Книга раскрыта в том месте, где наверху написано: «последование стыя м-цы». Я хорошо знаю, что это значит «стые м-цы» (св. Четыредесятницы), и мне всегда скучно от этого «м-цы». Дедушка просматривает Устав, водя зажженной свечкой по строкам и сковыривая ногтем воск, которым густо закапаны страницы Устава. — Также припеваем и третий псалом «На реках Вавилонских», — говорит он вслух, перевертывая страницу, отходя от окна и начиная облачаться. Заутреня мне нравится меньше, чем обедня. В заутреню в алтаре для меня мало хлопот, и мне скучно. В обедню разводится жаровня, и, пока она стоит и дымит на паперти, вокруг нее собираются мальчишки. Они заглядывают сверху, в самые горящие уголья, а то, присевши на корточки, одним глазом глядят в круглые боковые отверстия или дуют в них. Мальчишки слушаются меня, поглядывая на меня с благоговением. Когда жаровня разгорится, я победоносно несу ее, раскалившуюся в некоторых местах докрасна, через всю церковь в алтарь, высоко держа ее за самые концы ножек над головами, гремя всем ее старым железом, ведя за собою ватагу ребятишек и всем этим пугая старух, которые поспешно сторонятся. «Ох, этот попов малый! того и гляди — глаза выжжет», — ворчат они. После Херувимской в жаровню ставится медный чайник с водой для теплоты; потом нужно разрезать антидор, выносить теплоту; в обедню нужно еще считать «проскомидные» деньги, читать поминанья… В заутреню ничего этого нет, и приходится стоять смирно, и дедушка заставляет молиться. «Эка ты развалился», — говорит он, заметивши, что я засунул руки в карманы и прислонился к печке. Я хлопочу около кадила. Слепивши два зажженных восковых огарочка, я кладу их на дно кадила вместе с ладаном, а над огнем нагромождаю маленькие угольки. Угольки начинают скоро краснеть, и тогда я, надувши щеки, изо всех сил раздуваю угольки, так что кружится голова и зеленеет в глазах. Дедушка мало обращает внимания на то, в каком положении кадило, и лишь не любит, когда я кладу очень много ладану. «Задушил ты совсем», — говорит он, щуря от дыму глаза и отмахивая его от лица рукою.

http://pravoslavie.ru/45107.html

   Принадлежность св. Феодору вышеперечисленных песнопений 40-цы не подлежит никакому сомнению. Она подтверждается отчасти самим св. Феодором, отчасти лицами, близко его знавшими. В 50-м малом своем оглашении он упоминает о каноне на неделю мясопустную, содержанием которого служило дневное евангельское зачало о страшном суде: вероятно, в данном случае он разумеет собственный канон на этот день, ибо от других, древнейших св. Феодора, песнописцев подобных канонов не сохранилось. В житии св. Феодора, составленном его учеником монахом Михаилом, содержится любопытный рассказ об одном сардинском монахе, употреблявшем за великопостным богослужением трипеснцы св. Феодора. B одно время его посетили какие-то сицилийские монахи, которые, услышав об этом, смутились и изумились тому, что так далеко «достигли учение и слава преподобного отца и начали осмеивать святого и порицать его творения, как будто составленные не по правилам искусства. Развратившись от них в уме», инок отменил, было, свой прежний обычай. Но в следующую же ночь ему явился во сне св. Феодор с рогоносцами и приказал им жестоко наказать монаха, который после такого вразумления поспешил выгнать из своего дома смутителей и возобновил употребление песнопений св. Феодора. Приведенные свидетельства подтверждаются, затем, всеми рукописными триодями, где вышеуказанные песнопения почти постоянно надписываются именем св. Феодора, или, по крайней мере (за исключением ошибок и случаев смешения с произведениями других песнописцев), не усвояются иным авторам. Если судить только по тем песнопениям св. Феодора, которые сохранились в печатной триоди, то можно подумать, что он хотел обработать, как говорит в своем синаксаре Н.