаршим Экзархом всея Беларуси, будет посвящена православному учению о Таинствах (сакраментологии). V Международная богословская конференция «Православное учение о церковных Таинствах» пройдет в Москве 13-16 ноября 2007 года. Предыдущие конференции были посвящены: богословским итогам XX в. (2000), учению о человеке (2001), учению о Церкви (2003), эсхатологическому учению (2005). На конференции 2007 года, которую по традиции откроет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , планируется выступление около ста докладчиков. Формы работы: пленарное заседание, секционные заседания, «круглый стол». Богословие церковных Таинств будет рассмотрено как в исторической перспективе (в библейском, патрологическом, литургическом, каноническом аспектах), так и с точки зрения его изложения в системе догматического учения. Особое внимание будет уделено церковно-практическим вопросам, касающимся совершения Таинств и иных священнодействий. В ходе подготовки к конференции состоится серия научно-богословских семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Семинары организуются на базе духовно-учебных заведений Русской Православной Церкви (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Нижний Новгород, Смоленск, Тюмень). По итогам работы семинаров будут подготовлены отчеты, которые будут представлены для обсуждения на конференции. Проведенная таким образом научно-исследовательская и богословская работа в области православной сакраментологии в перспективе может быть обобщена в документе доктринального характера. В качестве докладчиков для участия в работе конференции приглашаются как отечественные, так и зарубежные ученые, специализирующиеся в различных областях научно-богословского знания (таких как библеистика, патрология, историческая литургика, каноническое право, догматическое и сравнительное богословие). Программа конференции в формате pdf. Сайт Синодальной богословской комиссии /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/209130.htm...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Ежегодная всероссийская студенческая научно-богословская конференция «Актуальные вопросы церковного научного дискурса: история, современность, перспективы» пройдет в Нижегородской духовной семинарии 4 марта 2024 – 4 марта 2024 События 28 марта 2024 года в Нижегородской духовной семинарии при информационной поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви состоится Ежегодная всероссийская студенческая научно-богословская конференция «Актуальные вопросы церковного научного дискурса: история, современность, перспективы». К участию приглашаются студенты, магистранты и аспиранты духовных семинарий и академий, богословских и светских вузов. Проблемное поле конференции: Форма участия в конференции очная, с возможностью дистанционного подключения. Регламент выступления: 7 минут.  Проживание и питание обеспечивает Оргкомитет конференции. Дорожные расходы – за счет направляющей стороны. Для участников конференции предполагается культурная программа – обзорная экскурсия по Нижнему Новгороду (Нижегородский кремль, монастыри и храмы города). Заявка на участие в конференции  Время проведения конференции: 28 марта 2024 г., 13:00 мск.  Также в рамках конференции пройдет круглый стол, где предполагается обсудить проблемы: Время проведения круглого стола: 28 марта 2024 года, 17:00–19:00 мск. Заявку необходимо отправить до 22 марта 2024 г. на адрес:  damaskinnn@mail.ru Статьи для публикации принимаются до 10 апреля 2024 г. Статьи будут опубликованы в сборнике конференции с размещением в РИНЦ.    Источник : Богослов.Ru/ Учебный комитет Русской Православной Церкви Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6195120