К. Ксанвопул, главным образом лишь богослужение седмичных дней 40-цы. Ватиканская триодь 771 показывает, что это предположение, равно как и сообщение Ксанфопул, не совсем точны, и что задача у св. Феодора была гораздо обширнее: по крайней мере, его трипеснцы на 40-цу являются лишь частью обширного цикла его канонов, охватывающего все почти подвижные дни, начиная с понедельника первой седмицы в. поста и кончая, вероятно, субботой пред 50-цей. Именно, к его трипеснцам для 40-цы в данной рукописи сначала примыкает полный комплекта трипеснцев для страстной седмицы:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В пасхальную неделю не читали шестопсалмия и кафизм, а во всё продолжение 50-цы не полагалось часов и поклонов (§ 2, 7). Повечерие в пасхальную неделю было очень краткое, и только в субботу светлой недели оно начиналось от «с нами Бог» (§ 2). С Фомина воскресенья начиналось шестопсалмие, но кафизм не полагалось; за шестопсалмием – обычное Бог Господь, затем степенны, прокимен, всякое дыхание и евангелие «κα τ ν τις νυξ» (что разуметь под этим, не знаем), 50-й псалом и канон с двумя чтениями. На вечерне 1-я кафизма. Служба понедельника Фоминой недели отличается праздничным характером, как будто бы справлялось попразднство: на утрене поётся «Бог Господь», читается одна кафизма и канон воскресный с 3 чтениями (§ 1, 3). Афанасиев устав прибавляет к этому 1-ое воскресное евангелие, но упоминает только о двух чтениях на каноне, с замечанием: «этот понедельник мы празднуем точь-в-точь как воскресенье». С этих пор повечерия справляются полные за исключением субботы вечера и праздников, в которые она начинается от «с нами Бог». По Афанасиеву уставу полагаются после повечерий ещё панихиды, т.е. заупокойные последования, на которых, в продолжение 50-цы, полагался канон (вероятно заупокойный) и непорочны, а с недели всех святых прибавлялись чтения из псалтири, разделённые на три статьи или стояния – в числе 6 или 12 псалмов. С Фоминой недели до 50-цы поются на вечерне прокимны дневные (§ 3, а не особые праздничные, как в неделю Пасхи). До Вознесения воскресные стихиры на кафизмах предшествуют умилительным и апостольским (§ 5). В субботу накануне Пятидесятницы совершается поминовение умерших. Оно состояло в том, что на утрене, после экзапостилария, при пении стихиры «память скончавшихся Господи», отправлялись на братское кладбище и там пели стихиры дня и оканчивали утреню. По Афанасиеву – пели и другие заупокойные стихиры. Таким же порядком справлялось поминовение и в субботу мясопустную (§ 8). Заупокойные службы не правились на Пасхе, но начинались с Фоминой недели. Обыкновенно же их правили по субботам, и пели вместо экзапостилария «в память вечную будет праведник» (§ 12, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Пост св. апостолов Кроме Великого поста, главного между годовыми, известны были с давних пор еще три меньшие, иногда называемые в церковном уставе малыми четыредесятницами. По началу своему все они принадлежат глубокой первохристианской древности, но что касается их продолжительности, способа провождения и положения в составе церковного года, то в этом отношении они определились уже в эпоху первых письменных уставов, и на их установку имели сильное влияние обычаи монашеские. Ранее других становится известным из исторических данных пост после Пятидесятницы, почти одновременно с ним выступает пост Рождественский и уже после них – Успенский. Познакомимся с каждым из них отдельно и выясним условия их происхождения. Древнейшею основою теперешнего Петрова поста нужно считать пост, который держали первые христиане после 50-цы в следующую за этим праздником неделю или через неделю после него. Этот пост продолжался одну неделю, как видно из точного обозначения его продолжительности в Апостольских Постановлениях. После 50-цы, говорится здесь, «празднуйте одну неделю и после нее одну неделю ( μαν βδομδα) поститесь. Ибо справедливо порадоваться о даре, ниспосланном нам от Бога, и затем поститься после утешения» 47 . Дело идет, конечно, о благах, принесенных верующим Воскресением Спасителя и в частности явлением Св. Духа. Продолжительный праздничный период, вызванный воспоминанием об этих двух великих событиях, естественно было закончить воздержанием и таким образом уравновесить порядок церковной жизни. Но было и другое соображение в пользу этого поста, соображение такого же в сущности свойства, что и при установлении поста Великого, а именно: память о разлучении Христа с апостолами по Вознесении. Основываясь на этом соображении, некоторые начинали пост тотчас после праздника Вознесения и продолжали его до 50-цы. Так говорит Филастрий Бресчийский. Об этом обычае знал и блаж. Иероним, но он не признавал этого довода уважительным и находил несообразным поститься после Вознесения ввиду наступающего праздника Пятидесятницы 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Исаии (не находится ли отчасти в связи с этим действующее доселе предписание церковного устава о прибавлении к полиелею пс. 136?). По части чтений из Св. Писания грузинский лекционарий, кроме зачал на отдельные праздники и памяти, дает остававшиеся неизвестными доселе иерусалимские чтения на все дни 50-цы (в недельных евангелиях он несколько отличается от синайскаго евангелистария на недели от Воздвижения до Рождества Христова (когда в Иерусалиме действительно, как это заставляет предполагать упомянутый синайский евангелистарий, читалось евангелие от Марка), а также общие святым и на частные случаи. По подбору евангельских зачал для Страстной седмицы грузинский лекционарий занимает среднее место между армянскими лекционариями и греческим «Последованием» 1122 г.: евангелия бдения Св. Страстей в нем положены согласно с первыми, на литии же недели Ваий и в Великую среду ближе ко второму (панихидное зачало Великой среды «Последования» в лекционарие стоит на утрени). В чтениях седмичных дней 40-цы строгий порядок армянских лекционариев в грузинском изводе совершенно нарушен: многие чтения опущены, или перенесены на другие дни, или заменены новыми, на некоторые понедельники, вторники и четверги положены паримии из Бытия (влияние Константинополя?), чего прежде в Иерусалиме не было. В области песнопений грузинский лекционарий дает или сокращенные, или же лишь самые необходимые, указания: он знает всех знаменитых иерусалимских песнописцев VIII b. В неделю Ваий и в праздник Воздвижения на литургии он указывает, по-видимому, стихиры Дамаскина – Мария и Марфа, Глас пророка Твоего, в Великую среду – Космы маюмскаго – Егда грешная приношаше миро, на недели 40-цы – некоторые самогласны из серии стихир Андрея Слепца и стихиру, приписываемую греческими рукописями то Стефану Савваиту, то Кассии, – Вседержителю Господи, вем, колико могут слезы (4 нед.). Некоторые песнопения, указываемые лекционарием, неизвестны греческим рукописям. Много нового дает грузинский лекционарий в последованиях служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