Как сегодня жить во Христе? В названии конференции нет сложных философских понятий: экзегетика, герменевтика, гносеология, и так далее. «Жизнь во Христе». Уже встречаются предположения, что, наверное, так измельчало современное богословие, что и поговорить особо не о чем, только вот о жизни во Христе –на богословской-то конференции! 29 октября, 2010 В названии конференции нет сложных философских понятий: экзегетика, герменевтика, гносеология, и так далее. «Жизнь во Христе». Уже встречаются предположения, что, наверное, так измельчало современное богословие, что и поговорить особо не о чем, только вот о жизни во Христе –на богословской-то конференции! С 15 по 18 ноября состоится очередная богословская конференция «Жизнь во Христе». Богословские конференции проходят раз в два года, и каждый раз на них обсуждаются актуальные вопросы: Учение Церкви о человеке,  Православное учение о Церкви, Эсхатологическое учение Церкви,  Православное учение о церковных таинствах. В этом году тема конференции звучит необычно для традиционных богословских собраний. В названии нет сложных философских понятий:  экзегетика, герменевтика, гносеология, и так далее. «Жизнь во Христе». В блогах уже встречаются предположения, что, наверное, так измельчало современное богословие, что и поговорить особо не о чем, только вот о жизни во Христе –на богословской-то конференции! О некоторых темах предстоящей конференции рассказывает протоиерей Владимир Шмалий , секретарь Синодальной Библейско-богословской комиссии. — Тема «Жизнь во Христе» была определена еще во время подведения итогов предыдущей богословской конференции по Таинствам Церкви, в 2007 году. Определяющим для выбора такой темы было соображение о необходимости практического применения результатов научной работы. Ведь «Жизнь во Христе» —  это центральное  содержание церковной жизни. Каким сегодня, в условиях меняющегося общества,  должен быть аскетический труд современного христианина, какие советы и наставления святых отцов применимы к жизни мирянина, а что из их наследия справедливо только для монашествующих, как строили свою жизнь в миру святые и подвижники двадцатого века, и наконец – как на практике, в жизни, а не только на бумагах и в книгах – применить все то, что обсуждается сегодня на богословских конференциях.

http://pravmir.ru/zhizn-vo-x/

Следующий доклад прочитал Секретарь Ученого совета доцент протоиерей Кирилл Копейкин. Тема доклада: «Евхаристия и материя». Докладчик подчеркнул несоответствие между представлениями о материи в новоевропейской науке XVII–XIX вв. и современными. Завершающим был доклад протоиерея Игоря Мазура «Церковно-практические аспекты таинства Евхаристии». По завершении конференции состоялась плодотворная дискуссия между участниками конференции, а также работа над итоговым документом. «Мы постарались как можно серьезнее отнестись к проведению этой конференции, которую воспринимаем как послушание, данное нам Святейшим Патриархом, — сказал владыка ректор. Было проведено несколько заседаний рабочей группы по подготовке конференции, в одном из которых приняли участие отец Владимир Шмалий и отец Михаил Желтов. Много труда потребовала подготовка проекта итогового документа. И мы видим, что конференции привлекла большое внимание не только наших преподавателей и студентов, но и представителей других ВУЗов». Слово благодарности произнес Проректор по научной работе Московской Духовной Академии священник Владимир Шмалий: «Прежде всего, позвольте мне, Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко Константин, поблагодарить Вас и всю профессорско-преподавательскую корпорацию от лица Председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Доклады, которые мы сегодня услышали, были составлены на очень высоком академическом уровне. Профессора и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии еще раз явили свою замечательную научную эрудицию. Огромное спасибо лично Вам, дорогой Владыко за тот большой труд и прекрасную организацию, которые сделали возможным проведение нынешней конференции. Спасибо и Вашим преподавателям, которые при колоссальной занятости, тем не менее, смогли подготовить такие доклады.  Конференция явилась очень важным шагом в подготовке Международной научно-богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах». Как сегодняшняя конференция, так и будущая Международная, должны существенно отличаться от предшествующих. Должен быть выработан доктринальный итоговый документ. Обычно все заканчивается изданием сборника материалов конференции, но сейчас необходимо представить в качестве результатов рекомендации для последующего их рассмотрения Богословской комиссией и передачи в Священный Синод. Важно, что семинар по Евхаристии прошел именно в Санкт-Петербургской Духовной Академии, в этом «втором легком» Русской академической науки. Мы с глубоким удовлетворением услышали сегодня спокойный голос прославленной Духовной школы, свидетельствующей, что святоотеческая традиция Православия не только сохраняется здесь, но живет и укрепляется. Еще раз большая благодарность всем организаторам и участникам конференции».

http://patriarchia.ru/db/text/215201.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010