В обыкновенные дни утреня справляется таким образом: сначала произносится 66 псалом без антифонов умеренно редко, как в воскресенье, чтобы все могло поспеть к 50 псалму, который произносится с антифонами. Затем читаются два других псалма по обычаю, т.е. в понедельник 5 и 35, во вторник 42 и 56, в среду 63 и 64, в четверг 87 и 89, в пятницу 75 и 91, а в субботу 142 и песнь Второзакония, которая разделяется на две славы. В другие же дни произносится какая-нибудь другая песнь из пророков по одной на каждый день, как поёт римская церковь . После того – хвалитны, за ними чтение из апостола, произносимое на память, респонсорий, амвросиев гимн, стиховная песнь из евангелия, литания и конец. Глава XIV. Как совершаются бдения в дни памяти святых. В праздники же святых и во все торжественные дни служба должна справляться так, как сказано в день воскресный, кроме того, что в дни святых произносятся псалмы, антифоны и чтения, принадлежащие этому дню, но в порядке вышеизложенном. Глава XV. В какие времена произносится аллилуйя. От св. Пасхи до Пятидесятницы неопустительно произносится аллилуйя, как на псалмах, так и на респонсориях, а от 50-цы до начала 40-цы только в ночных службах на шести последних псалмах. Во всякое воскресенье, кроме 50-цы, на утрене полагаются песни; первый, третий, шестой и девятый час читаются с аллилуйя, а вечерня с антифонами; респонсорий же никогда не произносится с аллилуйя кроме периода от Пасхи до Пятидесятницы. Глава XVI. Как совершается ежедневное богослужение. Как говорит пророк: седмижды в день исповедахся тебе. Это священное седмичное число будет выполнено нами в том случае, когда мы исполним обязанности службы по время утра, первого, третьего, шестого, девятого часа, вечера и повечерия (completorii), потому что об этих дневных часах говорится: седмижды и день исповедал тебя. А о часах ночных тот же пророк говорит: среди ночи и вставал, чтобы исповедать тебя. Вот в какие сроки дня мы возносим хвалы Создателю нашему за суды правды Его; именно – утром, в первый, третий, шестой и девятый час, вечером и в повечерие, а также и ночью вставать для исповедания Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Из Апостолов Пасхальной седмицы записаны зачала лишь первых трех дней, но в ином, сравнительно с армянскими лекционариями, объеме: Деян. 1:1–8 , Деян. 2:22–28 , Деян. 2:29–36 . После этого прямо следует Апостол Вознесения и чтения 50-цы: Ис. 25:1–12 , Иоил. 2:28–3:8 и Деян. 2:1–21 . Для Рождества Христова из древних паримий сохранились только 1, 2, 4 ( Мих. 5:2–5 ), 5, 6-я и 7-я объединеныв одно чтение и расширены – Ис. 8:8–11:16 , Апостол навечериянаш ( Евр. 1:1–1:2 ), на самый праздник апостольские чтения – Гал. 3:24–4:7 и Иак. 1:1–12 . На Крещение чтения – Быт. 1:1–3:24 , Ион. 1:1–4:11 , Ис. 43:15–21 , Ис. 35:1–10 , Ис. 40:1–8 , Ис. 44:2–7 и древний Апостол Рождества ( Тит. 2:11–15 ), на освящение воды – Ис. 2:1–6 и наш Апостол 1Кор. 10:1–4 . Из памятей святых лекционарий указывает лишь – св. Василия В., но положенный для него Апостол – имеет в виду праздник Обрезания: Рим. 3:19–4:12 Из годичного круга апостольских воскресных чтений лекционарий содержит зачала лишь для 16 недель, т. е., несколько меньше половины требующегося количества (за исключением недель 40-цы и 50-цы). Подобно описанному выше кругу евангельских чтений и здесь в основу принято рядовое чтение Апостола, начинавшееся в Иерусалиме, как и в Константинополе, с недели Пасхи, но заканчивавшееся (отчасти в соответствии с Евангелием) несколько раньше – перед Рождеством. Зачала в лекционарии идут в следующем порядке: I – Puм. 5:1–5; II – Puм. 6:3–11; III – Puм. 8:2–11; IV – Puм. 9:30–10:10; V – 2Kop. 5:14–6:2; VI – Eф. 1:17–2:3; VII – Eф. 2:4–10; VIII – Eф. 2:13–22; IX – Еф. 3:14–21; Х – Фuлun. 2:5–11; XI – Фuлun. 4:4–9; XII – Koл. 1:12–20; XIII – Koл. 2:8–15; XIV – Ebp. 2:11–18; XV – Ebp. 9:11–15; XVI – Евр. 10:19–25 . Неделя перед Рождеством Христовым имеет особое зачало – Рим. 1:1–7 . Таким образом синайский евангелистарий и лекционарий гж. Льюис представляют иерусалимскую систему чтений почти уже сформировавшеюся в основных чертах. Проследить дальнейшую судьбу иерусалимских чтений за неизвестностью нужных для этого источников пока невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

II, ст. 2, §§ 12–14; отд. того же ст. 3, §§ 15–23). О приготовлении мирян к причащению (отд. VII, ст. 1, §§ 137, 138). О приготовлении к причащению больных (отд. VIII, ст. 2, § 159). О сен же смотр. Правило. Причащение , – и в особенности как должны священники возлагать Тело Христово на руки, во время причащения (отд. VI, ст. 3, § 114)? О необходимости особенной осторожности со стороны священников, чтобы не обмокнуть усов в Кровь Господню во время причащения (отд. VI, ст. 3, §§ 113, 115). Как грешат те священники, которые служат, но не причащаются (отд. VI, ст. 1, § 102). О причащении в случае, если освященный агнец окажется негодным для совершения литургии (отд. IV, ст. 2, § 71). О причащении священнослужителей в случае, если вся Кровь Христова прольется из чаши (отд. VI, ст. 2, § 109). Как вообще миряне должны причащаться Св. Тайнам во время говения (отд. VII, ст. 1, §§ 130, 131)? Можно ли в случае недостачи вливать простое вино или всыпать простой хлеб в чашу, когда бы св. даров не доставало для причастников (отд. VII, ст. 1, § 132)? Можно ли причащать мирян, в случае надобности, частицами с надписаниями IΣ или XΣ (там же)? какие лица из верующих могут быть удостаиваемы св. причастия и какие нет (отд. VII, ст. 1, §§ 133–136)? Правило для мирян, готовящихся к причащению, и о том, как священники при этом должны поступать в сомнительных случаях (отд. VII, ст. 1, §§ 137, 138)? Может ли православный священник удостаивать причастия иноверцев, если они не примут православия (отд. VI, ст. 1, § 139)? Как причащаются неслужащие священники или диаконы (отд. VII, ст. 2, §§ 140, 141)? Как должны причащаться священники или диаконы, состоящие йод запрещением (отд. VII, ст. 2, § 142)? Можно ли причащать причетников в алтаре, во время причастного (отд. VII, ст. 2, § 143)? О причащении младенцев (отд. VII, ст. 2, §§ 144, 145). О причащении больных умирающих (отд. VII, ст. 2, §§ 159–166). Проглотивши утром случайно каплю воды при умовении, могут ли священнослужители совершать литургию (отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Начало этой главы составляет продолжение молитвы пленных иудеев к Богу, изложенной в предыдущей главе Здесь они умоляют Бога, чтобы Он простил им их согрешения и не вспоминал грехов предков их, но по милосердию Своему внял тому, что они теперь удалили из сердца своего неправду предков своих и готовы дальнейшую жизнь свою посвятить прославлению Его имени (1–8 ст.). Затем до конца главы пророк говорит от своего лица и, обращаясь к пленному народу иудейскому, – а) научает его заповедям жизни и мудрости: «слушай, Израиль, заповеди жизни, говорит он, внимай, чтобы уразуметь мудрость» (9 ст.). б) Объясняет причину его положения в чужой стране: «что с тобою, Израиль? спрашивает пророк. Что значит, что ты находишься теперь в земле врагов, одряхлел в стране чужой, осквернился вместе с мертвыми и причислен к находящимся в могиле» (10–11 ст.)? – и сам же отвечает на эти вопросы так: все это потому, что «ты оставил источник премудрости (12 ст.): если бы ты ходил по путям Божиим, то жил бы в мире вечное время» (13 ст.) в) Внушает ему: 1) что той мудрости, которую он добровольно оставил и от которой зависит долголетие и мир, не могут достигнуть ни цари языческие при всем могуществе и богатстве своем (15–21 ст.), ни даже известные своею мудростью древние народы (22–23 ст.), и 2) что мудрость эта зависит единственно от Бога невместимого (24–25 ст.), всеведущего и всемогущего (32–35 ст.), которую Он не открыл даже исполинам (26–28 ст.), а сами они при всей силе своей овладеть ею не могли, ибо никто из них не имеет доступа на небо (29–31 ст.), но сообщил её возлюбленному народу Своему Израилю (36–37 ст.) и даже Сам явился на земле и обитал среди людей (38 ст.). Последние слова этой главы (36–38 ст.) вместе с начальными словами следующей главы (4:1–5 ст.) читаются в качестве паремии в навечерии Рождества Христова, под именем пророчества Иеремии. " Таков (сей, т. е. всеведущий и всемогущий, каким Он изображен выше – 32–35 ст.) Бог наш, не сравняется (не вменится) с Ним никто другой (36 ст. ср. Иер. 10:6, 7; 49:19; 50:44 ). Он нашел, постиг (изобрете) все пути мудрости (хитрости) и открыл (даде) Своему возлюбленному народу Израилю (47 ст.), а потом и Сам явился на земле и обитал среди людей» (38 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Таким образом, проэкт 1813 года требует 1) умысла, 2) прерыва богослужения для наличности церковного мятежа; но этого мало. Его особенность еще в том, что особой статьей, именно § 117, он подвергает тем же самым наказаниям всех, кто такия преступления учинит в церквах других христианских исповеданий. Обратимся к Своду Законовь Уголовных. Здесь нарушению мирянами благочиния в церкви посвящена 204 ст. (по изд. 1832 г., 222 по изд. 1842 г).: «Кто нарушит благоговение при отправлении службы Божией, или к соблазну других придет в церковь пьяный, или пришед в церковь, учинит во время службы Божией суетный разговор о светских или иных делах, или будет ходить взад и вперед по Церкви, или говорить громко, или кричать, или хохотать начнет, или иной учинит шум, или от службы Божией отвратить внимание православных словом, делом или движением: того подвергать взысканию штрафа в пользу Приказа Общественного Призрения, или временному аресту, тюремному заключению, или телесному наказанию» (204 ст.; 222 ст.). Недопущение совершить литургию подвергало виновного лишению всех правь состояния, наказанию кнутом и ссылке в каторжную работу (206 ст. изд. 1832 г.; 224 ст. изд. 1842 г.). Духовные особы в этих случаях подлежали духовному суду (ст. 207 изд. 1832 г.; ст. 225 изд. 1842 г.). Что касается Уложения о наказаниях, то в первых изданиях его особыми статьями запрещалось нарушать в церкви должное благоговение и неприлично-громким криком, хохотом или иным шумом производить соблазн (ст. 231 изд. 1845 г.; ст. 243 изд. 1857 г.), – занимать места, предназначенные для священнослужения (ст. 233 изд. 1845 г.; ст. 245 изд. 1857 г.), или места, где стоят особы Императорской Фамилии (ст. 234 изд. 1845 г., ст. 246 изд. 1857 г.), подавать в церкви просьбы кому бы то ни было (ст. 235 изд. 1845 г.; ст. 247 изд. 1857 г.) и наконец – силою врываться в церковь (ст. 236 изд. 1845 г.; ст. 248 изд. 1857 г.). Наказанием за эти проступки служат или денежная пеня от 50 коп. до 1 рубля или арест от 3 до 7 дней. Только остановка богослужения, вызванная в первом случае, усиливает наказание арестом до 3 месяцев maximum. После издания Устава о наказаниях все эти статьи заменены одной 35 ст. Устава, по которой за нарушение благоговевия в церкви, часовне или ином молитвенном доме непристойным криком и шумом или неблаговидными поступками виновные наказываются или арестом не свыше 1 месяца или денежной пеней не свыше 100 рублей. Священнослужители же и церковнопричетники как белого, так и черного духовенства за нарушение благочиния в церквах наказываются по определению своего духовного начальства (ст. 218).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010